Научная статья на тему 'Нормативно-правовое закрепление мер социальной защиты ветеранов боевых действий и членов их семей'

Нормативно-правовое закрепление мер социальной защиты ветеранов боевых действий и членов их семей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2550
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕТЕРАНЫ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ / НАТУРАЛЬНЫЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И УСЛУГИ / VETERANS OF MILITARY OPERATIONS / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL SECURITY / PROVISION OF PENSIONS / HEALTH PROTECTION / MONETARY PAYMENTS / NATURAL GRANTING AND SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров Владимир Иванович, Сабодаш А. Н.

Анализируются основные действующие законодательные акты, составляющие нормативно-правовую основу мер социальной защиты ветеранов боевых действий и членов их семей в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard and legal fixing of measures of social protection of veterans of military operations and members of their families

The author of article analyzes the main existing acts making a standard and legal basis of measures of social protection of veterans of military operations and members of their families in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое закрепление мер социальной защиты ветеранов боевых действий и членов их семей»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 4 (359).

Право. Вып. 41. С. 48-59.

УДК 342

ББК 67.300

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

В. И. Майоров, А. Н. Сабодаш

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия

Анализируются основные действующие законодательные акты, составляющие нормативно-правовую основу мер социальной защиты ветеранов боевых действий и членов их семей в Российской Федерации.

Ключевые слова: ветераны боевых действий, социальная защита, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, охрана здоровья, денежные выплаты, натуральные предоставления и услуги.

Меры социальной защиты ветеранов боевых действий в РФ нормативно закреплены в двух формах: денежные выплаты и натуральные предоставления и услуги.

Основными видами денежных выплат в системе социальной защиты ветеранов боевых действий являются: страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; пенсионное обеспечение; денежные компенсации; выплаты в сфере социальной поддержки.

Правовая основа денежных выплат в системе социальной защиты ветеранов боевых действий заложена Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» [17]. Этим законом определены условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. Жизнь и здоровье этих граждан подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала воен-

ной службы, службы в правоохранительных органах по день окончания службы. При осуществлении обязательного государственного страхования страховыми случаями являются: гибель (смерть) застрахованного лица; установление застрахованному лицу инвалидности; получение застрахованным лицом тяжелого или легкого увечья; увольнение военнослужащего с военной службы в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Пенсионное обеспечение ветеранов боевых действий представляет собой составную часть российской пенсионной системы и включает: 1) пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию; 2) государственное пенсионное обеспечение; 3) дополнительное пенсионное обеспечение. В свою очередь каждая часть пенсионной системы, как относительно самостоятельная система, включает несколько подсистем: финансирования, управления, субъектов обеспечения, видов обеспечения и правовую. Через эти подсистемы осуществляется взаимодействие частей пенсионной системы.

С точки зрения нормативной и финансовой основ пенсионного обеспечения ветеранов боевых действий сложилась следующая ситуация.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, сотрудников правоохранительных органов, прокуроров и сотрудников Следственного комитета РФ, а также членов семей указанных федераль-

ных государственных служащих осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [14], а выплата производится за счет средств федерального бюджета. Если же указанные лица имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости, последняя устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 (в редакции от 28.12.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и выплачивается за счет страховых взносов, уплаченных работодателями.

Ветеранам боевых действий из числа федеральных гражданских служащих, гражданских служащих субъектов РФ и муниципальных служащих, а также работников по трудовому договору при наличии соответствующих условий назначаются трудовые пенсии по старости или по инвалидности, а членам их семей — трудовые пенсии по случаю потери кормильца. Назначение этих пенсий осуществляется согласно Закону № 173-ФЗ [16], а выплата производится за счет средств страховых взносов, уплачиваемых работодателями, то есть государственными и муниципальными органами, учреждениями и организациями.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти.

Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются управлениями Пенсионного фонда РФ в городах и районах.

