Научная статья на тему 'Нотация в электронной и компьютерной музыке (проблемы терминологии)'

Нотация в электронной и компьютерной музыке (проблемы терминологии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
982
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
запись музыки / нотация / нотное письмо / music note writing / notation / musical notation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпец Максим Иванович

Статья посвящена проблеме терминологии в области визуальной шифровки современной музыки. Показано, что ясное различение общего понятия нотации и его частного варианта нотного письма делает более понятной ориентацию в графической записи электронной и компьютерной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of terminology in the field of visual encryption of contemporary music. It is shown that clear distinction of the general concept of notation and its particular variant musical notation helps to understand the orientation in graphic representation of electronic and computer music more clearly.

Текст научной работы на тему «Нотация в электронной и компьютерной музыке (проблемы терминологии)»

НОТАЦИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ МУЗЫКЕ (ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ)

Работа представлена кафедрой звукорежиссуры Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор В. И. Юшманов

Статья посвящена проблеме терминологии в области визуальной шифровки современной музыки. Показано, что ясное различение общего понятия нотации и его частного варианта - нотного письма - делает более понятной ориентацию в графической записи электронной и компьютерной музыки.

Ключевые слова: запись музыки, нотация, нотное письмо.

M. Karpets

ELECTRONIC & COMPUTER MUSIC NOTATION (TERMINOLOGY PERSPECTIVE)

The article is devoted to the problem of terminology in the field of visual encryption of contemporary music. It is shown that clear distinction of the general concept of notation and its particular variant - musical notation - helps to understand the orientation in graphic representation of electronic and computer music more clearly.

Key words: music note writing, notation, musical notation.

Вопросы терминологии в области гра- Как отмечает И. Воробьёв: «при том, что во-

фической записи музыки относятся к числу просы, касающиеся особенностей и способов

наименее разработанных в музыковедении. расшифровки письменной записи музыки»

(например, невменной, знаменной, мензуральной, барочной, классической, современной) «получили достаточное освещение в специальной литературе» (см.: работы В. Апеля, М. Бражникова, Е. Каркошки, И. Барсковой и др.) или были затронуты в исследованиях историко-теоретического характера, «целостный анализ развития нотной графики еще не был произведен» [2, с. 4].

Одна из причин существования этой проблемы - недостаточно ясное определение реального значения фундаментальных понятий.

Для того чтобы музыка могла исполняться не только композитором, но и другими музыкантами, она должна быть зашифрована автором на материальных носителях посредством визуально воспринимаемой знаковой системы. До появления электронной аппаратуры и компьютеров это была письменность. Как известно, в сфере музыкального искусства письменная (визуальнографическая) фиксация звучания музыки осуществляется посредством нотации. Нотация (от лат. по1айо - замечание) - система условных письменных обозначений, принятая в какой-либо области [4].

Уже само по себе создание визуальной матрицы музыкального произведения создает значительные проблемы, поскольку от пишущего, «переводящего» слышимое (или воображаемое) звучание, требуется практически невозможное - фиксация внешнего и внутреннего движения музыки, формализация того, что не имеет формы, формулирование неформулируемого. Поэтому столь трудным для музыкантов был поиск письменных способов записи музыки, поэтому в истории музыкального искусства появилось так много систем графической записи музыки. По этой же причине сколь подробной и точной ни была графическая запись музыки, она, строго говоря, не является (и не может считаться) музыкой, как не может считаться путешествием план или отчет о путешествии.

Весьма существенным следует считать и то обстоятельство, что в европейской музыкальной культуре исторически сложилась нотная графическая система письменной записи музыки, и слово “нота” (первоначально -

общее название любого письменного знака) в сознании музыкантов уже на протяжении нескольких столетий, с времен Гвидо Аретин-ского, прочно связывается с вполне определенными графическими символами, расположенными на пятилинеечном нотном стане и обозначающими длительность и высотность отдельных звуков. С изучения нот (нотной грамоты), как известно, начинается обучение музыке во всех европейских школах, в силу чего в среде музыкантов нотная запись до сих пор нередко понимается как единственный, универсальный и наиболее совершенный способ письменной шифровки музыки, пришедший на смену более ранним (а потому якобы несовершенным) способам ее графической записи.

Вместе с тем дело обстоит значительно сложнее. Нотная запись является всего лишь одним из возможных способов письменной шифровки музыки (нотации). Являясь внешним проявлением определенной системы музыкального мышления, она принципиально отличается от других нотационных систем записи музыки (к примеру, от буквенной шифровки музыки древними греками или крюковой записи знаменных распевов) и, обладая многими достоинствами, вместе с тем не обладает исчерпывающей универсальностью.

Уже с ХУ1 в. в нотных записях музыки стали использоваться цифровые обозначения генерал-баса, а к концу Х1Х в. ограниченность возможностей записи музыки посредством нот стала очевидной для многих композиторов. Ф. Лист отмечал, что главное в музыке невозможно записать нотами, вполне определенно говорил об этом и Бузони: «Всякая нотная запись есть уже транскрипция абстрактной мысли. Зародившаяся мечта теряет свой оригинальный образ в тот момент, когда перо завладевает ею» [1]. По этой причине нотные записи музыкальных произведений к началу ХХ в. «обросли» графическими знаками, которые, строго говоря, не являются нотами (черточки, точки, лиги, знаки альтерации), а также словесными описательными обозначениями (темповыми, эмоциональновыразительными). В ХХ в. этот процесс стал лавинообразным, поскольку модернизация

композиторской техники сопровождалась появлением новых понятий (серия, сегмент, блок, параметр, квадрат и др.), что, в свою очередь, потребовало от композиторов нахождения новых приемов и способов визуальной шифровки создаваемой ими музыки.

