Научная статья на тему 'Нормативный подход как один из способов исследования Governance'

Нормативный подход как один из способов исследования Governance Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
803
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GOVERNANCE / ПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ИЕРАРХИЯ / СЕТЬ / АКТОРЫ / ВЛАСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / RULE / ADMINISTRATION / HIERARCHY / NET / ACTORS / POWER / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сакулин Артем Сергеевич

Статья направлена на раскрытие понятия Governance. В ней приводится история возникновения понятия, демонстрируются господствующие подходы к изучению Governance. отдельное внимание уделено нормативному подходу. Это обусловлено тем, что с его помощью можно выявить то нормативное, общее, что содержится во многих документах, лежащих в основе практических политических преобразований в государствах мира. обобщение использования Governance в каждом из подходов позволяет выявить общие черты и дать авторское определение понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Normative approach as one of the methods of Governance research

The article is aimed at revealing the content of such a phenomenon as Governance: the author considers an origin of the concept and demonstrates prevailing approaches to Governance study. Special attention is paid to the normative approach. This is due to the fact that it helps to identify something normative and common in many documents being in the root of the practical political transformations in the countries of the world. The generalization of the use of Governance concept in each of the approaches enables us to identify common features and suggest the author’s definition of the concept.

Текст научной работы на тему «Нормативный подход как один из способов исследования Governance»

А.С. Сакулин

Нормативный подход как один из способов исследования Governance

Статья направлена на раскрытие понятия Governance. В ней приводится история возникновения понятия, демонстрируются господствующие подходы к изучению Governance. Отдельное внимание уделено нормативному подходу. Это обусловлено тем, что с его помощью можно выявить то нормативное, общее, что содержится во многих документах, лежащих в основе практических политических преобразований в государствах мира. Обобщение использования Governance в каждом из подходов позволяет выявить общие черты и дать авторское определение понятия.

Ключевые слова: Governance, правление, управление, иерархия, сеть, акторы, власть, коммуникация.

C конца 1980-х гг. все чаще в гуманитарных науках употребляется понятие Governance, которое не имеет аналога в русском языке, но которое можно перевести как «руководство»1, управление, «руление». Исторически оно возникло в XIII в. во Франции (от фр. «gouverner» - «управлять, руководить, воспитывать»2, которое, в свою очередь, происходило от латинского «gubernare», что соответствовало греческому «Kußepvara/kybernao» - управлять судовым рулем). В XIV в. ареал распространения понятия охватывает Англию, Португалию, Испанию, а с 1478 г. оно используется для обозначения северных провинций Франции3. Возвращение в научный оборот термина Governance связывают с работой американского экономиста, лауреата нобелевской премии Оливера Уильямсона, увидевшей свет в 1979 г., «Экономика трансакци-онных издержек: управления контрактными отношениями»4 (по другим данным - c употреблением в 1976 г. в составном понятии «corporate governance» - корпоративное управление5. Позже понятие

© Сакулин А.С., 2017

Governance охватило область социологических и политологических наук. С 1990-х гг. частота употребления понятия увеличивается лавинообразно. Однако до сих пор понятие Governance является неустоявшимся, а соответственно, многозначным. Хорошей иллюстрацией этому может служить работа немецкого политолога, профессора, доктора А. Бенца (prof. Dr. Arthur Benz) «Governance -правление в сложных системах управления»6, в которой можно встретить следующие разделы: «Понятие Governance в институциональной экономике», «Governance как социальный порядок», «Good Governance», «понятие Governance в политических исследованиях», «Global Governance», «региональное Governance», «Governance и демократия» и ряд других.

Так что же такое Governance? На настоящий момент условно можно выделить три подхода к изучению Governance: нормативный, дескриптивный и аналитический7.

• Под аналитическим подходом к Governance подразумеваются анализ, в рамках которого рассматривается совокупность участвующих акторов и механизмы управления и координации, в том числе механизмы управления и координации действиями в сложных структурах.

• Дескриптивный анализ охватывает противопоставление Governance и Government, при этом под понятием Governance понимается тенденция развития современного государства в том виде как это, например, описывает понятие «корпоративного государства»: констатируется отход от форм иерархически-бюрократического управления и усиление координации посредством сетевых структур. Есть и другое, более общее, определение. В нем под Governance подразумевается способ, каким в стране, общине и т. п. осуществляется управление общественными делами, а именно метод, как осуществляющие его институты (правительство, администрация и т. д.) берут на себя соответствующую компетенцию и полномочия8

• Нормативный анализ связывается с нормативным применением комплекса идей и касается использования концепта Good Governance в качестве противоположного «менеджеризму» (New Public Management) или как синонима неиерархического управленческого порядка для восстановления ценностей гражданского общества и местного управления.

