ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
государственных структур управления и резкое сокращение сельскохозяйственного производства побудили многих жителей Калмыкии двинуться в поисках средств к существованию в другие, более экономически развитые регионы.
1. Госкомстат учитывал миграцию во всех регионах (за исключением Чеченской Республики, где текущий учет не велся, и миграция оценивалась по данным других регионов), он производил оценку экстренных миграций при расчете численности населения путем «снятия» населения с Чечни и перераспределения его в пользу соседних регионов.
2. Калмыкия в цифрах. Статистический сборник. Элиста, 2008.
3. Естественное движение и миграция населения Республики Калмыкия-Хальмг Тангч. Элиста, 1993. С.21.
4. Естественное движение и миграция населения Республики Калмыкия за 1999 год. Элиста, 2000. С.21
5. Миграция населения Республики Калмыкия в 2007 году. Элиста, 2007. С.11
6. Мкртчян Н.В.Миграционная ситуация в ЮФО // chairs.stavsu.ru/geo/Conference/c1-39.html
7. При гендерном анализе выявляется следующая тенденция: во внутренних миграциях более активны женщины, таким образом, подтверждается одно из правил английского ученого Э. Равенстайна.
8. Что касается социологических опросов, то в современной Калмыкии они проводились всего два раза. В 2005 г. Центр этносоциальных исследований КИГИ РАН провел опрос для изучения возможностей и места реализации своих способностей, знаний и сил опрашиваемым населением. Респондентам был предложен следующий вопрос: «Где на Ваш взгляд, вы смогли бы лучше реализовать себя, свои силы, знания способности?». Для ответа предложены следующие варианты ответов: «в Калмыкии», «за пределами Калмыкии», «за пределами России» и «трудно сказать». Около 50% респондентов предпочитают самореализовываться на территории республики, 15% за пределами Калмыкии, 5% желают выехать за рубеж и около 30% затруднились с ответом на поставленный вопрос. В 2008 г. Центр этносоциальных исследований КИГИ РАН провел соцопрос для выявления причин, способствующих формированию потенциальных мигрантов.
9. Уровень жизни населения Республики Калмыкия. Статистический сборник. Элиста, 2008.
10. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Калмыкия. Элиста. 2005. Ч.2. С.8; Калмыкия в цифрах. Статистический сборник. Элиста, 2007. С.20
КОМАНДЖАЕВ Е.А.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАЛМЫКОВ XVH-XVIII ВВ. КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ
Правовое сознание можно определить как объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение обществ, групп, индивидов к праву и правовым явлениям в общественной жизни [1]. Правосознание - это оценка права, существующая в сознании, формирующая мировоззрение человека и общества. Правосознание представляет собой основу правовой жизни государственно-организованного общества [2]. Оно возникло вместе с формированием государства и присуще любому обществу и индивиду. Правосознание оказывает активное воздействие на поведение членов общества, способствует консолидации граждан, поддержанию и укреплению правопорядка. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой стабильности государства.
На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с моралью, культурой, религией, философией. Правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества. Важные ценности правовой культуры мы можем найти в древнейших памятниках права, которые представляют собой первые проявления правового сознания людей. Правосознание народа находило свое отражение в нормативно-правовых актах, в юридической науке.
Правовые нормы оказывают воздействие на развитие правосознания населения, формирование обоснованных, справедливых суждений, о субъективных правах и обязанностях. В то же время в разработке правовых актов большую роль играет массовое правосознание народа.
Обычное право - это система норм, правил поведения, основывающихся на обычае, и регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо для данной этнической или социальной группы [3]. В праве под обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку людей [4]. Обычаи, санкционированные государством, становятся правовыми обычаями. Обычное право формировалось на основе обычаев, существовавших еще в догосударственном обществе. Преобразуясь в систему обычного права, правила, сложившиеся в родовом обществе, значительно изменяются, отражая интересы государства и правящих социальных групп. Обычное право было широко распространено в рабовладельческом обществе и в период раннего феодализма. Некоторые законодательные акты, издававшиеся в период раннего феодализма, представляют собой своды обычного права.
130
№ 1(20), 2010 г.
С централизацией государственной власти и созданием крупного государства обычное право перестает действовать. Государство санкционирует те обычаи, которые отвечают его интересам. Санкционированные обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения.
Китайские и мусульманские источники указывают, что многие законы, существовавшие у монголов, происходят из народных обычаев [5]. У кочевых народов имеются две особенности законов: 1) несмотря на строгость наказания от него всегда можно откупиться, причем воровство, лишающее кочевника средств существования, считалось тяжким преступлением; 2) разрешение самосуда, или в случае совершения кем-либо из чужих преступления, - набега на племя виновного и возмездия.
