ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БАРНАУЛА
Костеневский Олег Константинович, Отто Ольга Витальевна, Семикина Светлана Сергеевна, Алтайский государственный университет, г. Барнаул
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected] E-mail: swetik [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены правовые основы регулирования охраны атмосферного воздуха. Проведен анализ по уровню загрязнения атмосферного воздуха г. Барнаула в 2014 году по основным примесям (по стационарным постам).
Ключевые слова: Барнаул, нормирование, качество, атмосферный воздух.
Для большинства крупных городов характерно сильное и интенсивное загрязнение атмосферы. Город Барнаул не стал исключением. В 2010 году г. Барнаул был включен в список городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы [7, 8]. Загрязнение атмосферы воздуха наносит значительный ущерб здоровью горожан, материально-техническим объектам, расположенным в городе [1]. И хотя в последние годы г. Барнаул в этот список не включают, экологическое неблагополучие атмосферы города по-прежнему остается острейшей проблемой.
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, поэтому в Российской Федерации единая государственная политика об охране атмосферного воздуха, направленная на обеспечение безопасной жизнедеятельности граждан страны. Все правовые и законодательные аспекты, связанные с защитой и охранной атмосферного воздуха четко прописаны в ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
309-Ф3). Данный Федеральный Закон был принят Государственной Думой от 2 апреля 1999 года, одобрен 22 апреля 1999 года. Закон состоит из 10 глав и 34 статей [3].
В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.
Уровень загрязнения воздуха определяется значениями концентраций примесей. Для оценки загрязнения, концентрации примесей сравниваются с ПДК (предельно-допустимыми концентрациями веществ, утвержденных Минздравом России) или международным стандартом (значениями • концентраций, рекомендованных Всемирной Организацией Здравоохранения -ВОЗ) [4].
Используются три показателя качества воздуха: СИ, НП и ИЗА5.
1. СИ - наибольшая измеренная разовая концентрация примеси, деленная на ПДК. Она определяется из данных наблюдений на посту за одной примесью, или на всех постах района за всеми примесями за месяц, или год [4].
2. НП - наибольшая повторяемость (в процентах) превышения ПДК по данным наблюдений на посту за одной примесью, или на всех постах района города за всеми примесями за месяц, или год [4].
3. ИЗА5 - комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей. Величина ИЗА рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций примесей, поэтому ИЗА характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха. В информационных документах для оценки уровня загрязнения воздуха используется ИЗА (с точностью до целых) для пяти загрязняющих веществ [4].
Загрязнение воздуха определяется по значению концентраций примесей ^ср в мг/м3). Степень загрязнения примесью оценивается при сравнении концентрации примесей с ПДК, установленной Минздравом России.
За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации (в соответствии со ст. 28 ФЗ «Об
154
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Охране атмосферного воздуха»). Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (в соответствии со ст. 31 ФЗ «Об Охране атмосферного воздуха»). Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного в соответствии со ст. 32 ФЗ «Об Охране атмосферного воздуха»).
Необходимо отметить то, что в экологической политике Российской Федерации произошли существенные изменения. Дело все в том, что уровень негативного воздействия на окружающую среду со стороны предприятий, работающих на устаревшем и экологически неэффективном оборудовании, • неуклонно растет. Ранее существовавшая практика регулирования отношений в области окружающей среды, а также методы экологического нормирования и контроля, показали свою неэффективность и несоответствие международным принципам и тенденциям развития. Кроме того, действовавшая ранее система не содержала каких-либо значимых стимулов для субъектов предпринимательской и иной деятельности по реализации природоохранных мероприятий и внедрению экологически чистых технологий. Поэтому в государственной программе «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» (от 15.04.2014 № 326), предусмотрены существенные изменения в природоохранном законодательстве страны, реализация которых приведёт к переходу на новые принципы нормирования воздействий на окружающую среду, внедрению экономических механизмов стимулирования применения энергосберегающих и экологически чистых технологий хозяйствующими субъектами и усилению ответственности за несоблюдение технологических нормативов, разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ.
По данным Росгидромета за 2014 год в 51 городе на территории России, уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий. В 2013 году высокий и очень высокий уровень загрязнения отмечался в 123 городах [5]. Такое резкое изменение количества городов, включенных в Приоритетный список, обусловлено не улучшением качества воздуха, а связано
155
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
лишь с установлением в 2014 г. нового значения ПДКс.с. формальдегида - более чем в 3 раза выше использовавшегося ранее значения (рис.1).
