Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / НЕДОИМКА / ВЗЫСКАНИЕ / БЕССПОРНЫЙ ПОРЯДОК / МЕХАНИЗМ ВЗЫСКАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдурахманова А.М.

Статья посвящена исследованию особенностей нормативно-правового регулирования взыскания задолженности по налоговым платежам в советский период. Исследованы нормативно-правовые акты, принятые в СССР в период с 1923 по 1990-е годы, определяющие порядок взыскания налоговой недоимки. Определены особенности бесспорного и судебного порядка взыскания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF TAX DEBT COLLECTION IN THE SOVIET PERIOD

The Article is devoted to the study of the features of legal regulation of debt collection for tax payments in the Soviet period. The article examines the legal acts adopted in the USSR in the period from 1923 to the 1990s, which determine the procedure for collecting tax arrears. The features of the undisputed and judicial order of recovery are determined.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

УДК 004.02:004.5:004.9

Абдурахманова А.М. студент группы 333ЮМ факультет юриспруденция РАНХиГС Россия, Ростов-на-Дону

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей нормативно-правового регулирования взыскания задолженности по налоговым платежам в советский период. Исследованы нормативно -правовые акты, принятые в СССР в период с 1923 по 1990-е годы, определяющие порядок взыскания налоговой недоимки. Определены особенности бесспорного и судебного порядка взыскания.

Ключевые слова: налоговая задолженность, недоимка, взыскание, бесспорный порядок, механизм взыскания

Abdurakhmanova A.M. student of group 333YUM Faculty of law Ranepa Russia, Rostov-on-don

LEGAL REGULATION OF TAX DEBT COLLECTION IN THE SOVIET

PERIOD

Abstract: the Article is devoted to the study of the features of legal regulation of debt collection for tax payments in the Soviet period. The article examines the legal acts adopted in the USSR in the period from 1923 to the 1990s, which determine the procedure for collecting tax arrears. The features of the undisputed and judicial order of recovery are determined.

Keywords: tax arrears, arrears, recovery, undisputed procedure, recovery mechanism

Сфера взыскания задолженности по налогам и нормативные акты, регулирующие ее, развивались последовательно вместе с развитием налогообложения и формированием налоговой системы. Налоговая система России имеет длительную историю и в своем развитии прошла несколько сложных этапов. В этом аспекте налоги являются важной частью российской истории. В результате двух революций 1917 года в России -Февральской и Октябрьской - произошло изменение политического курса,

а также существенно изменена налоговая система. Основным доходом молодого советского государства были эмиссия денег, контрибуция и продразверстка, а также чрезвычайные налоги [8, с. 27].

В 1920-е годы не существовало законов, которые могли бы взыскать с должника всю сумму долга. Поэтому в период НЭПа коммерческая деятельность населения и организаций часто характеризовалась «невозвратными долгами». Механизм взыскания долгов определяла ст. 271 ГПК РСФСР 1923 года[7], которая содержала множество исключений, при которых запрещалось изъятие определенного имущества при взыскании долга. Такое исключение составляли, например, орудия сельского хозяйства, скот, корм для скота, семена для посева, не снятый урожай.

В 1924 - 1925 годах в этот перечень вошли паевые взносы должника в потребительский кооператив, взносы в сельскохозяйственные кооперативы, страховое вознаграждение по договору страхования. Учитывая уровень жизни населения того периода перечень этот был более чем внушительный. В результате имеющиеся механизмы взыскания долгов не работали, взыскивать было просто нечего. Взысканием по исполнительным листам занимались судебные исполнители НКЮ и НКВД.

В 1925 году они получили право прекращать исполнительное производство, если местонахождение должника было неизвестно или если у должника не оказывалось имущества, которое можно было бы взыскать [6].

