Роль немецкой диаспоры в российско-германских отношениях
П.И. Касаткин, В.С. Курске, И.А. Валиев
Немецкая диаспора играла и продолжает играть значимую роль в российско-германских отношениях. Она очень важна в сфере гуманитарного сотрудничества, культуры и образования. Ключевыми акторами при этом являются Германия как «внешняя родина», сама немецкая диаспора и Россия как «страна проживания». В своей деятельности в отношении российских немцев все три стороны руководствуются различными принципами и целями, что иногда приводит к трениям и конфликтам. Но в целом можно констатировать, что российские немцы стали конструктивным связующим звеном между Германией и Россией.
Немецкая диаспора является одной из старейших и влиятельных в России. Опираясь на модель Роджерса Брубейкера, мы проводим анализ позиций трех вовлеченных во взаимодействие сторон: Германии, немецкой диаспоры и России. В настоящее время отношения всех вовлеченных акторов носят в большей степени конструктивный и бесконфликтный характер. Гарантированное право на репатриацию и полноправное гражданство процветающей и стабильной исторической родины действует на немецкие диаспоры одновременно как магнит и абсорбент. Несмотря на экономические сложности, Германия продолжает выступать в качестве центра притяжения для немцев всей Восточной Европы.
Предоставив такие права, ФРГ стимулировала устойчивую массовую репатриацию немцев из мест их компактного проживания1. Для германского правительства и общественности нет никакого сомнения, что российские немцы являются их соотечественниками в силу этнической принадлежности. Для Москвы немцы в России
выступают в качестве соотечественников из-за наличия у них российского гражданства и паспортов. Кроме того, власти РФ высказывают идею о том, что репатриировавшиеся в ФРГ немцы из стран СНГ должны стать предметом заботы и помощи со стороны России. То есть теперь уже Кремль претендует на то, чтобы рассматривать живущих в Германии выходцев из стран бывшего СССР как своих соотечественников. В этой связи складывается сложный клубок лояльностей и идентичностей. При этом организации российских немцев стремятся угодить и российским, и германским властям и поступают в соответствии со старой русской пословицей: «Ласковый теленок двух маток сосет».
Принципы политики ФРГ и РФ в отношении немецкой диаспоры в России
Российские немцы являются объектом совместной опеки и поддержки германского и российского правительств. Термин «российские немцы» чаще всего используется в отношении всех немцев,
Касаткин Петр Игоревич - к.полит. н., начальник отдела докторантуры и аспирантуры, ст.преподаватель кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России. E-mail: kasatkin@mgimo.ru
Курске Владислав Сергеевич - к.с.н., ст. преподаватель кафедры публичной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: kurske@yandex.ru
Валиев Ильдар Айдарович - аспирант кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) МИД России. E-mail: ildarvaliev@mail.ru
Статья выполнена в рамках реализации научно-исследовательского проекта по гранту Российского гуманитарного научного фонда 12-03-00649 «Теория и практика межкультурного взаимодействия в контексте европейской безопасности».
проживающих в странах СНГ. Немецкие диаспоры наиболее многочисленны в России (597 тыс. чел. - 2002 г.2) и Казахстане (178 тыс. чел. - 2009 г.3). Несмотря на проживание в различных условиях, в общественном сознании и практике международных отношений российские немцы на всем постсоветском пространстве воспринимаются как единая этническая группа. Их культурное и социально-экономическое развитие является одной из ключевых проблем внешнеполитической активности Германии.
Немецкий культурный центр им. Гете (Гете-Институт), осуществляющий по поручению МИД ФРГ программы поддержки немецкого меньшинства в России, руководствуется таким определением этой целевой аудитории: «Российские немцы - это люди, принадлежащие к немецкому меньшинству, проживающие на территории России, а также исторически и политически связанных с нею областях (Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Украине, Таджикистане и других республиках СНГ)»4. Германская сторона таким образом продолжает поддерживать представление о российских немцах как эквиваленте советских немцев, объединяя и немцев Казахстана, и немцев Грузии, и немцев Украины, и всего СНГ в одну группу.
Проблематика российских немцев рассматривается Берлином в более широком контексте - как одна из составляющих политики поддержки немецкого населения в странах Восточной Европы и Центральной Азии. К примеру, миссия и географический охват Гете-Института по этому направлению деятельности определены так: «Представительства Гете-Института в странах Балтии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Польше, Румынии/ Молдавии, Российской Федерации, Словении, Словакии и Чешской Республике, Украине, а также Венгрии осуществляют специальные проекты в пользу немецкого меньшинства»5.
Уполномоченный федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств Кристоф Бергнер рассматривает проблематику в еще более глобальном масштабе. В сферу своей профессиональной ответственности он включает немецкие и немецкоязычные меньшинства:
- Западной Европы (Дании, Италии, Франции, Голландии);
- Восточной и Центральной Европы (Чехии, Словакии, Польши, стран Балтии, территории бывшей Югославии, Румынии, Венгрии);
- стран СНГ;
- государств Латинской Америки и Южной Африки.
Можно констатировать, что германская бюрократия старается выработать целостную политику и единые принципы поддержки немцев за пределами страны. То есть, принимая программу помощи немецкому меньшинству в том или ином регионе, в Берлине стараются исходить из общей картины положения немцев за рубежами ФРГ. Таким образом, проблематика российских немцев оказывается не изолированным феноменом, а, наоборот, значи-
мым элементом выраженного стремления ФРГ поддержать немецкие меньшинства во всем мире.
Другим фактором, влияющим на политику Германии в отношении немцев СССР/СНГ, является проблематика «изгнанных». Это крайне острая и болезненная тема в общественно-политическом пространстве страны. По результатам Второй мировой войны от Германии в пользу Польши, Чехословакии и СССР (РСФСР и Литвы) были отторгнуты области на востоке Германии. Граница немецких государств (ГДР и ФРГ) проводилась по линии Одер-Нейсе. Все территории рейха восточнее нее отходили ее соседям:
- Чехословакия получила Судетскую область;
- Польше достались Силезия, Западная и две трети Восточной Пруссии, Восточный Бранденбург, Вольный город Данциг (польск. - Гданьск), а также округ Штеттина (польск. - Щецин);
- в состав Литвы был включен Мемель (лит. -Клайпеда);
- к РСФСР отошел Кенигсберг и примерно треть Восточной Пруссии (ныне - Калининградская область).
Все немецкое население этих регионов в насильственном порядке выдворялось на территорию Германии в ее нынешних границах, то есть либо в советскую зону оккупации (будущая ГДР), либо в зону оккупации союзников (будущая ФРГ)6. В ходе этих операций депортации подвергались также немецкие меньшинства Восточной Европы, проживавшие за пределами данных областей. Порядка 14 млн человек были вынуждены покинуть места своего постоянного жительства в Центральной и Восточной Европе и только 12 достигли Германии живыми7. Остальные погибли от голода и жажды или были убиты в столкновениях с поляками и чехами. В основном депортации завершились к 1950 г., когда Польша и Чехословакия выдворили основную массу немецкого населения со своих территорий.
