Научная статья на тему 'Дисстресс у студентов младших курсов вузов и пути его коррекции'

Дисстресс у студентов младших курсов вузов и пути его коррекции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
206
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕСС / ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ ЛИПИДОВ / БИОМЕМБРАНЫ / АДАПТАЦИЯ К ГИПОКСИИ / ANXIETY / STRESS / LIPIDS PEROXIDATION / BIOMEMBRANES / HYPOXIA ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никоноров А. А., Чуклова Н. В.

При обследовании студентов 1-го курса экономического и медицинского вуза примерно у 1/3 выявлено наличие дистресса с индукцией перекисного окисления липидов, нарушением структурно-функциональной организации биомембран, напряжением систем регуляции. Курс адаптации к действию прерывистой нормобарической гипоксии снизил выраженность тревожности и проявления анксиогенного стресса примерно у 80% обследованных первокурсников. Делается заключение о стрессиндуцированном характере нарушения мембраннозависимых процессов и о возможности его коррекции адаптацией к гипоксии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никоноров А. А., Чуклова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTRESS IN IHI JUNIOR STUDENTS AND ITS CORRECTION

In economic and medical first-year students examination the presents of distress with the lipids peroxidation induction, deranged structure-functional organization of biomembranes, regulation systems exertion have been found in about 1/3 of them. The adaptation course to intermittent normobaric hypoxia has reduced the intensity of anxiety and anxiegenic stress manifestation in 80% of first-year students have examined. The conclusion about stress-induced character of membrane-dependant process and possible correction of it by adaptation to hypoxia was made.

Текст научной работы на тему «Дисстресс у студентов младших курсов вузов и пути его коррекции»

ДИССТРЕСС У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ВУЗОВ И ПУТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ

1Никоноров А.А, 2Чуклова Н.В.,

1 Оренбургская государственная медицинская академия, кафедра биохимии, г. Оренбург, 2Оренбургский государственный институт менеджмента, кафедра менеджмента здоровьесберегающих технологий, г. Оренбург

При обследовании студентов 1-го курса экономического и медицинского вуза примерно у 1/3 выявлено наличие дистресса с индукцией перекисного окисления липидов, нарушением структурно-функциональной организации биомембран, напряжением систем регуляции. Курс адаптации к действию прерывистой нормобарической гипоксии снизил выраженность тревожности и проявления анксиогенного стресса примерно у 80% обследованных первокурсников. Делается заключение о стрессиндуцированном характере нарушения мембраннозависимых процессов и о возможности его коррекции адаптацией к гипоксии.

Ключевые слова: тревожность, стресс, перекисное окисление липидов, биомембраны, адаптация к гипоксии Одна из важнейших проблем современного российского общества - здоровье учащейся молодежи, будущего нации. За последние 10-15 лет эта проблема крайне обострилась - до 90% абитуриентов, поступающих в вузы России, уже имеют различные хронические заболевания [О.Б.Фролова, 2005], до 35% студентов страдают дезадаптационным синдромом [В.Л.Бозаджиев, 2002]. Ряд исследователей относят труд студентов к 1-й категории по тяжести - "легкий", а по напряженности к 4-й - "очень напряженный труд", сопровождающийся высокими психо-эмоциональными нагрузками [Н.А.Агаджанян, 1998]. Несомненно, психоэмоциональное напряжение представляет собой биологически целесообразную адаптационную реакцию. Однако, приобретая избыточно выраженный и хронический характер, оно способствует возникновению нозологических форм патологии [К.В.Судаков, 1999]. Это создаёт необходимость обнаружения доклинических нарушений и, следовательно, своевременного осуществления профилактических мероприятий, а также поиска и внедрения в практику немедикаментозных технологий повышения устойчивости организма к факторам внешней среды, предупреждения перенапряжения регуляторных систем, повышения умственной работоспособности.

