УДК 37.014.64 : 930 (470)
Галиуллина Светлана Дмитриевна Galiullina Svetlana Dmitrievna
кандидат медицинских наук, доцент кафедры отечественной истории, начальник методического отдела Уфимской государственной академии экономики и сервиса тел.: (347) 253-72-04
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В НАРОДНЫХ УЧИЛИЩАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
PhD in Medical Sciences, Assistant Professor of the History of Russia Department, Chief of the Guidance Department, Ufa State Academy of Economics and Service tel.: (347) 253-72-04
NORMATIVE LEGAL REGULATION OF THE PATRONAGE INSTITUTION IN PUBLIC SCHOOLS OF THE RUSSIAN EMPIRE
Аннотация:
В статье анализируется формирование нормативно-правовой базы в области попечительства в народных училищах, в которой закреплено установление общественно-государственного контроля над деятельностью образовательных учреждений.
Ключевые слова:
попечительство, попечительские советы, народные училища.
Summary:
The article analyzes the development of the normative legal regulation applicable to patronage in the public schools, in which the control over educational institution activity is assigned to the government.
Keywords:
patronage, guardianship board, public schools.
Важным условием расширения политического, экономического влияния Российской Федерации на мировые процессы является достижение высокотехнологичной конкурентоспособной системы образования в стране. Речь идет о подготовке современных, социально ответственных, граждански активных и профессионально компетентных специалистов. В этом плане актуальное значение имеет формирование института попечительства как эффективной формы инновационных социальных технологий. Российское правительство имеет богатый и многомерный опыт по созданию и совершенствованию системы попечительства, использование которого более чем востребовано. Опыт Российского правительства по попечительству о народном образовании показывает необходимость непрерывного партнерства власти, бизнеса и субъектов всех звеньев образовательного процесса. Изучение рассматриваемой проблемы позволит извлечь ценностные уроки из прошлого опыта и применить их в интересах создания образовательной системы на качественно новом уровне.
В Российской империи, благодаря нормативно-правовому регулированию, была сформирована стройная система попечительства о народном образовании, в частности в области среднего образования. Первым законодательным актом, нормировавшим попечение в области среднего образования в Российской империи, явился Высочайше утвержденный 5 августа 1786 г. Устав народных училищ [1, т. 28, с. 123; 2, с. 19] , по которому попечение об учебных заведениях возлагалось на центральное «Главное училищное правительство». В Уставе народных училищ имеется отдельная глава «О попечителе народных училищ губернии или наместничества», в которой регламентированы права и обязанности попечителей: «Попечитель народных училищ в каждом наместничестве есть губернатор, имеющий при генерал-губернаторе главное об училищах попечение» [3, с. 42]. В каждом уездном городе избирались почетные смотрители из дворян или чиновников и назначались попечителем учебного округа. Их пожертвования составляли постоянный доход для училищ, что было необходимым требованием для назначения на данную должность, которая относилась к государственной службе (1811). Почетные попечители избирались из лиц преимущественно дворян и купеческого сословия для попечения о гимназиях и прогимназиях и реальных училищах. Им предоставляется право содействовать начальству в части нравственной и учебной, участвовать в устройстве хозяйственной части «единовременными и постоянными приношениями», способствовать усердию к общественному (1828). Почетные блюстители училищ выбираются из состава купеческих гильдий, занимающихся попечительством (1839). Все эти положения закреплялись в Своде законов.
В Высочайше утвержденном 10 мая 1860 г. «Положении о женских училищах ведомства Министерства Народного Просвещения» в каждом женском училище была введена должность попечительницы, избираемой его попечительским советом и утвержденной попечителем учебного округа. Создание попечительского совета, его штат и структура строго регламентировались законом. Состав попечительского совета включал пять непременных и двух выборных членов. Непременными членами являлись: попечительница училища, уездный предводитель дворянства, директор училищ или гимназии, городской голова или бургомистр и начальница училища. Выборные члены избирались советом: один из дворян или чиновников, другой - из купечества. Попечительнице училища предоставлялось почетное председательство в совете. В целом попечительскому совету вменялось в обязанности: «1) выбор попечительницы училища, начальницы и всех учителей и учительниц; 2) изыскание средств к материальному улучшению училища; 3) наблюдение за правильным употреблением училищных сумм; 4) определение количества платы за ученье, которая в училищах первого разряда ни в коем случае не должна превышать, за ученье обязательным предметам, 30 рублей; 5) увольнение от платы за ученье недостаточных учениц; 6) покровительство и пособие беднейшим ученицам, отличающимся прилежанием и благонравием; 7) наблюдение за умственным и нравственным образованием учащихся; 8) наконец, попечение вообще об установлении и постоянном сохранении в училище надлежащего по всем частям порядка и благоустройства» [4, с. 3]. Попечительский совет ежегодно составлял отчет о его деятельности и состоянии училища в трех экземплярах. Один из них для представления попечителю учебного округа, второй - начальнику губернии. Третий -передавался в издательство губернских ведомостей для издания. То есть был учтен принцип прозрачности деятельности образовательного заведения, когда отчет о его деятельности предавался публичному обсуждению. Попечительский совет обладал собственной гербовой печатью. Члены попечительского совета училища пользовались правом носить мундир VIII разряда Министерства Народного Просвещения [5, с. 6].
