Научная статья на тему 'НОРМАТИВЫ ЗАТРАТ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ МЕЛИОРАТИВНЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

НОРМАТИВЫ ЗАТРАТ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ МЕЛИОРАТИВНЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛИОРАТИВНАЯ СИСТЕМА / ОСУШИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ / НОРМАТИВНЫЕ ЗАТРАТЫ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даянова Галина Ивановна, Протопопова Любовь Даниловна, Лоскин Михаил Иванович, Егорова Ирина Кимовна, Крылова Акулина Николаевна

Цель: определение затрат на выполнение государственного задания по эффективной и безопасной эксплуатации мелиоративных систем, объектов сельскохозяйственного водоснабжения и гидротехнических сооружений Республики Саха (Якутия). Материалы и методы: исследования проводились на объектах государственного бюджетного учреждения «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)». Расчет нормативных затрат произведен методом первоначальных нормативов затрат на основании локальных смет. Результаты. Данная работа учитывает нормативные затраты, отнесенные к оказанию государственной услуги (выполнению работ), на общехозяйственные нужды и на содержание имущества. Базовые нормативные затраты на обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии мелиоративных систем в 2021 г. составили 6,5 тыс. руб./га, объектов сельскохозяйственного водоснабжения - 1677,7 тыс. руб./ед., на определение потребности и участие в распределении водных ресурсов (групповые водоводы) - 25348,1 тыс. руб./млн м³. Вывод. Используемая методика расчета может применяться при расчете объема финансирования выполнения государственного задания, позволит производить экономически аргументированные расчеты затрат на оказание государственных услуг по эффективной и безопасной эксплуатации мелиоративных систем, объектов сельскохозяйственного водоснабжения и групповых водоводов Республики Саха (Якутия) и, как следствие, обеспечить совершенствование организации труда, повышение производственных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Даянова Галина Ивановна, Протопопова Любовь Даниловна, Лоскин Михаил Иванович, Егорова Ирина Кимовна, Крылова Акулина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD COSTS FOR LAND RECLAMATION SYSTEMSOPERATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Purpose: to determine the costs for fulfilling the state task on efficient and safe operation of reclamation systems, agricultural water supply facilities and hydraulic structures of the Republic of Sakha (Yakutia). Materials and methods: the research was carried out at the facilities of the state budgetary institution “Department for Land Reclamation and Agricultural Water Supply of the Ministry of Agriculture of the Republic of Sakha (Yakutia)”. The calculation of standard costs was made using the method of initial cost standards based on local estimates. Results. This work takes into account the standard costs attributed to the provision of public services (work performance), for general needs and for the maintenance of property. The basic standard costs for service, maintenance of the reclamation systems in good working order in 2021 amounted to 6.5 thousand rubles/ha, for agricultural water supply facilities - 1677.7 thousand rubles/unit, to determine the needs and to participate in water resources distribution (group water pipelines) - 25348.1 thousand rubles/million m³. Conclusion. The given calculation method can be used to calculate the financing for the fulfillment of a state task, it will make it possible to make economically justified calculations of the costs of public services deliveries for the efficient and safe operation of reclamation systems, agricultural water supply facilities and group water pipelines of the Republic of Sakha (Yakutia) and, as a result, to ensure the improvement of the organization labor, improving production performance.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВЫ ЗАТРАТ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ МЕЛИОРАТИВНЫХ СИСТЕМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Научная статья УДК 338.43(631.6)

doi: 10.31774/2712-9357-2021-11-3-221-236

Нормативы затрат на эксплуатацию мелиоративных систем Республики Саха (Якутия)

Галина Ивановна Даянова, Любовь Даниловна Протопопова, Михаил Иванович Лоскин, Ирина Кимовна Егорова, Акулина Николаевна Крылова

Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени М. Г. Сафронова - обособленное подразделение Федерального исследовательского центра «Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», Якутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: Галина Ивановна Даянова, dajanova@mail.ru

Аннотация. Цель: определение затрат на выполнение государственного задания по эффективной и безопасной эксплуатации мелиоративных систем, объектов сельскохозяйственного водоснабжения и гидротехнических сооружений Республики Саха (Якутия). Материалы и методы: исследования проводились на объектах государственного бюджетного учреждения «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)». Расчет нормативных затрат произведен методом первоначальных нормативов затрат на основании локальных смет. Результаты. Данная работа учитывает нормативные затраты, отнесенные к оказанию государственной услуги (выполнению работ), на общехозяйственные нужды и на содержание имущества. Базовые нормативные затраты на обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии мелиоративных систем в 2021 г. составили 6,5 тыс. руб./га, объектов сельскохозяйственного водоснабжения - 1677,7 тыс. руб./ед., на определение потребности и участие в распределении водных ресурсов (групповые водоводы) - 25348,1 тыс. руб./млн м3. Вывод. Используемая методика расчета может применяться при расчете объема финансирования выполнения государственного задания, позволит производить экономически аргументированные расчеты затрат на оказание государственных услуг по эффективной и безопасной эксплуатации мелиоративных систем, объектов сельскохозяйственного водоснабжения и групповых водоводов Республики Саха (Якутия) и, как следствие, обеспечить совершенствование организации труда, повышение производственных показателей.

