П.А. Кюнг
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье раскрываются особенности государственного регулирования научно-технической деятельности, анализируются основные нормативные правовые акты, делаются выводы о направлениях развития государственной политики в данной области, о ее влиянии на состав документов, фиксирующих результаты научно-технической деятельности. Основное внимание в статье уделено вопросам собственности на результаты научно-технической деятельности, нормативному правовому регулированию системы научно-технической информации.
Ключевые слова: научно-техническая деятельность, научно-технический документ, государственное регулирование, научно-техническая информация, результаты научно-технической деятельности.
В настоящее время научно-техническая документация (НТД) создается во множестве организаций и учреждений различных форм собственности, включая смешанную. Согласно Федеральному закону от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в состав Архивного фонда РФ входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности
Данная статья подготовлена по результатам научно-исследовательской работы «Анализ нормативных правовых документов, принятых в Российской Федерации в 2007-2012 гг. по вопросам создания, состава, оформления и обращения научно-технической документации. Аналитический обзор», проведенной автором во ВНИИДАД под руководством канд. ист. наук И.В. Волковой.
© Кюнг П.А., 2015
и места хранения, в том числе документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, электронные и телеметрические документы, чертежи.
В данной статье поставлена задача изучить основные нормативные правовые акты, действующие в РФ, регулирующие вопросы собственности и учета результатов научно-технической деятельности.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы1. Результаты научно-технической деятельности (РНТД) - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения. К РНТД относятся отчетная научно-техническая, проектная, конструкторская, технологическая, патентная и другая документация.
Основным законом РФ, определяющим научно-техническую политику, является Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»2. Он регламентирует порядок формирования государственной научно-технической политики, создание и функционирование научных организаций, включая государственные академии наук.
Данный законодательный акт неоднократно дополнялся с момента его принятия. Тем не менее его основные положения по регулированию научно-технической деятельности не претерпели существенных изменений. Основные новации были связаны с регулированием процессов коммерциализации научно-технических исследований, грантовой деятельности. Так, ФЗ от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»3 в ст. 2 ч. 8-12 были установлены следующие понятия:
- коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов;
- инновации;
- инновационный проект;
- инновационная инфраструктура;
- инновационная деятельность
В развитие закона было принято также Постановление Правительства РФ от 23.04.2013 № 367 «Об утверждении Правил получения международными организациями права на предоставление грантов на территории РФ на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проек-
тов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями»4.
Характерно, что закон определяет договор (контракт) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли в качестве основной правовой формы отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 8 п. 1).
Особую роль при определении собственности на РНТД имеет часть четвертая Гражданского кодекса, определяющая права на результаты интеллектуальной деятельности. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами, а также правоотношения в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ регулируются главой 38 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
Инновационные, инвестиционные и архитектурные проекты, выполненные за счет средств федерального бюджета, подпадают под действие положений этих же законодательных актов как документы творческого характера, содержащие научно-техническую информацию.
При определении вида собственности на РНТД учитывается возможность добровольной передачи государством (субъектом РФ, муниципальным образованием) прав собственности на НТД юридическому лицу с негосударственной формой собственности/ физическому лицу или юридическим лицом с негосударственной формой собственности/физическим лицом - государству (субъекту РФ, муниципальному образованию), предусмотренная российским законодательством.
Постановление Правительства РФ от 02.09.1999 № 982 (ред. от 17.11.2005) «Об использовании результатов научно-технической деятельности» устанавливает, что права на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств федерального бюджета, подлежат закреплению за РФ, если: 1) права на такие результаты не включены в установленном порядке в состав приватизированного имущества; 2) эти результаты не являются объектами исключительных прав физических или юридических
лиц; 3) на эти результаты не поданы в установленном порядке заявки на получение исключительных прав (ст. 1).
Вышеприведенное постановление также возлагает на «государственных заказчиков по государственным контрактам и договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд... при закреплении за РФ прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при реализации указанных государственных контрактов и договоров. распоряжение этими правами от имени РФ» (ст. 3).
ФЗ от 30.12.1995 № 225-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О соглашениях о разделе продукции» статьей 11 п. 2 предусматривает, что «вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению. Порядок пользования указанными информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы РФ определяются соглашением в соответствии с законодательством РФ».
Ст. 9 п. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» устанавливает, что «Правительство РФ обеспечивает создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами территории РФ. Правительство РФ гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники». Эта же статья в п. 3 гарантирует сохранность государственных информационных ресурсов: «В случае ликвидации государственных научных организаций, при которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической информации, обеспечиваются сохранность указанных
банков данных и баз данных и передача их правопреемникам в установленном порядке».
