© И.В. Зырянов, Д.В. Шмидт, 2006
УДК 622.4:522.817
И.В. Зырянов, А.В. Шмидт
НОРМАТИВ НА КАПИТАЛЬНЫЙ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ В АК «АЛРОСА»
Семинар № 15
Кимберлитовые карьеры, разрабатываемые в Западной Якутии, имеют характерную форму усеченного конуса диаметром от 600 м до 2 км в верхней и от 50 м до 200 м в нижней части, а так же значительную глубину (до 600 м). Интенсивность понижения горных работ в зоне добычи составляет от 16 до 60 м/год. Среди карьеров, разрабатывающих руды цветных и черных металлов, кимберлитовые карьеры Якутии выделяются наименьшим отношением длины карьера к его глубине, которое характеризует стесненность ведения горных работ в рабочей зоне карьера. В кимберлитовых карьерах этот показатель составляет 2,0-5,0, в то время как в других отраслях он изменяется в пределах 3,8-25,0. Ширина транспортных берм составляет от 17 до 36 м, в зависимости от применяемого типа автосамосвала, при руководящем уклоне 7-8 %, на отдельных участках (в основном в нижней части карьера) продольные уклоны достигают 10 %.
В таких сложных горно-технических условиях наиболее эффективным видом транспорта для ведения горных работ является автомобильный. Для поддержания парка карьерных автосамосвалов в рабочем состоянии и обеспечения максимально высокого коэффициента технической готовности, который должен быть не
менее 0,92-0,95, необходимо своевременное проведение технических обслуживании и ремонтов, а для этого требуется соответствующее финансирование.
В АК «АЛРОСА» по состоянию на 01.09.04 эксплуатируются следующие модели карьерных самосвалов (см. табл.1).
До 1991 г. по нормам, действовавшим с 1975 г. [7], были предусмотрены амортизационные отчисления не только на финансирование полного восстановления стоимости самосвалов к концу срока их использования, но и на выполнение капитальных ремонтов (КР). Отчисления для автосамосвалов грузоподъемностью 25 т и выше формировались из расчета 0,5 % (на полное восстановление) и 0,46 % (на капитальный ремонт) от стоимости машин на 1000 км пробега и с применением поправочного коэффициента 1,3 для районов Крайнего Севера и карьеров.
При этом в нормах амортизационных отчислений на капитальный ремонт подвижного состава учитывались затраты на модернизацию, проводимую одновременно с КР, на средний ремонт, проводимый с периодичностью свыше одного года, затраты на перевозку и монтаж-демонтаж ремонтируемого оборудования.
Таблица 1
Структура парка карьерных самосвалов в АК «АЛРОСА»
№ п/п Предприятие Марка Кол-во
БелАЗ-75473 2
БелАЗ-75481 4
1 Удачнинский ГОК
САТ-785 48
НВ1200 13
БелАЗ-754831 40
БелАЗ-7555 2
БелАЗ-75473 3
2 Айхальский ГОК БелАЗ-75125 19
БелАЗ-75131 10
ШН Шд МТ33000С 15
Наиірак 0-510Б 12
БелАЗ-754831 38
3 Мирнинский ГОК БелАЗ-75473 3
4 Анабарский ГОК БелАЗ-7540 20
САТ-777 15
5 Нюрбинский ГОК БелА3754831 5
Итого: 249
С 1991 г. введены в действие «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», в соответствии с которыми не предусматриваются отчисления на проведение капитальных ремонтов.
В настоящее время в основе планирования затрат на ремонт лежат существующие нормативы расхода запасных частей, текущая и прогнозируемая наработка машин, известная стоимость запасных частей и сметная стоимость ремонта. При этом ориентиром при осуществлении финансирования служат показатели, достигнутые за прошедший период, скорректированные с учётом инфляции, т. е. используется принцип «от достигнутого».
Таким образом, для оперативного планирования финансирования
ремонтов карьерного автотранспорта, необходим укрупнённый интегральный показатель, аналогичный сущест-
вовавшим до 1991 г. амортизационным отчислениям на капитальный ремонт, учитывающий реалии настоящего времени.
