Нормативно- правовое регулирование европейской интеграции: первичное право Европейских Сообществ
Болдырева Ольга Михайловна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры юриспруденции Елецкого филиала АНО ВО «Российский новый университет» E-mail: helgaboss@rambler.ru
В статье дается международно-правовая оценка и анализ одного из источников первичного права Европейских Сообществ: учредительных договоров, заложивших основу европейского права как принципиально новой специфической подотрасли международного права, не имеющей аналогов и образцов ни в национальном, ни в международном праве. Данными актами были заложены основы новой политико-правовой системы, характеризовавшейся наднациональностью и прямым действием в отношении как институтов интеграции, так и органов власти, законодательства, экономических субъектов и рядовых граждан стран «внутренней шестерки». Теория и практика европейского права демонстрирует, что многие нормативные положения, выработанные в рамках деятельности Европейских Сообществ и регламентировавшие эту деятельность, были воспроизведены в праве ЕС, в связи с чем можно утверждать, что правовой порядок, сформированный учредительными договорами и долгое время поддерживавшийся усилиями, в первую очередь, французских и немецких сторонников углубления интеграции, в настоящее время является центральным элементом права Евросоюза.
Ключевые слова: европейская интеграция, международный договор, источники европейского права, право Европейского Союза, право Европейских Сообществ.
Глобализация как ключевая тенденция общественного развития, обусловливающая основные направления трансформации современной цивилизации, проявляется в различных сферах (экономике, политике, культуре, праве) и базируется, прежде всего, на интеграционных процессах, ведущих к формированию полигосударственных образований. Наиболее ярким примером в данном контексте выступает процесс евроинтеграции, начавшийся еще в середине ХХ века и детерминировавший становление уникальной отрасли права -европейского права. Произошедшее в последние годы существенное обострение взаимоотношений России и Евросоюза (вплоть до кризисного состояния) не отменяет того факта, что процесс европейской интеграции внес глобальные изменения в область международного права.
Право Европейского Союза - это самостоятельная правовая система, не имеющая аналогов и образцов ни в национальном, ни в международном праве. Ее возникновение и эволюция связаны с процессами социально-экономической и политической интеграции в Европе. Именно поэтому в настоящее время термины «право Европейского Союза» и «европейское право» все чаще рассматривают как идентичные.
Сформировавшееся относительно недавно, европейское право смогло занять уникальную нишу в системе международного права, определив новые векторы развития правовых систем и обогатив наследие правовой цивилизации Запада и мировой юриспруденции в целом. Ввиду того, что право Евросоюза является молодой правовой системой, нормы которой активно применяются наряду с положениями национального права государств-членов ЕС, полная и объективная оценка его вклада в юридическую науку и практику юридической деятельности связывается с отдаленной перспективой. Однако уже на данном этапе развития европейского права актуальным видится анализ источников первичного права Европейских сообществ.
Процессы евроинтеграции и формирования ее нормативно-правовых основ были взаимообусловлены и развивались параллельно. При этом удалось избежать кардинальной ломки институционных структур трех Европейских Сообществ, сформированных на начальном этапе, о чем свидетельствует сохранение юридической силы их учредительных договоров даже после заключения в 1992 году Маахстрихтского соглашения, ознаменовавшего создание Евросоюза.
Это стало возможно благодаря максимальной конкретизации сферы применения первичных
источников права Европейских Сообществ, к которым относят подписанный в 1951 году в Париже учредительный договор Европейского объединения угля и стали и вошедшие в историю как «Римские» договоры о создании Европейского экономического сообщества и Евратома. Изначально Парижский договор о ЕОУС и Римский о Евратоме позиционировались странами-участниками как ориентированные «на конкретные, узкие сферы интеграции, особый характер которых требовал отдельного урегулирования» [1, с. 144].
Инициатива подписания Парижского договора исходила от французской стороны, которая рассматривала возможность создания единого франко-немецкого угольного и металлургического рынка в качестве способа преодоления длительной военной конфронтации двух стран. Однако данная идея вызвала интерес со стороны Италии и стран Бенилюкса, которые, наряду с Францией и ФРГ, образовали ЕОУС для управления инвестиционными, производственными и конкурентными процессами на европейском рынке угля и стали. Данный договор, заключенный сроком на 50 лет, стал первым действенным шагом на пути экономической интеграции государств Европы, преследовавшей в том числе и социальные (унификация условий труда, выравнивание уровня жизни населения соседствующих стран и пр.), и политические (прежде всего, пресечение военных конфликтов) цели.
