Научная статья на тему 'Ноосферное общество: новый исторический тип социально-экологических систем'

Ноосферное общество: новый исторический тип социально-экологических систем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
864
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ / НООСФЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ГЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЗДАНИЕ ЖИВОЙ МАТЕРИИ / HISTORIC TYPES OF SOCIO-ECOLOGICAL SYSTEMS / NOOSPHERE HUMAN COMMUNITY / GENETIC TECHNOLOGY / CREATION OF NEW FORMS OF LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Новожилова Елена Олеговна

В статье рассматриваются особенности ноосферного общества как нового исторического типа социально-экологических систем. Анализируются возможности и риски, сопряженные с использованием генных технологий, в частности, технологии рекомбинантной ДНК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Noospheric society: a new historical type of socio-ecological systems

The author dwells upon typical features of noosphere human communities regarded as a new type of socio-ecological systems. Prospects and hazards of genetic engineering are being assessed, namely those related to recombinant DNA technology.

Текст научной работы на тему «Ноосферное общество: новый исторический тип социально-экологических систем»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 316.334.5

ББК 60.522

Н 74

Е.О. Новожилова,

кандидат биологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Санкт-Петербургского института гостеприимства, г. Санкт-Петербург, тел.: 8-911-26826-80, e-mail: elena1572009@rambler.ru

Ноосферное общество: новый исторический тип социально-экологических систем

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности ноосферного общества как нового исторического типа социально-экологических систем. Анализируются возможности и риски, сопряженные с использованием генных технологий, в частности, технологии рекомбинантной ДНК.

Ключевые слова: исторические типы социально-экологических систем, ноосферное общество, генные технологии, создание живой материи.

Noospheric society: a new historical type of socio-ecological systems

Abstract. The author dwells upon typical features of noosphere human communities regarded as a new type of socio-ecological systems. Prospects and hazards of genetic engineering are being assessed, namely those related to recombinant DNA technology.

Keywords: historic types of socio-ecological systems, noosphere human community, genetic technology, creation of new forms of life.

Третья социоэкологическая трансформация, ведущая к формированию ноосферного общества, разворачивается в наши дни. Пока обозначились только контуры нового общества, но уже очевидно, что оно будет глобальным. Разум в нем окажется превыше материи. В экономике, которая становится все менее материальной, богатство будет создаваться благодаря знаниям и информации. Передовые технологии и способы организации производства и новый тип общественных отношений могут дать возможность впервые в человеческой истории отойти от эксплуатации одних людей другими. Новая экономика предоставляет людям шанс «сломать хребет мировой бедности» и радикально повысить уровень жизни мирового населения [1]. Но едва ли отношение человека к окружающему миру будет близким к тому, что представлял В.И. Вернадский и его современники-романтики.

Сердцевину ноосферного общества составят информационные технологии и биотехнологии, которые, соединившись, позволят человеку создать полностью рукотворный мир. Прежде люди имели дело с живой материей только на уровне организмов - дискретных сущностей, сформировавшихся эволюционно. Видовые границы считались незыблемыми, а жизнь, во всем ее многообразии форм и проявлений, воспринималась как бесценный дар. Невозможность создать живое вызывала в человеке благоговение перед жизнью. Биотехнологии открывают возможность не только имитировать то, что есть в мире живой природы, но и создавать лучшие - с точки зрения их большего соответствия человеческим потребностям - формы жизни. Овладев биотехнологиями, человек становится создателем живого.

Как некогда алхимик способствовал движению неживой материи к наиболее совершенному состоянию - золоту, так генный инженер содействует ускоренному продвижению живой материи к совершенству. Там, где имела место длительная эволюционная борьба за существование, человек сам и сразу - по заранее намеченному плану - создает наиболее приспособленные для своих потребностей организмы, призванные составить эффективную живую среду. Компьютерные программы позволяют расшифровывать видовые геномы, а затем конструировать и реализовывать новые генотипы в темпе, на порядки превосходящем медленное время биологической эволюции.

В молекулярной биологии и генной инженерии, составляющих научно-методическую основу биотехнологий, живая материя рассматривается с точки зрения химика и программиста одновременно. Она представляет собой набор определенных химических соединений и пул информации. Видовые границы перестают что-то значить, организмы перестают быть дискретными сущностями. Они становятся «временным набором отношений, существующим, чтобы превратиться во что-то еще» [2].

