УДК 339.138
НОРМКОР-МАРКЕТИНГ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В СТРАТЕГИЯХ КОМПАНИЙ Пряничникова Екатерина Владимировна, студент (e-mail: pryanichnikovaev@std.mininuniver.ru) Вагин Дмитрий Юрьевич, к.с.н., доцент
(e-mail: 403485@mail.ru) Стефановская Юлия Олеговна, студент (e-mail: pryanichnikovaev@std.mininuniver.ru) Синева Надежда Леонидовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: sineva-nl@rambler.ru)
В статье представлен анализ такого явления как нормкорм. Особое внимание уделяется применению данной технологии в маркетинге. Предлагается технология применения данного подхода в организации продвижения товара и услуги для определенной группы людей, которые не воспринимают классические технологии продвижения товаров и услуг. Рассмотрено понятие нормкор-рекламы, её примеры и целевая аудитория. Представлена концепция нормкор-рекламы, выделяются группы потребителей для которого данный тип рекламы будет интересен. Внимание уделяется анализу значения для людей подобного явления в маркетинге, а также, указаны конкретные виды компаний, для которых реклама подобного стиля имеет место быть. В статье представлены ограничения применения данной технологии. Также рассматриваются технологии применения нативной рекламы в продвижении товаров и услуг, описываются группы потребителей которым данный стиль подачи рекламного материала будет интересен.
Ключевые слова: нормкор-маркетинг, нормкор-реклама, целевая аудитория.
«Только в спокойных водах вещи отражаются неискаженными. Только спокойное сознание пригодно для восприятия мира» - писал Ганс Марго-лиус. Мысль эта известна всем поколениям, однако, жизнь современных людей проходит, пролетает на таких больших скоростях, что очень многое теряется из виду, перестает замечаться.
Наметилась тенденция, о которой уже несколько лет говорят психологи, люди устали от скорости жизни, они хотя размеренности, вдумчивости. Несколько лет назад данную тенденцию почувствовали и маркетологи, усталость от информации и быстрых темпов, ритмов жизни наметилась у потребителей.
Потребители перенасытились огромным количеством новых тенденций и технологий, которые появляются едва ли не еженедельно. Как много ин-
формации мы получаем в течение одного дня? Сколько новостей и рекламы мы успеваем прочесть, услышать и увидеть, пока занимаемся повседневными делами?
Телевидение, интернет, смарт-часы, компьютеры, ноутбуки, телефоны и т.д. и т.п. - все эти устройства создают информационный фон, шум, который окружает нас с того момента, как мы открываем глаза и до той минуты, как погружаемся в сон. Всю жизнь! Когда поток получаемой информации стал невыносимым для части нашего общества, появилось направление, которое получило название нормкором.
Слово «нормкор» (normcore), образовалось в результате слияния двух слов: normal, то есть «обычный» или «нормальный» и core - «ядро» или «сердцевина» [3].
Название само появилось совсем недавно, в ходе сотрудничества художников из студии K-hole, которые назвали так направление в моде. Неважно, что надевать - главное, чтобы одежда была удобной.
Простые джинсы с футболкой, свитера, толстовки и водолазки а-ля Стив Джобс долгое время были отличительной чертой групп хипстеров. Впоследствии «антимода» получила повсеместное распространение.
Именно в индустрии моды термин и существовал до того, как стал официально признан.
Первым приверженцем нормкорма можно считать Альберта Эйнштейна. Как известно, у великого ученого было шесть одинаковых костюмов на все случаи жизни. Физик объяснял это тем, что не хочет каждый день тратить время на выбор того, что ему надеть.
Его примеру последовал легендарный Стив Джобс. Неизменные джинсы «no name» и серые водолазки стали повседневной одеждой создателя Apple.
Нормкор - это не только мода или реклама, это подход к жизни в целом. Люди устали от вечной спешки, от того, что приходится все время бежать, им хочется покоя.
Высокий темп жизни изматывает и, не выдерживая, люди попросту останавливаются. Появляется интерес к медитации, раскраскам для взрослых, вышиванию или путешествиям [5].
Изначально медленное движение появилось в 1986 году, когда Карло Петрини организовал кампанию против фаст-фуда. Позже концепция «просочилась» и в другие сферы жизни человека и общества.
Приведем ряд примеров услуг и товаров в соответствии с идеологией нормкор
1. Искусство замедленной съемки
2. Рестораны медленного питания
3. Успокаивающие раскраски-антистрес
4. SlowTV - медленное телевидение
Так в 2015 году резко увеличился спрос на продукцию британской сети Waterstones, которая занимается разработкой раскрасок для взрослых, та-
ких сложных, но интересных. В результате рост продаж превысил 300%. Пришлось даже дополнительных рабочих нанимать для изготовления карандашей.
