Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / МИНФИН РФ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васева Ирина Сергеевна

В экономическом и правовом поле современной России отсутствует четкая долгосрочная стратегия управления свободными денежными средствами населения, наблюдается неразвитостью нормативно-правового регулирования механизмов трансформации избыточной наличности, имеющейся в распоряжении экономических субъектов, в кредитные и инвестиционные ресурсы. Эффективность функционирования как финансово-кредитной системы региона, так и экономики в целом непосредственно зависит от нормативно-правовой базы, а также от характера денежного обращения, принимающего участие в развитии экономики региона в качестве инвестиционных ресурсов. На определенном этапе деятельности большинство экономических субъектов сталкивается с необходимостью получения заемных средств. Предоставление денежных ссуд и инвестиции влияют на рост экономики государства, позволяют кредитору получать прибыль. Существуют различные виды организаций, использующих свои средства для кредитования и инвестиций, в том числе пенсионные и благотворительные фонды, страховые, инвестиционные и лизинговые компании, кредитные союзы. Пенсионные фонды являются основным источником инвестиционного кредитования в большинстве экономически развитых стран. Банковские кредиты при этом занимают только четвертое место по популярности и в большинстве носят характер инвестиционного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF BANK FINANCING OF INVESTMENT ACTIVITIES

In the economic and legal field of modern Russia, there is no clear long-term strategy for managing the free monetary resources of the population, there is an underdevelopment of regulatory and legal regulation of mechanisms for transforming excess cash available to economic entities into credit and investment resources. The effectiveness of the functioning of both the financial and credit system of the region and the economy as a whole directly depends on the regulatory framework, as well as on the nature of monetary circulation that participates in the development of the region’s economy as investment resources.At a certain stage of activity, most economic entities face the need to obtain borrowed funds. The provision of cash loans and investments affect the growth of the state’s economy, allow the lender to make a profit.There are various types of organizations that use their funds for lending and investment, including pension and charitable foundations, insurance, investment and leasing companies, credit unions. Pension funds are the main source of investment lending in most economically developed countries. At the same time, bank loans occupy only the fourth place in popularity and in most cases are of the nature of investment financing.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Нормативно-правовое регулирование банковского финансирования инвестиционной деятельности

Васева Ирина Сергеевна,

кандидат исторических наук, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт ФСИН России» E-mail: Iris.she@yandex.ru

В экономическом и правовом поле современной России отсутствует четкая долгосрочная стратегия управления свободными денежными средствами населения, наблюдается неразвитостью нормативно-правового регулирования механизмов трансформации избыточной наличности, имеющейся в распоряжении экономических субъектов, в кредитные и инвестиционные ресурсы. Эффективность функционирования как финансово-кредитной системы региона, так и экономики в целом непосредственно зависит от нормативно-правовой базы, а также от характера денежного обращения, принимающего участие в развитии экономики региона в качестве инвестиционных ресурсов.

На определенном этапе деятельности большинство экономических субъектов сталкивается с необходимостью получения заемных средств. Предоставление денежных ссуд и инвестиции влияют на рост экономики государства, позволяют кредитору получать прибыль.

Существуют различные виды организаций, использующих свои средства для кредитования и инвестиций, в том числе пенсионные и благотворительные фонды, страховые, инвестиционные и лизинговые компании, кредитные союзы. Пенсионные фонды являются основным источником инвестиционного кредитования в большинстве экономически развитых стран. Банковские кредиты при этом занимают только четвертое место по популярности и в большинстве носят характер инвестиционного финансирования.

Ключевые слова: Центральный банк, Минфин РФ, нормативное регулирование банковской деятельности, законодательство о банкротстве.

Проблематика исследования рассматривалась в работах таких ученых как Н.Б. Ибрагимовой [5], О.М. Иванова [6], Е.А. Измалковой [7].

Инвестиционная политика в России регулируется по каналам законодательной и исполнительной власти на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

На федеральном уровне разработкой и реализацией нормативной базы инвестиционной политики занимаются Банк России, Минфин РФ, МПТ РФ, МЭК РФ. На региональном уровне в этой политике задействованы министерства инвестиционного и экономического развития, на местном уровне -комитеты по экономике, финансовые управления. Результаты системных наблюдений свидетельствуют, что российские органы власти в недостаточной мере используют регуляторные механизмы и рычаги для стимулирования и развитие банковских инвестиционных кредитов, тогда как в сложившейся ситуации банкам необходимо играть существенную роль в расширении финансирования и кредитования реального сектора экономики, формировании благоприятного инвестиционного климата.

