Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: региональный аспект'

Нормативно-правовое регулирование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6279
773
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / PROJECT MANAGEMENT / EXECUTIVE AUTHORITIES / REGULATORY GUIDELINES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балашов Андрей Николаевич, Мироненко Надежда Викторовна, Холодов Владимир Александрович, Борисов Александр Сергеевич

В статье структурирован опыт формирования нормативно-правового регулирования, накопленный отдельными субъектами Российской Федерации. Среди проблем нормативно-правового регулирования внедрения проектного управления в регионах авторы выделяют следующие: отсуствие взаимоувязки федеральных и региональных программ внедрения проектного управления; отсутствие системы оценки результативности внедрения проектного управления на региональном уровне. Для решения данных проблем авторами предложено: разработать Федеральный закон «О государственной информационной системе мониторинга результативности проектного управления», где будут представлены два блока оценок проектов: проработанности и результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балашов Андрей Николаевич, Мироненко Надежда Викторовна, Холодов Владимир Александрович, Борисов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience in the formation of normative and legal regulation gained by some subjects of the Russian Federation is structured in the article. Among the problems of legal regulation of the implementation of project management in the regions the authors identify the following ones: lack of interlinks of federal and regional programs for the implementation of project management; lack of system of evaluation performance of project management at the regional level. To solve these problems, the authors suggested: to develop a Federal law "On the state monitoring information system of project management performance", where two types of assessments of maturity and effectiveness of projects will be presented.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: региональный аспект»

УДК: 338.26 DOI: 10.12737/21326

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Балашов А.В., Холодов В.А., Мироненко Н.В., Борисов А.С.1

В статье структурирован опыт формирования нормативно-правового регулирования, накопленный отдельными субъектами Российской Федерации. Среди проблем нормативно-правового регулирования внедрения проектного управления в регионах авторы выделяют следующие: отсуствие взаимоувязки федеральных и региональных программ внедрения проектного управления; отсутствие системы оценки результативности внедрения проектного управления на региональном уровне. Для решения данных проблем авторами предложено: разработать Федеральный закон «О государственной информационной системе мониторинга результативности проектного управления», где будут представлены два блока оценок проектов: проработанности и результативности.

Исследование выполнено в рамках Государственного задания РАНХиГС Приказ №02-175 от 19.05.2015 г. в рамках темы «Перспективы развития законодательного регулирования процесса государственного управления в Российской Федерации».

Ключевые слова: проектное управление, органы исполнительной власти, нормативное регулирование, методические рекомендации.

NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF IMPLEMENTATION OF PROJECT MANAGEMENT IN THE FIELD OF PUBLIC ADMINISTRATION: REGIONAL ASPECT

Balashov A.N. — Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Sociology and Information Technologies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: andrew3333@yandex.ru Mironenko N.V.— Candidate of Economic Sciences, Senior Reseacher, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: mironenkonado@mail.ru

1 Балашов Андрей Николаевич — кандидат политических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, доцент кафедры социологии и информационных технологий; адрес: 302028, г. Орел, б. Победы, д.5а, е-mail: andrew3333@yandex.ru

Мироненко Надежда Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал; адрес: 302028, г. Орел, б. Победы, д. 5а; е-mail: mironenkonado@mail.ru Холодов Владимир Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории государства и права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Орловский филиал, e-mail: vohol1@rambler.ru

Борисов Александр Сергеевич — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, е-mail: naukaorelsga@yandex.ru

Holodov V.A. - Candidate of Juridical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Theory of State and Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: naukaorelsga@yandex.ru Borisov A.S. — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory of State and Law, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch (Russian Federation, Orel), e-mail: naukaorelsga@yandex.ru

The experience in the formation of normative and legal regulation gained by some subjects of the Russian Federation is structured in the article. Among the problems of legal regulation of the implementation of project management in the regions the authors identify the following ones: lack of interlinks of federal and regional programs for the implementation of project management; lack of system of evaluation performance of project management at the regional level. To solve these problems, the authors suggested: to develop a Federal law "On the state monitoring information system of project management performance", where two types of assessments of maturity and effectiveness of projects will be presented.

The reseach is done within State task of RAHEPA №02-175, Order of 19.05.2015, as part of the theme "Prospects of legal regulation development of public administration process in the Russian Federation".

