УДК 271.2-47(470) ББК 86.3-67
НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Трухачева Виктория Витальевна,
магистрант 2 курса заочной формы обучения профиля
«Высшее профессиональное образование» Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)
Аннотация. Автор в своей статье рассмотрел нормативные основы образовательной деятельности Русской православной церкви на основе современных документов об образовании.
Ключевые слова: образовательная деятельность, миссионерская деятельность, молодежное служение, социальная концепция, образовательная концепция Русской православной церкви.
THE NORMATIVE FRAMEWORK OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF
THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH
Trukhacheva V.V., student of the VSPU, Master of 2-year correspondence course of study of the profile «Higher vocational education»
Abstract. The author in his article examined the normative foundations of the educational activity of the Russian Orthodox Church on the basis of modern documents on education.
Key words: educational activity, missionary activity, youth ministry, social concept, educational concept of the Russian Orthodox Church.
Проблема взаимоотношений церкви и государства была актуальна во все времена. Ее решение существенно влияло на ход всей мировой истории человечества. Нельзя не констатировать того факта, что эти отношения в России сегодня носят весьма добрый и созидательный характер, подают пример для многих государств современного мира.
Примеров постоянного сотрудничества Православной церкви и государства в России великое множество. Буквально каждый день можно прочесть сообщения о том, как органы государственной власти и церковные институции вместе осуществляют те или иные тру-
ды, направленные на благо личности и народа. Иногда не обходится без споров.
Религиозные объединения - организационные структуры сообществ верующих людей - в Российской Федерации отделены от государства. По смыслу статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», дающей официальное толкование принципа отделения религиозных общин от государства, этот принцип прежде всего означает, что религиозные объединения не являются органами власти и не выполняют их функций, в то время как государство не несет на себе религиозных функций и не вмешивается в закон-
ную деятельность религиозных общин. Однако при этом очевидно, что верующие люди являются одновременно и членами своих религиозных общин, и гражданами государства, а очень часто - государственными служащими.
В последние годы проблема духовно-нравственного развития и воспитания новых поколений на основе традиционных ценностей является предметом озабоченности общества, что находит отражение в публицистике, горячих общественных дискуссиях, общественных инициативных движениях, актуальном педагогическом опыте, научно-педагогических исследованиях. В общественных дискуссиях выявилось, что общество связывает с традиционными ценностями ожидания в области противодействия негативным явлениям современности, таким, как различные зависимости, инфантилизация, криминализация и прочие.
Духовность и нравственность - это цементирующая сила, которая объединяет весь народ, помогает мобилизировать внутренние резервы при возникновении опасности, это иммунитет народа. В связи с этим большое значение имеет разработанная в 2009 году «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В «Концепции» подчеркивается, что с древних времен «православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа».
В педагогической науке разрабатываются понятия «духовно-нравственное воспитание», «духовно-нравственное развитие», исследуется их связь, осмысливается педагогическая практика, ориентированная на решение задач духовно-нравственного развития и воспитания посредством интеграции традиционных ценностей в образовательное пространство. В ответ на социальные потребности общества проблема духовно-нравственного воспитания поставлена на видное место в государственной образовательной политике.
В Закон РФ «Об образовании» в 2012 году внесены положения, которые определяют, что результат освоения образовательных программ должен обеспечивать «духовно-нравственное развитие, воспитание, качество подготовки обучающихся» (ст. 9, п. 6), а содержание образования должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности» (ст. 14, п. 2)
Условия для формирования в образовательном пространстве России механизмов ре-
шения этих задач создает новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Она определяет ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации: с семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Вопрос о правовых основах и реальных возможностях Русской православной церкви заниматься духовно-просветительной и образовательной деятельностью в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в настоящее время приобретает все большую актуальность. Ныне действующая Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.), провозглашая, что Российская Федерация является светским государством (ст. 14, п. 1), определяет, что «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14, п. 2). Исторически и онтологически для Русской православной церкви эта проблема имеет особую значимость.
