Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СОБСТВЕННОСТИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1344
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / PROPERTY RIGHT / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ / ПРАВА ВЛАДЕНИЯ / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС / CIVIL CODE / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / MUNICIPAL PROPERTY / ПРИВАТИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА / PRIVATIZATION OF MUNICIPAL PROPERTY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / STATE PROPERTY / ELIGIBILITY OF PROPERTY / RIGHT OF POSSESSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухтасарова Татьяна Радиковна

Поскольку регулируемые отношения имеют столь весомое, можно сказать, определяющее значение среди прочих общественных отношений, то и правовое регулирование такого предмета осуществляется в той или иной мере нормами всех отраслей права - государственного, административного, семейного, гражданского и в немалой степени всех «процессуальных» отраслей права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF INSTITUTE OF PROPERTY

Have adjustable relations so powerful, one may say, defining value among the other public relations, and legal regulation of such subject is carried out to some extent by norms of all branches of the right - state, administrative, family, civil and in no small measure all «procedural» branches of the right.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СОБСТВЕННОСТИ»

^ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

УДК - 347 МУХТАСАРОВА Татьяна Радиковна,

ББК - 67.404 аспирантка кафедры государственно-правовых дисциплин

Российской академии адвокатуры и нотариата e-mail: alibi1@mosgorzdrav.ru

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА

СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация. Поскольку регулируемые отношения имеют столь весомое, можно сказать, определяющее значение среди прочих общественных отношений, то и правовое регулирование такого предмета осуществляется в той или иной мере нормами всех отраслей права - государственного, административного, семейного, гражданского и в немалой степени всех «процессуальных» отраслей права.

Ключевые слова: право собственности, преемственность собственности, права владения, Гражданский кодекс, муниципальная собственность, приватизация муниципального имущества, государственное имущество.

MUKHTASAROVA Tatyana Radikovna,

graduate student of department of state and legal disciplines Russian academy of legal profession and notariate e-mail: alibi1@mosgorzdrav.ru

NORMATIVE AND LEGAL REGULATION OF INSTITUTE

OF PROPERTY

Summary. /4s have adjustable relations so powerful, one may say, defining value among the other public relations, and legal regulation of such subject is carried out to some extent by norms of all branches of the right - state, administrative, family, civil and in no small measure all «procedural» branches of the right.

Keywords: property right, eligibility of property, right of possession, Civil code, municipal property, privatization of municipal property, state property.

Как правовой институт право собственности определяется в качестве совокупности норм права, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему вещью исключительно в его интересах и по его усмотрению, а также по предотвращению и устранению вмешательства всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства над такой вещью. Поскольку регулируемые отношения имеют столь весомое, можно сказать, определяющее значение среди

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

прочих общественных отношений, то и правовое регулирование такого предмета осуществляется в той или иной мере нормами всех отраслей права - государственного, административного, семейного, гражданского и в немалой степени всех «процессуальных» отраслей права.

Так как институт собственности является объектом нормативно-правового регулирования различных отраслей российского права, всеобщим институтом права, конкретизирующимся на уровне комплексного института законодательства как со-

вокупности норм, регулирующих предметно связанные между собой отношения публичной и частной собственности, следовательно, систему его нормативно-правового регулирования следует рассматривать как комплекс нормативных правовых актов различных отраслей права, объединяет которые единый объект правового регулирования — собственность. Именно поэтому система нормативно-правового регулирования, предложенная автором ниже, состоит из нормативных правовых актов различных отраслей, подотраслей и институтов права, которые так или иначе регулируют общественные отношения, связанные с институтом собственности в России.

Показателен в этом смысле, на взгляд автора, обзор таких норм «по убыванию юридической силы». Конституция РФ, как узаконение высшей юридической силы, уделяет правовому регулированию отношений собственности немалое место. Согласно ст. 35 Конституции России, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им и единолично, и совместно с другими лицами. Конституция РФ также устанавливает единственную законную возможность лишения своего имущества - решение суда (ч. 3 ст. 35). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституционно гарантируется право наследования (ч. 4 ст. 35), что является доказательством перехода принадлежащего собственнику имущества его наследникам - преемственности собственности в рамках института семьи и родственных отношений.

