Научная статья на тему 'Ноосферное качество как фундаментальный базис устойчивого развития экономики'

Ноосферное качество как фундаментальный базис устойчивого развития экономики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
193
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / БИОСФЕРА / НООСФЕРА / УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сизикин А. Ю.

В статье рассмотрена экономическая категория «качество» в системе формирования и развития ноосферы в интересах современного, свободно мыслящего человека посредством формирования качества на различных уровнях биосферы и обеспечения устойчивого развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ноосферное качество как фундаментальный базис устойчивого развития экономики»

УДК 65.018

НООСФЕРНОЕ КАЧЕСТВО

КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ БАЗИС

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

А. ю. СИЗИКИН,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры

экономического анализа и качества E-mail: [email protected] Тамбовский государственный технический университет

В статье рассмотрена экономическая категория «качество» в системе формирования и развития ноосферы в интересах современного, свободно мыслящего человека посредством формирования качества на различных уровнях биосферы и обеспечения устойчивого развития экономики.

Ключевые слова: качество, биосфера, ноосфера, устойчивость, экономика.

Научная мысль как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением - она может остановиться в своем движении, но, раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени.

В. И. Вернадский

XXI в. объявлен многими международными организациями «Веком Качества». Качество в настоящее время — это главный критерий оценки продукции, работ и услуг. Оно определяет уровень жизни и совершенства каждого человека и общества в целом.

Носитель земного разума — человек (индивидуум) — с нарастающим темпом воздействует на биосферу, активно захватывая все новые области, занимаемые ею, меняя облик земной поверхности. По утверждению академика В. И. Вернадского, преобразование биосферы происходит неизбежно и необратимо. Такая точка зрения была высказана

им в начале 1930-х гг. и со скептицизмом воспринята научным сообществом тех лет. Ученый назвал трансформированную биосферу ноосферой. Под ноосферой он понимал не выделенный над биосферой «мыслящий пласт», а качественно новое его состояние. Известны и более ранние переходы биосферы в подобные состояния, сопровождавшиеся почти полной ее перестройкой. Но современный переход представляет собой нечто особенное, ни с чем не сравнимое [3].

Во-первых, процесс трансформации биосферы — это объективная реальность. Во-вторых, индивидуумы, живущие на Земле, являются свидетелями и в определенной мере участниками этого переходного процесса, даже не отдавая себе отчета в характере происходящего. В-третьих, процесс качественного преобразования биосферы начался не вчера и завершится не завтра. По человеческому масштабу времени трансформация растянута на несколько поколений, но в геологическом измерении она мгновенна и ее следует рассматривать как скачок в развитии биосферы [1].

Становление цивилизованной экономики и глобализация экономических связей значительно повышают требования к качеству товаров и услуг. Качество в настоящее время стало зеркалом научно-технического прогресса и жизнеобеспечения человека. Чем качественнее товар, тем быстрее он будет реализован. В настоящее время качество обеспечивает авторитет производственно-социальных структур и устойчивость национальной экономики [4].

Формирование ноосферного качества отличается большой сложностью, глубиной и мно-гоаспектностью (см. рисунок). Проведем анализ современных проблем формирования и развития ноосферного качества для обеспечения устойчивого развития экономики [2].

Качество природной среды — это основа существования всего человечества. Каждый из нас живет и осуществляет свою деятельность в пределах природной среды — биосферы. Биосфера — это сложное системно-структурное образование, поэтому отношения с ней людей должны быть выстроены в соответствии с ее качеством. Каждая частица биосферы значима и для жизни человека. Слишком долго люди смотрели на биосферу как на неиссякаемый источник природных богатств и

играли роль разруши- Внешняя среда (биосфера)