В 1953 г. правительство ФРГ приняло закон об «изгнанных», который дал право этническим немцам из стран Восточного блока переезжать в Западную Германию. В соответствии с ним на гражданство этой страны имели право все этнические немцы, живущие за границей. Германия признала свою ответственность перед всеми немцами, которые подвергались дискриминации, будь то депортации из Польши и Чехии в Германию либо преследования по этническому принципу в странах проживания. Репатриация российских немцев осуществлялась и продолжает базироваться именно на этом правовом документе. Землячество немцев из России входит в состав влиятельного Союза изгнанных (Bund der Vertriebenen)8. Она включает в себя 20 землячеств, 16 региональных объединений и 4 присоединенные членские организации, состоящие из «изгнанных немцев» (die Vertriebenen), «переселенцев»9 (die Aussiedlern) и «поздних переселенцев»10 (die Spätaussiedlern). Руководство этого союза довольно близко к элите ФРГ консервативной ориентации. Оно пользуется неизменной поддержкой Христианско-Демокра-
тической партии (ХДС-ХСС) и лично канцлера Ангелы Меркель11. По ее мнению, Германия несет моральную ответственность перед немцами Восточной Европы как жертвами развязанной нацистским режимом Второй мировой войны. Таким образом, поддержка российских немцев является значимым элементом политики «ответственности и искупления прошлого».
Значимым моментом в отношении Германии к немецким меньшинствам является положение немецкого языка в мире. На текущий момент сфера его изучения и применения неуклонно сокращается. Он отступает под давлением английского, который уже стал языком глобализации и международных коммуникаций. Нынешняя элита Германии высказывает опасения по этому поводу. Правительство выделяет большие финансовые и организационные средства для популяризации немецкого языка по всему миру. При этом немецкое меньшинство воспринимается как естественный проводник немецкой культуры в том или ином регионе. Неслучайно Берлин поручил именно Гете-Институту реализовывать культурные и образовательные проекты в пользу немецких меньшинств Восточной Европы. Ведь эта структура является ключевой организацией в политике поддержки и популяризации немецкого языка.
Наконец, в недавнем прошлом на политику в отношении немецких меньшинств заметное влияние оказывала идеология. Осуществляя политику репатриации, Западная Германия доказывала свое превосходство над Восточной Германией. Это давало Бонну возможность говорить как бы от лица всех немцев. Более того, люди, бежавшие из ГДР, также рассматривались федеральным правительством как «изгнанные», то есть социалистический режим маркировался как преступный. К тому же репатрианты из Восточного блока, в отличие от немцев Латинской Америки или Африки, не должны были доказывать факт притеснений и дискриминации в местах своего проживания. ФРГ таким образом косвенно осуждала политику социалистических стран в отношении немецкого меньшинства. Рудименты этой политики сохраняются в текущем немецком законодательстве. Например, эмигрировать в ФРГ не могут немцы, занимавшие в советское время высокие посты. Особенно жестко это правило соблюдается в отношении немцев, служивших в армии, МВД, других силовых структурах, а также в партийном и советском аппарате. Германская сторона воспринимает этих людей как «пособников преступного режима». Эта позиция, по сути, является продолжением политики денацификации и декоммунизации, осуществленной в самой Федеративной Республике.
Позицию Берлина в отношении российских немцев можно резюмировать словами Кристофа Бергнера, уполномоченного Федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств: «Мы просто обязаны помогать своим соотечественникам, пострадавшим от последствий Второй мировой войны. И тем из них, кто желает выехать на историче-
скую родину, мы даем такую возможность. Тем же, кто решил остаться в России, мы помогаем восстановить и сохранить свои язык и культуру. В начале 1990-х гг. и до конца прошлого века наше основное внимание было сконцентрировано на приезжающих в Германию - их было очень много. Теперь ситуация кардинально изменилась - людской поток сильно уменьшился. Причины здесь разнообразные. Прежде всего, социально-экономическая ситуация в вашей стране серьезно улучшилась. А в Германии для переселенцев ужесточились законодательные барьеры. Поэтому в своей деятельности мы сместили акценты на помощь немцам, оставшимся жить здесь. И в этом плане мы очень плодотворно сотрудничаем с титульной нацией - русскими. В частности, эффективно, на мой взгляд, работает межправительственная российско-германская комиссия, позволяющая консолидировать наши усилия»12.
Политика ФРГ в отношении российских немцев осуществляется в общем контексте международной деятельности Берлина. Ключевыми «проблемными полями», определяющими ее вектор являются:
- программы помощи и поддержки Германией немецких меньшинств в мире;
- политика признания ответственности и искупления вины перед немцами Восточной Европы как жертвами Второй мировой войны;
- задача поддержки и популяризации немецкого языка;
- наследие идеологического противостояния со странами Восточного блока.
Позиция российских властей в отношении немецкого меньшинства также находится в зависимости от нескольких социально-политических факторов. «Немецкий» вопрос является только одной из составляющих «национальной политики» исполнительной и законодательной власти как федерального, так и регионального уровня. Отношение к проблемам российских немцев во многом является производной от тех общих решений и целостного видения властями этнической проблематики. Несмотря на то что сейчас нет отдельного ведомства по национальной тематике, это поле очень четко конструируется и контролируется современными политическими и административными структурами России.
Федеральный центр старается создать общую рамку для осуществления национальной политики, предлагая набор типовых решений тех или иных этнокультурных проблем. Этническим группам, не имеющим своих территориально-государственных автономий, предлагается институт национально-культурных автономий и просветительских центров как единственно возможный способ сохранения этнической специфики и культурного возрождения. Чиновники не устают повторять, что главная цель любой «этнонациональной» политики заключается в воспитании лояльных граждан Российской Федерации. Они подчеркивают, что в первую очередь видят перед собой не финнов, якутов, поляков, русских и так далее, а россиян13.
При этом отмечается, что проблемы этнических меньшинств должны решаться комплексно и рассматриваться в широком контексте. «Немецкий» вопрос воспринимается как равноценный и взаимосвязанный с «еврейским», «татарским», «корейским» и т.д. То есть никакой особой немецкой политики быть не должно.
Но она есть, и здесь мы сталкивается с влиянием других факторов. Ими являются, с одной стороны, необходимость выстраивания добрососедских взаимоотношений Германии и России, а с другой -политика памяти. Немецкое меньшинство видится Москвой в качестве значимого инструмента взаимодействия и кооперации с ФРГ. Региональными властями (Алтайский край, Омская и Ульяновская области и др.) оно рассматривается как ресурс для привлечения германских инвестиций. Чиновники различного уровня подчеркивают положение этой группы населения как естественного посредника между Россией и Европой.
