This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License ^ ^NSf by https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/
* .ЛШ i ПН RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 0 ©Chupandina Е.Е., Rodivilova A. Yu., Kurolap M.S., Kuzyomkina А. V., Batishcheva A.A., 2021
dj -i http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-5-106-113
L •ЩТ Y / Принята 20.05.2021 | Accepted 20.05.2021
УДК 614.27:658.8
LEGAL AND ETHICAL ASPECTS OF PROMOTION OF DRUGS IN SPECIALIZED PRINTED MEDIA
Chupandina E.E., Rodivilova A. Yu., Kurolap M.S., Kuzyomkina A. V., Batishcheva A.A.
Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ
Чупандина Е.Е., Родивилова А.Ю., Куролап М.С., Кузёмкина А.В., Батищева А.А.
ФГБОУ ВО Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация
Abstract. The article presents the results of assessing the quality of information used in the promotion of drugs in specialized pharmaceutical print media (PM). The research was carried out on 224 unique promotional modules about medicinal products, placed in specialized PMs. The content of the modules was assessed for compliance with the requirements of federal laws "On Circulation of Medicines", "On Advertising" and the criteria of the Code of Good Practice of the Association of International Pharmaceutical Manufacturers (AIMP). The analysis of the mechanisms of legislative support for the promotion of drugs in specialized PMs showed that the existing requirements are fragmented and vague in terms of content, which can lead to a violation of the principle of balancing information about drugs when making a professional decision on their appointment or recommendation. Existing regulatory requirements do not provide professional information needs of specialists, since they do not meet the criteria for completeness and reliability of information presentation, which creates the problem of specialists seeking additional professional information to ensure the rational use of medicinal products. The obtained results of the study indicate the discrepancy of the entire studied set of promotional modules about drugs in specialized PMs
Аннотация. В статье представлены результаты оценки качества информации, используемой при продвижении лекарственных препаратов в специализированных фармацевтических печатных изданиях. Исследование проведено на 224 уникальных промоционных модулях о лекарственных препаратах, размещенных в специализированных печатных изданиях. Содержание модулей было оценено на соответствие требованиям федеральных законов «Об обращении лекарственных средств», «О рекламе» и критериям Кодекса надлежащей практики Ассоциации международных
фармацевтических производителей (AIMP). Проведенный анализ механизмов законодательного обеспечения продвижения лекарственных препаратов в специализированных печатных изданиях показал, что существующие требования носят фрагментарный и неопределенный характер по содержательному наполнению, что может приводить к нарушению принципа
сбалансированности информации о лекарственных препаратах при принятии профессионального решения о их назначении или рекомендации. Существующие нормативные требованияне
with the ethical criteria for promoting drugs. In modern conditions, due to insufficient legislative regulation of the content component of drug promotion among healthcare professionals and the fragmentary observance of ethical standards for drug promotion in specialized PMs, the role and relevance of specialized PMs as a source of professional information about drugs for pharmaceutical workers is lost.
Keywords: drug promotion, specialized pharmaceutical media, ethical standards for drug promotion.
REFERENCES
1. Feldman O.P. The pharmaceutical market in 2018: about zero, but from which side? Materials of the RAFM round table "Pharmaceutical market of Russia. results of 2018 ". February 14, 2019 Accessmode: http://rafm.ru (Dateofaccess: 20.01.2020).
2. Mandoh M., Curtain C.M. Quality of claims and references found in Australian pharmacy journal advertisements / Int J of Phamacy Practice. 2016 25 (5). doi.org/10.1111/ijpp.12326.
3. Randhawa G.K., Singh N.R., Rai J., Kaur G., Kashyap R. A Critical Analysis of Claims and Their Authenticity in Indian Drug Promotional Advertisements / Adv Med. 2015; 2015:469147. doi: 10.1155/2015/469147.
4. Shaw, B., P. Whitney. Ethics and compliance in global pharmaceutical industry marketing and promotion: The role of the IFPMA and self-regulation. Pharmaceuticals, policy and law 18. 2016: 199-206.
