Ремедиум. 2021. Т. 25, № 4. — 30 — Remedium. 2021. Vol. 25, no. 4.
Медицина и фармация: правовые и этические
проблемы
Научная статья
УДК 34.05
doi:10.32687/1561-5936-2021-25-4-30-38
Нормативные правовые основы иммунопрофилактики в государствах — участниках
СНГ
Наталья Васильевна Путило
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
[email protected], https://orcid.org/0000-0001-7148-5875
Аннотация. В статье рассмотрены законодательные акты государств — участников Содружества независимых государств, касающиеся иммунопрофилактики. Произведено сравнительно-правовое сопоставление основных понятий и институтов, требований к поведению субъектов соответствующих правоотношений. На основе анализа предлагаемых в различных странах нормативных подходов сделаны выводы о видах вакцинации, отличии правовых режимов добровольной и обязательной вакцинации, сформулированы предложения по совершенствованию российского законодательстве об иммунопрофилактике.
Ключевые слова: вакцинация, иммунопрофилактика, прививки, закон, национальный календарь, профилактические прививки, плановые, обязательные, добровольные, отказ от вакцинации, права, обязанности, последствия
Для цитирования: Путило Н. В. Нормативные правовые основы иммунопрофилактики в государствах — участниках СНГ // Ремедиум. 2021. № 4. С. 30—38. doi:10.32687/1561-5936-2021-25-4-30-38.
Medicine and pharmacy: legal and ethical problems
Original article
Regulatory legal framework for immunoprophylaxis in the CIS member states
Natalia V. Putilo
Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected], http://orcid.org/0000-0001-7148-5875
Annotation. The article considers the legislative acts of the member states of the Commonwealth of Independent States concerning immunoprophylaxis. A comparative legal comparison of the main concepts and institutions, requirements for the behavior of the subjects of the relevant legal relations has been made. Based on the analysis of the regulatory approaches proposed in various countries, conclusions were drawn about the types of vaccination, the difference between the legal regimes of voluntary and mandatory vaccination, and proposals were formulated to improve the Russian legislation on immunoprophylaxis.
Keywords: vaccination, immunoprophylaxis, vaccinations, law, national calendar, preventive vaccinations, planned, mandatory, voluntary, refusal to vaccinate, rights, obligations, consequences
For citation: Putilo N. V. Regulatory legal framework for immunoprophylaxis in the CIS member states. Remedium. 2021;(4):30-38. (In Russ.). doi:10.32687/ 1561-5936-2021-25-4-30-38.
Введение
Проблема вакцинации и её основных юридически значимых характеристик, а именно: обязательный или необязательный характер, платность или бесплатность и др. — привлекала внимание юристов уже длительное время [1, 2] и особенно актуальной стала в последнее время в связи с пандемией коронавирусной инфекции [3—5].
Прививки — один из важнейших и долгое время используемых инструментов первичной профилак-
тики. Первую вакцину против натуральной оспы изобрёл Эдвард Дженнер, 14 мая 1796 г. прививка коровьей оспы была сделана 8-летнему мальчику Джеймсу Фиппсу, а в 1798 г. Э. Дженнер опубликовал статью «Исследование причин и действий коровьей оспы», в которой использовал термин «вакцинация» (от лат. «vaccinae» — коровья) [6, C. 170].
Правовые основы обязательной вакцинации были заложены 15 февраля 1853 г., когда в Палате лордов Великобритании был представлен Билль о даль-
© Н. В. Путило, 2021
нейшем распространении практики вакцинации и её обязательности: все дети к 6 месяцам должны быть вакцинированы от натуральной оспы; если родители этого не обеспечивали, им грозил штраф или тюремное заключение, но за наказанием не следили [6, С. 172]. Новый закон 1867 г. чётко определял, как обеспечивать обязательную вакцинацию: органы здравоохранения должны были выносить предупреждение родителям, у которых нет сертификата о том, что их детям сделаны прививки; если родители игнорировали предупреждение, то их вызывали в суд, где назначался штраф; если семья не могла или не желала платить штраф, то имущество выставляли на торги, а при нехватке средств отец отправлялся в долговую тюрьму на срок до 2 нед [6, С. 173]. Вплоть до 1898 г. (принятие Закона об отказе от прививки по идейным соображениям) указанные санкции применялись в отношении граждан неоднократно в период отсутствия сертификата о прививке.
Сравнивая категории недовольных вакцинацией граждан, П. Оффит приходит к выводу о том, что в разные периоды времени это были разные социальные слои: если против прививок до XX в. восставали рабочие, ремесленники, мелкие лавочники, то в 2004 г. сопротивление прививкам сильнее всего проявлялось в верхних слоях среднего класса, среди родителей со средним профессиональным или высшим образованием [6, С. 194].