Keywords: project management, executive authorities, regulatory guidelines.

Современный этап в развитии системы государственного управления обусловлен необходимостью поиска новых методов управленческой деятельности, учитывающих динамику общественно-политических и социально-экономических процессов в России. Реализация проектного управления на сегодняшний день является одним из трендов в организации работы в органах исполнительной власти субъектов Российской федерации. Различные субъекты России активно внедряют систему проектного управления, проводя при этом работу по ее нормативно-методическому обеспечению. Кроме того, данная сфера деятельности анализируется научным сообществом.

Правовая регламентация данной сферы берет свое начало с Конституции РФ 1993 г., которая в ч.1 ст. 11 закрепляет положение о том, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации»! Часть 2 ст. il Конституции РФ закрепляет положение о том, что «государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти»2. Данные положения Конституции РФ предполагают в своей основе, что указанные в них органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также кадровый состав данных органов (т.е., государственные служащие, чиновники различного ранга и уровня), и осуществляют государственное управление в России.

Существенное место в правовой регламентации государственного управления в России занимает ряд Федеральных законов. Среди них можно выделить, в частности, Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в РФ»3, Федеральный

1 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с внесен. измен. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с внесен. измен. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

3 О системе государственной службы в РФ. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) //СЗ РФ.2003. N 22. ст. 2063.

закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»1, Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»2, Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»3 и др.

Существенную сторону общественных отношений, связанных с правовой регламентацией государственного управления, регулируют различные Указы Президента. В частности, среди прочих можно отметить Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»4, Указ Президента РФ от 31.12.2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы»5, Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим»6, Указ Президента РоссийскойФедерацииот 18.05.2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»7, Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»8, Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»9, Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»10 и др.

Подзаконное нормотворчество Правительства Российской Федерации также направлено на правовую регламентацию государственного управления, поскольку целый ряд постановлений Правительства РФ направлен на данную сферу. В качестве примера можно привести следующие: постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке,

1 О государственной гражданской службе РФ. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ.2004. N 31. ст. 3215.

2 О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1).ст. 6228.

3О порядке рассмотрения обращений граждан РФ. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // СЗ РФ.2006. N 19. ст. 2060.

4 Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885(ред. от 16.07.2009) // СЗ РФ. 2002. N 33. ст. 3196.

5 О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы. Указ Президента РФ от 31.12.2005 г. № 1574 (ред. от 25.08.2016) // СЗ РФ. 2006. N 1. ст. 118.

6О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим. Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. № 113 (ред. от 30.09.13) // СЗ РФ. 2005. N 6. ст. 440.

7О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 559 (ред. от 15.07.2015) // СЗ РФ. 2009. N 21. ст. 2544.

8О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 110 (ред. от 28.08.2015) // СЗ РФ. 2005. N 6. ст. 437.

9 О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 112 (ред. от 19.03.2014) // СЗ РФ. 2005. N 6. ст. 439.

10 Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела. Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 г. № 609 (ред. от 01.07.2014) // СЗ РФ. 2005. N 23. ст. 2242.

повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации»1, постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»2, постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 г. № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»3 и др.

Относительно сферы государственного управления на основе системы проектного управления можно сказать, что в последнее время в научной среде идет активная разработка терминологической категории «проектное управление», сопряженная с поиском оптимального вектора смысловой нагруженности данной дефиниции. Повышенное внимание авторов к указанному понятию обусловлено, как собственно научными интересами, так практическими задачами в сфере государственного управления и экономики. В этой связи, А.О. Скопин утверждает, что на сегодняшний день можно говорить об изменении парадигмы региональной экономики и бизнеса в целом, которые начинают рассматриваться в рамках совокупности взаимосвязанных проектов4.

В целом, проектному управлению дается следующее определение: «особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленный на реализацию этой модели»5. Можно привести и другое определение, схожее по своей смысловой доминанте: «Проектное управление - особый вид управленческой деятельности, в основе которого лежит предварительно разработанная модель действий по достижению какой-либо конкретной цели»6.

В научной среде формируется четкое представление о том, что проектное управление ориентировано на конкретный результат (клиента), что подразумевая, при этом, относительную свободу в управлении7. Выделение ресурсов под конкретный проект и выстраивание своей системы управления предполагает более высокую степень ответственности конкретных управленцев за результат и минимизирует иерархические прерогативы.