Согласно исследованию американских ученых, годовой оборот компаний, связанных по роду деятельности с медитацией или успокоением составил около 1 миллиарда долларов.
Набирают также популярность рестораны медленной еды (Slow Food), медленные новости (Slow News Movement). Сформировалось целое движение за спокойный темп жизни - Slow Moments.
Теперь постараемся представить основные принципы построения рекламы в стиле нормкорм.
Что же это такое? Чем такая реклама отличается от той, которую мы привыкли так часто видеть по телевизору? Что такое нормкорм-маркетинг? Для кого он? И еще множество вопросов.
Нормкор-маркетинг - он же «простой» маркетинг помогает людям избегать привычной, навязчивой рекламы. Если сравнивать, видео в стиле нормкор, то оно дает зрителям возможность отдохнуть и насладиться процессом просмотра. Это отлично работает в качестве разгрузки, помогает переключиться с будничных проблем, незаметно повышает работоспособность мозга, и, таким образом, лучше усваивается [3].
Постоянно смотреть, как течет вода, - скучно. Но когда эмоции на пределе и нервы раскалены - нет ничего лучше такой монотонности. В сети интернет подобная реклама пока находится на стадии развития, но все равно уже очень популярна. У такой «дружелюбной» рекламы есть свое название - нативная, (native - «исконный», «естественный»).
Нативная реклама выглядит как элемент сайта, хорошо подходит к любому оформлению и содержанию страницы.
Главное преимущество такой рекламы - читатель воспринимает ее, как контент, привычный для ресурса, его мозг не откидывает участки страницы, как это бывает в случае с баннерами.
Нативные рекламы активируют позитивные реакции на подсознательном уровне, что приводит к росту положительных ассоциаций с продуктом, услугой или брендом. Позитив атмосферы переносится на восприятие рекламируемого товара, услуги.
Нативная реклама в интернете начала быстро набирать популярность после того, как выяснилась маленькая важная особенность поведения пользователей - они не видят баннеры, они «научились» их полностью игнорировать, не замечая даже той информации, которую он несет. Нативная реклама оказалась эффективнее баннерной на 53%.
Раскроем некоторые особенности технологии нативной рекламы Ярким примером могут послужить видеоролики, набирающие популярность в социальных сетях:
1. Компания Waitrose прикрепила на голову корове камеру, которая снимала все её перемещения, жизнь в течение дня. Казалось бы, что может
быть интересного, однако люди с интересом и удовольствием наблюдали за происходящим.
2. Реклама виски компании DIAGEO с Ником Офферманом, который распивал напиток в полной тишине в течение всего ролика. Продолжительность видео - 10 часов в полной версии и 40 минут в сокращенной. Умиротворенность и спокойствие на его лице, признаться, вызывает даже некоторую зависть.
3. Шоу длительностью 7 часов о том, как едет поезд. Никаких спецэффектов, никакого экшена, лишних слов и манипуляций, просто дорога, природа и отдыхающий, наслаждающийся красотой ландшафта, зритель.
4. Periscope - трансляция, главной героиней которой оказалась обычная лужа. Видео набрало не менее полумиллиона просмотров. Немного позже на многих форумах и сайтах, таких, как EBAY, даже начали продавать воду из этой лужи.
5. Ночь, посвященная вязанию. Покой, расслабляющая атмосфера, а в качестве бонуса - теплый и уютный свитер.
Почему же нормкор эффективен?
1. Люди зачастую совсем не желают разбираться в сложных технологиях и хотят максимальной простоты.
2. Люди получают такое количество рекламы, что перестают реагировать на нее. Информация перестает быть актуальной конкретно для них.
3. Нормкор - не просто выдумка или бред. Это гораздо более глубокое. Это попытка обратиться к исконной части сознания- подсознанию.
4. Люди хотят жить здесь и сейчас, жить, как говорится, моментом. Медленная реклама дает им такую возможность.
5. В попытках сформировать спрос, маркетологи порой изобретают целые миры. Неудивительно, что мозг требует отдыха, хочет переключиться на что-то более простое и незамысловатое.
6. Многие потребители отвергают и опровергают классические, общие, часто навязанные рекламой, стандарты
7. Задача рекламы - реагировать на изменения в жизни целевой аудитории. Если люди хотят тишины и отдыха, они ее получают.
В Лондоне, например, жители одного из районов создали и подписали петицию по сбору средств на замену рекламных баннеров в метро на фотографии милых котят. За весьма короткое время было 23 тысяч фунтов стерлингов.
Кому же сегменту подойдет такая «мирная и спокойная» реклама?
1. Компаниям, которые занимаются приготовлением еды- кафе, рестораны, фаст-фуд, изготовители полуфабрикатов. Стоит показать плюсы заведения в необычном формате и большинство аудитории проникнутся доверием.