Во многом законотворческий опыт предшественников явился правовой основой созданной в начале XIII в. Монгольской империи. В 1206 г. на общем собрании князей Темучин (Темуцзин) объявлен императором под именем Чингис-хан. До Чингис-хана существовало немало законодательных распоряжений, но из них нам известны из летописей весьма немногие. Все эти правила основаны были на народных обычаях и, так как у древних монголов не было письменности, сохранялись устно. Они то и представляли собой древний Ясак. По сообщениям персидских историков Монголии Джувейни и Хондемира, «все законы и постановления Чингис-хана собраны им и написаны в книгах, называющиеся «великой Ясой», но, естественно, Чингис-хан никогда не решился бы обойти народный Ясак, который в действительности и служил основанием «великой Ясы» Чингис-хана [6].
Таким образом, очевидно, что Чингис-хан собрал все имеющиеся до него устные законы, основанные на народных обычаях, дополнил их, велел их записать, и этот законодательный акт и составил его «великую Ясу». Вполне ясного представления об этом законодательном акте, к сожалению, сделать невозможно, так как он целиком до нас не дошел. Можно судить о нем по отрывкам, имеющимся у разных историков.
До 1640 года у монголоязычных народов общественные отношения регулировались преимущественно правовыми обычаями, составлявшими устное обычное право, и некоторыми писанными правилами [7].
Образование в конце XIV в. ойратского союза привело к необходимости создания общего сборника законов, регулирующего отношения союзных племен. Академик Паллас относит древний Цааджин Бичик к законам монгольских народов, положенных в основу современного ему действовавшего обычного права калмыков [8]. Профессор Ф. Леонович относит появление древнего монгольского устава к первоначальной эпохе образования ойратского союза - как выражению политического компромисса, легшего в основу союза четырех ойратских племен, подобно тому, как позднейший Цааджин Бичик 1640 г. явился юридическим выражением более широкого союза монгольских племен.
К источникам Законов 1640 г. Ф. Леонтович относит: а) «Великую Ясу» Чингис-хана начала XIII в.; б) «обычаи, присловья и изречения», приписываемые Чингис-хану и его приемникам; в) местные или малые ясы - древние уставы отдельных племен; г) Цааджин Бичик - племенной устав Зюнгарии эпохи дербен-ойратства (XV-XVI вв.); д) монгольские ярлыки и пайзэ XIII в. и последующих веков; е) каноническое право ламаистских буддистов (с конца XVI в.) [9].
Профессор К. Голстунский настаивает на невозможности указания каких-либо источников, кроме обычного права. По его мнению, ни великая яса Чингис-хана, ни пайзэ, ни ярлыки, ни каноническое буддийское право не были и не могли быть письменными источниками для законов 1640 г. Монголо-ойратские законы составлялись самостоятельно и имели своим источником: во-первых, устное обычное право, то есть собрание народных обычаев; во-вторых, обстоятельства политического и социального положения монголов-ойратов в период времени, предшествовавшем сейму, и, в-третьих, может быть на статьи законов 1640 г. повлияло религиозное движение вследствие распространения буддизма [10].
Гурлянд Я.И. также считает неправильным определение ясы, ярлыков, канонического права как письменных источников уложения 1640 г. По его мнению, ясно из самого текста уложения: «князья сорока и четырех, положив начало великое Уложение написали», и что никаких письменных источников у них под рукой не было. Было лишь обычное право, которое, возможно, и служило источником для уложения, но ими очевидно, по мнению Я. Гурлянда, собрание не пользовалось, так как в этом не было надобности. Обычное право слишком им было известно. В то же время нам кажется неправильным утверждение К. Голстунского об отсутствии всякого влияния яс на уложение 1640 г. Хотя о том, что монголо-ойраты XVII в. имели понятие о ясах, не упоминается, но, так как яса есть продукт обычного права, а обычное право XIII и XVII вв. имеют очень много общего, то, естественно, что многие уложения-ясы были известны составителям уложения 1640 г, как требования их обычного права, и были приняты ими во внимание при составлении уложения [11].
Важнейшим источником законов 1640 г. было по всей вероятности обычное право монголов, о чем свидетельствует анализ содержания законов. Данные законы действовали почти во всех монгольских и ойратских княжествах. Калмыцкие нойоны долгое время руководствовались ими в судебной практике, несмотря на новые условия их жизни в составе России. Ф. Леонтович сообщает, что «монгольские племена исстари жили под исключительными определениями дружинно-родового и теократического начал, в сильной степени квалифицировавших весь их общественный быт. Под теми же квалификациями развивалось у них племенное право: правовые обычаи и законы явились у них в виде заповедей высшего существа, переходивших в народное сознание, как веление племенных вождей. У всех кочевников монгольского корня не было большой разницы между обычаем и законом» [12].
