Научная статья на тему 'Нормативно-методическое обеспечение развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве'

Нормативно-методическое обеспечение развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОЕКТ / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аржанухина С. П., Сухов А. А., Кочетков А. В.

Рассматриваемые задачи по развитию и совершенствованию состояния дорог общего пользования требуют организации их эффективного и планомерного научно-технического обеспечения по целому ряду основных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-методическое обеспечение развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве»

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

Нормативно-методическое обеспечение развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве

С. П. Аржанухина,

к. т. н., гл. специалист

e-mail: soni.81@mail.ru

А. А. Сухов,

начальник отдела

e-mail: 1644@bk.ru

А. В. Кочетков,

д. т. н., профессор, гл. специалист

e-mail: soni.81@mail.ru

Федеральное государственное унитарное предприятие «РОСДОРНИИ», г. Москва

Рассматриваемые задачи по развитию и совершенствованию состояния дорог общего пользования требуют организации их эффективного и планомерного научно-технического обеспечения по целому ряду основных направлений.

Ключевые слова: инновация, перспективные технологии научное сопровождение, проект, дорожное хозяйство.

Эффективность развития дорожного хозяйства в значительной степени определяется научнотехническим прогрессом. Основой его является научно-техническая и инновационная деятельность, направленная на получение, распространение и использования новых знаний для решения экономических, технологических, социальных и иных проблем в дорожном хозяйстве. В сфере регулирования инновационной деятельности накопилось немало проблем, характерных не только для дорожного хозяйства.

Одна из основных проблем заключается в том, что основные потребители инновационной продукции: федеральные и территориальные органы управления дорожным хозяйством, дирекции строящихся дорог, проектные и подрядные организации — не рассматривают применение инноваций в качестве одной из приоритетных задач своей практической деятельности, направленной на повышение эффективности дорожных работ и экономию материально-технических ресурсов.

В 2001 г. распоряжением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая Программа «Модернизация транспортной системы России (20022010 гг.)» и в ее составе подпрограмма «Автомобильные дороги». Объемные задачи по развитию и совершенствованию состояния дорог общего пользования требуют организации их эффективного и планомерного научно-технического обеспечения по целому ряду основных направлений. К ним следует отнести повышение долговечности и надежности объектов дорожного хозяйства и оптимизацию стоимости до-

рожных работ за счет применения прогрессивных технологий, конструкций, материалов, дорожной техники, современных методов организации дорожных работ, информационных технологий. В этой связи интересны два программных проекта: «Научно-техническое обеспечение» и «Информационное обеспечение».

Основной целью первого проекта является повышение долговечности и надежности дорог и дорожных сооружений, сокращение стоимости дорожных работ на основе развития науки и техники в дорожном хозяйстве, совершенствование нормативной базы. Основные мероприятия проекта направлены на решение наиболее актуальных и сложных проблем дорожного хозяйства на основе эффективного использования и дальнейшего накопления фундаментальных знаний в различных областях науки и техники, таких как физика высоких энергий, химия и реология грунтов, смесей и вяжущих, гидравлика, механика, в том числе строительная и механика сложных сред, геотехника, компьютерные и лазерные технологии, системы телекоммуникаций и т. д.

Для централизации научного потенциала и решения задач научно-технического прогресса планируется создание «Отраслевого федерального центра науки и высоких технологий», который будет осуществлять свою деятельность на основе долгосрочной целевой программы по актуальным направлениям развития науки и техники в дорожном хозяйстве.

Основной целью программного проекта «Информационное обеспечение» является формирование и поддержание системы оперативного информационного

обеспечения органов управления, организаций и предприятий дорожного хозяйства.

Среди прочих задач системы информационного обеспечения выделяется информационная поддержка инновационной деятельности по применению прогрессивных технологий, конструкций и материалов, передового опыта в целях снижения затрат на дорожные работы.

Проект включает создание и поддержку отраслевых информационных баз данных, мониторинг тенденций развития автодорожного комплекса. Предусмотрены меры по обмену опытом, сбору и распространению информации о новых дорожных технологиях, организации выставок, конференций, семинаров, издание и распространение информационной периодической и нормативно-технической литературы.