Ключевые слова: мелиоративная система, осушительные системы, гидротехнические сооружения, нормативные затраты, Республика Саха (Якутия)

ECONOMICS AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY Original article

Standard costs for land reclamation systems operation in the Republic of Sakha (Yakutia)

Galina I. Dayanova, Lyubov D. Protopopova, Mikhail I. Loskin, Irina K. Egorova, Akulina N. Krylova

© Даянова Г. И., Протопопова Л. Д., Лоскин М. И., Егорова И. К., Крылова А. Н., 2021

M. G. Safronov Yakut Scientific Research Institute of Agriculture - Division of Federal Research Centre "The Yakut Scientific Centre of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences", Yakutsk, Russian Federation

Corresponding author: Galina I. Dayanova, dajanova@mail.ru

Abstract. Purpose: to determine the costs for fulfilling the state task on efficient and safe operation of reclamation systems, agricultural water supply facilities and hydraulic structures of the Republic of Sakha (Yakutia). Materials and methods: the research was carried out at the facilities of the state budgetary institution "Department for Land Reclamation and Agricultural Water Supply of the Ministry of Agriculture of the Republic of Sakha (Yakutia)". The calculation of standard costs was made using the method of initial cost standards based on local estimates. Results. This work takes into account the standard costs attributed to the provision of public services (work performance), for general needs and for the maintenance of property. The basic standard costs for service, maintenance of the reclamation systems in good working order in 2021 amounted to 6.5 thousand rubles/ha, for agricultural water supply facilities - 1677.7 thousand rubles/unit, to determine the needs and to participate in water resources distribution (group water pipelines) - 25348.1 thousand rubles/million m3. Conclusion. The given calculation method can be used to calculate the financing for the fulfillment of a state task, it will make it possible to make economically justified calculations of the costs of public services deliveries for the efficient and safe operation of reclamation systems, agricultural water supply facilities and group water pipelines of the Republic of Sakha (Yakutia) and, as a result, to ensure the improvement of the organization labor, improving production performance.

Keywords: reclamation system, drainage systems, hydraulic structures, standard costs, the Republic of Sakha (Yakutia)

Введение. К мелиоративным работам в Якутии предъявляют особые требования, поскольку регион расположен в зоне сплошного распространения вечной мерзлоты со сложными природно-климатическими условиями, отдаленностью и трудной доступностью сельскохозяйственных угодий, слабой транспортной и производственной инфраструктурой [1].

В Республике Саха (Якутия) действующими мелиоративными системами охвачено всего 14 % используемых сенокосов. Данный показатель по Дальневосточному федеральному округу составляет 24 %, по России -38 % [2]. В последнее время в регионе из-за деградации вечной мерзлоты и изменения гидрологических режимов малых рек на объектах мелиоративной системы часто происходят чрезвычайные аварийные ситуации [3]. Вследствие этого наблюдается увеличение удельных затрат на эксплуатацию мелиоративных систем, требующее соответствующего финансирования.

Так, в республике реализуется отдельная подпрограмма по мелиора-

ции в рамках региональной госпрограммы развития сельского хозяйства [4]. Основная часть мероприятий подпрограммы реализуется государственным бюджетным учреждением «Управление по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)» (ГБУ «Упрмелиоводхоз МСХ РС (Я)»), оказывающим в настоящее время следующие государственные услуги:

- обслуживание, содержание мелиоративных систем в исправном работоспособном состоянии;

- обслуживание, содержание гидротехнических сооружений в исправном работоспособном состоянии;

- определение потребности и участие в распределении водных ресурсов.

За 2012-2020 гг. на реализацию подпрограммы из бюджета республики выделено 3,1 млрд руб., из федерального бюджета привлечено 327,7 млн руб. Финансирование подпрограммы выросло за 8 лет на 48,3 % (рисунок 1).