Кроме того, федеральным гражданским служащим при наличии соответствующих условий назначается пенсия за выслугу лет. Назначение этой пенсии осуществляется согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [10], а выплата производится за счет средств федерального бюджета. Условия предоставления пенсии за выслугу лет (ежемесячных доплат к трудовым пенсиям по старости или инвалидности) гражданским служащим субъектов РФ устанавливаются нормативными правовыми

актами субъектов РФ, а выплата производится за счет средств бюджетов субъектов РФ. Условия предоставления пенсий за выслугу лет (ежемесячных доплат к трудовым пенсиям по старости или инвалидности) муниципальным служащим устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а выплата производится за счет средств местных бюджетов.

Пенсии за выслугу лет либо доплаты к трудовым пенсиям ветеранам боевых действий — муниципальным служащим назначаются и выплачиваются в соответствии с законами субъектов РФ о муниципальной службе, уставами муниципальных образований, иными муниципальными правовыми актами.

Доля страховой части трудовой пенсии по старости может устанавливаться ветеранам боевых действий — государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, получающим в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления пенсию за выслугу лет.

Весьма важным видом социальной защиты ветеранов боевых действий является ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая военнослужащему или сотруднику правоохранительного органа в случае увольнения его со службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья. Ежемесячная денежная компенсация выплачивается в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии. Денежная компенсация перерассчитывается в случае повышения окладов денежного содержания сотрудников.

Несколько по-иному исчисляется размер ежемесячной денежной компенсации военнослужащих. Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» [11] денежная компенсация выплачивается в фиксированной величине в зависимости от группы инвалидности.

Порядок предоставления ежемесячных компенсационных выплат, как правило, регулируется подзаконными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная и/или правоохранительная служба. Так, в системе Министерства внутренних дел (МВД) России действует «Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения

вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам», утвержденная приказом МВД России от 18 июня 2012 г. № 590 [6], в системе прокуратуры — «Инструкция о мерах социальной защиты, осуществляемых в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью прокуроров органов прокуратуры Российской Федерации в связи с их служебной деятельностью», утвержденная приказом Генпрокуратуры России от 15 апреля 2010 г. № 165, и др.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»"» явился юридической базой для правового регулирования социальной поддержки ветеранов боевых действий. В целях реализации данного закона Минздравсоцразвития России принято несколько нормативных актов, которые распространяются на граждан, проходящих (проходивших) военную и приравненную к ней службу. Так, 20 декабря 2004 г. Минздравсоцразвития утвержден «Порядок ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь» [20]. Этот документ регулирует процедуру формирования и ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в отношении граждан, проходящих военную или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти. Речь идет о Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве обороны РФ, Федеральной службе безопасности, Федеральной службе охраны, Службе внешней разведки, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерстве по чрезвычайным ситуациям России. Формирование и ведение сегмента регистра осуществляется указанными выше федеральными органами исполнительной власти.

Наиболее важными блоками натуральных предоставлений и услуг в системе социальной защиты ветеранов боевых действий являются: охрана здоровья ветеранов боевых действий, социальное обслуживание, содействие занятости.

Конституция РФ в ст. 41 гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [18] охрана здоровья — это система мер политического, экономического, правового, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемиче-ского (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В Законе № З23-Ф3 содержатся некоторые положения о правах военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, на охрану здоровья, которые касаются и ветеранов боевых действий. Статья 25 устанавливает, что военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее — военнослужащие и приравненные к ним лица), имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения со службы на основании заключения военно-врачебной комиссии. Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органом исполнительной власти, в которых федеральным

законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в ст. 16 определяет, что охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Кроме того, в данной статье закреплено, что военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В необходимых случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения [4. С. 192].

В ст. 11 Федерального закона от 19 июля 2911 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включены правовые нормы о медицинском и санаторно-курортном обслуживании сотрудников МВД России и членов их семей.

Практически аналогичные нормы закреплены в ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [15].

Весьма фрагментарно закреплены правовые нормы о медицинской помощи сотрудникам Следственного комитета РФ в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (п. 26, 27 ст. 35).

Из других правовых актов следует упомянуть Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (в редакции от 22.12.2014) «О ветеранах». Для ветеранов боевых действий из числа военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов предусмотрены сохранение обслуживания в по-

ликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством РФ, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов РФ — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Кроме того, ветераны боевых действий имеют право на обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ.