В России эпоха вакцинации началась 23 октября 1768 г., когда Императрица Екатерина II привилась от оспы путём введения лимфы больного, но лишь после 1830-х гг. введена «непременная обязанность всех без изъятия государственных крестьян прививать детям своим предохранительную оспу» [7]. В целом Россия не отставала от стран Европы и Америки: обязательная вакцинация против оспы введена в Норвегии в 1810—1811 гг. и была весьма эффективной, несмотря на «народную сопротивляемость» [8]; закон штата Массачусетс об обязательных прививках от оспы 1809 г. также дал положительный эффект.
В начале XIX в. уже доказали свои эффективность и многие актуальные сегодня меры: 1) карантины для морских судов (карантинная станция и больница) привели к тому, что количество смертей от холеры в портовых городах с карантином было в 20 раз ниже, чем в портовых городах без карантина; 2) патент здоровья, который вполне может рассматриваться как предтеча столь актуальных сегодня «ковидных» паспортов здоровья и сертификатов, поскольку выполнял схожие функции. Как отмечают исследователи данного вопроса, патент здоровья представлял собой обязательный во время эпидемии документ, который выдавался капитану корабля в месте отплытия уполномоченными лицами, имел отметки об остановках во всех промежуточных портах (с указанием на то, благополучно или нет в санитарно-эпидемиологическом плане посещаемое место), о судах, встретившихся во время плавания, и передавался таможенным или иным службам в месте прибытия [8].
Материалы и методы
Основу для комплексного анализа правового регулирования отношений в сфере вакцинации составили акты национального права государств — участников Содружества независимых государств (СНГ):
• Федеральный закон Российской Федерации от 17.08.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
• Закон Туркменистана от 13.03.2021 № 336-У! «О профилактике инфекционных заболеваний»;
• Закон Республики Молдова от 03.02.2009 № 10-XVI «О государственном надзоре за общественным здоровьем»;
• Закон Азербайджанской Республики от 14.04.2000 № 857-^ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
• Закон Кыргызской Республики от 26.06.2001 № 56 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
• Кодекс здравоохранения Республики Таджикистан от 30.05.2017 № 1413;
• Кодекс Республики Казахстан от 07.07.2020 № 360^ ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
• подзаконные акты.
Основными для проведённого исследования были методы системного анализа (позволили сопоставлять информацию в исторической перспективе и в отношении различных правовых систем), методы структурно-функционального анализа (использовались для дифференциации позиций и их группировки по различным классификационным критериям), метод герменевтики (способствовал выявлению концепций и подходов, присутствующих в исследуемых текстах, включая тексты правовых актов), а также метод сравнительного правоведения (позволил осуществить анализ однородных институтов и близких по содержанию норм, используемых для регулирования отношений в сфере иммунопрофилактики в праве различных государств).
Результаты
Для стран СНГ характерным является принятие специальных законодательных актов, посвящённых вопросам иммунопрофилактики. Во многом это обусловлено традициями правотворчества, берущими свои истоки в праве СССР. Не случайно, что первые самостоятельные законы об иммунопрофилактике в странах СНГ появились приблизительно в одно и то же время: Россия — 1998 г., Азербайджанская Республика — 2000 г., Кыргызская Республика — 2001 г., позднее приняты аналогичные акты в Республике Таджикистан (2010 г.) и Туркменистане (2021 г.).
В ряде стран СНГ (например, Республике Молдова и Республике Казахстан) изначально положения о вакцинации были включены в более масштабные по предмету регулирования акты. Тенденцией последних лет является инкорпорирование законов об
иммунопрофилактике в кодексы о здравоохранении (например, в Республике Таджикистан).
«Иммунизация представляет собой и права, и обязанность», — так считают в международных организациях [9]. С учётом того, что профилактические прививки являются, с одной стороны, одним из видов медицинских вмешательств, но с другой стороны, иммунопрофилактика имеет собственный правовой режим, можно говорить об общих правах пациентов при вакцинации (например, выбор медицинской организации) и специальных правах граждан в области вакцинопрофилактики.
Законодательство Российской Федерации предусматривает следующие права граждан в области вак-цинопрофилактики:
1) право на информацию о прививке (показания, противопоказания, количество и сроки ревакцинаций, сведения о вакцине как лекарственном препарате, сведения о поствакцинальных осложнениях, последствия отказа от прививки и др.);
2) право на получение прививок на бесплатной основе при соблюдении двух условий: а) прививки должны быть включены в Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, б) медицинские организации, в которых они проводятся, должны участвовать в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования;
3) право на медицинский осмотр и медицинское обследование (при необходимости) перед профилактическими прививками;
4) право на получение медицинской помощи при возникновении поствакцинальных осложнений;
5) право на социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;
6) право отказаться от профилактических прививок.
В России, как и в большинстве стран СНГ, законодательно 1 выделяются всего две обязанности граждан:
1) обязанность исполнять предписания медицинских работников;
2) обязанность подтверждать (в письменной форме) отказ от профилактических прививок.
