Научная статья на тему 'Ноосферное образование в евразийском пространстве: Ноосферно-евразийская парадигма фундаментализации непрерывного образования'

Ноосферное образование в евразийском пространстве: Ноосферно-евразийская парадигма фундаментализации непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИЗМЕНЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / NOOSPHERE EDUCATION / INTERNATIONAL CONFERENCE / ECOLOGICAL CATASTROPHE / OUTLOOK / CHANGE / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Субетто Александр Иванович

Данная статья информирует о содержании и выводах международной научно-практической конференции, состоявшейся в Санкт-Петербурге и посвященной теме «Ноосферное образование в евразийском пространстве. Автор, председатель программного комитета указанной конференции, сообщает о содержании основных докладов и дискуссий на круглых столах. Основное внимание обращено на первостепенное значение ноосферного образования в спасении человечества от экологической катастрофы. Это отражает не только точку зрения автора, а мнение всех участников конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article informs on the contents and conclusions of the international scientific and practical conference which took place in St. Petersburg and was devoted to a subject «Noosphere education in the Euroasian space». The author, chairman of program committee of the conference, speaks about contents of the main reports and discussions on round tables. The main attention is paid to paramount role of noosphere education in saving mankind from environmental disaster. It reflects not only the point of view of the author but opinion of all conferees.

Текст научной работы на тему «Ноосферное образование в евразийском пространстве: Ноосферно-евразийская парадигма фундаментализации непрерывного образования»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

7

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: НООСФЕРНО-ЕВРАЗИЙСКАЯ ПАРАДИГМА ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Субетто Александр Иванович

доктор экономических наук, доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор. Смольный институт Российской академии образования, проректор, Ноосферная общественная академия наук, президент. Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства РФ. г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: subal1937@yandex.ru

Аннотация. Данная статья информирует о содержании и выводах международной научно-практической конференции, состоявшейся в Санкт-Петербурге и посвященной теме «Ноосферное образование в евразийском пространстве. Автор, председатель программного комитета указанной конференции, сообщает о содержании основных докладов и дискуссий на круглых столах. Основное внимание обращено на первостепенное значение ноосферного образования в спасении человечества от экологической катастрофы. Это отражает не только точку зрения автора, а мнение всех участников конференции.

Ключевые слова: ноосферное образование; международная конференция; экологическая катастрофа; мировоззрение; изменение; ответственность

Код УДК: 330.101

Annotation. This article informs on the contents and conclusions of the international scientific and practical conference which took place in St. Petersburg and was devoted to a subject «Noosphere education in the Euroasian space». The author, chairman of program committee of the conference, speaks about contents of the main reports and discussions on round tables. The main attention is paid to paramount role of noosphere education in saving mankind from environmental disaster. It reflects not only the point of view of the author but opinion of all conferees.

Keywords: noosphere education; international conference; ecological catastrophe; outlook; change; responsibility

5-16 октября 2015 года на базе Смольного института РАО прошла У-я Международная научно -практическая конференция «Ноосферное образование в евразийском пространстве». Организациями - соорганизаторами конференции выступили Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова, Государственная Полярная Академия, Европейская академия естественных наук, Российская

8

А.И. Субетто

академия естественных наук, Петровская академия наук и искусств, Ноосферная общественная академия наук, Академия гуманитарных наук.

Ведущей темой для научного обсуждения была принята проблема становления ноосферно-евразийской парадигмы фундаментализации непрерывного образования. На конференции выступили с докладами в очной и заочной форме более 50 человек. Причем активное участие в пленарных заседаниях, в круглых столах и в итоговой научной дискуссии приняло 35 человек, в том числе - 7 докторов наук, 25 - представителей общественных академий наук - Российской академии естественных наук, Петровской академии наук и искусств, Европейской академии естественных наук, Академии проблем качества, Ноосферной общественной академии наук и др., 21 - кандидатов наук. В конференции приняли участие - 1 представитель из США, один - из Республики Беларусь, 1 - из Болгарии; в ней были представлены участники из таких городов России, как Санкт-Петербург, Москва, Саратов, Ярославль, Дубна Московской области, Кострома, Якутск, Иваново.

Значительными группами докладчиков и слушателей были представлены такие вузы, как Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Смольный институт РАО, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Государственный университет Природы, Общества и Человека в г. Дубна Московской области, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, Военный институт Военной Материально-технической академии им. генерала Хрулева.