В работе приняли участие 58 студентов первого курса Оренбургского государственного института менеджмента и Оренбургской государственной медицинской академии. В начале учебного года (в октябре) и после прохождения курса гипокситерапии у первокурснков определяли уровень тревожности с помощью теста Спилберга. Изучалась ситуационная и личностная тревожность. В эти же сроки проводилась оценка состояния вегетативной нервной системы с помощью комплекса "Нейрософт" и биохимические исследования. Кровь для биохимических анализов брали из локтевой вены в утренние часы натощак с использованием в качестве антикоагулянта ЭДТА. Устойчивость биомембран к повреждающим агентам оценивали по осмотической и перекисной резистентности эритроцитов, активность свободно-радикального окисления - по продуктам липопероксидации в гептан-изопропанольных экстрактах исследуемых мембран. Адаптация к периодической нормобарической гипоксии (ПНГ) осуществлялась с помощью установки "Эльбрус-3" на базе Клиники адаптационной медицины г.Оренбурга. Курс адаптации состоял из 28 сеансов [Стрелков Р.Б., 2001]. Использование стандартных психологических тестов позволило выявить среди студентов первокурсников около 1/3 студентов с высоким уровнем тревожности. Инструментальный импедансометрический метод обследования показал в этой группе студентов повышенный, по сравнению с остальными студентами, индекс напряжения (ИН) по Баевскому. Это позволило констатировать высокий уровень напряжения регуляторных систем организма студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе, способный привести к срыву адаптационного процесса и, в лучшем случае, существенному снижению эффективности процесса обучения, а, в худшем -развитию патологии. Это положение подтвердил биохимический анализ крови в группе студентов с низким (I группа) и высоким (II группа) уровнем тревожности. Было показано, что у студентов только II группы наблюдается умеренная органоспецифическая ферментемия, свидетельствующая о нарушении структуры биомембран клеток органов и тканей, что подтверждалось снижением как перекисной, так и осмотической резистентности эритроцитов. О стрессиндуцированном генезе нарушений состояния биомембран свидетельствовало накопление в исследуемых мембранах продуктов липопероксидации. Курс адаптации к ПНГ сопровождался снижением как тревожности у высокотревожных студентов (примерно у 80%), так уменьшению напряжения регуляторных систем. При этом устойчивость эритроцитарных мембран студентов II группы не только достигла уровня студентов I группы, но и превысила ее, что является очень важным моментом, поскольку функциональная активность клетки, в частности, и, организма в целом, определяется структурнофункциональным состоянием биомембран. Таким образом, у студентов первокурсников с высоким уровнем тревожности формируется стрессиндуцированное нарушение состояния биомембран, диктующее необходимость внедрения на младших курсах вузов комплекса мероприятий, направленных на снижение выраженности проявлений анксиогенного стресса, одним из методов которых может быть прерывистая нормобарическая гипокситерапия.

Литература

1. Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. - М.: Издательская фирма "КРУК", 1998. - 416 с.______________________________________________________________________________

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

2. БозаджиевВ. Л. Ценностные ориентации как фактор адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе: Автореф. дис. .. .канд. пед. наук / Челяб. гос. ун-т. - Челябинск, 2002. - 24 с.

3. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. - М: «Горизонт», 1999. - 254 с.

4. Стрелков Р.Б., Чижов А.Я. Прерывистая нормобарическая гипоксия в профилактике, лечении и реабилитации. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 2001. - 400 с.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

DISTRESS IN IHI JUNIOR STUDENTS AND ITS CORRECTION A.A.Nikonorov , N.V.Chuklova

Biochemistry Department, OSMA, Orenburg

Management Health Safe Technology Department, SIM, Orenburg

In economic and medical first-year students examination the presents of distress with the lipids peroxidation induction, deranged structure-functional organization of biomembranes, regulation systems exertion have been found in about 1/3 of them. The adaptation course to intermittent normobaric hypoxia has reduced the intensity of anxiety and anxiegenic stress manifestation in 80% of first-year students have examined. The conclusion about stress-induced character of membrane-dependant process and possible correction of it by adaptation to hypoxia was made.

Key words: anxiety, stress, lipids peroxidation, biomembranes, hypoxia adaptation

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.