Дискретными «сущностями» теперь становятся гены, прежде не имевшие смысла вне организма. В качестве дискретных генов живая материя обретает много общего с битами информации, хранящимися в безвременной памяти компьютера. Гены перестают быть организованными в определенные линейные последовательности, как то было в генотипах организмов. Подобно битам, они представляют собой фрагменты информации, которые можно извлекать по отдельности, и которые каждый раз будут обретать новый смысл, как только они оказываются включенными в человеческие конструкты. Как и при компьютерном моделировании, в рукотворных генотипах отсутствует жесткая детерминация будущего эволюционным прошлым. Отделенные от своего исторического контекста, гены оказываются всего лишь разрозненными данными, из которых человек может создавать бесчисленные комбинации, развертывающиеся в немыслимое разнообразие новых форм жизни.

Современные биотехнологии, в особенности технологии генной инженерии, кардинально отличаются от примитивных попыток экосистемных людей имитировать природу. Скорее, биотехнологии продолжают опыт пиротехнологической эпохи, когда человек с помощью огня научился воздействовать на неживую материю, меняя ее свойства и формы. Технология рекомбинантной ДНК позволяет воздействовать на живую материю изнутри, перестраивая ее на элементарном уровне. Это означает изменение сущности живого. Создание организмов, генетически обогащенных новыми свойствами, в перспективе может уступить место созданию совершенно новых форм жизни и даже целых экосистем.

Главную ценность ноосферного общества составляет информация во всех ее видах. Благодаря информации и знаниям создается новая, революционная, форма богатства [1]. Информация обладает рядом уникальных особенностей. Прежде всего, она является неисчерпаемым ресурсом. Этот ресурс может удовлетворять потребности многих пользователей одновременно. Будучи нематериальными, знания и информация создают реальные материальные блага. Всем этим признакам отвечают гены, представляющие в ноосферном обществе самую ценную информацию, главный источник богатства биотехнологической эпохи. В дематериализующейся экономике важным оказывается не владение информацией, а доступ к ней.

В индустриальную эпоху продолжением человека, материальным обозначением его присутствия в мире, стали вещи. Их созданию и накоплению уделялось много времени и сил. В ноосферном обществе, где «постоянно только изменение», накопление материального имущества будет значить чрезвычайно мало, а продолжительное владение уступит место доступу - режиму краткосрочного использования, более всего отвечающего главному ресурсу эпохи: информации. Будущее общество будет «менее материальным и более 'церебральным'» [3, р.54].

В экономике ноосферного общества «больше» перестанет означать «лучше». Новые технологии потребляют немного сырья и энергии. Являясь малоотходными или

безотходными, они близки к круговоротам вещества. Кроме того, развитие знаний в перспективе позволит превращать в сырье то, что есть на месте, так что необходимость в глобальных сырьевых рынках и в крупнотоннажных перемещениях товаров со временем отпадет. «Чайные ложки нанопродуктов могут заменить тонны материалов, которые сегодня приходится перевозить из одного региона в другой» [1].

Дематериализация жизни уже обретает разнообразные проявления: миниатюризация и многофункциональность вещей, малоотходность технологий и использование отходов в качестве вторичного сырья, подгонка под потребителя, частичное замещение сырья научным знанием, вытеснение физического пространства киберпространством, дематериализация офисов в результате распространения нового надомничества и замены людей технологическими процессами [4].

Рука об руку с дематериализацией экономической деятельности идет дематериализация энергетики. В энергетике дематериализация, связанная с заменой углеродинтенсивного топлива топливом с меньшей долей углерода, означает прежде всего декарбонизацию, а значит, снижение выбросов парниковых газов в глобальную атмосферу. Топливо с большим содержанием водорода становится не только легче, но и чище. Водородное топливо, являющееся практически неиссякаемым энергоносителем, логически завершает тренд декарбонизации мировой энергетической системы.

Использование альтернативных источников энергии - Солнца, ветра, геотермальных вод и биомассы отходов - для получения водородного топлива открывает путь «распределенной выработке электроэнергии» [5]. Повсеместная доступность водорода и возможность распределенной выработки электроэнергии служат предпосылками для децентрализации и демократизации энергетической системы будущего. Электроэнергетика может стать интерактивной сетью, в которой люди из пассивных потребителей превратятся в активных производителей энергии для себя и на обмен.