На первом пленарном заседании выступили с докладами:

д.ф.н., д.э.н., к.т.н., проф. Субетто А.И. - «Ноосферная парадигма целеполагания устойчивого развития человечества и России и ноосферное образование»;

д.т.н., проф., Б.Е. Большаков - «Ноосферно-евразийская модель образования как основа устойчивого развития»;

д.э.н., проф., А.А.Горбунов - «Ноосферная парадигма экономического образования»;

к.п.н., доцент А.А.Алтуфьева, к.фил.н., доцент В.Н. Бычков, к.п.н., доцент А.И. Сальников -«Современная ноосферология как методологический ресурс современного природо- и обществознания»;

д.э.н., проф. Н.И. Захаров - «Ноосферизм, образование и экономика: грани взаимодействия»;

к.м.н., доцент О.В. Сенькин - «Ноосфера - новейший этап развития Биосферы»;

к.пс.н., доцент, Т.А. Молодиченко - «О реализуемых модусах управления жизнью: деформированное настоящее и необходимое будущее»;

к.г.н., доцент А.Н. Паранина - «Ноосферное образование как альтернатива системного кризиса цивилизации»;

д.ф.н., к.м.н., доцент О.А. Рагимова - «Ноосферное образование в формировании здоровых поколений»;

к.п.н., доцент М.П. Барболин - «Фундаментальные основы методологии и технологии проявления ноосферного потенциала человека»;

к.х.н., доцент И.В. Каткова - «Ноосферное миропонимание: интеграция естественно-научного и гуманитарного знания в парадигме ноосферного образования»;

П.А. Барабаш - «Элементы ноосферного образования в учебных дисциплинах подготовки

09.03.02 «Информационные системы и технологии»;

д.фил.н., проф. С.А. Вишнякова - «Россия - Евразия»: парадигма гуманистических ценностей в воспитании молодежи».

После докладов и ответов на вопросы был проведен Круглый стол на тему «Ноосферно-евразийская парадигма фундаментализации непрерывного образования» (ведущие - А.И. Субетто, Г.М. Иманов, А.А. Горбунов). В дискуссии активное участие приняли Б.Е. Большаков, Н.И. Захаров, М.П. Барболин, Л.Г. Татарникова, Т.А. Молодиченко, О.А. Рагимова, И.В. Каткова, А.И. Субетто, Г.М. Иманов, А.А. Горбунов, В.Н. Бычков.

На второй день были заслушаны доклады:

д.п.н., доктора философии, проф. Л.Г. Татарниковой - «Ноосферная валеология - составная функция современного образования»;

к.м.н., доцента В.Ю. Слабинского - «Русская фольклорно-историческая традиция как основа формирования ноосферно-евразийского мировоззрения»;

Н.В. Петрова - «Происхождение, развитие и назначение жизни»;

д.полит.н., проф. С.М. Виноградовой и к.ист.н., доцента Д.А. Рущина - «Политические технологии и публичная дипломатия в российском политическом маркетинге»;

Г.А. Резункова - «Роль некоммерческих социально-ориентированных организаций в неформальном и информальном образовании»;

д.ф.-м.н., проф. К.Ф. Комаровских и к.ф.-м.н., доцента Д.Г. Летенко - «Влияние геофизических факторов на структурные свойства воды и фазовые переходы воды в атмосфере».

С докладом «Юбилейный портрет ученого», посвященном 80-летию профессора Л.Г.Татарниковой, выступила д.п.н. Е.А. Сущенко.

В конце дня развернулась итоговая научная дискуссия. А.И. Субетто сделал доклад по презентации своих последних монографий - «Революция и эволюция» и «Роды Действительного Разума». В дискуссии выступили Н.И. Захаров, Н.В. Петров, М.П. Барболин, Б.Е. Большаков, А.И. Субетто и другие.

Было решено по материалам докладов в ближайшее время издать коллективную научную монографию с одноименным названием.

Подводя обобщающий итог проведенной научно-практической конференции, уже пятой по счету, «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (предыдущие состоялись в 2009, 2010, 2011 и 2012 годах), можно считать, что сформировалась Российская научная школа по ноосферному образованию. По итогам проведенных конференций издано 4-е тома, 6 книг, по обозначенной конференциями тематике, коллективной научной монографической серии.

