УДК 342.9:346
И. Н. Озеров, О. В. Катаева
Нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России
В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России, анализируются факторы, оказавшие на нее влияние. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования нормативного закрепления вопросов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
The article is devoted to normative legal basis of economic security in modern Russia, as well as analysis of the factors, which influence on it. The conclusion about necessity of further improvement of regulatory consolidation issues of economic security of the Russian Federation.
Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственный рынок, финансово-экономический кризис.
Key words: economic security, food market, economic and financial crisis.
Современные условия развития экономики, вступление России в ВТО, ограничительные санкции со стороны некоторых стран усиливают актуальность и значимость обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, что определяет необходимость понимания ее сущности и значения.
В условиях, когда в мире внедряется практика односторонних санкций, качественно новое значение приобретает запуск «внутреннего» экономического сотрудничества [1]. Участие России во Всемирной торговой организации (ВТО), как полагает Г.М. Вельяминов, может иметь для страны действительно положительный эффект только при условии оздоровления и обеспечения конкурентоспособности ее национальной экономики [2].
В ходе начавшегося в 2009 г. мирового финансово-экономического кризиса обострился вопрос о роли государства в экономике в новых кризисных условиях [3]. Экономические проблемы актуализируют необходимость изучения и учета зарубежного опыта и новейших мировых тенденций, разра-
© Озеров И. Н., Катаева О. В., 2017
ботки и закрепления механизмов защиты экономического суверенитета государства, усложненных процедур принятия долгосрочных решений [4].
В России кризис - это время пересмотра и обновления на уровне геополитики, развития управления, экономики, науки и образования [5], а значит - время построения и формирования эффективной отечественной системы обеспечения экономической безопасности.
Сегодня совершенствование государственного механизма регулирования экономических процессов и явлений в российской экономике по-прежнему остается актуальным. Это связано прежде всего с тем, что прогнозируемые результаты применения тех или иных государственных мер, направленных на обеспечение поступательного роста (экономического развития), не всегда приносят желаемые результаты [6].
Однако в качестве причины сложившейся ситуации неверно было бы критиковать только органы власти, ответственные за реализацию основных положений экономической политики, долгосрочных стратегических планов, поскольку государственный механизм принятия решения в различных секторах экономической сферы России иногда не успевает обеспечить необходимое управляющее воздействие на управляемую экономическую систему.
Одним из путей повышения эффективности функционирования государственного регулирования в данной сфере может стать создание разветвленной сети системообразующих связей, при этом систему обеспечения экономической безопасности Российской Федерации можно рассматривать как подсистему общей концепции обеспечения национальной безопасности.
Отечественными учеными сегодня обращается внимание на содержание российских национальных интересов, которые формируются на базе национальных ценностей, имеющих наиболее стабильный характер, под влиянием долгосрочных тенденций общественного развития. Выработанная система ценностей в обществе имеет вид совокупности определенных правовых норм, с помощью которых регулируются общественные отношения и обеспечивается национальная безопасность [7].
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.
Ее правовая основа базируется на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также других федеральных законах и нормативных правовых актах президента Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны. Она является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, и ее экономической безопасности, в частности.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особо отмечается, что экономика России проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер, введенных рядом стран против Российской Федерации [8]. Вместе с тем в качестве стратегических приоритетов страны назван ее дальнейший экономический рост.
Для обеспечения экономической безопасности основные усилия государства направлены на устранение дисбалансов в экономике, территориальном развитии, развитие рынка труда, формирование новой географии экономического роста, новых отраслей экономики.
Особое значение в реализации данной стратегии имеет доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 [9] в целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. В ее положениях развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации, учтены нормы морской доктрины Российской Федера-
205
ции на период до 2020 г., утвержденной президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., и других нормативных правовых актов Российской Федерации в этой области.
В соответствии положениями доктрины продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Ее стратегической целью является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
В качестве основных задач обеспечения продовольственной безопасности определены:
- своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
- устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
- обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности; разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности; формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия
206
в субъектах Российской Федерации; обеспечивают ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.