Вместе с тем социология будущей энергетической системы остается туманной. Сложности связаны с определением социального статуса водорода: владение или доступ. В этом отношении у водородной энергетики много общего с технологиями коммуникации и генной инженерии. Все они имеют дело с тем, от чего зависит сама жизнь или с тем, что обеспечивает нормальное функционирование общества. С другой стороны, все три магистральных технологии требуют значительных инвестиций, особенно на начальном этапе своего развития. В ноосферном обществе информация, гены, водородное топливо могут стать всеобщим достоянием, а могут быть приватизированы и обращены в товар, подлежащий коммерческому использованию. Эта технологическая триада дает человечеству равные шансы пойти по пути демократизации или скатиться в иерархическое общество, построенное на регулируемом доступе, генотипической кастовой системе и социальной сегрегации.

На первый взгляд, ноосферное общество многими своими особенностями подтверждает закон отрицания отрицания, представляя собой полную противоположность биосферных обществ и имея сходства с обществами экосистемных людей. Во-первых, оно стремится к самодостаточности. Самодостаточность ноосферного общества обернется локализацией основных экологических функций среды. А его технологическая оснащенность может позволить богатым обходиться без бедных [6], самостоятельно решая сырьевые, производственные и другие задачи. Правда, на новом витке изоляция оказывается добровольной, делая возможным бунт богатых против бедных [7].

Ноосферные люди, как и экосистемные, направляют свою производственную деятельность на живую материю. Но на этом сходство заканчивается. Биотехнологии, прежде всего технологии генной инженерии, открывают путь к тому, чтобы переделывать живую материю изнутри, меняя ее свойства и формы. Возможности биотехнологий позволяют человеку воздействовать на живое на его элементарном уровне - генов. Это роднит биотехнологии с пиротехнологиями, воздействовавшими на неживую материю на уровне атомов.

Между пиротехнологиями и биотехнологиями прослеживается не только тесная связь, но и преемственность, отражающая растущую способность человека создавать свою окружающую среду. В мире, окружающем людей, неорганическое и органическое, живое и неживое всегда были связаны как общим элементным составом, так и круговоротами вещества. От перестройки неживого и создания новых химических соединений в ментальном отношении всего один шаг до переделывания живого и создания искусственных организмов. Но технически путь оказался очень долгим.

В противоположность механическим обществам индустриальной эпохи общество ноосферных людей выглядит более «органическим», а его связь с миром кажется более непосредственной. Однако эта близость ноосферных людей к живому обманчива, и даже противоестественна. Биотехнологии направлены на переделывание организмов и на создание новых, прежде не существовавших в природе. В этом отношении они представляют собой скорее продолжение пиротехнологий, создававших новые соединения, которых в природе не было до творческого акта человека. Здесь также прослеживается полная преемственность между ноосферным обществом и биосферными.

Среда, создаваемая с помощью биотехнологий, является квазиприродной. Способностью к самоподдержанию и самовоспроизводству она похожа на квазиприродную среду агроценозов, окружавшую экосистемных людей, и противоположна миру вещей, составляющих артеприродную среду биосферных обществ. Способность квазиприродной среды к самоподдержанию и самовоспроизводству может высвободить значительные ресурсы человеческого времени, которое прежде затрачивалось на создание и обслуживание вещественного мира. Ноосферное общество может стать подлинно социальным, ориентированным на человека и человеческие отношения, а не на вещи.

С другой стороны, квазиприродная среда ноосферного общества, по сути, будет представлять собой искусственное живое, соединяя в новом синтезе то, что прежде противопоставлялось. В отличие от естественного окружения более ранних обществ она окажется полностью рукотворным образованием, лишенным какой-либо связи с Первым Твореньем, кроме общей информационной основы генов, из которых, как из кубиков, человек намерен выстроить мир живой материи собственного производства. Новая квазиприродная среда может стать враждебной естественным экосистемам и агроценозам, вытесняя их и замещая продуктами Второго Творенья.

Сходства между ноосферным и экосистемными обществами простираются и на организацию экономической деятельности. Прежде самодостаточность связывалась с натуральным хозяйством. Натуральное хозяйство нового образца вновь соединяет функции производства и потребления в пространстве и во времени. Люди становятся одновременно производителями для себя и потребителями, то есть «протребителями». Дом снова превращается в средоточие жизни, «центр общества». Но теперь он может поддерживать связь со всем миром, так что необходимость в разделении личной жизни и производственной деятельности и в жестких временных графиках функционирования общества отпадает [8].

Позитивным изменениям - росту экологической осведомленности, биорегионализму, инвайронментальной этике, «зеленым» движениям, экологизации производства и образа жизни, - представляющим собой продукт поздней стадии развития биосферного общества, противостоят крайне негативные тенденции, порожденные глобализацией, в частности, нарастающая поляризация мирового сообщества и фрагментация мира. В совокупности глобализация и вызванная ею локализация «приводят к резкой дифференциации условий существования населения целых стран, регионов и различных сегментов населения» [9]. Развитие биотехнологий может сделать глокализацию необратимой.

