Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА'

НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное обучение / электронная информационно-образовательная среда / нормативный компонент / стратегии внедрения электронного обучения / вузы / образовательные учреждения / e-learning / e-learning environment / normative framework / implementation strategies / universities / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтович Ирина Карловна, Вытовтова Надежда Игоревна

Рассматривается нормативный компонент электронной информационно-образовательной среды высших учебных заведений и его роль в реализации стратегии внедрения технологий электронного обучения в образовательную деятельность вуза. Отмечается, что сложная структура электронной информационно-образовательной среды, в составе которой выделяются административный, нормативный, учебный, технологический, пространственный и информационный компоненты, предъявляет особые требования к наличию разработанной в вузе локальной нормативной базы электронного обучения. Отмечается, что именно локальная нормативная база электронного обучения определяет конкретные действия вуза по формированию электронной информационнообразовательной среды, учитывает его реальные возможности, запросы, цели и задачи относительно электронного обучения, исходя при этом из имеющихся федеральных и региональных нормативов в области электронного обучения. Приводится примерный перечень основных видов локальных нормативно-правовых документов по развитию электронного обучения и электронной информационно-образовательной среды вуза на уровне административного, учебного, технологического, пространственного и информационного компонентов. В заключение подчеркивается, что однажды разработанная нормативная база электронного обучения вуза будет требовать постоянного внесения изменений в связи с быстрым технологическим прогрессом, совершенствованием и изменением законодательства относительно электронного обучения и образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Войтович Ирина Карловна, Вытовтова Надежда Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE FRAMEWORK COMPONENT OF THE UNIVERSITY ELEARNING ENVIRONMENT

The article considers the normative framework component of the university e-learning environment model and its role in regulating the strategy for introducing e-learning technologies into the educational activity of the university. It is noted that the complex structure of the university e-learning environment, in which the administrative, normative, educational, technological, physical space and information components are singled out, makes special demands for the availability of a local regulatory framework for e-learning developed at the university. It is the local regulatory framework, though based on existing federal and regional legislation for e-learning, that determines the specific activities of the institution in the formation of its e-learning environment, with the focus on university reality, possibilities, expectations, goals and objectives regarding e-learning. Based on the undertaken analysis, the article provides an approximate list of the main types of the university level regulatory documents on the development of e-learning and the university elearning environment in the area of administrative, educational, technological, physical space and information components. In conclusion, it is emphasized that once developed regulatory framework for e-learning at the university will require constant perfection due to rapid technological progress, improvement of legislation on e-learning and education in general, adjustments to the regulatory requirements of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and relevant departments.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

493

УДК 378:004:34(045)

И.К. Войтович, Н.И. Вытовтова

НОРМАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Рассматривается нормативный компонент электронной информационно-образовательной среды высших учебных заведений и его роль в реализации стратегии внедрения технологий электронного обучения в образовательную деятельность вуза. Отмечается, что сложная структура электронной информационно-образовательной среды, в составе которой выделяются административный, нормативный, учебный, технологический, пространственный и информационный компоненты, предъявляет особые требования к наличию разработанной в вузе локальной нормативной базы электронного обучения. Отмечается, что именно локальная нормативная база электронного обучения определяет конкретные действия вуза по формированию электронной информационно-образовательной среды, учитывает его реальные возможности, запросы, цели и задачи относительно электронного обучения, исходя при этом из имеющихся федеральных и региональных нормативов в области электронного обучения. Приводится примерный перечень основных видов локальных нормативно-правовых документов по развитию электронного обучения и электронной информационно-образовательной среды вуза на уровне административного, учебного, технологического, пространственного и информационного компонентов. В заключение подчеркивается, что однажды разработанная нормативная база электронного обучения вуза будет требовать постоянного внесения изменений в связи с быстрым технологическим прогрессом, совершенствованием и изменением законодательства относительно электронного обучения и образования в целом.

Ключевые слова: электронное обучение, электронная информационно-образовательная среда, нормативный компонент, стратегии внедрения электронного обучения, вузы, образовательные учреждения.