Логичным и показательным выглядит тот факт, что интеграционные устремления изначально были реализованы именно в сфере пересечения как экономических, так и политических интересов крупнейших Европейских государств, понесших наибольшие потери в период Второй мировой и искавших новые действенные подходы к возрождению довоенной мощи. Таким образом, ЕОУС как первое Европейское сообщество стало своего рода экспериментальной площадкой для воплощения в жизнь возникших и получивших поддержку одновременно в нескольких странах идей евро-интеграции, в которую на начальном этапе были вовлечены государства, располагавшиеся на площади более чем в миллион квадратных километров и насчитывавшие совокупную численностью населения, превышавшую 160 миллионов человек. Реализованная на практике «Декларация Шумана» позволила объединить крупнейших не только в Европе, но и в мире производителей угольной (общий объем добычи каменного угля 238,9 млн тонн в год) и металлургической (ежегодная выплавка 41,8 млн. тонн стали) промышленности тех лет [2, с. 169].
Договор вступил в силу через год после подписания, его основные органы явились предшественниками руководящих органов ЕЭС. Несмотря на свой срочный характер, данный акт предполагал обязательность исполнения всех принимаемых высшими органами Сообщества решений всеми сторонами соглашения.
Интеграционный процесс развивался весьма интенсивно: уже на Мессинской конферен-
ции 1955 года участниками ЕОУС было решено двигаться в сторону единого рынка и постепенно трансформировать национальные экономики в единую экономику Европы. Инициатива перезапуска интеграции шла от государств Бенилюкса: бельгийским политиком П.-А. Спааком активно продвигалась программа «Новый старт» («relance»), предусматривавшая вывод на наднациональный уровень энергетической, в том числе мирной атомной, и транспортной отраслей участников ЕОУС[3, с. 42]. Кроме того, глава внешнеполитического ведомства Нидерландов Й. Бейен стал идейным вдохновителем пересмотра таможенной политики в рамках Сообщества в направлении прогрессивного снижения пошлин. Итогом стало подписание договора о ЕЭС, который одновременно затрагивал и экономическую, и политическую сферы, являясь наглядным примером попытки ускорения европейской интеграции.
Ориентируясь на содержание учредительных актов ЕЭС и Евратома, можно выделить ключевые позиции, по которым участниками были достигнуты договоренности:
- переход к беспошлинной торговле между государствами- членами Сообществ и отказ от установления количественных ограничений по импорту и экспорту продукции;
- унификация таможенных пошлин и правил торговли с государствами, не входящими в Сообщества;
- беспрепятственное перемещение в пределах территории Сообщества рабочей силы, произведенной продукции и капиталов;
- выработка и реализация единой аграрной и транспортной политики;
- разработка и внедрение системы антимонопольных мер в рамках Общего рынка;
- защита равновесия платежного баланса государств-участников Сообществ посредством координации мер, проводимых в рамках их национальной экономической политики;
- приведение национальных законодательств в соответствие с положениями заключенных договоров и принципами Общего рынка;
- противодействие безработице и низкому уровню жизни путем создания специального финансового инструмента - ESF (Европейского социального фонда);
- стимулирование притока инвестиций путем основания Европейского инвестиционного банка (EIB);
- расширение сотрудничества (в форме свободной ассоциации) с третьими странами по вопросам социально-экономического развития и торговли [3, с. 43].
Ввиду невозможности одномоментной реализации всех намеченных планов стороны договорились о введении переходного периода, необходимого для достижения вышеобозначенных целей, сроком в 12 лет.
Теория и практика европейского права демонстрирует, что многие нормативные положения, вы-
5 -о
сз
<
работанные в рамках деятельности Европейских Сообществ и регламентировавшие эту деятельность, были воспроизведены в праве ЕС, а значит, справедливым является утверждение о базовой роли правопорядка, сформированного учредительными договорами, в правовой системе Европейского Союза.
Традиционным является подразделение так называемого первичного права Европейских Сообществ на общую и специфическую части. Первую часть образуют институциональные нормы, а вторую - положения, регламентирующие проводимую членами Сообществ единую политику в конкретных сферах. Особое место отводится правовой базе, обеспечивающей реализацию механизма, называемого «продвинутым сотрудничеством».
Все источники права Европейских Сообществ могут быть условно распределены по четырем группам. К первой группе следует отнести базовые (учредительные) договоры с протоколами и актами, вносящими изменения в первоначальную редакцию этих документов (первичное право). Вторая группа образована нормативными актами созданных в рамках Сообществ институтов (вторичное право), третья группа представлена основными общеправовыми принципами, а четвертая -правовыми традициями и обычаями.
