Научная статья на тему 'Нормативно-правовые акты в сфере национальной политики Российской Федерации и общественное движение российских немцев в конце xx – начале XXI вв'

Нормативно-правовые акты в сфере национальной политики Российской Федерации и общественное движение российских немцев в конце xx – начале XXI вв Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Поддубная Светлана Александровна

Статья посвящена обзору нормативно-правовых актов в сфере национальной политики, нашедших отражение в общественном движении российских немцев в конце XX – начале XIX вв. В статье рассматриваются вопросы национально-культурной и территориальной самоорганизации немецкого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые акты в сфере национальной политики Российской Федерации и общественное движение российских немцев в конце xx – начале XXI вв»

УДК 323.15 © С. А. Поддубная, 2012

С. А. Поддубная

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.

Статья посвящена обзору нормативно-правовых аюпов в сфере национальной политики, нашедших отражение в общественном движении российских немцев в конце XX — начале XIX вв. В статье рассматриваются вопросы национально-культурной и территориальной самоорганизации немецкого

этноса Российской Федерации.

Распад СССР, начало строительства новых моделей государств на постсоветском пространстве актуализировали проблему' выработки эффективных механизмов управленческого воздействия в условиях многонациональной государственности. Развал единого политического пространства обострил межнациональные отношения, амбиции отдельных субъектов Российской Федерации угрожали перерасти в открытый вооруженный конфликт. Разработка эффективной национальной политики государства была необходима для объединения интересов всех наций, проживающих на территории России. Задача усложнялась расширением процессов самоидентификации и самореализации среди отдельных этносов.

В условиях демократической тенденции российской политической системы решение национальных проблем происходит на правовом уровне. Начало данному процессу было положено принятием 12 декабря 1993 г Конституции Российской Федерации Частью первой статьи 26 Конституции установлено, что «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть прину жден к определению н указанию своей национальной принадлежности»!!].

Таким образом, право сохранения н развития национальных особенностей входит в состав основных прав народа, человека н гражданина, зафиксированных в основных международно—правовых документах. частью второй этой статьи закреплено право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Обращение к международному' праву позволило прийти к соглашению о ключевых механизмах решения национальной проблемы. В качестве основного варианта реализации данных потребностей и выделения их из политической сферы стала идея национально-культурных автономий. Право на национально-культурную автономию должно было принадлежать всем российским народам (этносам), как имеющим свон государственные н административные образования, так и не имеющим, а так же в равной степени как численно крупным народам, так н народам малочисленным.

На федеральном уровне основные принципы единой национальной политики были отражены в указе Президента от 16 июня 1996 г. «О концепции государственной национальной политики Российской Федерации» В документе были определены принципы национальной политики, направленные на возрождение национальной самобытности и самоорганизации. Отличительной способностью документа явилась его стратегическая направленность. Концепция содержала современное понимание сути целей и задач государственной политики, стратегии и тактики по решению конкретных проблем самобытного развития народов, а также основные подходы по гармонизации межнациональных отношений во всех сферах российского общества. Цели и задачи национальной политики были определены в соответствии с принципами и положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, национальных и общественных традиций многонационального сотрудничества. Концепция ориентировалась на реализацию программ национальной политики и достижение межнационального согласия, прежде всего на уровне компактного проживания национальностей в конкретных районах, городах, регионах. Это была целая система организационно-политических, духовно-нравственных, культурно-просветительных и иных мер по налаживанию демократического диалога государства со всеми этническими общностями. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации сыграла положительную регулирующую роль как важный полнтнко-правовой документ, в котором были изложены основные позиции российского государства при определении главных направлений внутренней национальной политики. Концепция ориентирует все субъекты Российской Федерации, общественно-политические организации н институты, местные сообщества, средства массовой информации, научные, учебные н культурно—просветительские учреждения на выработку на каждом уровне соответствующих подходов в реализации национальной политики.

В результате к середине 90-х гт. XX в. обозначилась асимметрия национальной политики России в пользу развития сферы образования, культуры и на-

укн Осуществление положений Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г., прежде всего в части решения территориальных проблем народов, подлежит в соответствии с Указом Президента Б. Н. Ельцина мораторию, то в социокультурной и гуманитарной области, напротив, в жизнь претворяется значительное количество проектов. Из-за этого проблема реабилитации приобретает новое качество: под восстановлением прав репрессированных народов понимается практическая работа, направленная на то. чтобы был воссоздан строй национального бытия Другим важным фактором изменения государственной философии реабилитации пострадавших от сталинских репрессий народов России стало критическое состояние отечественной экономики. Начиная с 1991 г. эта сфера не только не развивались, а напротив, деградировала С 1994 г начинается новый этап кризиса, проявлявший себя в хронических невыплатах зарплат н пенсий. Положение простого человека в России ухудшалось и оттесняло на обочину социального интереса вопросы политики, еще недавно важные для общества. Напротив, тема национально-территориальной автономии приобретает новый смысл В нижней палате парламента — Государственной Думе — все чаще обсуждается возможность иной формы организации жизни народов страны, не нме-юшнх собственных государственных образований

— создание национально-культурной автономии В 1995 г. появляются новые законопроекты, а в 1996 г принимается окончательный вариант Закона «О на-цнонально-кулыурной автономии Для России появление этого правового акта значило существенную перемен\г во внутренней политике страны: никогда ранее жизнь национальностей не виделась в отрыве от территории, на которой проживал тот или иной народ. «В то же время всем друтнм национальностям, оставшимся без государственности, проживающим за пределами своих территориальных образований была фактически уготовлена «безнацнональная» жизнь: нм не гарантировалось удовлетворение каких бы то ни было потребностей как в культурной, научной. так н в образовательной сферах» [2].