Рисунок 1 - Финансирование подпрограммы развития мелиорации в Республике Саха (Якутия)

Эффективность реализации подпрограммы мелиорации оценивается целевыми индикаторами, объемы показателей которых ежегодно снижается, что не позволяет говорить о расширении мелиорируемых земель. Площадь обслуживаемых мелиоративных систем за 8 лет сократилась с 23,8

до 16,4 тыс. га. Снижается численность исправных гидротехнических сооружений с 191 до 53 ед., соответственно сокращается объем перекачки воды по групповым водоводам от 7,6 до 2,5 млн м3 (таблица 1). Таблица 1 - Основные показатели выполнения мероприятий

государственной программы Упрмелиоводхоз МСХ РС (Я)

Мероприятие Год

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Обслуживание, содержание

мелиоративных систем в исправном работоспособном состоянии, тыс. га 23,8 22,3 20,8 21,1 19,8 18,8 17,1 16,4 16,4

Обслуживание, содержание

гидротехнических сооружений в исправном работоспособном состоянии, ед. 191 191 188 191 175 175 175 53 53

Эксплуатация групповых водоводов, млн м3 7,6 6,6 2,9 2,6 4,2 3,7 2,2 2,5 2,5

Результаты исследований. Для улучшения ситуации в мелиоративном комплексе сотрудниками Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства произведен расчет затрат текущего года на выполнение государственных работ с определением базовых нормативов по эффективной и безопасной эксплуатации мелиоративных систем, объектов сельскохозяйственного водоснабжения и групповых водоводов ГБУ «Упрмелиоводхоз МСХ РС (Я)».

Данная работа выполнена в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 г. № 879 «О порядке расчета нормативных затрат на оказание услуг (работ) государственными учреждениями и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений» и приказом Минсельхоза России от 18 февраля 2013 г. № 79 «Об утверждении порядка определения платы за оказание федеральным государственным бюджетным учреждением в области мелиорации, находящимся в ведении Минсельхоза России, гражданам и юридическим лицам услуг

(выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федерального государственного бюджетного учреждения» [5, 6].

Перед определением базовых нормативов на эксплуатацию мелиоративных систем на 2021 г. проанализированы фактические данные ГБУ «Упрмелиоводхоз МСХ РС (Я)» за 2018-2020 гг. по группам затрат, указанным на рисунке 2, согласно порядку расчета суммы финансового обеспечения государственного задания.

Рисунок 2 - Схема расчета нормативных затрат на выполнение государственного задания

Так, затраты учреждения, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, за 3 года выросли на 45,4 %, в частности затраты на оплату труда - на 66,2 %, затраты на приобретение материалов - на 19,1 % и иные затраты - на 41,6 % (таблица 2). Наибольшее увеличение затрат -

на обслуживание и содержание в исправном работоспособном состоянии гидротехнических сооружений (затраты на эти виды работ увеличились на 55,1 %).

Таблица 2 - Затраты, непосредственно связанные с оказанием

государственной услуги Упрмелиоводхоз МСХ РС (Я)

__ В тыс. руб.

Наименование затрат 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 Обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии мелиоративных систем 42681,8 51566,0 63262,7

Затраты на оплату труда с начислениями 21969,6 30216,2 37070,1

Затраты на приобретение материалов 17533,1 19422,9 23828,6

Иные затраты 3179,2 1926,9 2364,0

2 Обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии гидротехнических сооружений 22704,1 19751,6 35219,3

Затраты на оплату труда с начислениями 6866,0 6727,8 11996,5

Затраты на приобретение материалов 7786,9 6902,4 12307,7

Иные затраты 8051,2 6121,4 10915,1

3 Эксплуатация государственных мелиоративных систем, обеспечивающих межрегиональное и межхозяйственное водораспределение 33128,0 44362,1 44798,2

Затраты на оплату труда с начислениями 18322,0 29495,2 29308,3

Затраты на приобретение материалов 9462,2 5333,6 5299,8

Иные затраты 5343,8 9533,2 10190,0

В отличие от затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, затраты на общехозяйственные нужды уменьшились на 3,7 % за счет снижения затрат на межрегиональное и межхозяйственное водораспределение (таблица 3). Затраты на обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии мелиоративных и гидротехнических сооружений увеличились на 10,4 и 23,4 % соответственно.

Таблица 3 - Затраты на общехозяйственные нужды Упрмелиоводхоз МСХ РС (Я)

_В тыс. руб.

Наименование затрат 2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 2 3 4

1 Обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии мелиоративных систем 39999,3 36007,0 44174,5

Затраты на оплату труда с начислениями работников, которые не принимают непосредственного участия 22026,3 19021,0 23335,6

Оплата услуг связи 1010,9 1517,3 1861,5

Транспортные услуги 1327,1 0,0 0,0

Оплата коммунальных услуг 3519,2 3582,4 4395,0

Продолжение таблицы 3

1 2 3 4

Услуги по содержанию имущества 5790,4 2721,3 3338,6

Затраты на прочие общехозяйственные нужды 6325,4 9165,0 11243,9

2 Обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии гидротехнических сооружений 11073,2 7662,0 13662,2

Затраты на оплату труда с начислениями работников,

которые не принимают непосредственного участия 4684,1 2445,7 4361,0

Оплата услуг связи 88,1 172,9 308,4

Транспортные услуги 165,9 0,0 0,0

Оплата коммунальных услуг 634,6 123,3 219,8

Услуги по содержанию имущества 1786,3 1553,9 2770,8

Затраты на прочие общехозяйственные нужды 3714,3 3366,1 6002,2

3 Эксплуатация государственных мелиоративных систем, обеспечивающих межрегиональное и межхозяйственное водораспределение 26352,0 16863,3 16756,4