Ветераны боевых действий из числа лиц, обслуживавших воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территории других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо РФ за участие в обеспечении указанных боевых действий, имеют право на сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а при наличии медицинских показаний — на преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации.

Ветеранам боевых действий из числа лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., отработавшим установленный при направлении срок либо откомандированным досрочно по уважительным причинам, при наличии медицинских показаний предоставляется преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации.

Четвертой группе ветеранов боевых действий — инвалидам войны — медицинская помощь предоставляется согласно ст. 74 Закона «О ветеранах». Здесь предусмотрены сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (в том числе ежегодное диспансерное обследование)

в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) и т. д.

Важным видом медицинской помощи является медико-психологическая реабилитация. В литературе отмечалось, что долгие годы психологические проблемы воевавшего человека оставались его личным делом. В обществе говорилось и писалось про «афганский синдром» и другие подобные проявления. Если и были какие-то программы помощи ветеранам боевых действий, они не имели системного характера [9]. Медико-психологическая реабилитация осуществлялась лишь в отдельных медицинских организациях.

Впервые четкую нормативную основу вопросы медико-психологической реабилитации ветеранов боевых действий получили в системе МВД России: Приказом от 25 июля 2011 г. «О медико-психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России» [13] утверждены «Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующая им продолжительность медико-психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России», «Перечень категорий военнослужащих внутренних войск МВД России, подлежащих медико-психологической реабилитации», а также порядок и места проведения медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих внутренних войск МВД России.

В системе Федеральной службы безопасности (ФСБ) России приняты нормативные правовые акты о продолжении госпитального лечения и о санаторно-курортном обеспечении согласно «Инструкции об организации продолжения госпитального лечения в санаторно-курортных учреждениях ФСБ России», утвержденной приказом ФСБ России от 8 июня 2010 г. [7], и «Инструкции об организации санаторно-курортного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности», которая утверждена приказом ФСБ России от 22 ноября 2012 г. [8].

Внеочередным правом на долечивание пользуются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы. В их число входят и ветераны боевых действий.

В Инструкции от 8 июня 2010 г. подробно изложен порядок медицинского отбора, направления на долечивание в санатории и продления срока долечивания, а также порядок приема больных на долечивание в санатории и выписки из них.

Положения о санаторно-курортном обеспечении сотрудников других правоохранительных служб содержатся в Правилах предоставления бесплатных путевок в медицинские организации (санаторно-курортные организации) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ, а также отдельным категориям граждан РФ, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. [21].

Рассмотрение вопросов охраны здоровья ветеранов боевых действий позволяет сделать следующие выводы.

Правовые нормы медицинского и санаторно-курортного обслуживания содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность практически всех правоохранительных органов РФ. Однако объем медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, предусмотренных этими нормами, для сотрудников разных ведомств различен. Также в зависимости от ведомственной принадлежности различаются и категории лиц, имеющих право на медицинское и санаторно-курортное обслуживание. Медицинское обслуживание ветеранов боевых действий предусмотрено Законом «О ветеранах», в нормативных правовых актах правоохранительных органов такая категория лиц не упоминается.

Кроме того, нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере имеют различную юридическую силу: например, названные выше федеральные законы «О ветеранах» и «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел...» и «Правила предоставления бесплатных путевок в медицинские организации (санаторно-курортные организации) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах», утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 апреля

2013 г., «Инструкция об организации санаторно-курортного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности», утвержденная приказом ФСБ России от 22 ноября 2012 г.

Таким образом, во-первых, целесообразно, на наш взгляд, разработать и принять федеральный закон об охране здоровья военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, в том числе лиц, имеющих особый статус ветеранов и инвалидов боевых действий. В этом законе следует исходить из широкого понимания охраны здоровья, которое бы включало не только предоставление медицинской помощи военнослужащим, сотрудникам и членам их семей, но и профилактику заболеваний и травм, в том числе в процессе исполнения ими служебных обязанностей. Одновременно необходимо сформулировать и права военнослужащих и сотрудников в данной сфере, их обязанности и обязанности командования.