В качестве свидетельства можно привести извлечение из преамбулы ныне действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят 26 сентября 1997 г.). Определяя (согласно Конституции) Российскую Федерацию светским государством, этот закон в то же время «признает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры». Поэтому можно говорить и об особой ответственности Русской православной церкви перед российской школой и всей российской системой образования.
Гражданское законодательство Российской Федерации не делает различия между духовно-просветительной и образовательной деятельностью Русской православной церкви. Между тем, такие различия имеют место. Под образовательной деятельностью церкви подразумевается ведение регулярных занятий в соответствии с
219
учебным планом, целями и задачами обучения, а также в соответствии с ожидаемыми результатами, которые можно проверить.
Под духовно-просветительной деятельностью церкви подразумеваются: разовые встречи и беседы священнослужителей или квалифицированных православных педагогов с учащимися светских учебных заведений, организация православных книжных выставок и концертов. Они могут проводиться не только в стенах школы, но и в музеях, в концертных залах, а также при храме или, например, в помещении воскресной школы прихода. Сюда же можно отнести и выпуск православной педагогической литературы, и проведение семинаров и конференций для преподавателей и учащихся светских школ, и многие другие виды духовно-просветительной работы, которые уже ведутся и не требуют лицензирования.
С церковной точки зрения понятно, что образовательная деятельность Русской православной церкви, если она проводится на должном уровне, имеет очень важное духовно-просветительное значение. Это косвенно подтверждает и инструктивное письмо Министерства образования от 4 июня 1999 года, в котором говорится, что рекомендации Министерства направлены, в частности, «на взаимодействие государственных и муниципальных образовательных учреждений с конфессиями в целях, объективного показа роли и значения религии в истории России и цивилизации в целом, усиления духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения». Поэтому по мере развития взаимодействия государственных и муниципальных образовательных учреждений с Русской православной церковью будут расширяться и возможности для духовно-просветительной деятельности церкви.
Требуется также уточнить термин «светское учебное заведение». В настоящее время имеется целый ряд негосударственных учебных заведений, которые по своей организационно-правовой форме могут быть частными или общественными школами. Будучи негосударственными образовательными учреждениями, они сами решают вопрос об обучении или необучении детей религии, т.е. решение вопроса о преподавании или непреподавании в них религиозных дисциплин принимается руководством этих учебных заведений.
В отличие от негосударственных школ для государственных и муниципальных образовательных учреждений законом предписывается светский принцип образования. В связи с этим в нынешней учебной практике школ порой и возникают острые правовые проблемы, касающиеся образовательной деятельности Русской православной церкви. По отношению к рассматриваемому вопросу (образовательная деятельность церкви) государственные и муниципальные образовательные учреждения находятся почти в равном положении. И для тех, и для других обязательны законы и подзаконные акты, касающиеся вопроса о правах всех детей на получение религиозного образования и воспитания.
Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Содержанием взаимодействия государственной системы образования и Русской православной церкви в настоящее время является реализация совместно выработанных путей и средств введения в содержание современного образования опыта духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, накопленного в православной исторической и культурной традиции. При этом большое значение имеет согласование содержательных аспектов значения православной традиции в истории государственности и культуры России. Законодательство признает ее определяющую роль (Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
В ст. 2 Федереального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 подчеркивается «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Государственное законодательство не дает определение слову «религия», хотя устанавливает такие понятия, как «религиозное объединение», «религиозная группа». Не рас-
220 -|
крывается также и понятие «религиозное образование», хотя именно так озаглавлена 5-я статья Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Этот Федеральный закон пользуется такими понятиями, как «получение религиозного образования», «возможность обучать детей религии» (ст. 5, пп. 1 и 3), «свобода совести и свобода вероисповедания» (преамбула закона), «реализация права на свободу совести и свободу вероисповедания», «дискриминация в зависимости от отношения к религии» (которая, естественно, законом не допускается) (ст. 3, п. 3).
Во взаимодействии государственной системы образования и Русской православной церкви в сфере духовно-нравственного воспитания можно выделить две составляющие: ценностно-целевая основа, которая определяет сущность и предмет взаимодействия, и формирование распределения функций и в совместной деятельности.
