Научная статья на тему 'Нормобарическая гипоксия для коррекции уровня тревожности в процессе адаптации к условиям обучения в вузе'

Нормобарическая гипоксия для коррекции уровня тревожности в процессе адаптации к условиям обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
183
16
Поделиться

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Попова Ю. А., Никоноров А. А., Ревкова Е. Г.

Изучено влияние адаптации к действию регламентированной периодической нормобарической гипоксии на показатели уровня тревожности, выраженность напряжения регуляторных систем и состояние эритроцитарных мембран студентов I курса вуза. Показано, что курс адаптации к гипоксии приводит к снижению тревожности, уменьшает напряжение регуляторных систем и повышает резистентность биомембран к повреждению.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Попова Ю.А., Никоноров А.А., Ревкова Е.Г.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Нормобарическая гипоксия для коррекции уровня тревожности в процессе адаптации к условиям обучения в вузе»

НОРМОБАРИЧЕСКАЯ ГИПОКСИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

ЮЛ. Попова, АЛ. Никоноров, Е.Г. Ревкова*

ОГМА, г. Оренбург ОГИМ*, г. Оренбург

Изучено влияние адаптации к действию регламентированной периодической нормобарической гипоксии на показатели уровня тревожности, выраженность напряжения регуляторных систем и состояние эритроцитарных мембран студентов I курса вуза. Показано, что курс адаптации к гипоксии приводит к снижению тревожности, уменьшает напряжение регуляторных систем и повышает резистентность биомембран к повреждению.

Тревожность представляет собой существенный элемент процесса психической адаптации, т.е. является условием, обеспечивающим формирование оптимальных способов саморегуляции деятельности. В то же время уровень тревожности - это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, индикатор нарушения.

Таким образом, целесообразность тревожности зависит от степени ее выраженности: адаптивное значение проявляется при умеренной выраженности тревожной реакции; в то же время тревога, по интенсивности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптивного поведения. Аналогичные соотношения существуют и во временном аспекте: в острой стрессовой ситуации тревожность является адаптивным процессом; в условиях хронической психической напряженности тревожность трактуется уже как дезадагггивный процесс, донозо-логический синдром, приводящий к развитию психической или психосоматической патологии (неврозам, язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки, ишемической болезни сердца, артериальной гипертонии [8]. Длительное состояние повышенной тревожности прямым образом влияет на успешность обучения [6].

Показано, что лица с высоким уровнем тревожности более чувствительны к эмоциональному стрессу, с трудом выходят из состояния фрустрации, испытывая при этом значительные вегетативные сдвиги. Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Так, тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения. Кроме того, исследования ряда авторов показали, что тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, связана с отрицательным социальным статусом, формирует конфликтные отношения [4, 10].

Тревожность, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека. Активная познава-

тельная деятельность студентов ВУЗов любого профиля не может не сопровождаться тревогой. Полностью снять тревогу можно, лишь устранив все трудности познания, что невозможно и не нужно. И обучение, и развитие личности учащегося наилучшим образом протекают тогда, когда тревога находится на оптимальном уровне, и когда студент обучен адекватным способам борьбы со стрессами и повышенной тревожностью [5].

В нашей стране и за рубежом накоплен обширный фактический материал, свидетельствующий о значительном повышении устойчивости организма к ряду экстремальных воздействий в результате предварительной адаптации его к действию некоторых факторов среды, таких как перепады температуры, физические нагрузки, гипоксия [1,3, И, 12].

Таким образом, целью работы стало изучение возможности применения адаптации к действию регламентированной прерывистой нормобарической гипоксии для коррекции уровня тревожности в процессе адаптации к условиям обучения в вузе.

Материалы и методы

В работе приняли участие 23 первокурсника особых социальных групп (8 инвалидов и 15 сирот). В начале учебного года (в октябре) и после прохождения курса гипокситерапии у первокурсн-ков определяли уровень тревожности с помощью теста Спилберга [14]. Изучалась ситуационная и личностная тревожность. В эти же сроки проводилась оценка состояния вегетативной нервной системы у студентов с помощью аппарата «Нейрософт» [8] и биохимические исследования. Кровь для биохимических анализов брали из локтевой вены в утренние часы натощак с использованием в качестве антикоагулянта ЭДТА. Устойчивость биомембран к повреждающим агентам оценивали по осмотической и перекисной резистентности эритроцитов.

Адаптация к периодической гипоксии осуществлялась с помощью установки «Эльбрус-3» на базе Клиники адаптационной медицины г. Орен-

Попова Ю.А., Никоноров А.А., Ревкова Е.Г.

Нормобарическая гипоксия для коррекции уровня __________тревожности в процессе адаптации...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бурга. Курс адаптации состоял из 28 сеансов максимальной продолжительности 30 мин в соответствии с методическими рекомендациями Международной Академии гипоксии.

Результаты и их обсуждение

По результатам психологического тестирования низкая ситуационная и личностная тревожность отмечалась, соответственно, у 13% и 4,4% студентов, средняя - у 56,5%, высокая - у 30,5% и 39,1% первокурсников. Это позволило всех студентов разбить на две группы: с низкой и умеренной тревожностью - контрольная группа, с высоким уровнем тревожности - опытная. При этом к высокотревожным относилось 75% всех обследованных инвалидов и 1/3 всех сирот. Среди студентов с высокой тревожностью: 55% проживают дома, 45% - иногородние (в т.ч. 36,4% из сельской местности).

