Научная статья на тему 'Новаторская система методов как залог качественного роста эффективности образования'

Новаторская система методов как залог качественного роста эффективности образования Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / интерактивные методы / специалист / инновационные технологии / активные методы обучения / учебный процесс / обучающийся / анализ / innovations / interactive methods / specialist / innovative technologies / active teaching and learning methods / educational process / student / analysis инновациялар / интерактивті әдістер / маман / инновациялық технологиялар / оқытудың белсенді әдістері / оқу процесі / білім алушы / талдау

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Аблаева Н.Н.

В статье поднимается вопрос о важности и не-обходимости инноваций и нововведений в про-цессе обучения, о том, как эти инновации решают проблемы в образовании и что привносят в дисци-плины. Рассматривается вопрос о важности про-фессии учителя в современном информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative system of methods as a guarantee for qualitative growth of the efficiency of education Әдістердің жаңашыл жүйесі білім беру тиімділігінің сапалы өсуінің кепілі ретінде

The article considers the question of the importance and necessity of innovations in the educational process: how these innovations solve educational problems, and what they bring to subjects. The question of the importance of the teacher's profession in the modern information society is also considered Мақалада оқу процесінде инновациялар мен инновациялардың маңыздылығы мен қажеттілігі туралы мәселе көтеріледі. Бұл инновациялар білім беру мәселелерін қалай шешеді және пәндерге не әкеледі. Қазіргі ақпараттық қоғамдағы мұғалім мамандығының маңыздылығы туралы мәселе қарастырылуда.

Текст научной работы на тему «Новаторская система методов как залог качественного роста эффективности образования»

УДК377.5.02:37.016 ГРНТИ 14.33.09

*

s х

<С m о

го £

W

О *

S

1-ч

О

ч о

X

X ш tS t* s

рц

о

ш t-

НОВАТОРСКАЯ СИСТЕМА МЕТОДОВ КАК ЗАЛОГ КАЧЕСТВЕННОГО РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Макалада оку процесiнде инновациялар мен инновациялардыц мацыздылыгы мен кажетттп туралы мэселе кетершед^ Б^л инновациялар бiлiм беру мэселелерш калай шешедi жэне пэндерге не экелед^ K^азiргi акпараттык когамдагы M:p^iM мамандыгыныц мацыздылыгы туралы мэселе ка-растырылуда.

Аннотация

В статье поднимается вопрос о важности и необходимости инноваций и нововведений в процессе обучения, о том, как эти инновации решают проблемы в образовании и что привносят в дисциплины. Рассматривается вопрос о важности профессии учителя в современном информационном обществе.

Annotation

The article considers the question of the importance and necessity of innovations in the educational process: how these innovations solve educational problems, and what they bring to subjects. The question of the importance of the teacher's profession in the modern information society is also considered.

Глава нашей страны в своем выступлении первого сентября 2021 года отметил: «В целом перед казахстанским образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача - не просто поспевать за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды» [1].

В очередной раз это доказывает, что применение инновационных методов в образовании является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего.

Аблаева Н.Н.,

методист, преподаватель

предмета "Биология", Житикаринский политехнический колледж, г.Житикара

Нег1зг1 свздер: инновациялар, интерактивт1 эд^тер, маман, инновациялъщ техно-логиялар, оцытудыц белсенд1 эд1стер1, оцу процесс, бшм алушы, талдау.

Ключевые слова: инновации, интерактивные методы, специалист, инновационные технологии, активные методы обучения, учебный процесс, обучающийся, анализ.

Keywords: innovations, interactive methods, specialist, innovative technologies, active teaching and learning methods, educational process, student, analysis.

В нашем, быстро меняющемся мире, современный специалист должен быть готов к решению нестандартных задач, которые предполагают наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия.

А социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей обучающихся должны составлять основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе.

Применение различных активных форм и методов обучения таких, как: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т.д. являются наиболее эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов. Таким образом, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения, в частности это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, технология дебатов и т. д. Предлагаю некоторые из представленных методов более подробно [2].

Метод - мастерская. Мастерская подразумевает самостоятельное добывание студентами предметных знаний и умений. Идея мастерской - создать условия студентам для индивидуальной и групповой работы. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый ка-

чественный уровень, что ведет к новому видению проблемы.