Во-вторых, следовало бы, не дожидаясь разработки и принятия указанного федерального закона, привести действующие нормативные правовые акты об охране здоровья военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, в том числе ветеранов боевых действий в соответствие с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и изданными в его развитие подзаконными актами.

Ветераны из числа инвалидов боевых действий согласно ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» имеют право на внеочередной прием в дома-интернаты, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому. В данном случае речь идет о предоставлении ветеранам боевых действий социальных услуг в сфере социального обслуживания. Возникающие при этом отношения регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [19], который вступил в силу с 1 января 2015 г., а также рядом подзаконных актов Правительства РФ и Минтруда России, принятыми в его развитие, соответствующими законами субъектов РФ, подзаконными актами федерального, регионального, муниципального и локального уровней.

Субъектами, которым предоставляется социальное обслуживание, являются в данном случае ветераны боевых действий. К субъектам же, которые предоставляют социальное обслуживание, согласно ст. 17 Федерального закона от 10 декабря

1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» относятся учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности: 1) комплексные центры социального обслуживания населения; 2) центры социального обслуживания;

3) центры психолого-педагогической помощи;

4) центры экстренной психологической помощи по телефону; 5) центры (отделения) социальной помощи на дому; 6) дома ночного пребывания;

7) специальные дома для одиноких престарелых;

8) дома-интернаты для пожилых граждан и инвалидов; 9) другие учреждения и предприятия социального обслуживания. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания регулируется гражданским законодательством РФ1 [5].

Подзаконное регулирование отношений по социальному обслуживанию ветеранов боевых действий осуществляется преимущественно нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Социальная защита ветеранов боевых действий включает и содействие занятости. На федеральном уровне основным нормативным правовым актом о занятости населения является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [12]. В данном законе закреплены полномочия федеральных органов государственной власти в рассматриваемой сфере, полномочия РФ, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, а также полномочия органов государственной власти субъектов РФ.

В деятельности по содействию занятости принимают участие также органы местного самоуправления.

Деятельность в сфере занятости населения осуществляют работодатели и объединения работодателей, профессиональные союзы и иные представительные органы работников, координационные комитеты содействия занятости населения, трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, негосударственные организации в сфере содействия занятости.

Законодательство о занятости населения закрепило права граждан в данной сфере и соответствующие гарантии. Граждане имеют право

1 В России около 5000 социальных учреждений, они оказывают помощь более 18 миллионам человек. В стационарах живут 370 тысяч человек, 1,4 миллиона человек получают услуги на дому.

на выбор места работы, на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, профессиональную деятельность за пределами территории РФ.

Дополнительные гарантии занятости гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, обеспечиваются путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Квота для приема на работу инвалидов, включая инвалидов боевых действий, устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст. 21 данного закона работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2-4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 и не более 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более 3 % среднесписочной численности работников. Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» содержит ряд положений об условиях труда инвалидов. Например, ст. 22 устанавливает, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных воз-

можностей инвалидов) оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Предоставление ветеранам боевых действий социальных услуг в сфере занятости осуществляется в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, а также административными регламентами предоставления отдельного вида услуг.

К числу административных регламентов, имеющих непосредственное отношение к занятости ветеранов боевых действий, и утвержденных Минздравсоцразвития России и Минтруда России, относятся: 1) «Административный регламент исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты» от 1 ноября 2011 г. [1]; 2) «Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» от 29 июня 2012 г. [2]; 3) «Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы» от 22 февраля 2013 г. [3] и др.

Ветеранам боевых действий из числа бывших военнослужащих законодательством установлены дополнительные права на трудоустройство. Согласно ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы, органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке предоставляется работа с учетом их специальности в государственных организациях. За гражданами, работавшими до призыва на военную службу в государственных организациях, сохраняется в течение трех месяцев после увольнения с военной службы право на поступление на ра-

боту в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву — права на должность не ниже занимаемой до призыва на службу.

