www.volsu.ru
ГЛАВНАЯ ТЕМА НОМЕРА
DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2019.3.2
UDC 351/74 LBC 67.401.133.12
Submitted: 21.05.2019 Accepted: 15.06.2019
STATUTORY AND REGULATORY FEATURES OF THE DIGITAL ECONOMY IMPLEMENTATION IN RUSSIA
Gennadiy G. Egorov
Volzhsky Branch of Volgograd State University, Volzhsky, Russian Federation
Irina B. Oreshkina
Volzhsky Branch of Volgograd State University, Volzhsky, Russian Federation
Introduction: modern society involves the creation of legal mechanisms aimed at the introduction of digital systems in all legally significant public interests. At the same time, modern federal programs and strategy for the development of the information society in Russia are the basic elements of the country's economic development. The aim of the study is to identify the main legal components of the modern digital economy of the Russian Federation. Using the methods of scientific knowledge, especially the method of system analysis, it is found that the complexity of the problem involves the use of both law-making and law-realization "vision" of the main directions and forms of the legal adaptation of the digital systems of the modern economy support. Results: the noted shortcomings in the rule-making development are identified on the basis of the analysis of the data from the electronic banks, which allowed justifying the need for the legal regulation of digital relations in terms of improving the rules of law and the law enforcement practice in the country and proposing a number of measures to eliminate them. Conclusions: it is necessary 1) to create the normative conditions of the digital rights adaptation for the subjects of entrepreneurial activity; 2) to introduce a uniform approach to the concept of digital relations; 3) to justify the most significant advantages of the introduction of digital relations and information technologies covering the whole society.
Key words: digital economy, legal regulators of social relations, system approach, problems of implementation of digital forms, socially significant behavior, digital law.
Citation. Egorov G.G., Oreshkina I.B. Statutory and Regulatory Features of the Digital Economy Implementation in Russia. Legal Concept, 2019, vol. 18, no. 3, pp. 12-17. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2019.3.2
2 УДК 351/74 Дата поступления статьи: 21.05.2019
ББК 67.401.133.12 Дата принятия статьи: 15.06.2019
РЧ
а НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
и
ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЕ ЭКОНОМИКИ В РФ
В
(D
а
О Геннадий Геннадьевич Егоров
Волжский филиал Волгоградского государственного университета, г. Волжский, Российская Федерация
« о
2 Ирина Бахтымбаевна Орешкина
м
^ Волжский филиал Волгоградского государственного университета, г. Волжский, Российская Федерация
Введение: современное общество предполагает создание юридических механизмов, нацеленных на внедрение цифровых систем, применяемых во всех юридически значимых общественных сферах жизнедеятельности общества. При этом современные федеральные программы и стратегия развития информационного общества в России являются базовыми элементами экономического развития страны. Целью работы является выделение основных юридических составляющих современной цифровой экономики РФ. С помощью методов научного познания, прежде всего метода системного анализа, установлено, что сложность выделенной проблемы предполагает использование как правотворческого, так и правореализационного «виденья» основных направлений и форм правовой адаптации цифровых систем сопровождения современной экономики страны. Результаты: отмеченные недостатки развития нормотворчества выявлены на основе анализа данных электронных банков, позволившего обосновать необходимость правовой регламентации цифровых отношений в аспектах совершенствования норм права и правоприменительной практики в стране и предложить ряд мер по их устранению. Выводы: необходимо 1) сформировать нормативные условия адаптации цифровых прав для субъектов предпринимательской деятельности; 2) ввести единообразный подход к понятию цифровых отношений; 3) обосновать наиболее значимые преимущества по внедрению цифровых отношений и информационных технологий, охватывающих все общество в целом.
Ключевые слова: цифровая экономика, правовые регуляторы социальных отношений, системный подход, проблемы внедрения цифровых форм, социально-значимое поведение, цифровое право.
Цитирование. Егоров Г. Г., Орешкина И. Б. Нормативно-правовые особенности внедрения цифровой экономики в РФ // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2019. - Т. 18, N° 3. - С. 12-17. - DOI: https://doi.org/ 10.15688/lcjvolsu.2019.3.2
Введение
Развитие современного общества невозможно без создания юридических механизмов, внедряющих цифровые системы во всех юридически значимых отношениях в пределах реализации общественно значимых интересов. Современная федеральная программа и стратегия развития информационного общества в России являются базовыми элементами экономического развития страны [11; 13]. Бесспорно, они невозможны без реализации форм государственного регулирования, направленного на создание юридических регуляторов, определяющих статус информации как базового явления современного государства.