Своеобразие Монголо-ойратских законов 1640 г. объясняется социально-экономическим и политическим развитием монголо-ойратского общества XVII в., они полностью соответствовали потребностям того времени и интересам правящего класса. Данные законы стали основным источником для дальнейшего развития права у калмыков в XVIII -начале XIX вв.
131
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Таким образом, все правовые идеалы монгольского средневекового общества нашли свое отражение в данных законах.
Законодательство калмыков XVII-XVnI вв. регулировало общественные отношения в области заключения брака, наследования, усыновления, возмещения материального ущерба, обмена ценностями. Значительное число правовых норм было посвящено семейно-брачным отношениям. Кроме того, определенное внимание уделено вопросам наследования, усыновления, удочерения. Следует отметить, что калмыки особое внимание уделяли созданию семьи и укреплению родственных отношений. Даже административно-территориальное деление строилось по родственному принципу.
Правотворчество калмыков периода феодализма всецело подчинялось нуждам кочевого общества, во многом оно было казуистично, поэтому некоторые понятия и конструкции не известны степному законодательству. При этом правовые нормы Монголо-ойратских законов 1640 г. мы лишь условно можем разделить на отрасли.
В Монголо-ойратских законах 1640 г. и содержится значительная группа норм гражданско-правового характера, из которых прослеживаются обязательства по возмещению материального ущерба вытекающие из правонарушений, компенсации за гибель людей и скота. Кроме того, многочисленны обязательства материального вознаграждения лиц, совершивших общественно полезные деяния, например, тушение костра в покинутом кочевье, спасение имущества во время пожара и т.д. Правовые нормы калмыков предусматривали материальное вознаграждение за содействие в раскрытии преступлений, изобличении преступника и выступление в качестве свидетеля. Так, у калмыков особо поощрялись смелость и мужество тех, кто отправлялся в погоню за грабителями, напавшими на кочевье и угнавшими скот. В случае успеха, воины награждались половиной отбитого скота. Если в бою воин убивал командира противника, то он получал его жену. Если удавалось сразить неприятеля, одетого в панцирь, то победитель имел право на его доспехи. Воины, помогавшие победителю в бою, также награждались доспехами убитых. Воин, спасший другого воина, получал две лошади и панцирь [13].
Раскрытие преступлений, наказание виновных не только укрепляли силу и престиж нойона, но и его казну. Эффективная борьба с преступлениями необходима была для упрочения власти калмыцкой знати, поддержания ее авторитета, усиления веры подданных во всесилие государства. Поэтому, наряду с уголовной ответственностью за укрывательство преступлений, предусматривались материальные вознаграждения за содействие в осуществлении правосудия.
Таким образом, в правосознание калмыцкого общества внедрялись идеи мирного общежития, взаимопомощи, соблюдения запретов и исполнения обязанностей.
Право калмыков XVII-XIX вв. было обусловлено социально-экономическим и политическим строем, особенностями национальных, религиозных, нравственных взглядов калмыцкого общества. Данные обстоятельства и определяли роль права, формировали правовую систему, правовое сознание монгольских народов. Поэтому законодатели считали важным сохранение в народе древних обычаев и традиций. Законы предписывают всем подданным обязанность соблюдать нормы права, декларируют принцип справедливости.
Следует сказать несколько слов о менталитете калмыцкого феодального общества. Кочевое общество всегда подвергалось центробежным тенденциям и управлять таким обществом сложнее, чем оседлым населением. Калмыки издавна занимались так называемым «хищничеством», то есть нападением с целью угона скота, и это занятие считалось проявлением храбрости и удальства. Государство боролось с этим, пытаясь изменить сознание населения. Сделать это было достаточно трудно, так как сами феодалы организовывали своих подвластных для нападений. Пытаясь объяснить природу преступлений, связанных с отгонами скота в калмыцком феодальном обществе, некоторые исследователи утверждали: что «воинственный дух и страсть к удальству и молодечеству, выражаемые отгонами чужого скота, захватами и хищничеством, долгое время сохранялись в калмыцком народе» [14]. Подобные действия вносили элементы беспорядка в общественные отношения, в систему управления и не способствовали укреплению законности. Поэтому монголо-ойратские законы 1640 г. большое внимание уделяли борьбе с грабежами и междоусобицами. Законы калмыцкого хана Дондук-Даши регламентируют ответственность калмыков за преступления против соседнего населения. Таким образом, калмыцкое государство пыталось установить прочный правопорядок в обществе, изменить национальное сознание калмыков с целью привить законопослушание.
