Научная статья на тему 'Ноосферная концепция В. И. Вернадского: взгляд из 21 века'

Ноосферная концепция В. И. Вернадского: взгляд из 21 века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
741
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРА / НООСФЕРОЛОГИЯ / NOOSPHERE / НООСФЕРОГЕНЕЗ / ВЕРНАДСКИЙ / ВЕРНАДСЬКИЙ / VERNADSKY / НООСФЕРОЛОГіЯ / NOOSPHEROLOGY / NOOSFEROGENESIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронин И.Н.

І. М. Воронін Ноосферна концепція В.І. Вернадського: погляд із 21 століття. У статті дається аналіз сучасної інтерпретації ноосферної концепції В.І. Вернадського.В статье дается анализ современной интерпретации ноосферной концепции В.И. Вернадского.I. Voronin Noosphere V. Vernadsky concept: a view from the 21st century. The article analyzes the modern interpretation of the V. Vernadsky concept of noosphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ноосферная концепция В. И. Вернадского: взгляд из 21 века»

УДК 1:574 Воронин И. Н.

Ноосферная концепция В. И. Вернадского: взгляд из 21 века

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация. В статье дается анализ современной интерпретации ноосферной концепции В. И. Вернадского.

Ключевые слова: ноосфера, ноосферология, ноосферогенез, Вернадский.

В многочисленных научных публикациях последнего десятилетия все большее распространение приобретает ноосферная парадигма, которая подчеркивает особую роль человека как носителя разума в дальнейшем формировании и развитии ландшафтной оболочки Земли. Историческая функция человека, согласно этой парадигмы, заключается в постепенном преобразовании биосферы - сферы жизни в ноосферу - сферу разума.

Обоснованию места и роли ноосферы в системе цивилизационного развития посвящено уже достаточно большое количество теоретических работ. Среди них особое значение занимают труды П. Шардена («Феномен человека»), В.И. Вернадского («Размышления натуралиста», «Химический состав живого вещества», «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения»), И.В. Виноградова («Теория мирового разума»), Д. Дрэпера («История умственного развития Европы»), Э. Реклю («Человек и Земля»), В.Ф. Купревича («Русский космизм»), Н.Н. Моисеева («Человек и ноосфера»), В.А. Каптюги, В.М. Матросова, В.О. Левашова, Р.К. Баландина («Область деятельности человека: техносфера», «Перестройка биосферы», «Планета обретает разум»),

A.М. Буровского («Ноосферная школа»), И.Л. Андреева, П.Г. Никитенко («Цивилизационный процесс под углом ноосферного зрения», «Ноосферная экономика: стратегический императив науки, образования и практики») и многих др.

Существует ли ноосфера как объективное явление, или же это некая абстрактная «игра ума»? Отвечая на этот вопрос, сразу же отметим, что в термин «ноосфера» разные авторы вкладывают различный смысл. Иногда ее определяют аналогично биосфере как географическую оболочку земного шара, в которой основную роль играют превращения вещества, энергии и информации, связанные с деятельностью человека. В этом смысле ноосфера появилась одновременно с возникновением вида Homo sapiens и является предметом изучения в первую очередь естественных наук.

Второй смысл, обычно ассоциируемый с термином «ноосфера», связан с пониманием ее как проекта, идеала, такой организации деятельности человека на планете, которая была бы в полном смысле слова разумной, обеспечивала оптимальную «коэволюцию» (Н.Н. Моисеев) биосферы и человечества и опиралась на гармоничное сосуществование различных культур и народов, т.н. «цветущее многообразие» (К.Н. Леонтьев).

В массовом сознании существует еще одно, некое эзотерическое представление о ноосфере как «ментальном поле», в котором вокруг Земли летают мысли всех людей. Такие представления связаны с примитивно-мифологическим типом бытового сознания и к научному пониманию ноосферы имеют очень отдаленное отношение [1].

В научной литературе указывается генетическое тяготение учения о ноосфере к взглядам платоновской школы «ноологистов» и к формированию науки о ноогенезе -ноологии (по И. Канту), становление которой продолжается уже более двух тысячелетий. Сам же термин «ноосфера» (от греч. nous - разум, дух) ввел в 1927 г. французский математик и философ Э. Ле-Руа в работе «Необходимость идеализма и факт эволюции». Он подчеркивал при этом, что пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим геологом и палеонтологом П. Шарденом. Однако понятие «ноосфера» (noosphere) в большинстве случаев связывают с русским ученым, академиком

B.И. Вернадским, внесшим наибольший вклад в развитие данной концепции. В.И. Вернадский считает своими предшественниками Дж.Д. Дана, эмпирически установившего направленность эволюции живого вещества как «цефализацию» (от греч. kephale -

голова), и Д. Леконта, который назвал это явление «психозойской эрой». В XX в. подобные идеи и терминологию повторяет Ч. Шухерт и И.П. Павлов (концепция «антропогенной эры»), еще раньше - Ж.-Л. Бюффон и его последователь Д.Л. Агассис (концепция «царства человека»). Термин «ноосфера», введенный в употребление Э. Леруа и П. Шарденом, лишь завершает эту исследовательскую традицию.