Банковский сектор участвует в стимулировании развития инвестиций хозяйствующих субъектов на различных уровнях: на макроуровне он участвует в формировании национальной стратегии финансовой поддержки экономической деятельности, включая реализацию крупных инвестиционных проектов, стимулирование малого и среднего бизнеса; на мезоуровне, оценивая инновационный потенциал региона и осуществляя перераспределение финансовых ресурсов в пользу приоритетных проектов за счет предоставления льготных условий; на микроуровне, реализуя финансовое обеспечение проектов [8, с.14].

На сегодняшний день взаимодействие между российскими банковским и реальным сектором экономики недостаточно эффективно.

Проблемы банковского сектора обостряются в условиях экономической нестабильности. Неустойчивость, низкая капитализация, региональные диспропорции российских банков наряду с другими проблемами стали особенно заметны в последние несколько лет. В связи с этим усиливается деятельность ЦБ РФ, как ведущего органа государственного банковского регулирования, направленная на развитие и укрепление банковской системы.

Как свидетельствует мировой опыт, в развитых странах мира на преодоление разбалансирован-ности финансового рынка направляются не только значительные средства, но и меры нормативно-правового регулирования.

5 -о

сз

<

см см

Решая задачи восстановления экономики посредством инвестиционной политики, необходимо особое внимание обратить на соблюдение антимонопольного законодательства, устранить недостатки в действующем инвестиционном законодательстве, содействовать улучшению функционирования инфраструктуры инвестиционного рынка. Необходимо обеспечить соблюдение условий честной конкуренции между участниками инвестиционной сферы, оптимизировать процесс оформления документации по инвестиционным проектам, доступность консультативной помощи в области инвестирования для малого и среднего бизнеса [8, с.14].

В России финансовое оздоровление кредитных организаций регулируется федеральным законом, а исполнительные полномочия принадлежат АСВ.

Меры по оздоровлению финансов российских банков регулируются федеральными законами «О банках и банковской деятельности» [1 ] и «О банкротстве (банкротстве)» [2]. В соответствии со статьей 45.2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» во избежание угроз финансовой стабильности Российской Федерации Банк России формулирует меры, направленные на снижение угрозы Российской Федерации [3].

Статья 189.14 Федерального закона № 127-ФЗ «О банкротстве» предусматривает ряд мер по восстановлению финансирования Коммерческого банка Российской Федерации [2].

В то же время собственный план мероприятий по финансовому оздоровлению банка, как следует из Инструкции Банка России № 126-И [4], в обязательном порядке должен включать: оценку финансового состояния коммерческого банка; указание форм и объемов участия учредителей банка и других лиц в его финансовом оздоровлении; перечень мер по снижению затрат на содержание банка; перечень мер, принимаемых к банку; данные о сроках восстановления банком уровня достаточности собственных средств банка и фактической ликвидности. Решение о форме и конкретных условиях финансовой помощи коммерческому банку принимается руководством самого банка и лицом, оказывающим ему финансовую помощь.

Одной из важнейших функций Банка России является поддержание стабильности банковского сектора и финансового оздоровления, что достигается путем отзыва лицензий у проблемных коммерческих банков и их реорганизации.

Обеспечение повышения уровня социально-экономического развития региона во многом зависит от результативности применения механизма рационального распределения денежной массы. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что при наличии множества методического инструментария рациональной организации денежного обращения в рыночной экономике, существует необходимость в развитии теоретико-методологических основ механизма управления свободными денежными средствами населения и юридических лиц и разработке направлений его

совершенствования в регионах РФ за счет целевого стимулирования граждан к прямому инвестированию денежной наличности в инновационные проекты через систему банковского распределения денежной массы в перспективные отрасли экономики региона через инструменты инвестирования.

Переход отечественной банковской системы на международные стандарты финансовой отчетности, принятие Банком России ряда нормативных документов, регулирующих кредитно-финансовую деятельность организаций, предъявляющих более жесткие требования к механизму управления инвестициями банков, экономические кризисы и частые совместные аномалии на финансовых рынках обусловлены поиск принципиально иных подходов и методов банковского управления-инвестиционная система, адекватных сложившейся ситуации.

