Научная статья на тему 'НОРМЫ ИСЛАМА КАК РЕГУЛЯТОРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ'

НОРМЫ ИСЛАМА КАК РЕГУЛЯТОРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРАН / РЕЛИГИЯ ИСЛАМ / ИУДАИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / СЕМЬЯ / ПОЛИГАМИЯ / БИГАМИЯ / РАЗВОД / НАСЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гулмирзоева Гулнора Донаевна

В статье на основе коранических откровений анализируется проблема семейных взаимоотношений, в частности отношений между супругами и между родителями и детьми. Обосновывается идея о том, что установления Корана относительно семьи являлись своевременным ответом на запросы эпохи, а в дальнейшем определили характерные особенности функционирования института семьи в рамках исламской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RULES OF ISLAM AS A REGULATOR OF FAMILY RELATIONSHIPS

On the basis of the Quranic revelations analyzes the problem of family relationships, in particular relationships between spouses and between parents and children. Substantiates the idea that the establishment of the Quran regarding the family is a timely response to requests from the era, and further defined the characteristic features of the functioning of the institution of the family in the framework of Islamic culture.

Текст научной работы на тему «НОРМЫ ИСЛАМА КАК РЕГУЛЯТОРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ»

НОРМЫ ИСЛАМА КАК РЕГУЛЯТОРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Гулмирзоева Г. Д.

Российско-Таджикский (славянский) университет

Так как борьба за права женщин, за их равное положение с мужчинами началась относительно недавно (в 19 в.), а само понятие «гендер» возникло и стало использоваться еще позже, то говорить о равном социальном положении мужчин и женщин в эпоху средневековья (когда зародился ислам), естественно, не приходится. Мифологическому и религиозному мировоззрениям, господствовавшим в древний и средневековый периоды, была чужда сама идея равенства мужчин и женщин на любом уровне. Поэтому все существовавшие и существующие национальные и мировые религии отразили в себе патриархальные устои тех эпох, когда они зародились. А так как в религии, как и в культуре, существует преемственность идей, их взаимовлияние и взаимодействие, то в вопросе о статусе, роли и положении женщин во всех религиях наблюдается общая тенденция.

Однако в настоящее время распространено мнение о том, что из всех религий именно ислам более всего занижает положение и статус женщин, лишая их элементарных прав даже в обыденной семейной жизни, не говоря уже об их роли и положении в обществе. Причины такого отношения к исламу можно найти в догматах и положениях самой исламской религии. Наиболее вероятными причинами, приведшими к такому мнению, можно считать следующие предписания и положения Корана:

- твердое высказывание о том, что «мужья над женами стоят»;

- официальное разрешение полигамии;

- предписание ношения чадры;

- неравное положение женщин при наследовании имущества;

Касаясь первого пункта, скажем, что главенство мужчины в Коране ясно изложено в следующем аяте Корана:

Мужья над женами стоят, Блюдя очаг их и сохранность, За то, что Бог одним из них Дал преимущество перед другими, И так же потому

Что весь расход на содержание семьи Из их имущества исходит.. .[3] (Коран 4: 34)

Из этого стиха следует, что мужчина главенствует над женщиной, так как он содержит семью (расходуя свое имущество) и ответственен за нее (блюдя очаг и сохранность). Отсюда следует - на ком больше ответственности, у того и статус выше. Ислам определяет главенствующий статус «мужей» не по половому признаку, а по гендерному, то есть по социальным признакам, характеризующим мужчин и женщин не в изоляции друг от друга, а в их взаимосвязи. Таким образом, в отличие от других религий, ислам, устанавливая главенство мужчины в семье, аргументировано обосновывает его.

Это установление в дальнейшем определило взаимоотношения между супругами в семье с одной стороны, и отношение между родителями и детьми (в частности различное отношение к мальчику и девочке) с другой стороны. Сын в традиционной таджикской семье воспринимается не только как продолжатель рода, но как будущий кормилец не только своей будущей семьи, но и престарелых родителей, то есть ответственность за «сохранность очага» и «расход на содержание семьи» ложится на него. В связи с этим родители уделяют особое внимание образованию сыновей, в отличие от девочек, получение образование которыми (к сожалению даже полного среднего) считается необязательным. Во всяком случае, в ситуации, требующей выбора, предпочтение отдается обучению сына. Более того, уже с подросткового и особенно с переходного возраста сын в семье (особенно старший) воспринимается как состоявшийся мужчина, на которого возлагается часть ответственности за членов семьи, особенно в отсутствие отца.

