Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение в области ограничения доступа к информации в РФ'

Нормативно-правовое обеспечение в области ограничения доступа к информации в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
514
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / ЦЕНЗУРА / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Махотина Наталья Витальевна

В статье представлен обзор нормативных актов, касающихся ограничения доступа к различным видам информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение в области ограничения доступа к информации в РФ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№10/2015

ISSN 2410-700Х

19. Тихомиров Л.А. Тени прошлого: К.Н. Леонтьев. // К.Н. Леонтьев: Pro et contra. Кн. 2: Личность и творчество Константина Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей после 1917 г. СПб, 1995.

20. Трубецкой С.Н. Разочарованный славянофил // Pro et contra

21. Франк С. Л. Миросозерцание Константина Леонтьева // Pro et contra

© В.Г. Лановой, 2015

УДК: 351.751

Махотина Наталья Витальевна,

канд. пед. наук, с.н.с.

ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) Е-mail: natalja.v.mahotina@yandex.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ В РФ

Аннотация

В статье представлен обзор нормативных актов, касающихся ограничения доступа к различным видам информации.

Ключевые слова

Государственная тайна, защита информации, цензура, экстремизм Законодательная база, которая ограничивает доступ к литературе, содержащей «вредную» информацию, имеется во всем мире. Сопоставление норм международного и российского права позволяет утверждать, что они принципиально во многом совпадают. Это касается, прежде всего, защиты прав и интересов физических лиц, обеспечения безопасности и обороны страны.

В Российском законодательстве, безусловно, базовым законом является Конституция [2], которая гарантирует наряду со свободой мысли и слова свободу массовой информации и запрещает цензуру. Несмотря на это, спектр ограничений права на распространение информации довольно широк. Статья 55 провозглашает, что права и свободы человека (в том числе и свобода печати) могут быть ограничены Федеральными законами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право на свободу информации ограничивается также правом других лиц на тайну частной жизни, личную и семейную тайны, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки и так далее. Кроме того, свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными законом.

Наряду с нормами Конституции РФ законодательной основой для обеспечения информационной безопасности в стране являются Федеральные законы «О безопасности», «О государственной тайне», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Гражданский и Уголовный кодексы, Указы президента РФ, решения Совета безопасности РФ и постановления Правительства.

Первостепенная роль среди российских документов, касающихся права на информацию, принадлежит Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 09.09.2000 г. [1]. Этот документ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности, а также развивает концепцию национальной безопасности страны применительно к информационной сфере. В то же время, в документе перечислены основные виды угроз информационной безопасности страны, в их числе девальвация духовных ценностей, пропаганда образов массовой культуры, основанная на культе насилия и на так называемых «нравственных ценностях», противоречащих российскому обществу.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Одним из первых вышел Федеральный Закон «О средствах массовой информации» [5]. Принятый в 1991 г., он декларирует недопустимость цензуры в средствах массовой информации. Но, в то же время, в нем говорится о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Также законом запрещается использование в средствах массовой информации и в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их пропаганда.

В 2006 г. был принят Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6]. В соответствии с ним, циркулирующая в обществе информация подразделяется на общедоступную и информацию ограниченного доступа. Законом также отмечено, что ограничения на доступ к информации устанавливаются только федеральными законами.

Информация в зависимости от порядка ее представления и распространения подразделяется на:

• информацию, свободно распространяемую;

• информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

• информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

• информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Много вопросов возникло в связи с принятием закона «О противодействии экстремистской

деятельности» № 114-ФЗ [4], принятом в 2002 г. Закон запрещает распространение экстремистских материалов, а также их производство и хранение на территории Российской Федерации. В соответствии с законом, экстремистскими признаны труды идеологов фашизма, публикации, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, материалы, оправдывающие преступления, направленные на уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Материалы, признанные экстремистскими, включаются в «Федеральный список экстремистских материалов», который подлежит размещению в Интернет, и опубликованию в средствах массовой информации. На конец 2015 г. «Федеральный список экстремистских материалов» включает уже более 3000 наименований, в том числе Интернет-сайты, книги, газеты, брошюры, листовки и другие материалы.

29 декабря 2010 г. принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [3]. Он регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

7) содержащая информацию порнографического характера.

В России в данный момент действует более ста законов и свыше пятисот иных нормативных актов, так или иначе затрагивающих проблему тайн. В различной специальной литературе для обозначения различных видов тайн используется несколько десятков терминов, а именно: государственная, коммерческая, служебная, личная, банковская, профессиональная, тайна совершения нотариальных действий, тайна усыновления, тайна предварительного расследования и ряд других. Список использованной литературы:

1. Доктрина информационной безопасности // Рос. газ. - 2000. - 28 сент.

2. Конституция Российской Федерации. - М. : Омега - Л., 2009. - 61 с.

3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон, 29 декабря 2010 г., № 436-Ф3 // Рос. газ. - 2010 г. - 31 дек.

4. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон, 25 июл. 2002 г., № 114-ФЗ // Рос. газ. -2002. - 30 июль.

5. О средствах массовой информации : Закон Рос. Федерации от 27 дек. 1991 г. № 2124-1 // Ведомости Совета нар. Депутатов и Верхов. Совета Рос. Федерации. - 1992. - № 7. - Ст. 300.

6. Об информации, информационных технологиях и защите информации : федер. закон, 27 июля 2006 г., № 149-ФЗ // Рос. газ. - 2006. - 29 июль.

© Н. В. Махотина, 2015

УДК 346.62

Переверзева Елена Владимировна

канд. юрид. наук, доцент ВолГУ, г. Волгоград, РФ E-mail: pereverzeva.elena@mail.ru Переверзев Петр Викторович Магистр 1 курса Юридического института ВолГУ, г. Волгоград, РФ

E-mail: pereverzevpv@mail.ru

О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация

В статье анализируются особенности построения системы налогового законодательства Российской Федерации. Система налогового законодательства представлена как внешняя форма права, выражающая строение его источников. Изложены возможности внутренней систематизации налогового законодательства.

Ключевые слова

Налоговое законодательство, налоговое право, систематизация налогового законодательства.

Экономические преобразования, проводимые в России в последние годы внесли существенные коррективы во взаимоотношения государства и гражданина.

В сфере государственного строительства был взят курс на замену сверх централизованного унитарного государства на содружество субъектов Федерации. Такая модель предполагает перенос центра тяжести в налогообложении с федеральных налогов на местные. В действительности же в существующей налоговой системе явно доминируют федеральные налоги.

Систему российского налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы [1, с. 144], которую необходимо рассматривать по властно-территориальному признаку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.