В последнее время на законодательном уровне всё более распространённой становится практика закрепления большего числа обязанностей в тех случаях, когда происходит дифференциация субъектов по разным группам (например, работники образовательных учреждений, лица, контактировавшие с больными, и др.).
В большинстве стран СНГ отказ от профилактических прививок влечёт следующие последствия:
• запрет для граждан на выезд в отдельные страны;
• временный отказ в приёме граждан в образовательные и лечебные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных забо-
1 Статья 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
леваний или при угрозе возникновения эпидемий;
• отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
События последних лет сделали более актуальной проблему научной классификации видов вакцинации, групп субъектов, участвующих в правоотношениях в сфере иммунопрофилактики, обособлении их правовых статусов и более конкретного нормативно-правового закрепления данных вопросов.
Некоторые исследователи разделяют принудительную и обязательную вакцинацию, при этом видят между ними разницу в следующем: при принудительной вакцинации прививают насильно, а при обязательной — просто лишают некоторых социальных возможностей, социальных благ, социальных привилегий, например, права учиться в государственных школах (подобная практика широко стала применяться в 1970-х гг. в США) [6, С. 219].
Из официальной информации о положении с вакцинацией в странах Европейского союза 2 следует, что в 2010 г. в 16 странах обязательной вакцинации не существовало, а программы вакцинации 13 стран предусматривали одну (или несколько) прививок (например, вакцинация против полиомиелита в 11 странах была обязательна и для детей, и для взрослых).
Кодекс Республики Казахстан от 07.07.2020 № 360^ ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения» (ст. 85) выделяет два вида профилактических прививок (введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным заболеваниям): обязательные и добровольные. При этом в рамках обязательных профилактических прививок также выделяются два подвида: плановые профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемиологическим показаниям.
В рамках общей обязанности физических лиц, постоянно находящихся на территории Республики Казахстан, делать обязательные профилактические прививки законодательство Республики Казахстан определяет субъектов, которым производятся плановые профилактические прививки, — это лица, достигшие определённого возраста, не имеющие медицинских противопоказаний. Профилактическим прививкам по эпидемиологическим показаниям также подлежат физические лица, не имеющие медицинских противопоказаний. Обязательная вакцинация является бесплатной. Проведение иных профилактических прививок является добровольным и осуществляется на платной основе.
2 Mandatory and recommended vaccination in the EU, Iceland and Norway: results of the VENICE 2010 survey on the ways of implementing national vaccination programmes. URL: https://www.eurosurveil-lance.org/content/10.2807/ese.17.22.20183-en (дата обращения 25.06.2021).
Особенностью рассматриваемого Кодекса Республики Казахстан является наличие особой регламентации вакцинации в детских коллективах. Установлено, что в дошкольные организации дети, не получившие плановые профилактические прививки, могут быть допущены только при достижении порогового уровня коллективного иммунитета в дошкольной организации. Коллективный иммунитет определяется как косвенная защита непривитых лиц за счёт достижения порогового уровня охвата плановыми профилактическими прививками населения против инфекций, предупреждаемых вакцинами.
Наименьшее количество норм об иммунопрофилактике имеется в Законе Республики Молдова от 03.02.2009 № 10-XVI «О государственном надзоре за общественным здоровьем», ст. 52 которого называется «Профилактическая вакцинация населения».
В профилактическую вакцинацию населения против инфекционных болезней включены:
1) систематическая профилактическая вакцинация для возрастных категорий и групп населения, установленных национальной программой по иммунизации;
2) вакцинация по эпидемическим показаниям;
3) рекомендуемая вакцинация.
В Республике Молдова детей допускают в коллективы, образовательные учреждения и учреждения для отдыха при наличии у них прививок, предусмотренных в рамках систематической профилактической вакцинации.
В Азербайджанской Республике под иммунопрофилактикой инфекционных болезней понимается предотвращение, ограничение распространения или ликвидация инфекционных болезней путём профилактических прививок (введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфического иммунитета против инфекционных болезней)3.
Государственная политика в области иммунопрофилактики основывается на следующих принципах: охват профилактическими прививками всех граждан; бесплатность профилактических прививок населению в государственных и муниципальных медицинских учреждениях; социальная защита граждан при поствакцинальных осложнениях и др.
При появлении опасности возникновения инфекционных болезней в обязательном порядке проводятся профилактические прививки по эпидемическим указаниям. Статьей 6 Закона Азербайджанской Республики «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлены правовые последствия отказа от проведения профилактических прививок:
1) ограничение до проведения профилактической вакцинации въезда и выезда в отдельные страны;
2) временное прекращение приёма лиц в учебные заведения и оздоровительные учреждения при воз-
3 Закон Азербайджанской Республики от 14.04.2000 № 857-IQ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
никновении массовых инфекционных болезней или угрозы эпидемии.