Затраты на оплату труда с начислениями работников,

которые не принимают непосредственного участия 18238,8 10508,6 10442,0

Оплата услуг связи 396,4 442,1 439,3

Транспортные услуги 1194,4 20,0 19,9

Оплата коммунальных услуг 446,4 169,4 168,3

Услуги по содержанию имущества 2155,8 1524,7 1515,1

Затраты на прочие общехозяйственные нужды 3920,3 4198,5 4171,9

Затраты МСХ РС (Я) на содержание имущества, согласно вышеуказанному порядку, являются постоянными затратами, т. е. при расчете финансового обеспечения не зависят от объема работ (услуг), и включают следующее.

1 Затраты на оплату коммунальных услуг, в т. ч.:

- 50 % от затрат на теплоэнергию;

- 10 % от затрат на электроэнергию.

2 Затраты на страхование.

3 Затраты на уплату имущественного и земельного налогов. Затраты на коммунальные услуги по трем видам работ за 2018-2020 гг.

увеличились на 1,8 %, затраты на страхование - на 60 %, затраты на уплату налога на имущество организаций и земельного налога - почти в 2 раза, или на 92,8 % (таблица 4).

Таблица 4 - Затраты на содержание имущества Упрмелиоводхоз МСХ РС (Я)

_В тыс. руб.

Наименование затрат 2018 2019 2020

1 Обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии мелиоративных систем 6130,2 9246,0 12491,5

Оплата коммунальных услуг 3174,0 2929,9 3594,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страхование 260,6 347,9 426,9

Уплата налога на имущество организаций и земельного налога 2695,6 5968,2 8470,1

2 Обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии гидротехнических сооружений 6418,2 5303,1 9456,0

Оплата коммунальных услуг 577,6 100,8 179,8

Страхование 1805,0 1618,0 2885,1

Уплата налога на имущество организаций и земельного налога 4035,6 3584,2 6391,1

3 Эксплуатация государственных мелиоративных систем, обеспечивающих межрегиональное и межхозяйственное водораспределение 3469,3 4557,7 4749,7

Оплата коммунальных услуг 96,8 138,5 144,4

Страхование 20,0 25,0 26,1

Уплата налога на имущество организаций и земельного налога 3352,4 4394,1 4579,3

В целях определения базовых нормативных затрат (НЗ) ГБУ «Упр-мелиоводхоз МСХ РС (Я)» в 2021 г. на выполнение государственного задания по оптимальному использованию мелиоративных систем, гидротехнических сооружений объектов сельскохозяйственного водоснабжения и групповых водоводов применены следующие исходные материалы:

- нормативно-правовые акты в области мелиорации;

- локальные сметные расчеты на выполнение работ;

- паспорта мелиоративных систем;

- отчетные данные ГБУ «Упрмелиоводхоз МСХ РС (Я)».

Параметры и содержание работ по эксплуатации мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и групповых водоводов определены в соответствии с нормами и нормативными требованиями по безопасной эксплуатации сооружений [7].

Расчет НЗ, отнесенных к оказанию государственной услуги (выполнению работ), произведен методом первоначальных нормативов затрат ис-

ходя из сметных расходов в соответствии с приказом Минстроя России от 4 сентября 2019 г. № 519/пр «Методические рекомендации по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пускона-ладочные работы» [8]. Расчет стоимости в базисных ценах 2001 г. составлен по НБ: «ФЕР-2001 в редакции 2020 г. с доп. и изм. 3 (приказ Минстроя России № 352/пр)» для населенного пункта, расположенного в районном центре [9]. Перевозка персонала, землеройной техники, материалов от центра муниципального образования до объекта работ рассчитана на усредненное расстояние.

Для расчета затрат на оплату труда определена нормативная численность работников ГБУ «Упрмелиоводхоз МСХ РС (Я)» на основе норм обслуживания и норм выработки [10].

Нормы обслуживания административно-управленческого персонала, руководящих, служащих, инженерных и технических работников определены в соответствии с нормативами 1977 г. [11]. При этом нормы выработки эксплуатационного персонала определены исходя из фактических затрат труда по локальным сметам.

Затраты исследуемого учреждения на приобретение материалов включают в себя расходы на приобретение бутового камня, щебня и пес-чано-гравийной смеси (ПГС) и т. д.