В настоящее время институт семьи претерпел изменения, что детерминировано сменой эпох и трансформацией социокультурных условий, изменились роли и функции

субъектов семьи, женщины все активнее (даже в традиционных обществах) включаются в общественную жизнь, обретая материальную независимость. Однако традиционное догматическое мышление, устоявшиеся стереотипы не воспринимают эти изменения и тем самым обуславливают кризис семейных отношений и института семьи вообще.

Однако следует еще раз сказать, что и в других религиях, в частности в иудаизме и христианстве, предшествовавших исламу, статус и положение женщин неадекватно мужскому. Так, например, в Библии (как в Ветхом, так и в Новом Заветах) ясно указывается на главенство мужчин:

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - бог». (Н.З. Коринфянам Ст. 11)

«Жене сказал Бог: умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». (В.З. Бытие. Ст. 3)

Как видим, и в учении иудаизма (Ветхий Завет), и в учении христианства положение женщин четко обозначено. Таковое положение женщин указано и в других религиях, однако лишь ислам четко и ясно объясняет причину верховенства мужчин над женщинами [1]

Далее - в исламе официально разрешена полигамия, на что указывает следующая сура Корана:

Возьмите в жены тех,

Которые любимы вами, будь то одна, иль две, иль три, или четыре. (Коран: 4, 3)

Естественно этот факт воспринимается как несправедливое отношение к женщине, занижение ее статуса, что также оказывает непосредственное влияние на взаимоотношения в семье, как между супругами, так и между родителями и детьми. Дело, прежде всего в том, что современное таджикское общество столкнулось и сталкивается с комплексом проблем, активизировавших процесс полигамии, одной из которых является демографическая - недостаточное количество мужчин морально, физически и финансово способных и готовых к созданию семьи. Но более серьезной проблемой является отсутствие у современных мужчин чувства ответственности за «сохранность очага» и «содержание семьи», что имеет, естественно, свои причины, связанные с изменением сущности и содержания института брака и семьи, изменением функций и ролей супругов и т.п.

На данный момент мы можем говорить о том, что таджикское общество адаптируется к полигамии, несмотря на ее юридическую незаконность. Однако это не означает, что полигамия (чаще бигамия) не создает проблем и конфликтных ситуаций в семье, скорее наоборот она их обуславливает. Теряется доверие, уважение и взаимопонимание между супругами, что часто сопровождается их неустойчивым психоэмоциональным состоянием (чаще жены): депрессией, агрессией. В свою очередь такое состояние препятствует осуществлению родительских обязанностей: личные проблемы затмевают проблемы детей, проявляется индифферентное отношение к детям на фоне гипертрофирования собственных; дети лишаются внимания, заботы. Дети оказываются втянутыми в конфликт между родителями, они оказываются в ситуации морального выбора (старшие дети), к которому часто не готовы. Соответственно нарушается и их психологическое состояние.

Еще больше проблем создает тот факт, что мужчины в таджикском обществе не осведомлены обо всех требованиях и условиях, предъявляемых исламом к полигамии.

К примеру, ставится жесткое условие о том, чтобы было равное и справедливое отношение ко всем женам: Но если есть в вас страх, Что справедливости вы к ним не соблюдете, Возьмите в жены лишь одну... (Коран: 4, 3)

Под «справедливостью» подразумевается одинаковое материальное, физическое и моральное удовлетворение всех жен, что является основным условием многоженства и в настоящее время в мусульманских странах.

Далее в Коране высказывается предостережение по поводу того, что вряд ли это «справедливое отношение» ко всем женам возможно соблюсти практически: Вы никогда ко всем из ваших жен

Не сможете быть равно справедливы, Если б вы даже пламенно желали это, И все же ни от одной из них Вы не должны всецело уклоняться, Чтобы она вне ясности не оставалась. (Коран: 4, 129)

Таким образом, ислам санкционирует полигамию, хотя и пытается при этом соблюсти определенные права женщин (т.е. права любой жены на одинаковое содержание). Кроме того, нужно заметить, что полигамия была обусловлена определенными историческими событиями и условиями, а именно: в борьбе за распространение ислама гибли воины-мужчины. Их жены и дочери оставались без кормильцев. Полигамия давала возможность при ограниченном количестве мужчин обеспечить абсолютное большинство девушек и женщин семьей и кормильцем и реализовать их естественное право быть матерью.