5. Krendyukov A, Nasy D. Evolving Communication with Healthcare Professionals in the Pharmaceutical Space: Current Trends and Future Perspectives. PharmaceutMed. 2020;34(4):247-256. doi:10.1007/s40290-020-00341-0
6. Contenta Medical Index. Monitoring of drug advertising and content analysis of scientific articles
обеспечивают профессиональные информационные потребности специалистов, так как не соответствуют критериям полноты и достоверности представления информации, что формирует проблему поиска специалистами дополнительной профессиональной информации для обеспечения рационального использования лекарственных препаратов. Полученные результаты исследования указывают на несоответствие всей исследуемой совокупности промоционных модулей о лекарственных препаратах в специализированных печатных изданиях этическим критериям продвижения лекарственных препаратов. В современных условиях, обусловленных
недостаточным законодательным регулированием содержательного компонента продвижения лекарственных препаратов среди специалистов здравоохранения и фрагментарным соблюдением этических норм продвижения лекарственных препаратов в специализированных печатных изданиях, утрачивается роль и актуальность специализированных печатных изданий, как источника профессиональной информации о лекарственных препаратах для фармацевтических работников.
Ключевые слова: продвижение лекарственных препаратов, специализированные фармацевтические печатные издания, этические нормы продвижения лекарственных препаратов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1] Фельдман О. П. Фармацевтический рынок в 2018 году: около нуля, но с какой стороны? Материалы круглого стола РАФМ «Фармацевтический рынок России. итоги 2018 года». 14 февраля 2019 г. Режим доступа: http://rafm.ru (Дата обращения: 20.01.2020).
[2] Mandoh M., Curtain C.M. Quality of claims and references found in Australian pharmacy journal advertisements / Int J of Phamacy Practice. 2016 25 (5). doi.org/10.1111/ijpp. 12326.
[3] Randhawa G.K., Singh N.R., Rai J., Kaur G., Kashyap R. A Critical Analysis of Claims and Their Authenticity in Indian Drug Promotional Advertisements / Adv Med. 2015; 2015:469147. doi: 10.1155/2015/469147.
[4] Shaw, B., P. Whitney. Ethics and compliance in global pharmaceutical industry marketing and promotion: The role of the IFPMA and self-regulation. Pharmaceuticals, policy and law 18. 2016: 199-206.
[5] Krendyukov A, Nasy D. Evolving Communication with Healthcare Professionals in the Pharmaceutical Space: Current Trends and Future Perspectives. PharmaceutMed. 2020;34(4):247-256. doi:10.1007/s40290-020-00341-0
in specialized medical and pharmaceutical journals. Access mode:
https://www.ipsos.com/sites/default/files /ct/news/documents/2018-03/ipsos_healthcare_creative_in _print_ads_cmi_2018.pdf (Date accessed: 15.02.2020).
[6] Contenta Medical Index. Мониторинг рекламы лекарственных препаратов и контент-анализ научных статей в специализированных медицинских и фармацевтических журналах. Режим доступа:
https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news /documents/2018-
03/ipsos_healthcare_creative_in_print _ads_cmi_2018.pdf (Дата обращения: 15.02.2020).
Author contributions: Chupandina E.E. - research idea and design, final revision and approval; Rodivilova A.Yu., Kurolap M.S., Kuzyomkina A.V., Batishcheva A. A. - research idea and design, information collection and processing, text writing.
Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflicts of interest. Chupandina E.E. SPIN ID: 7986-5460; ORCID: 0000-0003-2310-4198
Research interests, number of main publications: study of the peculiarities of marketing and management in the implementation of pharmaceutical activities, more than 150 publications were published
Rodivilova A.Yu. SPIN ID: 5465-7000; ORCID ID: 0000-0003-0531-8459
Research interests, number of main publications: study of the peculiarities of the process ofpromoting drugs on the Russian pharmaceutical market, more than 10 publications were published
Kurolap M.S. SPIN ID: 7707-3362; ORCID ID: 0000-0002-4130-9720
Research interests, number of main publications: study of the pharmacovigilance system, more than 50 publications were published
Kuzyomkina A.V. SPIN ID: 5811-5282; ORCID ID: 0000-0003-2152-4914
Research interests, number of main publications: research on the financial stability ofpharmacy organizations, more than 30 publications have been published
Batishcheva A.A. ORCID ID: 0000-0003-1328-1561
Research interests, number of major publications: research on the specifics of marketing in the pharmaceutical market, 1 publication was published