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-3-493-497

Внедрение электронного обучения и дистанционных технологий в образовательный процесс высшей школы и формирование качественной электронной информационно-образовательной среды является сложной задачей для административно-управленческого аппарата вуза. С одной стороны, предусмотренные действующим законодательством элементы электронной информационно-образовательной среды имеются в большинстве вузов, с другой стороны, они часто носят разрозненный характер и не составляют единой целостной системы.

Годы работы в условиях пандемии, когда вузы были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения, очень наглядно подтверждают дынный тезис. Рассмотренная нами ранее структура электронной информационно-образовательной среды (далее по тексту - «ЭИОС»), в составе которой выделяются административный, нормативный, учебный, технологический, пространственный и информационный компоненты [1], показывает, что концентрация внимания вуза только на технологиях не приведет к созданию эффективной ЭИОС. Уровень и качество ее развития в значительной мере определяется состоянием локальной нормативной базы образовательного учреждения относительно электронного обучения и применяемых в нем информационно-коммуникационных образовательных технологий. Рассматриваемая локальная нормативная база представляет собой совокупность нормативно-правовых документов вуза, регламентирующих порядок планирования, внедрения и использования технологий электронного обучения, а также формирования, функционирования и анализа качества действующей в вузе ЭИОС. В связи с этим главная задача статьи состоит не в оценке текущего состояния нормативно-правовой базы применения электронного обучения, а в демонстрации содержания и порядка формирования нормативного компонента электронной информационно-образовательной среды вуза.

Настоящая статья имеет в своей основе многоаспектный теоретический анализ практико-ориентированных исследований деятельности зарубежных и отечественных вузов по внедрению технологий электронного обучения и созданию виртуального образовательного пространства, проведенный одним из авторов статьи во время прохождения стажировок в вузах США и Чехии (2003-2017 гг); обзор нормативных документов федерального уровня относительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, проведенный другим автором статьи, и совместный анализ практического опыта по разработке нормативных документов локального уровня, направленных на регулирование процессов формирования ЭИОС, внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Удмуртском государственном университете.

2023. Т. 33, вып. 3

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Рассматриваемая нормативная база представляет собой комплекс норм и нормативов использования человеческих, технико-технологических, информационных, материальных и финансовых ресурсов, порядок и методы их формирования, обновления и применения для обеспечения функционирования компонентов ЭИОС, их использования в учебном процессе.

Нормативная база электронного обучения включает три компонента: федеральный, региональный и локальный. В то же время наш анализ показывает, что на региональном уровне принимается мало нормативных актов по регламентации электронного обучения. Поэтому специфика решения данных вопросов на местном уровне в основном находит отражение в локальных нормативных актах.

В научной литературе много публикаций, рассматривающих проблемы организации и осуществления электронного обучения, но очень мало исследований по нормативной правовой базе, особенно локальной. Обращение к вопросам правового регулирования носит лишь общий характер, система аккредитации электронных ресурсов несовершенна или практически отсутствует [см., напр.: 2-5].

Основным документом, определяющим деятельность образовательных учреждений, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012. Вопросам электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посвящена ст.16 данного Закона. В ней заложены основные требования к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Законом устанавливается наличие ЭИОС как обязательного элемента электронного обучения. При этом законодатель четко определяет обязательные специфические элементы данной среды.

Аналогичные требования закреплены и в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, в которых детализированы требования к ЭИОС, указывается, что ее наличие является обязательным требованием к обеспечению учебного процесса, независимо от объема видов учебных работ, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245, предусматривает возможность проведения контактной работы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Особо следует выделить Приказ Минобрнауки России № 816 от 23.08.2017 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». В нем изложены конкретные требования к организации реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Однако данный документ перестает действовать с 1 сентября 2023 года [6], и будет заменен новым актом с аналогичным названием, находящимся пока в стадии разработки. Ситуация, когда приказ об отмене старого нормативного акта уже вышел, а новый еще не утвержден, является несколько алогичной, но ожидается, что весной 2023 года проект будет доработан и утвержден. Согласно данному проекту при реализации образовательных программ или их частей с использованием электронного обучения и (или) дистанционных технологий образовательная организация должна будет нормативно определить: основные средства обучения, цифровые сервисы и цифровой образовательный контент, виды используемых дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ или их частей; способы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, необходимость и (или) ограничения по применению образовательных сервисов и цифрового образовательного контента в обучении, которыми руководствуются при разработке образовательных программ; образовательные программы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

