Научная статья на тему 'Нормативно-правовые и экономические особенности формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов в РФ и её субъектах'

Нормативно-правовые и экономические особенности формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов в РФ и её субъектах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1118
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
капитальный ремонт / жилищный фонд / региональный оператор фонда капитального ремонта / многоквартирные дома / repair / housing / regional operator of the fund overhaul / apartment buildings

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д В. Валько, Л В. Сотникова, А М. Шилкин

В статье анализируются нормативно-правовые основы и основные моделифинансирования капитального ремонта многоквартирных домов в современной России,выявляется правовой статус региональных операторов фонда капитального ремонтамногоквартирных домов в субъектах РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ECONOMIC CHARACTERISTICS OF FORMATION OF FUNDS OVERHAUL OF APARTMENT BUILDINGS IN RUSSIA AND ITS SUBJECTS

The paper analyzes the legal framework and basic models for financing capital repairs of apartment buildings in Russia today, revealed the legal status of the regional operators fund capital repairs of apartment houses in the regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые и экономические особенности формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов в РФ и её субъектах»

26 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

УДК 332

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ

ДОМОВ В РФ И ЕЁ СУБЪЕКТАХ

Д.В. Валько, к.э.н., зав. лабораторией социально-экономических исследований ОУВО

«ЮУИУиЭ», e-mail: [email protected]

Л.В. Сотникова, и.о. зав. кафедрой уголовного права и процесса ОУ ВО «ЮУИУиЭ»

А.М. Шилкин, к.и.н., зав. кафедрой гуманитарных и общеправовых дисциплин ОУ ВО

«ЮУИУиЭ», e-mail: [email protected]

Аннотация

В статье анализируются нормативно-правовые основы и основные модели финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в современной России, выявляется правовой статус региональных операторов фонда капитального ремонта многоквартирных домов в субъектах РФ.

Ключевые слова: капитальный ремонт, жилищный фонд, региональный оператор фонда капитального ремонта, многоквартирные дома.

Рассматривая современное состояние жилищно-коммунального комплекса в РФ, можно отметить, что в целом он характеризуется довольно низкой энергоэффективностью, что отчасти связано с износом основных объектов ЖКК в пределах 50-75%1. Анализ статистических данных, представленных Росстат, свидетельствует, что за период с 2008 г. по 2014 г. общий жилой фонд в РФ увеличился с 2,9 до 3,5 млрд кв. м. (рисунок 1), а общая площадь ветхого и аварийного жилья несколько снизилась и достигла величины в 93,3 млн кв. м. (рисунок 2), при этом доля частной собственности в общем жилом фонде составила 85%2.

3500 ------------------------------------------------------

3100 -----------------------------------------------------

2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 1. Общий жилищный фонд РФ, млн кв. м.

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313 27

120

100

80

60

40

20

0

2010 2011 2012 2013 2014

Т~Ч U U U и 1 А U U

Ветхии и аварийный жилищныи фонд в т.ч. аварийный

Рис. 2. Динамика изменения объемов ветхого и аварийного жилья в РФ, млн кв. м.

Как видно из диаграммы, общий объем ветхого и аварийного жилья в РФ постепенно снижается, но пока незначительными темпами, при этом объем аварийного жилья за последние два года практически не изменился. По степени физического износа в среднем за 2013-2014 гг. для многоквартирных домов характерна следующая структура: 2,5% жилого фонда с физическим износом свыше 70%; около 7% жилого фонда - с износом от 66 до 70%; 52% жилого фонда изношено на 31-65%; и оставшаяся часть жилого фонда по степени износа относится к группе от 0 до 30%.

Очевидно, что уровень физического износа имеет стабильную тенденцию к росту, при этом объемы капитального ремонта в современных условиях по сравнению с советским периодом существенно снизились и в настоящее время находятся на стабильно низком уровне (в среднем 3,5%).

Вместе с тем комфортность жилья и техническая доступность коммунальных услуг для большинства потребителей приравнивается к уровню благоустройства жилищного фонда. В среднем по России доля комплексно благоустроенного городского жилья (оборудованного одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или электроплитами) составляет 71,4%3 (с учётом сельского жилья - 63,7%).