Различные авторы анализируют необходимость перехода к проектному управлению. В частности, Сафонова О.Н. и Анчихров Е.А. полагают, что целесообразность перехода к проектному управлению в федеральных и региональных органах исполнительной власти возникла в связи с модернизацией российской экономики, а также реализацией

1Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. № 362 (ред.от 02.06.2016) // СЗ РФ. 2008. № 19. ст. 2194.

2Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63 (ред. от 18.03.2016) // СЗ РФ. 2010. N 7. ст. 762.

3Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2009 г. № 953 (ред. от 28.06.2016) // СЗ РФ. 2009. N 48. ст. 5832.

4 Скопин А.О. Управление региональными проектами и проектное управление экономикой региона: сравнение дефиниций // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2012. - №29. - С. 18.

5 Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления: учебник - М.: КНОРУС, 2007.

6Игнатова А.М. Применение проектного метода в государственном управлении современной России // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. - 2016. - №1. - С. 184.

7 См.: Кораблев М.М. Развитие проектного подхода в государственном управлении // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - 2010. - №4. - С. 228-235.

инфраструктурных и инновационных проектов1. Отдельное внимание со стороны научного сообщества посвящено методологическим проблемам проектного управления. Данную проблематику поднимают в своих исследованиях А.А. Рудаков2, Н.Б. Грошев3, В.И. Чимшир4, Д.А. Гайнанов и И.Д. Закиров5, А.М. Игнатова6, а также другие авторы. При этом подчеркивается, что само управление проектом можно понимать как «методологию организации, планирования и координации использования человеческих и материальных ресурсов на всем протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение целей проекта путем применения системы современных методов, техник и технологий управления»7.

Отдельный пласт исследований, посвященных анализу проектного управления, затрагивает вопросы реализации различных проектов в рамках конкретной территории России или ее региона. Данному направлению посвящены работы таких авторов, как В.Н. Лексин и Б.Н. Порфирьев8, С.В. Последов9, Е. Савченко10 и другие.

Наряду с проработкой дефиниции «проектное управление» относительно сферы государственного управления экономическими процессами для реализации различных инвестиционных проектов, в научной среде выкристаллизовывается тематический пласт исследований, посвященных анализу проектного управления в социальной и культурной сферах. В частности, поднимается проблематика использования проектного подхода к государственному управлению в сфере образования и науки. Анализом данного направления занимаются такие авторы, как Прах Д.А.11, Садовникова И.Н.12, Гончарова Н.А.13Гейзер А.А.14и

1Сафонова О.Н., Анчихров Е.А. Внедрение проектного управления в исполнительных органах государственной власти как механизм эффективного управления ресурсами // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - №2(14). - С. 59.

2Рудаков А.А.Сравнительный анализ традиционной методологии проектного управления и гибкого управления инновационными проектами // Экономика предпринимательства. - 2012. - № 6 (29). - С 292-294. 3Грошев Н.Б. Методология интеграции проектного управления инновационной деятельностью в систему регионального управления. Диссертация на соискание ученой степени д-ра экономических наук / Сибирский государственный аэрокосмический университет. Красноярск, 2011.

4Чимшир В.И. Методика построения ресурсных карт в проектном управлении // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2012. - № 8 (58). - С. 49-53.

5Гайнанов Д.А., Закиров И.Д. Методологические аспекты реализации программно-проектного подхода в стратегическом управлении развитием территории // Управление экономикой: методы, модели, технологии. Материалы XV Международной научной конференции. В 2 томах. 2015. С. 38-42.

6 Игнатова А.М. Применение проектного метода в государственном управлении современной России // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. - 2016. - №1. - С. 176-189. 7Ревин Д.Ю., Зеленский П.С. Использование проектного подхода к управлению в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2010. - Т.2. - №6. - С. 120.

8 Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием российской Арктики // Модернизация. Инновации. Развитие. - 2015. - №4-1 (24). - С. 10-18.

9 Последов С.В., Толстых Т.О., Толстых Д.В. Индикативный подход в проектном управлении развития территории // Дельта науки. - 2016. - №1. - С. 40-45.

10 Савченко Е. Белгородская область: проектное управление для муниципальных инициатив // Самоуправление. - 2012. - №2. - С. 6-7.