Особенностью Конституции России 1993 г., отличающей ее от конституций Германии, Франции, Испании, Италии, является весьма широкий круг конституционных полномочий частного собственника, при отсутствии в Конституции положений о его социальных обязанностях, потенциальной возможности национализации собственности. Право частной собственности в ст. 35 Конституции РФ носит едва ли не

абсолютный характер, напоминая цивили-стические конструкции XIX в. о полном господстве лица над вещью. Как правильно отмечает Г.А. Гаджиев, «если для свободы использования способностей предпринимателей государством будут устанавливаться произвольные ограничения, то тогда от этих ограничений может пострадать и его право на использование своего имущества, имеющее силу в ст. 35 Конституции весьма широкий объем» [4, с, 47, 48]. Указанная связка правомочий в ст. 34 усиливает позиции предпринимателей в их отношениях с государством, которое всегда склонно к деятельности по ограничению свободы предпринимательства. В части 2 ст. 35 Конституции РФ определяются и способы осуществления собственниками и другими лицами, обладающими вещными правами (такими, как сервитуты, узуфрукт), своими правами: они могут осуществлять их единолично и совместно с другими лицами.

Правомерен вопрос: а если собственник осуществляет свое право совместно с другими лицами (например, с партнерами в полном товариществе), возникает коллективное конституционное право или нет? При совместном осуществлении предпринимателями права собственности могут сформироваться отношения общей собственности или отношения собственности в рамках организации - юридического лица. Когда партнеры-предприниматели образуют полное товарищество для занятия предпринимательской деятельностью (ч. 1 ст. 69 Гражданского кодекса РФ), возникают отношения общей собственности [4]. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательные права в отношении этого юридического лица1 либо вещные права на его имущество.2

1 К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере) и общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.), производственные и потребительские кооперативы.

2 К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

Следующий уровень правового регулирования отношений собственности - федеральные законы. Значительное место здесь занимают кодифицированные источники, в первую очередь Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [14].

Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе: отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Гражданский кодекс России содержит важные нормы о бремени содержания имущества (ст. 210), риске случайной гибели имущества (ст. 211), субъектах права собственности (ст. 212), праве собственности граждан и юридических лиц (ст. 213), вещных правах лиц, не являющихся собственниками (ст. 216), приватизации государ-

или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

ственного и муниципального имущества (ст. 217) и др.

Подробнее следует остановиться на норме ст. 212 ГК РФ, устанавливающей открытый перечень видов (форм) права собственности: в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Согласно п. 4 ст. 212 ГК РФ, права всех собственников защищаются равным образом.

Праву государственной собственности посвящена ст. 214 ГК РФ, согласно п. 1 которой государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.3

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну России, казну республики в составе Российской Федерации,

3 Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294 и 296 ГК РФ).

казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Праву муниципальной собственности посвящена ст. 215 ГК РФ, согласно п. 1 которой имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294 и 296 ГК РФ).4 В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.5

Раздел 2 Гражданского кодекса РФ, регулирующий рассматриваемые отношения, состоит из 104 статей и дает все основные определения (гл. 13), устанавливает и раскрывает основные вопросы приобретения и прекращения права собственности (гл. 14 и 15 соответственно), подробно регулирует основные, наиболее распространенные типы отношений собственности по субъекту (гл. 16), по объекту (гл. 17 и 18), особые виды владения (гл. 19), а также устанавливает основные виды и способы защиты права собственности (гл. 20). Хотя многое отдано на усмотрение договора,

4 Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

5 При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные в ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

диспозитивный характер большинства норм гражданского права нашел в данном разделе не самое яркое проявление, полагаю, в силу большой сложности и значимости решения большинства из затрагиваемых здесь вопросов, в каждом конкретном случае, для всех субъектов гражданского оборота. Ввиду большого разнообразия и сложности регулируемых отношений, целый ряд специальных норм права, регулирующих, например, приватизацию или различные виды коллективной собственности, содержится в иных законах, а в особо значимых случаях даже в кодифицированных источниках, в частности в Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ [21].

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным российским законодательством. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе России, и на иных установленных особо территориях России в соответствии с федеральными законами (до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в соб-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

ственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам [33]).