К актам первичного права относят три учредительных договора: Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1952 г.(т.н. Парижский договор), Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. вместе с прилагающимися к ним протоколами, а также целый комплекс нормативных документов, легитимирующих внесенные позднее поправки. В большинстве случаев изменение редакции было связано с изданием многочисленных актов о присоединении, например, Великобритании, Ирландии и Дании (1972), Греции (1979), Португалии и Испании (1985), Австрии, Швеции и Финляндии (1995), стран, образовавшихся после распада социалистического лагеря (Чехии, Венгрии, Польши, Словении, Словакии, Латвии, Литвы, Эстонии), а также Кипра и Мальты (договор 2003 г.). Отдельный интерес в рамках данной группы источников права Европейских сообществ представляют Договор слияния 1965 и Договоры о бюджете (1970, 1975), подписанные внутренней шестеркой, Единый Европейский акт (ЕЕА) 1987 г., а также базовые для Евросоюза Маастрихтский (1992), Амстердамский (1998), Ницц-кий (2002) и Лиссабонский (2007-2009) договоры [4, с. 48].
Каждое из трех Европейских Сообществ формировалось на основе международного договора, заключенного изначально шестью суверенными „ европейскими странами. Меж тем по своему со-2 держанию и принципу действия данные учреди-^ тельные договоры существенно отличались от об-еЗ щепринятых на тот момент в мировой практике ме-ав жгосударственных соглашений, либо определяв-
ших комплекс взаимных обязательств сторон, либо опосредовавших образование международных, в том числе неправительственных, организаций.
Рассматриваемые учредительные договоры не просто определяли совокупность обязанностей и прав всех подписавших их сторон в экономической сфере, они, в сущности, заложили основы принципиально новой политико-правовой системы, характеризовавшейся наднациональностью и прямым действием в отношении как институтов интеграции, так и органов власти, законодательства, экономических субъектов и рядовых граждан стран «внутренней шестерки».
Уже на начальном этапе его формирования праву Европейских сообществ были присущи четкость, структурированность и иерархичность норм права, обеспечивающая эффективное функционирование созданных интеграционных институтов и проведение единой политики в контексте достигнутых договоренностей. Специфической чертой, отличавшей право Сообществ от иных подотраслей международного права, стала регламентированная инкорпорация его принципов и положений в национальные правовые системы всех участников [4].
Первичное право Европейских Сообществ, сконструированное на основе учредительных договоров, носит динамичный характер, что отнюдь не противоречит его основополагающей роли и исторической обусловленности. Об этом свидетельствует регулярная редакция положений базовых договоров на протяжении всей второй половины ХХ века, и этот процесс не только пополняет количество договоров, но и корректирует основные направления развития сообществ.
Оценивая значимость актов первичного права Европейских Сообществ в системе европейского права, можно утверждать, что они в значительной степени замещают отсутствующую у Евросоюза Конституцию, попытка введения которой путем подписания в октябре 2004 года в Риме соответствующего Договора (взамен всех иных учредительных актов) потерпела фиаско из-за отказа ряда стран-участников ЕС от его ратификации. Таким образом, на сегодняшний день базовые договоры регламентируют распределение полномочий и компетенций между созданными в рамках Европейского Союза наднациональными институтами, благодаря чему на этом уровне реализуется принцип разделения властей. Кроме того, они закрепляют основные ориентиры развития ЕС на долгосрочную перспективу, регламентируют механизмы формирования и легитимации актов вторичного права как одного из средств реализации положений первичного права.
К базовым договорам примыкает весьма обширная группа приложений, разнящихся с точки зрения юридического статуса, но приравненных к учредительным актам с точки зрения юридической силы, чего нельзя сказать о декларациях, носящих рекомендательный, то есть в большей степени политический, а не правовой характер.
Если первый учредительный договор - Парижский - изначально был определен как срочный (50 лет с момента заключения истекли в 2002 году), то все последующие акты не имели ограничений в периоде их действия. Что касается территориального охвата, то уже упомянутый Парижский договор, как и учредительный акт Евратома, действовал только в пределах европейских владений стран-участников, тогда как в учредительном договоре о ЕЭС подобное ограничение было снято [5].
