Научная статья на тему 'НОРМИРОВАНИЕ РАДИОАКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ'

НОРМИРОВАНИЕ РАДИОАКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHING STANDARDS FOR RADIOACTIVITY OF BUILDING MATERIALS

The principles developed by the author for setting standards fqi radioactivity of building materials and tne numerical values of the standards proposed by him make it possible to reduce the dose of irradiation of the population from one of the main radiation sources.

Текст научной работы на тему «НОРМИРОВАНИЕ РАДИОАКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

УДК 614.73:691]:613.165.3

Канд. физико-матем. наук Э. М. Крисюк

НОРМИРОВАНИЕ РАДИОАКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ленинградский научно-исследовательский институт радиационной гигиены

В соответствии с современными представлениями о биологическом действии ионизирующих излучений значимость отдельных источников облучения определяется их вкладом в коллективную дозу облучения населения. Анализ, проведенный в разных странах (Webb, Klement и соавт.; Oberhausen), показал, что 70—80% дозы облучения населения создают источники естественного происхождения. Рентгенодиагностические процедуры составляют 20—30% дозы, а вклад остальных источников облучения значительно меньше. Среди источников естественного происхождения особое положение занимают естественные радионуклиды (ЕРН), содержащиеся в строительных материалах. Это происходит, во-первых, потому, что строительные материалы, использованные для сооружения зданий и дорожных покрытий; обусловливают, согласно данным Научного комитета ООН по действию атомной радиации, основную часть внешнего у-облучения людей и облучения их легочной ткани продуктами распада радона и торона и, во-вторых, вследствие возможности выбора для строительства материалов с меньшей концентрацией ЕРН, что позволяет нормировать и контролировать этот источник облучения людей.

В последние годы необходимость нормирования и контроля некоторых источников естественного происхождения признана и Международной комиссией по радиационной защите (МКРЗ). Так, в 26-й публикации МКРЗ указывается, что рекомендованные комиссией дозовые пределы относятся к тем компонентам облучения, которые являются результатом деятельности людей или наблюдаются в особых условиях окружающей среды. В качестве примера таких компонентов названы, в частности, стройматериалы, содержащие ЕРН. Численные значения нормативов радиоактивности материалов, используемых для строительства жилых и общественных зданий, обоснованы в Ленинградском научно-исследовательском институте радиационной гигиены (Э. М. Крисюк и соавт.) и вступили в действие с выходом в свет Норм радиационной безопасности (НРБ—76). Современное обоснование этих (нормативов исходит из принципов радиационной защиты, рекомендуемых МКРЗ.

В настоящее время МКРЗ принимает беспороговую концепцию действия ионизирующих излучений и линейную зависимость ¡частоты отдаленных последствий облучения от дозы. Система ограничения облучения населения включает следующее требование: облучение любой группы людей не должно превышать предела, равного 0,5 бэр/год при облученииjBcero тела. Кроме jroro, риск, свя-

занный с облучением людей за счет любого вещества или любого вида деятельности, должен уравновешиваться пользой от этого вещества или деятельности. Общая методика оценки соотношения польза — вред изложена в 22-й публикации МКРЗ.

Для обоснования нормативов радиоактивности стройматериалов ограничение облучения людей дозой 0,5 бэр/год мало дает, поскольку неизвестны здания со столь высоким уровнем облучения. Если такие здания будут выявлены, то правомерной будет постановка вопроса о выселении из них людей и сносе или использовании их для целей, связанных с ограниченным по времени пребыванием в них людей.

Что касается анализа соотношения польза — вред, то мы предприняли попытку применить эту концепцию к нормированию радиоактивности стройматериалов. При этом оказалось, что основная трудность заключается в необходимости принять определенное значение денежного эквивалента 1 человеко-бэра, т. е. величины максимально оправданных затрат на уменьшение облучения людей дозой 1 человеко-бэр. Значение этого коэффициента далеко выходит за рамки задачи нормирования радиоактивности стройматериалов, а без него анализ соотношения польза — вред не может быть осуществлен.

Кроме того, оценка соотношения польза — вред всех стройматериалов нереальна, поскольку в стране используются материалы, добываемые на десятках тысяч месторождений. Число возможных сочетаний замены каждого материала другим достигнет астрономических цифр. Естественно, в первую очередь следует искать возможность замены материалов с повышенной концентрацией ЕРН, хотя при этом окажется неизученной возможная целесообразность замены некоторых материалов со средней концентрацией ЕРН материалами с их более низкой концентрацией. С этой точки зрения важное практическое значение приобретает установление численного значения критерия повышенной концентрации ЕРН в стройматериалах, превышение которого означает необходимость изыскания их замены с анализом соотношения польза — вред. До отработки методики такого анализа этот критерий может рассматриваться как норматив в традиционном понимании данного слова.

