Научная статья на тему 'Нормы законодательства, регулирующего направление осужденных в места лишения свободы'

Нормы законодательства, регулирующего направление осужденных в места лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / КОНВОИРОВАНИЕ / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ВСТУПЛЕНИЕ ПРИГОВОРА В ЗАКОННУЮ СИЛУ / РАЗМЕЩЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ / DIRECTION OF CONVICTED PERSONS / CONVOY / THE INITIAL STAGE OF SERVING A SENTENCE / ENTRY OF A SENTENCE INTO LEGAL FORCE / PLACEMENT OF CONVICTED PERSONS / LEGAL POSITION OF MOVED PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новиков Егор Евгеньевич

статья посвящена исследованию норм Уголовно-процессуального, Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ, регулирующих процесс направления осужденных в места лишения свободы: рассматриваются проблемы обеспечения правового положения осужденных в СИЗО до направления их в места лишения свободы; изучаются вопросы размещения осужденных, обеспечения безопасности и организации контроля при их перемещении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMS OF CRIMINAL CODES REGULATING THE DIRECTION OF CONVICTED PERSONS IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY

the article is devoted to the examination of the rules of criminal procedure, criminal and penal codes, regulating the direction of the convicts in places of deprivation of liberty: the problems of ensuring the legal status of convicted persons in the investigatory isolation ward before sending them to places of imprisonment are studied; matters of placement of convicted persons, security insuring and organization of control during their movement are examined.

Текст научной работы на тему «Нормы законодательства, регулирующего направление осужденных в места лишения свободы»

Уголовно-исполнительное право

УДК343.13:343.2:343.8 E.E. NOVIKOV*

ББК 67.410.2-32:67.408-32:67.409-32 Н73

NORMS OF CRIMINAL CODES REGULATING THE DIRECTION OF CONVICTED PERSONS IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY

Аннотация: статья посвящена исследованию норм Уголовно-процессуального Уголовногои Уголовно-исполнительногокодексовРФ, регулирующихпроцесс направления осужденныхв места лишения свободы рассматриваются проблемы обеспечения правового положенияосужденныхв СИЗО до направления их в места лишения свободы; изучаются вопросы размещения осужденных обеспечениябезопасности и организации контроля при их перемещении

Ключевые слова: направление осужденных конвоирование, первоначальныйэтап отбывания наказания, вступление приговора в законную силу, размещение осужденньщ правовое положениеперемещаемых.

ЕГОР

ЕВГЕНЬЕВИЧ

НОВИКОВ*

НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРУЮЩЕГО НАПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Annotation', the article is devoted to the examination of the rules of criminal procedure, criminal and penal codes, regulating the direction of the convicts in places of deprivation of liberty: the problems of ensuring the legal status of convicted persons in the investigatory isolation ward before sending them to places of imprisonment are studied; matters of placement of convicted persons, security insuring and organization of control during their movement are examined.

Key words: direction of convicted persons, convoy, the initial stage of serving a sentence, entry of a sentence into legal force, placement of convicted persons, legal position of moved persons.

Международные нормы права и пенитенциарная практика зарубежных государств придают особое значение первоначальному этапу отбывания наказания в виде лишения свободы -направлению, приему и размещению осужденных в исправительных учреждениях (ИУ). Он должен вписываться в процедуру обеспечения эффективного функционирования процесса исполнения наказания, иметь правовую основу и средства реализации.

Каждый элемент (направление, прием и размещение) рассматриваемого этапа лишения свободы выполняет определенные функции, способствует достижению целей наказания - исправлению осужденных и предупреждению с их стороны новых преступлений. Но особая роль, как нам представляется, отводится направлению осужденных в места лишения свободы.

Отметим, что на сегодняшний день в России нормы законодательства не уделяют должного внимания направлению осужденных в ИУ, данный период лишения свободы осуществляется упрощенно и в результате не входит в прогрессивную систему отбывания наказания.

Рассмотрим группы норм, содержащихся в кодексах Российской Федерации: У головно-процессуальном (УПК РФ), Уголовном (УК РФ), Уголовно-исполнительном (УИК РФ).

Ценность ряда правил уголовно-процессуального законодательства заключается в том,

* Преподаватель кафедры уголовно-исполнительногоправа и криминологии (Кузбасскийинститут ФСИН России)

E-mail: mavr-85@mail.ru.

