Научная статья на тему 'Антимонопольное регулирование функционирования торговых сетей в России'

Антимонопольное регулирование функционирования торговых сетей в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
946
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ СЕТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / TRADING ACTIVITY / NETWORK TRADE / A TRADING NETWORK / ENTERPRISE ACTIVITY / ANTIMONOPOLY REGULATION / A COMPETITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рзаев Р. Б.

В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты противодействия монополистическим действиям с участием торговых сетей. Также автором исследуются вопросы антимонопольного регулирования относительно органов государственной власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIMONOPOLY REGULATION OF FUNCTIONING OF TRADING NETWORKS IN RUSSIA

In the present article some aspects of counteraction to monopolistically actions with participation of trading networks are considered. Also the author investigates questions of antimonopoly regulation concerning public authorities and local government.

Текст научной работы на тему «Антимонопольное регулирование функционирования торговых сетей в России»

ют одинаковую цель - создание такого результата и обеспечение права на его использование заказчиком. Особенности отдельных видов договоров заказа зависят от вида, правовой охраны результата интеллектуальной деятельности, в связи с чем система договоров заказа может быть представлена следующим образом:

- договоры заказа на создание объектов авторского права и иных объектов, для которых основным элементом охраны является форма,

- договоры заказа на создание объектов, для которых основным элементом охраны является сущность.

Деление договоров заказа на создание результата интеллектуальной деятельности может быть произведено также по субъектному составу:

- договоры авторского заказа, объектом которых может быть любой результат интеллектуальной деятельности и который исполняется автором -физическим лицом,

- договоры заказа на создание результата интеллектуальной деятельности, исполнителем которого является любое лицо, не являющееся автором (как юридическое, так и физическое лицо).

Нормы договора авторского заказа как единственного вида договора, регламентирующего порядок создания результата интеллектуальной деятельности, исполнителем в котором выступает автор, закреплены в трех статьях части четвертой Гражданского кодекса РФ и требуют определения соотношения с нормами главы 38 Гражданского кодекса РФ, прежде всего в тех случаях, когда речь идет о договорах на создание научного произведения.

Основной целью норм ст. 1288-1290 Гражданского кодекса РФ является обеспечение гарантий для автора. Это необходимо учитывать и при применении норм договора авторского заказа к договорам, где в качестве исполнителя выступает не автор, а иное лицо, как в вышерассмотренных примерах из практики ФАС Московско-

го округа.

К такого рода гарантиям для автора относятся:

- условия о льготном сроке,

- условия об ограниченной ответственности автора,

- условие о принадлежности исключительного права исполнителю - автору,

- последствия недостижения поставленной цели - т.н. творческая неудача

- и некоторые другие.

Исходя из вышеизложенного, предлагается предусмотреть в главе 69 Гражданского кодекса РФ в качестве общих норм - нормы

о договоре авторского заказа о создании результата интеллектуальной деятельности, распространив его действие на все виды результатов интеллектуальной деятельности, не ограничиваясь только произведениями. Основным квалифицирующим признаком такого договора является субъектный состав. Исполнителем выступает физическое лицо - автор результата интеллектуальной деятельности.

Существенными условиями договора авторского заказа должны быть предмет - создание результата интеллектуальной деятельности, его характеристики, срок создания результата интеллектуальной деятельности, с возможностью предоставления льготного срока, условие об авансе. Остальные дополнительные гарантии для автора, в частности, об ограниченной ответственности автора, и в то же время некоторые дополнительные обременения - например, создание результата интеллектуальной деятельности только лично автором - могут быть также определены в договоре, но при их отсутствии будут применяться нормы Гражданского кодекса РФ. При этом условия, ухудшающие положение автора по сравнению с установленными гражданским законодательством, должны признаваться ничтожными.

5 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах» (постатейный) (4-е издание, переработанное и дополненное). М.: «Экзамен», 2005

6 Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный) М.: «Юстицинформ», 2006, Костькова О.В., Тимошенко В.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1993 года N 5351-

1 «Об авторском праве и смежных правах», Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005, Закревская О.В. Комментарий к Закону РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (постатейный)// Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006.

7 СПС «КонсультантПлюс»

8 СПС «КонсультантПлюс»

9 Свит Ю.П. Договор авторского заказа//Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 5.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РОССИИ

Рзаев Р.Б., соискатель Российского государственного гуманитарного университета

В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты противодействия монополистическим действиям с участием торговых сетей. Также автором исследуются вопросы антимонопольного регулирования относительно органов государственной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: торговая деятельность, сетевая торговля, торговая сеть, предпринимательская деятельность, антимонопольное регулирование, конкуренция.

ANTIMONOPOLY REGULATION OF FUNCTIONING OF TRADING NETWORKS IN RUSSIA

Rzaev R. The competitor of the Russian state university of the Humanities

In the present article some aspects of counteraction to monopolistically actions with participation of trading networks are considered. Also the author investigates questions of antimonopoly regulation concerning public authorities and local government.

Keywords: trading activity, network trade, a trading network, enterprise activity, antimonopoly regulation, a competition.

Традиционно антимонопольное регулирование представляет сферы обращения, поддержание условий для частной конкуренции

собой комплекс осуществляемых государством экономических, ад- и контроль за соблюдением предприятиями условий такой конку-

министративных и законодательных мер по обеспечению условий ренции, регулирование внешнеэкономической деятельности (откры-

эффективного функционирования конкурентного рынка и недопу- тость рынка для иностранных конкурентов или поощрение экспор-

щению его чрезмерной монополизации. тных монополий). Антимонопольное регулирование осуществля-

Антимонопольное регулирование в целом включает регулиро- ется на основе антимонопольного законодательства, специальных

вание процессов концентрации и монополизации производства и программ по демонополизации экономики и развитию конкурент-

ного рынка и некоторых других нормативных актов1.