Вклад авторов: Чупандина Е.Е. - идея и дизайн исследования, окончательная редакция и одобрение; РодивиловаА.Ю., КуролапМ.С., Кузёмкина А.В., БатищеваА.А. - идея и дизайн исследования, сбор и обработка информации, написание текста.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Чупандина Е.Е. SPIN ID: 7986-5460; ORCID ID: 0000-0003-2310-4198
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование особенностей маркетинга и менеджмента при осуществлении фармацевтической деятельности, опубликовано более 150 публикаций
Родивилова А.Ю. SPIN ID: 5465-7000; ORCID ID: 0000-0003-0531-8459
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование особенностей процесса продвижения лекарственных препаратов на российском фармацевтическом рынке, опубликовано более 10 публикаций
Куролап М.С. SPIN ID: 7707-3362; ORCID ID: 0000-0002-4130-9720
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование системы фармаконадзора, опубликовано более 50 публикаций
Кузёмкина А.В. SPIN ID: 5811-5282; ORCID ID: 0000-0003-2152-4914
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование финансовой устойчивостью аптечных организаций, опубликовано более 30 публикаций
Батищева А.А. ORCID ID: 0000-0003-1328-1561
Сфера научных интересов, количество основных публикаций: исследование особенностей маркетинга на фармацевтическом рынке, опубликована 1 публикация
For citation: Chupandina E.E., Rodivilova A.Yu., Kurolap M.S., Kuzyomkina A.V., Batishcheva A.A. LEGAL AND ETHICAL ASPECTS OF PROMOTION OF DRUGS IN SPECIALIZED PRINTED MEDIA // Medical & pharmaceutical journal "Pulse". - 2021. - Vol. 23. - №5. - C. 106-113. doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-5-106-113.
Для цитирования: Чупандина Е.Е., Родивилова А.Ю., Куролап М.С., Кузёмкина А.В., Батищева А.А. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ // Медико-фармацевтический журнал "Пульс". - 2021. - Т. 23. - №5. - С. 106-113. doi: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-5-106-113.
Введение. Современное информационное пространство предоставляет медицинским и фармацевтическим работникам широкий выбор различных каналов получения профессиональной информации. Периодические
специализированные печатные издания (ПИ) занимают третье место в рейтинге источников информации о лекарственных препаратах (ЛП) для провизоров и фармацевтов, 67% фармацевтических работников отмечают, что постоянно обращаются к ПИ за информацией о ЛП. Несмотря на сокращение маркетинговых бюджетов, рынок фармацевтической рекламы в специализированных ПИ демонстрирует стабильный рост. При этом, 70 % провизоров и фармацевтов отмечают, что обращают внимание на рекламу ЛП в специализированных ПИ и используют полученную информацию в своей работе при осуществлении фармацевтического консультирования [1]. В настоящее время, роль фармацевтического работника в принятии решения о приобретении определенного ЛП конечным потребителем, в части выбора безрецептурного препарата, а также в рамках синонимической замены при указании в рецепте международного непатентованного
наименования (МНН) действующего вещества существенно возрастает. Для принятия взвешенного решения о рекомендации покупателю того или иного ЛП, фармацевтический работник должен учитывать потенциальное соотношение пользы от применения конкретного ЛП и риска возникновения непредвиденных нежелательных реакций. Поэтому крайне важным является сбалансированное представление достоверной информации о ЛП в специализированных ПИ [2,3].
Мировая практика контроля за качеством информации, представляемой при продвижении
ЛП, включает законодательные и профессиональные механизмы, совокупность которых обеспечивает рациональное
использование ЛП на всех этапах продвижения [4,5].
Целью данного исследования является оценка качества информации, используемой при продвижении ЛП в специализированных профессиональных изданиях.
Методика исследования. Исследование проведено на 224 уникальных модулях о ЛП, размещенных в специализированных ПИ, предназначенных для фармацевтических работников. Отбор ПИ для включения в исследование производился на основании рейтинга чтения целевой аудиторией и рейтинга наиболее влиятельных фармацевтических изданий [6]. Материалы, рекламирующие биологически активные добавки, медицинские изделия, гомеопатические ЛП, напоминающая реклама, а также, промотирующие более одного ЛП или более одной фиксированной комбинации ЛП, в исследуемую совокупность не были включены. Содержание промоционных модулей о ЛП было оценено на соответствие требованиям федеральных законов «Об обращении лекарственных средств», «О рекламе» и критериям Кодекса надлежащей практики Ассоциации международных фармацевтических производителей (А1МР).Основным методом исследования выступил сравнительный метод.