Особенность института государственной собственности состоит в том, что, как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает нормы не только гражданского права, но и других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т.е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

Регулируя правовое положение государственной собственности, ст. 214 ГК РФ развивает правила, установленные ранее действовавшим Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» [5]. Прежде всего, сохраняется правило о множественности субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ закон должен определить порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации и ее субъектов. До принятия специального закона по этому вопросу в соответствии со ст. 4 Вводного закона [34] сохраняют силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» [10] и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственнос-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2016

ти, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. Кроме того, к таким правоотношениям применимо постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации» [11].

В развитие указанных нормативных актов Правительством РФ утверждено большое количество постановлений, касающихся передачи конкретных объектов в государственную собственность субъектов РФ (например, постановление Правительства РФ от 9 сентября 1992 г. № 682 «О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Таймырского автономного округа» [13] и другие аналогичные постановления).

По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником в порядке ст. 125 ГК РФ выступать от его имени, то их вид и название зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать. Так, наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ (п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, п. 15 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. в ред. постановления Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 г. [10] Указ Президента РФ от 28 октября 1994 г. № 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» [32] — утратил силу с 12 июня 2006 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от

12 июня 2006 г. № 603 - и др.). Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами.

Находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными юридическими лицами -предприятиями и учреждениями - на ограниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это «распределенное» государственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц [7, с. 211]. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов государства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредившего их собственника-государства: этим имуществом они отвечают по собственным долгам перед кредиторами (ст. 56, п. 5 ст. 113, п. 5 ст. 115, п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну того или иного государственного (публично-правового) обра-зования.6 Это имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам. Поэтому на первом месте названы бюджетные средства, которые реально составляют объект такого взыскания.7

6 Гражданский кодекс России понимает под казной именно «нераспределенное» государственное имущество, а не орган государства (казначейство).

7 Эти же средства служат источником дополнительной (субсидиарной) ответственности го-

В пункте 2 ст. 214 ГК РФ установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную (публичную) собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225). С другой стороны, этим правилом закона установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством.

Управление государственной собственностью субъектов Российской Федерации осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своим имуществом. Возникающие при этом отношения с унитарными предприятиями суть гражданско-правовые. Если учесть, что гражданское законодательство - предмет ведения исключительно Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать гражданско-правовые нормы. Нормы о видах имущества, на отчуждение которого унитарным предприятием требуется согласие собственника, являются гражданско-правовыми нормами, так как в соответствии с п. 1. ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет порядок осуществления права собственности и других вещных прав. В связи с этим нормы законов субъектов Российской Федерации, постановлений глав их администраций и иных правовых актов субъектов Российской Федерации не могут устанавливать в соответствии со ст. 295 ГК РФ иные слу-

сударства (публично-правового образования) по долгам его казенных предприятий и учреждений при недостатке у них денежных средств для расчетов со своими кредиторами.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2016

чаи, когда предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Тем более такие ограничения не могут предусматриваться в уставах унитарных предприятий, договорах их с собственником или в контрактах с руководителями предприятий [7, с. 211]. При этом следует учесть, что условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными.

Муниципальная собственность. Данная категория давно известна нашему гражданскому праву. Российский закон не считает муниципальную собственность разновидностью государственной. Это — самостоятельная форма (вид) собственности. Согласно ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [25], в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных данным Законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В собственности поселений могут находиться:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) имущество библиотек поселения;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения и др.

Согласно ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [25], в собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

5) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

6) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

7) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стацио-

нарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

8) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и др.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в ч. 2 и 3 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [25], указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.8

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 30201. При этом порядок передачи этих объектов закреплен тем же постановлением от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-РП. Конкретный перечень документов, который необходимо представлять муниципальным комитетам по управлению имуществом в ГКИ РФ с целью передачи объектов федеральной собственности в муниципальную, содержится в письме ГКИ РФ от 1 марта 1996 г. № АР-18/1599 [9]. Кроме того, согласно п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями. Напротив, передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации») [31].