что рассматриваемая нами область юридических норм, во-первых, регулируетвступление приговора в законную силу и его обращение, что является юридическим фактом возникновения уголовно-исполнительных отношений, детерминирующих направление осужденных в ИУ; во-вторых, определяет возникшую после вступления приговора группу прав: ч. 1 ст. 394 УПК РФ -право на извещение родственников осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания; ст. 395 УПК РФ - право на свидание с родственниками (уже осужденного, а не подсудимого).

Следует отметить, что вступление приговора в законную силу служит основанием для его исполнения. Если приговор не обжалуется сторонами, он вступает в законную силу по истечении 10-дневного срока, отведенного на апелляционное и кассационное обжалование (ст. 356, ч. 1 ст. 390 УПК РФ)1. С момента вступления приговора суда в законную силу и обращения его к исполнению у государства в лице соответствующих учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, возникает право применить к осужденному совокупность правоограничений, свойственных данному виду наказания2.

В соответствии с ч. 5 и 6 ст. 393 УПК РФ учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, немедленно извещает суд, вынесший обвинительный приговор, о его исполнении и месте отбывания наказания осужденным. Правомерно будет согласиться с мнением ученых-процессуалистов3, определяющих, что здесь проявляется контрольная функция суда за деятельностью уголовно-исполнительных учреждений и органов по фактической реализации наказания, в нашем случае - лишения свободы. В свою очередь, О.В. Воронин4 отмечает, что согласно УПК РФ указанная функция носит ограниченный характер и заключается только в возложении на соответствующие органы по исполнению судебногорешения обязанностей, связанных с немедленным извещением суда, постановившего приговор, о его исполнении и месте отбывания наказания осужденным.

Часть 1 ст. 394 УПК РФ устанавливает правило, обязывающее администрацию места содержания под стражей (то есть администрацию СИЗО по общему правилу ч. 2 ст. 75 УИК РФ) известить одного из близких родственников осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания. Важна «социально-правовая значимость выполнения администрацией СИЗО обязанности письменно сообщить род-

ственникам осужденного, куда он направляется для отбывания назначенного судом наказания, которая заключается в возможности семье или иным близким лицам осужденного поддерживать с ним постоянную связь (состоять в переписке, иметь свидания, направлять посылки и т. д.)»5.

Пункт 5 ч. 1 ст. 399, ч. 3 ст. 397 УПК РФ определяют правила изменения вида ИУ.

В целом исследованные нормы уголовно-процессуального законодательства справляются со своей задачей и на достаточном уровне регулируют рассматриваемую деятельность. В отличие от предыдущего УПК РСФСР УПК РФ содержит ряд норм, положительно влияющих на процесс направления осужденных в ИУ (например, четко обозначен срок вступления приговора в законную силу, более последовательно определены правила изменения вида ИУ).

При рассмотрении норм уголовного права, регулирующих направление осужденных в места лишения свободы, в первую очередь отметим ст. 7 УК РФ, исходя из содержания которой уголовное законодательство требует осуществлять меры по обеспечению безопасности лиц, отбывающих назначенное наказание, в том числе перемещаемых в ИУ.

Заслуживает внимания тот факт, что нормы уголовного закона регулируют применение к лицам различных видов наказания (ст. 44 УК РФ), если в их деяниях существуют признаки состава преступления. Свой специальный статус обретают осужденные к лишению свободы на основании вступившего в законную силу приговора суда, обращенного к исполнению. В каком объеме такой осужденный лишается свободы, определяет суд6. Употребленная в ч. 1 ст. 43 УК РФ формулировка «а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений» ставит основные задачи перемещения осужденных в ИУ.

Следует акцентировать внимание на том, что уголовное законодательство регламентирует исследуемую нами сферу деятельности прежде всего через норму ст. 56 УК РФ, которая предписывает, что наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции от общества путем направления осужденного в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное ИУ, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Кроме того, нормы УК РФ устанавливают уголовно-правовую дифференциацию наказания в виде лишения свободы, которая достигается

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

путем законодательной классификации осужденных по социально-демографическим (пол, возраст) и уголовно-правовым (категория преступления, форма вины, рецидив, факт отбывания в прошлом лишения свободы) признакам и распределения выделенных классификационных групп по ИУ разного вида7. При этом обеспечивается и раздельное содержание этих категорий осужденных при направлении их в места лишения свободы. В данном контексте непосредственное значение имеет ст. 58 УК РФ, в которой определяются квалификационные группы осужденных к лишению свободы. «Суд, назначая или изменяя тот или иной вид ИУ осужденным к лишению свободы, не может выйти за рамки, указанные в ст. 58, 88 УК РФ, ст. 78 УИК РФ»8.