«Цифровизация» в России
Как неоднократно отмечалось в юридической литературе, государственное регулирование экономики есть вид нормативной, индивидуально-регулятивной и организационной деятельности государства в лице своих уполномоченных органов, воздействующий на рыночный процесс с целью защиты публичных интересов [10]. При этом ряд авторов под государственным регулированием понимают установленные государством общие правила поведения всех участников общественных отношений и их адаптацию в зависимости от
изменяющихся условий (см., напр.: [8, с. 271]). Данная точка зрения отражает совокупность публичных и частных интересов в правовом регулировании информационных отношений. Так, по мнению Э. Маркварта, правовое государство должно стремиться к максимальному учету и сбалансированности как публичных и частных интересов в финансовой деятельности [1, с. 44], так и форм их проявления в экономических отношениях; при этом необходимо свести к минимуму конфликты, которые неизбежно будут возникать между ними, особенно при формировании механизмов и способов осуществления эффективного правового регулирования. Уместно будет в данном контексте отметить точку зрения Е.П. Губи-на, согласно которой «любое законодательство решает конкретную задачу, и если оно не отвечает потребностям экономики, оно в принципе и не нужно» [3, с. 9].
Все формы по оптимизации государственного управления с учетом внедрения в них использования информационных сетей связи и Интернет направлены на обеспечение юридического механизма по доступу граждан к информации, а также защиты персональных данных граждан, обеспечение законности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях и определяют основы информационного законодательства [4, с. 154].
Законодатель в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон об информации) определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, очевидно предполагая различные способы ее передачи, включая и ее электронную форму [14].
При этом в юридической литературе под документированной информацией (документом) понимаются объекты материальные, то есть позволяющие отнести их к категории вещей. Это означает, на нее распространяются элементы права собственности, характерные для вещей. При этом следует отметить, что документированная информация может быть отнесена к особого рода вещам. Главным отличием является двуединство информации и так называемых материальных носителей, что и определяет специфику правовых требований, определяющих ее правовой режим [7, с. 36]. Таким образом, информация представляет собой объект правового регулирования согласно п. 1 ст. 5 Закона об информации и обладает определенной спецификой, заключающейся в ее достоверности, идентификации, материальности и иных свойствах, ее характеризующих.
Отдельное внимание следует уделить правовому регулированию информации как объекта права. Изначально информация была отнесенена к объектам гражданских прав [2], а в настоящее же время юридический статус данной категории был определен в п. 1 ст. 5 отмеченного выше Закона об информации, Гражданском кодексе РФ и ином законодательстве, регулирующем информационные отношения. Но при этом все равно следует констатировать недостаточный уровень регламентации данного блока отношений. Необходимость в должном правовом регулировании основывается на использовании современных информационных технологий, передаче информации в электронной (виртуальной) форме, появлении новых цифровых объектов, идентификации цифровых объектов и многом другом [9, с. 37]. Понятия «цифровая экономика», «цифровизация» на государственном уровне, «цифровизация» при составлении договора и проверки документов контрагента, «цифрови-
зация» между субъектами правоотношений формируются и не урегулированы [10, с. 48].
По мнению В.А. Вайпана, цифровая экономика формируется на трех уровнях, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом [12, с. 77].
В силу этого законодателем принят во втором чтении законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации о цифровых правах» [5]. Следует обратить внимание на некоторые положения указанного законопроекта о цифровых правах.
Выводы
Цифровое право, по мнению законодателя, представляет собой объект гражданских прав, оно подтверждается наличием цифрового кода или обозначения, согласно которому обладатель цифрового права может ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. При этом понятие «цифровое право» вводится законодателем вместо термина «токен», обозначающего устройство для идентификации, и представляет собой код, обладающий экономической ценностью. В этом проявляется сходство понятий «информация» и «цифровое право» как блага.
Еще одной новеллой законопроекта о цифровых правах является понятие обладателя цифрового права, под которым понимается лицо, владеющее цифровым кодом или обозначением, позволяющим обладателю цифровых прав распоряжаться им вплоть до его отчуждения. Таким образом, осуществляется защита прав и законных интересов обладателя цифрового права, заключающегося в ограничении доступа к коду или обозначению. Следовательно, цифровые права представляют собой нематериальный объект права, существующий только в цифровой, а не электронной форме.