Серьезные задачи по обеспечению продовольственной безопасности России возложены на Совет Безопасности Российской Федерации, который рассматривает в рамках национальной безопасности стратегические вопросы обеспечения продовольственной безопасности, готовит рекомендации по выполнению федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложенных на них функций в этой сфере деятельности.
Реализация положений доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации позволит обеспечить продовольственную безопасность как важнейшую составную часть национальной безопасности, прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски для экономики страны, повышать ее устойчивость, создавать условия для динамичного развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, улучшения благосостояния населения.
В этих целях правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить план мероприятий по реализации положений доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, а также обеспечивать ежегодно подготовку докладов президенту Российской Федерации, содержащих анализ, оценку и прогноз продовольственной безопасности Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны руководствоваться положениями доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в практической деятельности и при разработке нормативных правовых актов, касающихся обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Таким образом, в современной России создана прочная нормативная правовая база обеспечения экономической безопасности государства. Вместе с тем современные реалии мирового развития требуют выработки новых подходов к пониманию формирующегося облика новой глобальной реальности и дальнейшего совершенствования нормативного закрепления вопросов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в целях оперативного реагирования на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка.
Список литературы
1. БРИКС: контуры многополярного мира: моногр. (отв. ред. Т.Я. Хабриева). - М.: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Российской Федерации; Юриспруденция, 2015.
2. Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. - М.: Статут, 2015.
3. Абрамова М.Г. Государство и бизнес: возможно ли эффективное партнерство? (на примере системы страхования вкладов в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. - 2014. - № 3.
4. Болдырев О.Ю. Вызовы глобализации и проблемы защиты экономического суверенитета государства // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 5.
5. Безденежных В.М. Учет неопределенности и рисков инновационности при проектировании и управлении проектами в России // Безопасность бизнеса. - 2014. - № 1.
6. Фирсов И.В. Концептуальные аспекты формирования методики комплексной оценки экономических показателей для определения состояния экономической безопасности Российской Федерации // Миграционное право. - 2014. - № 2.
7. Кардашова И.Б. О сущности национального интереса // Административное право и процесс. - 2015. - № 5.
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683.
9. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30 янв. 2010 г. - № 120.
УДК 342.9:614
Р. С. Плиев
Административная ответственность медицинских учреждений и должностных лиц за нарушение права граждан
на охрану здоровья
Устойчивый интерес, наблюдаемый в последнее время к исследованию проблем правоприменения в медицинской сфере, объясняется прежде всего модернизацией здравоохранения как приоритетного национального проекта, выступающего важной составной частью общего социально-экономического потенциала страны. Несмотря на активизацию усилий законотворческих органов и научно-экспертного сообщества в данной области, вопросы практического применения законов на разных уровнях в данной сфере остаются малоизученными. В этой ситуации представляется важным отразить проблемы административной ответственности медицинских учреждений и должностных лиц за нарушение права граждан на охрану здоровья.
Sustained interest observed in recent years to the study of law enforcement issues in the medical field is due primarily to the modernization of health care as a priority national project, is an important part of the overall social and economic potential of the country. Despite the increased efforts of legislative bodies and the scientific and expert community in this area, the practical application of the laws at different levels in this area are still poorly understood. In this situation, it is important to reflect the problems of administrative responsibility of medical institutions and officials for violation of citizens' right to health.
Ключевые слова: законодательство, многоуровневая структура, здравоохранение, ответственность медицинских организаций, регулирование споров.
Key words: legislation, multilevel system, healthcare, responsibility of medical organizations, dispute resolution.
Уровень развития общества во многом зависит от эффективности работы системы здравоохранения и качества оказываемых социальных услуг. Подтверждением этому является активное реформирование российского законодательства в области здравоохранения и развивающаяся тенденция к совершенствованию правового регулирования отношений в данной области. Право на охрану здоровья установлено Конституцией РФ, как одно из основ-
© Плиев Р. С., 2017