По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, по итогам 2014 г. доля площади многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт, в общей площади многоквартирных домов составила 1,54% (против запланированных на отчетный год 0,7%). При этом собираемость взносов на капитальный ремонт за 2014 г. в рамках региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по России достигла уровня в 65,4%4.

Общая сумма затрат на капитальный ремонт жилых домов по оценочным данным за 2010-2014 гг. в целом по России составила 137 млрд руб. (на многоквартирные дома приходится до 95% этих затрат). Общий объем затрат на капитальный ремонт жилых домов в

28 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

2014 г. по отношению к 2010 г. снизился примерно на 18%, кроме того, он не отражает объективной потребности (рисунок 3).

10 -----------------------------------------------------------------

5 -----------------------------------------------------------------

0 -----------------------------------------------------------------

2010 2011 2012 2013 2014

—Фактическое финансирование капитального ремонта Объективная потребность в финансировании

Рис. 3. Финансирование капитального ремонта жилых домов, млрд руб.

Объективная потребность в финансировании капитального ремонта рассчитана нами путем умножения общей площади жилищного фонда на федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м. общей площади жилья в месяц, утверждаемый постановлением Правительства РФ5.

В рамках современных дискуссий вокруг решения вопроса финансирования капитального ремонта многоквартирных домов выделяется пять основных моделей.

1. Взаимное финансирование капитального ремонта.

Ключевым элементом данной модели являются обязательные платежи собственников за капитальный ремонт помещений в многоквартирных домах и взаимное финансирование капитального ремонта собственниками помещений разных многоквартирных домов.

2. Доверительное управление средствами для финансирования капитального ремонта региональным доверительным управляющим.

В данном случае ключевым элементом является накопление средств собственниками помещений каждого отдельного многоквартирного дома путем передачи их доверительному управляющему - одной организации в регионе.

3. Фонд капитального ремонта дома в сочетании с другими источниками.

Модель предусматривает финансирование капитального ремонта из средств трех финансовых источников:

1) фонда капитального ремонта дома, формируемого за счет обязательных платежей собственников помещений в многоквартирном доме;

2) кредита банка, обеспечением которого являются средства в фонде капитального ремонта дома;

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313 29

3) субсидии из регионального и муниципального бюджетов.

4. Добровольные платежи.

В этом случае управляющая организация или ТСЖ по договору с собственниками помещений многоквартирного дома выступает от их лица по вопросам накопления средств и финансирования капитального ремонта многоквартирного дома.

5. Финансирование восстановления и модернизации общего имущества многоквартирного дома путем введения обязательных амортизационных отчислений6.

В данном случае, основу восстановительного фонда составляют обязательные ежемесячные амортизационные отчисления собственников помещений в многоквартирном доме.

С 2014 г. законодательно определены два способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в кредитной организации; и перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора - организации, создаваемой субъектом РФ. Однако реализация рассматриваемых правовых и экономических новаций на региональном уровне имеет ряд особенностей и вызывает множество вопросов у собственников7. Кроме того, в настоящий момент серьезного пересмотра требует нормативно-правовая база формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов в России и регионах. Остановимся на этом более подробно.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах могут осуществлять принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими. При этом граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ч. 2, 3, 4 ст. 1 ЖК РФ)8.

Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта РФ полномочиями по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, по определению порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункты 6 и 6.1 статьи 2, пункты 8.2 и 8.3 статьи 13 ЖК РФ) и включая в связи с этим в систему правовых регуляторов по организации проведения

30 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах законодательство субъектов РФ (часть 6 статьи 5, статьи 166-174, 178-188, 189-191 ЖК РФ), одновременно устанавливает обязательные к исполнению всеми субъектами жилищных правоотношений требования к организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе к формированию фондов капитального ремонта региональным оператором, деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах9.

В соответствии с п. 1 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор создается в организационно-правовой форме фонда.

Общие положения о фондах как некоммерческих организациях (НКО) сформулированы в ст. ст. 123.17., 123.18., 123.19., 123.20. ГК РФ10. Согласно этим нормам, фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), а не плательщиками взносов на капитальный ремонт, является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. В соответствии с п.2 ст. 7 федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях»11, фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью,

соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления своей деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Ликвидируются фонды только по решению суда по заявлению заинтересованных лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»12, особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах. В соответствии с этой нормой, ЖК РФ устанавливает определенные особенности создания фондов и ведения ими деятельности в качестве региональных операторов, что не противоречит ФЗ «О некоммерческих организациях».