Весьма важен вопрос о передаче из государственной в муниципальную собственность нежилых помещений, арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к муниципальной собственности. В соответствии с Приложением № 3 к постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. к объектам муниципальной собственности относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-при-строенные нежилые помещения, построенные за счет пяти- и семипроцентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Согласно информационному письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1997 г. № 15, принадлежащие государственным предприятиям нежилые помещения переходят в муниципальную собственность лишь в случае, если эти помещения ранее были переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных Советов [6]. Однако это разъяснение не может быть распространено на встроенно-пристроенное помещения, построенные за счет пяти- и семипроцентных отчислений от централизованных капвложений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Президиум ВАС РФ неоднократно признавал их объектами муниципальной собственности вне зависимости от обстоятельств, указанных выше, полагая, что таков был общий порядок финансирования строительства объектов социально-культурного и бытового назначения.

Собственники приватизированного муниципального (государственного) предприятия, а также иные лица, указанные в п. 4.5 Основных положений государствен-

ной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утв. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-пристроен-ные, в порядке, установленном п. 4.9 Основных положений [8].

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В федеральной собственности находятся следующие земельные участки (ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ): которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ст. 18 Земельного кодекса РФ, в собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе, за пределами границ муниципальных образований.

В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [15] отношениям, связан-

ным с институтом собственности, посвящена гл. 15.1 «Конфискация имущества» [36]. Согласно ст. 104.1 УК РФ, конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных рядом статей УК РФ,9 и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому (положения ст. 104.1 данного документа (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ), касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 г. [36]).

Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответ-

9 Частью второй статьи 105, частью второй статьи 111, частью второй статьи 126, статьями 127.1, 127.2, 146, 147, 164, частями третьей и четвертой статьи 184, статьями 186, 187, 188, 189, частями третьей и четвертой статьи 204, статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 355, частью третьей статьи 359 УК РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

ствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него. Конфискации денежной суммы взамен имущества посвящена ст. 104.2 УК РФ, согласно которой если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, соответствующей стоимости данного предмета.

Преступлениям против собственности посвящена гл. 21 разд. VIII («Преступления в сфере экономики») УК РФ, к ним относится: кража (ст. 158), мошенничество (ст. 159), присвоение или растрата (ст. 160), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества (ст. 167), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168).

Помимо кодексов, в данную группу нормативно-правовых актов входят иные федеральные законы. В частности, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [22], к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса РФ. Если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса РФ применяются с учетом особенностей, установленных данной статьей, а также ст. 13 и 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного на-значения».10

10 Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе заве-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [35] решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием участников долевой собственности. Участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о проведении общего собрания участников долевой собственности не позднее чем за 30 дней до дня его проведения уведомляются в письменной форме и посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации.

Помимо федеральных законов, в том числе кодексов, нормативно-правовое регулирование института собственности в России осуществляется на уровне указов Президента РФ и постановлений Правительства России. Приведем некоторые из них. Среди указов Президента РФ, регулирующих отношения собственности, следует выделить:

- Указ Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» [1] (утратил силу с 25 февраля 2003 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 25 февраля 2003 г. № 25);

- Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2296 «О доверительной собственности (трасте)» [30];

щать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующему земельный участок, находящийся в долевой собственности.

- Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 (ред. от 26 марта 2003 г.) «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» [16];

- Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 733 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за границей» [17];

- Указ Президента РФ от 8 сентября

2006 г. № 977 «О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2001 г. № 262 «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды» [26].

Среди постановлений Правительства РФ, регулирующих общественные отношения, связанные с институтом собственности, выделим следующие:

- постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» [19] (в ред. постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 903);

- постановление Правительства РФ от 29 мая 2003 г. № 311 (ред. от 12 марта

2007 г.) «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» [24];

- постановление Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 3 (ред. от 23 марта 2006 г.) «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» [18];

- постановление Правительства РФ от 31 августа 2000 г. № 648 (ред. от 31 октября 2002 г.) «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» [20];

- постановление Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» [29];

- постановление Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. № 260 (ред. от 20 декабря

2006 г.) «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» [23];

- постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 764 «Об утверждении правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» [28];

- постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 г. № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» [27].

Рассмотрим более подробно некоторые постановления Правительства РФ, регулирующие общественные отношения в сфере собственности. Согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 [19] (в ред. постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 903), она определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики России в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны России, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с российским законодательством в бюджетный процесс).

Концепция содержит два раздела. В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

эффективности управления государственным имуществом. Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг.

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость в пересмотре принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усилении государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня, как никогда, ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля над государственной собственностью.

Согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 [19], государственная политика, в основу которой положена Концепция, преследует следующие цели:

- увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

- оптимизацию структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

- использование государственных акти-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

вов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

1) провести полную инвентаризацию объектов государственной собственности, разработать и реализовать систему учета этих объектов и оформить права на них;

2) повысить эффективность управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, провести детальную правовую регламентацию процессов управления; 3) классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления; 4) оптимизировать количество объектов управления, перейти к пообъектному управлению и др.

Особое внимание обратим на действующее до сегодняшнего дня постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» [12] (в ред. постановлений Верховного Совета РФ от 23.05.1992 № 2824-1, от 27.01.1993 № 4375-1, от 21.07.1993 № 54751, с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 10 сентября 1993 г. № 15-П). В этом документе виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. До момента определения собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав. Решение о передаче в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга предприятий, занимающих доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местном рынке товаров (работ, услуг), принимает Правительство РФ.

Согласно приложению № 1 («Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности») к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, объектами, составляющими основу национального богатства страны, являются:

1) ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны России;

2) охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение);

3) объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории России.

Объектами, необходимыми для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, являются:

1) государственная казна России (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда РФ, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ; золотой запас, алмазный и валютный фонды);

2) имущество Вооруженных Сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел России и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета России, а также расположенных на территории России учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР;

3) высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, государственных научных центров и т.д.

Согласно приложению № 2 («Объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга») к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, таковыми объектами являются:

1) предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг);

2) крупнейшие предприятия народного хозяйства;

3) предприятия атомного и энергетического машиностроения и т.д.

Согласно приложению № 3 («Объекты, относящиеся к муниципальной собственности») к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, таковыми объектами являются:

1) объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе России, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов;

2) предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта;

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 7 • 2016

3) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий и т.д.

Помимо нормативно-правового регулирования института собственности, в России сложилась устойчивая судебная практика применения законодательства о собственности, разрешения споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав. К наиболее заметным судебным постановлениям в этой сфере следует относить:

- постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» [2];

- постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 [19] «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 903);

- постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»11 ;

- постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем»12;

- постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 апреля 2007 г. № 15943/06 по делу № А40-18294/06-122-102 «В силу ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Отсутствие государственной регист-

11 Документ опубликован не был.

12 Документ опубликован не был.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

рации права заявителя на недвижимое имущество пансионата, находящееся в его владении, не могло служить основанием для отнесения этого имущества к объектам федеральной собственности»13 ;

- постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 апреля 2007 г. № 15324/06 по делу № А55-221/2006 «В удовлетворении заявленных требований о признании недействительными оформленных сообщениями отказов регистрационной службы в государственной регистрации перехода к обществу права собственности на ряд объектов недвижимого имущества отказано, поскольку общество не представило в регистрационную службу для принудительного исполнения решения третейского суда исполнительный лист, выданный в установленном порядке арбитражным судом»14;

- определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2007 г. № 1855/07 по делу № А41-К1-807/06 «После истечения срока действия договора аренды земельного участка собственник строения (сооружения), расположенного на данном земельном участке, вправе реализовать права, предоставленные ему п. 1 ст. 36 ЗК РФ, на приобретение в собственность земельного участка, занятого строением (сооружением) и необходимого для его эксплуата-ции»15 ;

- определение Верховного Суда РФ от 14 марта 2007 г. № 29-Г07-1 «Об оставлении без изменения решения Пензенского областного суда от 13 декабря 2006 г., которым удовлетворено заявление о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абз. 4 п. 3 ст. 16 Закона Пензенской области от 8 июля 2002 г. № 375-ЗПО «Об управлении собственностью Пензенской области»16;

- постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 февраля 2007 г. № 13420/06 по делу № А70-3499/9-2005 «Решение суда об отказе в удовлетворении искового требования о признании

13 Документ опубликован не был.

14 Документ опубликован не был.

15 Документ опубликован не был.

16 Документ опубликован не был.

права собственности оставлено без изменения, поскольку до момента окончания строительства и ввода объекта в эксплуатацию у сторон не могло возникнуть право собственности на названные в договоре уступки требования квартиры и данное право не могло быть передано по этому договору» [3].