При разработке локальных нормативных актов также полезно учитывать требования ГОСТов, которые можно найти и проверить на предмет актуальности на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [7]. Следует обратить внимание на группу ГОСТов сферы «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Могут оказаться полезными ГОСТы сферы «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Перечень локальных документов, регулирующих электронное обучение и функционирование ЭИОС, должен определяться выбранной моделью ЭИОС и разработанных на ее основе стратегической концепции и дорожной карты внедрения технологий электронного обучения. Таким образом, ключе-

выми локальными документами должны являться Концепция развития электронного обучения и Дорожная карта реализации Концепции, которые дополняются и конкретизируются нормативными актами вуза. Как отмечалось, модель ЭИОС должна охватывать разные направления деятельности вуза: административно-организационное, нормативное, учебно-методическое, технико-технологическое, пространственное, информационное [1]. Рассмотрим, какой перечень локальных нормативных документов может потребоваться для регулирования отдельных компонентов ЭИОС. Мы не будем останавливаться на документах уровня приказов и распоряжений, они издаются согласно порядку, принятому в вузе.

Административный компонент обеспечивает деятельность, связанную с организационными, нормативными вопросами, а также вопросами эффективности и качества. В связи с этим он предполагает наличие разработанной концепции и модели формируемой образовательной среды, построенной на их основе стратегии внедрения технологий электронного обучения в образовательный процесс.

Перечень документов на уровне административного компонента может включать следующие документы: Положение об электронной информационно-образовательной среде; Положение о применении электронного обучения; Порядок реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; Положение о подразделении, обеспечивающим внедрение электронного обучения в вузе; должностные инструкции работников вуза разного ранга, учитывающие специфику электронного обучения и ЭИОС; Положение(я) о финансовом, техническом, информационном сопровождении стратегии внедрения и формирования электронной информационно-образовательной среды; Положение о контроле качества электронной информационно-образовательной среды и эффективности внедряемых технологий.

Учебный компонент должен отрегулировать новый тип взаимодействия между преподавателем, студентом и учебным материалом, с одной стороны, и учесть трудозатраты преподавателя на разработку электронных образовательных ресурсов и освоение нового типа взаимодействия, с другой стороны. Как отмечает в своем исследовании Д.Ю. Райчук, в ведущих зарубежных университетах при существенно более высоком соотношении «студент/преподаватель» аудиторная нагрузка значительно ниже: 100-200 часов в год у преподавателя исследовательских университетов или до 300-400 часов в год у преподавателей университетов, ориентированных почти исключительно на обучение студентов, против 600-800 часов аудиторной нагрузки в России. Это, по мнению автора, объясняется различиями в методическом подходе к организации учебного процесса [8, с.107].

Вопрос сокращения аудиторной нагрузки преподавателя, практикующего технологии дистанционного или, в особенности, смешанного типа электронного обучения, является самым больным вопросом, регулирование которого на уровне локальной нормативной базы вступает в ряд противоречий с принятыми нормами. В результате, вместо ожидаемого сокращения аудиторной нагрузки и увеличения доли самостоятельной работы студента с электронными учебными материалами, находящимися в удаленном доступе, учебный департамент серьезно озабочен тем, как сохранить объем часов без их увеличения и мотивировать преподавателей на применение дистанционных образовательных технологий. Безусловно, данный вопрос требует серьезной проработки, и не только на уровне вуза.

