Научная статья на тему 'Стандартизация в управлении рисками функционирования промышленных предприятий'

Стандартизация в управлении рисками функционирования промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ РИСКИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКОВ / БАЗА СТАНДАРТОВ / МОДЕЛИРОВАНИЕ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кононова Наталья Петровна

Развитие промышленного производства сопровождается ростом внутренних и внешних рисков, необходимость регулирования которых актуализируется в современной экономике. В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование различных видов риска и обоснована необходимость формирования внутренней системы управления на основе риск-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кононова Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARDIZATION IN RISK MANAGEMENT OF FUNCTIONING OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Development of industrial production is followed by growth of internal and external risks which need of regulation is staticized in modern economy. In article standard and legal regulation of different types of risk is considered and need of formation of an internal control system on a basis risk the focused approach is proved.

Текст научной работы на тему «Стандартизация в управлении рисками функционирования промышленных предприятий»

Кононова Н. П.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

3.4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Кононова Наталья Петровна, канд. экон. наук, ректор

Место работы: ЧОАНО ВО «Омский региональный институт», г. Омск

info@omskri.ru

Аннотация: развитие промышленного производства сопровождается ростом внутренних и внешних рисков, необходимость регулирования которых актуализируется в современной экономике. В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование различных видов риска и обоснована необходимость формирования внутренней системы управления на основе риск-ориентированного подхода.

Ключевые слова: систематические риски, производственный контроль, Система менеджмента, прогнозирование рисков, база стандартов, моделирование рисков.

STANDARDIZATION IN RISK MANAGEMENT OF FUNCTIONING OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Kononova Natalya P., PhD in law, rector

Work place: private educational autonomous non-profit organization of the higher education of Omsk regional institute, Omsk

info@omskri.ru

Annotation: development of industrial production is followed by growth of internal and external risks which need of regulation is staticized in modern economy. In article standard and legal regulation of different types of risk is considered and need of formation of an internal control system on a basis risk - the focused approach is proved.

Keywords: systematic risks, production control, System of management, forecasting of risks, base of standards, modeling of risks.

Анализ международной практики последних лет показывает, что учет различных факторов риска производственной деятельности имеет важное значение для экономической устойчивости промышленных предприятий. При этом смена технико-экономических укладов в экономике ведет к соответствующему изменению подходов к регулированию, в частности, рисков промышленных предприятий, в том числе к изменению интерпретации текущего значения экспозиции фактора риска регуляторами (с ранее считавшегося приемлемой к неприемлемой) - может оказывать самое негативное влияние на бизнес промышленных компаний.

Экспозиция систематических рисков, под которыми находится предприятие, а также агенты внешней среды, несмотря на то, что в текущих технологических и организационных условиях, она оказывает незначительное влияние на финансовый результат, может индуцировать существенные коммерческие и далее финансовые риски для компаний, в случае изменения регулирования, особенно на внешних рынках (как сбыта, так и закупки, например эмбарго на поставки сырья, материалов и оборудования), и даже правоприменительных подходов к интерпретации результатов оценки рисков даже без изменения нормативной базы. Предпосылки к реализации подобных сценариев заложены в международных соглашениях, например «Киотском протоколе», пришедшем ему на смену «Парижском соглашении» и аналогичных.

Поскольку реализация таких правовых и комплаенс-рисков для российских компаний не является количественно-измеримой (ни по вероятности наступления, ни по величине ущерба), то единственным вариантом предупреждения наступления подобных негативных событий является применение более жесткого подхода к оценке своих систематических рисков, чем это заложено в российском национальном законодательстве, и работа по постоянному совершенствова-

нию производственной системы, направленная на сокращение производственных рисков. То есть, управление должно строиться на упреждении возможных изменений, что отображается в одной из новейших концепций «предикт-менеджмента».

Аналогично систематическим рискам переоценка обществом и регулятором тех или иных событий реализации аварийных рисков также затрагивает коммерческие интересы большого количества предприятий и целых отраслей. В настоящее время практические возможности реализации принципов технико-экономического развития предприятий во всем мире определяются системами производственного контроля и управления техногенным риском. В 1996 году Международной организацией по стандартизации (ISO) был рекомендован стандарт ISO-14000 [2-6]. ISO-14000 не устанавливает качественных и количественных критериев первоочередных и долгосрочных задач, направленных на минимизацию рисков промышленных предприятий. Он носит добровольный характер, т.е. целесообразность его использования определяется самими компаниями. Основной целью серии стандартов ISO 14000 является «предоставление: полезных, пригодных к использованию, экономически-выгодных, систематизированных, гибких и приспосабливаемых под деятельность различных организаций инструментов». В этой связи риск-менеджмент является частью интегральной системы менеджмента предприятия. Отличительной чертой этого международного стандарта является возможность применения к любым предприятиям, функционирующих в различных географических и социально-экономических условиях. В мире более 223149 организаций в 159 странах получило к 2010 г. сертификаты ISO 14001, который включает в себя фундаментальные правила организаций, проектирующих и внедряющих «эффективные Системы Экологического Менеджмента (СЭМ)» [2]. Данная Система менеджмента интегрирована с другими требованиями управления и помогает

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

организациям в решении экономических задач. В основе международного стандарта ИСО лежит методология PDCA, т.е. «планировать-делать-проверять-действовать. Планировать: определять цели и процессы, необходимые для получения результатов в соответствии с производственной политикой организации. Делать: реализовывать процессы. Проверять: осуществлять текущий контроль и измерять процессы согласно производственной политике, задачам, целям, законным и другим требованиям и докладывать результаты. Действовать: принимать меры.

