Научная статья на тему 'Нормативно-правовые основы государственной национальной политики Российской Федерации'

Нормативно-правовые основы государственной национальной политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5455
760
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / STATE NATIONAL POLICY / RUSSIAN FEDERATION / NORMATIVE-LEGAL BASES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гильмуллина Динара Абдурауфовна

Государственная национальная политика особенно актуальна для многонациональной России. Её назначение состоит в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие этнонациональных общностей, преодолеть межнациональную напряжённость и конфронтацию. Национальная политика должна учитывать изменения этнонационального состава населения в регионах и возрастание роли этнонационального фактора в общественном развитии в целом. Равноправие всех народов, независимо от численности и национально-этнических особенностей, демократизм во взаимоотношениях между народами, наращивание их духовного потенциала и развитие духовной культуры заложены в правовых и нормативных актах государственной национальной политики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE-LEGAL BASES OF STATE NATIONAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

State national policy is particularly relevant for the multinational Russian Federation, its purpose is to ensure the sustainable development of ethno-national communities, to overcome inter-ethnic tension and confrontation. The national policy should take into account the changes in ethno-national structure of the population in the regions and the growing role of ethno-national factor in the social development on the whole. Equality of all peoples, regardless of their number and national-ethnic distinctions, democracy in relations between peoples, build up of their spiritual capacities and development of their spiritual culture are laid down in the legal and normative acts of the RF State Ethnic Policy.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые основы государственной национальной политики Российской Федерации»

Нормативно-правовые основы государственной национальной политики Российской Федерации

Д.А. Гильмуллина, соискатель, РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации (Оренбургский филиал)

Национальная политика — государственное управление этнонациональными процессами в обществе, участие государства, политических партий и общественных организаций в решении назревших национальных проблем, согласовании интересов народов, входящих в состав государства, с интересами всего сообщества. Национальная политика включает в себя: постановку цели её реализации, определение форм и методов достижения поставленных задач, привлечение к её осуществлению представителей всех национальностей, проживающих в данном государстве. Государственная национальная политика основана на правовых и нормативных актах.

Федеральный закон «О национальнокультурной автономии» № 74-ФЗ, подписанный Президентом Российской Федерации Б. Ельциным 17 июня 1996 г., явился, по существу, первым федеральным законом, определяющим правовые основы национально-культурной автономии в России и создающим правовые

условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Принятие этого федерального закона обусловлено как особенностями населения России, так и требованиями Конституции Российской Федерации, в первой строке текста которой зафиксировано, что народ нашей страны многонационален.

На территории России проживает более 180 народов, как больших, так и малых, причём каждый из них обладает уникальными особенностями культуры и каждый сыграл определённую роль в формировании российской государственности. Наряду с этим для всех проживающих на территории Российской Федерации народов характерна духовная общность, явившаяся результатом длительного и дружеского сосуществования в рамках единого государства.

Конституция Российской Федерации на качественно новом уровне подходит к решению национальной проблемы. С одной стороны, частью 1 статьи 26 Конституции установлено, что каждый вправе определять и указывать свою

национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности [1]. С другой стороны, принимая во внимание тот факт, что право сохранения и развития национальных особенностей входит в состав основных, неотчуждаемых прав народа, человека и гражданина, зафиксированных в основных международноправовых документах, частью 2 этой статьи закреплено право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Конституция России относит к ведению федеральных органов государственной власти регулирование и защиту прав национальных меньшинств. Российская Федерация гарантирует таким народам права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Право на национально-культурную автономию принадлежит всем российским народам (этносам), как имеющим свои государственные и административные образования, так и не имеющим. Право на национально-культурную автономию в равной степени принадлежит как численно крупным народам, так и народам малочисленным.

Закон не определяет ни понятие народа, ни понятие этноса. Эти понятия применяются лишь как совокупность людей, обладающих общими и стабильными чертами и особенностями культуры, психологического склада, а также языка и производственной деятельности.

Принятие и реализация Закона «О национально-культурной автономии» способствует стабилизации политических отношений между народами нашей страны и развитию дружеских отношений между ними.

Национально-культурная автономия представляет собой общественное объединение граждан, относящих себя к определённым этническим общностям [2]. Подобные объединения, действующие на основе добровольной самоорганизации, призваны участвовать в решении вопросов, связанных с развитием языка, образования и культуры соответствующих этносов.

Представление о национально-культурной автономии в нашей стране основывается прежде всего на том, что действующая Конституция исходит, как сказано в её вводной части, из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, утверждения прав и свобод человека, а также сохранения исторически сложившегося государственного единства.

Основы права на национально-культурную автономию изложены и во многих статьях Конституции. Так, например, в ст. 19 гарантируется равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо, в частности, от расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к объединениям, а также других обстоятельств. В этой же статье Конституции запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности [1].

Из ст. 26 Конституции РФ следует, что каждый свободен в определении и указании своей национальной принадлежности, т. е. в указании своей принадлежности к определённому народу, это его и только его личное право. Это право может либо использоваться, либо не использоваться гражданином.