При сокращении штата работников за бывшими военнослужащими сохраняется преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые. Гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, обеспечивается получение профессионального образования.

На наш взгляд, правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере занятости населения, образуют подотрасль административного права «Право занятости». В состав этой подотрасли входят: 1) общий институт (нормы о задачах законодательства о занятости населения; о праве граждан на социальную защиту от безработицы); 2) правовой институт управления в области занятости населения; 3) правовой институт признания граждан безработными; 4) правовой институт трудоустройства безработных граждан; 5) правовой институт профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан; 6) правовой институт содействия безработным и членам их семей в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства; 7) правовой институт организации

и производства общественных работ; 8) правовой институт содействия безработным в организации собственного дела; 9) правовой институт привлечения на территорию РФ иностранной рабочей силы; 10) правовой институт трудоустройства отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите; 11) правовой институт денежных выплат безработным гражданам и членам их семей.

Обеспечение социальной защиты ветеранов боевых действий и членов их семей является одним из важнейших направлений государственной политики РФ в социальной сфере. Для повышения обороноспособности государства, патриотического воспитания граждан необходимо, чтобы каждый проходящий военную службу, принимающий участие в контртеррористических и миротворческих операциях был уверен, что в случае причинения ущерба его здоровью он получит своевременную и качественную медицинскую помощь, соответствующую денежную компенсацию, сможет пройти психологическую и профессиональную реабилитацию, что государство поможет ему впоследствии получить образование и трудоустроиться. Не менее важным для данной категории лиц является уверенность в том, что в случае его гибели члены семьи могут рассчитывать на социальную поддержку от государства.

Список литературы

1. Административный регламент исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты : утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 нояб. 2011 г. № 1314н // Бюл. трудового и социал. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 3.

2. Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными : утв. приказом Минтруда РФ 29 июня 2012 г. № 10н (в ред. от 22.10.2013) // Бюл. трудового и социал. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 9.

3. Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы : утв. приказом Минтруда России от 22 февр. 2013 г. № 74н // Бюл. трудового и социал. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 6.

4. Антипьева, Н. В. Проблемы правового регулирования социального обеспечения военнослужащих : монография / Н. В. Антипьева. Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та, 2009. 280 с.

5. Грицюк, М. Услуга для деда / М. Грицюк // Рос. газ. 2011. № 197 (5573).

6. Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам : утв. приказом МВД России от 18 июня 2012 г. № 590 (в ред. от 02.07.2014) // Рос. газ. 2012. 15 авг.

7. Инструкция об организации продолжения госпитального лечения в санаторно-курортных учреждениях ФСБ России : утв. приказом ФСБ России от 8 июня 2010 г. № 286 (в ред. от 22.11.2012) // Рос. газ.

2010. 13 авг.

8. Инструкция об организации санаторно-курортного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности : утв. приказом ФСБ России от 22 нояб. 2012 г. № 589 // Рос. газ. 2012. 24 дек.

9. Куликов, В. Солдату выпишут антидепрессанты. Внутренние войска вводят систему психологической помощи для воевавших / В. Куликов // Рос. газ. 2011. 12 авг.

10. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51. Ст. 4831.

11. Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (ред. от 04.11.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

2011. № 45. Ст. 6336.

12. Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.06.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 17. Ст. 1915.

13. Приказ МВД России от 25 июля 2011 г. № 875 «О медико-психологической реабилитации военнослужащих внутренних войск МВД России» (ред. от 11.06.2013) // Рос. газ. 2011. 12 авг.

14. Федеральный закон от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) // Вед. Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. 1993. № 9. Ст. 328.

15. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 04.11.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53. Ст. 7608.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52. Ст. 4920.

17. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы» (ред. от 23.07.2013, с изм. от 04.06.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29. Ст. 3686.

18. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 01.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.

19. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 7007.

20. Порядок ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь : утв. приказом Минздравсоцразвития от 20 декабря 2004 г. № 317 // Бюл. трудового и социал. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 2.

21. Правила предоставления бесплатных путевок в медицинские организации (санаторно-курортные организации) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах : утв. постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. № 320 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 16. Ст. 1950.