Скрытым мотивом действий Москвы является стремление избежать формирования лояльности немецкого этнического меньшинства в пользу ФРГ. Это заставляет реализовывать специальные программы, включающие элементы «патриотического воспитания». Примером может служить тот факт, что в 2010 г. тема конференции Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев была скорректирована по требованию Министерства регионального развития. После замены «этнической идентичности» на «гражданскую идентичность» новое название конференции стало звучать так: «Гражданская идентичность и внутренний мир российских немцев в годы Великой Отечественной войны и в исторической памяти потомков»14. Аналогичным образом курс тренингов по актуализации этнической идентичности, проводимый с 2008 г. Немецким молодежным объединением, был изменен и дополнен компонентом «гражданская идентичность».
«Политика памяти» в российских реалиях связана с признанием властями преступлений коммунистического режима и ужасов сталинских репрессий. Она прочно связана с проблемой демократизации страны. Российские немцы являются этнической общностью, подвергшейся в советский период коллективной дискриминации (депортация, трудармия, режим спецпоселения, ограничение в правах). Именно в периоды либеральных реформ («оттепель», «перестройка») проблемы этой группы обретали актуальность и остроту в социально-политическом и информационном пространстве страны.
Признание преступности решения Сталина о депортации немецкого населения СССР неминуемо ставит вопрос об ответственности и реабилитации. Вплоть до распада Советского Союза логичным и юридически обоснованным виделось восстановление Немецкой республики на Волге или учреждение иной формы территориальной автономии для советских немцев15. Современная Российская Федерация не рассматривает возмож-
ность предоставления немецкому населению какой-либо формы государственности. Но в силу исторической инерции и давления со стороны уже оформившегося национального немецкого движения руководство России приняло ряд мер по удовлетворению этнокультурных потребностей немцев.
Примерами служат две федеральные целевые программы: «Программа развития социальноэкономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997 - 2006 гг.»16 и программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 гг.»17. Однако срок реализации этих проектов заканчивается в 2013 г. и, скорее всего, они не будут пролонгированы. В связи с этим лидеры некоторых общественных организаций российских немцев высказывают определенные опасения. По их мнению, десталинизация российского общества являлась и продолжает оставаться необходимым элементом реабилитации и успешной интеграции немецкого меньшинства в России.
На текущий момент социологи фиксируют феномен «исторической амнезии» большинства россиян: граждане знают о преступлениях сталинского режима, но отказываются давать им моральную оценку, осуждать их. Опросы свидетельствуют о росте симпатий к фигуре Сталина и о превращении его имени в символ Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.18.Таким образом, формирующийся в России «культ Великой Победы» обеляет самого Сталина и заставляет усомниться в том, что действия в отношении советских немцев были преступны. В Интернете уже появляются многочисленные материалы, рассказывающие о необходимости и обоснованности «эвакуации» немцев Поволжья и европейской части Союза в Сибирь и Казахстан19. От российских немцев все более настойчиво требуют предать забвению «прошлые обиды» и «двигаться дальше»20.
Материалы «Московской немецкой газеты» свидетельствуют о том, что модель «виктимизации», свойственная немецкому меньшинству в 1980-1990 гг., постепенно замещается стратегией «принятия собственной истории». При этом акцент все активнее переносится с проговаривания проблем групповой травмы на героизацию вклада российских немцев в Великую Победу. Примером может служить реализованная сайтом www. rusdeutsch.ru акция «Они приближали Победу. К 65-летию Победы». В рамках этого проекта говорилось о судьбах немцев, работавших на производстве, а также рассказывались единичные истории тех, кто воевал на фронтах, в советской разведке и партизанском движении. Авторы материалов стремились показать патриотизм советских граждан немецкого происхождения, подчеркнуть их лояльность. «Сотни тысяч российских немцев были мобилизованы в годы войны в рабочие колонны. Они ковали металл Победы, приближали ее своим трудом, кто на заводе, кто на стройке, кто на лесоповале. Тысячи немцев получили статус «труженик тыла»... Самым несправедливым ста-
рики до сих пор считают тот факт, что им не дали возможность воевать за Родину - Россию»21.
В целом отношение российского правительства к российским немцам определяется следующими факторами:
- общие принципы национальной политики;
- взаимоотношения с ФРГ;
- «политика памяти» и отношение к преступлениям сталинского режима.
Будучи жертвами двух тоталитарных режимов - гитлеровского и сталинского, - немецкое население современной России получает помощь для возрождения и сохранения своей культуры со стороны как РФ, так и ФРГ.
Формы и методы поддержки российских немцев
В 2010 г. Германия выделила порядка 10 млн евро на этнокультурное возрождение российских немцев. При этом чуть меньше 9 млн расходовалось через Министерство внутренних дел и 1,5 млн - Министерство иностранных дел. Общее руководство программами поддержки осуществляется уполномоченным Федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств, являющимся одновременно членом парламента ФРГ. Ежегодно он делает доклад о положении немецкого меньшинства в Восточной Европе и Центральной Азии.
МВД Германии по договоренности с российской стороной привлекает для организации всей работы по программам поддержки посредническую организацию. На текущий момент ею является Германское общество по техническому сотрудничеству - ГТЦ (Deutsche Gesellschaft für Technische Zusammenarbeit GTZ). Это одно из крупнейших в мире предприятий, оказывающих услуги по техническому сотрудничеству развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Задача сотрудничества заключается в «повышении эффективности работы людей и организаций путем передачи им знаний и навыков, мобилизации этих знаний или совершенствования предпосылок для их применения»22. У ГТЦ/GTZ есть свои филиалы в России и СНГ, распределяющие между собой территории ответственности. К примеру, с июня 1993 г. в Алтайском крае действует «Общество развития Гальбштадт»; в Новосибирской области в ноябре 1993 г. было основано «Общество развития Новосибирск»; за ведение дел на Украине с октября 1993 г. отвечает «Общество развития Одесса».
В первой половине 1990-х гг. в России по поручению немецкого правительства действовали и другие гуманитарные организации. Кредитное общество возрождения (KfW) и Объединение немецких культурных связей за границей (VDA) занимались преимущественно теми же проблемами, что и ГТЦ, но концентрировали свои усилия на других регионах Российской Федерации. Так, VDA работало на Волге, в местах прежнего компактного проживания поволжских немцев, KfW - в Омской области, где находится Немецкий национальный
район Азово. Однако в 1996 г. ГТЦ добилась от правительства ФРГ монопольного права в реализации нового проекта для российских немцев -«Брайтенарбайт»/«ВгейепагЬеЬ>, в рамках которого ГТЦ поручалась организация курсов немецкого языка по всей территории России. Эта работа стала ключевой в деятельности центров немецкой культуры, она дополнялась различными кружками (хорового пения, народного танца, литературные кружки и т.д.) и клубами по интересам (клубы для пожилых людей и трудармейцев, молодежные клуб, клубы для бизнесменов, женские клубы и т.д.). ГТЦ одновременно финансировало организации различного уровня: от местных до федеральных.