Исследователи памятников калмыцкого права отмечали, что данные правовые нормы отражали национальные особенности жизни калмыцкого общества XVII-XVIII вв. Бытовавшие в народе обычаи закреплялись в отдельных нормах. Разрешение феодальных усобиц, вопросов укрепления воинской дисциплины, охраны имущества, пресечение угонов скота, регулирование права пользования пастбищами и другие социальные явления требовали правового закрепления. Совокупность добрых услуг и обязанность их материального вознаграждения также основывались на народных традициях, нравственности и сознании калмыков.
Так, погасивший открытый очаг костра, оставленный в покинутом людьми кочевье, вознаграждался овцой. Появление такого правила объясняется тем, что пожар представлял повышенную общественную опасность для пастбищных угодий. Вознаграждения предусматривались за спасение жизни и здоровья человека, имущества, скота во время пожаров, наводнений, а также за спасение от гибели в водоемах. Например, «кто спасет человека, долженствующего умереть от пожара или воды, тот имеет получить пять скотин. Кто, желая помочь другому, сам погибнет от пожара или воды, то (наследники погибшего) имеют получить девяток с ценною».
132
№ 1(20), 2010 г.
Кроме правовых норм, вероятно, существовали другие правила общежития в обществе, и подобное гуманное поведение всегда вознаграждалось. В законодательстве отражались наиболее важные с точки зрения государства и общества правила.
Таким образом, Монголо-ойратские законы 1640 г., а также народные обычаи точно отразили правовое сознание населения; они играли важную роль в формировании и коррекции этого правосознания. Воздействие норм права на общественное правосознание проявлялось в том, что юридические акты придавали обязательное значение тем правовым взглядам, которые зародились в общественном сознании. Получив выражение в государственном правовом акте, взгляды, идеи обретали авторитет государственной воли, что позволяло им играть активную роль в развитии правосознания.
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000. С.482
2. Юридический энциклопедический словарь. М., 1987, С.266.
3. Там же. С.265
4. Гурлянд Я.И. Степное законодательство с древнейших времен по XVII столетие. Казань. 1904. С.8
5. Гурлянд Я.И. Степное законодательство с древнейших времен по XVII столетие. Казань. 1904. С.13.
6. Сергеев В.С., Сергеев Б.В. Уголовное и гражданское право калмыков XVII - XVIII вв. Элиста, 1998. С.15.
7. Там же. С.50.
8. Там же. С.188.
9. Голстунский К.Ф. Монголо-ойратские законы 1640, дополнительные указы Г алдан Хун-тайджия и законы, составленные для волжских калмыков при калмыцком хане Дондук-Даши. СПб. 1880. С. 10-12.
10. Гурлянд Я.И. Указ. соч. С.55
11. Леонтович Ф.И. Указ. соч. С. 16.
12. Сергеев В.С. Сергеев Б.В. Уголовное и гражданское право калмыков XVII-XVIII вв. Элиста, 1998. С. 197
13. Костенков К.И. Исторические и статистические сведения о калмыках, кочующих в Астраханской губернии. СПб., 1870. С.119
14. Монголо-ойратские законы 1640 г. // Сергеев В.С. Сергеев Б.В. Уголовное и гражданское право калмыков XVII-XVIII вв. Элиста, 1998. С.36.
133
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
400-ЛЕТИЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ВХОЖДЕНИЯ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА
В СОСТАВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
БОГУН А.П.
ПО СЛЕДАМ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ -2009:
МОНГОЛЬСКИЙ ЭТАП МАРШРУТА
В рамках празднования 400-летнего юбилея добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства была организована и с 13 мая по 14 октября 2009 года успешно проведена под руководством известного путешественника Федора Конюхова Международная научная экспедиция «По следам Великого Шелкового пути -2009». Маршрут пролегал по территориям Монголии и России. Автор принимал участие в данной экспедиции в качестве заместителя руководителя. Хроника перехода и свои впечатления от монгольской части маршрута приведены в данной статье.
8.05.09. Утром автомобиль КамАЗ после 10-дневного путешествия по России с тремя участниками экспедиции (Сосиным, Бадмаевым, Богуном) прибыл на таможенный пункт города Кяхты в Бурятии. До вечера пришлось проходить все необходимые процедуры, положенные при пересечении границы, и только после 17.30 по местному времени граница Монголии наконец-то пересечена. Мы в Монголии, а до Улан-Батора еще несколько сотен километров.