Последний рассмотрим подробнее. Нормативный подход к Governance можно встретить в работах, подготовленных международными организациями (объединениями) или по их заказу. Так,

например, в связи с необходимостью реформ политики помощи развивающимся странам (при этом подобная помощь часто бывает связана с определенными политическими обязательствами страны-получателя) в 1989 г. Всемирным банком было опубликовано исследование по Африке, в котором говорилось о так называемом «кризисе управления»9. Эта работа и дала старт сегодняшним дебатам по вопросу Governance. В ней было дано следующее определение: «Governance - осуществление политической власти в целях управления делами нации». Как пишет по этому поводу журнал «IMPacts», Всемирный банк хотел этим ни больше, ни меньше представить готовую схему «хорошего и правильного правления»10. Данное «хорошее и правильное правление» в иностранной литературе обозначается как «Good Governance». Считается, что оно проистекает из действий правительств и включает отношение к государственным и негосударственным авторам: понятие Governance подразумевает способ принятия решений в государстве. При этом Good Governance «преподносится» как «формирование устойчивой политики, направленной на борьбу с бедностью, демократия и правовое государство, эффективность и прозрачность государства, уважение, защита и обеспечение прав человека, а также сотрудничество с содружеством стран»11.

другим международным документом, представляющим для нас интерес, является «Повестка дня на XXI век», принятая в июне 1992 г. Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Целью данной «повестки» являлось устойчивое развитие, особое место было уделено борьбе с бедностью. В частности в главе 23 говорилось: «главной предпосылкой для осуществления устойчивого развития является всеохватывающие участие общественности в принятии решения»12, что представляло собой требования к форме политического управления и являлось прообразом «Good Governance». Несколько позже (вероятнее всего после 2000 г.) акценты сменились, и в самом концепте Good Governance вместо определения «формирование устойчивой политики, направленной на борьбу с бедностью» появилось -«устойчивое развитие и соблюдение целей развития тысячелетия (ЦРТ). В подобного рода документах можно встретить в качестве критериев Good Governance: «индивидуальность» или «борьбу с коррупцией»13.

В целях измерения Good Governance используется индекс «Governance Matters Index» Всемирного банка и Bertelsmann Transformation Index (BTI) фонда Бертельсманн. Первый в качестве индикаторов использует «право на участие в принятии реше-

ний и ответственность, политическую стабильность и отсутствие насилия, результативность правительства, государственную политику макроэкономического регулирования, правовое государство и контроль за уровнем коррупции»14. Второй оценивает, «какие экономические и политические трансформации были достигнуты странами на пути к демократии и рыночной экономике и содержит анализ тренда демократического развития»15. Вместе с тем в СМИ можно встретить критику обоих институтов на предмет их непредвзятости16.

Нормативной по содержанию является также представленная в 2001 г. Комиссией европейского сообщества «Белая книга европейского управления», в которой выделены пять принципов хорошего управления. Это следующие принципы: открытость, участие, ответственность, когерентность, эффективность.

Кроме того, в «Белой книге» говорится о том, что линейная модель, при которой политика формировалась сверху, должна быть заменена на «спиральный процесс», который «от формирования до проведения политики» должен основываться на обратной связи, политических сетях и участии на всех уровнях управления. Особо следует отметить, что демократическая легитимация и субсидиар-ность предлагались в качестве дополнительных принципов.

В следующем документе, который вышел в 2003 г. и который получил меньшее освещение - «Сообщение комиссии о европейском управлении»17, требуемые изменения выражены следующими 4-мя тезисами: «лучшее вовлечение всех акторов и большая открытость», «лучшая политика, лучшие правила и лучшие результаты», «глобальное управление» и «реорганизация институтов».

Вместе с тем уже в 2004 г. М. Гриндл (M.S. Grindle) выступила с критикой концепции «Good Governance» и ввела в оборот понятие «Good enough governance»18. По ее мнению, государства обладают ограничениями в области финансовых, временных, человеческих, организационных и компетентностных ресурсов. она предостерегает также от формального заимствования институтов: требования, предъявляемые к развитым странам, нельзя «переносить» на менее развитые по ряду параметров. Из этого следует, что необходимо учитывать контекст каждого отдельного государства, искать компромисс между экономическим ростом и политической стабильностью, переходом к «лучшему управлению» и решением локальных задач. Несколько упрощая, данный подход можно выразить пятью следующими принципами: построение практики реформ на основе решения местных проблем, пошаговые преобразования, осуществление изменений на основе действующих в конкретном обществе

институтов, постепенное расширение сферы реформ, использование демократических процедур для поиска решений19.