Так, в силу статей 178, 179 ЖК РФ региональный оператор создается субъектом РФ, который несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Региональный оператор лишен возможности иметь филиалы, представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313 31

капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, несмотря на то, что по общему правилу фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Однако региональные операторы в целях представления и защиты своих общих интересов, координации своей деятельности, объединения усилий для повышения эффективности своей деятельности и иных связанных с деятельностью в качестве региональных операторов целях, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, вправе создавать ассоциации и союзы региональных операторов, являться членами таких ассоциаций, союзов. Региональный оператор вправе быть членом саморегулируемой организации, если такое членство обусловлено необходимостью осуществления региональным оператором отдельных видов деятельности в целях выполнения им возложенных на него функций.

Имущество регионального оператора, кроме платежей собственников в фонд капитального ремонта, составляют взносы учредителя и другие не запрещенные законом источники. При этом региональный оператор вправе использовать средства фонда капитального ремонта только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества соответствующих многоквартирных домов. Административно-хозяйственные расходы регионального оператора не могут финансироваться за счет средств, поступающих в фонд капитального ремонта.

В соответствии со ст. 179 ЖК РФ, средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается. Указанная норма не делает регионального оператора собственником денежных средств, поступивших от собственников помещений в многоквартирных домах.

Ст.170 ЖК РФ устанавливает, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта. Норма этой статьи не устанавливает собственников денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта, то есть по сути обходит этот вопрос стороной.

В письме Минстроя России от 07.07.2014 N 12315-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (вместе с «Информацией по актуальным вопросам функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и деятельности региональных операторов»), которое не является нормативно-правовым актом, выражено не подкрепленное ссылками на нормы законодательства мнение о том, что «если фонд

32 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

капитального ремонта формируется на счете регионального оператора, то последний полностью отвечает за учет фонда капитального ремонта с момента передачи ему этой функции»13. Вместе с тем в отличие от других жилищно-коммунальных услуг долг по взносам на капитальный ремонт следует за помещением, а не за поставщиком услуги или должником.

В связи с вышеизложенным не вполне понятным представляется субъектный состав правоотношения по взысканию задолженности по взносам. Возникает целый ряд вопросов: кто является плательщиком, если право собственности на жилое помещение прекратилось, а задолженность по взносам имеет место быть? Каким образом и с кого взыскивать задолженность по рассматриваемым взносам? Обязано ли лицо, прекратившее право собственности на жилое помещение, рассчитаться по долгам на капитальный ремонт, или они могут быть взысканы с нового собственника? Возможно ли применение регресса в данном случае и почему? К сожалению, сегодняшнее законодательство на дает однозначных ответов. Не вполне понятен и правовой статус взыскателя задолженности. С одной стороны, задолженность должно взыскивать лицо, которое ведет учет фонда капитального ремонта в текущий момент, т. е. в данном случае - региональный оператор. С другой стороны, нормы, определяющие статус регионального оператора, не обозначают его как истца по истребованию задолженности по взносам на капитальный ремонт. Поэтому может возникнуть правовая коллизия при истребовании неуплаченных взносов и пени с лиц, которые являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. Неопределённость прав собственности на денежные средства, составляющие фонд капитального ремонта, приводит к неоднозначному пониманию прав регионального оператора в процессуальных правоотношениях, т. к. конечным выгодоприобретателем от использования средств фонда капитального ремонта в любом случае выступит собственник жилого помещения. Пункт 1 и п. 3 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ устанавливают, в отличие от п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, обязанности напрямую оплачивать конкретные работы и услуги. В пункте 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ речь идет об уплате взносов, которые в соответствии с ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, будут находиться на специальном счете и образовывать собой фонд капитального ремонта.

Специальный счет открывается на основании ст. 175 ЖК РФ в банке в соответствии с ГК РФ и особенностями, установленными ЖК РФ. Его средства используются для оплаты капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Как верно отмечает А. Воробьев, «данное положение входит в некоторое противоречие с самой сущностью права собственности. Решение о ремонте собственности может принимать лишь собственник. Здесь же решение фактически принимается за собственника законодателем, устанавливающим такую обязанность»14.