Как известно, под системой планово-предупредительных ремонтов (ППР) подразумевается совокупность организационных и технических мероприятий, направленных на предупреждение преждевременного износа деталей и узлов, а так же на повышение надежности оборудования. В данном случае под оборудованием подразумеваются карьерные самосвалы.
Сущность системы ППР заключается в том, что на оборудовании после определённой наработки выполняются техническое обслуживание (ТО) и различные виды плановых ремонтов (ПР1, ПР2). Чередование и периодичность ремонтов определяются назначением, конструктивными особенностями и условиями
Таблица 2
Существующие и применяемые виды технических воздействий для карьерныгх самосвалов в АК «АЛРОСА»
Первоисточник Вилы технических обслуживании и ремонтов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Самосвалы БелАЗ грузоподъёмностью 120-136 т
«Положение...» 1991 г. Москва [2] ЕО — — ТО-1 (250 м/ч) ТО-2 (500 м/ч) ТО-3 (1000 м/ч) СО ПР ПР-1 ПР-2 ТР КР
«Положение..» 2003 г. г.Жодино [7] ЕО — — ТО-1 (250 м/ч) ТО-2 (500 м/ч) ТО-3 (1000 м/ч) СО — ПР-1 ПР-2 ТР КР
Виды ТО и Р БелАЗ 120-136т в АК «АЛРОСА»* ЕО ТО-1 (250 м/ч) ТО-2 (500 м/ч) ТО-3 (1000 м/ч) СО ТР КР
Самосвалы БелАЗ грузоподъёмностью 30-45 т
«Положение..» 2003г. г.Жодино [7] ЕО — — ТО-1 (250 м/ч) ТО-2 (500м/ч) ТО-3 (1000 м/ч) СО — ПР-1 ПР-2 ТР КР
«Положение...» [4] г.Москва, 1985 г. ЕО ТО-1 (125 м/ч) ТО-2 (500 м/ч) СО ТР КР
Виды ТО и Р БелАЗ 30-45т в АК «АЛРОСА»* ЕО ТО-1 (125 м/ч) ТО-2 (500 м/ч) СО ТР КР
Самосвалы импортного производства
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Инструкция по эксплуатации НВ1200 ЕО ТО1 50 м/ч ТО2 125 м/ч ТОЗ 250 м/ч ТО4 500 м/ч ТО5 1000 м/ч ТО6 1500 м/ч ТО7 2000 м/ч ТО8 3000 м/ч ТО9 4500 м/ч КР
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Виды ТО и Р НВ1200в АК «АЛРОСА»* ЕО ТО1 50 м/ч ТО2 125 м/ч ТО3 250 м/ч ТО4 500 м/ч ТО5 1000 м/ч ТО6 1500 м/ч ТО7 2000 м/ч ТО8 3000 м/ч ТО9 4500 м/ч ТР КР
Инструкция по эксплуатации САТ785 ЕО ТО1 50 м/ч ТО2 250 м/ч ТО3 500 м/ч ТО4 1000 м/ч ТО5 2000 м/ч КР
Виды ТО и Р САТ 785 в АК «АЛРОСА»* ЕО ТО1 50м/ ч ТО2 125 м/ч ТО3 250 м/ч ТО4 500 м/ч ТО5 1000 м/ч ТО6 2000 м/ч ТР КР
Инструкция по эксплуатации Наи1рас 0510Е ЕО ТО1 50м/ ч Т02 100 м/ч ТО3 250 м/ч ТО4 500 м/ч ТО5 1000 м/ч ТО6 5000 м/ч ТО7 10000 м/ч КР
Виды ТО и Р Наи1-рас 0510Е в АК «АЛРОСА»* ЕО ТО1 250 м/ч ТО2 500 м/ч ТО3 1000 м/ч ТО4 1500 м/ч ТО5 6000 м/ч ТР КР
Инструкция по эксплуатации МТ3300 ЕО ТО1 125 м/ч ТО2 250 м/ч ТО3 500 м/ч Т04 1000 м/ч ТО5 5000 м/ч Т06 10000м/ ч КР
Виды ТО и Р МТ3300 в АК «АЛРОСА»* ЕО ТО1 250 м/ч Т02 500 м/ч ТО3 1000 м/ч Т04 2500 м/ч ТО5 5000 м/ч Т06 10000м/ ч ТР КР
ЕО - ежедневное техническое обслуживание
ПР - ежемесячный регламентированный ремонт
ПР-1 - регламентированный ремонт -1 каждые 5тыс. км.