Обсуждение результатов.
Механизмы законодательного обеспечения продвижения ЛП в специализированных печатных изданиях.
Основополагающим документом,
определяющим ключевые принципы
представления информации о ЛП, является ФЗ № 61 (от 12.04.2010 г.) «Об обращении лекарственных средств», в котором сформулированы правила распространения информации о ЛП в зависимости от степени регламентации отпуска препарата из аптечной организации:
1. информация о безрецептурных ЛП, может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих ПИ, инструкциях по применению ЛП (ИЛП), иных изданиях субъектов обращения ЛС, при этом содержание данных рекламных материалов должно соответствовать ИЛП;
2. информация о ЛП, отпускаемых по рецепту, должна содержаться только в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, в монографиях, справочниках, научных статьях, в докладах на конференциях, а также в ИЛП.
При этом правила распространения информации о безрецептурных ЛП доминируют по отношению ктребованиям по структуре и содержанию промоционныхмодулей. Из содержательных требований есть указание по соответствию представляемой информации ИЛП, но минимальный объем, необходимый для обязательного размещения в ПИ не установлен, что влечет за собой возможность для фармкомпаний произвольного выбора информации из ИЛП, для представления в промоционном модуле. Как правило, в промоционных модулях о ЛП в специализированных ПИне содержится информация о возможных лекарственных взаимодействиях и частоте возникновения побочных эффектов, что может способствовать формированию ложного позитивного
впечатления об эффективности и безопасности промотируемого ЛП у медицинских и фармацевтических работников и как следствие этого - необоснованному назначению или рекомендации ЛП конечным потребителям.
Для рецептурных ЛП полностью отсутствуют какие-либо требования к содержанию промоционных материалов в специализированных ПИ.
Нормативно-правовые требования к рекламе ЛП, изложенные в статье 24 ФЗ №38 от
13.03.2006 г. «О рекламе» развивают положения ФЗ-61 в части рекламирования ЛП в зависимости от целевой аудитории (конечные потребители, медицинские и фармацевтические работники), а также, определяют ряд положений о рекламе ЛП в специализированных ПИ. Регламентирование связано в основном с ограничениямив продвижении ЛП среди конечных потребителей. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, это наиболее многочисленная целевая аудитория в системе продвижения безрецептурных ЛП; во-вторых, конечные потребители ЛП являются наиболее уязвимой целевой группой потребителей ЛП в силу малой осведомленности о принципах выбора ЛП на основе данных об их эффективности и безопасности—Значительное внимание уделено особенностям рекламы ЛП в местах проведения медицинских и/или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных ПИ. Но также, как и ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» настоящий закон не указывает конкретные требования к материалам о ЛП в специализированных ПИ.
Таким образом, существующие требования к продвижению ЛП в ПИ носят фрагментарный и неопределенный характер по содержательному наполнению, что может приводить к нарушению принципа сбалансированности информации о ЛП при принятии профессионального решения о назначении или рекомендации ЛП. Они не обеспечивает профессиональные
информационные потребности специалистов, так как не соответствуют критериям полноты и достоверности информации о ЛП в промоционных модулях ПИ. Это формирует проблему поискаспециалистами дополнительной профессиональной информации для обеспечения рационального использования ЛП.
Этические нормы продвижения ЛП и результаты оценки их применения в специализированных печатных изданиях.
Анализ зарубежной практики регулирования процесса продвижения ЛП показал, что в других странах существует целый ряд механизмов контроля качества промоционных сообщений фармацевтических компаний и их взаимодействия со специалистами здравоохранения, включающих помимо
законодательных мер комплексное применение международных и отраслевых кодексов надлежащей практики продвижения ЛП. Сбалансированное применение указанных выше механизмов контроля способствует развитию системы саморегулирования и соблюдению этических норм, рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для обеспечения рационального использования ЛС. Этические критерии продвижения ЛС на рынок, рекомендуемые ВОЗ были опубликованы еще в 1988 г., и на сегодняшний день, остаются глобальным стандартом норм и принципов продвижения ЛП, главной целью которых является поддержка рационального
использования ЛС.В разных странах мира категории этики неодинаковы. Этические критерии продвижения ЛС на рынок призваны заложить основы надлежащего подхода к продвижению ЛП, который строится на принципах честности и добросовестности.