Все участники конференции в процессе обсуждения единодушно высказались, что ноосферному непрерывному образованию в России и в мире альтернативы нет.

Экологическая ситуация в мире требует коренной ломки мировоззрения, мощного подъема человеческого сознания и его духовности на уровень Ответственности за судьбу всей Системы Жизни на Земле.

В своем приветственном письме, обращенном к участникам Конференции, президент Европейской академии естественных наук, д.г.-м.н., проф. В.Г. Тыминский обратил внимание на следующее: «Академик РАН Н. Н. Моисеев, размышляя о механизмах перехода в эпоху Ноосферы, подчеркивал огромную роль такого механизма трансформации всей системы общественного

10

А. И. Субетто

жизнеустройства и преодоления глобального экологического кризиса, как «Система Учитель». Медоузы и Рандерс в 2004 году выпустили книгу «Пределы роста. 30 лет спустя», в которой, еще раз, 30 лет спустя после их нашумевшего Доклада «Пределы роста», привели более фундаментальную аргументацию о принципиальной конечности ресурсного потенциала биосферы и показали необходимость смены всех основ и ценностей бытия человечества на Земле, при этом за очень короткое время - в пределах одного-двух поколений людей. Для этого нужно, чтобы образование взяло на себя миссию осуществления человеческой революции, которая бы смогла обеспечить появление ноосферного человека, способного стать во главе эколого-сообразной -ноосферной - истории». Близкие данной рефлексии положения, отражающие необходимость становления ноосферного образования в России, были высказаны в Приветствии от фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, подписанном её Руководителем, к.э.н. В.Я.Дмитриевым (которое он прочитал вслух при открытии Конференции 15 октября).

Великая миссия и Науки, и Философии в начале XXI века - отвечать на Вызовы Истории достойно Человеческого разума. Один из таких Ответов - это Императив становления в России Ноосферного образования и Ноосферизма, как научно-мировоззренческой системы и программы ноосферно-ориентированного синтеза всех наук в XXI веке.

Россия призвана всей своей Историей стать «пионером» Ноосферного Прорыва человечества к новому Качеству Бытия, соответствующему Императиву его выживаемости в XXI веке.

Проведенный социологический опрос с помощью анкетирования показал высокий научный уровень конференции в оценках слушателей. В «отзывах» о конференции были даны такие оценки: «высокий уровень докладов., интересный обмен мнениями, спасибо - организаторам!»; «продуктивна, современные проблемы рассматриваются в научной перспективе»; «конференция интересная, необходимая для работы института образования»; «высоко интеллектуально, творчески, интеллигентно, интересно!!!; за ноосферным образованием - и настоящее, и будущее!»; «+5»; «проведена на очень высоком научно-практическом уровне».

Смольный институт РАО и Ноосферная общественная академия наук, как основные организаторы, будут и дальше развивать сложившуюся традицию - проводить регулярно международные научные конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве», с надеждой, что придет время, когда органы, ответственные за государственную образовательную политику, обратят внимание на это научное и образовательное движение в России и поддержат его на необходимом уровне организационной и финансовой поддержки.

«Дорогу одолевает идущий!». Процессы становления ноосферного образования и соответствующего научного комплекса в России набирают силу!

Автор этого обзора в одном из своих «Гимнов ученого-ноосферолога» написал в сентябре 2013 года так:

«Чей ты разум человеческий?

Чему ты служишь, что ты любишь?

Ты сам по себе, или величие мира

Через тебя себя познающего?

Неужели деньги и сиюминутная выгода -

Весь твой масштаб и твой же Конец?

Неужели ты рожден Эволюцией,

Чтобы служить Власти денег, а

Значит Власти Зла? Нет! Нет! - И нет!

Ты - Разум Вселенной и разум Любви!

Ты - Разум Справедливости и разум Кооперации!

Ты Разум Ноосферный, потому

Что служишь Гармонии Земли и Мира!

Ты - Разум Духа и разум одухотворенный!

Ты - Разум Добра, - и в этом качестве

За тобой Великое Будущее!»

Ноосферное образование - это тот «механизм» преобразования в качестве Человека, которое и станет символом Родов Действительного Разума Человечества на Земле!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.