Нормативный подход является лишь одним из трех, используемых для анализа Governance, однако именно он содержится в большинстве документов, определяющих реформы во многих государствах. Понимание его ограничений позволяет избежать ряд ошибок, связанных с некритичным его применением.

В целом же, если учесть и те определения Governance, которыми оперируют два других подхода (аналитический и дескриптивный), то Governance можно определить как процесс взаимной выработки и реализации решений акторами, находящимися в разных сферах социально-политической действительности и на разном иерархическом уровне с задействованием как формализованной, так и неформализованной коммуникации. Таким образом, Governance представляет собой сравнительно новую форму управления, подлежащую дальнейшему изучению.

Примечания

Сморгунов Л.В., Альгин А.П., Барыгин И.Н. [и др.]. Государственная политика и управление: Учебник: В 2 ч. / Под ред. Л. В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006. Governance [Электронный ресурс] // Wikipedia. Die freie Enzyklopädie. URL: http://de.wikipedia.org/wiki/Governance (дата обращения: 7.08.2017). Governance im europäischen Mehrebenensystem [Электронный ресурс] // European Commission. Vortrag von Helmut Schmitt von Sydow, 26-28 march 2001. URL: http://ec.europa.eu/governance/docs/speyer_de.pdf (дата обращения: 15.08.2017).

Williamson O.E. Transaction cost economics. The governance of contractual relations // Journal of Law and Economics. 1979. № . Vol. 22: No. 2. P. 233-261. Gute Regierungsführung [Электронный ресурс] // Wikipedia. Die freie Enzyklopädie. URL: http://de.wikipedia.org/wiki/Gute_Regierungsf%C3%BChrung (дата обращения: 12.09.2017).

Governance - Regieren in komplexen Regelsystemen: eine Einführung / Benz A., Dose N. (Hrsg.). Springer-Verlag, 2010.

Blömker M. Local Governance in internationaler Perspektive. Akteure, Strukturen, Prozesse im deutsch-niederländischen Vergleich. B. 3. Münster: 2010. Good Governance (Public Governance) [Электронный ресурс] // Online-Verwaltungslexikon. URL: http://www.olev.de/g/good_gov.htm (дата обращения: 13.10.2015).

Hintergrund: Gute Regierungsführung - Rahmenbedingung für Entwicklung [Электронный ресурс] // Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und

2

3

4

5

6

7

8

Entwicklung. URL: http://www.bmz.de/de/themen/guteregierung/hintergrund/ index.html (дата обращения: 17.08.2017).

10 Scherer R, Zumbusch K. Governance contra Government [Электронный ресурс]. URL: https://www.alexandria.unisg.ch/219556/1/A_DRUCK_IMpacts_01_2012. pdf (дата обращения: 14.08.2017).

11 Там же.

12 Demokratie in Europa und Europäische Demokratien. Festschrift für Heidrun Abromeit / Hitzel-Cassagnes T., Schmidt T. (Hrsg.). Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2005.

13 Good Governance // Informationstool der "Gläsernen Konversion" [Электронный ресурс]. URL: http://www.glaesernekonversion.de/infothek/index.php7option-com_content&view=frontpage&Itemid=1 (дата обращения: 17.08.2017).

14 Wie «misst» man Good Governance? [Электронный ресурс] // BMZ. URL: http:// www.bmz.de/de/was_wir_machen/themen/goodgovernance/guteregierung/ hintergrund/indizes/ (дата обращения: 14.12.2016).

15 Там же.

16 Подробнее см.: Фонд Bertelsmann [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0% BD%D0%B4_Bertelsmann; Всемирный банк как инструмент колонизации [Электронный ресурс] // Центр научной политической мысли и идеологии. URL: http://rusrand.ru/analytics/vsemirnyj-bank-kak-instrument-kolonizatsii (дата обращения: 27.06.2016).

17 Bericht der Kommission über Europäisches Regieren [Электронный ресурс] // Eu ropean Commission. URL: http://ec.europa.eu/governance/docs/comm_rapport_ de.pdf (дата обращения: 1.02.2016).

18 Grindle M.S. Good Enough Governance Revisited // Development Policy Review. 2011. Vol. 29. Issue Supplement s1. P. 223-251.

19 How Good Governance Got a Bad Name - and Why Governance Still Matters. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cipe.org/publications/detail/how-good-governance-got-bad-name-%E2%80%93-and-why-governance-still-matters (дата обращения: 28.08.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.