Сведения об авторах Майоров Владимир Иванович — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и финансового права Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия.

Сабодаш Анатолий Николаевич — сотрудник Управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией Главного управления Министерства внутренних дел России по Челябинской области, Челябинск, Россия.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 4 (359). Law. Issue 41. P. 48-59.

STANDARD AND LEGAL FIXING OF MEASURES OF SOCIAL PROTECTION OF VETERANS OF MILITARY OPERATIONS AND MEMBERS OF THEIR FAMILIES

V. I. Majorov

Doctor of legal Sciences, Professor, Professor of the Department of administrative and financial law of Tyumen state University,

Tyumen, Russia

A. N. Sabodash

The employee of Management on struggle against economic crimes and corruption of the Main Directorate of the Ministry of internal Affairs of Russia on the Chelyabinsk region, Chelyabinsk, Russia

The author of article analyzes the main existing acts making a standard and legal basis of measures of social protection of veterans of military operations and members of their families in the Russian Federation.

Keywords: veterans ofmilitary operations, social protection, social security, provision ofpensions, health

protection, monetary payments, natural granting and services.

References

1. [Administrative regulations of execution of the state function of control over the employment of persons with disabilities within the quota approved by order of the health Ministry of the Russian Federation from November 01, 2011, no. 1314n]. Bulleten trudovogo i socialnogo zakonodatel 'stvaRossiyskoi Federacii [Newsletter labour and social legislation of the Russian Federation], 2012, no. 3. (In Russ.).

2. [Administrative regulation of public services for the implementation of social benefits to citizens, recognized in the prescribed manner unemployed: approved by the Ministry of labour of the Russian Federation on June 29, 2012, no. 10n (as amended on October 22, 2013]. Bulleten trudovogo i socialnogo zakonodatel'stva Rossiyskoi Federacii [Newsletter labour and social legislation of the Russian Federation], 2012, no. 9. (In Russ.).

3. [Administrative regulations provide the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of public service to inform individuals and employers about the situation on the labour market in the Russian Federation, the rights and guarantees in the field of employment and unemployment protection: approved by the Ministry of labour of Russia from February 22, 2013, no. 74n]. Bulleten trudovogo i socialnogo zakonodatel'stva Rossiyskoi Federacii [Newsletter labour and social legislation of the Russian Federation], 2013, no. 6. (In Russ.).

4. Antipieva N.V. Problemy pravovogo regulirovaniya social'nogo obespecheniya voennosluzhaschih [Problems of legal regulation of social security of servicemen]. Omsk, 2009. 280 p. (In Russ.).

5. Gritsyuk M. Usluga dlya deda [Service for the grandfather]. Rossiyskayagazeta [Russian Gazette], 2011, no. 197 (5573). (In Russ.).

6. [Instruction on the procedure for payment for damages caused in connection with the performance of official duties, employees of bodies of internal Affairs of the Russian Federation or their close relatives : approved by the order of the Ministry of internal Affairs of Russia on June 18, 2012, no. 590 (as amended from 02.07.2014)]. Rossiyskaya gazeta [Russian Gazette], August 15, 2012. (In Russ.).

58

B. H. MauopoB, A. H. Ca6odarn

7. [Instruction on the procedure for payment for damages caused in 7. The statement about the organization of the continuation of hospital treatment in sanatoria and health resorts FSS: approved by the Federal security service of Russia from June 8, 2010, no. 286 (as amended on November 22, 2012)]. Rossiyskaya gazeta [Russian Gazette], August 13, 2010. (In Russ.).

8. [Instruction on the organization of sanatorium-resort provision in the organs of the Federal security service: approved by the Federal security service of Russia from November 22, 2012, no. 589]. Rossiyskaya gazeta [Russian Gazette], December 24, 2012. (In Russ.).

9. Kulikov V. Soldatu vypishut antidepressant^ Vnutrennie voiska vvodyat sistemu psihologicheskoy po-moschi dlya voevavshih [The soldier will prescribe antidepressants. Internal forces impose a system of psychological help for fighting]. Rossiyskaya gazeta [Russian Gazette]. August 12, 2011. (In Russ.).