В системе Росавтодора регулирование инновационной деятельности представлено рядом документов. В первую очередь это — Приказ Росавтодора от 19 мая 2000 г. № 222 «Об организации научно-технического сопровождения реализации проектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и дорожных сооружений».

Этот документ вводит обязательное научнотехническое сопровождение реализации проектов строительства, реконструкции, ремонта дорог и дорожных сооружений, обязывая федеральные управления автомобильных дорог, управления автомобильных магистралей, дирекции строящихся дорог и органы управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации осуществлять разработку программ научного сопровождения реализации Национальной (Федеральной) и региональных программ совершенствования и развития сети автомобильных дорог Российской Федерации на период до 2010 г., а также регулирует внедрение новых технологий, техники, материалов и конструкций, для чего предусматривает такие обязательные меры как:

• Включение в состав проектов применение новейших (передовых) эффективных технических решений.

• Привлечение в состав соисполнителей (субподрядчиков) научных организаций для разработки проектных решений, обеспечивающих внедрение новых технологий.

• Участие научных организаций в проектировании дорожных объектов с новыми техническими решениями в размере 15-20% от общего объема проектно-изыскательских работ.

• Применение материального стимулирования работников дорожного хозяйства, внесших вклад в обеспечение широкомасштабного внедрения новых технологий, материалов и конструкций через проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог.

• Регулярное распространение научно-технической информации о новейших технологиях, технике, материалах и конструкциях, рекомендуемых к широкому внедрению в дорожном хозяйстве.

• Обеспечение контроля за ходом внедрения новых технологий и материалов, реализации программ научного сопровождения.

Все выше перечисленные меры отражены в общем виде и нуждаются в более детальной регламентации, и еще необходимо отметить, что в части, касающейся порядка финансирования работ по научному сопровождению, этот документ утратил свою легитимность.

Другой документ, изданный с целью расширения применения инноваций в дорожном хозяйстве — Распоряжение Росавтодора № 73-р от 16.04.2001 г. «О мерах по повышению эффективности инновационного процесса в дорожном хозяйстве». Основное положение этого документа заключается в санкционировании разработки «Программы развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве на период до 2005 г.», которая должна была предусматривать создание новых и широкомасштабное распространение имеющихся прогрессивных технологий, конструкций и материалов в дорожном хозяйстве. Распоряжением № 73 вводятся типовые формы: Задание по внедрению технологий, техники и материалов; Техническое задание на научное сопровождение проекта строительства (реконструкции, ремонта) участка автомобильной дороги (дорожного сооружения).

Согласно Распоряжению, Техническое задание на научное сопровождение инженерных проектов строительства (реконструкции, ремонта) дорог и дорожных сооружений при утверждении заданий на разработку инженерных проектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, а также договоров (контрактов) на строительно-монтажные работы является обязательным приложением к Заданию на разработку инженерного проекта. Другие положения Распоряжения направлены на обеспечение контроля за эффективностью применения инноваций в дорожном хозяйстве.

Уже упоминавшаяся Программа «Развитие инновационной деятельности в дорожном хозяйстве России на 2002-2005 гг.» не была утверждена, и поэтому осталась только в виде проекта. Основные положения Программы соответствуют подпрограмме «Дороги России» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)».

В качестве целей Программы вынесены такие положения, как: повышение технологического уровня проектирования, строительства и эксплуатации дорог и инженерных сооружений, обеспечение конкурентоспособности и выхода инновационной продукции нового поколения на внутренний и внешний рынки дорожных работ и услуг, замещение импортной инновационной продукции на внутреннем рынке, снижение на этой основе затрат на дорожные работы, повышение сроков службы дорог и инженерных сооружений. Предполагалось, что достигаются они путем:

• формирования инновационной инфраструктуры дорожного хозяйства для масштабного освоения прогрессивных технологий, материалов, конструкций и создания производств наукоемких видов продукции;

• обеспечения приоритетности поддержки наукоемких технологий и стимулирования их применения проектными, строительными и производственными организациями для нужд дорожного хозяйства;

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

• научного сопровождения реализации программы на основе организации и проведения комплекса фундаментальных, поисковых и прикладных НИОКР по приоритетным направлениям развития инновационной деятельности;

• выявления и поддержки конкурентоспособных технологий, стимулирования предприятий, осваивающих отечественные научно-технические разработки; создания банка данных новых отечественных и зарубежных дорожных технологий, конструкций, дорожной техники, эффективности применения инноваций.