Идеи В.И. Вернадского о ноосфере разбросаны по многим его сочинениям, но законченного труда, в котором представления о ноосфере были бы изложены с такой же полнотой, как о биосфере, к сожалению, нет. Поэтому существует несколько пониманий термина «ноосфера», его содержания, формирования научных основ ноосферологии -новой науки, возникающей в наши дни, и которая может стать основой нового мировоззрения, способного определить место и роль человечества во Вселенной, направление его эволюции.

В своих работах В.И. Вернадский определил ноосферу с помощью двух понятий: «живое вещество» и «биосфера». В «живое вещество» В.И. Вернадский включил все отдельные элементы на поверхности Земли, обладающие признаками жизни. Биосфера, по В.И. Вернадскому, - это земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и измененную ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.). «Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории -состояние наших дней». Фактически, это означает, что к ноосфере в каждый конкретный момент времени переходит та часть природы, которую выводит человек из естественного эволюционного процесса, причем способ этого перевода человек не всегда осознает [2].

С развитием человеческого общества в биосфере возникла новое качество: кроме чисто биологической силы, сила ума, связанная с жизнедеятельностью человека, в частности с его работой. Именно эта сила в конечном итоге меняет и биосферу (появление биотехнологии, биоинженерии). На определенном этапе развития биосфера перерастает в ноосферу.

В развитии взаимосвязей между ноосферой и биосферой можно выделить два этапа: первый этап, когда ноосфера как целое развивается стихийно (характерный для всех прежних обществ), второй этап, когда ноосфера осознает себя как единство человека и природы, как высший этап освоения природы человеком. Этот этап приходится на период развития постиндустриального, и далее - информационного общества.

На сегодняшний день понятия «живое вещество» и «биосфера» приняты мировой наукой как новые сущности, однако, понятие «ноосфера» вызывает до сих пор споры в научных кругах. Ноосфера, по Вернадскому, - это «совокупный, коллективный разум человечества». Рассматривая человека как функцию биосферы, В.И. Вернадский писал: «Взрыв научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении ... Ноосфера - биосфера, переработанная научной мыслью» [53, с.138]. «Человечество на наших глазах становится мощной геологической силой и перед ним, перед его мыслью и трудом ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая, приближаемся, и есть "ноосфера"» [3, с. 141].

В основе учения В. Вернадского о ноосфере лежат, на наш взгляд, три тезиса. Во-первых, это вера в грядущее торжество научного разума; в XX в., отмечал ученый, научная мысль охватила всю планету, и это есть основная предпосылка перехода биосферы в ноосферу. Во-вторых, это мысль о том, что названный переход уже начался. В-третьих, тезис о том, что ноосфера связана с перестройкой всей биосферы в соответствии с требованиями научной мысли. Известный российский ученый С.В. Покровский так формулирует определение ноосферы в соответствие с сегодняшней ситуацией: «ноосфера - это сфера разума, как часть биосферы, в которой разум человека должен контролировать мощь своего воздействия на природу». Формирующаяся оболочка - ноосфера, является составной частью географической оболочки [4].

В целом же, в трудах В.И. Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы только входим в нее), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением Homo sapiens или с возникновением промышленного производства. В целом,

в его работах встречаются разночтения и противоречия, но в целом они образуют грандиозную упорядоченную структуру, своеобразное единство - учение о ноосфере.

Учение о ноосфере намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности общественного производства, рационального природопользования, сохранения и развития здоровья населения.

Обобщая вышесказанное, условно можно выделить три составных части концепции ноосферы.

Истоки первой вытекают из процессов эволюционного развития планеты. В.И. Вернадский на базе биогеохимической основы биосферы и на основании гениального обобщения сделал вывод об организующей роли живого вещества в преобразовании (образовании) всей географической оболочки (образование воздуха, химического состава литосферы и вод). Он установил геологическую роль живого вещества. И распространяя на человеческое общество процессы самоорганизации, свойственные живому веществу, делает вывод о том, что человечество также неизбежно изменить биосферу, а в современном понимании ландшафтную сферу и географическую оболочку. Этот процесс эволюционный и все действия человека, имеющие общее с этим процессом направление, не только оправданны, но и получат свое развитие, а политика, идущая в разрез с эволюционным развитием биосферы, неминуемо проигрышная.