В результате развития биотехнологий и вследствие неодинаковой их доступности мировому населению, в ближайшие десятилетия может встать новая глобальная дилемма, связанная с возможностью возникновения действительно широкой дифференциации условий жизни людей и со всеми вытекающими социально-политическими и экономическими последствиями. [10]. Ноосферное общество не будет эгалитарным.

Напротив, с его формированием может образоваться непреодолимый водораздел между новыми богатыми и новыми бедными, включенными в активную социальную жизнь и исключенными из нее, имеющими доступ к благам цивилизации и лишенными доступа, определяющими условия жизни и теми, кто вынужден безропотно принимать навязываемые им условия. Вместо демократизации может произойти образование кастовой системы, основанной на генотипе, а вместо выравнивания условий социально-экономической и политической жизни - формирование двух миров - если не двух биологических видов, -которые в своем существовании будут изолированы друг от друга. Мир «биологических» людей подвергнется вынужденной сегрегации, мир «генетически обогащенных» людей образует евгеническую цивилизацию и генетократию [11]. Причем влияние этой генетической аристократии может распространиться и на будущее, определяя условия и даже возможность самой жизни еще не родившихся поколений.

Примечания:

1. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство: как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ПРОФИЗДАТ, 2008. С. 416, 431-452.

2. Rifkin J. Algeny. New York: The Viking Press, 1983. Р. 17.

3. Rifkin J. The Age of Access: How the Shift from Ownership to Access is Transforming Capitalism. Penguin Books, 2000. Р. 54.

4. Wernick I.K., Herman R., Govind S., Ausubel J.H. Materialization and Dematerialization: Measures and Trends// Daedalus. Journal of the American Academy of Arts and Sciences. Summer 1996 : The Liberation of the Environment. Vol.125. №3. Р.171-198.

5. Рифкин Дж. Если нефти больше нет ... Кто возглавит мировую энергетическую революцию? : пер. с англ. М.: ИД «Секрет фирмы», 2006. С. 288.

6. Бек У Что такое глобализация? / пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника ; общ. ред и послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 20.

7. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века. М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. С. 312, 314-316.

8. Тоффлер Э. Третья волна : пер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. С. 34, 335-340.

9. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь Мир, 2004. С. 10.

10. Бжезинский З. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М.: Международные отношения, 2004. С. 262-264.

11. Rifkin J. The Biotech Century. Harnessing the Gene and Remaking the World. New York: Jeremy P. Tarcher / Putnam a member of Penguin Putnam Inc., 1999. Р. 168.

References:

1. Toffler A. , H. Toffler Revolutionary Wealth : How it will be created and how it will change our lives . Moscow: AST : AST MOSCOW : PROFIZDAT 2008. Р. 416, 431-452..

2 . Rifkin J. Algeny. New York: The Viking Press, 1983. Р. 17.

3. Rifkin J. The Age of Access: How the Shift from Ownership to Access is Transforming Capitalism. Penguin Books, 2000. Р.54.

4. Wernick I.K., Herman R., Govind S., Ausubel J.H. Materialization and Dematerialization: Measures and Trends / / Daedalus. Journal of the American Academy of Arts and Sciences. Summer 1996 : The Liberation of the Environment. Vol.125. N3. Р.171 -198

5. Rifkin J. If oil is no more ... Who will lead the global energy revolution? : Lane. from English. Moscow: Publishing House "Secret of the company ", 2006. Р. 288.

6. Beck U. What is globalization ? / Lane. with it. A. V. Grigorieva and saddlers ; Society. Ed and afterword . Filippova . Moscow: Progress - Tradition, 2001. P. 20.

7. Toffler A., H. Toffler, War and Anti- : What is war and how to fight it . How to survive in the dawn of the XXI century . Moscow: AST : Tranzitkniga 2005. P. 312, 314-316.

12. 8. Toffler A. The Third Wave : lane. from English. Moscow: OOO " Publisher AST ", 2004. P. 34, 335-340.

9. Z. Bauman, Globalization . Consequences for the individual and society. M.: " All the World ", 2004. P. 10.

10. Brzezinski Z. Choice: Global Domination or Global Leadership . Moscow: International Relations , 2004. P. 262-264.

11. Rifkin J. The Biotech Century. Harnessing the Gene and Remaking the World. New York: Jeremy P. Tarcher / Putnam a member of Penguin Putnam Inc., 1999. P. 168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.