Конкретную основу учета и регистрации НИР5 и ОКР6 составляют Постановление Правительства РФ от 24.07.1997 № 950 (ред. от 16.07.2014) «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации»7. Постановление возлагает координацию деятельности государственной системы научно-технической информации на Министерство науки и технологий РФ. Положение регламентирует деятельность государственной системы научно-технической информации. Оно определяет государственную систему научно-технической информации как совокупность научно-технических библиотек и организаций - юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств. Целью системы является обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационных продукции и услуг.
Положение устанавливает, что органы НТИ обеспечивают сбор, хранение и обработку отечественных и зарубежных источников научно-технической информации, формирование, ведение и организацию использования федеральных, отраслевых и региональных информационных фондов, баз и банков данных, составляющих государственные ресурсы НТИ.
В настоящее время к федеральным органам научно-технической информации и научно-техническим библиотекам, обеспечивающим формирование, ведение и организацию использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников научно-технической информации и направлений науки и техники, относятся8:
- Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти - по ведущимся в стране и законченным открытым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам9;
- Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации - по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса10;
- Федеральное государственное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики РФ - по использованию результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций, а также организации обмена этой информацией между регионами11;
- Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук и Министерства науки и технологий РФ, Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства науки и технологий РФ, Библиотека РАН, Библиотека по естественным наукам РАН и Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН - по естественным и техническим наукам;
- Государственная центральная научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения РФ - по медицине и здравоохранению;
- Всероссийский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Российской академии сельскохозяйственных наук - по сельскому хозяйству;
- Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И. Вавилова Российской академии сельскохозяйственных наук - по национальному генофонду сельскохозяйственных растений;
- Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ - по национальному генофонду сельскохозяйственных животных;
- Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ - по национальному генофонду рыб;
- Всероссийский государственный научно-исследовательский институт контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ - по национальному фонду ветеринарных препаратов, штаммов микроорганизмов;
- Всероссийский научно-исследовательский институт научно-технического прогресса и информации в строительстве и Центральная научно-техническая библиотека по строитель-
ству и архитектуре Госкомитета РФ по жилищной и строительной политике - по строительству и архитектуре;
- Институт научной информации по общественным наукам РАН - по общественным наукам;
- Российский федеральный геологический фонд, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования и Всероссийская геологическая библиотека Министерства природных ресурсов РФ - по геологии и минерально-сырьевым ресурсам;
- Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации - Мировой центр данных Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - по метеорологии и другим смежным областям, включая климатологию, агрометеорологию, гидрологию, геофизику, океанологию, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды12;
- Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран Госкомитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации - по нормативным документам по стандартизации, метрологии и сертификации;
- Федеральный институт промышленной собственности и Информационно-издательский центр Российского агентства по патентам и товарным знакам - по патентной документации, относящейся к изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания и наименованиям мест происхождения товаров, а также по документации, относящейся к зарегистрированным программам для ЭВМ, базам данных и топологиям интегральных микросхем;
- Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» - по опубликованным в РФ произведениям печати и государственной библиографии13;
- Всероссийский научно-исследовательский институт проблем машиностроения Министерства науки и технологий РФ и Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации Госкомитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации - по отечественным и иностранным каталогам на промышленную продукцию;
- Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и вJеществJ Госкомитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации - по сведениям о материалах и веществах;
- Российский государственный архив научно-технической документации - по документам научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и предприятий федерального значения, переданных на постоянное хранение;
- Научно-технический центр «Информрегистр» - по электронным изданиям;
- Институт промышленного развития (Информэлектро) - по технико-экономической информации и результатам технико-экономических исследований в гражданских отраслях промышленности.
Статья 9 вышеуказанного Положения о государственной системе научно-технической информации устанавливает, что «выдача информации из государственных ресурсов научно-технической информации по запросам пользователей осуществляется органами научно-технической информации, научно-техническими библиотеками и центрами на условиях, обеспечивающих возмещение их расходов на создание информационной продукции и оказание услуг».
С 1 января 2014 г. утратили силу Постановление Правительства РФ от 04.05.2005 № 284 (ред. от 08.04.2011) «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» и Методические рекомендации, необходимые для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета, утвержденные Приказом Минобрнауки РФ от 22.03.2006 № 63.
Вместо них было принято Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 № 327 (ред. от 14.11.2014) «О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» (вместе с «Положением о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»)14.
В постановлении регламентировано создание единой государственной информационной системы учета научно-исследователь-
ских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ст. 1). На Министерство образования и науки РФ были возложены функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере государственного учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения; формирования и ведения единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.
Положением было установлено (ст. 3), что объектами учета в информационной системе являются следующие виды сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (исполнителями) за счет средств федерального бюджета:
а) сведения о начинаемых работах;
б) сведения о результатах работ, предоставляемых в соответствии с ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» в форме обязательных экземпляров неопубликованных документов (отчетов о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, защищенных диссертаций на соискание ученых степеней, алгоритмов и программ), и их реферативно-библиографические описания;
в) сведения о правообладателях и правах на созданные в процессе выполнения работ результаты интеллектуальной деятельности, способные к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца или имеющие правовую охрану как база данных, топология интегральных микросхем или программа для электронно-вычислительных машин, а также сведения об изменении состояния их правовой охраны и практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.
