Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование основ гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства'

Нормативно-правовое регулирование основ гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2122
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / АNTITRUST COMPETITION LAW / RESPONSIBILITY / FEDERAL LAW / THE CIVIL CODE / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Келехсаева Азау Шакроевна

в настоящей статье рассматриваются основные вопросы законодательной регламентации института гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Normative-legal regulation of civil liability for breach of antitrust law

this article discusses the main issues of legal regulation of civil liability for violation of antitrust laws.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование основ гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства»

5.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Келехсаева Азау Шакроевна, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права СОГУ им. К. Л. Хетагурова.

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются

основные вопросы законодательной регламентации института гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Ключевые слова: ответственность, антимонопольное законодательство, федеральный закон, Гражданский кодекс, нормативно-правовой акт.

NORMATIVE-LEGAL REGULATION OF CIVIL LIABILITY FOR BREACH OF ANTITRUST LAW

Kelehsaeva Azau Shakroevna, The competitor of chair of the civil And the enterprise right SOSU of K. L. Hetagurova.

Annotation: this article discusses the main issues of legal regulation of civil liability for violation of antitrust laws.

Keywords: responsibility, аntitrust competition law, federal law, the civil code, legislation.

Среди основных нормативно-правовых актов, регламентирующих основания, условия и меры гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, необходимо выделить ГК РФ, ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и некоторые другие нормативно-правовые акты. Рассмотрим их более подробно.

Гражданский кодекс РФ. ГК РФ устанавливает ответственность в виде возмещения убытков, причинённых незаконной монополистической

деятельностью. В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

ФЗ «О защите конкуренции» подробно регламентирует вопросы ответственности за нарушение

антимонопольного законодательства. Согласно ст. 36 Закона, коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные

предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

На основании ст. 37 Закона, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут

ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности указанных лиц не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять иные предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Согласно данной статье, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в ст. 13 устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки

продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение

обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих

субъектов, осуществляющих аналогичную

деятельность;

в) о предоставлении хозяйствующим субъектом

контрагенту сведений о заключаемых данным

хозяйствующим субъектом договорах с другими

хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

Келехсаева А. Ш.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

Таким образом, включение в договор указанного условия не является нарушением запрета, установленного подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

По мнению ФАС России, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Добровольное включение условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, не является нарушением запрета, установленного подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле;

к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а»

- «и»;

з) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 ст. 13 Закона о торговле (за

исключением действий, указанных в пункте 2 части 1 ст. 13), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Закон о торговле также детально регламентирует вопросы антимонопольного государственного и муниципального контроля и надзора за субъектами предпринимательства, устанавливает ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю

продовольственными товарами посредством

организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов (ст. 14 Закона), антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (ст. 15 Закона), государственный

контроль (надзор) за соблюдением требований

настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности (ст. 16 Закона).

ФЗ «О банках и банковской деятельности» устанавливает ряд антимонопольных правил для кредитных организаций.

Закон устанавливает, что кредитным организациям запрещается заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.

Приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за деятельностью кредитных организаций (групп кредитных организаций), не

должны противоречить антимонопольным правилам.

Ст. 18 ФЗ «Об иностранных инвестициях в

Российской Федерации» устанавливает, что иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной

конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).

Ст. 25 ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает правила антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках. В соответствии с данной статьей, в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных Правительством Российской Федерации, может быть осуществлено принудительное разделение хозяйствующего субъекта в случае неоднократного злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением, в том числе осуществления таким субъектом манипулирования ценами на оптовом или розничных рынках либо иной монополистической деятельности.

Субъекты оптового и розничных рынков (за исключением потребителей электрической энергии -физических лиц) обязаны:

- обеспечивать регулярное представление в антимонопольный орган информации о своей деятельности в соответствии со стандартами, установленными указанным органом;

- предоставлять должностным лицам

антимонопольного органа беспрепятственный доступ к любой другой информации о своей деятельности.

ФЗ «О газоснабжении» устанавливает антимонопольные правила для организаций -собственников систем газоснабжения. В соответствии с данной статьей, организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как:

- навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров;

- включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями;

- необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что различные вопросы гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства регламентируются множеством

нормативно-правовых актов. Исходя из вышеизложенного, предполагается, что нарушение указанных в договоре условий, должно также регулироваться договором. При отсутствии в договоре указания на размер компенсации, судя по всему, необходимо руководствоваться общими правилами, установленными ст. 15 ГК РФ.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.l1.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. -05.12.1994. - N 32. - Ст. 3301.

2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. - 05.02.1996. - N 6. -Ст. 492.

3. О газоснабжении в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от

07.11.2011) // Собрание законодательства РФ. -

05.04.199. - N 14. - Ст. 1667.

4. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от

06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. -

12.07.1999. - N 28. - Ст. 3493.

5. О защите конкуренции: Федеральный закон от

26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от

21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. -

31.07.2006. - N 31 (1 ч.). - Ст. 3434.

6. О разъяснении части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: Письмо ФАС РФ от 15.07.2010 N ИА/22313 // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). - N 39. - 08.10.2010.

Reference list:

1. The civil code of the Russian Federation (a part the first): the Federal law from 11/30/1994 N 51-FZ (From 11/30/2011)//Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 12/5/1994. - N 32. - item 3301.

2. About banks and bank activity: the Federal law from 12/2/1990 N 395-1 (From 11/21/2011 )//Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 2/5/1996. - N 6. -item 492.

3. About gas supply in the Russian Federation: the Federal law from 3/31/1999 N 69-FZ (From 11/7/2011)//Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 05.04.199. - N 14. - Item 1667.

4. 4. About foreign investments into the Russian Federation: the Federal law from 7/9/1999 N 160-FZ (From 12/6/2011)//Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 7/12/1999. - N 28. - item 3493.

5. About competition protection: the Federal law from 7/26/2006 N 135-FZ (From 7/18/2011, from amendment from 11 /21 /2011 )//Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 7/31/2006. - N 31 (1 ч.). - item 3434.

6. About an explanation of a part of 1 article 13 of the Federal

law «About bases of state regulation of trading activity in the Russian Federation»: Letter ФАС the Russian

Federation from 7/15/2010 N ИА/22313/ZEconomy and life (the Accounting appendix). - N 39. - 10/8/2010.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Келехсаевой А. Ш. «Нормативно-правовое регулирование основ гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства»

В статье рассматриваются основные вопросы законодательной регламентации института гражданско-правовой ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Автором отмечается, что среди основных нормативноправовых актов, регламентирующих основания, условия и меры гражданско-правовой ответственности за нарушение

антимонопольного законодательства, необходимо выделить ГК РФ, ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и некоторые другие нормативноправовые акты.

ГК РФ устанавливает ответственность в виде возмещения убытков, причинённых незаконной монополистической деятельностью. В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

ФЗ «О защите конкуренции» подробно регламентирует вопросы ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. На основании ст. 37 Закона, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в ст. 13 устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.

Закон о торговле также детально регламентирует вопросы антимонопольного государственного и муниципального контроля и надзора за субъектами предпринимательства, устанавливает ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов (ст. 14 Закона), антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (ст. 15 Закона), государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности (ст. 16 Закона).

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что

анализируется ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих основы гражданско-правовой

ответственности за нарушение антимонопольного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

законодательства.

Статью можно рекомендовать к публикации, поскольку в ней рассмотрены основные вопросы законодательной регламентации института гражданско-правовой

ответственности за нарушение антимонопольного

законодательства.

Заведующая кафедрой гражданского и трудового права Адыгейского государственного университета, к.ю.н., доцент

М. З. Абесалашвили

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.