Перечень документов на уровне учебного компонента может выглядеть следующим образом. Для регулирования отношений «преподаватель - студент - учебный материал» могут быть разработаны документы: Методика применения технологий электронного обучения (с учетом специфики вуза); Положение о центре информационной, методической и технической поддержки преподавателей; Программы повышения квалификации, направленные на повышение уровня информационной и компьютерной грамотности преподавателей; Методические рекомендации по созданию и применению электронных образовательных ресурсов; Технические рекомендации по созданию и применению электронных образовательных ресурсов; Положение о контроле качества электронных образовательных ресурсов и учебных курсов.

Для учета трудозатрат со стороны преподавателя, особенно на начальном этапе разработки электронных образовательных ресурсов и освоения нового типа взаимодействия со студентом и учебным материалом, рекомендуются документы: Спецификации к разрабатываемому электронному контенту; Распоряжение об учете часов по применению технологий электронного обучения в нагрузке преподавателя, разработке электронных образовательных ресурсов; Положение о расчете нагрузки преподавателя при применении технологий электронного обучения.

Технологический компонент прежде всего обеспечивает создание виртуального пространства вуза, поддерживающего образовательный процесс на основе технологий электронного обучения. Перечень документов может выглядеть следующим образом: Рекомендации по применению облачных

2023. Т. 33, вып. 3

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

технологий в образовании; Положение об использовании LMS и других образовательных платформ для удаленного размещения электронных образовательных ресурсов; Положение о технологических и телекоммуникационных требованиях к функционированию электронной информационно-образовательной среды; Порядок организации Wi-Fi менеджмента в вузе; Порядок оснащения аудиторного фонда для применения технологий электронного обучения.

Пространственный компонент напрямую связан с материально-технической базой образовательного учреждения. По сути, этот компонент предполагает работу с двумя видами пространства: физическим (здания, офисы, ресурсные центры и аудиторный фонд вуза) и виртуальным (возможности облачного размещения электронных образовательных материалов и ресурсов вуза). Вопросы виртуального пространства традиционно являются прерогативой технологического компонента ЭИОС, но могут потребоваться документы по регулированию распределения и оборудования аудиторного фонда в условиях работы в ЭИОС.

Информационный компонент в системе электронной образовательной среды прежде всего касается библиотек и ресурсных центров как основных объектов хранения информации. В то же время, в зарубежной научной литературе последних 20-30 лет много написано о меняющейся роли библиотек и библиотекарей в связи с применением технологий электронного обучения. Они не только вынуждены переводить библиотечные фонды в цифровой формат, но и участвовать в обучении преподавателей созданию электронных учебных материалов и применению методик электронного обучения, а также помогать студентам учиться по-новому. Все это определяет перечень локальных документов на уровне информационного компонента ЭИОС: внесение изменений в Положение о библиотеке, ресурсных центров с учетом их участия в электронном обучении; Положение об обеспечении прав интеллектуальной собственности и авторских прав на электронные ресурсы; Положение о создании, хранении и использовании электронных образовательных ресурсов преподавателей; Инструкции для студентов по использованию электронных фондов образовательного учреждения.

Как мы видим, требования к организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий существенно увеличиваются, и большое значение имеет именно нормативный компонент в части локальных нормативных актов, так как без них урегулирование вопросов, обозначенных законодателем, в принципе невозможно. Основной задачей нормативного компонента ЭИОС вуза является разработка локальной нормативной базы электронного обучения, формирования и функционирования ЭИОС. Как было показано в статье, формируемый пакет нормативных документов относительно электронной информационно-образовательной среды в вузе или ином образовательном учреждении включает в себя несколько групп нормативов, определяемых направлениями деятельности или компонентами ЭИОС. Общие документы локальной нормативной базы, как например, концепция ЭИОС, дорожная карта исполнения концепции, регламентируют деятельность всех компонентов электронной образовательной среды по принципу их взаимодействия и единства задач, а специальные документы отражают задачи каждого конкретного компонента электронной образовательной среды. Формирование нормативной базы, регулирующей электронное обучение на уровне отдельного вуза, требует не только разработки, но и постоянного внесения изменений в связи с быстрым технологическим прогрессом, развитием законодательства по электронному обучению и образованию в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Войтович И.К. Модель электронной образовательной среды вуза // Высшее образование в России. 2016. № 12. С. 82-87. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=27538257(дата обращения: 14.02.2023).