Следует учитывать тот факт, что ГТЦ является коммерческой структурой, и порядка трети выделяемых Германией на нужды российских немцев средств уходило на оплату услуг самой ГТЦ. Непрозрачность конкурсов по отбору проектов и недоступность финансовой отчетности спровоцировали трения ГТЦ с крупными организациями российских немцев. Их руководители заявили, что ГТЦ не действует как беспристрастный посредник, а дублирует функции российских организаций и слишком откровенно вмешивается в дела немцев России, используя предоставляемые ей средства для манипулирования и политического контроля.
На сегодняшний день наблюдается существенное перераспределение ресурсов, направляемых на поддержку немецкого меньшинства в России. Структуры самоорганизации российских немцев, созданные по инициативе Международного союза немецкой культуры (МСНК), стремятся добиться передачи в их ведение компетенции ГТЦ. МСНК на текущий момент является наиболее влиятельной и крупной организацией российских немцев и, несмотря на неконкретность названия и заявленную «международность», представляет именно их интересы. В 2008 г. ему удалось реализовать первый «пилотный» проект, когда в ведение МСНК были переданы вопросы распределения средств из Германии и реализация программ этнокультурного развития немцев, живущих в Уральском и Центральном федеральных округах.
Пафос данной реформы заключался в том, что российские немцы хотели сами определять, на что и в каких объемах должны тратиться выделенные Берлином суммы. Это позволило снизить операционные расходы и сделать все процедуры более демократичными. В 2009 и 2010 гг. были реализованы второй и третий «пилотные» проекты, в результате которых МСНК принял ответственность за организации российских немцев Урала, Сибири и Дальнего Востока, а за ГТЦ оставлена только функция финансового мониторинга. На всей территории Российской Федерации вопросы финансовой, организационной и иной деятельности решают теперь Межрегиональные координационные советы, в которые включаются все имеющиеся на той или иной территории немецкие культурные центры. Выйдя на прямой диалог с германским правительством, немцы на территории России добились довольно существенной степени
самоуправления и автономии. Этого, к сожалению, не происходит ни в Казахстане, ни в Украине, ни в других странах СНГ.
В качестве официального представителя российских немцев, репатриировавшихся в Германию, выступает Землячество немцев из России. Оно получает небольшие средства от МВД Германии, а также от министерств федеральных земель (к примеру, от Министерства внутренних дел, спорта и интеграции Земли Нижняя Саксония) для осуществления партнерских проектов с российской стороной (в лице МСНК, региональных центров немецкой культуры и российско-немецких домов).
Министерство иностранных дел Германии финансирует культурные проекты через свои собственные каналы. Ключевыми получателями средств являются в данном случае Немецкий культурный центр им. Гете (Гете-Институт), Германская служба академических обменов (DAAD), посольство и консульства ФРГ в Российской Федерации, а также ряд иных организаций, осуществляющих международные инициативы. К числу последних относится, к примеру, Институт внешних связей23, поддерживающий славгородскую немецкоязычную газету «Zeitung für dich»/«Газета для тебя» (Алтайский край).
Гете-Институт ежегодно выделяет несколько десятков стипендий для обучения российских немцев на интенсивных языковых курсах. При этом от соискателя требуется написать автобиографию с указанием своего немецкого происхождения и мотивационное письмо, а также предоставить рекомендации от местной немецкой организации, института, отделения ГТЦ. В 2010 г. Гете-Институт начал реализовывать проекты совместно со структурами самоорганизации немцев в России. Вместе с МСНК он патронирует проект «Авангард», призванный воспитать новую немецкую элиту.
В рамках двух программ стажировок DAAD резервируется определенная квота для российских немцев. Подавая заявку на «Летние вузовские курсы немецкого языка в Германии» и/ или «Семестровые стипендии для германистов-филологов», необходимо сделать пометку RD (Russlanddeutsche/«Российский немец») в правом верхнем углу бланка заявки и указать это в автобиографии. По заявлениям сотрудников DAAD из года в год квота на российских немцев остается «невыбранной». Они объясняют этот факт высокими требованиями к заявкам конкурсантов. Учитывая, что в большинстве своем немцы России живут в сельской местности и не имеют необходимого образовательного потенциала, а подчас и утеряли навыки «родного» языка, неудивительно, что заявок от них немного24.
Директор представительства DAAD в Москве профессор Праль заметил, что от конкурсантов не требуется никаких документальных подтверждений принадлежности к числу российских немцев. «Многие российские немцы подают заявки не как немцы. Мы потом видим по резюме, что «моя бабушка была немкой» или «мой дедушка родом из Саксонии или Швабии». Такие заявки мы откла-
дываем в категорию «российские немцы» - у них попросту больше шансов. Далее следует отметить, что все 18 программ DAAD для Российской Федерации доступны, разумеется, всем гражданам страны. Нет никаких квот по национальностям. Но в случае с вышеназванными двумя программами для студентов имеются особые квоты. По моему мнению, квоты - это не очень хорошо. Мы хотим помогать кому-то не потому, что он - российский немец, а потому, что он - российский немец и хорошо учится. Тогда мы готовы его поддержать»25.
Посольство и консульства ФРГ не реализуют отдельных программ поддержки российских немцев, но получают финансирование МИД Германии под определенные, непродолжительные проекты. Это могут быть конференции, выставки, конкурсы, викторины, праздничные вечера и т.д. Для новосибирского и екатеринбургского консульств такое направление работы является уже традиционным.
Российская сторона на текущий момент осуществляет федеральную целевую программу «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 гг.», госзаказчиком которой выступает Министерство регионального развития РФ. Ежегодно проводятся конкурсы по реализации как инфраструктурных (в основном строительство), так и культурных проектов. Участвовать в этих конкурсах могут не только организации российских немцев, но и любые другие подрядчики. Однако, учитывая особенности документооборота и бюрократические сложности, стороннему предпринимателю очень трудно выиграть тендер. МСНК успешно реализует массу этнокультурных проектов. Основная же масса средств, выделяемых на развитие инфраструктуры, уходит в Сибирь - в немецкие национальные районы Омской области и Алтайского края, Новосибирск и т.д.26
Ключевым институтом координации усилий российской и германской сторон в их стремлении поддержать культуру российских немцев является Межправительственная комиссия по поэтапному восстановлению государственности российских немцев. Начальный этап ее деятельности (1992 г.) характеризовался активностью в политической сфере и работой по реализации экономических проектов. В 1993-1994 гг. ориентиром в работе комиссии стала поддержка немецких национальных районов. С середины 1990-х гг. комиссию во всех СМИ стали именовать «Межправительственной комиссией по проблемам российских немцев», и акцент в ее работе сместился с политического на культурное поле. Все большее внимание стало уделяться вопросам сохранения языка, национальной идентичности и национально-культурной самобытности этнических немцев. Среди насущных проблем, активно обсуждаемых на заседаниях комиссии в 2002-2003 гг., был вопрос собственности, построенной на средства Германии по линии гуманитарной помощи. В 2007 г. на 13-м заседании комиссии были названы такие новые приоритеты, как языковая работа для детей и молодежи, молодежная работа, помощь трудармейцам и репрес-
сированным, поддержка центров встреч, РНД и немецких национальных районов27.