В иные НЗ, непосредственно связанные с выполнением государственного задания, включены:

- затраты на общестроительные работы;

- расходы на охрану труда и технику безопасности - 3 % от стоимости оплаты труда;

- расходы на продукты питания рабочих в период выполнения работ на объекте - 6 % от стоимости оплаты труда;

- расходы на ремонт инструментов и производственного инвентаря, мелкий ремонт мелиоративной техники при выполнении мелиоративных мероприятий на объекте - 7,7 % от стоимости оплаты труда;

- расходы на обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий при выполнении работ на гидротехническом сооружении - 3,1 % от стоимости оплаты труда.

Пересчет в цены III квартала 2020 г. стоимости обслуживания, содержания мелиоративных систем в исправном работоспособном состоянии произведен с коэффициентом 17,30 для «прочих объектов» на основании письма Минстроя России от 18 августа 2020 г. № 32427-ИФ/09 для 3-й ценовой зоны, по остальным сметам - с коэффициентом 14,31 для «прочих объектов» для 1 -й ценовой зоны и на основании приложения к приказу Минстроя РС (Я) от 31 января 2019 г. № 14 «Об утверждении ценовых зон и базовых населенных пунктов для ценообразования в строительстве Республики Саха (Якутия)» [12, 13]. В целях достоверного определения сметной стоимости строительства (ремонта) с учетом разницы в районных коэффициентах к заработной плате, географического расположения, природно-климатических условий и транспортной схемы доставки материалов стоимость работ для объектов, расположенных в других ценовых зонах, необходимо пересчитывать с коэффициентом для соответствующей ценовой зоны 2-12.

НЗ на общехозяйственные нужды ГБУ «Упрмелиоводхоз МСХ РС (Я)» рассчитаны исходя из фактических затрат 2020 г.

Пересчет цен 2020 г. в цены 2021 г. осуществлен на основании прогноза индексов дефляторов и цен производителей по видам экономической деятельности экономики РФ до 2024 г. (приказ Министерства экономики РФ от 30 сентября 2019 г.) для отрасли «капитальное строительство», так как строительно-ремонтные работы отнесены в их ведение [14].

Затраты на прочие общехозяйственные нужды включают:

- выплаты по аренде за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами;

- прочие расходы;

- уплату прочих налогов, сборов (транспортный налог, госпошлина), штрафов, взносов, пени по налогам, штрафов за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров), иные платежи;

- прочие выплаты;

- прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме;

- прочие услуги, компенсацию затрат при командировках;

- затраты на увеличение стоимости горюче-смазочных материалов;

- затраты на увеличение стоимости мягкого инвентаря (спецодежды);

- затраты на увеличение стоимости прочих оборотных запасов;

- затраты на увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения;

- затраты на оплату аренды (возмещение расходов).

Исходя из сводных данных по затратам и объему работ (услуг) в текущем году высчитывается базовый норматив затрат по всем видам государственной услуги (таблица 5).

Базовые НЗ на обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии мелиоративных систем устанавливаются на 1 га мелиорируемой площади, гидротехнических сооружений объектов сельскохозяйственного водоснабжения - на 1 ед. сооружения, на определение потребности и участие в распределении водных ресурсов - на 1 млн м3 воды.

При этом затраты на капитальный ремонт гидротехнических сооружений и каналов мелиоративной системы не входят в рассчитанные базовые НЗ, а определены в процентах к балансовой стоимости основных фондов [15].

Таблица 5 - Базовые нормативы затрат Упрмелиоводхоз МСХ РС (Я) на единицу услуг в 2021 г.

В тыс. руб.

Базовые НЗ, непосредственно связанные с оказанием Базовые НЗ на общехозяйственные нужды

государственной услуги

Государственная услуга Всего £ р тра о к а а м ндя н у яи ы р н ь в ть о тс л оа Ч к ы ат р £ £ р тра о к а а м ндя н у яи ы р н г у л с уи з е ы н ти рг Оплата коммунальных услуг Услуги по содержанию имущества ы ад к * § к

о г е с В ^ ^ к тра ту лс таи За лпа ича он § | СО е ы н К о г е с В ^ ^ к тра ту лс таи За лпа ича он тв ас лс п О с ч сс ну а р н ей и ри тч ао За ро п

1 Обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоянии мелиоративных систем (1 га) Эксплуатация систем лиманного орошения 6,5 2,5 4,1 1,8 0,8 0,5 0,1 0,1 3,2 1,2 2,4 0,6 1,3 0,3 0,1 0,0 0,0 0,0 0,2 0,1 0,2 0,0 0,6 0,2

Текущий ремонт систем лиманного орошения 18,0 8,4 1,3 0,1 6,9 9,6 5,1 0,4 0,0 1,0 0,7 2,4

Текущий ремонт осушительных систем 9,2 8,6 1,5 0,1 7,0 0,6 0,3 0,0 0,0 0,1 0,0 0,2

2 Обслуживание, содержание в исправном работоспособном состоя-

нии 1 единицы гидротехнического сооружения 1677,7 1506,4 234,4 151,7 1120,3 171,3 54,7 3,9 0,0 2,8 34,7 75,3