11 Прах Д.А. Особенности проектного подхода к государственному управлению образовательной сферой // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 2-3. - С. 124-127.

12Садовникова И.Н. Проектный подход к управлению школой на основе социального партнерства // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: педагогические и психологические науки. - 2015. - №22(41). - С. 60-71. "Гончарова Н.А. Проектный подход к управлению образовательными программами в высшем учебном заведении // Вестник гуманитарного университета. - 2015. - №4(11). - С. 37-42.

14 Гейзер А.А. Проектное управление инвестициями в сфере образовательных услуг // Вестник Томского

другие.Отдельные авторы рассматривают данную проблематику наиболее широко и полагают, что «структурным элементом любого социального процесса является социальный проект, в содержательных характеристиках которого можно выделить экономическую, организационную и институциональную составляющие»1. В этой связи отдельные исследователи, например, Ю.Ю. Антропова, рассматривают проектное управление в качестве инструмента развития системы социального обслуживания населения в современных условиях2.

Как справедливо отмечает В.Н. Южаков, «фундаментальным недостатком существующего правового регулирования (российского государственного управления3) является отсутствие ... последовательной"ориентации всех звеньев, механизмов государственного управления на достижение конкретных общественно значимых результатов»4. На политическом уровне требование ориентации «работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый прозрачный и понятный для общества результат работы» определено Президентом Россиискои Федерации в качестве первого принципа формирования новой модели россииского государственного управления5. Как известно, технологии проектного управления позволяют эффективно достигать плановых показателей и поставленных целей, что обеспечивает прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования при реализации масштабных проектов государственного значения.

Безусловно, проделанная с начала нового тысячелетия в России законотворческая работа сформировала существенный правовой базис для деятельной работы системы государственного управления в целом. Постепенно сформировалась система нормативно-правовых актов, регулирующих процесс государственного управления на разных уровнях.

В отдельных регионах Российской Федерации уже успешно реализуются различные проектные практики, осуществляемые с использованием ресурсов органов исполнительной власти конкретного субъекта. В частности, в Белгородской области активно реализуются следующие проекты:

- внедрение технологий рекрутинга в деятельность центров занятости населения;

- формирование духовно-нравственных ценностей у жителей Белгородской области посредством наружной рекламы;

- формирование региональной модели государственного управления посредством народной экспертизы;

- обеспечение доступности культурных ценностей для жителей отдаленных районов.

Опыт реализации проектов в органах исполнительной власти Белгородской области

получает свое распространение с 2010 года, когда начата практика внедрения системы

государственного университета. Экономика. - 2008. - №2. - С. 57-61.

1 Никитина Л.М., Табачникова М.Б. Подходы к проектному управлению социальными процессами // Экономическое развитие России: драйвер роста или генератор вызовов. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 107.

2 Антропова Ю.Ю. Проектное управление как инструмент развития системы социального обслуживания населения в современных условиях // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - №11. -С. 164-168.

3 Примечание авторов.

4 Южаков В.Н. Государственное управление по результатам: о подготовке проекта Федерального закона «Об основах государственного управления в Российской Федерации» // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 1. С. 131.

5 Послание Президента Россиискои" Федерации Федеральному собранию Россиискои" Федерации, 2012 г.

управления проектами. Оптимизация системы управления проектами требовала определения условий и порядка применения принципов проектного управления, установления основ взаимодействия при реализации проектов различной направленности в рамках государственно-частного партнерства, а также нормативной регламентации данной сферы.

К работе по управлению проектами в Белгородской области привлечены не только органы исполнительной власти субъекта, но и все муниципальные образования области, в которых сформированы проектные офисы. В настоящее время в Белгородской области накоплена база, насчитывающая более полутора тысяч проектов различного уровня, основной массив из которых оставляют экономические и социальные проекты. Реализация проектов осуществляется по единым стандартам в рамках, действующих на территории Белгородской области нормативных актов, регулирующих проектное управление.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим проектную деятельность в органах исполнительной власти Белгородской области, является постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года № 202-пп «Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области». Утвержденное данным постановлением «Положение об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области» (далее - «Положение») определяет условия и порядок применения принципов управления проектами органами исполнительной власти и государственными органами на территории Белгородской области.

