УДК 006
С. Г. Комарова, Ю. Н. Иванова*
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, дом 9 * e-mail: [email protected]
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Аннотация
Проведен анализ существующей нормативной базы экологической стандартизации, рассмотрена история возникновения стандартов серии ISO 14000 и оценены преимущества их применения для достижения устойчивого развития бизнеса.
Ключевые слова: экология; стандартизация; нормативная база.
Экологические стандарты и нормативы содержат экономически обоснованные показатели качества, характеризующие состояние природной среды и пределы допустимого воздействия негативных факторов на окружающую среду (ПДК).
В соответствии со статьей 29 Закона "Об охране окружающей среды" государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:
требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и
соответствующим методам контроля;
ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.
Государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются с учетом научно-технических достижений и требований международных стандартов.
В системе Госстандарта РФ принято около 50 стандартов на эту тему. К ним относятся: ГОСТ 17.2.4.02-81 Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ; ГОСТ 17.1.3.12-86 Охрана природы. Гидросфера. Общие правила охраны вод от загрязнения при бурении и добыче нефти и газа на суше; ГОСТ 17.4.2.03-86 Охрана природы. Почвы. Паспорт почвы; ГОСТ 20286-76 Радиоактивное загрязнение и дезактивация. Термины и определения; и др.
На современном этапе основные требования к объектам стандартизации определяются
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Обязательные требования выражены в технических регламентах, стандарты и другие нормативные документы носят рекомендательный характер в соответствии с законом «О техническом регулировании».
Правовую основу экологического нормирования составляют:
Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 г. № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»
Постановление Правительства РФ от 19.12.1996 г. № 1504 «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты»;
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999)
— Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999)
Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
— Земельный кодекс РФ (п. 5 ст. 13) (2001);
— Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002);
— Водный кодекс РФ (ст. 82) (2006);
Разработка стандартов системе экологического
менеджмента стало ответом на возрастающий в обществе интерес к проблемам окружающей среды. Впервые в 1972 году Организация Объединенных Наций организовала конференцию по проблемам окружающей среды в Стокгольме, на которой была запущена Программа ООН. Эти инициативы привели к созданию Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, принятию Монреальского протокола и Базельской конвенции.
В 1992 году была проведена первая конференция в Рио-де-Жанейро под названием Саммит Земли. Главной задачей Саммита стало создание в обществе целевой ориентации на сохранение окружающей среды на глобальном уровне. Во время конференции была принята Повестка дня на XXI век, целью которой является достижение устойчивого развития, то есть высокого качества окружающей среды и
здоровой экономики для всех народов мира. Однако достижение указанной цели возможно только при скоординированной деятельности различных участников общественной жизни. Как было отмечено подразделением ООН по Устойчивому развитию, промышленность играет ключевую роль в достижении целей устойчивого развития в качестве поставщика товаров и услуг для общества, как источник создания рабочих мест и как активный участник в общественной жизни.
В 1992 году BSI Group был опубликован первый в мире стандарт на системы экологического менеджмента для организаций — BS 7750. Примечательно, что этот стандарт появился не как результат деятельности государства, а по инициативе британских промышленников, столкнувшихся с ужесточением природоохранного законодательства и необходимостью применения адекватных управленческих решений. Этот стандарт стал основой для развития международных стандартов серии 14000, опубликованной в 1996 году Международной организацией по стандартизации (ISO 14000).
По состоянию на 2015 год стандарты серии ISO используются более чем в 200 тыс. организаций в 160 странах.
Стандарт ISO 14001 был разработан главным образом для того, чтобы сократить негативное влияние деятельности организаций на окружающую среду. Помимо того, что организации смогут улучшить свою деятельность в рамках экологических стандартов, они так же получают ряд экономических преимуществ, в том числе повышенный уровень соответствия правовым требованиям. Во-первых, понижая риски получения нормативных и экологических штрафов и повышая эффективность
организации, сокращая отходы и используемые ресурсы, организация может снизить производственные затраты. Во-вторых, многие производители по всему миру могут сертифицироваться на соответствие ISO 14001, опуская сертификацию на соответствие национальным стандартам. В-третьих, за последнее десятилетие наблюдается возмущение потребителей по отношению к организациям. Потребители все чаще требуют соблюдения строгих экологических норм, что означает необходимость внедрения стандарта ISO 14001. Долгосрочная жизнеспособность бизнеса обеспечивает компаниям конкурентные преимущества перед организациями, которые не внедряли стандарт. В свою очередь, это может оказать положительное влияние на стоимость активов организации и привести к повышению лояльности клиентов и дать возможность выйти на международные рынки.
Использование крупными корпорациями экологической политики как инструмента конкурентной борьбы способствует переходу к устойчивому развитию, поскольку содействует воспитанию и формированию экологических предпочтений у самих потребителей. Действительно, одним из эффектов «экологизированных» рекламных и информационных кампаний является формирование более строгих экологических требований у потребителей в странах с разными уровнями дохода. Это обстоятельство особенно важно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в которых правительства недостаточно способствуют внедрению современных
экономических механизмов решения экологических проблем.
Комарова Светлана Григорьевна, доцент кафедры стандартизации и инженерно-компьютерной графики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, 125047Москва, Миусская пл., 9;
Иванова Юлия Николаевна, студент 3-го курса кафедры стандартизации и инженерно-компьютерной графики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, 125047Москва, Миусская пл., 9.
Литература
1. ISO 14000 // Википедия - свободная энциклопедия: сайт. 2004. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO 14000 (дата обращения: 15.05.2015).
2. Герасимчук И. Экологическая практика транснациональных корпораций. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2007. 92 с.
Komarova Svetlana Grigoryevna, Ivanova Julia Nikolaevna* D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: [email protected]
NORMATIVE FRAMEWORK OF ENVIRONMENTAL STANDARDIZATION
Abstract
The analisis of the existing normative framework of environmental standardization carried out, the history of the emergence of standards of series ISO 14000 reviewed and advantages of its application to achieve sustainable development of the business estimated.
Key words: ecology; standardization; normative framework.