2. Эккерт Н.В., Алламярова Н.В., Гараева А.С. Проблемы развития российской законодательной базы и нормативно-правового регулирования в области дистанционных образовательных технологий в системе высшего медицинского образования // Социальные аспекты здоровья населения. 2016. Т. 47, № 1. С. 10. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_25656914_11876962.pdf (дата обращения: 14.02.2023).

3. Хуршудян, А.Л., СоловьевА.А.. Юридическая природа онлайн-курсов и правовые проблемы их использования в образовательной деятельности университетов // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2020. Право 4. С. 903-918. URL: https://doi.org/10.21638/spbu14.2020.405 (дата обращения: 14.02.2023).

4. Сохан А.В. Проблемы правового регулирования реализации образовательных программ высшего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т, 4 №1. С. 14-17. URL: http://intjournal.ru/problemy-pravovogo-regulirovamya-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-vysshego-obrazovamya-s-primeneniem-elektronnogo-obucheniya-i-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologij/ (дата обращения: 14.02.2023).

5. Кравцова Н.Г., Фарафонтова Е.Л. Правовое регулирование дистанционного образования в России: сборник трудов конференции // Развитие современного образования: от теории к практике: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С.74-78. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/371131/discussion_platform (дата обращения: 14.02.2023).

6. Приказ Минобрнауки России № 465/345 от 19.05.2022 О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

7. Информационный портал по стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Каталог стандартов. URL: http://www.standard.gost.ru/wps/portal/pages/directions?WCM_GLOBAL _CONTEXT=/gost/GOSTRU/directions/Standardization/standards/catalog (дата обращения: 14.02.2023).

8. Райчук Д.Ю. Аудиторная нагрузка ППС в свете мирового опыта // Высшее образование в России. 2016. № 1. С. 105-112. URL: http://vovr.ru/upload/1-16.pdf (дата обращения: 14.02.2023).

Поступила в редакцию 28.02.2023

Войтович Ирина Карловна, кандидат филологических наук, доцент,

доцент кафедры теории языка, межкультурной коммуникации и зарубежной литературы

E-mail: ivoytovich@yandex.ru

Вытовтова Надежда Игоревна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики и судебных экспертиз E-mail: n@jf.uni.udm.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1

I.K. Voytovich, N.I. Vytovtova

NORMATIVE FRAMEWORK COMPONENT OF THE UNIVERSITY E- LEARNING ENVIRONMENT

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-3-493-497

The article considers the normative framework component of the university e-learning environment model and its role in regulating the strategy for introducing e-learning technologies into the educational activity of the university. It is noted that the complex structure of the university e-learning environment, in which the administrative, normative, educational, technological, physical space and information components are singled out, makes special demands for the availability of a local regulatory framework for e-learning developed at the university. It is the local regulatory framework, though based on existing federal and regional legislation for e-learning, that determines the specific activities of the institution in the formation of its e-learning environment, with the focus on university reality, possibilities, expectations, goals and objectives regarding e-learning. Based on the undertaken analysis, the article provides an approximate list of the main types of the university level regulatory documents on the development of e-learning and the university e-learning environment in the area of administrative, educational, technological, physical space and information components. In conclusion, it is emphasized that once developed regulatory framework for e-learning at the university will require constant perfection due to rapid technological progress, improvement of legislation on e-learning and education in general, adjustments to the regulatory requirements of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation and relevant departments.

Keywords: e-learning, e-learning environment, normative framework, implementation strategies, universities, education.

Received 28.02.2023

Voytovich I.K., Candidate of Philology, Associate Professor at Department of Linguistics and Intercultural Communication E-mail: ivoytovich@yandex.ru

Vytovtova N.I., Candidate of Law, Associate Professor at Department of Criminal Investigation and Forensic Expertise E-mail: n@jf.uni.udm.ru

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.