10. [On state pension insurance in the Russian Federation: the law of 15 December 2001 № 166-FZ (edition from July 02, 2013)]. Sobranie zakonodatel'stvaRossijskoj Federacii. [Collected legislation of the Russian Federation], 2001, no. 51, art. 4831. (In Russ.).

11. [Cash allowances and provide them with separate payments: the Federal law from November 7, 2011, no. 306-FZ (as amended on November 04, 2014)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. [Collected legislation of the Russian Federation], 2011, no. 45, art. 6336. (In Russ.).

12. [On employment in the Russian Federation: the Federal law of April 19, 1991, no. 1032-1 (revised July 02, 2013, as amended on May 05, 2014)]. Sobranie zakonodatel 'stva Rossijskoj Federacii. [Collected legislation of the Russian Federation], 1996, no. 17, art. 1915. (In Russ.).

13. [About medical-psychological rehabilitation of servicemen of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: order of the Ministry of internal Affairs of Russia on July 25, 2011, no. 875 (revision dated June 11, 2013)]. Rossiyskaya gazeta [Russian Gazette], August 12, 2011. (In Russ.).

14. [On pension provision of persons who were doing their military service and service in bodies of internal Affairs, State fire service, bodies for control over circulation of narcotic drugs and psychotropic substances, institutions and bodies of the penal system, and their families: the law of the Russian Federation dated February 12, 1993, no. 4468-1 (revised December 28, 2013, as amended on June 04, 2014)]. Vedomosti S'ezda narodnyh deputatov Rossijskoj Federacii i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii [Bulletin of the Congress of people's deputies of the Russian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation], 1993, no. 9, art. 328. (In Russ.).

15. [On social guarantees for the employees of certain Federal Executive bodies and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Federal law of December 30, 2012 No. 283-FZ (edition dated 04 November 2014)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collected legislation of the Russian Federation], 2012, no. 53, art. 7608. (In Russ.).

16. [On labour pensions in the Russian Federation: Federal law of December 17, 2001, no. 173-FZ (as amended on December 28, 2013, as amended on June 04, 2014)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collected legislation of the Russian Federation], 2001, no. 52, art. 4920. (In Russ.).

17. [On compulsory state insurance of life and health of servicemen, citizens called for military training, people of rank and commanding staff of internal Affairs bodies of the Russian Federation, the State fire service, bodies for control over circulation of narcotic drugs and psychotropic substances, employees, authorities and institutions of the penal system: the Federal law of July 16, 1999, no. 52-FZ (version of July 23, 2013, as amended on June 04, 2014)]. Sobranie zakonodatel 'stvaRossijskoj Federacii [Collected legislation of the Russian Federation], 1999, no. 29, art. 3686. (In Russ.).

18. [About the fundamentals of health protection of citizens in the Russian Federation: Federal law of November 21, 2011, no. 323-FZ (edition dated December 01, 2014)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collected legislation of the Russian Federation], 2011, no. 48, art. 6724. (In Russ.).

19. [About the bases of social services for citizens in the Russian Federation: Federal law of December 28, 2013, no. 442-FZ (as amended on July 21, 2014)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collected legislation of the Russian Federation], 2013, no. 52 (bk. 1), art. 7007. (In Russ.).

20. [The procedure for doing a special segment of the Federal register of persons entitled to state social assistance: approved by order of Ministry of health, dated December 20, 2004, no. 317]. Bjulleten' trudovogo

i social'nogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Newsletter labour and social legislation of the Russian Federation], 2005, no. 2. (In Russ.).

21. [The rules for the provision of free vouchers in health organization (sanatorium organization) staff members of institutions and bodies of the penal system, the Federal fire service of the State fire service, bodies for control over circulation of narcotic drugs and psychotropic substances and the customs authorities of the Russian Federation, as well as certain categories of citizens of the Russian Federation dismissed from service in these institutions and bodies: approved by decree of the Government of the Russian Federation dated April 10, 2013, no. 32]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collected legislation of the Russian Federation], 2013, no. 16, art. 1950. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.