Более того, и тут необходимо сказать, что полигамия не является открытием ислама. Это явление было распространено при родо-племенном строе, через который прошли все народы, в частности, и в иудаизме, с которым тесно связан ислам [2]: «И взял себе Ламех две жены: имя одной Ада, и имя второй Цилла...» (В.З. Бытие, ст. 4)

«Если у кого будут две жены - одна любимая, а другая нелюбимая.» (В.З. Второзаконие, ст. 21)

И хотя здесь речь идет в основном о бигамии (двоеженстве), суть проблемы не меняется. Однако ислам, пытаясь максимально соблюсти права женщин при полигамии, все же делает еще больше уступок мужчинам: имея четыре жены, мужчина может взять еще другую, разведясь при этом с одной из существующих жен. Кроме того, он может иметь неограниченное количество наложниц. Однако в настоящее время в мусульманских странах, хотя официально и законодательно и разрешена полигамия, она не имеет широкого распространения из-за определенных условий, соблюдение которых было обязательно при повторном браке. Также в настоящее время при заключении брака составляется брачный договор, куда невеста может внести пункт, запрещающий мужу заводить вторую жену без ее согласия. Поэтому полигамия в мусульманских странах сейчас превратилась в бигамию и встречается в основном в сельской местности.

Необходимо заметить, что так как все явления и процессы взаимообусловлены, они имеют причину и являются следствием этих причин, а также сами становятся причиной других явлений, то и полигамия имеет свои причины, либо корни в обществе. Раз это явление появилось, значит, какие-то процессы явились причиной этому. Поэтому в настоящее время необходимо бороться не со следствием, а с причинами этого явления: лишь законодательное запрещение полигамии не означает ее отсутствие в обществе [2].

Другим фактором, подчеркивающим (на первый взгляд) неравное положение мужчин и женщин, является положение о наследовании имущества: И относительно детей Заповедает вам Аллах: Для сына - доля, что равна Двух дочерей суммарной доле. (Коран: 4, 11)

Однако если рассмотреть глубже этот вопрос и попытаться выявить причины, то напрашивается следующий вывод: женщина наследует в два раза меньше мужчины, так как:

- при замужестве ей предназначается предбрачный дар (махр), являющийся ее материальной защитой в любых жизненных ситуациях (при разводе, смерти мужа, при долгом его отсутствии и т.д.). Предбрачный дар дает ей определенную материальную независимость, так как муж более не имеет на него никакого права. По щедрости души

Давайте своим женам дар предбрачный И коль они по своей доброй воле Вам предоставят часть его,

Питайтесь им во здравие свое и благость. (Коран: 4, 4) И далее:

Но если вы одну супругу

Другой хотите заменить,

Хотя вы первой дали дар предбрачный,

Вы не берите из него нисколько,

Неужто явным беззаконием и ложью

Его вы отберете у нее? (Коран: 4, 20)

Таким образом, уходя в дом мужа, девушка имеет в наличии определенное количество материальных благ (в виде денег, золота), которые могут быть ее первоначальным капиталом, так как в замужестве она находится на содержании у мужа и ее махр остается в резерве.

- Далее, девушка наследует меньше, так как уносит из семьи наследство в другую семью, в то время как наследство сына остается в семье, роду и т.д., что было важным в тех условиях.

- Мужчина наследует в два раза больше, так как ему при женитьбе необходимо выплачивать махр, и далее содержать свою семью и своих родителей, несовершеннолетних сестер, братьев и т.д.

Таким образом, данное неравноправие оказывается относительным и обусловленным социальными и историческими условиями. Следует отметить, что выплата махра существует и сейчас и в этом плане не выступает фактором неравноправия, а скорее наоборот, особенно если учесть, что в сравнении с представительницами других религий мусульманки в этом вопросе находятся куда в более лучшем положении. Примером может служить индуизм: «Недостаточное денежное приданное (которое выплачивают жениху родители невесты, в отличие от мусульманства) часто приводит к плохому обращению с невестой в семье мужа» [4].