Календарь профилактических прививок является документом, который устанавливает порядок, сроки проведения гражданам профилактических прививок, перечень болезней, требующих проведения прививок, и утверждается соответствующим органом исполнительной власти. Профилактические прививки, включенные в календарь, проводятся в установленные сроки гражданам Азербайджанской Республики, постоянно проживающим в Азербайджанской Республике, лицам без гражданства и иностранцам.
Закон Кыргызской Республики от 26.06.2001 № 56 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» под иммунопрофилактикой инфекционных болезней понимает систему мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путём проведения профилактических прививок (введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням).
Государственная политика в области иммунопрофилактики основывается на гарантиях для граждан доступности профилактических прививок; бесплатного проведения профилактических прививок, включённых в национальный календарь профилактических прививок, и профилактических прививок по эпидемическим показаниям в государственных учреждениях здравоохранения и др.
Согласно ст. 5 закона граждане Кыргызской Республики имеют два важных права:
1) право на бесплатные профилактические прививки в государственных учреждениях здравоохранения в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико-санитарной помощью;
2) право на получение платных профилактических прививок, не включённых в национальный календарь профилактических прививок, в учреждениях здравоохранения государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.
За отказ от профилактической прививки, повлекший развитие заболевания несовершеннолетнего, ответственность несут родители или его законные представители.
Нормы, касающиеся иммунопрофилактики, включены в Кодексе здравоохранения Республики Таджикистан от 30.05.2017 № 1413 в главу 16 «Охрана общественного здравоохранения». Согласно ст. 103 Кодекса профилактика заболеваний существует в трех видах: первичная, вторичная и третичная. Первичная профилактика заболеваний (массовая и индивидуальная) направлена на создание благоприятных условий жизнедеятельности в целях предупреждения возникновения заболеваний, вторичная — на предупреждение прогрессирования заболеваний на ранних стадиях и их последствий, третичная— на контролирование уже развившихся осложнений, повреждений органов и тканей.
Прививки согласно ст. 106 Кодекса здравоохранения Республики Таджикистан подразделяются на три вида: профилактические, плановые и обязательные прививки.
В целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных паразитарных и неинфекционных заболеваний (ст. 108 Кодекса) должны своевременно и в полном объёме проводиться необходимые организационные, инженерно-технические, лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, в том числе мероприятия по санитарной охране территории Республики Таджикистан, введению карантина, осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Оригинальная норма, не имеющая аналогов в законах иных стран СНГ (за исключением Республики Туркменистан), закреплена в Кодексе Республики Таджикистан: лица, болеющие продолжительное время инфекционными, паразитарными заболеваниями, и постоянные носители возбудителей инфекционных заболеваний, представляющих угрозу окружающим, на основании постановления Главного государственного санитарного врача и его заместителей временно отстраняются от деятельности или переводятся на другую работу, которая не представляет опасности для окружающих.
В ранее действовавшем Законе Республики Таджикистан от 29.12.2010 № 680 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в ст. 9 содержались правовые основы национального календаря профилактических прививок, который включал в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулёза и брюшного тифа и др. В национальном календаре также устанавливались сроки проведения прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против гриппа, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний. Ежегодно также устанавливаются категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, с учётом прогнозируемой заболеваемости.
Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет прививки как «введение в организм человека иммунобиологических лекарственных средств для создания специфической невосприимчивости к инфекционным заболеваниям». Профилактические прививки согласно ст. 24 проводятся в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации. Профилактические прививки проводятся в соответствии с национальным календарём профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям.
Один из новейших актов на пространстве СНГ в сфере вакцинопрофилактики — Закон Туркменистана от 13.03.2021 № 336-У! «О профилактике инфекционных заболеваний». В нём введены многие
новые понятия, которые стали широко употребляться лишь в пандемию коронавируса: изолятор (специализированное место (палата, здание, объект и др.), предназначенное для обследования, профилактического лечения инфекционных больных, контактных лиц и осуществления медицинского наблюдения за ними); обсервация (медицинское наблюдение над лицами, подозреваемыми на наличие опасного для общества инфекционного заболевания и изолированными в отдельном месте на протяжении определённого срока); контактные лица (лица, находившиеся в контакте с источником инфекции, в результате чего они считаются заражёнными инфекционным заболеванием); лица, подозреваемые в наличии инфекционных заболеваний (подозреваемые лица) — лица, находившиеся в контакте с источником инфекции, и (или) находившиеся в очаге инфекции, и (или) с выявленными определёнными подозрительными признаками инфекционных заболеваний и др.