Второе мировоззренческое представление В.И. Вернадского как раз и состоит в понимании огромной ответственности человечества за будущее развитие природы, т.е. в понимании ноосферы как управляемого процесса. По В.И. Вернадскому ноосфера - это биосфера, преобразованная человеком. Можно считать дискуссионным вопрос о том, что человечество должно перестроить биосферу в своих интересах. Если интересы человечества не будут согласованы с процессами саморазвития естественной природы, скорее всего оно не выживет. И появление процессов глобального экологического кризиса как раз говорят об этом. Человечество должно перестраивать биосферу (как впрочем, и всю географическую оболочку) в интересах всего целого. А эти интересы, прежде всего, направлены на стабильное эволюционное развитие. Эта функция состоит в процессе ноосферогенезанизации географической оболочки. Процесс ноосферогенеза на современном этапе происходит через познание законов общего эволюционного процесса (самоорганизации естественной природы) и управляемым развитием общества, относительно своей собственной деятельности [5, с. 242-249].

Третья составная часть концепции о ноосфере В.И. Вернадского наиболее не разработана, во многом не ясна и до последнего времени оставалась практически неизвестной. Если дословно «ноосфера» - это сфера разума, то перестройка мыслью означает, что все изменения географической оболочки осуществляются не массой человечества (она ничтожно мала), а мыслью, коллективным разумом. Впервые вопрос о материальности мысли поставил в 1925 г. Американский ученый А. Лотка. В настоящее время к таким выводам приходят физики, химики, биологи, медики, географы. «Мне ясно, что в природе все не может быть сведено к энергии и к материи. Как подвести к этим понятиям воздействие человека на геохимические процессы?» [6].

Процесс ноосферогенеза начался со времени возникновения человечества (15-20 млн. лет тому назад). И только с начала ХХ в. произошло осознание этого процесса, следовательно, осознанность процесса позволяет с одной стороны уменьшить количество ошибок, а с другой - ускорить этот процесс. С этих позиций в самом общем виде можно выделить три этапа в развитии ноосферы. Первый - стихийный, второй -направленный на устойчивое развитие природы и общества в рамках единой системы природа-общество и третий - информационный.

Некоторые исследователи справедливо отмечают универсумный характер ноосферной парадигмы В.И. Вернадского. Без нее картина мира, призванная отобразить реальность, в которую мы вовлечены на рубеже третьего тысячелетия, оказалась бы неполной. Сложившаяся в основном в первой трети XX в. ноосферная парадигма определила тогда новую картину мира наряду с революционными достижениями в области физики - идеями относительности, взаимосвязями пространства и времени.

Ноосферная парадигма В.И. Вернадского получила продолжение в работах других ученых: понимание человека как «геологического агента» Р. Шерлока; идеи Г. Марша о преимущественно разрушительном воздействии человека на природу; идеи «техногенеза» А.Е. Ферсмана; концепция В.А. Шальнева о переходном периоде к

ноосфере - социобиосфере; «ноолитическая революция» в работах французского математика-исследователя П.П. Леви, согласно которой сегодня происходит цивилизационный переход, который, по аналогии с предшествующими эпохами, можно назвать «ноолитической революцией», связанной с переходом от эпохи неолита к эпохе «ноолита».

Учение о ноосфере получило развитие и в современной научной мысли. Так, российский социолог А.И. Субетто, вводит понятие ноосферизм - модель будущего человечества как управляемой социоприродной эволюции (эколого-ноосферного социализма) на базе общественного интеллекта и образовательного общества, а также нового научного мировоззрения, базирующихся на учении В.И. Вернадского о ноосфере в его современном развитии [7]. Ноосферизм одновременно рассматривается этим ученым и как итог той научной революции, того синтеза научных знаний, которые названы им «вернадскианской революцией». «Вернадскианская революция», по его оценке, началась уже при жизни В.И. Вернадского «русским космизмом», к которому он тяготел: с гелиобиологией А.Л. Чижевского, космической философией К.Э. Циолковского, теориями антропокосмизма Н.Г. Холодного, номогенеза Л.С. Берга и др.

К сожалению, на сегодняшний день ноосферная концепция еще не получила теоретического оформления, т.к. возникло множество полярных точек зрения (начиная от Л.Н. Гумилева, И.М. Забелина и А.Л. Васильева (70-е гг. ХХ в.) и заканчивая работами последних десятилетий: А.М. Гилярова, Р.К. Баландина и др.), которые не раскрыли полностью сущность теоретического «ядра» проблемы. На сегодняшний день, по мнению некоторых ученых, это только социальная утопия и несбыточная пока экосистемная действительность.