• формирования внебюджетного фонда НИОКР для обеспечения проведения научноисследовательских и опытно-конструкторских работ в целях развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве;

• вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, результатов изобретательской деятельности и обеспечение защиты от их несанкционированного использования. Программные мероприятия должны были реализовываться на основе государственных контрактов. А в результате реализации Программы ожидалось сокращение затрат на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на 10-20%.

Но реализация Программы принесла бы не только экономический эффект, она бы положительно сказалась на формировании новой инфраструктуры в системе научных, технологических, проектных и учебных организаций дорожного хозяйства с развитыми финансово-экономическими, маркетинговыми и коммерческими механизмами. А также позволила бы создать центры передачи технологий с обширной базой данных о новых технологиях, конструкциях и материалах.

Внедрение новых технологий требует тщательной проработки вопроса не только на уровне распорядительных документов, но и должно быть отражено в проектной, конкурсной и договорной документации. Обязательность включения в каждый проект специального раздела «Внедрение новых технологий, техники, конструкций, материалов» установлена Распоряжением Росавтодора № ОС-502-р от 06.12.2001 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности работ по внедрению новых технологий, техники, конструкций и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и сооружений на них». В случае представления органом управления дорожным хозяйством сметно-проектной документации без названного раздела она должна возвращаться соответствующими подразделениями Росавтодора на доработку.

Ответственность за внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов лежит на организации-заказчике выполнения дорожных работ. Разработка новых технологий, материалов, техники ведется преимущественно в рамках реализации ежегодных Планов НИОКР Росавтодора и завершается подготовкой методических документов или опытных образцов новой техники. Эти разработки составля-

ют «Банк данных о прогрессивных технологиях» созданный в 2002 г. Эта отраслевая автоматизированная информационно-поисковая система научнотехнических разработок в дорожном хозяйстве с унифицированной системой ввода и поиска информации о научных разработках по основным направлениям развития дорожного хозяйства должна способствовать ускорению внедрения инноваций в практику.

Документ, регламентирующий вопросы внедрения новых технологий в дорожном хозяйстве, — это «Временное руководство по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции и ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них», введенный в действие распоряжением Минтранса РФ от 10 сентября 2002 г. № ОС-754-р. Цели, поставленные указанным документом, направлены на улучшение работы по освоению инноваций в дорожном хозяйстве, на эффективное использование средств государственного бюджета при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и повышение эффективности использования в дорожном хозяйстве интеллектуального и научно-технического потенциала дорожной отрасли.

В основу развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве были положены долгосрочные, среднесрочные программы и ежегодные планы освоения инноваций. Они обеспечивают практическое применение завершенных общеотраслевых и региональных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результатов изобретательской деятельности, инициативных научных разработок. Формирование планов освоения инноваций осуществляется органами управления дорожным хозяйством и Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России.

Планы освоения инноваций Росавтодора формируются на основании проектов этих планов, формируемых органами управления дорожным хозяйством, с учетом предложений подразделений Росавтодора и подведомственных ему организаций.

Проект плана освоения инноваций состоит из двух разделов: «Опытно-экспериментальное внедрение» и «Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов», такое деление обусловлено тем, что в первый раздел входят инновации, не прошедшие опытную апробацию на практике, в том числе, по которым разработаны методические рекомендации для опытного применения, но отсутствуют нормативные или методические документы, прошедшие в установленном порядке утверждение в Росавтодоре. В связи с этим, данные объекты, по-видимому, нуждаются в дополнительном внимании со стороны контролирующих органов.

В раздел «Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов» включаются новые технологии, техника, конструкции, материалы и другие инновационные решения (в том числе предусмотренные проектно-сметной документацией), разработанные на основании действующих нормативных и методических документов, утвержденных или одобренных Росавтодором, но ранее не применявшихся в данном органе дорожного управления или в рассматриваемых

условиях строительства, ремонта и содержания конкретных участков дорог.