Впервые урегулирован вопрос об автоматических операциях по списанию денежных средств по оплате товаров, работ и услуг в электронной форме. Данные сделки именуются как смарт-контракты и используются в банковской деятельности, электронной торговле. Как отмечает П. Крашенинников в подго-
товленном с его непосредственным участием законопроекте, у продавца будет списано цифровое право, а у покупателя - деньги [6]. Таким образом, главная задача нормативного регулирования такого рода экономических отношений осуществляется за счет принятия решений, которые могут нарушить сложившиеся и устоявшиеся в праве каноны путем введения новых объектов права и новых правил их обращения.
Заключение
Таким образом, при принятии законопроекта о цифровых правах для субъектов предпринимательской деятельности открываются новые преимущества:
- конкурентного преимущества на рынке;
- заключения сделок в электронной форме;
- защиты прав и законных интересов участников правоотношений.
Но для реализации положений законопроекта о цифровых правах потребуется длительная работа по изменению законодательства практически всех отраслей права, так как информационные отношения и информационные технологии охватывают все общество в целом.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Гаджиев, Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики / Г. А. Гаджиев. - М. : Юристъ, 2002. - 286 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ : (с изм. и доп. от 03.08.2018 № 339-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301 ; 2018. - № 32 (ч. I). - Ст. 5132.
3. Губин, Е. П. Важно не ставить во главу угла правовые традиции, а решать экономическую задачу / Е. П. Губин // Закон. - 2019. - № 3. - С. 8-18.
4. Егоров, Г. Г. Роль цифровых технологий в оптимизации гражданского судопроизводства / Г. Г. Егоров, Л. Е. Стрилец // Экология, экономика, право: взгляд в будущее : сб. ст. по материалам науч.-практ. конф., проходившей в рамках Недели науки (Апрель, 2018 г.) / отв. ред. Ю. И. Миронов, Г. Г. Егоров. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2018. -С. 153-163.
5. Законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации о цифровых правах». - Электрон. дан. -
Режим доступа: http://sozd.duma.gov.ru/bill/424632-7. -Загл. с экрана.
6. Законопроект о цифровых правах принят во 2 чтении // Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству : [сайт]. - Электрон. дан. - 05.03.2019. - Режим до ступа: http: //www. komitet2-10. km. duma. gov. ru/ Novosti_Komiteta/item/18320542/ (дата обращения: 01.07.2019). - Загл. с экрана.
7. Копылов, В. А. Информационное право: вопросы теории и практики / В. А. Копылов. - М. : Юристъ, 2003. - 623 с.
8. Марченко, М. Г. Теория государства и права : учебник / М. Г. Марченко. - М. : Зерцало-М, 2002. - 352 с.
9. Минеев, О. А. Роль ЭВМ-систем в реализации принципов систематизации нормативных правовых актов в Российской Федерации / О. А. Минеев, Г. Г. Егоров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2016. - Т. 15, № 4 (33). - С. 36-41
10. Палехова, Е. А. Понятие информации и цифровой экономики: правовые аспекты / Е. А. Палехова // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». - 2019. - № 2. - С. 46-49.
11. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». - Электрон. дан. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». -Документ опубликован не был.
12. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики : монография / А.В. Белиц-кая, В. С. Белых, О. А. Беляева [и др.] ; отв. ред. В. А. Вайпан, М. А. Егорова. - М. : Юстицинформ, 2019. - 376 с.
13. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СЗ РФ. - 2017. - № 20. - Ст. 2901.
14. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» : (с изм. и доп. от 18.12.2018 № 472-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1). - Ст. 3448 ; 2018. -№52.- Ст. 8101.
REFERENCES
1. Gadzhiev G.A. Konstitutsionnye printsipy rynochnoy ekonomiki [Constitutional Principles of Market Economy]. Moscow, Yurist Publ., 2002. 286 p.
2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast pervaya) ot 30 noyabria 1994 g. № 51-FZ: (s izm. i dop. ot 03.08.2018 № 339-FZ) [Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated November 30,
1994 № 51-FZ (as amended and added dated August 03, 2018 No. 339-FZ)]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 1994, no. 32, art. 3301; 2018, no. 32 (part I), art. 5132.
3. Gubin E.P. Vazhno ne stavit vo glavu ugla pravovye traditsii, a reshat ekonomicheskuyu zadachu [It is Important Not to Prioritize Legal Traditions, but to Solve an Economic Problem]. Zakon, 2019, no. 3, pp. 8-18.