Например, бытует мнение, что введенное В.И. Вернадским понятие ноосферы не содержит в себе чего-либо нового и исчерпывается учением о географической среде обитания человечества. Однако вряд ли справедливо подобное отождествление. Категории «географическая среда» и «ноосфера» относятся не к совпадающим вещам и не перекрываются по смыслу. Географическая среда - это оболочка Земли, которая воздействует на условия жизни, производства, культуры, быта людей. Ноосфера -оболочка Земли, на которую воздействуют производство, культура, быт людей. Ноосфера отражает планетарное воздействие общественного производства на верхние оболочки Земли; не все эти изменения входят непосредственно в географическую среду.

Кроме того, ноосферная концепция не дает конкретного ответа на вопрос: «Что такое ноосфера?» и «Когда будет создана ноосферная цивилизация?». Одни авторы говорят, что ноосферный этап уже наступил вместе с созданием техносферы. Другие считают ноосферу глобально скоррелированной цивилизацией на основе ее централизованного управления, которое будет создано в ближайшем будущем на базе новых научных технологий и систем управления.

Очевидно, в настоящее время говорить о ноосфере как реальности пока рано. Видимо, прав был академик Н.Н. Моисеев [8, 9], который считал, что сегодня можно говорить не столько о ноосфере, сколько об эпохе ноосферы, т.е. переходном периоде социобиосферного этапа эпохи в истории человечества, когда оно сумеет не только осознать необходимость перехода биосферы в новое состояние, но и начнет формировать и реализовать соответствующую общепланетарную стратегию такого перехода. Сегодня можно лишь говорить о том, что человечество находится на переходном (социобиосферном) этапе в недрах биосферы и живет в пределах сложной интегральной сферы - социобиосферы. Последствия ее развития пока трудно предсказуемо. Поэтому представление о ноосфере должно превратиться в современной ситуации в теорию становления и развития ноосферы. Основой такой науки должно стать, прежде всего, непрерывный диалог: «природа-общество». Мы должны точно знать, что обществу запрещено природой, что может нарушить стабильность биосферы, разрушить условия, при которых люди могут жить и строить свою цивилизацию. Еще К. Маркс говорил о времени, когда все науки постепенно сольются в одну - науку о человеке. Теория развития ноосферы станет именно такой наукой о человеке, ибо ей предстоит сказать человеку, что он должен делать для того, чтобы остаться человеком, сохранить разум, как самое замечательное порождение человека [10].

Литература

1. Багров Н. В. География в информационном мире [Текст] / Н. В. Багров. - К. : Либщь, 2005. -237 с.

2. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере [Текст] / В. И. Вернадский. - В сб. : Антология философской мысли. Русский Космизм. - М. : Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.

3. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни [Текст] / В. И. Вернадский. - М. : Сов. Россия, 1989. - 704 с.

4. Покровский С. Некоторые выводы из анализа условий устойчивого развития цивилизации [Текст] / С. Покровский // Электротехника 2010 года : сб. докладов на IV симпозиуме (Москва 2023 мая 1997 г.). - М. : ГНЦ ВЭИ, 1997. - Т.1. - Раз.6.

5. Позаченюк Е. А. Процесс ноосферогенеза и современность [Текст] / Е. А. Позаченюк // Географiя в Ыформацмному суспiльствi : зб. наук. праць : у 4-х тт. - К. : ВГЛ «Обри», 2008. -Т. I. - 322 с.

6. Вернадский В. И. Биосфера [Текст] / В. И. Вернадский. - М. : Наука, 2001. - 243 с.

7. Субетто А. И. Ноосферизм и «вернадскианская революция» [Текст] / А. И. Субетто // Социальная экономика. - Х. : ХНУ им. В. Н. Каразина, 2004. - №1-2. - С. 10-28.

8. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество [Текст] / Н. Н. Моисеев. - М. : «Устойчивый мир», 2001. - 199 с.

9. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера [Текст] / Н. Н. Моисеев. - М. : «Молодая гвардия», 1990. -352 с.

10. Шальнев В. А. Проблемы взаимодействия общества и природы : взгляд географа [Текст] / В. А. Шальнев. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2006. - 110 с.

Анотаця. I. М. Воронн Ноосферна концеп^я В.1. Вернадського: погляд i3 21 стол/'ття. У

статт/' даеться анал/'з сучасно¡' штерпретацГ ноосферно¡' концепц/ B.I. Вернадського.

Ключов1 слова:, ноосферолог1я, ноосферогенез, Вернадський.

Abstract. I. Voronin Noosphere V. Vernadsky concept: a view from the 21st century. The article

analyzes the modern interpretation of the V. Vernadsky concept of noosphere.

Keywords: noosphere, noospherology, noosferogenesis, Vernadsky.

Поступила в редакцию 18.04.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.