ПР-2 -регламентированный ремонт -2 каждые 8-10тыс.км.
ТР - неплановый текущий ремонт
КР - капитальный ремонт (по наработке для каждого узла и агрегата)
СО - сезонное обслуживание
* - применяемые виды технических воздействий для карьерного автотранспорта в АК «АЛРОСА»
Таблица 3
Структура затрат на ремонты и ТО за 2001-2003 гг. для самосвалов в АК «АЛРОСА» (в %)
№ п/п Наименование Самосвалы г/п 120-136 тг Самосвалы г/п 91т с/с БелАЗ г/п 42-45тт
1 3/плата осн. и дополнительная 19,3 1Д 34,9
2 Отчисления на соц. страх. 7,7 0,3 10,3
3 3апасные части 50 50 27,4
4 Вспомогательные материалы 4,7 3,5 5,9
5 Эл. энергия 2,7 — 5,4
6 Услуги цехов 4 12,9 6,8
7 Услуги сторонних орг-ций 4 — —
8 Прочие производственные услуги 7,6 32,2 9,3
9 Всего 100 100 100
эксплуатации конкретной модели автомобиля.
Основной метод осуществления ППР - метод периодического ремонта. При этом очередные плановые ремонты проводятся в заранее установленные сроки по наработке определённого количества мото-часов. Содержание ремонта уточняется в процессе технического осмотра в зависимости от состояния деталей и узлов.
Основным содержанием системы ППР является обязательное выполнение правил эксплуатации и технического обслуживания, а так же своевременное и качественное проведение плановых ремонтов [1].
Система ППР лежит в основе положений о техническом обслуживании технологического автотранспорта и автотранспорта общего пользования
[1], [2], [3], [4], [6].
Для импортных карьерных самосвалов действуют требования руководств по эксплуатации, разработанные фирмами - изготовителями, которые в отношении ремонтов и обслуживании согласуются с нормативными документами для отечественного транспорта. Отличия данных руко-
водств от отечественных в том, что в зависимости от марки машины меняется периодичность или вводится дополнительное техническое обслуживание.
В автобазах (а/б) технологического транспорта ГОКов АК «АЛ РОС А» существует система ремонтов, в которую для более эффективного использования самосвалов были внесены изменения (табл. 2). Суть внесённых изменений совмещение плановых ремонтов (ПР) с техническим обслуживанием.
Регламентированные ремонты, предусмотренные нормативными документами [1], [2], как самостоятельный вид в большинстве ГОКов не проводятся, а распределены по видам ТО.
В автобазе технологического транспорта №3 (АТТ-3) Удачнинского ГОКа фактически проводится капитальный ремонт полнокомплектных самосвалов, что обусловлено большим износом парка - пробег некоторых машин превышает 800 тыс. км. Проведение капремонтов своими силами отчасти стало возможно потому, что в УГОКе снижается добыча и грузооборот, на предприятии есть хорошая
ремонтная база. При проведении капремонта, помимо ЛВС, ремонтным воздействиям подвергаются и основные агрегаты самосвалов, в случае, если их ресурс близок к нормативному.