Никто, включая органы государства и органы местного самоуправления, не вправе без согласия этого человека делать записи о его национальной принадлежности, т.к. только сам человек может определять его национальную принадлежность.

При этом необходимо иметь в виду, что права человека в ряде случаев определяются и защищаются в связи с правами народа. В соответствии со ст. 68 Конституции Российской Федерации всем народам гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. В ст. 69 Конституции гарантируются права коренных малочисленных народов, которых международное сообщество относит к числу наименее защищённых национальных меньшинств [1].

Вместе с тем Конституцией проявлена забота об обеспечении всем народам, проживающим на территории нашей страны, возможности общения и взаимопонимания.

Национально-культурная автономия означает, что каждый отдельный народ, как большой, так и малочисленный, независимо от того, составляет ли этот народ большинство населения страны или является в нем меньшинством, составляет ли он большинство населения в какой-то части страны, например в субъекте Федерации или территориальной единице (районе, посёлке и т.п.), вправе самостоятельно определять пути своего развития в сферах культуры, образования, использования и развития своего языка, обычаев, определения и сохранения памятников своей истории, традиционных занятий и промыслов и т.п.

Национально-культурная автономия — это такой институт самоопределения народов, который может реализоваться через органы государства и органы самоуправления, по закону обязанные обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе и право на выбор соответствующего языка и культуры. Вместе с тем сами граждане, относящие себя к определённым этническим общностям, могут

создавать общественные объединения в целях сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Национально-культурная автономия основывается на принципах:

— свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определённой этнической общности;

— самоорганизации и самоуправления;

— многообразия форм внутренней организации национально-культурной автономии;

— сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;

— уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;

— законности.

Национально-культурная автономия имеет право:

— получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;

— обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

— создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

— сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

— следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

— создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

— устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств;

— федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сферах образования и культуры;

— участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и

национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национальнокультурной автономии;

— право на национально-культурную автономию не является правом на национальнотерриториальное самоопределение;

— осуществление права на национальнокультурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей [2].

Содержание ст. 4 Закона «О национальнокультурной автономии» направлено в первую очередь на создание правовых предпосылок для сохранения и развития этнической самобытности, культуры, языка каждой национальной общности граждан России. Национально-культурная автономия позволяет поддерживать этническую самобытность и культурную жизнедеятельность всех национальных сообществ посредством оказания им материальной и организационной помощи со стороны государства в сохранении и развитии их культуры (языка, искусства, традиций и т.п.). Национально-культурная автономия имеет право пользоваться поддержкой как федеральных органов, так и органов субъектов Федерации.

Одной из особенностей национальнокультурных автономий является то, что они учреждаются общественными объединениями: местные национально-культурные автономии — национальными общественными объединениями, региональные и федеральные соответственно местными и региональными национальнокультурными автономиями. Учитывая эти особенности и согласно ст. 7 Федерального закона «Об общественных объединениях», учредителями национально-культурной автономии могут являться только общественные объединения.

Статья 8 закрепляет государственную защиту сохранения, развития и использования национальных языков на территории Российской Федерации. Конституционно-правовые основы государственной политики в отношении национальных языков закреплены в ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации, в которой указывается, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества [2].

Кроме того, конституционное оформление государственной политики в отношении языков нашло свое закрепление в ст. 68 Конституции РФ. Русскому языку в ней придан статус государственного. Регламентируется также, что республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях

республик наряду с государственным языком Российской Федерации. Одновременно государство создаёт и гарантирует равные возможности для сохранения и развития всех языков народов России (ч. 3 ст. 68) [1].

Конституционное закрепление принципа двуязычия имеет исключительно важное значение для России, где он играет роль одного из главных начал общедемократического устройства страны.

Статья 11 «Обеспечение национальнокультурными автономиями права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения закрепляет конкретные права национально-культурных автономий в области обеспечения им права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения» [2]. По существу, эта статья конкретизирует применительно к национально-культурным автономиям права общественных организаций (объединений) выступать в качестве учредителей либо соучредителей образовательных учреждений и участвовать в формировании и реализации образовательных программ. Это

право предоставлено им Законом Российской Федерации «Об образовании». В связи с этим, реализуя предоставленные настоящей статьёй права, национально-культурные автономии должны руководствоваться, как минимум, двумя этими законами. Причём большая часть организационно-правовых вопросов реализации перечисленных в настоящей статье прав закреплена прежде всего в Законе об образовании.

Статья 13 «Обеспечение национальнокультурными автономиями права на сохранение и развитие национальной культуры» закрепляет права национально-культурных автономий, предоставленные им в целях сохранения и развития национальной культуры.

Нормативные основы государственной национальной политики предоставляют народам РФ возможность развивать свою культуру на основе демократичности, компетентности, свободы сохранения самобытности, приумножения национальных ценностей и традиций.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 2011. С. 19.

2. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ. URL: Справочная правовая система Гарант. URL: http://www.garant.ru (дата обращения 16.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.