На наш взгляд, решение терминологической проблемы в области графической записи музыки невозможно без ясного определения реального значения базовых понятий. Сейчас реальный смысл слов «нотация» и «нотное письмо» в теории (а следовательно, и в сознании многих музыкантов) четко не дифференцируется, и нередко эти термины считаются тождественными понятиями. Так, в Музыкальной энциклопедии (1976 г.) термины «нотация» и «запись музыки» вообще не выделяются как отдельные понятия, а приводятся в качестве синонимов понятию «нотное письмо»:

НОТНОЕ ПИСЬМО, нотация (лат. notatio, итал. notatione, semeiografia, нем. Notation Notenschrift) - система графич. знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки. ... современное нотное письмо наглядно обозначает звуковысотное положение нот и их метроритмические соотношения. Вместе с развитой системой дополнительных темповых, динамических, выразительных и др. обозначений оно позволяет точно фиксировать нотный текст музыкальных произведений; в то же время такая фиксация не является однозначной, и исполнитель, не отступая от нотного текста, всегда дает произведению собственную интерпретацию [3, т. 3, с. 1023].

НОТЫ (от лат. nota - письменный знак) -условные графич. знаки,.. служащие для записи музыки по линейной нотной системе, т. е. на нотном стане или нотоносце. Каждая из систем нотации, применявшихся в прошлом, имела свой комплекс Н., отличавшихся начертанием. В совр. нотации, принятой повсеместно, основу ноты составляет так называемая головка, круглая или овальная. (далее описание - известного всем нам нотного знака. - М. К.). [3, т. 3, с. 1050].

Как известно, логика нашей интеллектуальной деятельности определяется нашим

пониманием реального смысла используемых нами терминов и требует ясного различения общих и частных понятий. Невозможно продуктивно мыслить приблизительными словами, «свободно» смешивая в своих рассуждениях общие и частные понятия. Поэтому привязка общего понятия «ноты» (письменного знака) к определенному графическому символу, и отождествление понятий «запись музыки», «нотация» и «нотное письмо» неизбежно создает терминологическую путаницу, а, следовательно, проблему понимания как у теоретиков, так и у практиков.

Появление в художественно-творческой деятельности композиторов электронных, а затем и компьютерных технологий, когда единицей звучащей музыкальной ткани стали не только отдельные звуки, но и звуковые блоки - значительно усугубило эту проблему, сделало ее очевидной. Получив возможность создания новых звучаний и непосредственной работы со звуковым материалом, композиторы вынуждены были находить новые способы графической шифровки создаваемой ими музыки, что потребовало от них нахождения новых средств и способов визуальной шифровки музыки. Это привело к появлению новых понятий, новых терминов и, как следствие, - актуализировало проблему терминологической ориентации и прежде всего - необходимость уточнения базовой терминологии. С появлением электронной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры нотация (письменная шифровка) перестала быть единственным способом визуальной записи музыки. Стало возможным непосредственно фиксировать звучание музыки на аудионосителях, компьютеры в значительной степени освободили композиторов от утомительной письменной работы, электронная аппаратура позволила создавать визуальные записи музыки (сонограммы) для ее технического воспроизведения, что, строго говоря, не является письменной шифровкой, т. е. нотацией.

Визуально-графическая запись музыкальных произведений современных композиторов, использующих в своей художественно-творческой деятельности электронные

технологии, отличается большой вариантностью. Как отмечает И. Воробьёв, «партитуры современной музыки могут представлять собой режиссерскую разработку, графическую матрицу произведения, где все многообразие звуковысотных и метроритмических связей,

тембровых и динамических составляющих сводится к ограниченному количеству графических объектов-аббревиатур» [2, с. 8-9]. В качестве примера можно привести фрагмент электронной партитуры Studie II Карлхайнца Штокхаузена (рис. 1 и рис. 2):

Рис. 1.

Рис. 2.

Разведение и четкая дифференциация в сфере сознания теоретиков и практиков понятий «запись музыки» (процесс графической фиксации звучания музыки, создания ее визуальной матрицы), «нотация» (совокупность систем графических обозначений) и «нотное письмо» (частный вариант нотации)

позволяет избежать терминологической путаницы в теории и упрощает практикам ориентацию в широком спектре современной многовариантной визуально-графической

записи музыки, появившейся благодаря развитию и широкому использованию электронных и компьютерных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бузони, Ферручио. Эскиз новой эстетики музыкального искусства / пер. с нем. В. Коломийцева. СПб.: Издание Андрея Дидерихс, 1912.

2. Воробьёв И. Нотация в музыке XX века: программа курса. СПб.: СПб. Гос. Консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 2007.

3. Музыкальная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976.

4. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.