Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефтедобывающая компания / лицензия / экологическая сертификация / предупреждение загрязнений / окружающая среда / oil producing company / license / environmental certification / pollution prevention / environment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.И. Ларинбаева, Т.Д. Абдурахимов, Э.Н. Яппарова, Г.М. Валетдинова

Статья включает анализ нормативно-правовой базы в сфере нормативно-правового регулирования нефтедобывающей промышленности и обеспечения безопасности окружающей среды. В работе рассматриваются основные федеральные нормативные правовые акты, направленные на регламентацию в сфере регулирования нефтедобычи и предупреждения загрязнения почв нефтепродуктами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION AND LEGAL REGULATION OIL PRODUCTION AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

The article includes an analysis of the legal framework in the field of legal regulation of the oil industry and ensuring environmental safety. The work examines the main federal regulatory legal acts aimed at regulation in the field of regulating oil production and preventing soil contamination with petroleum products.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И.И. Ларинбаева, канд. юрид. наук, доцент Т.Д. Абдурахимов, аспирант Э.Н. Яппарова, канд. биол. наук, магистрант Г.М. Валетдинова, магистрант Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-3-94-97

Аннотация. Статья включает анализ нормативно-правовой базы в сфере нормативно-правового регулирования нефтедобывающей промышленности и обеспечения безопасности окружающей среды. В работе рассматриваются основные федеральные нормативные правовые акты, направленные на регламентацию в сфере регулирования нефтедобычи и предупреждения загрязнения почв нефтепродуктами.

Ключевые слова: нефтедобывающая компания, лицензия, экологическая сертификация, предупреждение загрязнений, окружающая среда.

Добыча нефти и газа играет значительную роль в развитии экономики России, что, в свою очередь, требует, как создания новых правовых норм, регулирующих отношения, связанные с добычей, так и совершенствования имеющихся [1]. Производственная деятельность по добыче нефти включает в оборот колоссальные запасы энергии и вредных веществ в виде нефтяных углеводородов. Это является постоянным источником техногенной опасности и возникновения аварий, сопровождающихся чрезвычайными ситуациями и загрязнением природной среды. Риск загрязнения среды возможен на любом этапе освоения месторождений углеводородов. Экологическая угроза загрязнения территорий и водоемов под техногенным воздействием в зонах влияния нефтегазовых технологических объектов ежегодно усиливается в связи с нарастающим моральным и физическим старением материальных ресурсов. Все перечисленное создает серьёзную угрозу экологической безопасности окружающей среды и вызывают серьезную озабоченность государства. Поэтому, совершенствование нормативно-правовой базы по регулированию нефтедобычи, недопущению экологических и техногенных проблем в нефтяном производстве, является актуальной необходимостью настоящей реальности [1; 2].

Основополагающим актом законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды является Конституция РФ, в нормах которой регламентировано распределение полномочий по освоению недр. Приоритеты развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, цели и задачи геологической отрасли, направленные на устойчивое обеспечение минеральным сырьем потребностей экономики Российской Федерации, включая экспортные обязательства, экологическое и научно-технологическое обеспечение освоения недр изложены в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.12.2018 № 2914-р [3].

Отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории Российской Федерации, а также отходов перерабатывающих производств регламентируют Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» [4], Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской

Федерации», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и т.д.

Законодательство устанавливает требования к деятельности организаций, связанных с нефтедобычей и основные меры по предупреждению загрязнения почвы. Институт возмещения вреда, причиненного в процессе деятельности по организации нефтедобычи, определяет ответственность за нарушение норм законодательства, включая административную, гражданскую и уголовную ответственность. Одной из основных целей при создании нормативных правовых актов в области нефтедобычи и нефтепереработки следует ставить экологическую безопасность общества от загрязнений окружающей среды, а также обеспечение эффективной и бесперебойной работы. Основополагающими документами являются: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Водный кодекс, Лесной кодекс, Земельный кодекс и др. [5].

Система правовых норм по регулированию нефтедобычи и охране окружающей среды является комплексной, но все же требует совершенствования. Так, например, виды юридической ответственности за нарушение требования экологической безопасности и за негативное воздействие на окружающую среду слабо мотивируют участников нефтедобычи на неукоснительное соблюдение норм по охране окружающей среды от загрязнения земель, вод нефтепродуктами. В связи с этим возникает необходимость либо ужесточения мер ответственности за нарушение природоохранного законодательства и мер безопасности при организации нефтедобычи, либо введение системы поощрения тем предприятиям нефтедобывающей отрасли, которые не только соблюдают требования законодательства, но и устанавливают свои, более строгие стандарты с целью предотвращения опасных ситуаций и предупреждения загрязнения окружающей среды. В регулировании правоотношений сочетание законодательных и корпоративных норм может быть достаточно эффективным.

Приказом Минприроды России и Рос-недр № 782/13 от 25.10.2021 «Об установлении формы лицензии на пользование недрами и порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами» установлены единые требования к форме лицензии.