Теперь же провозглашались новые принципы: вне зависимости от места проживания, каждый человек мог. объединившись с другими людьми своей национальности, организовывать органы автономии и рассчитывать прн этом на поддержку государства. Такой подход существенно усложнял само государственное устройство Российской Федерации, ведь теперь если не вровень, то рядом с территориальными образованиями вставали нацнонально-куль-турные автономии Это могло иметь последствия для политического устройства страны: национально-культурные автономии стали бы претендовать на более широкое представительство в органах власти — как законодательной, так н исполнительной.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» явился по существу' первым феде-

ральным законом, определяющим правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации и создающим условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национальнокультурного развития.

Анализ федеральных нормативно—правовых актов, принятых в середине 90-х гг. XX в., аналитических статей и дебатов с участием политологов и общественно-политических деятелей, позволяет сделать вывод о том, что в масштабах страны вопрос регулирования национального самоопределения отдельных этнических групп детально до конца остается не проработанным. Определяющим механизмом государственной и региональной национальной политики явилась национальная самоорганизация как средство профилактики возникновения конфликтных ситу'аций. Она обеспечивалась многоварн-антной государственной национальной политикой, учитывающей самобытность и специфику хозяйства, культуры, быта, социальных отношений всех народов н национальных групп, населяющих ту или иную территорию.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Сибири проживали 322 864 российских немцев — это более 54% от общей численности немцев в России [3]. Следовательно, вопросы национально-культурной и территориальной самоорганизации немецкого этноса Российской Федерации требовали решения на основе национальной политики.

Федеральная национально-культурная автономия российских немцев (ФНКА PH) была образована на учредительном Съезде 20 декабря 1997 года делегатами от 11 региональных национально-культурных автономий (в их числе — представители из Москвы. Новосибирска. Омска. Томска. Кемерово и др.) [4]. Решение о государственной регистрации некоммерческой организации при создании было принято 16 января 1998 года. ФНКА для достижения своих уставных целей и решения задач осуществляет деятельность в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе:

— защищает законные права и интересы членов ФНКА;

— представляет и защищает права и интересы российских немцев в органах государственной власти и в органах местного самоуправления:

— участву ет через своего полномочного представителя в работе Консультативного совета по делам национально-культурных автономий прн Правительстве Российской Федерации;

— готовит и вносит предложения в Государственную Думу', Администрацию Президента и Правительство Российской Федерации по решению национально-культурных проблем российских немцев:

— участвует в работе межправительственных комиссий, других органов и организаций, причаст-

ных к решению напнонально-культурных проблем российских немцев:

- взаимодействует со всеми заинтересованными государственными органами, общественными объединениями, некоммерческими и коммерческими организациями по вопросам уставной деятельности;

— формирует общественное мнение с целью решения задач ФНКА PH через выступления в средствах массовой информации, чтение лекций, проведение вечеров, собраний и иным! законными способами:

— организует пропагандистскую и агитационную работу для разъяснения целей н задач ФНКА PH:

— создает средства массовой информации, занимается издательской деятельностью, производством видео-, аудио- н кинопродукции по вопросам уставной деятельности;

— взаимодействует с другими общественными объединениями российских немцев с целью содействия консолидации общенациональных общественных сил н выработки общих позиций и предложений по решению национально-культурных проблем российских немцев:

— устанавливает контакты н налаживает диалог с другими народами России с целью поиска взаимоприемлемых решений национально-культурных проблем в Российской Федерации:

- организует творческие союзы, студии, театры, коллективы профессионального н самодеятельного искусства, фонды, му зеи, архивы, библиотеки, спортивные организации и молодежные организации;

- осуществляет разработку учебных программ. издание учебников, методических пособий, учебной литературы на русском н немецком языках;

— содействует региональным НКА российских немцев в организации массовых мероприятий по случаю национальных праздников н памятных дат немцев в Российской Федерации:

- участвует в создании и организации работы национальных школ и классов, групп в детских дошкольных учреждениях, воскресных школ, курсов немецкого языка, групп в средних специальных и высших учебных заведениях, а также послевузовского обра зования н других форм образования на немецком языке:

- содействует совместно с представителями субъектов РФ и региональными НКА российских немцев учреждению российско-немецких домов и культурных центров, проведению выставок народного творчества, фестивалей народной музыки концертов. других национально—культурных мероприятий:

- учреждает юридические лица, в том числе по возрождению национальных промыслов и ремесел.