Кроме того, важным является само по себе то, что ислам вообще узаконил право женщины на наследование:

Мужчинам - свой надел из (доли),

Что им родители и близкие оставили в наследство,

И женщинам положен свой надел,

Что им родители и близкие оставили в наследство,

Будь то имущество мало иль велико,

Их доля (строго) сочтена. (Коран: 4, 7)

Что касается семейно-брачных отношений, то следует сказать, что они складывались, как и в других религиях, на патриархальной основе. Это означает, что:

- мужчина является главой семьи, так как он обязан полностью содержать свою семью;

- женщины должны быть «послушно преданны мужьям, и в их отсутствие хранить, что повелел им Бог хранить». (Коран: 4, 34)

С другой стороны, в этих установлениях Корана налицо достаточно ясный императив относительно отношений родителей к детям:

• дети являются наследниками имущества родителей;

• правом на наследование обладают как сыновья, так и дочери.

Нельзя не учитывать влияние такого деструктивного явления как развод на взаимоотношения между родителями и детьми, так как дети более всего ощущают на себе последствия развода родителей. Для родителей, несомненно, развод так же является дестабилизирующим и дисгармонирующим явлением. Соответственно, дети подвергаются двойному стрессу - во-первых, они находятся в состоянии личного переживания сложившейся ситуации; во-вторых, испытывают на себе негативы психофизиологического состояния родителей, которые обязательно проявляются в отношении родителей к детям [5]. Что касается развода, то в Коране сказано: Когда даете вы развод своим супругам, То разводитесь в срок для них определенный И срок отсчитывайте точно, Страшитесь гнева Господа - Владыки своего И из домов принадлежащих им не изгоняйте, И сами не должны они свой дом покинуть, Коль явный блуд они не совершили. (Коран: 65, 1)

Валерия Порохова разъясняет в своих комментариях некоторые положения этого аята, а именно при бракоразводном процессе супругам необходимо выждать «иддат» -

т.е. «срок в три регула для утверждения наличия или отсутствия беременности». При этом все это время женщина должна находиться в доме мужа, рассчитывая на «содержание в разумных, доступных мужу пределах»: И пусть (за время прохождения иддата) Живут они в условиях таких же, как и вы, Согласно вашему достатку; Им утеснений в доме не чините, А коль несут они во чреве жизнь, Расходуйте на них, Пока они своей не сложат ноши. И коль они выкармливают ваше чадо, Выплачивайте им вознагражденье... (Коран: 65, 6)

Вышесказанное подтверждает факт того, что, разрешая супругам разводиться, ислам максимально защищает интересы женщин, а это связано с тем, что женщина была материально зависима от мужа и после развода она не должна была оставаться необеспеченной. Огромное внимание при этом уделяется женщине в положении, которая до рождения ребенка сохраняет за собой все права, а муж не может сложить с себя ответственности за нее.

Достаточно прогрессивным в условиях раннего средневековья, родоплеменных и патриархальных отношений выглядит высказывание Корана о том, что: «Не будет в том греха,

Если жена даст выкуп за свою свободу». (там же)

В. Порохова комментирует это следующим образом: «Имеется в виду развод типа «хул'а», когда муж не в состоянии обеспечить материальную сторону развода, предусмотренную исламом (отпустить с благодеянием), и не дает ей развода, одновременно желая его, и обрушивает на нее всю злость от своего бессилия. Здесь возможен выкуп, о котором речь идет ниже в этом же стихе, при условии разбирательства в присутствии объективных свидетелей - судей: «Кто призван рассудить их».

Конечно, сохранение семьи и гармоничных взаимоотношений между супругами является самым основным фактором гармоничного и полноценного развития личности ребенка (детей), но в случае невозможности дальнейших уважительных отношений между супругами инициатором развода может быть и женщина. Если развод родителей негативно влияет на психику и здоровье детей, то нездоровая, конфликтная ситуация в семье, в частности во взаимоотношениях родителей влияет на здоровье детей не менее пагубно. Более того, при разводе дети рано или поздно адаптируются к жизни без одного из родителей и по истечении некоторого времени обретают определенное спокойствие, если серьезных конфликтов в уже неполной семье не наблюдается. Жизнь же в семье, в которой между родителями ежедневно происходят конфликты на разных уровнях и по разным поводам разрушает личность ребенка окончательно.