Региональный оператор вправе размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям ст. 176 ЖК РФ, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ. При этом доходы, полученные от

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313 33

размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в ч. 1 ст. 174 ЖК РФ.

В ст. 180 ЖК РФ сформулированы функции регионального оператора:

- аккумулирование взносов на капитальный ремонт;

- функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика по договору с региональным оператором возлагаются на органы местного самоуправления и (или) муниципальные бюджетные учреждения (п. 4 ст. 182 ЖК РФ);

- финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД;

- взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД;

- открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в МКД выбрали регионального оператора в качестве владельца специальных счетов. Важно, что региональный оператор не вправе отказать собственникам в открытии на свое имя таких счетов;

- иные предусмотренные ЖК РФ, законом субъекта РФ и учредительными документами регионального оператора функции.

Приведенный в ст. 180 ЖК РФ перечень действий, которые региональный оператор вправе осуществлять в отношении средств специального счета, говорит о том, что его правомочия шире правомочий владельца, который не является по определению собственником, т. к. должен обладать лишь правомочием владения. За ним норма ст.180 ГК РФ фактически закрепляет и правомочия пользования и распоряжения, что вступает в противоречие с положениями ч. 1 ст. 36.1 ЖК РФ, в которой установлено: «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете»15.

В ч. 5 данной статьи указано, что собственник помещения в многоквартирном доме не вправе требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете. По сути, кроме данного ограничительного правила нет других определений объема «прав», которые принадлежат собственникам на основании ч. 1 ст. 36.1 ЖК РФ. Туманность формулировки и неясная трактовка законодателем термина «владелец», употребляемого в ст. 175 и других статьях ЖК РФ, повлекли наделение его несколько иными правомочиями, чем те, которые по определению могут принадлежать владельцу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

Статья 189 ЖК РФ устанавливает, что проведение капитального ремонта в доме осуществляется либо на основании решения общего собрания собственников, либо по решению органа местного самоуправления - в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.

Как правило, капитальный ремонт проводится согласно утвержденному графику. И финансирование капитального ремонта одних домов может осуществляться за счет фонда (в том числе и тех его средств, которые были в фонд внесены собственниками помещений в других домах).

Денежные средства, аккумулируемые в фонде и поступающие от собственников помещений самых разных домов, будут использоваться на ремонт конкретных домов по графику. Из этого следует, что далеко не всегда капитальный ремонт дома будет проводиться за счет собственников помещений именно этого дома. И средства, внесенные ими, вполне могут пойти на капитальный ремонт другого дома. Такая правовая практика явно не соответствует пониманию права собственности жильцов дома (собственников помещений) по отношению к общему имуществу в многоквартирном доме, на ремонт которого они осуществляют взносы16.

Статьей 167 Жилищного кодекса РФ определено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ, в том числе нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам. Конкретные полномочия в указанной сфере предоставлены субъектам РФ ч. 4 ст. 166, ч. ч. 3, 6, 7 ст. 168, ч. 3 ст. 169, ч. 8 ст. 170, ч. 1 ст. 171, ч. 2 ст. 172, ч. 1 ст. 174, ст. 178, ч. ч. 2, 4 ст. 179, ч.ч. 2, 4 ст. 180, ч. 4 ст. 181, ч.ч. 4, 5 ст. 182, ст. ст. 184191 ЖК РФ.

Правовые и организационные основы обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядка накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядка подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в

многоквартирных домах, а также требования к этим программам установлены Законом Челябинской области от 27.06.2013 г. № 512-ЗО (в редакции от 24.04.2014 г.) «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области».

Подпунктом 4 ч. 2 ст. 2 этого документа к полномочиям Правительства Челябинской области по организации проведения капитального ремонта общего имущества в

многоквартирных домах отнесено утверждение региональных программ капитального ремонта17, на основании чего и утверждена «Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области на 2014-2043 гг.».

Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313 35

В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 09.12.2013 г. N 511 -П в Челябинской области создана специализированная некоммерческая организация - фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области». На данную организацию не распространяются положения Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части осуществления межведомственного взаимодействия, кроме того, он не относится к числу государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 3 НК РФ, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Ст.8 НК РФ под сбором понимает обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Фонд «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области», как и другие региональные операторы, не обладает признаками государственного органа, органа местного самоуправления, иного уполномоченного органами. Однако он наделен функциями по совершению юридически значимых действий, указанных выше. Взносы в фонд капитального ремонта обладают всеми признаками сбора, подпадающими под правила ст.8 НК РФ, но не установлены НК РФ как нормативно-правовым актом18, что создает правовую коллизию между правилами ст.3, ст.8 НК РФ19 и нормами, регулирующими отношения в сфере деятельности региональных операторов. Термин обязательные платежи, установленный ГК РФ, также не представляется возможным применить к взносам в фонды капитального ремонта, т. к. по смыслу норм ГК РФ (ст.64, ст.123.14)20 они имеют либо добровольный характер применительно к участникам корпоративных правоотношений, либо должны быть приравнены к сборам по смыслу НК РФ.

Следовательно, в настоящий момент отсутствует точно определенная нормативноправовая основа для формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов и фиксации статуса региональных операторов во всех субъектах РФ, что обусловливает определённые сложности финансирования капитального ремонта.

36 Управление в современных системах №3(7) 2015

ISSN 2311-1313

Примечания

1 Программа повышения энергоэффективности городского жилищного фонда в Российской Федерации -Разработка модели и нормативно-правовой базы. Анализ затрат и результатов реализации моделей. - М., 2012. - 156 с.

2 Центральная база статистических данных РОССТАТ. - URL: http://cbsd.gks.ru/

3 Центральная база статистических данных РОССТАТ. - URL: http://cbsd.gks.ru/

4 Фонд содействия реформированию ЖКХ. - http://www.fondgkh.ru/result/result/statistic/index.html

5 На основе постановлений правительства РФ «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг ...» на 2009-2016 // СПС «Консультант-Плюс». - URL: http://consultant.ru

6 Толстых Ю.О., Королева М.А., Царяпкина Е.А. Анализ состояния и современных методов управления сферой жилищно-коммунального хозяйства // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - URL: www.science-education.ru/118-14447 (дата обращения: 10.11.2015).

7 Чиквин, А.Б. Проблемы законодательного регулирования организации и проведения капитального ремонта в многоквартирных жилых домах // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. -2015. - №3(10). - С. 110-112.

8 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14

9 Определение Верховного Суда РФ от 2 июля 2014 г. N 35-АПГ14-2 // СПС «Консультант-Плюс». - URL: http://consultant.ru

10 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

11 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях» // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145

12 Там же.

13 Письмо Минстроя России от 07.07.2014 N 12315-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (вместе с "Информацией по актуальным вопросам функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и деятельности региональных операторов") // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2014. № 8.

14 Воробьев А. 5 проблем оплаты капитального ремонта // ЭЖ-Юрист. 2015. № 37. С. 1, 4.

15 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14

16 Воробьев А. 5 проблем оплаты капитального ремонта // ЭЖ-Юрист. 2015. N 37. С. 1, 4.

17 Закон Челябинской области от 27.06.2013 N 512-ЗО (с изменениями от 30.10.2015) «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области» // Южноуральская панорама. 13.07.2013 (№ 104).

18 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. N 31. 03.08.1998. ст. 3824.

19 Там же.

20 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. ст. 3301.

LEGAL AND ECONOMIC CHARACTERISTICS OF FORMATION OF FUNDS OVERHAUL OF APARTMENT BUILDINGS IN RUSSIA AND ITS SUBJECTS

D.V. Valko, Head. Laboratory of Social and Economic Research, e-mail: [email protected] L. V. Sotnikova, acting Head. Department of Criminal Law and Procedure A.M. Shilkin, Head. the Department of Humanities and general legal disciplines,

e-mail: [email protected]

Abstract

The paper analyzes the legal framework and basic models for financing capital repairs of apartment buildings in Russia today, revealed the legal status of the regional operators fund capital repairs of apartment houses in the regions of Russia.

Keywords: repair, housing, regional operator of the fund overhaul, apartment buildings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.