Заседания Межправительственной комиссии проводятся регулярно, примерно раз в год. На них утверждается общий объем финансирования и обязательств в пользу российских немцев с обеих сторон, там же формируется список совместных проектов, поддерживаемых и РФ, и ФРГ. Сопредседателями выступают Кристоф Бергнер, уполномоченный федерального правительства Германии по делам переселенцев и национальных меньшинств, парламентский статс-секретарь в Министерстве внутренних дел Германии, и Максим Травников, заместитель министра регионального развития Российской Федерации.
На последнем заседании, состоявшемся в Потсдаме 15-16 апреля 2010 г., обе стороны «приветствовали шаги, предпринятые в целях расширения партнерских связей между общественными организациями российских немцев в Российской Федерации и организациями поздних переселенцев, постоянно проживающих в Федеративной Республике Германия. На сегодняшний день на основе договора о партнерстве между Международным союзом немецкой культуры и Землячеством немцев из России, а также между Немецким молодежным объединением и Молодежным и студенческим объединением немцев из России
были заключены в совокупности 18 региональных соглашений о партнерстве»28.
Следует учитывать, что никто не отменял протокол о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев29. Сейчас Министерство регионального развития РФ выдвигает инициативу по его пересмотру и «обновлению». Москва высказывает пожелание пересмотреть сам концепт «российские немцы», включив в него и тех немцев, которые репатриировались из стран СНГ в Германию. Берлин не соглашается на подобную подмену понятий. В сентябре 2011 г. Кристоф Бергнер заявил: «Мы хотим соглашения, касающегося определенной, исторически обусловленной этнической группы - российских немцев, проживающих в России, но мы не хотим подписывать договор, объектом которого становится общественность Германии российского происхождения. Кроме того, не решено, как в новом документе будет отражен вопрос о незавершенной реабилитации российских немцев»30.
Как мы видим, структура организаций, оказывающих помощь российским немцам, со стороны обоих государств довольно сложная (см. схему). Она требует больших организационных расходов на свое поддержание и нуждается в оптимизации.
Немецкое общественно-политическое движение в начале XXI в.
Современные российские немцы представляют собой чрезвычайно гетерогенное сообщество. Это выражается и в разнообразии действующих здесь организационных структур: на сегодняшний момент в России работает порядка 400 организаций российских немцев местного, регионального и федерального уровней. Рассмотрим некоторые из них. Несмотря на распад в начале 1990-х гг. Всесоюзного общества советских немцев (ВОСН) «Возрождение», его местные ячейки и локальные организации продолжают действовать в ряде российских регионов, а также в Казахстане.
После учреждения в 1997 г. Федеральной национально-культурной автономии «Российские немцы» (ФНКА РН) во многих областях и краях России возникли местные (городские, районные) и региональные НКА. После неудавшейся попытки руководства этой организации добиться статуса, равного субъекту федерации, между государственными структурами и ФНКА наступает охлаждение. Она была фактически приравнена к общественным организациям, хотя до этого имела уникальный статус «социально-государственного партнерства». Наряду с «Возрождением» и НКА в каждом из российских регионов может функционировать Центр немецкой культуры (Центр культуры российских немцев) или Центр любителей немецкого языка. Нередко исследователи объединяют их всех под названием Центр немецкой культуры (ЦНК.) Эти структуры стремятся держаться как можно дальше от политики и концентрируют свое внимание на вопросах культуры и преподавания немецкого языка.
В населенных пунктах с большой немецкой составляющей по инициативе муниципальных властей нередко учреждаются российско-немецкие дома (Москва, Калининград, Томск, Барнаул, Новосибирск и т.д.). Эти учреждения могут иметь различный статус: государственное учреждение культуры, некоммерческая организация и т.д. Они выступают в качестве общей площадки и нередко предоставляют свои помещения всем немецким организациям региона. Их финансирование осуществляется чаще всего на паритетной основе. Российско-немецкий дом является эффективной формой работы в пользу российских немцев, но при этом он становится значимым культурным центром и для местного ненемецкого населения. К примеру, российско-немецкий дом в Москве (РНДМ) с 1997 г. служит местом встреч российских немцев, проводит культурные мероприятия и организовывает курсы немецкого языка. В нем расположены офисы всех головных организаций и союзов российских немцев федерального уровня. Дом находится под патронажем германского и российского правительств. Финансовую ответственность за РНДМ несет Германское общество по техническому сотрудничеству (ГТЦ/ОТ7).
Наконец, функции культурного центра российских немцев могут выполнять религиозные структуры. К примеру, лютеранский приход в Ека-
теринбурге и местный Центр немецкой культуры (ЦНК), по сути, являются двуединой организацией. Традиционная обрядность российских немцев базируется на соблюдении христианских праздников и обычаев, так что люди, приходящие в церковь, могут руководствоваться как религиозными мотивами, так и поисками своей «немецкости».
В немецкой терминологии все это многообразие именуется просто Центрами встреч (ЦВ)/ Begegnungszentren. Очевидно, что в одном городе может находиться несколько организацией одновременно. Подчас это порождает конфликты. В Санкт-Петербурге местный Центр встреч работает при лютеранской церкви Святого Петра (Петрикирхе), но в регионе также есть местные и региональные НКА (Санкт-Петербург и Ленинградская область), а также Центр немецкой культуры и примирения Ларисы Кноль. Еще более сложной является ситуация в Сибири, где проживает большинство российских немцев и сохраняются места их компактного поселения. Рассмотрим пример Омской области. Центром возрождения и развития этнической культуры российских немцев является Азовский немецкий национальный район (АННР)31. Он был образован 17 февраля 1992 г. из 7 сельсоветов 5 смежных районов области. В состав района вошло 29 (ныне 28) населенных пунктов, в 16 из которых немцы составляли большинство. Административным центром стало село Азово. Несмотря на то что район официально не имеет никакого особого «национального» статуса (кроме как присутствия этого слова в названии), на практике именно он стал одним из основных получателей финансовой помощи в рамках программ поддержки немецкого меньшинства32.