В настоящее время целесообразно сконцентрироваться на создании нормативной среды для развития добросовестной конкуренции на финансовом рынке и эффективного и активного надзора за финансовыми учреждениями.

Литература

1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.90 N395-I (ред. от 14.07.2022) - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.

2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 Ш27-ФЗ (ред. от 21.11.2022) - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.

3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон № 86-ФЗ от 27 июня 2002 года: (с изменениями и дополнениями). - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.

4. Инструкция Банка России от 11.11.2005 Ж26-И (ред. от 12.07.2017) «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2005 N7266). - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.

5. Ибрагимова Н.Б. Залог как обеспечительный правовой механизм в кредитовании / Н.Б. Ибрагимова // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. - № 11(27). -2018. - С. 85-87

6. Иванов О.М. История регулирования синдицированного кредита / Иванов О.М. // Вестник МГЮА. - 2018. - № 10. - С. 104-121.

7. Измалкова Е.А. Центральный банк в системе рефинансирования коммерческих банков / Из-малкова Е.А. // Вестник ОГУ. - 2010. - № 13. -С.168-173.

8. Никулина О.В., Сердюк А.А. Механизм банковского участия в финансировании инвестицион-

ной деятельности компаний / Никулина О.В., Сердюк А.А. // Финансы и кредит. - 2016. -№ 13. - С. 14-31.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF BANK FINANCING OF INVESTMENT ACTIVITIES

Vaseva I.S.

Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

In the economic and legal field of modern Russia, there is no clear long-term strategy for managing the free monetary resources of the population, there is an underdevelopment of regulatory and legal regulation of mechanisms for transforming excess cash available to economic entities into credit and investment resources. The effectiveness of the functioning of both the financial and credit system of the region and the economy as a whole directly depends on the regulatory framework, as well as on the nature of monetary circulation that participates in the development of the region's economy as investment resources.

At a certain stage of activity, most economic entities face the need to obtain borrowed funds. The provision of cash loans and investments affect the growth of the state's economy, allow the lender to make a profit.

There are various types of organizations that use their funds for lending and investment, including pension and charitable foundations, insurance, investment and leasing companies, credit unions. Pension funds are the main source of investment lending in most economically developed countries. At the same time, bank loans occupy only the fourth place in popularity and in most cases are of the nature of investment financing.

Keywords: The Central Bank, the Ministry of Finance of the Russian Federation, regulatory regulation of banking activities, bankruptcy legislation.

References

1. Banks and banking activities: Federal Law No. 395-I of 02.12.90 (ed. of 14.07.2022) - Access from the reference.-the legal system of the Guarantor. - Text: electronic.

2. On insolvency (bankruptcy): Federal Law No. 127-FZ of 26.10.2002 (as amended on 21.11.2022) - Access from the help.-the legal system of the Guarantor. - Text: electronic.

3. About the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia): Federal Law No. 86-FZ of June 27, 2002: (with amendments and additions). - Access from the help.-the legal system of the Guarantor. - Text: electronic.

4. Instruction of the Bank of Russia dated 11.11.2005 N126-I (ed. dated 12.07.2017) "On the procedure for regulating relations related to the implementation of measures to prevent the insolvency (bankruptcy) of credit institutions" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 13.12.2005 N7266). - Access from the help.-the legal system of the Guarantor. - Text: electronic.

5. Ibragimova N.B. Pledge as a security legal mechanism in lending / N.B. Ibragimova // Scientific and practical electronic journal Alley of Science. - № 11(27). - 2018. - Pp. 85-87

6. Ivanov O.M. History of regulation of syndicated credit / Iva-nov O.M. // Bulletin of the Moscow State University. - 2018. -No. 10. - pp.104-121.

7. Izmalkova E.A. Central Bank in the refinancing system of commercial banks / Izmalkova E.A. // Bulletin of the OSU. - 2010. -No. 13. - Pp. 168-173.

8. Nikulina O.V., Serdyuk A.A. Mechanism of bank participation in financing investment activities of companies / Nikulina O.V., Serdyuk A.A. // Finance and credit. - 2016. - No. 13. - pp. 1431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.