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.

Во-первых, поскольку институт собственности является объектом нормативно-правового регулирования различных отраслей российского права, всеобщим институтом права, конкретизирующимся на уровне комплексного института законодательства как совокупности норм, регулирующих предметно связанные между собой отношения публичной и частной собственности, постольку систему его нормативно-правового регулирования следует рассматривать как комплекс нормативных правовых актов различных отраслей права, объединяет которые единый объект правового регулирования — собственность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, нормативно-правовое регулирование института собственности в России можно представить в виде определенной многоуровневой системы иерархически выстроенных нормативных правовых источников, регулирующих отношения, связанные с институтом собственности:

1 уровень — конституционный (Конституция РФ 1993 г.);

2 уровень - федеральный (кодексы и федеральные законы, в частности: Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [14] (Раздел II. «Право собственности и другие вещные права»); Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ [21]; Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [15]; Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») [22];

3 уровень - ведомственный (указы Президента и постановления Правительства РФ).

Список литературы:

[1] Ведомости СНД и ВСР. 1992. № 11. Ст. 561.

[2] Вестник ВАС РФ. 1998. № 10.

[3] Вестник ВАС РФ. 2007. № 4.

[4] Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М., 1995.

[5] Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» (с изменениями от 24 июня 1992 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.

[6] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1997 г. № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 8.

[7] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Статут, 1999.

[8] Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, п. 3 (приложение к информационному письму ВАС РФ от 11 июня 1997 г. № 15).

[9] Письмо Госкомимущества России от 1 марта 1996 г. № АР-18/1599 «О подготовке документации по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную» // Панорама приватизации. 1996. № 5.

[10] Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 3. Ст. 89.

[11] Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 43. Ст. 4243.

[12] Российская газета. 1992. № 8.

[13] СЗ РФ. 1992. № 11. Ст. 864.

[14] СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

[15] СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[16] СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2240.

[17] СЗ РФ. 1998. Ст. 3149.

[18] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 264.

[19] СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4626.

[20] СЗ РФ. 2000. № 37. Ст. 3718.

[21] СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

[22] СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

[23] СЗ РФ. 2002. № 17. Ст. 1677.

[24] СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2171.

[25] СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

[26] СЗ РФ. 2006. № 37. Ст. 3858.

[27] СЗ РФ. 2006. № 28. Ст. 3074.

[28] СЗ РФ. 2006. № 51. Ст. 5467.

[29] СЗ РФ. 2007. № 23. Ст. 2787.

[30] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1. Ст. 6.

[31] Указ Президента РФ от 22 декабря

1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 52. Ст. 5071.

[32] Указ Президента РФ от 28 октября

1994 г. № 2027 «О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» // СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2858.

[33] Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.

[34] Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.

[37] Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»» // Российская газета. 2003. № 135 (дополнительный выпуск).

[38] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»» // Российская газета. 2006. № 165.

Spisok literatury:

[1] Vedomosti SND i VSR. 1992. № 11. St. 561.

[2] Vestnik VAS RF. 1998. № 10.

[3] Vestnik VAS RF. 2007. № 4.

[4] Gadzhiev G.A. Zashhita osnovny'x e'konomicheskix prav i svobod predprinimatelej za rubezhom i v Rossijskoj Federacii (opy't sravnitel'nogo issledovaniya). M., 1995.

[5] Zakon RSFSR ot 24 dekabrya 1990 g. № 443-1 «O sobstvennosti v RSFSR» (s izmene-niyami ot 24 iyunya 1992 g.) // Vedomosti s»ezda narodny'x deputatov RSFSR. 1990. № 30. St. 416.

[6] Informacionnoe pis'mo Prezidiuma Vy'sshego Arbitrazhnogo Suda RF ot 11 iyunya 1997 g. № 15 «Obzor praktiki razresheniya sporov, svyazanny'x s privatizaciej gosudar-stvenny'x i municipal'ny'x predpriyatij» // Vestnik Vy'sshego Arbitrazhnogo Suda Rossijskoj Federacii. 1997. № 8.

[7] Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii, chasti pervoj (postatejny'j) / Pod red. O.N. Sadikova. M.: Statut, 1999.