Образование АННР и Немецкого национального района на Алтае виделось российскими властями как оптимальный выход из сложившейся к началу 1990-х гг. ситуации, когда шанс восстановления республики в Поволжье был упущен33, а эмиграция немцев из России в ФРГ с каждым годом увеличивалась. Символическая значимость АННР как территориального «очага» российских немцев очень высока. Именно сюда направляется большое число немецких переселенцев из Казахстана и Средней Азии. В целом в Омской области проживает 76 тыс. российских немцев34, при этом регион располагает самой большой в России сетью организаций, центров и филиалов немецкой культуры. В регионе функционируют одна областная и пятнадцать местных немецких национально-культурных автономий, три региональные и одна городская общественные организации, сорок один центр и одиннадцать филиалов немецкой культуры35.
Одно из главных направлений в деятельности общественных организаций российских немцев Омской области - это подготовка и переподготовка кадров, повышение их квалификации. Уже несколько лет областной колледж культуры и искусств на основании договора с Немецкой НКА Омской области выпускает специалистов для работы в центрах немецкой культуры и в учреждениях
культуры, расположенных в населенных пунктах с компактным проживанием российских немцев. Кроме того, государственное образовательное учреждение «Региональный инновационный центр» предлагает свои услуги в сфере переподготовки кадров по специальности «Менеджмент в центрах немецкой культуры», а Омский государственный педагогический институт продолжает готовить учителей немецкого языка с учетом этнокультурного компонента. С недавних пор в средней общеобразовательной школе «Wiedergeburt» г. Омска самые талантливые ученики из числа российских немцев получают стипендии от Международного союза немецкой культуры.
В Омской области активно ведется диалог и сотрудничество организаций российских немцев с властными структурами. В настоящее время здесь создана определенная система координации и взаимодействия между организациями и учреждениями российских немцев. В состав Совета немецкой национально-культурной автономии на правах физических лиц входят руководители Азовского немецкого национального района и лидеры всех общественных организаций. Основными и равноправными партнерами Немецкой национально-культурной автономии (ННКА) на уровне региона выступают Омское областное общественное движение российских немцев «Возрождение», «Союз немцев Сибири» и Омский детский центр немецкой культуры «Hoffnung». ННКА является юридическим лицом и одним из главных партнеров Омского филиала ГТЦ. Также в райцентре Азово успешно работает Языковой методологический центр, готовящий учебные пособия и рекомендации для обучения школьников немецкому языку как родному.
В строгом соответствии с Законом «О национально-культурной автономии» Совет автономии учредил четыре районных отделения, которые координируют деятельность центров немецкой культуры, филиалов и общественных организаций по следующим направлениям: национальная культура, образование, молодежная работа, история и краеведение. Эти учреждения организуют курсы по подготовке/переподготовке кадров и повышению их квалификации в сфере культуры и образования, проводят обучающие семинары, конкурсы, фестивали, олимпиады школьников по немецкому языку и истории немцев России, лингвистические лагеря, молодежные исторические чтения, этнографические экспедиции, акции по поддержке ветеранов войны и труда и т.д.
Проявляет активность и Евангелическо-лютеранская церковь. В городе Омске она организовала свой собственный Центр встреч, который призван обеспечить сохранение и углубление немецкой идентичности. Здесь же открыта библиотека, работают языковые курсы, проводятся еженедельные мероприятия, посвященные государственному устройству Германии, ее достопримечательностям, культуре и традициям36. Кроме того, в этом регионе активно работает «зонтичная» организация - «Ассоциация нем-
цев Сибири», которая призвана координировать межрегиональные проекты.
На федеральном уровне до недавнего времени существовала не менее пестрая картина. Но здесь среди споров и столкновений интересов различных организаций ключевым был конфликт между Федеральной национально-культурной автономией «Российские немцы» (ФНКА РН) и Международным союзом немецкой культуры (МСНК). Кроме исторически возникших противоречий и личных антипатий, в основе конфликта лежал важнейший для судеб немецкого меньшинства в России вопрос о реабилитации. По мнению идеолога ФНКА РН Гуго Густавововича Вормсбехера, истинной реабилитацией российских немцев может считаться только предоставление им территориальной автономии. Идеальным здесь было бы поэтапное восстановление Республики немцев Поволжья либо как отдельного региона, либо в рамках Саратовского края. Однако возможны и другие варианты, например создание немецкой территориальной автономии в Калининградской области. По мнению Г.Г. Вормсбехера, всякого рода этнокультурные проекты в пользу российских немцев призваны «быть анестезией». «Из фондов этих программ прикармливается воинственное руководство подрядных и посреднических организацией. Для них тема республики - запретна, потому что при ее восстановлении им придется потерять источники финансирования»37.
МСНК как раз является такого рода посредником. Он декларирует отказ от политических и территориальных амбиций в пользу этнокультурных проектов. «Для нас реабилитация - это выученный заново немецкий язык, возможность заниматься любимым делом профессионально и не бояться быть немцем здесь, у себя дома», - сообщила нам в ходе интервью Ольга Мартенс, заместитель председателя МСНК. Это ключевое идеологическое различие порождает две стратегии: ФНКА отказывается от проектной деятельности, упирая только на политическую составляющую, МСНК активно включается в программы РФ и ФРГ по поддержке немецкого меньшинства. Заметим, что в 1990-х гг., когда движение российских немцев было очень сильно политизировано, ФНКА имела реальную базу и поддержку. Но по мере разочарования в национальной политике России и массового выезда немцев в Германию она оказалась обескровленной. При этом МСНК, наоборот, сумел приобрести симпатии как власть имущих, так и немцев, остающихся жить в российских регионах. Опосредованно или напрямую контролируя финансовые потоки, председатель МСНК Генрих Мартенс сумел объединить под своим руководством почти все местные Центры встреч в единую Ассоциацию. Стратегической победой можно считать создание в 1997 г. Немецкого молодежного объединения (НМО), которое тоже входит в МСНК в качестве одного из членов. Это выделяет МСНК как единственную федеральную организацию российских немцев, имеющую молодежный потенциал, а значит, и будущее.
Такого было положение дел до недавнего времени. 5 апреля 2009 г. Генрих Мартенс организовал внеочередной съезд ФНКА РН, на котором его противники отсутствовали. После непродолжительных уговоров сомневающихся участников съезда Г.Г. Мартенс был избран Президентом ФНКА. Началась продолжительная судебная тяжба между «старым» и «новым» руководством ФНКА. Но фактически уже весной 2009 г. и МВД Германии, и Минрегион РФ признали Г. Мартенса главой ФНКА «Российские немцы».
Старое руководство попыталось опереться на коллег из стран СНГ. Был создан Координационный совет Международного союза общественных объединений немцев, в состав которого вошли представители Казахстана, Украины, Молдовы, Германии и России. Однако никакой помощи эта структура оказать не смогла. Ее возникновение свидетельствует скорее о тех опасениях, которые испытывают в отношении МСНК старые немецкие элиты стран СНГ. Особенно верно это замечание в отношении председателя Совета ассоциации общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение» А.Ф. Дедерера.