Контроль за гидротехническими сооружениями Противопаводковые мероприятия 75,6 495,2 73,3 444,1 28,6 102,5 0,0 41,5 44,6 300,1 2,4 51,1 0,8 16,3 0,1 1,2 0,0 0,0 0,0 0,8 0,5 10,4 1,0 22,4

Текущий ремонт гидротехнических сооружений 1151,6 1011,4 41,2 137,7 832,4 140,1 44,7 3,2 0,0 2,3 28,4 61,6

3 Определение потребности и участие в распределении 1 млн м3 водных ресурсов

25348,1 18033,5 11767,6 2133,4 3859,1 7314,6 4558,2 191,8 8,7 73,5 661,4 1821,1

г

ё

о-^

е о

В £

о о

ё о

Н

У &

от

л и

о р

а Ц

и я

и

в д и р

оо

н е X

н и

к Р

2 О 2

О

И

в

£

В'

е

е

£ В'

2 Н О • 2 1

о •

О Р

Р Р

В 2

о 1

о 2

• о

2

2 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

3 6

Выводы. На основе проведенных исследований определены затраты на выполнение государственного задания по эффективной и безопасной эксплуатации мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и отдельно расположенных объектов сельскохозяйственного водоснабжения в Республике Саха (Якутия). Данные базовые нормативы могут использоваться при определении объема финансирования выполнения государственного задания и позволят производить экономически обоснованные расчеты затрат на эффективную и безопасную эксплуатацию мелиоративных систем, объектов сельскохозяйственного водоснабжения и групповых водоводов Якутии с учетом происходящих изменений климата.

Список источников

1. Даянова Г. И., Егорова И. К., Протопопова Л. Д. Анализ эффективности использования сельскохозяйственных земель в Республике Саха (Якутия) и пути ее повышения // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12, ч. 1. С. 475-480.

2. Определение численности работников мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Республики Саха (Якутия) / Г. И. Даянова, Л. Д. Протопопова, И. К. Егорова, Н. Н. Никитина, А. Н. Крылова // International Agricultural Journal. 2020. № 6. С. 205-214. https:doi.org/10.24411/2588-0209-2020-10245.

3. Лоскин М. И. Экономическая эффективность предзимнего понижения уровня воды на низконапорном гидроузле Куогалы Республики Саха (Якутия) // Природообу-стройство. 2019. № 1. С. 13-18. https:doi.org/10.34677/1997-6011/2019-1-13-18.

4. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы» [Электронный ресурс]: Указ Главы Респ. Саха (Якутия) от 10 дек. 2019 г. № 873 (с изм. на 14 сент. 2020 г.). URL: http:docs.cntd.ru/document/ 561716494 (дата обращения: 12.10.2020).

5. О порядке расчета нормативных затрат на оказание услуг (работ) государственными учреждениями и нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений: Приказ МСХ и 1111 РС (Я) от 30 дек. 2011 г. № 879.

6. Об утверждении порядка определения платы за оказание федеральным государственным бюджетным учреждением в области мелиорации, находящимся в ведении Минсельхоза России, гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федерального государственного бюджетного учреждения [Электронный ресурс]: Приказ Минсельхоза России от 18 февр. 2013 г. № 79. URL: https:ppt.ru/docs/prikaz/minselkhoz/n-79-45766 (дата обращения: 01.02.2021).

7. Лоскин М. И., Кныш А. И. Современное состояние гидротехнических сооружений объектов сельскохозяйственного водоснабжения центральной зоны Якутии // Аграрный вестник Урала. 2018. № 3(170). С. 49-54.

8. Методические рекомендации по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы [Электронный ресурс]: Приказ М-ва стр-ва и жи-

лищ.-коммун. хоз-ва Рос. Федерации от 4 сент. 2019 г. № 519/пр. URL: https:normativ.kon tur.ru/document?moduleId=1&documentId=346713 (дата обращения: 05.10.2020).

9. О включении в федеральный реестр сметных нормативов изменений в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним [Электронный ресурс]: Приказ М-ва стр-ва и жилищ.-коммун. хоз-ва Рос. Федерации от 30 июня 2020 г. № 352/пр. URL: http:cpe39.ru/assets/content/docs/regulatory-documents/280/1_1593723979.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

10. Овчинникова О. Ф. Нормирование труда на механизированных работах в растениеводстве // Дальневосточный аграрный вестник. 2018. № 2(46). С. 184-192. DOI: 10.24411/1999-6837-2018-12047.

11. О временных типовых штатных нормативах водохозяйственных эксплуатационных организаций системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР [Электронный ресурс]: Приказ Минводхоза СССР от 18 апр. 1977 г. № 166. URL: http:www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=39302#0719797571798 5163 (дата обращения: 20.04.2020).

