Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК / УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМ ПОТОКОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погосян Арменуи Арменовна

Автор статьи систематизирует нормативно-правовые документы, регулирующие управление денежными потоками предприятий в нефтяной отрасли Российской Федерации, выделяет основные области финансовой деятельности, оказывающие существенное влияние на систему управления денежными потоками предприятий. При этом в тексте научной статьи делается упор на проблематику стратегического и локального нормативно-правового регулирования в современных условиях развития экономики России. Акцентируется внимание на необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования с целью увеличения денежного потока нефтяных компаний.The author of the article systematizes the regulatory and legal documents regulating the management of cash flows of enterprises in the oil industry of the Russian Federation, identifies the main areas of financial activity that have a significant impact on the cash flow management system of enterprises. At the same time, the text of the scientific article focuses on the problems of strategic and local regulatory and legal regulation in the current conditions of development of the Russian economy. Attention is focused on the need to improve regulatory and legal regulation in order to increase the cash flow of oil companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.22

Юридические науки

Погосян Арменуи Арменовна, студент Института права, Башкирский государственный университет Ямалетдинова Наталья Владимировна, научный руководитель, к.ю.н.,

доцент, Института права Башкирский государственный университет

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Автор статьи систематизирует нормативно-правовые документы, регулирующие управление денежными потоками предприятий в нефтяной отрасли Российской Федерации, выделяет основные области финансовой деятельности, оказывающие существенное влияние на систему управления денежными потоками предприятий. При этом в тексте научной статьи делается упор на проблематику стратегического и локального нормативно-правового регулирования в современных условиях развития экономики России. Акцентируется внимание на необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования с целью увеличения денежного потока нефтяных компаний.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, нефтяная отрасль, нефтяные компании, денежный поток, управление денежным потоком.

Abstract: The author of the article systematizes the regulatory and legal documents regulating the management of cash flows of enterprises in the oil industry of the Russian Federation, identifies the main areas of financial activity that have a significant impact on the cash flow management system of enterprises. At the same time, the text of the scientific article focuses on the problems of strategic and local

regulatory and legal regulation in the current conditions of development of the Russian economy. Attention is focused on the need to improve regulatory and legal regulation in order to increase the cash flow of oil companies.

Key words: regulatory and legal regulation, oil industry, oil companies, cash flow, cash flow management.

Нормативно-правовое регулирование - важный элемент любого предприятия, устанавливающий и ограничивающий стандарты его функционирования. Нефтяная отрасль является основным двигателем для других отраслей и экономики страны в целом, поэтому нормативно-правовое регулирование управления денежными потоками предприятий в нефтяной отрасли по большей части является ключевым фактором, оказывающим влияние на экономическое положение страны, особенно в эпоху обвала мировых цен на нефть до уровня последнего десятилетия прошлого века.

Следует отметить, что качество регулирования финансов определяет степень экономического баланса компании, темпы внедрения операционного процесса, соотношение частных и заемных источников финансирования, а также быструю ротацию финансовых ресурсов. Способность компании генерировать денежные потоки напрямую определяет ликвидность и платежеспособность компании, поэтому ее руководству следует уделять большое внимание данному процессу. Кроме того, качество регулирования денежных потоков во многом определяет деловую репутацию предприятия [2, с. 33].

Рассматривая нормативно-правовую базу управления денежными потоками предприятий в нефтяной отрасли, следует выделить основные области финансовой деятельности, связанной с самим процессом управления денежными потоками. Существенное влияние на систему экономического управления оказывают следующие области финансовой деятельности:

- бухгалтерский учет и аудит движения денежных средств;

- бюджетное планирование;

- налоговая нагрузка;

- инвестиционная деятельность;

- операционная деятельность;

- дивидендная политика;

- источники финансирования;

- государственная поддержка предприятий нефтяной отрасли.

Каждой из перечисленных областей деятельности в сфере управления денежными потоками соответствует отдельное правовое регулирование. Следовательно, база нормативно-правовой регламентации управления денежными потоками предприятий представляет собой совокупность всех нормативных правовых актов, регулирующих вышеперечисленные области деятельности в сфере управления денежными потоками.

Так, области учета и аудита денежных средств и проводимых операций с ними в российском законодательстве уделяется большое внимание. Изучение нормативно-правового регулирования рассматриваемой области позволяет выделить следующие основные нормативные документы:

1. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах». Данный акт устанавливает, что нефтяные компании обязаны вести достоверный учет нефтяных операций (п. 6 ст. 23), а также закрепляет систему платежей при пользовании недрами, в том числе обязанность уплаты налогов и сборов, установленных в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах (ст. 39).

2. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный акт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности; определяет объекты бухгалтерского учета (доходы, расходы, источники финансирования и др.). В учете и аудите денежных средств используются организационные аспекты формирования учетной политики предприятия в данной области.

3. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», регламентирующий порядок проведения аудита денежных

средств. Для крупных нефтяных компаний устанавливает проведение обязательного ежегодного аудита.

4. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», устанавливающий форму отчета о движении денежных средств.

5. Приказ Минфина РФ от 2 февраля 2011 г. № 11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств». Закрепляет правила составления отчета о движении денежных средств российскими предприятиями с официальным статусом юридического лица (кроме кредитных организаций). Содержит классификацию денежных потоков, определяет правила отражения денежных потоков в отчете о движении денежных средств. Остатки денежных средств в иностранной валюте отражаются в отчете о движении денежных средств в рублях в сумме, определяемой в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденным Приказом Минфина РФ от 25 декабря 2007 г. № 147н, а также правила раскрытия сведений о денежных потоках от текущих, инвестиционных и финансовых операций по каждому отчетному сегменту, определенному в соответствии с ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утвержденным Приказом Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 143н.

6. Указание Центрального банка РФ от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». Указанный нормативный акт закрепляет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ юридическими лицами. В учете и аудите денежных средств регулирует вопросы приема наличности, сдачи наличности в банк, ведения кассовых операций, выдачи наличности, мер по обеспечению сохранности наличных денег.

7. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении

Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». Данный акт устанавливает требования к составлению финансовой отчетности, а также оформлению хозяйственных операций, касающихся учета денежных средств.

Также следует отметить еще один документ - Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств», введенный в РФ Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2015 г. № 217н (далее -IAS 7). Сравнивая указанный документ с ПБУ 23/2011 представляется возможным выделить некоторые отличия в части отражения движения денежных средств в отчете (рис. 1).

Помимо отличий в указанных документах имеются и общие черты, среди которых: сходные цели составления и представления Отчета о движении денежных средств; схожее определение основных понятий (эквиваленты денежных средств, финансовая, операционная, инвестиционная деятельность); невключение изменения статей, составляющих денежные средства или их эквиваленты к денежным потокам; разделение деятельности предприятий на операционную (текущую), финансовую и инвестиционную; невключение неденежных операций в Отчет о движении денежных средств. Подобные операции раскрываются в иных отчетах финансовой деятельности [1, c. 45].

Отличительные особенности, представленные на рисунке 1, указывают на необходимость устранения неточностей и несоответствия между национальными и международными стандартами бухгалтерского учета.

Рассматривая нормативно-правовое регулирование такой области финансовой деятельности в управлении денежными потоками как инвестиционная деятельность, следует отметить, что определяющее значение в российской нефтяной отрасли на сегодняшний день имеют вертикально-интегрированные нефтяные компании (далее - ВИНК), т.е. крупные энергетические компании, имеющие в своем составе дочерние нефтеперерабатывающие предприятия и оказывающие на них непосредственное влияние. А поскольку ВИНК являются публичными

акционерными обществами, это позволяет им привлекать средства государственных и частных инвесторов, в том числе иностранных, через фондовый рынок, не обращаясь к дорогим кредитам.

Рис. 1. Отличительные положения в части отражения движения денежных средств в

отчетности ПБУ 23/2011 и ^ 7

Особенности формирования денежных потоков от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности регулируют Методические рекомендации Минэкономики РФ по оценке эффективности инвестиционных проектов от 21 июня 1999 г. № ВК 477. Кроме того, эти рекомендации устанавливают процедуру дисконтирования денежных потоков, а также порядок их расчета и отражения в них стоимостной оценки последствий осуществления проекта.

Влияние на управление денежными потоками предприятий в нефтяной отрасли оказывает также дивидендная политика. Нефтяная компания, выбирая в качестве основного способа мобилизации финансовых ресурсов эмиссию обыкновенных и привилегированных акций, обязана выплачивать дивиденды по акциям каждой категории в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Порядок выплаты дивидендов в денежной форме и их движение регулируется Приказом Росимущества от 29 декабря 2014 г. № 524 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке дивидендной политики в акционерных обществах с государственным участием».

Влияние на управление денежными потоками оказывают и налоги, уплачиваемые предприятиями в нефтяной отрасли. В настоящее время предприятия в нефтяной отрасли имеют большое значение для экономики страны, особенно в части налоговых доходов, поступающих в бюджет, благодаря которым экономика страны развивается. Доходы бюджетов, зависимость экономики страны от экспорта нефти и нефтепродуктов выявляют возможность создания оптимальной системы налогового регулирования в этом секторе, которая, с одной стороны, обеспечивает получение налоговых доходов государством, а с другой - приносит пользу нефтяным компаниям [3, с. 19].