С 2009 г. Г.Г. Мартенс является одновременно и президентом ФНКА, и руководителем МСНК. Согласно его заявлениям, ФНКА должна стать парламентом российских немцев, а МСНК - правительством. «После многих лет разобщенности российские немцы заговорили единым голосом. Теперь мы имеем единое общественно-политическое движение»38. МСНК добился принципиального от Кристофа Бергнера решения о передаче в его ведение Информационно-образовательного центра (БИЦ/ВК), который напрямую финансируется германским правительством. Особенность этой структуры заключается в том, что ее деятельность охватывает все пространство СНГ. Филиалы БИЦ особенно активны в Казахстане и в Украине. Посредством серии семинаров этот центр готовит высококвалифицированных специалистов в различных областях знания: краеведение, история и культура российских немцев, психология, межкуль-турные коммуникации и т.д.
Участники занятий становятся «мультипликаторами», то есть по возвращении домой они должны провести аналогичные семинары для местного сообщества. Благодаря этой сети удавалось обеспечивать циркуляцию людей и информации между всеми немцами стран СНГ. По идее это должно было замедлить процесс расщепления российских немцев на казахстанских, украинских, узбекских, собственно российских и т.д. Однако БИЦ не оправдал этих ожиданий, и МСНК жестко критиковал его за проведение «сектантской» работы только среди своих мультипликаторов. Именно с целью оптимизации деятельности общественных немецких структур БИЦ собираются передать МСНК. Но пока реализация этого решения отложена, так как возникла необходимость согласовать его с руководителями немецких организаций-партнеров в странах СНГ, а они высказывают некоторое неодобрение и желают сохранения контроля ГТЦ над БИЦ.
Большинство немцев в России проживает дисперсно, но в то же время в Сибири существуют места их компактного поселения. Эффективно функционируют два так называемых немецких района. Никакого особого статуса эти муниципальные районы по закону не имеют. Однако на практике Азовский Немецкий национальный район Омской области и Немецкий национальный район Гальбштадт Алтайского края получают большую часть финансирования по российским программам поддержки немецкого меньшинства. Их руководители входят в состав Межправительственной комиссии, они являются политиками и функционерами первого ранга в движении российских немцев. Бруно Генрихович Рейтер, руководивший Азовским районом с момента его основания (1992 г.), входил в состав «старого» руководства ФНКА. Но весной 2010 г. он проиграл муниципальные выборы Виктору Германовичу Сабельфельду, который поддерживает хорошие отношения с МСНК. После нескольких месяцев раздумий Б.Г. Рейтер присоединился к «новому» руководству ФНКА39. Тот факт, что руководство обоих районов сейчас поддерживает линию Г. Мартенса, делает его позиции еще более прочными.
Именно эти районы рассматриваются на текущий момент как возможные базы для качественного роста движения российских немцев. Ведь немецкий язык изучается и используется в качестве родного языка главным образом в местах компактного проживания российских немцев -в общеобразовательных школах, дошкольных и внешкольных учреждениях немецких национальных районов и муниципальных образований. Именно они могут стать при соответствующей языковой политике основными центрами сохранения и развития языковой культуры российских немцев. На деле только там немецкий язык можно использовать как язык обучения, язык общения, язык бытовой культуры и производственной де-ятельности40.
Подчеркнем, что большое число этнокультурных объединений вовсе не говорит о высоком качестве их работы. Однако у движения российских немцев есть большой потенциал для развития как на внутриполитической, так и на международной арене. Ведь эта этническая группа обладает уникальным ресурсом - принадлежностью к двум большим культурным ареалам и языковым по-лям41. Используя это преимущество, российские немцы становятся естественными посредниками между Европой и Россией.
В то же время довольно часто имеют место конфликты, связанные с плохой координацией структур самоорганизации российских немцев, германских и российских служб, призванных осуществлять поддержку этой группы. В большинстве случаев противоречия связаны с особенностями текущего политического момента и интересами задействованных сторон. Но подчас в основе противоречий лежит различное понимание базовых концептов. Для Германии важна идея «этнической нации», базирующейся на культурном единстве.
Российские немцы в этом случае рассматриваются как проживающая за границей часть немецкого народа. Российская стратегия ориентирована на реализацию проекта «гражданской нации», основанной на формировании у жителей страны общегосударственной идентичности и лояльности. Для Москвы российские немцы выступают именно как россияне немецкого происхождения.
Находясь в зависимости как от российского, так и от германского политического процесса, российские немцы научились проявлять двойную лояльность - и в отношении Москвы, и в отношении Берлина. Внутренние горячие споры о вопросах реабилитации репрессированного народа уступили место прагматичной позиции, которая позволяет использовать «пограничное» положение в качестве социального ресурса и культурного капитала. При этом каждая из заинтересованных сторон получает желаемое: Россия - гражданскую лояльность своих соотечественников немецкого происхождения, Германия - сохранение этнической идентичности и специфики «немецких соотечественников» в России, российские немцы - ресурсы и возможности развития своей этнической группы.
Никому при этом не требуется теоретическая прозрачность и четкость политологических дефиниций и понятий. Германия - немецкая диаспора - Россия как ключевые акторы подчас в своей деятельности в отношении российских немцев руководствуются различными принципами и целями. Это иногда приводит к трениям и конфликтам. Но в целом можно резюмировать, что немецкая диаспора является значимым положительным элементом российско-германских отношений.
Kasatkin P. I., Kurske V. S., Valiev I. A. The Role of German Diaspora in Russian-German Relations.
Summary: German Diaspora played and plays significant role in Russian-German relations. It is very important for cooperation in humanitarian sphere, education and culture. Key actors are Germany as «the external homeland», German diaspora and Russia as «the accommodation country». In the activity concerning the Russian Germans all three parties are guided by various principles and purposes that sometimes leads to tensions and the conflicts. But as a whole we have to note that the Russian Germans became a constructive link between Germany and Russia.
------------- Ключевые слова --------------------------------------- Keywords ----------
Диаспора, российские немцы, Германия, Россия, Diaspora, Russian Germans, Germany, Russia, historical
историческая память, идентичность memory, identity
Примечания
1. Brubaker R. National Minorities, Nationalizing States, and External National Homelands in the New Europe // Daedalus, Vol. 124, No. 2, What Future for the State? (Spring, 1995), pp. 107-132. - URL: http://www.jstor.org/stable/20027299
2. Национальный состав России по переписи 2002 года. - URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17
3. Национальный состав Казахстана по переписи 2009 года. - URL: http://www.stat.kz/p_perepis/Pages/default.aspx
4. См.: Лукьянчикова М.С. Проекты Гете-института для немецкого меньшинства в Российской Федерации - меры помощи по
поручению Министерства иностранных дел Германии // Актуальные вопросы изучения и преподавания немецкого языка: язык как основа сохранения и развития идентичности российских немцев. Материалы международной научно-практической языковой конференции. М.: МСНК, 2010. 140 с. С. 69-76.