"2
Рис. 1 Среднегодовая концентрация (в мг/м ) формальдегида [5]
Именно из-за нового значения ПДКс.с. формальдегида город Барнаул не попал в список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы (Приоритетный список). При использовании для оценки состояния воздуха прежнего значения ПДКс.с. формальдегида (нормы взяты из ГН 2.1.6.1338-03, источник [2]), количество городов, в которых уровень загрязнения атмосферы оценивается как высокий и очень высокий составило бы 107 городов, и Барнаул оказался бы в их числе.
Веществами, определяющими высокий уровень загрязнения атмосферы города, по-прежнему являются: взвешенные вещества (пыль), диоксид азота, фенол, формальдегид, бенз(а)пирен [8]. Средняя за год и максимальная разовая концентрации диоксида серы значительно ниже ПДК. Средняя за год концентрация диоксида азота составляет 1,4 ПДК, оксида азота — ниже ПДК. По данным федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» (ФГУЗ), максимальная разовая концентрация диоксида азота составляет 4,3 ПДК, оксида азота — ниже ПДК. Средняя за год концентрация взвешенных веществ составляет 1,2 ПДК, максимальная разовая — 8,8 ПДК. Средняя за год концентрация оксида углерода не превышает ПДК, максимальная разовая концентрация равна 6,6 ПДК. Наибольшая повторяемость превышения ПДК составила 30,6%. Среднегодовая концентрация бенз(а)пирена превышает ПДК в 2,1 раза, максимальная из средних за месяц — в 7,4 раза, зафиксирована в марте. Средняя за год концентрация формальдегида достигает 1 ПДК, максимальная разовая — составила 3,2 ПДК. Среднегодовая концентрация фенола достигает 1 ПДК,
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
максимальная разовая — составляет 7,3 ПДК (по данным ФГУЗ). Средняя за год концентрация сажи ниже ПДК, максимальная разовая — составляет 2,9 ПДК. Среднегодовые концентрации фторида и хлорида водорода не превышают ПДК. Максимальная разовая концентрация хлорида водорода составляет 2 ПДК (по данным ФГУЗ). Максимальная разовая концентрация сероводорода составляет 3,9 ПДК. Среднегодовая концентрация аммиака ниже ПДК, максимальная разовая — 1,7 ПДК. Максимальная разовая концентрация ксилола достигает 4,8 ПДК, толуола — 1,8 ПДК, бензола — 1,6 ПДК [6].
Среднегодовая концентрация примесей в воздухе
0,21
Диаксид азота бенз(а)пирен Формальдегид Фенол взвешенные
* бенв(а)пирен в ллкг/ЮОм3 вещества
Рис. 2 Среднегодовая концентрация загрязняющих веществ, превышающих ПДК в г. Барнауле (составлено автором по материалам [6])
Уровень загрязнения воздуха оценивается как высокий, средние за год концентрации взвешенных веществ, диоксида азота и бенз(а)пирена превышают ПДК. Тенденция за период 2010-2014 гг.: возрос уровень загрязнения воздуха диоксидом азота, концентрации других загрязняющих веществ значительно не изменились.
Таким образом, в настоящее время происходят значительные изменения в нормировании воздушной среды. Этот процесс может привести к формальному «улучшению» качества воздуха населенных пунктов РФ. Повышение ПДК повлечет изменение количества допустимых выбросов предприятий, что негативно скажется на состоянии воздуха. Необходимо с одной стороны ужесточить государственный контроль в этой области, а с другой разработать систему стимулирования предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства.
157
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. Безуглая Э.Ю. Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах. - Л.: Гидрометеоиздат, 1986. - 200 с.
2. Гигиенические нормативы 2.1.6.1338-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест от 30 мая 2003 года N 114 (с изменениями на 12 января 2015 года).
3. Об охране атмосферного воздуха: федеральный закон 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
4. Документ о состоянии загрязнения атмосферы в городах для информирования государственных органов, общественности и населения. - М.: Метеоагенство Росгидромета, 2006. - 60 с.
5. Ежегодный Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru. - Загл. с экрана.
6. Ежегодный Государственный доклад «О состоянии загрязнения атмосферы в городах на территории России за 2014 год. - Санкт-Петербург: ФГБУ «ГГО» • Росгидромет, 2015. - 288 с.
7. Гончаров С.П., Костеневский О.К., Шутова К.О., Максимова Н.Б. Анализ уровня загрязнения атмосферного воздуха г. Барнаула // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования / Сборник научных статей международной конференции. Алтайский государственный университет.
- Барнаул, 2014. - С. 1097-1100.
8. Костеневский К.О., Шутова К.О., Семикина С.С., Максимова Н.Б. Метеорологический потенциал загрязнения атмосферы города Барнаула // География и природопользование Сибири / отв. ред. Г. Я. Барышников. Вып. 21.
- Барнаул, 2016.
158