Научная статья на тему 'Нормативная база в сфере грузовых автоперевозок: проблемы гармонизации'

Нормативная база в сфере грузовых автоперевозок: проблемы гармонизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1271
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ГРУЗОВЫЕ АВТОПЕРЕВОЗКИ / КРУПНОГАБАРИТНЫЕ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫЕ ГРУЗЫ / LEGAL FRAMEWORK / LARGE AND HEAVY LOAD / HAULAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимофеева Н.Н.

Обосновывается необходимость гармонизации законодательной базы в области грузовых автоперевозок с нормами Европейского союза и Евразийского экономического сообщества. Анализируются недостатки документов, регламентирующих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, выявляется ущербность механизма выдачи разрешений на эти перевозки и другие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonization problems in legal framework for haulage

The article makes a case for harmonization of regulations concerning haulage with European Union and Eurasian Economic Community norms, analyses shortcomings of documents regulating carrying heavy and large load and faults in the mechanism of issuing permits for such freight, as well as other problems.

Текст научной работы на тему «Нормативная база в сфере грузовых автоперевозок: проблемы гармонизации»

Нормативная база в сфере грузовых автоперевозок: проблемы гармонизации

Н. Н. ТИМОФЕЕВА, руководитель Ассоциации перевозчиков крупногабаритных и тяжеловесных грузов

■ Чтобы Россия не утратила свои позиции на рынке грузовых автомобильных перевозок, необходимо срочное и радикальное изменение законодательной базы, касающейся этой сферы. В частности, в соответствие с нормами Евросоюза и Евразийского экономического сообщества следует привести документы, регламентирующие перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Нуждается в пересмотре и механизм выдачи разрешений на эти перевозки, который в нынешнем своем виде способствует развитию коррупции.

Благодаря позитивным процессам глобализации сегодня наметилась положительная тенденция приближения некоторых областей российского законодательства к европейским стандартам. Это позволяет создавать благоприятный инвестиционный климат и оптимальные условия для развития международной торговли. Как правило, модернизация отечественной законодательной базы касается прежде всего экономического вектора, и это вполне объяснимо: унификация европейского пространства предполагает максимальное сближение смысла законов и правил в этой области. Такое сближение позитивно сказалось бы на товарообороте и сервисных услугах.

Что касается сферы доставки грузов, то здесь гармонизация российского законодательства с правилами, действующими на территории Европейского союза и стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), превратилась в актуальную задачу, от решения которой зависят перспективы развития международных грузоперевозок в целом. Это связано как с увеличением грузопотоков в страны Европы и Азии, так и с возникновением трудностей в работе иностранных компаний, занимающихся доставкой грузов по территории России.

В данном случае речь идет о так называемой односторонней гармонизации, когда одно государство на добровольной основе инкорпорирует часть международных законодательных актов в собственные законы. При этом специалисты в области права считают, что оптимальным решением может стать полная отмена существующих актов и по-

ложений в сфере грузоперевозок, а также радикальный пересмотр всей системы оформления разрешений на перевозку опасных и тяжеловесных грузов. Несовершенство существующей законодательной базы, в частности в области положения о креплении груза, уже приводит к многочисленным производственным авариям и дорожно-транспортным происшествиям. Положение дел становится критическим, и от управляющих инстанций и законодательной власти требуются немедленные конструктивные решения.

Сектор рынка под угрозой

На сегодняшний день российское законодательство, регламентирующее грузоперевозки вообще и перемещение тяжеловесных и опасных грузов в частности, превратилось в громоздкий балласт, устанавливающий не всегда оправданные барьеры на пути деятельности профильных компаний.

Ситуация, сложившаяся на рынке международных перевозок, особенно в области доставки тяжеловесных, негабаритных и опасных грузов, не устраивает отечественных и иностранных операторов: множество бюрократических формальностей сопровождаются четко работающими коррупционными схемами. Кроме того, противоречивость трактовки многочисленных действующих правил и положений затрудняет их толкование и обжалование различных процедур. В результате снижаются темпы и объемы доставки грузов, что в свою очередь приводит к прямым финансовым потерям.

Наконец, некоторые законодательные акты просто устарели и не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.