Отражение образовательной деятельности РПЦ в современных документах об образовании
Концепция молодежного служения Русской православной церкви (Дата принятия документа - апрель 2000 г.)
В «Концепции молодежного служения Русской православной церкви» обосновывается необходимость организации молодежного служения в церкви. К целям молодежного служения в соответствии с «Концепцией православного молодежного служения Русской православной церкви» относятся:
1. «Воцерковление всех сторон жизни молодежи.
2. Вовлечение молодежи в диаконическое служение РПЦ.;
3. Содействие лучшему пониманию молодыми людьми Православной веры и миссии церкви в современном мире, распространению в обществе, в молодежной среде, образа жизни, основанного на евхаристическом общении.
4. Содействие диалогу молодых людей в Православной церкви. Содействовие священнослужителям, активным мирянам Русской православной церкви в приобретении опыта работы с молодежью».
Задачи молодежного служения определены следующим образом:
1. «Собирание, обобщение и распространение опыта молодежного служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровнях.
2. Организация социального служения православной молодежи.
3. Организация общения православных молодых людей в форме диалога, обмена мнениями, дискуссий.
4. Создание информационного пространства для молодых православных людей.
5. Вхождение в информационное пространство молодых людей, находящихся вне церкви.
6. Организация семейного досуга для во-церковленных и желающих воцерковиться семей.
Принципами молодежного служения РПЦ были провозглашены: личностный характер общения; учет индивидуальных и возрастных особенностей; не назидание, а живое общение; совместное участие; основа молодежной работы - церковный приход; в семье и через семью; простота отношений; принцип системности; принцип целостности».
В «Концепции молодежного служения РПЦ» были систематизированы и перечислены основные формы деятельности молодежного служения. К ним относятся: вовлечение молодежи в приходскую жизнь во всем многообразии ее проявлений, создание православных детских и молодежных организаций, привлечение светских детских и молодежных организаций, разделяющих ценности Православия, организация школ ремесел, а также активизация кружковой работы с детьми и молодежью, создание православных клубов на приходе и по месту жительства, организация на приходском уровне детских, молодежных консультаций, проведение в православных школах, гимназиях, лицеях, воскресных школах различного рода мероприятий с приглашением на них детей и молодежи из светских учебных заведений.
Жизнь и воспитание молодого человека в прежние века проходила в церкви, в учебном заведении и в семье. Семья, как малая церковь, способна была всячески содействовать развитию личности в традициях христианского благочестия. В настоящее время семья переживает глубокий кризис. Глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традици-
221
онных семейных связей. Развитие цивилизации освободило участников семьи от необходимости жесткой интеграции для поддержания физического существования. Семейный союз превратился в поле брани между супругами, родителями и детьми.
Молодежи всегда было свойственно два ведущих стремления: к учению и к общению. Если современное общество в той или иной степени способно управлять учебным процессом юных граждан, то свободное время сейчас все больше переходит под контроль асоциальных структур. Шоу-бизнес, выпуск печатной и видеопродукции, компьютерные программы, сеть Интернет пропагандируют насилие, цинизм, вседозволенность, превращая молодого человека в раба страстей, похотей, сиюминутных желаний. В таком безумном времяпрепровождении как нигде удается реализовать замысел обезличить человека, унизить в нем божественный образ и поработить греху. Волна суицидов, маргинализация и криминализация современного молодого поколения - это плата общества за невнимание к потребностям молодежи, к ее интересам и сущностным основам ее жизни.
Православная церковь способна проявить подлинную заинтересованность в судьбе молодых людей и потребность в каждом человеке как в личности, свободно ищущей Христа. «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5, 14). Православная церковь способна дать человеку высшую возможность общения - евхаристическое общение. Православная церковь способна наполнить, напитать бытие человека подлинным смыслом.
Основы социальной концепции Русской православной церкви (Дата принятия документа - 19.07.2000 г.)
Настоящий документ, принимаемый освященным Архиерейским собором Русской православной церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государствен-ных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.