На мировых рынках конкурентоспособность продукции российских предприятий зависит не только от качества продукции, в соответствии с Международными стандартами серии 9000. ГОСТ Р ИСО 90002015 Системы менеджмента качества утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09. 2015 № 1390. От предприятий требуется четко выраженная промышленная политика, пять стандартов из серии Ш-14000 были приняты в качестве Государственных стандартов и введены в действие в 1999 году. На сегодня Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в сфере управления промышленными рисками по стандартам и нормами Международного права.

В Советском Союзе, наряду с планированием развития по секторам экономики, существовал порядок составления и корректировки региональных планов, называвшихся Территориальные Комплексные схемы охраны природы (ТерКСОП). Методология ТерКСОП была ориентирована на отслеживание результатов хозяйственной деятельности предприятий в данном регионе, прогнозировании промышленных рисков и разработки необходимых предупредительных мероприятий по ликвидации возникших нарушений. После распада СССР составление таких схем перестало быть обязательным. При переходе к рыночной экономике и развитии хозяйственной самостоятельности субъектов федерации новые государственные структуры начинают возрождать планирование социально-экономического развития регионов, включая в этот процесс оценку и прогнозирование промышленных рисков.

В Российской Федерации требования о необходимости оценки и управлении риском на промышленных предприятиях содержатся в основополагающих законодательных актах, а также в нормах, правилах, стандартах и нормативно-технических документах федеральных органов исполнительной власти.

Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002 №7-ФЗ (редактированным от 29.12.2015 г.), предусмотрено финансирование мероприятий, снижающих риски. В нем изложены основные принципы управления рисками, определен список загрязняющих веществ, приведены категории опасных производственных объектов. Представлены основы управления рисками. Отдельное внимание уделено экономическому регулированию в области управления рисками. Статья 16 данного закона посвящена плате о выбросах в атмосферу. Изложены нормативы допустимых выбросов и сбросов. Статья 28.1 данного Федерального Закона посвящена наилучшим доступным технологиям. Статья 32 приводит алгоритм оценки промышленных рисков.

Распространение платы за загрязнение началось с принятием законов РФ «О плате за землю», «О недрах», «О плате за пользование водными объектами». Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (редактированного от 13.07.2015) «О недрах» (с из-

менениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2016) содержит правовые и экономические основы обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также прав пользователей недр. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в области использования недр для производственных и технологических нужд. Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» от 06.05.1998 № 71-ФЗ (редактированного от 29.06.2004) приведены инструкции о порядке взимания и внесения платы за пользование водными объектами. Объектом платы признается осуществление сброса сточных вод в водные объекты.

Целью предпринимательства должно стать не только получение максимальной прибыли, но и ориентация на устойчивый рост компании. Это отражают требования закона РФ «О защите прав потребителей», от 07.02.1992 г. № 2300-1 (редактированного от 13.07.2015), а также Указа президента РФ от 4.02.94 № 236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Эти законы ста-новят своей задачей стимулирование деятельности в области управления рисками, а также создание благоприятных условий для негосударственных инвестиций в эту сферу. Возможными направлениями промышленной политики на предприятии является: внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, безопасных материалов, применение контрольно-измерительных приборов, переработка отходов и так далее.

В Федеральном законе от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (редактированного от 28.11.2015 г) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определены права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Заданы санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху на территории промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», принятый Государственной Думой 04.05.1999 г. №96-ФЗ (редактированного от 13.07.2015), устанавливает правовые основы управления процессным риском и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию, о ее состоянии. В этом законе рассмотрены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Выдвинуты требования охраны атмосферного воздуха при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности. Рассмотрены требования охраны атмосферного воздуха при эксплуатации установок очистки газа. Определена ответственность за сверхлимитные выбросы в атмосферный воздух.

Целями Федерального закона от 21.12.94 г. № 68-ФЗ (редактированного от 30.12.2015) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» представлены меры по снижению рисков и потерь от чрезвычайных ситуаций. Определен порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от аварий на предприятиях.

Постановление правительства РФ от 2.02.1998 г. № 142 определяет понятие опасного объекта и сроки разработки деклараций безопасности для предприятий. В настоящее время это содержится в форме: «Заключении о соответствии декларации промышленной безопасности опасных производ-

Кононова Н. П.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ РИСКАМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ственных объектов [Приказ МЧС России от 02.05.2012 №248 (редактированного от 21.04.2014 г.)]».