Единственное решение данной проблемы заключается в поступательной гармонизации российского законодательства с универсальными актами Европейского союза, отличающимися экономически обоснованными и логичными требованиями к перевозке грузов различной спецификации.

Если этот процесс не начать немедленно, то в ближайшем будущем грузо-перевозчики могут попросту отказаться работать в рамках условий, предлагаемых действующими законами РФ, и Россия потеряет сектор рынка, проекты которого в большинстве случаев можно считать стратегически значимыми коммерческими операциями.

Все действия в этом направлении должны быть продуманными, предприниматься после серьезной аналитической работы и отражать новый угол зрения на правовую основу сферы грузоперевозок. Это позволит создать эффективную законодательную базу, которая будет органично коррелировать с общепринятыми международными нормами

Монополия на разрешение

В области обслуживания грузовых маршрутов болевой точкой является получение разрешительной документации в органах, контролирующих перевозку по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов. На сегодняшний день разработкой проектов и выдачей таких разрешений занимается государственная организация Росавтодор, которая, к слову, является монополистом в этой сфере. Более того, решение о выдаче или об отказе в выдаче специального разрешения принимается в течение 10 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления: т. е. перевозчик должен ждать разрешительного документа 14 дней и более, а по истечении этого срока вполне может получить отказ.

Любое обжалование действий Рос-автодора предполагает достаточно длительную процедуру, проведение которой зачастую невозможно в рамках соответствующих коммерческих

контрактов. Поэтому вполне естественным образом в такой ситуации возникают условия для незаконного материального стимулирования государственных чиновников, которое в большинстве случаев неприемлемо для представителей иностранных ком-

Нелегальные тяжеловесы

Стоит также упомянуть о технических несоответствиях, касающихся предельно допустимой массы автопоезда, осевых нагрузок и линейных размеров и не позволяющих тяжеловесным автопоездам Западной Европы передвигаться по территории России.

Параметры, определяемые Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, принимались с расчетом на технический потенциал отечественных тягачей, который значительно проигрывает возможностям аналогичного транспорта импортного производства. Это же касается и характеристик дорожного покрытия, эстакад и мостов, которые признаются способными или не способными выдерживать определенные весовые нагрузки.

Со времени принятия этой инструкции прошло более 15 лет, поэтому устанавливаемая в приложении 1 классификация транспортных средств по осевым массам и расстояниям между осями должна быть пересмотрена. Ограничение массы автопоезда 40 т сегодня является своего рода техническим нонсенсом. Однако сегодня для европейских автопоездов с шестью или семью осями, которые могут весить до 80 т, путь в Россию закрыт, что приводит к самым нежелательным последствиям в профильной сфере.

В Европе на дорогах общего пользования тяжеловесный автомобильный поезд массой 60-100, а то и 200-300 т с необходимым числом осей или осевых линий — обычное дело (в год осуществляются десятки, если не сотни тысяч таких перевозок). Разумеется, эти маршруты идут по мостам с соответствующей допустимой нагрузкой и при необходимости укрепленным с помощью соответствующих технологий [например, 1].

Можно понять, что осевые нагрузки на полотно дороги должны быть ограничены пределом 8-10 т, но совершенно непонятно, почему автопоезд с 15-20 осями не должен весить соответственно 150-200 т, если на его пути нет таких дорожных сооружений, ко-

торые бы препятствовали его прохождению.

Заметим, что в российских регламентирующих документах, касающихся движения тяжелого автопоезда, говорится об осях полуприцепа в количестве 2 или 3, а указания по поводу 4-5 или более осей отсутствуют. Несоответствие нормативной базы современным параметрам подвижного состава хорошо иллюстрирует пример прицепов с подвеской типа реп-(МасЬзе: в данном случае мы имеем дело не с осями, а с осевыми линиями. В этом случае на одной осевой линии не 4 (2) колеса, а 8 (4) — в зависимости от того, двухскатной или односкатной является ошиновка. Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при расчете допустимой массы автопоезда в этом случае? В отличие от российского законодательства, европейское полностью отвечает на все вопросы организации автомобильных поездов всех классов и типов.