Положение определяет проект как «комплекс мероприятий и работ, направленный на достижение определенной цели, ограниченный во времени определенными сроками начала и окончания, выполнение которого имеет однократный (неповторяющийся) характер, реализуемый органами исполнительной власти и государственными органами области, подведомственными организациями, хозяйствующими субъектами с использованием средств областного бюджета и/или федерального бюджета (в случае делегирования полномочий по контролю расходования указанных средств)». Положение также разделяет проекты на несколько категорий. В частности, выделяются областные отраслевые проекты, реализация которых локализована масштабами области и имеет четкую отраслевую принадлежность; областные комплексные проекты, которые не имеют однозначно определенной отраслевой принадлежности, а их реализация предусматривает взаимодействие нескольких департаментов и управлений области, администраций муниципальных районов и городских округов, а также различных хозяйствующих субъектов области; муниципальные проекты, реализация которых локализована масштабами одного муниципального образования.

Положение содержит основные понятия и определения, характеризующие институциональную структуру управления проектом, в том числе такие, как координирующий орган проекта, заказчик и исполнитель проекта, группа управления проектом, руководитель и куратор проекта, рабочая группа проекта, оператор мониторинга проекта и проч. Положение определяет порядок формирования организационной структуры проекта, которая формируется при инициации и планировании проекта, а расформировывается при его закрытии, и состоит из группы управления проектом и рабочей группы проекта. Кроме того, Положение предусматривает наличие кадрового резерва проектного управления, который должен формироваться в Департаменте кадровой политики Белгородской области для оперативного и качественного составления рабочих групп проектов, а также сохранения кадрового потенциала после закрытия проектов.

Положение закрепляет этапы управления проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области:

- инициация проекта;

- планирование проекта;

- реализация проекта;

- закрытие проекта.

Этап закрытия проекта завершается итоговым отчетом о реализации проекта, в котором руководитель проекта информирует заказчика и координирующий орган о степени достижения цели проекта. Нормативной новеллой Положения, по сравнению с другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулирующими сферу управления проектами в органах исполнительной власти, можно считать закрепление статусности проекта после его завершения. После завершения, согласно Положению, проекту присваивается один из следующих статусов:

- проект реализован успешно;

- проект не реализован, ресурсы сохранены;

- проект не реализован, ресурсы потеряны.

В Приморском крае успешно функционирует Департамент проектного управления, деятельность которого регламентирована рядом нормативных актов на уровне обозначенного субъекта Российской Федерации.

Выверенная нормативная регламентация проектного управления в Приморском крае позволила, проведя кодификационную работу в обозначенной сфере, разработать Проектный кодекс «Положение об управлении проектами в органах исполнительной власти Приморского края» от 25.04.2016 160-па. В качестве нормативной основы Проектный кодекс Приморского края использует Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 г. № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти», Методические рекомендации по применению проектного управления при решении задач улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, разработанные Агентством стратегических инициатив, а также ряд ГОСТов в данной сфере (например, ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» и другие).

Проектный кодекс Приморского края содержит несколько структурных элементов, а именно:

Проектная терминология.

Организационная структура управления (Центральный проектный офис, Проектный комитет, Команда проекта, Функциональные проектные офисы и др.).

Критерии отнесения деятельности к проектной (включая анализ уникальности и инновационности проектов).

Управление проектами на этапах жизненного цикла (инициация, планирование, исполнение и контроль, управление изменениями, завершение).

В Приморском крае также разработаны и утверждены формы документов, используемые в проектной деятельности. К числу таких форм относятся заявка на открытие проекта, паспорт проекта, план контрольных событий проекта, план-график проекта, оперативный план мероприятий проекта, отчет о реализации плана контрольных событий проекта, отчет о реализации плана-графика проекта, а также шаблон презентации для подготовки материалов по защите проекта к заседанию проектного комитета в целях открытия проекта.

Таким образом, процесс внедрения проектного управления в деятельность органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, настоятельно требует оптимизации и унификации нормативно-правовой основы, сопряженной с необходимостью проработки данной сферы правового регулирования на федеральном уровне. В данной сфере, как показывает проведенное исследование нормативно-методологических практик по внедрению проектного управления в отдельных субъектах России

(Белгородская область, Ярославская область, Приморский край), накоплен опыт правотворческой деятельности, учитывающий инвестиционное районирование и особенности социально-экономического развития отдельного региона, который можно аккумулировать и транслировать на уровень федерального законодательства.