[8] Obzor praktiki razresheniya sporov, svyazanny'x s privatizaciej gosudarstvenny'x i municipal'ny'x predpriyatij, p. 3 (prilozhenie k informacionnomu pis'mu VAS RF ot 11 iyunya 1997 g. № 15).

[9] Pis'mo Goskomimushhestva Rossii ot 1 marta 1996 g. № AR-18/1599 «O podgotovke dokumentacii po peredache ob»ektov federal'noj sobstvennosti v municipal'nuyu» // Panorama privatizacii. 1996. № 5.

[10] Postanovlenie Verxovnogo Soveta Rossijskoj Federacii ot 27 dekabrya 1991 g. № 3020-1 «O razgranichenii gosudarstvennoj sobstvennosti v Rossijskoj Federacii na federal'nuyu sobstvennost', gosudarstvennuyu sobstvennost' respublik v sostave Rossijskoj Federacii, kraev, oblastej, avtonomnoj oblasti, avtonomny'x okrugov, gorodov Moskvy' i Sankt-Peterburga i municipal'nuyu sobstvennost'» // Vedomosti S»ezda narodny'x deputatov RSFSR i Verxovnogo Soveta RSFSR. 1992. № 3. St. 89.

[11] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16 oktyabrya 2000 g. № 784 «O peredache otdel'ny'x vidov ob»ektov nedvizhimosti, naxodyashhixsya v federal'noj sobstvennosti, v sobstvennost' sub»ektov Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2000. № 43. St. 4243.

[12] Rossijskaya gazeta. 1992. № 8.

[13] SZ RF. 1992. № 11. St. 864.

[14] SZ RF. 1994. № 32. St. 3301.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

[15] SZ Б^. 1996. № 25. Б1. 2954.

[16] SZ RF. 1997. № 20. St. 2240.

[17] SZ RF. 1998. St. 3149.

[18] SZ RF. 1998. № 2. St. 264.

[19] SZ RF. 1999. № 39. St. 4626.

[20] SZ RF. 2000. № 37. St. 3718.

[21] SZ RF. 2001. № 44. St. 4147.

[22] SZ RF. 2002. № 30. St. 3018.

[23] SZ RF. 2002. № 17. St. 1677.

[24] SZ RF. 2003. № 22. St. 2171.

[25] SZ RF. 2003. № 40. St. 3822.

[26] SZ RF. 2006. № 37. St. 3858.

[27] SZ RF. 2006. № 28. St. 3074.

[28] SZ RF. 2006. № 51. St. 5467.

[29] SZ RF. 2007. № 23. St. 2787.

[30] Sobranie aktov Prezidenta 1 Ргау^еГБ^а RF. 1994. № 1. St. 6.

[31] Ukaz Prezidenta RF ot 22 dekabrya 1993 g. № 2265 «О garantiyax mestnogo samoupravleniya V Rossijskoj Federacii» // Sobranie aktov Prezidenta ! Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. 1993. № 52. St. 5071.

[32] Ukaz Prezidenta RF ot 28 oktyabrya 1994 g. № 2027 «О polnomochiyax Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po osushhestvleniyu

peredachi ob»ektov federal'noj sobstvennosti v gosudarstvennuyu sobstvennost' sub»ektov Rossijskoj Federacii i municipal'nuyu sobstvennost'» // SZ RF. 1994. № 27. St. 2858.

[33] Federal'ny'j zakon ot 25 oktyabrya 2001 g. № 137-FZ «О vvedenii v dejstvie Zemel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2001. № 44. St. 4148.

[34] Federal'ny'j zakon ot 30 noyabrya 1994 g. № 52-FZ «О vvedenii v dejstvie chasti pervoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» / / SZ RF. 1994. № 32. St. 3302.

[37] Federal'ny'j zakon ot 7 iyulya 2003 g. № 113-FZ «О vnesenii izmenenij i dopolnenij v Federal'ny'j zakon «ОЬ oborote zemel' sel'sko-xozyajstvennogo naznacheniya»» // Rossijskaya gazeta. 2003. № 135 (dopolnitel'ny'j vy'pusk).

[38] Federal'ny'j zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 153-FZ «О vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona «О ratifikacii Konvencii Soveta Evropy' с preduprezhdenii terrorizma» i Federal'nogс zakona «О protivodejstvii terrorizmu»» // Rossijskaya gazeta. 2006. № 165.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.