Критерий повышенной концентрации ЕРН должен представлять среднее между двумя противоположными требованиями. С одной стороны, установление такого критерия должно оказать влияние на существующую практику использования строй-

материалов, и он должен быть таким, чтобы определенная часть применяемых стройматериалов имела бы концентрацию ЕРН, превышающую указанный критерий. С другой стороны, количество используемых стройматериалов, имеющих концентрацию ЕРН выше данного критерия, не должно ■ быть слишком велико. Это необходимо для того, чтобы проведение анализа соотношения польза — вред для всех материалов оказалось реально выполнимым.

Изучение радиоактивности строительных материалов, используемых в стране (Э. М. Крисюк и В. И. Пархоменко), показало, что частотное распределение стройматериалов по радиевому эквиваленту концентрации ЕРН (Сакв)* довольно резко обрывается при значении Сэкв=10 пКи/г и, следовательно, удовлетворяет приведенным выше условиям.

Около 1% применяемых в строительстве материалов имеет повышенную концентрацию ЕРН (Сэкв>10 пКи/г). Это, как правило, строительный камень и щебень из изверженных пород (гранит, гранодиорит, порфирит и др.), -а также отходы промышленности, потребляемые для производства стройматериалов. Показатель С8КВ<10 пКи/г соот-* ветствует нормативу, приведенному в НРБ—76 для стройматериалов, используемых для строительства жилых и общественных зданий.

Проживание в зданиях, построенных из стройматериалов с концентрацией ЕРН, равной нормативу, приведет к повышенному по сравнению со средним облучению людей. Максимально возможный уровень этого дополнительного облучения составит около 100 мрад/год, что соответствует удвоению фонового облучения людей. Максимально возможное облучение реализуется в здании, целиком построенном из материала с повышенной концентрацией ЕРН, имеющем достаточно толстые (до 100 г/см2) стены и помещения с малым отношением площади окон к площади стен, пола и потол-ка. Если эти условия не выполняются, то дополнительное облучение будет меньше.

Уменьшение облучения населения может быть достигнуто путем как полного запрещения использования стройматериалов с повышенной концентрацией ЕРН, так и применения их для создания тех сооружений, контакт людей с которыми меньше, чем с жилыми зданиями. Второй вариант часто оказывается экономически более оправданным.

Основы классификации видов использования строительных материалов в зависимости от степени возможного облучения людей заложил ЯоЬпзсН

* Радиевый эквивалент концентрации характеризует мощность дозы в помещении и определяется выражением:

Сзкв = Ска -И ,26СТь + 0,086СК.

где Сла, Ст — концентрации аа,1?а и а"ТЬ в равновесии с другими членами уранового и ториевого семейств, а Ск — концентрации "К. Коэффициенты в формуле пропорциональны мощности дозы ^-излучения, создаваемой бесконечно толстым источником с равномерным распределением радионуклида.

и развили Э. М. Крисюк и В. И. Пархоменко. Согласно этой классификации, строительные материалы подразделяются на 5 классов. К I классу относятся материалы с концентрацией EPH, удовлетворяющей условию Свкв<10 пКи/г, они могут использоваться для всех видов строительства без ограничений. Концентрации EPH в материалах II класса находятся в пределах 10<СЭКВ<20. Они не должны применяться в жилищном и культурно-бытовом строительстве, но могут использоваться во всех видах промышленного и дорожного строительства. Допущение двукратного увеличения концентрации EPH в материалах для промышленного и дорожного строительства по сравнению с материалами для жилищного строительства основано на следующем: время пребывания людей в промышленных зданиях (40 ч в неделю) приблизительно в 2 раза меньше, чем в жилых домах; в промышленных зданиях почти полностью исключено пребывание детей; мощность дозы над дорогами приблизительно в 2 раза меньше, чем в здании при одинаковой концентрации EPH в использованных стройматериалах; время пребывания людей на дорогах существенно меньше, чем в зданиях.

Концентрация EPH в материалах III класса лежит в пределах 20<ССЭКВ<60. Эти материалы могут быть использованы в населенных пунктах только для строительства подземных сооружений, пребывание людей в которых исключено (канализационные коллекторы, трубопроводы и др.) при условии покрытия их достаточным слоем (не менее 0,5 м) грунта или другого материала с низкой концентрацией EPH. За пределами населенных пунктов материал может применяться для дорожного строительства, сооружения железнодорожных насыпей, изготовления шпал, столбов и др. Разница во времени контакта людей с такими сооружениями и жилыми домами заведомо перекрывает шестикратное увеличение концентрации радионуклидов. Следует подчеркнуть, что в традиционных стройматериалах, используемых в СССР, мы не обнаружили таких высоких концентраций EPH; их можно ожидать в отходах урановой промышленности. Вопрос о безопасной утилизации таких отходов имеет большое значение.

Концентрация EPH в материалах IV класса лежит в пределах 60<cC3KBd00. Такие материалы можно использовать только для подземного строительства за пределами населенных пунктов при условии покрытия их достаточным слоем (не менее 0,5 м) низкорадиоактивного материала (основания плотин и дорог, фундаменты мостов и др.).