Библиография/References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Грошев Н.Б. Методология интеграции проектного управления инновационной деятельностью в систему регионального управления: Дисс.... д-ра экон. наук. - Красноярск, 2011.

2. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием российской Арктики // Модернизация. Инновации. Развитие. - 2015. - № 4 - 1 (24). - С. 10 - 18.

3. Последов С.В., Толстых Т.О., Толстых Д.В. Индикативный подход в проектном управлении развития территории // Дельта науки. - 2016. - № 1. - С. 40 - 45.

4. Ревин Д.Ю., Зеленский П.С. Использование проектного подхода к управлению в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2010. - Т.2. - № 6. - С. 119 - 121.

5. Рудаков А.А. Сравнительный анализ традиционной методологии проектного управления и гибкого управления инновационными проектами // Экономика и предпринимательство. - 2012. -№ 6 (29). - С. 292 - 294.

6. Савченко Е. Белгородская область: проектное управление для муниципальных инициатив // Самоуправление. - 2012. - № 2. - С. 6 - 7.

7. Сафонова О.Н., Анчихров Е.А. Внедрение проектного управления в исполнительных органах государственной власти как механизм эффективного управления ресурсами // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 2 (14). - С. 58 - 67.

8. Чимшир В.И. Методика построения ресурсных карт в проектном управлении // ВосточноЕвропейский журнал передовых технологий. - 2012. - № 8 (58). - С. 49 - 53.

1. Groshev, N.B. (2011) Metodologiia integratsii proektnogo upravleniia innovatsionnoi deiatel'nost'iu v sistemu regional'nogo upravleniia [Methodology for integration of project management innovation activities in regional governance]: Diss.. d-ra ekon. nauk. - Krasnoiarsk. (In Russ.)

2. Leksin, V.N., Porfir'ev, B.N. (2015) Problemy i perspektivy ispol'zovaniia proektnogo podkhoda v upravlenii razvitiem rossiiskoi Arktiki [Problems and prospects of the project approach in the management of the development of the Russian Arctic] // Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie [Modernization. Innovation. Development]. - № 4 - 1 (24). - P. 10 - 18. (In Russ.)

3. Posledov, S.V., Tolstykh, T.O., Tolstykh, D.V. (2016) Indikativnyi podkhod v proektnom upravlenii razvitiia territorii [The indicative approach in the project management of the development of the territory] // Del'ta nauki. - № 1. - P. 40 - 45. (In Russ.)

4. Revin, D.Iu., Zelenskii, P.S. (2010) Ispol'zovanie proektnogo podkhoda k upravleniiu v Rossii [The use of a project management approach in Russia] // Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki. -T.2. - № 6. - P. 119 - 121. (In Russ.)

5. Rudakov, A.A. (2012) Sravnitel'nyi analiz traditsionnoi metodologii proektnogo upravleniia i gibkogo upravleniia innovatsionnymi proektami [A comparative analysis of the traditional methodology of project management and the flexible management of innovative projects] // Ekonomika i predprinim atel 'stvo [Journal of Economy and entrepreneurship]. - № 6 (29). - P. 292 - 294. (In Russ.)

6. Savchenko, E. (2012) Belgorodskaia oblast': proektnoe upravlenie dlia munitsipal'nykh initsiativ [Belgorod region: project management for municipal initiatives] // Samoupravlenie. - № 2. -P. 6 - 7. (In Russ.)

7. Safonova, O.N., Anchikhrov, E.A. (2015) Vnedrenie proektnogo upravleniia v ispolnitel'nykh organakh gosudarstvennoi vlasti kak mekhanizm effektivnogo upravleniia resursami [Implementation of project management in the executive bodies of state authority as a mechanism for effective resource management] // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve [Models, systems, networks in economics, technic, nature and society]. - № 2 (14). - P. 58 - 67. (In Russ.)

8. Chimshir, V.I. (2012) Metodika postroeniia resursnykh kart v proektnom upravlenii [A method for constructing resource cards in project management] // Vostochno-Evropeiskii zhurnal peredovykh tekhnologii [Eastern-European Journal of Enterprise Technologies]. - № 8 (58). - P. 49 - 53. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.