В РФ регулирование этической стороны продвижения ЛП осуществляется в соответствии с Кодексом надлежащей практики AIMP. Кодекс AIPM, впервые принятый в 1998 г. и основанный на кодексах Международной федерации ассоциаций фармацевтических производителей (IFPMA) и Европейской федерации ассоциаций фармацевтических производителей (EFPIA), поспособствовал внедрению этических норм продвижения ЛП на российском фармацевтическом рынке, в условиях дефицита специальных требований в национальном законодательстве. Кодекс выдержал несколько редакций, обусловленных неуклонным развитием сферы общения ЛС в РФ и за рубежом. Действующая версия Кодекса (от 11.12.2019 г.) размещена на официальном сайте http ://www .aipm.org и «устанавливает
минимальные требования, которые должны соблюдать фармкомпании-члены А1МР при осуществлении научно-исследовательской,
образовательной, информационной,
благотворительной и маркетинговой
деятельности на территории РФ». Российский Кодекс включает пять критериев, которым должны соответствовать промоционные
Таблица 1
Соответствие промоционных модулей о ЛП в специализированных ПИ этическим критериями
Кодекса надлежащей практики AIMP
материалы о ЛП, предназначенные для медицинских и фармацевтических работников. Для сравнения - в рекомендациях ВОЗ представлено 11 критериев, которые обеспечивают этичность продвижения ЛП.
В требованиях Кодекса надлежащей практики А1МР, в отличии от этических критериев продвижения ЛП, рекомендуемых ВОЗ, отсутствуют критерии «Наименование вспомогательных веществ, которые могут вызвать нежелательные реакции» и «Основные лекарственные взаимодействия», данные которых необходимы при принятии решения о назначении или рекомендации ЛП конечным потребителям, так как большинство пациентов пожилого возраста ежедневно принимают несколько препаратов и исключение возможности их лекарственного взаимодействия между собой является прямой обязанностью медицинских и фармацевтических работников. Также в Кодексе А1МР отсутствует критерий «Ссылки на научные источники литературы», мы предполагаем, что это объясняется тем, что данный аспект законодательно регламентируется ФЗ №135 «О защите конкуренции», в части запрета на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения, в том числе при отсутствии объективного подтверждения данных, указанных в рекламе.
В результате структурного анализа специализированных ПИ было выделено два основных инструмента продвижения ЛП -промоционные модули о ЛП и «тематические» статьи о ЛП и их применении. Исследуемая совокупность промоционных модулей о ЛП имеет следующие характеристики: преимущественно представлена безрецептурными ЛП (68,8%); среди рекламодателей превалируют зарубежные фармацевтические компании (75%); доминируют материалы, рекламирующие ЛП для лечения заболеваний пищеварительного тракта (22%), сердечно-сосудистой (19%), и дыхательной систем (15%).Результаты оценки соответствия рекламных модулей этическим критериям продвижения ЛП, рекомендуемымА1МР, представлены в таблице 1.
№ Критерий Кодекса надлежащей практики AIMP Число материалов, соответствующее данному критерию % от общего числа материалов
1 Название фармацевтического продукта 224 100
2 Общепринятые наименования активных веществ 131 58,5
3 Наименование и адрес фармацевтической компании или организации, представляющей ее интересы на территории РФ 178 79,5
4 Дата выпуска рекламы 71 32
5 «Сокращенная информация по применению»:
5.1. Утвержденные показания по применению 201 89,7
5.2. Дозировка 155 69,2
5.3. Способ применения 186 83
5.4. Меры предосторожности, противопоказания и предупреждения 41 18,3
Table 2
Compliance of promotional modules about drugs in specialized PMs with the ethical criteria of the
AIMP Code of Good Practice
№ AIMP Code of Good Practice Criterion The number of materials that meet this criterion % of the total number of materials
1 Pharmaceuticalproductname 224 100
2 Common names of active substances 131 58,5
3 The name and address of the pharmaceutical company or organization representing its interests in the Russian Federation 178 79,5
4 Advertisementreleasedate 71 32
5 "AbridgedApplicationlnformation":
5.1. Approvedindicationsforuse 201 89,7
5.2. Dosage 155 69,2
5.3. Modeofapplication 186 83
5.4. Precautions, contraindicationsandwarnings 41 18,3
Полученные результаты исследования указывают на несоответствие всей исследуемой совокупности промоционных модулей о ЛП в специализированных ПИ этическим критериям продвижения ЛП. Вызывает озабоченность при продвижении ЛП через промоционные модули в ПИ не соблюдение таких этических критериев, как указание общепринятых наименований активных веществ(МНН) - 58,5%, утверждённых показаний к применению (89,7%),способа применения (83%), дозировки ЛП (69,2%), названия и адреса производителя (79,5%), мер предосторожности, противопоказаний и предупреждений(18,3%), которые необходимы для обоснованного принятия решения о назначении или рекомендации ЛП медицинскими и фармацевтическими работниками. Также, данное обстоятельство вызывает определенные опасения в части безопасного применения ЛП конечными потребителями, так как отсутствие вышеуказанных разделов в структуре промоционного модуля затрудняет процесс принятия объективного решения о рекомендации ЛП фармацевтическими работниками в рамках
проведения фармацевтического
консультирования и информирования конечных потребителей при выборе безрецептурных ЛП. В исследуемой совокупности ссылки на научные источники литературы отсутствовали в 75 % образцов, при этом некоторые образцы содержали сокращенную инструкцию по медицинскому применению ЛП, напечатанную очень мелким шрифтом, что сильно затрудняет ее прочтение и вновь поднимает проблему поиска дополнительной профессиональной информации о ЛП специалистами здравоохранения.