5. Deutsche Minderheiten (Немецкие меньшинства) - http://www.goethe.de/lhr/prj/dtm/udp/beg/deindex.htm
6. Трагедия мирного населения Германии в конце Второй мировой войны. - URL: http://www.otvoyna.ru/germaniya2.htm
7. «Немецкий союз изгнанных»: немцы — тоже жертвы Второй мировой войны. - URL: http://vlasti.net/news/72813;
8. Официальный сайт Союза изгнанных (Bund der Vertriebenen) - URL: http://www.bund-der-vertriebenen.de/
9. «Переселенец» (в 1951-1992) - согласно Федеральному закону об изгнанных немцах, -это тот, кто принадлежит к немецкому народу или государству и покинул бывшие германские восточные области, Албанию, Болгарию, Китай, Данциг, Эстонию, бывшую Югославию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, бывший Советский Союз, бывшую Чехословакию или Венгрию в период после окончания массовых мероприятий по изгнанию немцев, (т.е. примерно с 1951) до 01.01.1993г.
10. «Поздний переселенец» (с 1993 по текущий момент) - человек немецкого происхождения, рожденный в республиках бывшего Советского Союза, Эстонии, Латвии или Литвы и переселившийся в Германию согласно закону об изгнанных немцах после 31.12.1992 г. Переселенцы из других стран принимаются только в том случае, если они смогут документально доказать факты дискриминации и притеснения по национальному признаку.
11. Bundeskanzlerin Angela Merkel erinnert auch an das Schicksal der Vertriebenen. - URL: http://www.bund-der-vertriebenen.de/ presse/index.php3?id=897
12. Зюзин С. «Что немцу хорошо». Интервью с Кристофом Бергнером. - URL: http://www.rg.ru/2008/04/24/reg-altaj/bergner.html
13. См.: Выступление Максима Травникова, заместителя министра регионального развития РФ, и Александра Журавского, директора Департамента межнациональных отношений Минрегиона России в программе «Мы» 17.03.2010 «Эхо Москвы». - URL: http://www.echo.msk.ru/programs/we/663418-echo/
14. Конференция МАИИКРН-2010. - http://www.rusdeutsch.ru/?amenu1=2042
15. Сиро Х. Целиноград, 1979 г.: К вопросу о несостоявшейся немецкой автономии в Казахстане. - URL: http://src-h.slav.hokudai.ac.jp/ publictn/acta/20/asi20-230-resnotes.pdf; Постановление Политбюро ЦК КПСС «Об образовании Немецкой автономной области в Казахстане». - URL: http://forum.turan.info/showthread.php?s=c9e0e94c0d7ddf01514b8c8a55e78fda&p=37150&mode=threaded
16. О Федеральной целевой программе развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997 - 2006 годы. - URL: http://www.zonazakona.ru/law/ukaz/9000/; http://docs.pravo.ru/document/view/13750925/9649245/
17. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 -2012 годы». - URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/241; www.rusdeutsch.ru/file/Federales_ Zielprogramm2008_ru.doc
18. Черепова П. Россияне о Сталине. - URL: www.levada.ru/press/2010030507.html
19. Иванов С. История Русских Немцев. Часть II. Руссификация. - URL: http://russianrevolution.narod.ru/romanov/sovjetdeutsch.htm
20. Мартенс Г.Г. Правовая и социальная реабилитация немцев — что делается? - Московская немецкая газета. - 27.08.2009 - URL: http://www.ru.mdz-moskau.eu/index.php?date=1251357939&godnum=
21. Они приближали Победу. К 65-летию Победы. - URL: http://www.rusdeutsch.ru/?amenu1=2040
22. Официальный сайт ГТЦ/GTZ. - http://www.gtz.de/ С 2011 года GTZ переименована в GIZ (Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit)
23. Официальный сайт Института внешних связей. - http://www.ifa.de
24. Летние вузовские курсы немецкого языка в Германии. - http://www.daad.ru/?m=1.5&seite=1_5_1a&id=13; Семестровые стипендии для германистов-филологов. - http://www.daad.ru/?m=1.5&seite=1_5_1a&id=15
25. «Мы готовы поддержать российских немцев, если они хорошо учатся». - http://www.rusdeutsch.ru/?news=1018&menu=&f_ date1 = 1178827200&f_date2=1178913599&NewMonth=5&SetMonth=5&NewYear=2007
26. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы" - www.rusdeutsch.ru/file/Federales_Zielprogramm2008_ru.doc
27. Официальная страница Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев. - http:// rusdeutsch.ru/?menu=15&level2=&z=1
28. XVI заседание Межправительственной российско-германской комиссии по проблемам российских немцев. - http://rusdeutsch. ru/?menu=15&menu0=47&menu01 = 164&z=1
29. Протокол о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев. - http://www.rusdeutsch. ru/?hist=1&hmenu01=58&hmenu0=10
30. А судьи кто? Кристоф Бергнер об ответственности Германии и России перед российскими немцами. - http://www.ru.mdz-moskau.eu/index.php?date=1315480564&godnum=
31. В Алтайском крае с 1991 года также существует Немецкий национальный район Гальбштадт, в то время как идея создания немецкого национального округа в Волгоградской области не была реализована.
32. Официальный портал Азовского немецкого национального района. - URL: http://azov.omskportal.ru/ru/municipal/ localAuthList/3-52-201-1/officialsite.html
33. С 1918 по 1941 г. в составе РСФСР существовала административно-территориальная автономия немцев Поволжья со столицей в г. Энгельс.
34. Официальный портал Правительства Омской области. - URL: http://www.omskportal.ru/ru/government/generalInfo/Population.html
35. Немцы Омской области сегодня. - URL: http://omskrusdeutsch.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59&Itemid=82
36. Лютеране в Омске. - URL: http://omskrusdeutsch.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=132&Itemid=82
37. Российские немцы: проблемы реабилитации. - URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3476830,00.html
38. Мартенс Г.Г. Российские немцы открыли новую страницу в своей истории! - URL: http://rusdeutsch.ru/?news=2309&date_ b=23.09.2010&z0=&z1 =
39. Орел или решка? - URL: http://www.ru.mdz-moskau.eu/index.php?date=1269510648&godnum=
40. Концепция сохранения и развития культуры немцев Российской Федерации в XXI веке. - URL: http://www.rdinfo.ru/article. php?mode=view&own_menu_id=30330
41. Русский и немецкий языки принадлежат к числу «мировых» языков. На каждом из них говорит более 100 млн человек. Оба языка обладают продолжительной и богатой литературной традицией.