Что касается отношения иудаизма и христианства к данной проблеме, то если иудаизм позволяет разводиться супругам через «разводное письмо», то христианство напрочь запрещает это:

«Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». (Евангелие от Матфея, ст. 5)

Подытоживая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Узаконив главенство мужчин над женщинами, ислам продолжил патриархальную традицию предшествующих религий, однако при этом обосновал это главенство тем, что мужчина ответственен за семью и содержит ее за свой счет. (Коран 4-34) При этом указывается, что перед Богом равны как женщины и мужчины. (Коран 33-35)

2. Разрешив официально полигамию, ислам также следует традициям родо-племенного строя, существовавшим до него, однако в определенной мере развивает данную традицию дальше и приспосабливает ее к новым историческим условиям. При этом, в рамках полигамии женщине даны определенные права, а на мужчину возлагаются определенные обязательства:

- жена имеет право на равное содержание (что означает ее право экономического характера);

- право на запрет мужу заводить другую жену без уважительной причины и т.д. (моральное право).

3. Ислам узаконил право женщин на наследование, хотя определенным образом и ограничил это право неравной долей наследования. Однако выше было доказано, что и это было обусловлено определенными историческими условиями.

4. Ислам дает женщине право на брак (брак считается действительным, если девушка дает на него согласие). Однако правом на развод обладает только мужчина. Современные законодательства дают в настоящее время такое право женщине, если на то есть веская причина. При разводе «махр» остается за женщиной; если же инициатором развода становится она, то теряет «махр».

Необходимо в двух словах осветить еще одну проблему. На наш взгляд, кораническая установка о положении мужчины как главы, обоснованная тем, что он обязан содержать семью, прочно укоренилась в психологии самих мусульманских женщин. Так, например, проведенные среди женщин Таджикистана опросы показывают, что абсолютное их большинство не собирается брать какие-либо обязательства по содержанию семьи, так как считают, что это исконная обязанность мужчин. При таком подходе они сами ограничивают свои права на образование и труд, видя свое предназначение в другом (рождение детей, домашний труд и т.д.). Женщинам-таджичкам в большинстве присуще мнение о том, что женщина работает вне дома, если у нее нет мужа (который ее содержит), либо когда ее семья очень нуждается, и практические наблюдения это подтверждают. Основной массе не присуща мысль саморазвития и самореализации через общественно-полезный труд. В этом плане установка Корана о муже - главе-содержателе становится удобной.

Литература:

1. Алов А., Владимиров Н. В., Овсиенко Ф. Мировые религии. М.: Приор, 1998. 480 с.

2. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

3. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. М.: Изд-во Рипол,

2007. 800 с.

4. Каниткар В.П. (Хемант), Коул У.Оуэн. Индуизм. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 320 с.

5. Любовь и секс в исламе. Сборник статей и фетв. Изд.3-е. М.: Издательский дом «Ансар»,

2007.

НОРМЫ ИСЛАМА КАК РЕГУЛЯТОРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

В статье на основе коранических откровений анализируется проблема семейных взаимоотношений, в частности отношений между супругами и между родителями и детьми. Обосновывается идея о том, что установления Корана относительно семьи являлись своевременным ответом на запросы эпохи, а в дальнейшем определили характерные особенности функционирования института семьи в рамках исламской культуры.

Ключевые слова: Коран, религия ислам, иудаизм, христианство, семья, полигамия, бигамия, развод, наследование.

RULES OF ISLAM AS A REGULATOR OF FAMILY RELATIONSHIPS

On the basis of the Quranic revelations analyzes the problem of family relationships, in particular relationships between spouses and between parents and children. Substantiates the idea that the establishment of the Quran regarding the family is a timely response to requests from the era, and further defined the characteristic features of the functioning of the institution of the family in the framework of Islamic culture.

Keywords: Quran, religion Islam, Judaism, Christianity, family, polygamy, bigamy, divorce, inheritance.

Сведения об авторе: Гулмирзоева Гулнора Донаевна, старший преподаватель кафедры культурологии, педагогики и психологии Российско-Таджикского (славянского) университета, e-mail: gulinor_1971@mail.ru

Аbout author: Gulmirzoeva Gulnora, senior lecturer of the chair of culturology, pedagogy and psychology, Russian-Tajik (Slavonic) University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.