В настоящее время действует Федеральный закон «О пожарной безопасности» ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.94 г. (редактированного от 30.12.2015), регулирующий отношения между промышленным предприятием и страховой компанией в случае пожара. Статья 21 данного закона предусматривает разработку и реализацию мер, снижающих риск пожара.

Как известно, Государственной Думой 27.12.2002 г. утвержден Закон - «О техническом регулировании в РФ» № 184-ФЗ (редактированный от 28.11.2015 г.), который заменил законы «О сертификации продукции» и «О стандартизации» [1]. На продукцию, которая является потенциально опасной для потребителей, предполагается разработать взамен стандартов (или наряду со стандартами) Технические регламенты, устанавливающие только существенные требования, реально необходимые для обеспечения безопасности продукции. Стандартам предписывается роль «рекомендательного документа». Изменения вызваны тем, что государственные и надзорные органы издают различные нормативные документы, зачастую противоречащие друг другу. Технические регламенты будут утверждаться Правительством РФ. Обязательная сертификация - только в отношении продукции, поставляемой для государственных нужд, для остальной продукции - сертификация на добровольной основе. Оформление декларации соответствия обязательно на продукцию, на которую распространяются требования технических регламентов. Статья 40 предусматривает принудительный отзыв продукции, произведенной с нарушением нормативов.

Федеральным законом об отходах производства и потребления от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (редактированного от 29.12.2015 г.) предусмотрены основные принципы экономического регулирования в области обращения с отходами, к которым относятся: уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами.

Для продолжения дальнейшего исследования необходимо сделать вывод, что опыт правового контроля производственной деятельности позволяет экспортноориентируемой продукции отечественных производителей соответствовать требованиям, предъявляемых в высокоразвитых странах. При вступлении России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) в 2012 году были подписаны международные соглашения, соответствующие нормам управления рисками для продукции, произведенной на промышленных предприятиях [8]. С промышленным производством связано развитие экономического и научно-технического прогресса в наиболее значимых сферах жизнедеятельности отдельных предприятий, государств, всего мира [7]. Важными особенностями российской промышленности являются ее материало-, энерго-, и капиталоемкость, сложность и разнообразие технологических переделов получения продукции, привязанность к сырьевым ресурсам, которые крайне неравномерно размещены по территории отдельных регионов. Следует отметить, что в России постепенно формируется своя уникальная база стандартов в области управления рисками. Однако нормативный подход не является исчерпывающим при управлении промышленными рисками, он

не определяет место промышленных рисков в интегральной системе менеджмента бизнеса предприятия, работающего в условиях рынка.

Таким образом, анализ международной практики регулирования рисков промышленных предприятий показывает тенденцию перехода от нормативного регулирования к риск-ориентированному подходу, который заключается в комплексном моделировании формирования рисков, с учетом процессных и технологических особенностей конкретных производственных объектов и предприятий. С использованием ее решений по системе управления рисками, включенной в систему общего управления, на основе критерия долгосрочной прибыльности и экономической устойчивости предприятий.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,33%.

Список литературы:

1. О техническом регулировании в РФ: федеральный закон РФ от 27.12.2002 г. №184 - ФЗ (редактированный от 28.11.2015 г.).

2. Международный стандарт ISO 14001 «Системы Экологического Менеджмента (СЭМ)».

3. Международный стандарт ISO 14004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».

4. Международный стандарт ISO 14031 «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности».

5. Международный стандарт ISO 14040 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура».

6. Международный стандарт ISO 14062 «Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов проектирования и разработки продукции».

7. Эскиндаров М.А., Проблемы национальной конкурентоспособности. // В сборнике: «Россия в ВТО: проблемы национальной конкурентоспособности и стимулирования российского экспорта». Аналитические материалы, 2014, с.7-10.

8. Недосекин А.О., Абдулаева З.И. Финансовая математика. В 2-х т.т. -СПб: СПбГТУ, 2013: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://an.ifelu.ru/docs/FM AN.pdf.

9. Официальный сайт ВТО: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.wto .org/

10. Официальный Сайт Европейской экономической комиссии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.un.org/ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Кононовой Натальи Петровны «Стандартизация в управлении рисками функционирования промышленных предприятий» Ускорение научно-технического прогресса сопровождается непредсказуемостью последствий промышленного производства на все сферы жизнедеятельности. Актуальность темы исследования подтверждается широким спектром нормативно-правовой базы, регулирующей потенциальные риски технико-технологической деятельности. Внешнее регулирование необходимо дополнить внутренним риск-ориентированным менеджментом. Автором в логичной последовательности раскрыта значимость регулирования и его целевые ориентиры.

Статья соответствует требованиям ВАК к публикациям в рецензируемых СМИ.

д-р экон. наук, профессор

Д.Г. Щипанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.