Правовое регулирование в сфере профилактики инфекционных заболеваний построено с учётом специфики организаций, оказывающих социальные услуги, и иных особенностей. Так, согласно ст. 15 «Предотвращение инфекционных заболеваний в детских учреждениях» приём детей в образовательные и оздоровительные учреждения проводится при наличии соответствующей справки от учреждения здравоохранения, в котором ребенок находится под наблюдением. Справка выдаётся на основании данных медицинского осмотра ребёнка при отсутствии медицинских противопоказаний для его пребывания в данном учреждении, а также если ему были проведены профилактические прививки и он не находился в контакте с больными инфекционными заболеваниями или носителями возбудителя инфекционных заболеваний. Детям, которые не получили профилактических прививок согласно национальному порядку профилактических прививок, посещение детских учреждений не разрешается. Если профилактические прививки детям проведены с нарушением установленных сроков в связи с медицинскими противопоказаниями, при благополучной эпидемической ситуации по решению консилиума соответствующих врачей они могут быть приняты в соответствующие детские учреждения и посещать их.
Работники детских учреждений подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам с целью выявления больных инфекционным заболеванием или носителей возбудителя инфекционных заболеваний. Работники детских учреждений обязаны вести постоянное наблюдение за состоянием здоровья детей, а в случае выявления ребенка, больного инфекционным заболеванием, принять меры для его изоляции от здоровых детей и немедленно сообщить об этом в соответствующее учреждение здравоохранения, а также систематически проводить среди детей специальные учебные занятия и воспитательные работы по соблюдению норм личной гигиены и чистоты.
Согласно ст. 18 больные инфекционными заболеваниями, лица, находившиеся в контакте с ними, носители возбудителя инфекционных заболеваний имеют право на:
1) бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения и государственных научных учреждениях;
2) получение достоверной информации о результатах медицинского осмотра, обследования и лечения, а также рекомендаций по предотвращению распространения инфекционных заболеваний;
3) возмещение вреда, причинённого их здоровью и (или) имуществу вследствие нарушения законодательства Туркменистана о профилактике инфекционных заболеваний.
Больные инфекционными заболеваниями, лица, находившиеся в контакте с ними, носители возбудителя инфекционных заболеваний обязаны:
1) выполнять предписания медицинских работников;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения здравоохранения;
3) проходить в установленные сроки необходимые осмотры и обследования.
Статья 20 Закона Туркменистана от 13.03.2021 № 336^! содержит перечень мероприятий в отношении больных инфекционными заболеваниями, контактных и подозреваемых лиц и носителей возбудителя инфекционных заболеваний. Они подлежат своевременному и качественному бесплатному лечению, медицинскому обследованию и наблюдению. В случае выявления лиц, подозреваемых в наличии опасных инфекционных заболеваний, в целях предотвращения распространения инфекционных заболеваний над ними устанавливается усиленный медицинский контроль и принимаются меры обсервации. Усиленный медицинский контроль организуется предприятиями, учреждениями и организациями на основании решения местного учреждения здравоохранения. Лечение больных инфекционными заболеваниями проводится в специализированных учреждениях здравоохранения (отделениях) и научно-исследовательских клиниках специалистами со специальным медицинским образованием.
Статьей 23 предусмотрено отстранение от работы лиц, являющихся носителями возбудителя инфекционных заболеваний. В случае если носителями возбудителя инфекционных заболеваний являются лица, работа которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных заболеваний, такие лица временно переводятся на работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. В случае невозможности перевода указанных лиц на другую работу они отстраняются от работы. На период отстранения от работы этим лицам выплачивается пособие по временной утрате трудоспособности. Эти лица медико-социальными экспертными комиссиями могут быть признаны временно или постоянно неспособными по состоянию здоровья для выполнения определённых видов работ. В случае отстра-
нения от работы лиц на определённый срок для проведения обсервации на весь период их отстранения за счёт средств работодателя им начисляется 50% средней заработной платы, но не менее размера минимальной заработной платы.
Обязательной госпитализации в специализированные больницы подлежат больные опасными и особо опасными инфекционными заболеваниями, а также лица с симптомами таких заболеваний. К лицам, въезжающим на территорию, где введен карантин, и выезжающим из нее, применяются меры обсервации. Срок обсервации зависит от продолжительности инкубационного периода болезни.
Обязательными являются профилактические прививки, проводимые в соответствии с национальным порядком профилактических прививок. Для работников отдельных профессий, производств и организаций (при условии высокой вероятности заражения самих работников или высокого риска распространения этими работниками инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих) перечень обязательных прививок более широк: они подлежат вакцинации против инфекционных заболеваний, указанных в национальном календаре, и иных заболеваний.
Отличие обязательной вакцинации от рекомендательной (добровольной) в случае с работниками отдельных профессий и производств состоит в том, что в случае отказа работников от вакцинации они отстраняются от выполнения работ, связанных с высоким риском заражения.
Обсуждение
В практике государств Европейского союза по сравнению со странами СНГ наблюдается большая гибкость правовых режимов вакцинации, «перетекание» рекомендательных, обязательных и смешанных режимов. Рекомендованная вакцинация, как правило, касается вакцин, включённых в национальный план иммунизации, но не является обязательной (то есть не влечёт правовых последствий в случае отказа от неё). Смешанная стратегия рекомендованной и обязательной вакцинации означает, что вакцинация, как правило, рекомендуется для всего населения, но устанавливается в качестве обязательной для отдельных групп (как правило, имеющих наиболее высокий риск заражения и плохой прогноз относительно течения болезни).