Алгоритм проведения мастерской: Фаза индукции. Постановка студентами проблемы. Предлагаемый для постановки проблемы материал (ключевое слово или слова, предметы, рисунки, какие-то физические явления, внутренние психические образы и т.п.) должен быть в зоне понимания студентов.

Работа с материалом. Анализ материала. Студенты анализируя материал, выдвигают безумные идеи (приемы творчества предлагаемые преподавателем для мотивации студентов, например, что было бы, если бы... и т.п.) 1. работа индивидуально (или работа в малых группах); 2. обсуждение в малой группе (коррекция своей работы, дополнение, улучшение). На этом этапе студенты собирают в свою копилку «зерно» (положительные, уникальные идеи).

Социализация. Представление творческих работ. Студенты вывешивают работы на доске. Все свободно передвигаются, и идет общение, задают вопросы. Основной принцип общения - «нахождение успеха». Студенты находят в любой работе интересный, примечательный момент и сообщают автору работы. Отрицательные моменты не высказываются.

Рефлексия. Высказывания о своих чувствах, ощущениях, которые у них возник- к ли в процессе работы мастерской, а также < чему новому научились на занятии. о

Данный метод развивает умения: умение он ставить проблемы, творчески искать отве- ^ ты. Развитие креативного мышления, вооб- К ражения, памяти и мотивации. §

Метод Дельфи. §

Сущность метода состоит в том, что м каждый работает над какой-либо пробле- к мой индивидуально, а в результате рабо- к ты анализируются и оцениваются сообща, о коллективно. Участники работы независи- н мо друг от друга формулируют свое реше-

и

ние по данному вопросу, затем выносят его на обсуждение всего коллектива. На основе рассмотрения спорных мнений разрабатывается единый вариант решения данной проблемы.

Данный метод развивает умения: умение работать индивидуально, умение слушать, анализировать, оценивать.

Метод «Альтернатива, возможности, варианты».

1.Выбирается проблема. Рассматриваются традиционное решение.

2.Предлагаются альтернативные варианты решения.

З.Определяются возможности реализации решения.

4.Предлагаются оптимальные варианты решения.

Данный метод развивает умения: всестороннее видение проблемы, комплексное решение проблемы.

Для решения любой проблемы, задачи, можно воспользоваться «SWOT - таблицей»:

1 этап. Анализ ситуации (по схеме):

а) ранжирование круга проблем,

б) решение проблем (близких и далеких, срочных и важных).

2 этап. Участники в решении проблемы (кто входит, прямые, косвенные участники).

§ 3 этап. Все участники собираются, ведут < диалог, приходят к общему решению. о Данный метод развивает умение анали-

04 зировать и прогнозировать развитие.

Метод «Коллаж».

1.Выбирается тема. § 2.Предлагается заранее принести вырез-§ ки из газет и журналов с яркими картинка-w ми (дополнительно ножницы, клей и ват-

5 ман), касающиеся этой темы.

К З.Студентам предлагается выразить

л

о тему содержания с помощью наклеенных н картинок на ватмане. Условие: без слов, по желанию студенты наклеивают на ватман

картинки.

4.После окончания работы, рассказать, как они понимают понятие, например, «дружба» (или отвечают другие команды, какое содержание они видят на ватмане).

Данный метод развивает умения: умение размышлять, умение понимать, искать ассоциации, умение выступать, умение выражать смысл, выделять главное и др. [3].

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности выпускника: отличная профессиональная подготовка, повышение его культурного уровня, умение правильно вести себя в обществе, уметь видеть ситуацию, решать самостоятельно проблемы. Но это станет возможным только при мастерском использовании педагогами тех или иных инновационных методов. И как говорил Джон Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра», данные слова показывают, что современный педагог должен активно использовать на своих уроках интерактивные методы обучения. Для того, чтобы современный выпускник был готов к решению нестандартных задач, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 01 сентябрь 2021 г.

2.Скрипко Л.Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы. Менеджмент качества. - 2012.

3.Исаева З.А., Мынбаева А.К., Садвака-сова З.М. Активные методы и формы обучения в высшей школе: Учебное пособие для вузов. - Алматы: Казац университет!, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.