телей. В настоящее у время, при остроте экологических

проблем, необходимо относиться к биосфере не как к средству, а как к цели деятельности каждого человека. Наиболее важные проблемы биосферы — это качество воды, качество воздуха и качество почвы, растительный и животный мир. Согласно исследованиям ученых около 50 % населения различных регионов России употребляет воду, не соответствующую гигиеническим требованиям и нормам. Качество воздуха также вызывает тревогу. В промышленно развитых городах уровень загрязнения воздуха в несколько раз превышает предельно-допустимые нормы. Качество почвы, как показатель жизнеспособности общества, также очень важно для всего человечества. Долгое время мы учились всяческими способами

................брать у природы. Однако настало

***••. время отдавать долги. Только качественное понимание биосферы сможетсохра-нить и улучшить ка-\ чество жизни всего человечества.

Элементы формирования и развития ноосферного качества

Качество жизни — это цель развития каждого человека, страны и мира в целом. Последнее время проблему качества жизни обсуждают все: философы, ученые, политики, домохозяйки и др. Качество жизни в настоящее время определяется не только потребительской корзиной, а еще и условиями труда, сферой обслуживания, духовными ценностями.

Качество жизни включает в себя количество и качество потребляемых человеком благ, к которым относятся пища, одежда, жилье, культура, духовные потребности. Важную роль при этом играет состояние природной среды, а также здоровье людей. Каждый из нас стремится к достижению качества жизни во всех ее сферах. Но если материальное благосостояние людей достигается в ущерб биосфере, то качество жизни человека пусть не сразу, но все равно ухудшится. Главной задачей каждого человека, предприятия, правительства и государства является избежание этого противоречия. Развитие качества жизни общества должно происходить при сохранении и улучшении качества природной среды.

Качество здоровья. Человечество представляет собой исторически сложившуюся общность людей, занимающую определенное пространство биосферы. За несколько последних десятков лет увеличилось число всевозможных заболеваний, инфекций и вирусов, атакующих людей. Поэтому в настоящее время очень важно найти количественные и качественные оценки состояния здоровья людей. При этом качество здоровья человека характеризуется как норма или патология. Норма — это состояние организма человека, при котором он оптимально адаптируется к природным и социокультурным условиям жизни. Патология — это изменение состояния организма человека. Но между нормой и патологией существует так называемое пограничное состояние, когда человек начинает заболевать. Поэтому ведущим направлением деятельности органов здравоохранения является своевременное выявление пограничного состояния здоровья человека и необходимые меры его коррекции.

Основные факторы, влияющие на здоровье людей, следующие:

1) природные (климатические, геомагнитные и многие другие воздействия на организм людей);

2) антропогенные (выбросы и загрязнения биосферы, шумы, вибрация и др.);

3) стиль жизни (подвижность, избыток информации, привычки и др.).

К показателям качества здоровья людей можно отнести:

38 -

1) коэффициент рождаемости (степень воспроизводства популяции);

2) коэффициент продолжительности трудовой активности (продолжительность здоровой физической и психической жизни человека);

3) коэффициент смертности (учитывает изменения продолжительности жизни).

Всемирная организация здравоохранения трактует здоровье не только как отсутствие болезней или дефектов, но еще и как полное физическое, духовное и социальное благополучие человека. Следовательно, качество здоровья — это основная составляющая качества жизни, которое требует применения последних достижений всех наук, направленных на генерацию и воспроизводство качества здоровья.

Качество образования — это важный аспект жизнеспособности общества. Основная задача политики ведущих стран в области образования — это увеличение интеллектуальных способностей нации, от которых зависит будущее народа. Качественное образование увеличивает социальные способности людей, формирует потребность к творчеству и к изменению форм деятельности, ускоряет процесс адаптации человека к изменяющимся социальным условиям, формирует его духовно-нравственные качества. Таким образом, образование представляет собой процесс воспроизводства накопленных в прошлом знаний и опыта и закладки их в облик будущей жизнедеятельности человека и общества.