Порядок пересмотра основополагающих договоров определен статьей 48 Договора о создании Европейского Союза, которая распространяет действие обычной процедуры пересмотра и на эти акты. Право ее инициирования предоставлено Ев-ропарламенту, комиссии ЕС, а также Правительству любой страны из числа участников. Допускается обсуждение вопросов об изменении объема компетенций ЕС, установленного Договорами[6]. Указанный порядок коррекции норм основополагающих актов с активным участием органов законодательной и исполнительной власти ЕС, по справедливому утверждению М.Н. Марченко, является стандартным [7, с. 14].
Особая роль базовых договоров предопределена их верховенством в иерархии актов ЕС по юридической силе. Специфично и то, что, несмотря на статус международных актов, они регламентируют институциональные отношения, складывающиеся внутри и Европейского Союза, и Сообществ.
Относясь к категории источников первичного права, вышеназванные акты являются краеугольными для сформированного в рамках ЕС «особого правового порядка» («specific legal order») и системообразующими для его институциональной структуры[7].
Таким образом, став основой сформированного в пространстве Евросоюза особого правового порядка, договоры об учреждении Европейских Сообществ положили начало формированию беспрецедентных по своим функциям наднациональных управленческих структур, урегулировали основные принципы их деятельности, определили стратегические ориентиры их дальнейшего развития, а также порядок взаимодействия властными органами государств-членов ЕС и его внешнеполитических партнеров [8, р.168].
Литература
1. Топорин Б.Н. Европейское право. М., 1998. С. 144.
2. Болдырева О.М. Жан Монне. У истоков единой Европы. - Елец, 2008.
3. Болдырева О.М. Введение в право Европейского Союза. Учебно-методическое пособие. Елец: Елецкий филиал НОУ ВПО «Российский новый университет», 2014.С.95
4. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. Учебное пособие. - М.: Международные отно-шенЬя,2003.
5. Дерябина, Е.М. Источники права Европейского Союза: теоретико-правовое исследование [Электронный ресурс]: монография / Е.М. Дерябина. - М.: Проспект, 2016. - 136 с. - Библи-огр. в подстроч. примеч. - ISBN 978-5-39218854-3. - Режим доступа: https://rucont.ru/ efd/667344 (дата обращения 15.02.2021)
6. Договор о Европейском Союзе (новая редакция). Режим доступа: https://eulaw.ru/treaties/ teu/ (дата обращения 28.03.2021)
7. Марченко М.Н. Виды источников права Европейского союза. Источники первичного права // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2009. № 3. С. 14.
8. Polland D., Ross M. European Community Law. L., 1994. P. 168
LEGAL REGULATION OF EUROPEAN INTEGRATION: THE PRIMARY LAW OF THE EUROPEAN COMMUNITIES
Boldyreva O.M.
Russian New University
The article provides an international legal assessment and analysis of one of the sources of the primary law of the European Communities: the founding treaties that laid the foundation for European law as a fundamentally new specific sub-branch of international law, which has no analogues and models either in national or international law. These acts laid the foundations for a new political and legal system, characterized by supranationality and direct action in relation to both integration institutions and authorities, legislation, economic entities and ordinary citizens of the countries of the "inner six". The theory and practice of European law demonstrates that many of the normative provisions developed in the framework of the activities of the European Communities and regulating this activity have been reproduced in EU law, in connection with which it can be argued that the legal order formed by the constituent treaties and supported for a long time by efforts first of all, the French and German supporters of deepening integration, is now a central element of EU law.
Keywords: European integration, international treaty, sources of European law, law of the European Union, law of the European Communities.
References
1. Toporin B.N. European Law. M., 1998.
2. Boldyreva O.M. Jean Monnet. At the origins of a united Europe. - Yelets, 2008.
3. Boldyreva O.M. Introduction to the law of the European Union. Educational and methodical manual. Yelets: Yelets branch of NOU VPO "Russian New University", 2014.
4. Shemyatenkov V.G. European integration. Textbook. - M.: International relations, 2003.
5. Deryabina, E. M. Sources of the law of the European Union: theoretical and legal research [Electronic resource]: monograph / E.M. Deryabina. - Moscow: Prospekt, 2016. - 136 p. - Bibli-ogr. in substrings. note. - ISBN 978-5-392-18854-3. - Access mode: https://rucont.ru/efd/667344 (accessed 15.02.2021)
6. Treaty on the European Union (new version). Access mode: https://eulaw.ru/treaties/teu/ (accessed 28.03.2021) 5
7. Marchenko M.N. Types of sources of the law of the European s Union. Sources of primary law // Bulletin of the Moscow Univer- И sity. Series 11. Right. 2009. No. 3. Е
8. Polland D., Ross M. European Community Law. L., 1994. К
<