В этой связи важно выделить Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, а также Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 199-ФЗ «О внесении

изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который ввел с 2019 года в России налог на дополнительный доход для предприятий в нефтяной отрасли. Указанный закон устанавливает налогообложение выручки таких предприятий, частично заменяя налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины.

Предприятия в нефтяной отрасли требуют больших инвестиций, при этом существенно обеспечивая государственный бюджет [4, с. 121].

В этом контексте следует обозначить следующие стратегические нормативные документы:

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития РФ, содержащий прогноз и анализ цен на нефть, характеризующий состояние нефтедобычи, структура запасов нефти, определяющий основные приоритеты и направления развития нефтяной отрасли, а также варианты ее развития.

2. Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года, утвержденная Указом Президента России от 13 мая 2017 г. № 208, определяющая основные направления политики государства в сфере обеспечения экономической безопасности. В области безопасности нефтяной отрасли гарантирует следующие меры стимулирования: финансовая поддержка путем финансирования целевых программ, субсидирование (гранты, кредиты), предоставление льгот на разведывательные работы, введение понижающего коэффициента (Кд) к ставке налога на добычу полезных ископаемых; привлечение частных инвестиций и создание страховых компаний с целью устойчивого развития нефтяной отрасли.

В этой связи следует заключить, что регулирование внешних и внутренних ресурсов финансирования позволяет управлять рациональным движением денежных потоков и определять источники инвестиционных ресурсов компаний в нефтяной отрасли.

Кроме бюджетного финансирования существует также ряд источников для обеспечения потребности в оборотных средствах для развития предприятий

нефтяной отрасли. В свою очередь дополнительные объемы финансирования аккумулируются в денежных потоках операционной деятельности, которые служат источником приобретения оборотного капитала.

Основные финансовые ресурсы предприятий нефтяной отрасли сосредоточены в едином институционально-финансовом механизме: прогнозирование целевого бюджетного финансирования, управление привлечением внешних заемных ресурсов и корпоративное управление инвестициями, капиталом и прибылью [5, с. 100]. При этом дополнительные источники финансирования интегрированы в следующую систему финансовых ресурсов: денежные потоки от эмиссии корпоративных облигаций; притоки от лизинга; бюджетные кредиты для предприятий нефтяной отрасли; внешние финансовые притоки от эмиссии акций; чистая прибыль предприятий иных отраслей экономики, оставшаяся в распоряжении их собственников и др.

Таким образом, нормативно-правовая база управления денежными потоками предприятий в нефтяной отрасли охватывает такие ключевые сферы финансовой деятельности, непосредственно связанной с процессом управления денежными потоками, как бухгалтерский учет и аудит движения денежных средств; бюджетное планирование; налоговая нагрузка; инвестиционная деятельность; операционная деятельность; дивидендная политика; источники финансирования; государственная поддержка предприятий нефтяной отрасли. База нормативно-правовой регламентации управления денежными потоками предприятий нефтяной отрасли включает в себя совокупность всех нормативных правовых актов (федерального и регионального уровня), регулирующих вышеперечисленные области деятельности в сфере управления денежными потоками.

В целом, рассмотрев основной блок нормативно-правового регулирования управления денежными потоками предприятий в нефтяной отрасли на государственном уровне, следует также отметить, что на таких предприятиях разрабатываются и локальные акты регулирования, которым на сегодняшний день более всего необходимо уделять внимание руководству

нефтяных компаний.

Библиографический список:

1. Аксенова Ж.А., Ищенко О.В., Ленкова М.И. Проблемы формирования отчетности и регулирования учета денежных средств // Вестник Академии знаний. 2020. № 2 (37). С. 42-47.

2. Гаджиев Г.М. Управление денежными потоками предприятия // Символ науки. 2020. № 1-2. С. 32-35.

3. Жаворонкова Е.Н. Налоговая нагрузка компаний нефтяной отрасли в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 5-36.

4. Жукаускас В.В., Шелкоплясова Н.И., Бабаян Г.Д. Нормативно-правовое регулирование нефтяной отрасли РФ в рамках обеспечения политики экономической безопасности // Вести научных достижений. Экономика и право. 2020. № 3. С. 120-123.

5. Рыкова И.Н., Табуров Д.Ю. Источники финансирования и кредитования нефтегазового комплекса // Вестник НГИЭИ. 2018. № 6 (85). С. 97-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.