Международный союз немецкой культуры (МСНК) — ассоциация общественных объединений создан на учредительной конференции, состоявшейся в Москве 28 нюня 1991 г. как Союз в поддержку культуры немцев бывшего СССР (современное название — с сентября 1991 г.). Таким образом, МСНК

является на сегодняшней момент старейшим действующим общественным объединением немцев России федерального уровня. МСНК объединяет действуто-щне во многих регионах России центры встреч (ЦВ): центры немецкой культуры, национально—культурные автономии, общества «Возрождение», россий-ско-неменкие дома МСНК представляет интересы центров встреч на федеральном уровне, тогда как для координации их деятельности на региональном уровне в федеральных округах России созданы межрегиональные советы центров встреч, способствующие укреплению системы самоорганизации российских немцев. Главной целью деятельности союза является сохранение культурной идентичности и общности российских немцев Для этого организуются фестивали и дни немецкой культуры выставки художников и исторических материалов, проводятся семинары, научные конференции издаются книги по истории и культуре российских немцев, газеты н журналы Деятельность Союза основывается на демократических принципах, руководство осуществляют Президиум и Совет МСНК. Исполнительным органом является бюро МСНК. Председатель МСНК (с момента основания) — Генрих Мартенс.

На конференции был принят устав, в котором изложены цели и задачи Союза:

— представление и защита прав и законных интересов Союза н членов Союза в российских и зарубежных органах государственной власти н местного самоуправления, общественных н иных организациях:

— оказание членам Союза информационной, консультационной, материальной и иной помогли;

— взаимодействие с государственными органами и организациями, общественными организациями как в России, так и за рубежом по вопросам, связанным с деятельностью Союза.

— содействие и оказание помощи членам Союза в установлении и развитии связей с различными организациями ФРГ и немецкими диаспорами в других странах;

— содействие сохранению и популяризации исторического и культурно-национального наследия российских немцев, восстановлению и развитию национального языка н культуры в их традиционных и современных формах:

— содействие взаимодействию национальной интеллигенции и молодежи и созданию условий для реализации их интеллектуального н творческого потенциала, общественной активности в условиях современного общества;

— развитие всестороннего сотрудничества с общественными организациями российских немцев

— содействие и участие в восстановлении н сохранении памятников архитектуры, истории, культуры:

— содействие духовно-культурному сотрудничеству с религиозными организациями н содействие нм в возвращении культовых зданий и сооружений

Необходимо отметить, что основные усилия

на начальном этапе ФНКА PH и МСНК были направлены на развитие культурно-просветительской деятельности, установление и развитие контактов с государственными органами России и Германии, организацию проектов по развитию культуры российских немцев, проведение научных конференций, семинаров, фестивалей и Дней немецкой культуры Позже приоритетными направлениями в работе стали создание и деятельность общественных организаций и движений российских немцев, их координирую шнх и объединительных общественно—политических структур, а также реализация Президентской федеральной целевой программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997— 2006 гг МСНК инициировал разработку новой федеральной целевой программы «Развитие социально-экономического и этнокультурного потенциала российских немцев на 2008—2012 гг.». концепция которой была подписана в конце августа 2007 г. в российском правительстве. В программе предусма-

тривается под держка мест компактного проживания российских немцев — Азовского немецкого национального района на Алтае. Немецкого национального района на Алтае, немецких сельских администраций Поволжья. Часть средств будет направлена на реализацию проектов, способствующих сохранению культурной идентичности российских немцев. Таким образом, выделенные российским государством средства станут важной поддержкой для дальнейшей деятельности общественных организаций российских немцев [5].

При формировании региональной национальной политики основные усилия должны были сосредоточиться на создании оптимальных условий для саморазвития народов, национальных групп и их культур. В конце XX — начале XXI вв. для многих регионов Российской Федерации в условиях отсутствия острых межнациональных конфликтов главным фактором решения национальных проблем и профилактики межнациональных конфликтов становится социально-культурная проблематика.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрнстъ 2008

2. Гуоогло М. Н. Национальные группы н меньшинства в системе межнациональных отношений в СССР Советская этнография. 1989. № 1: Аарелаид А Возможна ли культурная автономия Коммунист Эстонии 1989. № 4; Абдулати-пов Р. Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. М.. 1994: IUaxpait С. М. Горизонты российского федерализма // Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М.. 1995: Тишков В. .-1. Концептуальная эволюция национальной политики в России Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 100. М., 1996 и др.

3. Герм ал А. А., Илларионова Т. С. История немцев России. М., 2005; Всероссийская перепись населения 2002 г. URL: http: perepis2002. m et doc ТOM_04_07.xls

4. URL: www.deutsche-welt.info rossijjskie-nenicy.iu

5. URL: www.rusdeutsch m

Сведения об авторе:

Поддубная Светлана .Александровна — аспирант кафедры истории и регионального развития Омского государственного аграрного университета (г. Омск. Российская Федерация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.