Качество менеджмента — это способность руководства и персонала предприятия своевременно принимать рациональные решения, выполнять их в нужные сроки для получения прибыли и экономического эффекта. В современных условиях неопределенности и непредсказуемости предприятиям трудно осуществлять долгосрочное планирование. Часто руководителям приходится пересматривать и корректировать ранее принятые решения, чтобы обеспечить выживание предприятий. Следовательно, качественный менеджмент возможен только при постоянном пересмотре и корректировке целей предприятия, номенклатуры, ассортимента, цены и объема выпуска продукции с учетом изменений во внешней и внутренней среде предприятия. Таким образом, чтобы качество менеджмента предприятия было на высоком уровне, необходимо найти причины несоответствий и принять необходимые меры для их устранения. Это включает в себя:

1) проведение анализа хозяйственной деятельности предприятия для выявления «узких мест» (ошибок и проблем);

2) анализ, оценку, пересмотр или сохранение целей предприятия;

3) анализ и оценку возможностей и ресурсов предприятия для достижения выбранной цели;

4) формирование задач предприятия на основе выбранной цели;

5) разработку комплекса мероприятий для решения поставленных задач;

6) составление плана предприятия на рассматриваемый период в соответствии с целями и задачами;

7) организацию контроля за выполнением плана, выявление, анализ и устранение возможных несоответствий и отклонений;

8) анализ взаимосвязи принимаемых решений и их корректировку с учетом ранее принятых решений.

Качество маркетинга подразумевает:

1) осуществление на предприятии объективного исследования рынка (его размеров, уровня цен, конкурентов, каналов сбыта, товарной конъюнктуры, установление потребностей);

2) разработку стратегии сбыта (место сбыта товаров, выбор каналов сбыта и партнеров);

3) формирование спроса и стимулирование сбыта (реклама, содействие продаже, создание благоприятного имиджа продукции и предприятия);

4) планирование и разработку новых товаров. Эффективный маркетинг на предприятии возможен при правильной постановке целей и постоянном анализе:

— положения предприятия на рынке выпускаемых товаров;

— положения продукции на рынке;

— номенклатуры и ассортимента продукции;

— уровня производства и качества новой продукции.

Таким образом, задача маркетинга в области качества состоит в определении уровня качества продукции, удовлетворяющей текущим и будущим требованиям потребителей.

Качество проекта. Под проектом понимается современная форма внедрения принципиальных изменений в любой деятельности или формирования новых направлений деятельности. Проект характеризует несколько отличительных признаков:

1) принципиальные изменения, составляющие ядро проекта;

2) неповторимость, новизна;

3) ограниченность по времени и ресурсам;

4) возможные конфликты при реализации проекта.

Для разработки и реализации качественного проекта необходимо распределить ответственность между участниками проекта.

Качество процесса. Процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности от момента получения материальных ресурсов до отправки готовой продукции потребителю. Чтобы обеспечить соответствующее качество процесса необходимы:

1) планирование процесса;

2) проверка возможности технологических процессов;

3) контроль за характеристиками качества вспомогательных материалов и промышленной среды и их регулирование;

4) транспортировка продукции.

Качество продукции. Наиважнейший показатель деятельности любого предприятия — это качество продукции. Высокое качество — это дорога не только на внешний, но и на внутренний рынок, это ускорение НТП, это максимальная прибыль и устойчивое финансовое положение предприятия, это повышение благосостояния народа и престижа государства.

Качество услуги — это свойство услуги, удовлетворяющее запросы потребителей. Услуга — это результат взаимодействия исполнителя, потребителя и собственной деятельности исполнителя, удовлетворяющей требования потребителей. Качество услуги образуют следующие ее свойства:

1) полезный эффект при ее потреблении;

2) затраты на создание и организацию ее потребления;

3) воздействие услуги на человека и окружающую среду.