4. Egorov G.G., Strelets L.E. Rol tsifrovykh tekhnologiy v optimizatsii grazhdanskogo sudoproizvodstva [The Role of Digital Technologies in the Optimization of Civil Litigation]. Mironov Yu.I., Egorov G.G., eds. Ekologiya, ekonomika, pravo: vzgliad v budushchee: sb. st. po materialam nauch.-prakt. konf., prokhodivshey v ramkakh Nedeli nauki (Aprel, 2018 g.) [Ecology, Economics, Law: A Look into the Future: A Collection of Articles on the Materials of the Scientific-Practical Conference, Held in the Framework of the Week of Science (April, 2018)]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 2018, pp. 153-163.
5. Zakonoproekt № 424632-7 «O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu, vtoruyu i statyi 1124 chasti tretyey Grazhdanskogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii o tsyfrovykh pravakh» [Bill № 424632-7 "On Amendments to Parts One, Two, and Article 1124 of Part Three of the Civil Code of the Russian Federation on Digital Rights"]. URL: http://sozd.duma. gov.ru/bill/424632-7.
6. Zakonoproekt o tsyfrovykh pravakh prinyat vo 2 chtenii [The Bill on Digital Rights Adopted in 2 Reading]. Komitet Gosudarstvennoy Dumy po gosudarstvennomu stroitelstvu i zakonodatelstvu: sayt [Site of the State Duma Committee on State Building and Legislation]. URL: http://www.komitet2-10.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/18320542/ (acessed 1 Jule 2019).
7. Kopylov V.A. Informatsionnoe pravo: voprosy teorii i praktiki [Information Law: Theory and Practice]. Moscow, Yurist Publ., 2003. 623 p.
8. Marchenko M.G. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow, Zertsalo-M Publ., 2002. 352 p.
9. Mineev O.A., Egorov G.G. Rol EVM-sistem v realizatsii printsipov sistematizatsii normativnykh pravovykh aktov v Rossiyskoy Federatsii [The Role of Computer Systems in the Implementation of the Principles of Systematization of Regulatory Legal Acts in the Russian Federation]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5, Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence], 2016, vol. 15, no. 4 (33), pp. 36-41.
10. Palekhova E.A. Ponyatie informatsii i tsifrovoy ekonomiki: pravovye aspekty [The Concept of Information and the Digital Economy: Legal Aspects]. Predprinimatelskoe pravo. Prilozhenie «Pravo i Biznes» [Business Law. The application "Law and Business"], 2019, no. 2, pp. 46-49.
11. Pasport natsionalnoy programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» [Passport of the National Program "Digital Economy of the Russian Federation"]. Access from Reference Legal System "Consultant Plus ". The document was not published.
12. Belitskaya A.V,Belykh VS., Belyaev O.A. et al. Pravovoe regulirovanie ekonomicheskikh otnosheniy v sovremennykh usloviyakh razvitiya tsifrovoy ekonomiki [Legal Regulation of Economic Relations in the Modern Conditions of Development of the Digital Economy]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2019. 376 p.
13. Ukaz Prezidenta RF ot 9 maya 2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody» [Presidential Decree of May 9, 2017 № 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2017, no. 20, art. 2901.
14. Federalnyy zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 149-FZ «Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii»: (s izm. i dop. ot 18.12.2018 № 472-FZ) [Federal Law of July 27, 2006 no. 149-FZ "On Information, Information Technologies and on Information Protection" (as amended and added on December 12, 2018 no. 472-FZ)]. Sobranie zakonodatelstva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 2006, no. 31 (part 1), art. 3448; 2018, no. 52, art. 8101.
Information about the Authors
Gennadiy G. Egorov, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Associate Professor, Researcher, Department of Scientific and International Activities, Volzhsky Branch of Volgograd State University, 40 Let Pobedy St., 11, 404133 Volzhsky, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/ 0000-0002-5969-1171
Irina B. Oreshkina, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Associate Professor, Department of Law, Volzhsky Branch of Volgograd State University, 40 Let Pobedy St., 11, 404133 Volzhsky, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8637-2611
Информация об авторах
Геннадий Геннадьевич Егоров, кандидат юридических наук, доцент, научный сотрудник отдела научной и международной деятельности, Волжский филиал Волгоградского государственного университета, ул. 40 лет Победы, 11, 404133 г. Волжский, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5969-1171
Ирина Бахтымбаевна Орешкина, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Волжский филиал Волгоградского государственного университета, ул. 40 лет Победы, 11, 404133 г. Волжский, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8637-2611