12. О рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2020 года [Электронный ресурс]: письмо Минстроя России от 18 авг. 2020 г. № 32427-ИФ/09. URL: https:minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/587/18.08.2020_ 32427_IF_09.pdf (дата обращения: 21.09.2020).

13. Об утверждении ценовых зон и базовых населенных пунктов для ценообразования в строительстве Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]: Приказ М-ва стр-ва Респ. Саха (Якутия) от 31 янв. 2019 г. № 14. URL: http:docs.cntd.ru/document/ 553108248 (дата обращения: 21.09.2020).

14. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года // М-во экон. развития Рос. Федерации [Электронный ресурс]. Дата публ.: 30 сент. 2019 г. URL: https:www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razviti ya_rf_na_period_do_2024_goda_.html (дата обращения: 21.09.2020).

15. Васильев С. М., Власов М. В., Нозадзе Л. Р. Методические указания по расчету нормативных затрат на выполнение государственных работ подведомственными Мин-сельхозу ФГБУ по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению и научно-исследовательскими институтами / ФГБНУ «РосНИИПМ». Новочеркасск, 2017. 56 с.

References

1. Dayanova G.I., Egorova I.K., Protopopova L.D., 2015. Analiz effektivnosti ispol'zovaniya sel'skokhozyaystvennykh zemel' v Respublike Sakha (Yakutiya) i puti ee pov-ysheniya [Analysis of efficiency of agricultural land use in the Republic of Sakha (Yakutia) and ways to improve it]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economy and Entrepreneurship], no. 12, pt. 1, pp. 475-480. (In Russian).

2. Dayanova G.I., Protopopova L.D., Egorova I.K., Nikitina N.N., Krylova A.N., 2020. Opredelenie chislennosti rabotnikov melioratsii zemel' i sel'skokhozyaystvennogo vodosnabzheniya Respubliki Sakha (Yakutiya) [Determining the number of workers in land reclamation and agricultural water supply in the Republic of Sakha (Yakutia)]. International Agricultural Journal, no. 6, pp. 205-214, https:doi.org/10.24411/2588-0209-2020-10245. (In Russian).

3. Loskin M.I., 2019. Ekonomicheskaya effektivnost'predzimnego ponizheniya urov-nya vody na nizkonapornom gidrouzle Kuogaly Respubliki Sakha (Yakutiya) [Economic efficiency of the pre-winter lowering of water level at low-pressure hydroelectric complex of Kuogaly, the Republic of Sakha (Yakutia)]. Prirodoobustroystvo [Nature Engineering], no. 1, pp. 13-18, https:doi.org/10.34677/1997-6011/2019-1-13-18. (In Russian).

4. O gosudarstvennoy programme Respubliki Sakha (Yakutiya) "Razvitie sel'skogo kho-zyaystva i regulirovanie rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2020-2024 gody" [About the state program of the Republic of Sakha (Yakutia) "Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2020-2024"]. Decree of the Head of the Republic Sakha (Yakutia) of 10 December, 2019, no. 873, as amended on 14 Sept., 2020, available: http: docs.cntd.ru/document/561716494 [accessed 12.10.2020]. (In Russian).

5. O poryadke rascheta normativnykh zatrat na okazanie uslug (rabot) gosudarst-vennymi uchrezhdeniyami i normativnykh zatrat na soderzhanie imushchestva gosudarst-vennykh uchrezhdeniy [On the procedure for calculating the standard costs for the provision of services (work) by state institutions and the standard costs for the maintenance of property of state institutions]. Order of the Ministry of Agriculture and Food of RS (Ya) of 30 December, 2011, no. 879. (In Russian).

6. Ob utverzhdenii poryadka opredeleniya platy za okazanie federal'nym gosu-darstvennym byudzhetnym uchrezhdeniyem v oblasti melioratsii, nakhodyashchimsya v vedenii Minsel'khoza Rossii, grazhdanam i yuridicheskim litsam uslug (vypolnenie rabot), ot-nosyashchikhsya k osnovnym vidam deyatel'nosti federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetno-go uchrezhdeniya [On the approval of the procedure for determining the payment for the provision by the federal state budgetary institution in the field of land reclamation, which is under the jurisdiction of the Ministry of Agriculture of Russia, to citizens and legal entities of services (performance of work) related to the main activities of the federal state budgetary institution]. Order of the Ministry of Agriculture of Russia of 18 February, 2013, no. 79, available: https:ppt.ru/docs/prikaz/minselkhoz/n-79-45766 [accessed 01.02.2021]. (In Russian).

7. Loskin M.I., Knysh A.I., 2018. Sovremennoe sostoyanie gidrotekhnicheskikh sooru-zheniy ob"ektov sel'skokhozyaystvennogo vodosnabzheniya tsentral'noy zony Yakutii [The current state of hydraulic structures of agricultural water supply facilities in the central zone of Yakutia]. Agrarnyy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], no. 3(170), pp. 49-54. (In Russian).