Цель данной концепции - формирование у учащихся целостного представления об отношении Русской православной церкви к современному государству и обществу.
Задачи концепции:
1. Ознакомление учащихся с официальной позицией Русской православной церкви в области взаимоотношений с государством и обществом.
2. Выделение основной проблематики во внутрицерковной жизни, в отношениях церкви и государства, Русской церкви и иных христианских конфессий, церкви и мира.
3. Формирование у учащихся умений оценивать новые явления в церковной и духовной жизни XX века в России.
Характер документа определяется его обращенностью к нуждам полноты Русской православной церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.
Основы социальной концепции Русской православной церкви призваны служить руководством для синодальных учреждений, епархий, монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений в их взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации. На базе настоящего документа церковным священноначалием принимаются определения по различным вопросам, актуальность которых ограничена рамками отдельных государств или узкого временного периода, а также достаточно частным предметом рассмотрения. Документ включается в учебный процесс в духовных школах Московского патриархата. По мере изменения государственной и общественной жизни, появления в этой области новых значимых для церкви проблем, основы ее социальной концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются.
222
Концепция миссионерской деятельности
Русской православной церкви (Дата принятия документа - 27.03.2007 г.)
Конечной и глобальной целью православной миссии в широком понимании является осуществление изначального замысла Божия -теосис (обожение) всего творения.
В более узком понимании миссия есть деятельность по распространению православной веры, воцерковлению людей для новой жизни во Христе и передаче опыта богообщения. В этом смысле ближайшей целью миссии является созидание евхаристических общин «до края земли» (Деян. 1, 8).
Достижение поставленных целей в православной миссии требует решения следующих задач:
- несение Слова Божия людям, которые еще не слышали православного свидетельства (Мф. 28, 19), пробуждение в сердцах просвещаемых веры в Евангелие и желания спасения во Христе: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15);
- просвещение и побуждение всех крещеных, но остающихся вне благодатной таинственной жизни церкви людей к духовному деланию, ответственному молитвенному предстоянию пред Богом и активной христианской позиции;
- использование принципа церковной рецепции культуры просвещаемого народа посредством живой проповеди, через воплощение православных идеалов в народной культуре и обычаях;
- освящение тех национальных черт, которые позволяют народам при сохранении своей культуры, самоуважении и самоидентификации внести свой уникальный вклад в молитвенное прославление Бога, пребывая при этом в гармоничном единстве со всей полнотой церкви;
- проповедь Евангелия и совершение миссионерского богослужения на национальных и искусственных (например, разработанных для глухонемых) языках;
- разъяснение значения Таинств;
- подготовка клира и миссионеров из местного населения;
- формирование условий для активного участия новообращенных (неофитов) в жизни прихода для их воцерковления [9, 23].
В условиях, когда миссионерская деятельность осуществляется среди народа с давними, хотя и ослабленными православными
традициями, необходимо использовать все проявления культуры, имеющие православное содержание.
Православная миссия является способом пробуждения веры в душах христиан, которые только формально или неосмысленно воспринимают свою духовную жизнь и свое место в евхаристической общине. В этом процессе особую роль играет Таинство Евхаристии, в котором люди, получая духовную пищу, таинственно приобщаются жизни во Христе.
Воплощение в жизни изложенных миссионерских целей и задач возможно лишь тогда, когда каждый член Церкви Христовой осознает свою личную миссионерскую ответственность.
Современное миссионерское служение церкви основывается на двухтысячелетнем опыте православного свидетельства и святоотеческой традиции. Конкретные цели и задачи миссионерского служения определяются общецерковными и епархиальными концептуальными и программными документами.
В настоящее время, в связи с социально-экономическими, политическими, духовно-культурными изменениями, происходящими на территории пастырской ответственности Русской православной церкви, назрела необходимость подготовки концепции развития миссионерской деятельности, рассчитанной на ближайший исторический период.
Настоящая концепция учитывает миссионерский опыт, накопленный за годы, прошедшие со времени принятия Священным Синодом «Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской православной церкви», отражает современное состояние православной миссии и перспективы ее развития.