Ситуация кардинально изменилась в 1929 году, когда был принят Циркуляр Наркомфина СССР и Россельбанка, который позволил досрочно взыскивать долги с зажиточных крестьян и кулаков [5]. При желании к этим категориям мог быть отнесен любой нарушитель. Согласно документу, вся задолженность должны быть ликвидирована в кратчайшие сроки. К злостным должникам применялись меры взыскания через судебные органы. Этот циркуляр фактически сделал равными неуплату долгов и преступление.

В 1930-1932 гг. в СССР полностью упразднили акцизы. Кроме того, почти 60 прямых налогов с предприятий сократили до двух платежей -налог с оборота и отчисления от прибыли. Некоторые налоги с населения также были сокращены - большинство из них отменили. В то же время был установлен налог с оборота кинотеатров, который затем был объединен с налогом со зрелищ. Такие изменения в системе налогов отразились на системе их взыскания.

В 1932 году вышло Положение о взыскании налогов и неналоговых платежей[4]. В соответствии с ним принудительно могли быть взысканы налоговые и неналоговые платежи в общегосударственный и местный бюджеты, платежи по самообложению и по обязательному государственному страхованию. Плательщиками были учреждения, предприятия, организации обобществленного сектора, частные

предприятия, граждане, кулацкие хозяйства, а также облагаемые подоходным налогом лица.

Платежи взыскивались органами, которые их исчисляли или непосредственно наблюдали за их уплатой. Органами взыскания были народные комиссариаты финансов, а координирующим их органом -Народный комиссариат финансов СССР. Им оказывали помощь милиция, домоуправления, рабочие бригады.

Объектами взыскания налоговой задолженности учреждений, предприятий, организаций могли стать наличные деньги из кассы, денежные документы, расчетные или текущие счета в кредитном учреждении, товары и иное имущество, выданные кредитным учреждением аккредитивы, открытые особые счета, суммы бюджетного финансирования.

Мерами взыскания налоговой задолженности учреждений, предприятий, организаций были арест наличных денежных средств и их последующее изъятие, списание со счета, арест товаров и их последующая продажа, арест аккредитивов и особых счетов, погашение за счет бюджетного финансирования. Имущество недоимщика продавалось через предприятия и организации обобществленного сектора или с публичных торгов. 11 апреля 1937 г. появилась возможность судебного взыскания налогов с граждан [3].

Порядок взыскания налоговой задолженности, установленный в 1930-х годах, практически без изменений продействовал до 1980 года. С 1981 года введен новый порядок взыскания налоговой задолженности [2].

Была существенно расширена система органов, взыскивающих налоговую задолженность. Налоговая задолженность взыскивалась налоговыми органами, исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов, органами государственного страхования, органами профессиональных союзов, государственными налоговыми инспекциями.

Также существовала система руководства работой по взысканию налоговой задолженности. Ее составляли ВЦСПС - взыскивал взносы по государственному социальному страхованию; Министерство финансов СССР - по взысканию всех остальных платежей.

Невнесенная сумма рассматривалась в качестве недоимки и на нее начислялась пеня после истечении установленного срока уплаты соответствующего платежа. Налоговая задолженность погашалась в следующем порядке: сначала погашалась недоимка, потом - пеня. При взыскании недоимки первоначально покрывались затраты на ее взыскание. Недоимки по платежам взыскивались в бесспорном порядке на основе распоряжения соответствующих органов. При отсутствии денежных средств взыскание недоимки обращалось на любое имущество должника.

Налоговая задолженность в советский период в бесспорном порядке могла быть взыскана только с советских и иностранных предприятий,

учреждений, организаций, но не с граждан. С граждан СССР, лиц без гражданства, иностранных граждан недоимки взыскивались только по решению суда.

До подачи в суд заявления о взыскании недоимки органы взыскания налагали арест на имущество недоимщика. Арест имущества включал в себя следующие действия опись имущества, объявление недоимщику запрета на распоряжение описанным имуществом, вручение предупреждения о передаче дела в суд. Последнее могло иметь место, когда недоимка не погашалась в течение 10 дней после ареста имущества. Имущество описывали обязательно в присутствии недоимщика и двух понятых. Об описи имущества составляется акт установленной формы. Описанное имущество хранилось у недоимщика. Если последний отказывался -другому лицу по усмотрению органа взыскания.