Финансово-организационные аспекты также различаются по следующим показателям:
1) вакцины, включённые в программу;
2) типы вакцины;
3) общее количество введённых доз;
4) время вакцинации.
Однако есть различия в понимании соотношения принципов обязательности и бесплатности: для России и ряде стран СНГ обязательные прививки являются бесплатными, а в Европейском союзе вакцинация считается рекомендательной, если она включена в национальную программу иммунизации для всех или некоторых групп. При этом финансирование может быть различным: из государствен-
ных (страховых) источников, за счёт средств физических и юридических лиц.
Обязательная вакцинация обладает следующими признаками:
1) у граждан отсутствует право выбирать: получить вакцину или отказаться от неё;
2) не имеет значение наличие последствия в случае отказа.
Законом Италии от 07.06.2017 о вакцинопрофи-лактике4 предусмотрены обязательные прививки для несовершеннолетних граждан Италии в возрасте 0—16 лет и несовершеннолетних иностранных граждан без сопровождения взрослых против полиомиелита, дифтерии, столбняка, гепатита B, коклюша, Haemophilus influenzae (гемофильной палочки) типа B, кори, краснухи, свинки, ветрянки. Особенность состоит в том, что обязательства в отношении вакцинации против кори, краснухи, паротита, ветряной оспы подлежат пересмотру каждые 3 года на основе эпидемиологических данных и достигнутого охвата вакцинацией. В Италии выделяется также группа прививок, которые обозначены как «активные и бесплатные» со стороны регионов и автономных областей, но без обязательств по вакцинации против менингококков ой инфекции типов B и C, пневмококковой инфекции, ротавирусной инфекции.
Во всех странах Европейского союза прививка от коронавирусной инфекции является рекомендованной для граждан с 12 лет 5. В странах СНГ имеются национальные особенности: в Республике Беларусь вакцинация от коронавирусной инфекции носит добровольный характер и проводится на бесплатной основе в соответствии со сформированным на каждой административной территории порядком проведения вакцинации 6; добровольной и бесплатной для уязвимых групп населения является вакцинация в Республике Казахстан7; в Республике Таджикистан — обязательной и бесплатной для граждан старше 18 лет 8. В Российской Федерации вакцинация от коронавирусной инфекции является обязательной для отдельных групп населения, и регламентирование этих вопросов осуществляется на уровне субъектов РФ. Так, согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по
4 Disposizioni urgenti in materia di prevenzione vaccinale (17G00095). URL: https://www.trovanorme.salute.gov.it/norme/ dettaglioAtto?id=59548.(AaTa обращения 25.06.2021).
5 Italy: Recommended vaccinations. URL: https://vaccine-schedule.ecdc.europa.eu/Scheduler/
ByCountry?SelectedCountryId=103&IncludeChildAgeGroup=true&Incl udeChildAgeGroup=false&IncludeAdultAgeGroup=true&IncludeAdult AgeGroup=false_(AaTa обращения 25.06.2021).
6 Министерство здравоохранения Республики Беларусь. URL http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-belorusskikh-grazhdan/COVID-19/ faq_covid-19.php#faq01_(дата обращения 25.12.2021).
Министерство здравоохранения Республики Казахстан. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/dsm/press/article/details/ 43271?directionId=280&lang=ru_(дата обращения 25.12.2021).
8 Национальное информационное агентство Таджикистана (НИ-
АТ) «Ховар» при Правительстве Республики Таджикистан. URL: https://khovar.tj/rus/2021/07/obrashhenie-respublikanskogo-shtaba-po-usileniyu-protivoepidemicheskih-mer-po-predotvrashheniyu-rasprostraneniya-novoj-infektsii-covid-19-v-respublike-tadzhikistan-k-grazhdanam-strany (дата обращения 25.12.2021).
г. Москве № 3 от 19.10.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» обязательной вакцинации подлежат лица, осуществляющие деятельность в сферах торговли, общественного питания, транспорта общего пользования, такси, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания и др. Согласно приказу Минздрава России № 1122н от 06.12.2021 «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок» детям от 12 до 17 лет (включительно) вакцинация против ко-ронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, проводится добровольно при наличии письменного заявления одного из родителей (или иного законного представителя). В силу ст. 4 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в России прививки, включённые в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, являются бесплатными в рамках обязательного медицинского страхования.