Необходимо отметить, что ограничение недобросовестных действий в отношениях между торговой сетью и поставщиком было заявлено в качестве одной из причин принятия Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В отсутствие данного закона возможности антимонопольных органов препятствовать названным практикам были весьма скромными. Так, например, в январе 2008 г. Управление ФАС по Республике Татарстан вынесло решение в отношении крупных торговых сетей: ООО «АкБарсТорг», ЗАО «Тандер» - сеть магазинов «Магнит», ООО «Фирма «Омега-97» - Паттерсон», ЗАО «ТД «Перекресток» и ООО «Оптовик» - о совершении ими согласованных действий, которые приводят к навязыванию поставщикам невыгодных условий договоров поставки (значительная отсрочка платежа, выплата премий, предоставление скидок, оплата услуг, высокие размеры штрафных санкций и т.д.), и выдало предписание исключить и скорректировать соответствующие положения. Однако арбитражные суды трех инстанций встали на сторону «обвиняемых» и решение и предписание были признаны недействительными. Высший Арбитражный Суд направил дело на новое рассмотрение, при котором Арбитражный суд Республики Татарстан уже в октябре 2009 г. вновь поддержал торговые сети. Причина этого заключалась в том, что в отсутствие согласованности действий, которую пока не удалось доказать антимонопольным органам, требования торговых сетей к поставщикам не противоречили законодательству2.

В сфере правового регулирования торговой деятельности в законодательстве установлен ряд мер антимонопольного регулирования, которые действуют для субъектов торговой деятельности, в том числе осуществляющих поставки продовольственных товаров.

Это регулирование заключается в установлении определенных запретов, адресованных хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Так, ст. 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

Следует отметить, что в п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» также установлен запрет на создание дискриминационных условий, но этот запрет адресован только хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение.

Понятие «дискриминационные условия» определено в п. 8 ст.

4 данного закона как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

2) навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких

товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;

к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных выше указанными подпунктами «а» -«и»;

Помимо указанных условий в п. 3 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» также установлен запрет на навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, но этот запрет адресован только хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение. В качестве таких условий названы экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

Наряду с этим, согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. В качестве таких условий названы необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования.

3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 (за исключением действий, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 13), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции»3.

Данное положение означает, что такими действиями (бездействием) не должна создаваться возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), а также, если их результатом является или может являться4:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъек-

тами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

На действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, подпадающие под установленный запрет навязывания контрагенту условий договора, такое регулирование не распространяется.

Относительно ограничения функционирования торговых сетей действует ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов, определенное в ст. 14 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с данной статьей хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Следует отметить, что данные положения не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов и совершенные до дня вступления в силу Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», т.е. до 1 февраля 2010 г. В соответствии с заключительным положением ч. 4 ст. 22 в отношении муниципальных районов и городских округов ограничение, предусмотренное комментируемой статьей, применяется только с 1 июля 2010 г.

Полномочия по утверждению методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год, принадлежит Правительству Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 5)5.

Общий оборот розничной торговли продовольственными товарами в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, определяется как сумма общих оборотов розничной торговли продовольственными товарами хозяйствующих субъектов на соответствующей территории.

Объем всех продовольственных товаров, реализованных в розничной торговле, в денежном выражении за финансовый год является показателем оборота розничной торговли продовольственными товарами, который приводится в фактических ценах продажи таких товаров, включающих в том числе торговую наценку, налог

на добавленную стоимость и иные обязательные платежи.

Расчет общего оборота розничной торговли продовольственными товарами производится Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе данных федерального статистического наблюдения за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, и граждан, осуществляющих продажу таких товаров на розничных рынках и ярмарках.

В законодательстве установлено правило, согласно которому сделка, совершенная с нарушением предусмотренных требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Относительно нормы ст. 14 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует также отметить, что установленный в данной статье запрет на расширение деятельности торговых сетей, исходя из порога доминирования на рынке в двадцать пять процентов, не соответствует требования антимонопольного законодательства.

По нашему мнению, установление в торговом законодательстве порога доминирования в двадцать пять процентов может существенно ограничить деятельность торговых сетей в различных регионах.

В связи с этим, предлагаем внести изменения в п. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» относительно увеличения порога доминирования на рынке торговли продовольственными товарами до пятидесяти процентов.

Помимо антимонопольных мер, установленных применительно к торговым сетям и иным хозяйствующим субъектам в сфере торговой деятельности, в законодательстве содержатся и антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В основе применения данных мер лежат конституционные нормы о свободе экономической деятельности, многообразии форм собственности и т.п. (ст. 8, 34, 74 Конституции РФ и др.).

Согласно ст. 15 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается:

1) возложение на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, за исключением случаев, если такая обязанность передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в установленном порядке;

1 См.: Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1999. - С. 42

2 См.: Вознесенский Н. Закон о торговле. Насколько эффективны предложенные решения давно назревших проблем? // Корпоративный юрист, 2010, № 2

3 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // СЗ РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434

4 См.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2010.

5 Постановление Правительства РФ от 04.05.2010 № 305 «Об утверждении методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год» // СЗ РФ, 10.05.2010, № 19, ст. 2328

2) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства Российской Федерации);

3) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;

4) принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:

а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;

б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации;

в) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определен-

ными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;

г) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Следует отметить, что положения данной ст. 16 закреплены в развитие установленного в гл. 3 Федерального закона «О защите конкуренции» запрета на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Банка России6.

При этом запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции» также предусмотрен запрет соглашений между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Банком России или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

6 См.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.