В Нюрбинском ГОКе по капитальному ремонту собственными силами выполняются только работы по демонтажу-монтажу агрегатов и ремонту рамы. Капитальные ремонты агрегатов выполняются на специализированных предприятиях Caterpillar по системе Reman. Суть его в том, что агрегат отправляется на специализированное предприятие, взамен получают предварительно оплаченный и уже отремонтированный (после капремонта). Такая схема ремонтов обусловлена тем, что в данное время она является экономически более выгодной. К тому же, в Нюрбинском ГОКе ещё не сформировалась достаточная производственно-техническая база для выполнения всех видов ремонтов.
В автобазе технологического транспорта карьера «Юбилейный» (АТТ-Ю), а/б №1 Айхальского ГОКа, а так же в а/б Мирнинского ГОКа капремонта полнокомплектных самосвалов
не проводятся. Выполняются плановые ТО, текущие ремонты (ТР) и капитальные ремонты узлов и агрегатов.
Несмотря на разные условия в ГОКах, во всех рассматриваемых подразделениях используется система планово-предупредительных ремонтов. При этом различия в подвижном составе оказывают влияние на структуру затрат на ремонты и технические обслуживания (см. табл. 3).
В автобазе технологического транспорта Нюрбинского ГОКа, где эксплуатируются машины грузоподъёмностью (г/п) 91 т, основную часть ремонтных работ выполняет цех ре-
монта горно-технологического оборудования - цех, входящий в состав ГОКа, но не в состав автобазы.
Соответственно, затраты по зарплате, социальным отчислениям, выполнение капремонтов по системе Reman и прочие производственные услуги, связанные с ремонтными работами, относятся на услуги этого цеха. Это объясняет значительную разницу в структуре затрат по указанным статьям для самосвалов г/п 91т по отношению к машинам г/п 120-136 т.
Автобаза №1 Айхальского ГОКа и автобаза Мирнинского ГОКа, в которых эксплуатируются самосвалы г/п 42-45 т, специализируются не только на технологическом транспорте - в этих подразделениях используется значительное количество транспорта общего назначения, до 75-90 %. Как следствие - большой перечень операций по ремонту и обслуживанию транспорта общего назначения и технологии выполняется одними и теми же цехами и рабочими. Таким образом, структура парка оказывает сильное влияние на распределение затрат. Это является причиной того, что в структуре затрат на ремонты и ТО в данных предприятиях доля запасных частей ниже, а доля заработной платы и социальных отчислений выше, чем в других рассматриваемых подразделениях.
В АК «АЛРОСА» разработаны и используются дифференцированные нормы расхода запасных частей (з/ч), потребность в которых меняется в зависимости от срока эксплуатации машины. Приведённые выше структуры затрат показывают, что для АТТ-3 УГОКа, АТТ-Ю АГОКа и АТТ НГОКа, где эксплуатируются машины г/п 91-136 т, на запасные части, расход которых определяется на основе утверждённых норм в процентах от контракт-
Таблица 4
Нормативы финансирования системы ремонтов по КР н ТР
Вид ремонта АТТ-3 УГОКа, НГОК АТТ-Ю АГОКа А/б№1 АГОКа, а/б МГОКа
КР + ТР К = 22 К = 22 К = 3,52
Капитальный ремонт 0,8 К
Текущий ремонт 0,2 К К = 22 К = 3,52
ной стоимости самосвалов, приходится в среднем 50 % фактически выделяемых на ремонт средств. Остальные 50 % расходуются на
обеспечение проведения ремонтов. Для а/б №1 АГОКа и а/б МГОКа, эксплуатирующих машины г/п 4245 т и имеющих до 90 %
транспорта общего назначения, затраты на обеспечение ремонтов подви жного состава составляют 72,6 % и более чем в 3,5 раза превышают затраты на з/ч (27,4 %).
Рассмотренные выше структуры затрат показывают, что при планировании финансирования ТО и ремонтов самосвалов с достаточной степенью точности можно опираться на установившееся соотношение между расходами на запасные части и на обеспечение проведения ремонтов.