Регулирование вопросов безопасности в нефтяной и газовой промышленности регламентировано Федеральными нормами и правилами (ФНП), утвержденными приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 № 534 года. Они применяются к объектам нефтегазовой промышленности (ОПО), которые используются для бурения, добычи и обустройства месторождений, а также для сбора, подготовки и хранения нефти, газа и газового конденсата.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. № 534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» и Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. № 534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» - раскрывают деятельность надзорных органов в целях пресечения аварийных ситуаций в нефтяной промышленности.

В целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации проводится экологическая сертификация, которая осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»: стандарт устанавливает порядок сертификации систем экологического менеджмента на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007 в системе добровольной сертификации. Национальный стандарт устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику. Сле-

дующими стандартами установлены правила и требования к объектам нефтедобычи и обеспечению безопасности:

Стандарт ГОСТ Р 58367-2019 «Обустройство месторождений нефти на суше. Технологическое проектирование» устанавливает правила проектирования объектов обустройства нефтяных, газонефтяных, нефтегазовых и нефтегазоконденсат-ных месторождений, расположенных на территории Российской Федерации [6].

ГОСТ Р 54567-2011 «Нефть. Требования к химическим продуктам, обеспечивающие безопасное применение их в нефтяной отрасли» - устанавливает требования, правила и порядок выдачи рекомендаций, обеспечивающие их безопасное применение в процессе добычи, подготовки, транспортирования нефти, гарантирующие отсутствие их влияния на процесс переработки нефти [7].

Законодательством РФ предусмотрены меры рекультивации земель, загрязненных нефтепродуктами. Согласно ст. 13 Земельного Кодекса РФ от 03.07.2016 № 334-ФЗ порядок проведения рекультивации загрязненных земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Рекультивация загрязненных нефтью и далее уже рекультивированных участков земель проводится согласно Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 «О проведении рекультивации и консервации земель», снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы». В соответствии со ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение или несвоевременного выполнение обязанностей по рекультива-

ции земель влечет наложение административного штрафа. Несмотря на строгую регламентацию ответственности за невыполнение мер по рекультивации земель, экологическая ситуация вокруг нефтедобывающих предприятий продолжает усугубляться. В связи с этим необходимо совершенствование не только мер ответственности, но и мер по обеспечение финансирования мероприятий по повышение эффективности предупреждения загрязнения земель и вод, а также по рекультивации нефтезагрязненных земель, по стимулированию ответственных предприятий.

Нормативно-правовое обеспечение в области рекультивации и восстановления нефтезагрязненных земель - обязательное условие при использовании земель в целях подготовки и разработки нефтяных месторождений. Таким образом, в связи с увеличением случаев загрязнения земель нефтью и нефтепродуктами актуальным на эти негативные моменты необходимо усиление мер юридической ответственности за нарушение правил рекультивации либо за несвоевременное исполнение обязанностей по восстановлению земель.

Таким образом действующее законодательство Российской Федерации позволяет обеспечить экологическую безопасность работы нефтедобывающих компании на всех уровнях производства. В настоящее время государственная система экологического контроля в Российской Федерации является комплексной, но требует совершенствования в связи с растущими актуальными проблемами загрязнения окружающей среды нефтепродуктами.

Библиографический список

1. Кулешова А. Н. Правовое регулирование отношений по добыче нефти и газа: постановка проблемы // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2020. - Т. 19, № 3. - С. 103-107.

2. Надзор за объектами нефтегазового комплекса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gosnadzor.ru/industrial/oil/tasks/ (дата обращения: 10.02.2024).

3. Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22.12.2018 № 2914-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314605/a796e82b06e81381bc03e5bfee39 5b50891f3f44/ (дата обращения 11.02.2024).

4. Федеральный закон от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (последняя редакция). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343/ (дата обращения: 10.02.2024).

5. Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) от 03.07.2016 № 334-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 10.02.2024).

6. ГОСТ Р 58367-2019 «Обустройство месторождений нефти на суше. Технологическое проектирование». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/553985683?marker=7D20K3 (дата обращения 11.02.2024)

7. ГОСТ Р 54567-2011 «Нефть. Требования к химическим продуктам, обеспечивающие безопасное применение их в нефтяной отрасли». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902336377?marker=7D20K3 (дата обращения 11.02.2024).

REGULATION AND LEGAL REGULATION OIL PRODUCTION

AND ENVIRONMENTAL PROTECTION

I.I. Larinbaeva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor T.D. Abdurakhimov, Postgraduate Student

E.N. Yapparova, Candidate of Biological Sciences, Graduate Student

G.M. Valetdinova, Graduate Student

Ufa University of Science and Technology

(Russia, Ufa)

Abstract. The article includes an analysis of the legal framework in the field of legal regulation of the oil industry and ensuring environmental safety. The work examines the main federal regulatory legal acts aimed at regulation in the field of regulating oil production and preventing soil contamination with petroleum products.

Keywords: oil producing company, license, environmental certification, pollution prevention, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.