По мнению экспертов 9, стратегии иммунизации варьируются от только добровольных прививок до почти полностью обязательной программы вакцинации. Планы иммунизации или календари профилактических прививок как особый инструмент, используемый при правовом регулировании в сфере профилактики, появились в 1940—1950-х гг. в связи с успехами в создании различных вакцин [10]. В России Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулёза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа. Приказом Минздрава России от 09.12.2020 № 1307н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждённый приказом Минздрава РФ от 21.03.2014 № 125н» расширен календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней; решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ) за счёт прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Анализ практики иммунизации против корона-вирусной инфекции в России подтолкнул ряд исследователей к выводу о том, что «общие формулировки в нормативных актах о добровольности вакцинации для всех граждан Российской Федерации требуют уточнения в целях устранения иллюзии об отсут-
9 Mandatory and recommended vaccination in the EU, Iceland and Norway: results of the VENICE 2010 survey on the ways of implementing national vaccination programmes. URL: https://www.eurosurveil-lance.org/content/10.2807/ese.17.22.20183-en (дата обращения 25.06.2021).
ствии неблагоприятных юридических последствий... для лиц, не прошедших вакцинацию», т. е . надо произвести «перенос акцента с всеобщего права на профилактические прививки на обязанность отдельных лиц пройти вакцинацию...» [11].
В Австралии в бесплатный календарь прививок включены прививки от ветряной оспы, дифтерии, гриппа, гепатитов А и В, Hib (Haemophilus influenzae типа b), ВПЧ (вирус папилломы человека), кори, ме-нингококковой инфекции, паротита, пневмококковой инфекции, полиомиелита, ротавируса, краснухи, опоясывающего лишая, столбняка, коклюша. Вакцины против коронавирусной инфекции бесплатны в Австралии для всех, включая тех, у кого нет карты Medicare, иностранных граждан, трудовых мигрантов и лиц, ищущих убежища10.
Самой распространённой программой иммунизации взрослых была вакцинация против гриппа, проводимая в 58,8% стран Европы, тогда как программы иммунизации взрослых другими вакцинами были гораздо менее распространены. Вакцинация от гриппа является обязательной в Латвии и добровольной во всех остальных странах. Не финансируется государством (либо не финансируется в отношении отдельных категорий граждан) вакцинация от гриппа в Польше, Румынии, Австрии, Болгарии . Кипре и др.
В 1997 г. в Нидерландах была создана инфраструктура для вакцинации против гриппа, получившая название «Национальная программа профилактики гриппа Нидерландов» (NPG) 11. Цель — защитить людей от болезней и смерти из-за гриппа. По совету Голландского совета здравоохранения люди с высоким риском осложнений гриппа лично приглашаются к семейному врачу для бесплатной вакцинации. В целевую группу программы NPG входят: лица в возрасте 60 лет и старше; дети и взрослые с определёнными заболеваниями: аномалиями и функциональными нарушениями дыхательных путей и лёгких, хроническим сердечным заболеванием, сахарным диабетом, хроническим заболеванием почек, пациенты, недавно перенёсшие трансплантацию костного мозга, люди, инфицированные ВИЧ . люди со сниженной устойчивостью к инфекции; дети в возрасте от 6 месяцев до 18 лет, длительно употребляющие салицилат; лица с умственными недостатками, проживающие в жилых домах.
Заключение
Несмотря на то что перечень неблагоприятных последствий отказа от вакцинации приблизительно одинаков в большинстве стран СНГ, правовой статус обязательной вакцинации не является единым. С учётом практики иных зарубежных государств в России и других странах СНГ одним из направле-
10 Coronavirus (COVID-19) health alert. URL: https:// www.health.gov.au/node/18270 (дата обращения 25.06.2021).
11 National Institute for Public Health and the Environment. Ministry of Health, Welfare and Sport. URL: https://www.rivm.nl/en/flu-and-flu-jab/flu-jab (дата обращения 25.06.2021).
ний совершенствования правового регулирования в сфере иммунопрофилактики может стать более активное использование гибких подходов, вариативных моделей при построении правовых режимов вакцинации. Это позволит, помимо прочего, различать несколько видов обязательной вакцинации, закрепить «гибридные» формы вакцинации (добровольная для одних категорий граждан и обязательная для иных), законодательно сформулировать не только неблагоприятные последствия отказа от вакцинации, но и меры стимулирования, содействия вакцинации.
С учётом того, что использование термина «обязательная» не означает тотальной обязательности для всех граждан, а последствия игнорирования данной обязанности становятся негативными лишь для лиц определённых профессий (родов деятельности, возрастов) или при наличии такого условия, как пандемия, можно сделать вывод о необходимости совершенствования законодательного регулирования видов вакцинации, правовых статусов каждого из них и правовых последствий в случае несоблюдения режима обязательной вакцинации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Путило Н. В., Волкова Н. С. Нормативно-правовое обеспечение прав и обязанностей граждан в области иммунопрофилактики // Журнал российского права. 2011. № 12. С. 30—38.
2. Кирилловых А. А. Комментарий к Федеральному закону от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (постатейный). 2010. 152 с.