Статья 60 УК РФ закрепляет общие начала назначения наказания, которые представляют собой совокупность положений, имеющих принципиальное значение при определении судом любого вида наказания за любое из преступлений, предусмотренных уголовным законом. В соответствии с положениями Общей части УК РФ назначаемое наказание должно быть минимально необходимым; основания для назначения более, а равно менее строгого наказания прямо предусмотрены законом; суд обязан руководствоватьсякритериями, сформулированными в законе, а именно характером и степенью общественной опасности (тяжестью) преступления и личностью виновного, в том числе смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а также принимать во внимание влияние назначаемого наказания на исправление лица и условия жизни его семьи.

Законодатель в Уголовном кодексе РФ определяет особую категорию осужденных, в отношении которых практически не действует территориальный принцип отбывания наказания. В соответствии с Федеральным законом от

9 мая 2005 г. № 47-ФЗ9 это осужденные (по характеру совершенного преступления) за похищение человека (ст. 126), торговлю людьми (ч. 2 и 3 ст. 127.1), организацию незаконного вооруженного формирования (ч. 1 ст. 208) и т. д.

Подводя краткий итог, отметим: уголовный закон является базовым в рассматриваемом нами контексте. В нем определены основные юридические положения направления осужденных в ИУ (например, соблюдение безопасности, классификация преступлений и классификация осужденных, виды ИУ, критерии определения степени тяжести совершенного преступления).

Далее рассмотрим УИК РФ, нормы которого во многом отображают требования международных стандартов и ориентированы «на приоритет человеческих ценностей, обеспечение надлежащей системы его гарантий, исключение фактов унижения человеческого достоинства осужденных...»10.

В первую очередь обратим внимание на то, что УИК РФ устанавливает территориальный принцип отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 73). Так, по общему правилу осужденные направляются для отбывания наказания в ИУ, находящиеся в тех пределах территории субъектаРФ, где они проживали, а лица, не имеющие постоянного места жительства, - по месту осуждения.

Статьи 75, 75.1 и 76 УИК РФ являются правовыми нормами, закрепляющими юридическую основу существования исследуемого направления деятельности органов и учреждений УИС. Влияния указанных норм на осуществление направления осужденного в ИУ будет детально рассмотрено ниже.

Часть 4 ст. 12 и ст. 15 УИК РФ определяют порядок реализации права осужденных на обращения (предложения, заявления, ходатайства и жалобы). Данные нормы закона дают возможность осужденным, направляемым в ИУ, обратиться в органы и учреждения, правомочные участвовать в сфере отправления государственной уголовно-исполнительной политики, для восстановления своих прав и законных интересов.

Исходя из смысла комментируемых статей (ч. 4 ст. 12, ст. 15 УИК РФ) к структурам, правомочным участвовать в сфере отправления государственной уголовно-исполнительной политики, следует отнести вышестоящие органы управления учреждениями, исполняющими наказания, суды, органы прокуратуры, государственной власти, общественные объединения, а также межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Существенную роль в функционировании данных норм играют ст. 19-23 УИК РФ, которые служат правовой базой для осуществления контроля за всей деятельностью учреждений и органов УИС, в том числе в сфере направления осужденных в ИУ.

Исследуя уголовно-исполнительные основы направления осужденных в ИУ, необходимо выделить ст. 13 УИК РФ, закрепляющую право осужденного на личную безопасность, что особенно важно при его перемещении в места лишения свободы, так как срок данного вида перемещения может быть достаточно длительным. Отсутствие организации безопасного направления осужденных в ИУ нередко «имеет

следствием возникновение крупных эксцессов, совершение преступлений, в том числе убийств и побегов»11.

Анализируя содержание ч. 3, 4 ст. 76 УИК РФ, можно сделать вывод о том, что при направлении осужденных в места лишения свободы им должны быть созданы необходимые материально-бытовые и санитарно -гигиенические условия. На весь путь следования они обеспечиваются питанием (сухим пайком по установленным нормам), одеждой по сезону. Кроме того, им разрешается иметь при себе продукты питания, предметы и вещи, не запрещенные к хранению и использованию. Больные осужденные могут также перевозить и использовать медикаменты, выданные в СИЗО или медицинской части колонии. Женщины с детьми обеспечиваются предметами ухода за ними.

Часть 2 ст. 76, ст. 80 УИК РФ провозглашают принцип разделения осужденных на категории при направлении их в места лишения свободы. Следовательно, направление осужденных осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, приговоренных к смертной казни и других категорий осужденных, в том числе осужденных за совершение преступления в соучастии.