К V классу относятся материалы, в которых концентрация EPH выше 100 пКи/г. Такие материалы не должны использоваться ни в каком строительстве. Величина 100 пКи/г определена из условия, чтобы работа с таким материалом еще не рассматривалась как контакт с радиоактивным веществом. Оценка показывает, что при радиевом эквиваленте концентрации EPH, равном 100 пКи/г, как доза внешнего у-облучения людей, так и поступление

2 Гигиена н санитария JA 12

— 33 —

ЕРЩв организм с пылью могут достичь уровня, допустимого для ограниченного контингента населения.

Изложенные принципы нормирования радиоактивности стройматериалов и численные значения

нормативов обоснованы впервые в мировой практике. Накопление опыта их применения кгк в Советском Союзе, так и за рубежом позеслит судить о необходимости их корректировки.

ЛИТЕРАТУРА

Интерпретация рекомендаций комиссии о необходимости поддерживать дозы облучения на таких низких уровнях, какие только можно реально достигнуть. М., 1975.

Крисюк Э. М., Пархоменко В. И. — В кн.: Радиационная гигиена. Л., 1975, вып. 5, с. 75—81.

Крисюк Э. М., Тарасове. И., Шамое В. П. и др. — 1п:

International Radiation Protection Congress. 3rd. Proceedings. Washington, 1974, p. 370—381. Нормы радиационной безопасности: НРБ—76, M., 1978. Радиационная защита. M., 1978.

Oberhausen Е. Strahlenschutz und Umveltschtz. Helgoland, 4974.

Поступила 27/11 1980 г.

ESTABLISHING

STANDARDS FOR RADIOACTIVITY OF BUILDING MATERIALS

£. Л1. Krisiuk

The principles developed by the author for setting standards foe radioactivity of building materials and tne numerical values of the standards proposed by him make it pos-

sible to reduce the dose of irradiation of the population from one of the main radiaticn sources.

УДК 616-00 1.17-06:616.5-001.29:546.799.5.02.24 11-08:614.898:54-32

Акад. АМН СССР Л. А. Ильин, доктор, биол. наук А. Т. Иванников, канд. мед. наук Б. А. Попов, Г. А. Алтухова, И. М. Парфенова

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЗАКТИВАЦИИ КОЖИ, ЗАГРЯЗНЕННОЙ 24,Ат В КОНЦЕНТРИРОВАННОЙ КИСЛОТЕ

Концентрированные кислоты вызывают тяжелые ожоги кожи, характеризующиеся ее коагуляцион-ным некрозом. Как показали наши исследования (Л. А. Ильин и соавт.), при загрязнении кожи америцием, отягощенном химическим ожогом, происходит глубокое проникновение радионуклида в ткани и увеличение его всасывания. Сложный характер таких поражений обусловливает необходимость разработки единой тактики медицинской помощи, обеспечивающей не только лечение ожогов, но и предупреждение повреждающего действия радиоактивных веществ.

Для решения этой задачи требуется изучить эффективность дезактивации загрязненной радионуклидами ожоговой поверхности кожи в зависимости от времени начала обработки и концентрации кислоты и оценить влияние средств, используемых для дезактивации, на степень химического ожога. В данном сообщении представлены результаты так-ких исследований, выполненных с 24lAm в азотной кислоте различной концентрации. Сведений о подобных работах в доступной литературе мы не нашли.

Исследования выполнены на белых крысах массой 180—220 г по 5—6 животных в группе. Химические ожоги вызывали растворами америция в 1 и 8 н. азотной кислоте (HN03), которые равномерно наносили на площадь 4 см2 по 0,05 мл из расчета 30—50 мКи на животное. Крыс фиксировали в специальных станках.

При изучении дезактивации химических ожогов кожи, загрязненных 241Ат, были испытаны вода, 3% раствор мыла и 5% раствор пентацина. В качестве контроля использовали животных, которым 241Аш наносили на кожу в 0,05 н. Н1М03. В этой концентрации кислота, попавшая на кожные покровы, не вызывает ее повреждения. В экспериментах изучили эффективность ранней и поздней обработки кожи (через 5 мин, 1 и ¿4 ч). Ожоговую поверхность 5 мин обрабатывали ватно-марлевыми * тампонами, обильно смоченными в одном из указанных растворов, после чего смывали водой и подсушивали сухими тампонами. Об эффективности дезактивации судили на основании определения содержания 241Ат в печени, почках, скелете и прямого измерения у-излучения (60 кэВ) 241Аш в области ожога с помощью модифицированной установки Плут-1, предназначенной для определения 239Ри (М. П. Герасимова и соавт.), а также на основании данных морфологического и гнетоавто-радиографического исследований.

Полученные результаты (см. таблицу) показали, что эффективность дезактивации кожи, загрязненной 241Ат, существенно зависит от концентрации НРЮ3 и времени начала ее проведения.

При ожоге кожи 1 н. НЫ03 дезактивация 3% раствором мыла через 5 мин после аппликации • 241Ат удалось устранить 98% радиоактивности, т. е. столько же, сколько было удалено с помощью этого способа 241Аш, нанесенного на кожу в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.