14 июля 1864 г. было Высочайше утверждено Положение о начальных народных училищах, которое инициировало организацию губернских и уездных училищных советов. Законодательно они были призваны для «попечения об удовлетворении потребности населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном его направлении» [6, т. 35, с. 119].
В последующие годы с 1870 по 1874 гг. принимались Высочайше утвержденные «Положение о женских гимназиях и прогимназиях ведомства Министерства Народного Просвещения» в новой редакции (1870), «Положение о мужских гимназиях и прогимназиях» (1871), «Положение о городских, об уездных, о технических, о реальных училищах, о преобразовании уездных училищ в городские» (1872), «Положение о начальных народных училищах» (1874). В них по-новому закреплен статус попечительских советов, его руководителей и их полномочий.
В период с 1905 по 1907 гг. расширяется участие общественности в учебном процессе учебных заведений. При средних учебных заведениях были сформированы родительские комитеты. Должность председателя родительского комитета и его заместителя являлась выборной на общем собрании родителей. В состав могли входить также преподаватели данного учебного учреждения, если в нем обучались их дети. Целями собрания родителей были выборы членов родительских комитетов по классам. Председатель, его заместитель и члены родительского комитета впоследствии утверждались попечителем учебного округа. Председатель и его заместитель пользовались правом посещать уроки и присутствовать на экзаменах, но без права делать замечания.
26 марта 1907 г. вышло «Положение о попечительствах при начальных училищах» [7, с. 190-191], в котором на попечительские советы возлагалось в основном материальное обеспечение начальных училищ. Им разрешено было принимать пожертвования деньгами, учебными пособиями, одеждой и другими предметами, устраивать концерты и публичные чтения, с надлежащего разрешения попечителя учебного округа. Школьным попечителям вменялось в обязанности держать на контроле пропуски уроков учащимися, помощь малообеспеченным ученикам, контроль и организацию подвоза питания для учащихся, открытие ночлежных помещений, а также отслеживать судьбы одаренных учеников и дальнейшее трудоустройство.
1 июля 1914 г. были утверждены «Правила о частных учебных заведениях» по которым все имеющиеся в них предыдущие советы (училищные, хозяйственные советы и комитеты) преобразованы в попечительские [8, с. 133]. Члены попечительских советов представлялись к наградам «за усердную и полезную их деятельность». Попечитель учебного округа два раза в год имел право предоставлять в Комитет о службе чинов гражданского ведомства кандидатуры для представления к наградам за служебные и неслужебные отличия по народному образованию, после предварительного согласования с министром народного просвещения.
Таким образом, нормативно-правовая база института попечительства зарождалась одновременно с созданием и совершенствованием системы народного просвещения на основе частно-государственного партнерства. Это повлекло за собой возникновение соответствующего массива нормативов и законов, которые постепенно были оформлены в эффективный рычаг государственного регулирования в области попечительства в среднем звене. Правовое поле деятельности попечителей, попечительниц образовательных учреждений и их попечительных советов было согласовано с законодательными актами, в которых были определены терминологические понятия, регламентировалось его создание и функционирование.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Новый энциклопедический словарь. Пг., 1915.
2. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802-1902. Пб., 1902.
3. Свод Законов Российской Империи. Т. 2: Свод губернских учреждений. Пб., 1892.
4. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства Народного Просвещения. Пб., 1884.
5. Там же.
6. Энциклопедический словарь, начатый профессором И.Е. Андреевским, продолженный под ред. К.К. Арсеньева и засл. проф. Ф.Ф. Петрушевского. Пб., 1908. № 6.
7. Обухов М.И. (Шорин М.) Летопись народной школы. Настольная, справочная и памятная книга для народных учителей. Уфа, 1915.
8. Новый энциклопедический словарь.
1. Noviy entsiklopedicheskiy slovar'. Pg., 1915.
2. Rozhdestvenskiy S.V. Istoricheskiy obzor deya-tel'nosti Ministerstva Narodnogo Prosveshcheniya. 1802-1902. Pb., 1902.
3. Svod Zakonov Rossiyskoy Imperii. Vol. 2: Svod gu-bernskikh uchrezhdeniy. Pb., 1892.
4. Sbornik deystvuyushchikh postanovleniy i rasporya-zheniy po zhenskim gimnaziyam i progimnaziyam Ministerstva Narodnogo Prosveshcheniya. Pb., 1884.
5. Ibid.
6. Entsiklopedicheskiy slovar', nachatiy professorom I.E. Andreevskim, prodolzhenniy pod red. K.K. Arsen'eva i zasl. prof. F.F. Petrushevskogo. Pb., 1908. № 6.
7. Obukhov M.I. (Shorin M.) Letopis' narodnoy shkoly. Nastol'naya, spravochnaya i pamyatnaya kniga dlya narodnykh uchiteley. Ufa, 1915.
8. Noviy entsiklopedicheskiy slovar'.