2. Компаниям, которые имеют возможность показать сам процесс производства, например: обтачивание деталей машины (особенно перфекцио-
нисту), или как дизайнер лично работает над оформлением камина. Люди любят подробности.
3. Компаниям, которые отправляют людей на отдых. Долгожданный момент отдыха, единение с природой. Приятно лежать на теплом песке, слушая шум прибоя, глядя в даль. Разве это не идеальные условия, чтобы применить медленный маркетинг? Заранее погрузить клиента в желанное состояние, продемонстрировав ему то, о чем он мечтает.
4. Фабрикам, фермам - все они могут показать, к примеру, процесс производства продукции. Интерес к такому видео гарантирован.
Появляются большие возможности для компаний, которые уважают личное пространство людей и принимают спокойный темп общения с потребителем.
Как правило, такие отношения оказываются более тесными и долговечными. Каждая компания, организация, фирма имеют свою аудиторию -людей, для которых они работают, для которых создают продукт или услугу.
У каждой группы потребителей свои интересы и, отталкиваясь от этих интересов, необходимо разрабатывать рекламу. Если целевой аудиторией, в основном, является люди постарше, которые уже подустали от суеты -нормкор - удачный выбор.
В случае, когда реклама должна заинтересовать молодежь - не стоит пытаться увлечь спокойным видеороликом, для молодого поколения более актуальным будет нечто динамичное.
Таким образом, можно подвести итог: В современном мире высоких технологий каждый тренд, каждая новинка может не только прижиться, но и стать общемировой. Пример тому - нормкор, так называемая «концепция простоты». Маркетологи годами изобретали эффективную рекламу, а в итоге пришли к тому, что люди часами могут смотреть на то, как человек красит забор, а все потому, что обилие информации утомляет.
Потребитель хочет спокойствия.
Нормкор-маркетинг, конечно, даст хорошие результаты только при грамотном использовании. Чем больше будет загружаться подобных рекламных роликов, тем быстрее метод потеряет актуальность и эффективность.
Важно, чтобы политика компании соответствовала такому способу рекламы и продвижения. Компаниям, чья философия, в принципе, противоречит спокойствию, нормкору, подобный контент не поможет. Некоторые компании, выпускающие фастфуд, попробовали копировать приемы медленного маркетинга, но их попытки оказались провальными.
Тим Огилви, человек, идеология которого заключена в нормкоре, убежден, что если реклама не продает, то она не креативна. Огилви прав лишь отчасти, потому что для хороших продаж сейчас лишь креатива мало -людей необходимо заинтересовать и, более того, сделать это убедительно.
Однако, те компании, которые сегодня смогут вовремя уловить современные тенденции в рекламе и продвижении товаров и услуг смогут занять
лидирующие позиции на рынке в соответствующем сегменте, и окажутся в числе лидеров для него.
Список литературы
1. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования: учеб. пособие / О. А. Кожушко, И. Чуркин, А. Агеев и др. ; Новосиб. гос. ун-т, Компания «Интелсиб». - Новосибирск : РИЦ НГУ, 2015. - 327 с.
2. Панкратов, Ф.Г. Основы рекламы : учебник / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, В.Г. Шахурин. - 14-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 538 с.
3. Рожков А Нормкор маркетинг или почему пора делать «скучную» рекламу // М.: Tex Terra. 2016. 212 с.
4. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 294 с.
5. Стерхова, С. А. Инновационный продукт: инструменты маркетинга : учебное пособие для профессионалов / С. А. Стерхова ; Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. - Москва : Издательский дом «Дело», 2010. - 295 с.
Vagin Dmitry Yuryevich, candidate of sociological sciences, docent Pryanichnikova Ekaterina Vladimirovna, student Stefanovskaya Yuliya Olegovna, student
Sineva Nadezhda Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, docent Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia
NORMCOR-MARKETING, FEATURES AND PROSPECTS OF APPLICATION IN COMPANY STRATEGIES
Abstract: The article presents an analysis of such a phenomenon as normal feed. Special attention is paid to the use of this technology in marketing. A technology is proposed for applying this approach in organizing the promotion of goods and services for a specific group of people who do not perceive the classical technologies for promoting goods and services. The concept of normcor-advertising, its examples and target audience are considered. The concept of norm-based advertising is presented, consumer groups stand out for which this type of advertising will be interesting. Attention is paid to the analysis of the significance for people of a similar phenomenon in marketing, and also, specific types of companies are indicated for which advertising of a similar style is taking place. The article presents the limitations of the use of this technology. It also discusses the use of native advertising technology in the promotion of goods and services, describes groups of consumers who are interested in this style of presentation of advertising material.
Keywords: normcore-marketing, normcore advertising, target audience.