Качество персонала представляет собой активных, квалифицированных и заинтересованных работников, располагающих необходимой материальной базой и способных при соответствующей мотивации и организации работ обеспечить требуемое качество продукции (работ, услуг). Именно от качества персонала зависит производственный процесс, эффективность использования средств на предприятии. Качество персонала включает в себя:

1) обеспечение сотрудников всеми средствами труда;

2) создание благоприятного климата на предприятии;

3) всестороннее обучение персонала с учетом всевозможных ситуационных изменений;

4) переподготовку и повышение квалификации персонала по всем направлениям.

- 39

Качество труда — это существенные свойства конкретного труда, являющиеся основой для создания потребительной стоимости. Качество труда содержит некоторые компоненты, к ним относятся:

— сложность труда;

— квалификация работников;

— народнохозяйственное значение труда;

—условия труда;

— относительная тяжесть труда;

— напряженность труда;

— ответственность за труд;

— трудовая добросовестность;

— производительность труда;

— интенсивность труда;

— экономия материальных ресурсов;

— качество готового продукта;

— качество работ;

— умение и навык;

— привлекательность труда.

Именно от качества труда зависит качество работы, от которой зависит качество продукции. Существует несколько форм проявления труда:

1) конкретный и абстрактный;

2) необходимый и прибавочный;

3) производительный и непроизводительный.

О труде отдельного работника можно судить по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

качеству выполненной им работы, т. е. по соответствию его работы установленным требованиям.

Наблюдаемые изменения на современном этапе эволюции свидетельствуют о том, что биосфера и человечество как ее составная часть вступили в кризисный период своего развития. Ученый

В. И. Вернадский и многие другие ведущие ученые вселяют оптимизм и надежду: любые трудности человечество сможет преодолеть. Однако среди возможных устойчивых состояний, в которые биосфера как система сможет перейти в процессе самоорганизации, есть и такие, которые исключают жизнь на Земле или существование на ней человечества. А так как механизм перехода управляется случайными факторами, то вероятность таких неблагоприятных для человека вариантов достаточно высока. Например, по случайным причинам или преднамеренно может произойти самоуничтожение человечества в ядерном конфликте. Или к тем же результатам может привести неспособность человечества справиться с надвигающейся экологической катастрофой. Благоприятный выход из неустойчивого состояния — это образование ноосферного качества.

Список литературы

1. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука. 1991. 271 с.

2. Герасимова Е. Б., Герасимов Б. И., Сизикин А. Ю. Управление качеством. М.: ФОРУМ, ИНФРА-М. 2009. 256 с.

3. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа. 2003. 488 с.

4. Россия на пути к новой экономике. К 100-летию Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. К 150-летию со дня рождения Г. В. Плеханова: монография / под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М., 2006. 431 с.

Московская Высшая Школа Экономики 20 лет ЛицензияАА 000002, А 306208 ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ Аккредитация 010300

ИНСТИТУТ ПРОФБУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВТОРОЕ ОБРАЗОВАНИЕ за 8 месяцев (ГОСДИПЛОМ)

УМЦ № 420, УМЦ № 611 Организованная сдача экзаменов. Аттестат • Профессиональный бухгалтер • Профбухгалтер по МСФО • Профбухгалтер бюджетных учреждений • Финансовый директор • Внутренний аудитор • Налоговый эксперт-консультант • Общий аудит. Аттестат Минфина РФ Повышение квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов - 20 программ 911-93-07 * БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ * МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСЫ И КРЕДИТ Обучение: • дневное; • вечернее; • заочное; • группы выходного дня. 911-09-65 * Бухгалтерский учет и аудит * Управление финансами * МСФО (Диплом АССА, Великобритания) * Организация предпринимательской деятельности * Организация маркетинговой деятельности и управление продажами * Организация и управление кадровой службы * Менеджмент туризма и гостеприимства * Менеджмент рекламного дела * Менеджмент внешнеэкономической деятельности и таможенного дела * Менеджмент страхового дела * Психология и управление персоналом 912-44-92

Занятия рядом с м. Таганская, м. Автозаводская, м. Пролетарская (ул. Воронцовская, 21) www.mos-econ.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.