3. Внукова В. А., Мадыгина О. А., Бурдина М. В. К вопросу об обязательности вакцинации и ответственности за отказ от прививок. Анализ постановления Европейского суда по правам человека // Российский судья. 2021. №8. С. 54—58. DOI: 10.18572/1812-3791-2021-8-54-58.
4. Хозикова Е. С. К вопросу о вакцинации: право личности и постановления Европейского суда по правам человека // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 7. С. 3—6. DOI: 10.18572/1813-1247-2021-7-3-6.
5. Макбрайд Д. COVID-19 и Европейская конвенция по правам человека // Международное правосудие. 2020. №2. С. 3—17: DOI: 10.21128/2226-2059-2020-2-3-17.
6. Оффит П. Смертельно опасный выбор. Чем борьба с прививками грозит нам всем. Пер. с англ. М.; 2017. 368 с.
7. Устав о благоустройстве в казенных селениях // Свод законов Российской империи. Т. XII, ч. II. СПб.; 1857.
8. Змерзлый Б. В. Организация противоэпидемиологических мер балтийского побережья России в начале XIX века // Право и противодействие пандемии: возможности и перспективы: монография / Отв. ред. В. Н. Синюков, А. А. Мохов. М.; 2021. С. 44—52.
9. На фоне пандемии COVID-19 страны ведут работу по сохранению иммунитета населения к заболеваниям, предупреждаемым вакцинацией (с сокращениями) // Эпидемиология и вак-цинопрофилактика. 2020. Т. 19, №2. С. 109. DOI: 10.31631/ 2073-3046-2020-19-2-109.
10. Брико Н. И., Фельдблюм И. В. Иммунопрофилактика инфекционных болезней в России: состояние и перспективы совершенствования // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2017. Т. 16, № 2. С. 4—9. DOI: 10.31631/2073-3046-2017-16-2-4-9.
11. Малеина М. Н. Вакцинация — противодействие пандемии под контролем закона // Право и противодействие пандемии: возможности и перспективы: монография / Отв. ред. В. Н. Синю-ков, А. А. Мохов. М.; 2021. С. 62—78.
REFERENCES
1. Putilo NV, Volkova NS. Regulatory support of the rights and obligations of citizens in the field of immunoprophylaxis. Zhurnal rossiyskogoprava. 2011;(12):30-38. (In Russ.)
2. Kirillovs AA. Commentary to the Federal Law of September 17, 1998 N157-FZ «On Immunoprophylaxis of Infectious Diseases» (item-by-article). Moscow; 2010. 152 p. (In Russ.)
3. Vnukova VA, Madygina OA, Burdina MV. On the question of mandatory vaccination and responsibility for refusing to vaccinate . Analysis of the decision of the European Court of Human Rights. Rossiyskiy sud'ya. 2021;(8):54-58. DOI: 10.18572/1812-3791-20218-54-58. (In Russ.)
4. Khozikova ES. On the issue of vaccination: the right of the individual and the rulings of the European Court of Human Rights . Gosudarstvennaya vlast' i mestnoye samoupravleniye. 2021;(7):3-6. DOI: 10.18572/1813-1247-2021 -7-3-6. (In Russ.)
5. McBride D. COVID-19 and the European Convention on Human Rights. Mezhdunarodnoye pravosudiye. 2020;(2):3-17. DOI: 10.21128/2226-2059-2020-2-3-17. (In Russ.)
6. Offit P. A deadly choice. What the fight against vaccines threatens us all. New York: Basic Books; 2015. 304 p.
7. Charter on improvement in state-owned villages // Code of Laws of the Russian Empire. T. XII, part II. St. Petersburg; 1857. (In Russ.)
8. Zmerzly BV. Organization of anti-epidemic measures of the Baltic coast of Russia at the beginning of the 19th century. In: Law and counteraction to the pandemic: opportunities and prospects: monograph / eds. Sinyukov VN, Mokhov AA. Moscow; 2021:44-52. (In Russ.)
9. Countries Working to Sustain Population Immunity to Vaccine-Preventable Diseases during COVID-19 Pandemic. Epidemiology and Vaccinal Prevention. 2020;19(2):109. DOI: 10.31631/20733046-2020-19-2-109. (In Russ.)
10. Briko NI, Feldblyum IV. Immunoprophylaxis of infectious diseases in Russia: state of the art and prospects for improvement. Epidemiology and Vaccinal Prevention. 2017,16 (2):4-9. DOI: 10.31631/ 2073-3046-2017-16-2-4-9. (In Russ.)
11. Maleina MN. Vaccination — countering the pandemic under the control of the law. In: Law and counteraction to the pandemic : opportunities and prospects: monograph / eds. Sinyukov VN, Mokhov AA. Moscow; 2021:62-78. (In Russ.)
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 02.11.2021; одобрена после рецензирования 22.12.2021; принята к публикации 29.12.2021. The article was submitted 02.11.2021; approved after reviewing 22.12.2021; accepted for publication 29.12.2021.