Чтобы определить затраты, необходимые для финансирования проведения ремонтов, предлагается установить норматив отчислений:
- для АТТ-Ю АГОКа, АТТ-3 УГОКа и АТТ НГОКа (самосвалы, г/п 91 -136 т), равный удвоенному нормативу расходования запасных частей в процентах от контрактной стоимости самосвала; то есть:
к = 2Ъ
где К - норматив отчислений на проведение ремонтов с учётом приобретения запасных частей, в руб.; Ъ -норматив расходования запасных частей в процентах от контрактной стоимости самосвала, в руб.;
- для а/б №1 АГОКа и а/б МГОКа (самосвалы г/п 42-45 т),
К = 3,5Ъ*
где К - норматив отчислений на проведение ремонтов подвижного состава с учётом приобретения запасных частей, в руб.; Ъ* - норматив расходования запасных частей для самосвалов БелА3 г/п 42-45 т плюс норматив расхода запасных частей для транспорта общего пользования, в руб.
В Нюрбинском ГОКе, где существует наиболее чёткая система, затраты на капитальный ремонт автотранспорта превышают затраты на текущий ремонт в 4-5 раз. То есть затраты на ремонты распределяются следующим образом: 80 % -капремонт, 20 % - текущий ремонт.
Исходя из этого, предлагаемые нормативы финансирования системы ремонтов приведены в табл. 4.
С точки зрения планирования средств нет разницы между капитальным и текущим ремонтами. Основная задача ремонтных воздействий -обеспечить работоспособность машины.
Для осуществления более эффективного планирования и финансирования системы ремонтов предлагаем:
1. Для автобазы Мирнинского ГОКа, АТТ-Юбилейная и автобазы №1 Айхальского ГОКа, где фактически капитальный ремонт полнокомплектных самосвалов не проводится, объединить статьи «капитальный ремонт» и «текущий ремонт» в одну, из которой и будет осуществляться финансиро-
вание всех видов технических обслуживании и ремонтов. В а/б Мирнинского ГОКа и а/б №1 Айхальского ГОКа при планировании средств необходимо учитывать затраты на запасные части для транспорта общего пользования.
2. Для АТТ-3 Удачнинского ГОКа и АТТ Нюрбинского ГОКа финансирование работ по капитальному и текущему ремонтам осуществлять по соответствующим статьям затрат:
- по статье капитальный ремонт -капитальный ремонт самосвалов и капремонт узлов и агрегатов;
1. Положение о плановопредупредительных ремонтах оборудования и транспортных средств на предприятиях Министерства цветной металлургии СССР -М: Недра, 1984. - 175 с.
2. Положение о техническом обслуживании, диагностировании и ремонте карьерных самосвалов БелА3. (Временное. 2003г) - Жодино, 2003. - 38 с.
3. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта - М.: Транспорт 1988. - 73 с.
4. Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Часть вторая (нор-
- по статье текущий ремонт - неплановый текущий ремонт машин и техническое обслуживание самосвалов.
В настоящее время в АК «АЛРОСА» проходят апробацию разработанные нормативы на финансирование системы ремонтов. Очевидно, что вопрос оперативного и объективного планирования затрат актуален и для других горнодобывающих предприятий.
---------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
мативная). Автомобили-самосвалы БелА3-7540, - 7548, -7525 - Москва, 1985. - 60 с.
5. Нормы амортизационных отчислений по основным фондам народного хозяйства СССР и положение о порядке планирования, начисления и использования амортизационных отчислений в народном хозяйстве. ГОСПЛАН СССР, 1974. -138 с.
6. Положение о техническом обслуживании и ремонте карьерных автосамосвалов грузоподъёмностью 75 т. и более - М.: Мин-углепром СССР, 1991г. -87с.
7. Амортизация имущества организаций, Ё.П. Щуко - М. - С.-П., 1999. - 320 с.
— Коротко об авторах-------------------------------------------------------
Зырянов И. В. - кандидат технических наук, начальник транспортного отдела АК «АЛРОСА», Республика Саха (Якутия),
Шмидт А.В. - ведущий инженер сектора карьерного автотранспорта и автомобильных дорог института «Якутнипроалмаз», Республика Саха (Якутия).