По размерам территории Монголия занимает площадь 1565000 кв. км и представляет собой обширное плоскогорье, приподнятое над уровнем моря [1]. Наибольшая протяженность Монголии в современных границах с запада на восток около 2400 км, с севера на юг 1250 км. Горы (1500-3000 м) занимают более 40% ее площади, высокогорья (более 3000 м) - около 2,5 %. Средняя абсолютная высота - 1580 метров. В средней части Монголии проходит Великий азиатский водораздел трех крупных бассейнов стока: Северного Ледовитого океана, Тихого океана и бессточной зоны Центральной Азии. Только для Монголии характерен ряд уникальных физико-географических явлений. В ее пределах находится центр мирового максимума зимнего атмосферного давления, самый южный в мире пояс распространения вечной мерзлоты, самое северное распространение пустынь и самые резкие суточные и годовые колебания температуры [2].
9.05.09. В 0.20 по местному времени прибыли в Улан-Батор и остановились в гостинице «Undrnul hotel», где в ближайшие дни будет проводиться подготовка к старту экспедиции. День дается на отдых, чтобы отметить День Победы - и за работу, готовить к дальней дороге экспедиционное оборудование, снаряжение и продовольствие. Официальный состав группы россиян, которые будут идти по Монголии: Конюхов Федор Филиппович, Конюхова Ирина Анатольевна, Бадмаев Владимир Эдиевич, Дохаев Борис Пюрбеевич, Сосин Юрий Аркадьевич, Богун Андрей Петрович. Остальные участники экспедиции (13 человек) - представители Монголии. Вне штата экспедиции четырехлетний Коля - сын Конюховых, и один из друзей Ф.Ф.Конюхова, профессор из Владивостока Валерий Павлович Болотов, который пройдет вместе с экспедицией весь путь по Монголии.
10.05.09 - 12.05.09. Помимо подготовки оборудования и загрузки его в КамАЗ, один день потратили на осмотр достопримечательностей столицы Монголии. Впечатление от Улан-Батора двойственное. С одной стороны, коробки многоэтажных домов советского происхождения заставляют вспомнить какой-нибудь крупный город бывшего СССР начала 1980-х годов. С другой стороны, Улан-Батор в настоящее время динамично развивается, приобретая черты современности: модные магазины, развлекательные центры, банки и представительства зарубежных фирм. Интенсивно идет строительство многоэтажек по современным технологиям. Все это сразу бросается в глаза, особенно в центре города. В общем, Улан-Батор в настоящее время все больше приобретает черты солидной столицы крупного государства. Очень популярна мобильная связь, которая в Монголии довольно-таки недорога (звонок в Россию стоит в переводе на нашу валюту 10 - 11 рублей за минуту), а вот роуминг от российских операторов обходится в Монголии во много раз дороже. Машины на улицах - по большей части корейские и японские, российских автомобилей практически нет. Правила движения существуют только в теории. Прямо на улицах стоят столы для игры на бильярде, вокруг которых временами разыгрываются жаркие баталии. А на центральной площади им. Сухэ-Батора по-прежнему стоят памятник и мавзолей этого известного героя 20-х годов прошлого столетия.
За те дни, что мы провели в городе, нам удалось повидать многое. Главной достопримечательностью города по праву можно назвать монастырь Г эндан с гигантской статуей Бодхисаттвы Авалокитешвары высотой более 25 метров, находящейся в главном храме монастыря [3]. При входе в главный храм, как обычно, сначала смотришь по сторонам, и лишь потом, взглянув вверх, замечаешь там, в полумраке величественную фигуру божества, лицо которого освещено светом. Хотелось бы также отметить проспект Жукова с памятником этому прославленному полководцу посередине проспекта. Приятно, что монголы очень почитают его в связи с событиями на Халхин Голе.
Параллельно с подготовкой всех необходимых для экспедиции материально-технических ценностей шло согласование маршрута прохождения экспедиции по территории Монголии. По характеру физико-географических условий Монголию можно разделить на несколько природных районов: Монгольский Алтай, Хангайско-Хэнтейский, Котловина Больших озер, Восточномонгольский и Гобийский [4]. Экспедиции предстоит пройти большинство из этих районов: западную часть Восточномонгольского района, пересечь Хангайские горы, Котловину Больших озер и пройти по северной части Монгольского Алтая. Общая протяженность маршрута экспедиции составляет около 1650 км. Контрольный срок перехода в Россию через монгольско-российскую границу - 25 июня 2009 года.
134