Согласно Положению (ст. 4), единая государственная информационная система учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения формируется на основании сведений, указанных выше, направляемых в Министерство образования и науки РФ в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, или документа на бумажном носителе по формам направления сведений и в сроки, которые определяются Министерством образования и науки РФ.
Министерство образования и науки РФ присваивает сведениям регистрационные номера, размещает их в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в двухнедельный срок со дня поступления и направляет соответствующее уведомление исполнителю. Сведения являются общедоступными.
В рамках данного законодательного акта Министерство образования и науки РФ издало Приказ от 21.10.2013 № 116815 «Об утверждении форм направления сведений о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и требований к заполнению указанных форм, а также порядка подтверждения главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими финансовое обеспечение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и выполняющими функции заказчика таких работ, соответствия сведений об указанных работах, внесенных в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, условиям государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения»16.
Нормы, определяющие порядок государственной регистрации и предоставления государственных органам НТИ информации о проведении НИР и ОКР, содержатся также в целом ряде законодательных и нормативных актов. В частности, Приказ Роспатента от 08.04.2013 № 43 «О вводе в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат РФ», Приказ Росстата от 04.09.2008 № 216 «Об утверждении Порядка организации государственного учета и регистрации результатов научно-технической деятельности в Федеральной службе государственной статистики», устанавливающий порядок организации государственной системы учета результатов научно-технической деятельности, проводимой в Рос-стате. В частности, в формах, запрашиваемых от объектов учета, он требует следующие сведения: перечень документации, содержащей сведения о результате (РНТД), наименование обладателя документации, наименование держателя контрольного экземпляра документации. Сведения из БД РНТД Росстата предоставляются
по запросу от структурных подразделений Федеральной службы государственной статистики.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в РФ сложилась система учета результатов научно-технической деятельности, учитывающая сложившиеся реалии правового обеспечения собственности на РНТД. Ее основными характеристиками являются:
- наличие единой системы нормативного правового регулирования;
- существование множества информационных центров, формируемых различными органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями и организациями;
- отсутствие единых требований к создаваемым информационных системам, а также форматам представляемых сведений о результатах научно-технической деятельности.
В связи с этим можно говорить о назревшей потребности в создании единого центра научно-технической информации, который связал бы разрозненные информационные ресурсы и организовал бы оперативное обеспечение заинтересованных юридических и физических лиц необходимой информаций.
Примечания
1 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
2 Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
3 Там же. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4602.
4 Там же. 2013. № 18. Ст. 2268.
5 Научно-исследовательских работ.
6 Опытно-конструкторских работ.
7 Собрание законодательства РФ. 1997. № 31. Ст. 3696.
8 Как правило, центры научно-технической информации создаются отдельными нормативными актами Правительства РФ или соответствующих государственной власти.
9 Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 279 (ред. от 24.09.2013) «Об органе научно-технической информации федерального органа исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 14. Ст. 1663.
0 Постановление Правительства РФ от 10.07.1998 № 736 «О совершенствовании системы научно-технической информации и экономических исследований» // Рос. газ. 1998. № 136. 21 июля.
Постановление Правительства РФ от 22.04.2010 № 275 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 18. Ст. 2243.
Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 № 477 (ред. от 10.07.2014) «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» (вместе с «Положением о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды») // Собрание законодательства РФ. 2013. № 24. Ст. 3000.
Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 664 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. 2). Ст. 4305.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 16. Ст. 1956. Согласно Приказу, признаны утратившими силу: Приказы Министерства науки и технологий Ф:
- от 17 ноября 1997 г. № 125 «Об утверждении Положения о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 29 января 1998 г., регистрационный № 1459);
- от 17 ноября 1997 г. № 126 «Об утверждении Положения о представлении обязательного экземпляра алгоритмов и программ» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 29 января 1998 г., регистрационный № 1460);
- от 31 августа 1998 г. № 145 «Об утверждении Положения о представлении обязательного экземпляра диссертаций» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 25 ноября 1998 г., регистрационный № 1650).
Приказы Министерства образования и науки РФ:
- от 17 декабря 2009 г. № 736 «Об утверждении форм учетных документов для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 26 января 2010 г., регистрационный № 16061);
- от 17 декабря 2009 г. № 737 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по науке и инновациям государственной функции по ведению единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета» (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 26 января 2010 г., регистрационный № 16047).
Зарегистрировано Министерством юстиции РФ 03.12.2013 № 30538.
11
12
13
14
15