Инструментальные методы исследования уровня напряжения регуляторных систем показали, что лишь у 9,5% студентов он находится в состоянии нормы или состоянии удовлетворительной адаптации к условиям среды, при этом у них же наблюдался умеренный уровень тревожности, что свидетельствовало о достаточности адаптационных возможностей организма. У 23,8% первокурсников наблюдалось повышение функционального напряжения механизмов адаптации, проявляющееся централизацией регуляторных механизмов с преобладанием симпатических влияний, неадекватным снижением реакции на ортостатическую нагрузку, что свидетельствовало о напряжение регуляторных систем, и, следовательно, повышенном расходовании функциональных резервов организма [2]. У 66,7% студентов наблюдалось состояние перенапряжения регуляторных систем или неудовлетворительной адаптации, проявляющееся превалированием гуморальных эрготроп-ных влияний и симпатической нервной системы. Это состояние характеризуется снижением функциональных возможностей организма, увеличением "физиологической цены" адаптации, и, как следствие, высокой вероятностью нарушения метаболизма на уровне клеточных и субклеточных структур [2].

Поскольку функция клетки в частности, и организма в целом, определяется, прежде всего, состоянием клеточных и субклеточных мембранных структур и, как следствие, активностью мембранозависимых процессов, нами было изучено состояние эритроцитарных мембран, как универсальных маркеров цитоплазматических мембран организма.

Было показано, что у студентов опытной группы наблюдалось снижение как перекисной (на 13,7%), так и осмотической (на 15,1%) резистентности эритроцитов по сравнению с контрольной группой, что свидетельствовало об активации деструктивных процессов в биомембранах, высокой степени вероятности нарушения мембранозависи-

мых процессов, и, как следствие, снижении эффективности познавательного процесса.

Курс прерывистой нормобарической гипокси-терапии у 80% студентов опытной группы привел к достоверному снижению как ситуационной, так и личностной тревожности. У этих студентов наблюдалось и снижение напряжения регуляторных систем. В то же время в контрольной группе студентов, не проходивших курс нормобарическиой гипокситерапии, за данный период наблюдения, примерно у 50% уровень тревожности вырос и наблюдался сдвиг в сторону превалирования гуморальных эрготропных влияний и симпатической нервной системы. При этом осмотическая резистентность эритроцитарных мембран понизилась в 1,3 раза, а перекисная - на 23,5%.

У высокотревожных студентов после проведения курса гипоксистимуляции перекисная резистентность эритроцитов выросла на 49,4%, а осмотическая - на 15,7%, что свидетельствовало о стабилизации биомембран и повышении их устойчивости к повреждению, а значит и о стабилизации мембранозависимых процессов.

Таким образом, полученные результаты, несомненно, свидетельствуют о возникновении у студентов первокурсников с высоким уровнем тревожности предпатологических процессов, диктующих необходимость внедрения на младших курсах ВУЗов комплекса мероприятий, направленных на снижение выраженности дистрессор-ных проявлений у студентов, одним из методов которых может быть прерывистая нормобарическая гипокситерапия, что позволит сохранить здоровье студентов в условиях обучения.

Литература

1. Агаджанян Н.А., Стрелков Р.Б., Чижов А.Я. Прерывистая нормобарическая гипокситерапия (исторические предпосылки, теоретическое обоснование и результаты применения) //Доклады Международной Академии проблем гипоксии РФ. -Т.1. -М., 1997.

2. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997.

3. Голиков М.А. Здоровье, выносливость, долголетие: роль гипоксической стимуляции. //Доклады Международной Академии проблем гипоксии РФ. - Т.4.- М., 2005.

4. Завьялов А.В., Склярук Н.А. Влияние уровня личностной тревожности у студентов-медиков на рефлекторную регуляцию сердечного ритма // Системные механизмы реабилитации: Труды научного совета РАМН по экспериментальной и прикладной физиологии. - 1994. - Т. 5. -С. 114-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Запилов Р. Ю. Специфика адаптации студентов к условиям образовательного процесса и результативность их учебной деятельности в

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 1

41

Физиология двигательной активности и спорта

зависимости от состояния физиологических функций и личностных особенностей// Физиологические основы здоровья студентов: Тр. МНС по экспериментальной и прикладной физиологии/ Под ред. К.В. Судакова. —М.: НИИНФ им. П.К. Анохина РАМН, 2001. -Т. 10.-С. 69-83.

6. Лукасик А.В. Психологическое тестирование абитуриентов СГУ // Психология и социология образования. -№ 4. - 1997.

7. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: механизмы и защитные эффекты адаптации// Hyp. Med. Ltd. - М., 1993. - 332с.

8. Михайлов В. М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения. - Иваново, 2000.

9. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. - Новосибирск: Наука, 1983.

10. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария, 2000. -Мб,- С. 33-35.

11. Courtney Rosalba. Intermittent Hypoxic Training //International Wellbeing. - Issue 83. - 2001.

12. Kolchinskaya A. Hypoxia and Load Hypoxia: Destructive and Constructive Effects // Hyp. Med. J. - 1993. - Vol. 1. -Nel.

13. Maddi S.R., Kobasa S.C. The hardy executive: Health under stress. Pacific Grove. - CA: Brooks cole, 1994.

14. Hanin Y. L, Spielberger C. D. The development and validation of the Russian form of the State-Trait Anxiety Inventory //Spielberger C.D., Diaz-Guerrero R (eds.) Cross-cultural anxiety. -V.2.- Washington: Hemisphere Publishing Corporation, 1983.-P. 15-26.