На сегодняшний день в рассматриваемой сфере существует так называемая внеправовая гармонизация, работающая на основе международных контрактов и других российских законов, регламентирующих отношения в области грузоперевозок. Однако такая практика способствует формированию коррупционных интересов среди чиновников и сотрудников ГИБДД, курирующих сектор перевозки негабаритных и опасных грузов.

Например, при желании они могут оформлять разрешения на тяжеловесные грузоперевозки, опираясь на положение Гражданского кодекса РФ и закрывая глаза на другие приказы и распоряжения Минтранса РФ. Возможны также умышленные искажения весовых

характеристик автопоездов: после соответствующей мзды перевозчики получают разрешение на проезд по дорогам РФ.

Такая незаконная практика лишний раз подтверждает, что легитимная гармонизация существующего законодательства необходима: она ликвидирует коррупцию и позволит более эффективно осваивать европейские и азиатские маршруты, одновременно зажигая зеленый свет для иностранных перевозчиков.

Направления и принципы

Единый подход к урегулированию отношений в области грузоперевозок в России, государствах ЕС и ЕврАзЭС должен осуществляться на законодательном уровне на основе работы группы разнопрофильных экспертов. Все системные несоответствия должны быть устранены, а сами правила изложены с учетом реалий сегодняшнего дня в едином универсальном положении о грузоперевозках.

Разработка такого положения или закона должна вестись на модельной основе, предусматривающей последующую интеграцию универсальных механизмов в законодательство заинтересованных стран. В случае успеха модельные пункты этого законодательного документа могут быть предложены всем государствам Евразийского экономического сообщества, которые сегодня также нуждаются в подобной модернизации правового поля.

Руководству Министерства транспорта РФ необходимо создать специальную экспертную группу, которая бы проанализировала возможности гармонизации, разработала проекты и предоставила их в законодательные

органы. Кстати, Минтранс обладает самостоятельными полномочиями принятия постановлений, которые имеют силу закона.

В целом гармонизация российского и международного законодательства в сфере грузовых автомобильных перевозок должна привести к решению следующих вопросов:

• упрощение получения разрешений на перевозку тяжеловесных и опасных грузов;

• появление возможности у негосударственных профильных предприятий разрабатывать проекты перемещения специфических грузов;

• пересмотр классификации автопоездов на основе новых параметров осевых нагрузок, линейных размеров и общей массы;

• альтернативное сопровождение негабаритных грузов, к которому будут привлекаться специальные компании, имеющие соответствующую лицензию и спецтранспорт;

• реорганизация Службы весового контроля на основе нововведенных правовых норм;

• лишение органов ГИБДД полномочий проведения весового контроля на

дороге (он должен проводиться исключительно представителями Службы весового контроля при Минтрансе РФ);

• введение единых положений для платного и бесплатного доступа к автодорожной инфраструктуре;

• унификация правил безопасности перевозки грузов в рамках существующих европейских законов и законодательства РФ.

Общие положения в рамках этой гармонизации могут формулироваться на основе Гражданского кодекса РФ, Общих правил перевозки грузов автомобильным транспортом, Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, принятом в Женеве 30 сентября 1957 г., а также Венской конвенции о дорожном движении от 8 августа 1968 г.

В рамках внедрения современных технологий для повышения эффективности обслуживания международных грузоперевозок любого формата необходимо под эгидой Министерства транспорта РФ создать официальный сайт для подачи заявок и получения разрешений на перевозку в электронном виде. Такое решение придаст этим процедурам удобство и оперативность,

полностью исключив коррупционную составляющую. (В качестве примера можно привести успешную работу официального сайта в системе госзакупок: благодаря ему процедура подачи заявок и участия в тендерах стала максимально прозрачной и удобной.) При этом необходимо учесть опыт организации тяжелых перевозок в странах Европейского союза.

Гармонизация российского и международного (Европы и ЕврАзЭс) законодательства в сфере автоперевозок является частью экономической политики взаимовыгодной интеграции России со странами Европы и Азии, проводимой нынешним руководством страны. Она позволит минимизировать коррупцию среди государственных чиновников, обслуживающих данный сектор. Все действия в этом направлении должны получить всемерную поддержку представителей государственной власти верхнего эшелона, что, в свою очередь, сформирует оптимальные условия для оперативного и конструктивного решения поставленных задач.

Литература

1. http://www.heavy-transport-world.de

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.