8. Metodicheskie rekomendatsii po primeneniyu federal'nykh edinichnykh rastsenok na stroitel'nye, spetsial'nye stroitel'nye, remontno-stroitel'nye, montazh oborudovaniya i pus-konaladochnye raboty [Guidelines on the use of federal unit rates for construction, special construction, repair and construction, equipment installation and commissioning]. Order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of Russian Federation of 4 September, 2019, no. 519/pr, available: https:normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId= 346713 [accessed 05.10.2020]. (In Russian).

9. O vklyuchenii v federal'nyy reestr smetnykh normativov izmeneniy v federal'nye edinichnye rastsenki i otdel'nye sostavlyayushchie k nim [On the inclusion in the federal register of estimated standards of changes in federal unit rates and individual components to them]. Order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of Russian Federation of 30 June, 2020, no. 352/pr, available: http:cpe39.ru/assets/content/docs/regulatory-documents/ 280/1_1593723979.pdf [accessed 12.10.2020]. (In Russian).

10. Ovchinnikova O.F., 2018. Normirovanie truda na mekhanizirovannykh rabotakh v rastenievodstve [Labor rationing in mechanized work in crop production]. Dal'nevostochnyy agrarnyy vestnik [Far Eastern Agrarian Bulletin], no. 2(46), pp. 184-192, DOI: 10.24411/ 1999-6837-2018-12047. (In Russian).

11. O vremennykh tipovykh shtatnykh normativakh vodokhozyaystvennykh eksplu-atatsionnykh organizatsiy sistemy Ministerstva melioratsii i vodnogo khozyaystva SSSR [On temporary standard staffing standards of water management operating organizations of the system of the Ministry of Land Reclamation and Water Management of the USSR]. Order of the Ministry of Water Management of the USSR of 18 April, 1977, no. 166, available:

http:www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=39302#0719797571798 5163 [accessed 20.04.2020]. (In Russian).

12. O rekomenduemoy velichine indeksov izmeneniya smetnoy stoimosti stroitel'stva v III kvartale 2020 goda [On the recommended value of the indices of changes in the estimated cost of construction in the III quarter of 2020]. Letter from the Ministry of Construction of Russia of 18 August, 2020, no. 32427-IF/09, available: https:minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/ 587A8.08.2020_32427_IF_09.pdf [accessed 21.09.2020]. (In Russian).

13. Ob utverzhdenii tsenovykh zon i bazovykh naselennykh punktov dlya tsenoobra-zovaniya v stroitel'stve Respubliki Sakha (Yakutiya) [On the approval of price zones and basic settlements for pricing in the construction of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Order of the Ministry of Construction of Republic Sakha (Yakutia) of 31 January, 2019, no. 14, available: http:docs.cntd.ru/document/553108248 [accessed 21.09.2020]. (In Russian).

14. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda [Forecast of the socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2024]. Ministry of Economic Development of the Russian Federation, date of publication: 30 Sept. 2019, available: https:www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_ rf_na_period_do_2024_goda_.html [accessed 21.09.2020]. (In Russian).

15. Vasiliev S.M., Vlasov M.V., Nozadze L.R., 2017. Metodicheskie ukazaniya po raschetu normativnykh zatrat na vypolnenie gosudarstvennykh rabot podvedomstvennymi Min-sel'khozu FGBU po melioratsii zemel' i sel'skokhozyaystvennomu vodosnabzheniyu i nauchno-issledovatel'skimi institutami [Methodical instructions for calculating standard costs for the performance of state works subordinate to the Ministry of Agriculture FGBU of land reclamation and agricultural water supply and scientific research institutes]. FGBNU "RosNIIPM", Novocherkassk, 56 p. (In Russian).

Информация об авторах

Г. И. Даянова - кандидат экономических наук, доцент, заведующая отделом социально-экономического развития села, dajanova@mail.ru Л. Д. Протопопова - научный сотрудник, protopopovald@mail.ru М. И. Лоскин - кандидат технических наук, научный сотрудник, melio_lmi@mail.ru И. К. Егорова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, irina_kimovna777@mail.ru

А. Н. Крылова - младший научный сотрудник, akulina.krylova.80@mail.ru

Information about the authors G. I. Dayanova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social and Economic Rural Development, dajanova@mail.ru L. D. Protopopova - Researcher, protopopovald@mail.ru M. I. Loskin - Candidate of Technical Sciences, Researcher, melio_lmi@mail.ru I. K. Egorova - Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, irina_kimovna777@mail.ru

A. N. Krylova - Junior Researcher, akulina.krylova.80@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.03.2021; одобрена после рецензирования 09.06.2021; принята к публикации 25.06.2021.

The article was submitted 02.03.2021; approved after reviewing 09.06.2021; accepted for publication 25.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.