Заявление о взыскании недоимки подавалось в суд. При рассмотрении судом дела был возможен перерасчет платежа органом взыскания. Было возможно обращение взыскания на все виды заработка, пенсию, стипендию недоимщика, но не более 20% от суммы.

Эпоха перестройки середины 1980-х годов вызвала необходимость изменения налоговой системы. В 1990 г. был принят Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций» [1] - первый унифицированный нормативный акт в налоговой сфере. Статья 38 названного закона определила порядок, в соответствии с которым могли быть взысканы в бюджет или возвращены из бюджета неправильно уплаченные налоги. Налоговую задолженность составляли не внесенный в установленные сроки налог с оборота, а также налог с иного сокрытого объекта налогообложения и сокрытая прибыль. Порядок взыскания был бесспорный. При взыскании начислялась пеня - 0,2% от суммы недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты).

Таким образом, система взыскания налоговой задолженности стала развиваться вместе с налоговой системой, системой органов, занимающихся взиманием налогов, а также системой наказаний за неуплату налогов и пошлин. Полноценное развитие системы взыскания налоговой задолженности и правовых актов ее определяющих началось только в советский период, когда в 1932 году было принято первое соответствующее положение. В целом определенный в 1930-х годах порядок взыскания налоговой задолженности действовал до 1981 года. С 26 января 1981 года было принято новое положение и начал действие новый порядок взыскания не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей. Была существенно расширена система органов, взыскивающих налоговую задолженность и система руководства работой по взысканию налоговой задолженности. Недоимки по платежам взыскивались в бесспорном порядке на основе распоряжения соответствующих органов. В 1990 г. Закон СССР N1560-1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций» также закрепил

бесспорный порядок взыскания налоговой задолженности, которая взыскивалась за все время уклонения по распоряжению налогового органа. Итак, в конце советского периода сложился полноценный порядок принудительного взыскания налоговой задолженности с советских предприятий и граждан, а также система органов, осуществляющих такое взыскание.

Использованные источники:

1. Закон СССР N1560-1 «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14 июня 1990 года №1560-1 (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. №27. Ст. 522.

2. Указ Президиум Верховного Совета СССР от 26 января 1981 года №3820-Х «Об утверждении положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей» (утратил силу) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1981. №3.

3. Постановление ЦИК и СНК СССР от 11 апреля 1937 г. «Об отмене административного порядка и установление судебного порядка изъятия имущества в покрытие недоимок по государственным и местным налогам, обязательному окладному страхованию, обязательным натуральным поставкам и штрафам, и с колхозов, кустарно-промысловых артелей и отдельных граждан» (утратило силу) // Собрание законодательства СССР. 1937. №30. Ст. 120.

4. Положение о взыскании налогов и неналоговых платежей, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 сентября 1932 г. (утратило силу) // Собрание законодательства СССР. 1932. №69. Ст. 410-б.

5. Циркуляр Наркомфина СССР и Россельбанка «О досрочном взыскании ссуд с кулацких и зажиточных хозяйств». 12-13 января 1930 г. (утратил силу) // Советская юстиция. 1930. №6. С. 30.

6. Циркуляр Наркомюста РСФСР от 26.04.1926 №76 «Список циркуляров НКЮ за 1922 - 1925 гг. (утратил силу) // Сборник циркуляров Наркомюста РСФСР за 1922 - 1925 гг. М., 1926.

7. Постановление ВЦИК от 10.07.1923 (утратил силу) «О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Гражданским Процессуальным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // Собрание узаконений РСФСР. 1923. №46 - 47. Ст. 478.

8. Актуальные проблемы финансового и налогового права. Учебное пособие / отв. ред. Карасева М.В. М:. Проспект, 2020. С. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.