Образовательная концепция Русской православной церкви (Дата принятия документа - 14.03. 2016 г.)
Образовательная концепция Русской православной церкви - основополагающий общецерковный документ, развивающий и дополняющий положения Основ социальной концепции в сфере образования.
Целью Концепции является формулирование основания образовательной деятельности, осуществляемой Русской православной церковью, ее особенности, задачи и принципы на современном этапе; описание пространства церковной образовательной деятельности в применении к различным уровням образова-
223
ния, учреждениям, имеющим различные организационно-правовые формы, а также к органам управления, координации и обеспечения образовательной деятельности.
Церковь понимает под образованием единый целостный процесс воспитания и обучения человека, направленный на наиболее полное раскрытие его способностей, приобщение к достижениям человечества в области наук, культуры, искусств, ремесел и иных. Образование совершается на протяжении всей жизни человека сообразно его дарованиям и задачам возрастного развития и является общественным благом, обеспечивая преемство духовного и культурного развития народов.
Образование должно затрагивать человека в его целостности, сказываться на жизни его духа, разуме, воле, чувстве, физическом развитии. Оно призвано не только повышать интеллектуальный уровень человека, но и оказывать влияние на его мировоззрение, нравственный облик, ценностные ориентиры, содействовать духовному возрастанию личности. В силу этого образование, лишенное мировоззренческой или воспитательной составляющей, не отвечает своему назначению.
Основными целями деятельности церкви в сфере образования являются сохранение и передача православного Предания, наставление членов церкви в христианской вере и нравственности, а также приобщение к ценностям Православия и проповедь Евангелия Христова как внутри, так и вне церковной ограды - в общественном и культурном пространстве разных стран и народов.
Образование неизменно является одним из приоритетных направлений церковной деятельности.
Под христианским образованием церковь понимает такое образование, которое основано на христианском вероучении. Оно является неотъемлемой частью просветительной деятельности церкви, наряду с миссией и катехизацией. В христианском образовании теоретическая сторона, включающая изучение вероучитель-ных и нравственных истин, церковной истории и т.д., органично сочетается с духовно-практической, содействующей приобретению личного духовного опыта богопознания.
Жизнь русской церкви возрождается в условиях постатеистической, секулярной эпохи, определяющей содержание новых вызовов, стоящих перед церковью в образовательной
сфере. Атеистическая идеология, господствовавшая в предшествующий период, оставила после себя тяжелое наследие, которое усугубляется влиянием потребительской идеологии, кризисом семьи и разрушением связей между поколениями. Мировоззренческий и духовный кризис в значительной мере затронул и сферу образования, угрожая ее вырождением в «образовательные услуги», лишенные духовных устремлений и воспитательной функции.
В этих условиях церковь видит свой долг в том, чтобы способствовать возвращению обществу утраченных православных культурно-религиозных ценностей, в том числе через различные формы воспитания и образования, нацеленные на становление духовной и нравственной личности, гражданина Отечества, а также понимания, что образовательная деятельность не может носить исключительно прикладной, профессиональный характер, не затрагивая нравственного, воспитательного и мировоззренческого измерений. В начале XXI века накопленные русской церковью сокровища богословского, исторического, культурного предания, ее духовно-нравственные идеалы становятся вновь востребованы.
Литература:
1. Белозерцев, Е.П. Философско-педагогическое наследие отчего края: монография /Е.П. Белозерцев. - Воронеж, 2015. - 311 с.
2. Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/11523
3. Конституция РФ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.constitution.ru/
4. Концепция молодежного служения Русской православной церкви // URL: http://troitse-paraskevo.ru/ koncepciya-molodezhnogo-sluzheniya-rpc/
5. Концепция миссионерской деятельности Русской православной церкви // URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/220922.html.
6. Концепция образовательной деятельность Русской православной церкви // URL: http://p2.patriarchia. ru/2016/03/11/1238700324/obr_konz.pdf
7. Основы социальной деятельности Русской православной церкви // URL: https://mospat.ru/ru/ documents/social-concepts/
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» / https://fzakon.ru/laws/federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/