Проект плана освоения инноваций с указанием конкретных этапов орган управления дорожным хозяйством представляет на бумажном и электронном носителях на рассмотрение в ФГУ «Дирекция государственного заказчика по реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (20022010 гг.)». После одобрения Дирекцией и согласования с Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве проект плана представляется руководству Росавтодора на утверждение.

Основой для формирования проекта плана освоения инноваций Росавтодора является программа развития инновационной деятельности в дорожном хозяйстве, проекты планов освоения инноваций органов управления дорожным хозяйством, а также необходимые обоснования. Проект плана освоения инноваций Росавтодора рассматривается на научнотехническом совете и утверждается руководством Росавтодора.

Утвержденный план освоения инноваций Росав-тодора является основанием для выдачи Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве соответствующим органам управления дорожным хозяйством заданий по освоению инноваций на планируемый год.

В свою очередь, на основании этого задания, орган управления дорожным хозяйством утверждает План освоения инноваций, содержащий необходимые поручения, обеспечивающие его практическую реализацию.

Такая система реализации инноваций является громоздкой и нуждается в корректировке. Внедрение инноваций происходит на двух уровнях: на стадии обоснования инвестиций и проектно-изыскательных работ; на стадии производства дорожных работ. Учет и контроль выполнения работ по контрактам осуществляет орган управления дорожным хозяйством с привлечением организации, осуществляющей научное сопровождение данных работ.

В Руководстве затронут вопрос финансирования и экономического стимулирования участников инновационной деятельности. Документ затрагивает практически все основные вопросы, связанные с освоением инноваций и имеет неплохое логическое построение, однако необходимость внесения изменений и дополнений все же есть. В Руководстве не нашли отражения положения относительно ответственности научных организаций, предлагающих свои разработки для массового применения, вопрос стимулирования подрядчиков и проектных организаций нуждается в проработке, а также недостаточно четко разработан вопрос финансирования научных разработок в составе конкретных проектов.

Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, введено в действие распоряжением Минтранса РФ от 10 декабря 2002 г. № ОС-1109-р. Данный документ устанавливает единую процедуру оценки эффективности использования в дорожном хозяйстве иннова-

ций и достижений научно-технического прогресса в дорожной отрасли.

Применение Руководства рассчитано на одновременное использование инструкции пользователя и программы «Effect» — программы по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса.

Руководство предназначено для решения задач обоснования целесообразности финансирования инноваций и внедрения достижений научно-технического прогресса. Оно включает общую систему принципов, показателей, критериев и методов оценки эффективности, учитывающие общеотраслевые требования, а также специфику отрасли «дорожное хозяйство». Оценка экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса производится, прежде всего, по величине общественной (социальноэкономической) эффективности.

Руководство определяет перечень необходимой информации и порядок действий пользователя программным продуктом на ПЭВМ при расчетах. Для оценки эффективности использованы основные методические принципы, сложившиеся в мировой практике, а именно:

• расчет показателей эффективности в течение всего жизненного цикла предлагаемого решения;

• учет динамичности экономических параметров рассматриваемого научно-технического мероприятия;

• учет фактора экономической неравнозначности;

• учет фактора согласованности — сопоставимости показателей и другой информации, характеризующей инновационный проект.

Для сокращения трудоемкости проведения расчетов стоимости выполнения научных исследований разработчиками и обеспечения унификации расчетов для различных научных организаций, работающих в отрасли были разработаны Методические рекомендации по определению лимитных цен на НИОКР, которые являются вспомогательным документом к Руководству. Рекомендации устанавливают условия и правила определения базовой стоимости разработки инноваций с учетом требований рынка научных работ. Система ценообразования научной продукции основана на расчете необходимых и достаточных для выполнения каждой конкретной работы трудозатрат непосредственных ее разработчиков в разработанном во ФГУП «РОСДОРНИИ» руководстве.

Is standard-methodical maintenance of development of innovative activity in the road economy S. P. Arzhanuhina, Cand. Tech. Sci., the main expert. A. A. Suhov, the chief of department.

A. V. Kochetkov, Dr. Sci. Tech., the Federal state unitary enterprise «ROSDORNII», Moscow.

Problems on development and perfection of a road condition of the general using are considered the organisation of their effective and systematic scientific and technical maintenance on variety of the basic directions demand.

Keywords: innovation, perspective technologies scientific support, the project, a road economy.

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.