Осужденные, болеющие открытой формой туберкулеза или не прошедшие полного курса лечения венерических заболеваний, а также страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, перемещаются раздельно и отдельно от здоровых осужденных, а при необходимости по заключению врача, - в сопровождении медицинских работников.

Вместе с тем законодатель в ч. 2 ст. 76 УИК РФ приводит усеченный по сравнению со ст. 80 УИК РФ перечень категорий лиц, которые должны перемещаться раздельно. Например, в ней не указаны лица, осужденные при опасном и особо опасном рецидиве, бывшие работники судов и правоохранительных органов и др.

Законодательство стран СНГ предусматривает более развернутую классификацию перемещаемых осужденных. Так, в ст. 58, 60 УИК Республики Узбекистанотмечается что помимо тех категорий осужденных, которые указа-

ны в ст. 76 УИК РФ, раздельно и изолированно перемещаются: осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы; осужденные, совершившие преступление при особо опасном рецидиве; осужденные, которым в порядке помилования смертная казнь заменена лишением свободы; осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства; осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. Отдельно перемещаются осужденные к лишению свободы от осужденных к аресту и подследственных; женщины со сроком беременности свыше 24 недель или с детьми в возрасте до 3 лет. Раздельное перемещение допускается в случаях обеспечения безопасности осужденных.

Нормы УИК Республики Казахстан (ст. 71) и УИК У краины (ст. 88) устанавливают раздельное содержание подследственных из числа осужденных, привлекаемых к уголовной ответственности. Определенный интерес представляет ст. 48 УИК Республики Кыргызстан, определяющая, что ВИЧ-инфицированные перемещаются раздельно между собой и отдельно от здоровых.

На основании изложенного отметим, что в указанных нормативно-правовых актах не придается должного значения процедуре направления осужденных в ИУ: не уделяется внимания правовому положению перемещаемых в места лишения свободы; фактически не отражаются вопросы обеспечения безопасности и организации контроля за специальными подразделениями по конвоированию. Установленная законодателем практика по созданию норм ссылочного и бланкетного характера не обошла стороной и рассмотренные правила, что не способствует обеспечению законности и не всегда создает возможности для эффективного осуществления первоначального этапа отбывания наказания. В основном в интересующих нас юридических нормах акцентируется внимание на перемещении осужденных из одного учреждения в другое по каким-либо обстоятельствам.

Такое положение, безусловно, требует дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования исследуемой сферы деятельности УИС с целью создания условий для успешного вхождения осужденных в среду ИУ.

1 См.: Севрюгин С. Исправительно-трудовыеправоотношения Рязань, 1988. С. 3; Советское исправитель-но-трудовоеправо / под ред. М.П. Мелентьева, Н.А. Стручкова И.В. Шмарова. М., 1987. С. 217.

2 См.: УсеевР.З. Правовые проблемы перемещения осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительнойсистемы в другое: дис. ... канд. юрид. наук Самара, 2009. С. 118.

3 См.: Свиридов М.К. Сущностьи предмет стадии исполненияприговора Томск; 1978. С. 206-209; ГельферМ. О повышении роли судав исправлении и перевоспитании осужденных// Соц. законность 1970. № 5. С. 52; Руднев В. Пенитенциарный судья(к вопросу о судебномконтроле за исполнением наказаний) // Рос. юстиция. 2001. № 8. С. 32-34.

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

4 См.: Воронин О.В. Исполнение приговора по УПК РФ: учеб. пособие. М., 2008. С. 130.

5 РыжаковА.П. Комментарий к Уголовно-процессуальномукодексуРоссийскойФедерации. М., 2009. С. 239.

6 См.: УсеевР.З. Указ соч С. 66.

7 См.: Курганов С.И. Наказание: уголовно-правовой, уголовно-исполнительныйи криминологический аспекты. М., 2008. С. 130.

8 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А. А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова М., 2007. С. 201.

9 См.: О внесении изменений в статью 73 Уголовно-исполнительногокодексаРоссийскойФедерации: Фе-дер. закон от 9 мая 2005 г. N° 47-ФЗ // Рос. газ. 2005. 12 мая.

10 Панарин Д.А. Деятельность структурныхподразделенийуголовно-исполнительнойсистемы по переводу осужденных из одного исправительного учреждения в другое того же вида (организационно-правовой аспект): монография. Рязань, 2007. С. 42-43.

11 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексуРоссийской Федерации / под ред. А.И. Зубкова М., 1997. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.