В результате анализа установлено, что основной акцент в промоционных модулях фармкомпании делают на торговом наименовании и показаниях к применению ЛП, упуская при этом меры предосторожности, побочные эффекты и возможные лекарственные взаимодействия, что в конечном итоге приводит к искажению профессиональной информации и может способствовать нерациональному использованию ЛС. «Тематические» статьи о ЛП чаще всего представляют собой алгоритмы фармацевтического консультирования
покупателей с различными жалобами на здоровье на примере определенных ЛП, при этом статья сопровождается иллюстрацией препарата или промоционным модулем. В ряде случев, такие статьи посвящены описанию конкретного заболевания («статья о проблеме») и непосредственно торговые наименования ЛП в ней не указаны, но также имеется визуальное сопровождение промоционным модулем о препарате, который применяется при терапии данного заболевания. Безусловно, эта информация интересна фармацевтическим работникам и предоставляет готовые решения ежедневных профессиональных задач, но, с другой стороны, практическое применение подобных рекомендаций может увеличить затраты на лечение для конечных потребителей ЛП, в силу наличия ЛП с более высокими фармакоэкономическими показателями.
Выводы. В современных условиях, обусловленных недостаточным законодательным регулированием содержательного компонента продвижения ЛП среди специалистов здравоохранения и фрагментарным соблюдением этических норм продвижения ЛП в специализированных ПИ, наряду срасширением возможностей доступа к профессиональной информации о ЛП в цифровой среде, утрачивается роль и актуальность специализированных ПИ, как источника
профессиональной информации о ЛП для фармацевтических работников. Проведенное исследование подтверждает, что
фармацевтические работники должны рассматривать промоционные модули о ЛП в специализированных ПИ только как напоминающую рекламу, в связи с тем, что при продвижении ЛП посредствам рекламных кампаний в специализированных ПИ фармацевтические компании лишь частично соблюдают этические принципы, рекомендуемые А1МР, и информация о положительных эффектах от применения и рисках возникновения нежелательных реакций представлена не сбалансированно. Необоснованное принятие решения о рекомендации ЛП, обусловленное не полным представлением информации в промоционном модуле, может повысить количество случаев нерационального применения ЛП и отразиться на здоровье и благосостоянии конечных потребителей. Для формирования объективного профессионального мнения о конкретном ЛП и минимизации негативных последствий от неполного представления информации в промоционных модулях о ЛП в специализированных ПИ, целесообразным является разработка специальных требований к ним, регламентированных законодательно, основанных на инструкции по применению ЛП и включающих этические принципы продвижения ЛП.
Corresponding Author: Rodivilova Anastasia Yurievna - 3rd year postgraduate student, Faculty of Pharmacy, Voronezh State University,
Voronezh, Russian Federation
E-mail: anrodivilova@yandex.ru
Ответственный за переписку: Родивилова Анастасия Юрьевна -аспирант 3-го года обучения, фармацевтический факультет, ФГБОУ ВО Воронежский государственный университет, г.
Воронеж, Российская Федерация
E-mail: anro divilo va@yandex. ru