Научная статья на тему 'Ноосферная глобализация в контексте модели устойчивого развития'

Ноосферная глобализация в контексте модели устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная мысль / ноосфера / ноосферная глобализация / устойчивое развитие / человек / scientific thought / noosphere / noospheric globalization / sustainable development / human being

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гурьянова Анна Викторовна, Тимофеев Александр Вадимович

Цель. Соотнести учение В. И. Вернадского о ноосфере с актуальной для нашей современности моделью устойчивого развития, оценить условия и перспективы ее реализации в контексте ноосферной глобализации. Процедура и методы. Последовательно рассматриваются понятие «ноосферы» и нюансы его терминологического применения; феномен ноосферной глобализации и влияние научной мысли и антропогенного фактора на него. Учение о ноосфере представлено в качестве мировоззренческого основания модели устойчивого развития. Основными методами являются компаративный и интегративный. Результаты. Cоотнесены понятия «ноосфера», «ноосферная глобализация», «устойчивое развитие». Сделан вывод о том, что устойчивое развитие невозможно без реализации ноосферных принципов и идей, а становление ноосферы предполагает осуществление устойчивого развития со свойственными ему рациональным природопользованием и сбалансированным экономическим ростом. Теоретическая и практическая значимость. Классическая тематика учения о ноо сфере обновлена путем ее постановки в актуальный для нашей современности контекст концепции устойчивого развития. Намечены пути корреляции между данными теоретическими конструктами. Обоснована необходимость ноосферной глобализации в процессе современного социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Noospheric globalization in the context of the sustainable development model

Aim. To correlate the conception of the noosphere by V. I. Vernadsky with the model of sustainable development that is relevant for nowadays, to assess the conditions for its realization and perspectives in the context of noospheric globalization. Methodology. The concept of “noosphere” and the nuances of its terminological application are consistently considered; as well as the phenomenon of noospheric globalization influenced by the scientific thought and anthropogenic factor. The conception of the noosphere is presented as the worldview basis of the model of sustainable development. The main methods are comparative and integrative. Results. The concepts of “noosphere”, “noospheric globalization”, “sustainable development” are correlated. It’s concluded that sustainable development is impossible without the noospheric principles and ideas implementation, and the appearance of the noosphere is connected with the sustainable development formation. Its characters are the rational use of natural resources and the balanced economic growth. Research implications. The classical theme of the noosphere has been renewed by placing in the context of the sustainable development conception that is relevant to nowadays. The ways of correlation between these theoretical constructs are outlined. The necessity of noospheric globalization in the process of modern socio-economic development is substantiated.

Текст научной работы на тему «Ноосферная глобализация в контексте модели устойчивого развития»

ФИЛОСОФИЯ: МИР В ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕК В МИРЕ

PHILOSOPHY: UNIVERSE IN HUMAN AND HUMAN IN UNIVERSE

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 103—110. Economic and Social Research. 2023. No. 1 (37). P. 103—110. Научная статья

УДК 504

doi: 10.24151/2409-1073-2023-1-103-110

Ноосферная глобализация в контексте модели устойчивого развития

А. В. Гурьянова1, А. В. Тимофеев2

1 Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия

2 Самарский государственный технический университет, Самара, Россия

1 annaguryanov@yandex.ru

2 timofeev_av@list.ru

Аннотация. Цель. Соотнести учение В. И. Вернадского о ноосфере с актуальной для нашей современности моделью устойчивого развития, оценить условия и перспективы ее реализации в контексте ноосферной глобализации. Процедура и методы. Последовательно рассматриваются понятие «ноосферы» и нюансы его терминологического применения; феномен ноосферной глобализации и влияние научной мысли и антропогенного фактора на него. Учение о ноосфере представлено в качестве мировоззренческого основания модели устойчивого развития. Основными методами являются компаративный и инте-гративный. Результаты. ^отнесены понятия «ноосфера», «ноосферная глобализация», «устойчивое развитие». Сделан вывод о том, что устойчивое развитие невозможно без реализации ноосферных принципов и идей, а становление ноосферы предполагает осуществление устойчивого развития со свойственными ему рациональным природопользованием и сбалансированным экономическим ростом. Теоретическая и практическая значимость. Классическая тематика учения о ноосфере обновлена путем ее постановки в актуальный для нашей современности контекст концепции устойчивого развития. Намечены пути корреляции между данными теоретическими конструктами. Обоснована необходимость ноосферной глобализации в процессе современного социально-экономического развития.

Ключевые слова: научная мысль, ноосфера, ноосферная глобализация, устойчивое развитие, человек

© Гурьянова А. В., Тимофеев А. В.

Для цитирования: Гурьянова А. В., Тимофеев А. В. Ноосферная глобализация в контексте модели устойчивого развития // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 103-110. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-1-103-110

Original article

Noospheric globalization in the context of the sustainable development model

A. V. Guryanova1, A. V. Timofeev2

1 Samara State University of Economics, Samara, Russia

2 Samara State Technical University, Samara, Russia

1 annaguryanov@yandex.ru

2 timofeev_av@list.ru

Abstract. Aim. To correlate the conception of the noosphere by V. I. Vernadsky with the model of sustainable development that is relevant for nowadays, to assess the conditions for its realization and perspectives in the context of noospheric globalization. Methodology. The concept of "noosphere" and the nuances of its terminological application are consistently considered; as well as the phenomenon of noospheric globalization influenced by the scientific thought and anthropogenic factor. The conception of the noosphere is presented as the worldview basis of the model of sustainable development. The main methods are comparative and integrative. Results. The concepts of "noosphere", "noospheric globalization", "sustainable development" are correlated. It's concluded that sustainable development is impossible without the noospheric principles and ideas implementation, and the appearance of the noosphere is connected with the sustainable development formation. Its characters are the rational use of natural resources and the balanced economic growth. Research implications. The classical theme of the noosphere has been renewed by placing in the context of the sustainable development conception that is relevant to nowadays. The ways of correlation between these theoretical constructs are outlined. The necessity of noospheric globalization in the process of modern socio-economic development is substantiated.

Keywords: scientific thought, noosphere, noospheric globalization, sustainable development, human being

For citation: Guryanova A. V., Timofeev A. V. "Noospheric Globalization in the Context of the Sustainable Development Model". Economic and Social Research 1 (37) 2023: 103—110. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-1-103-110

Введение

Известный русский ученый Владимир Иванович Вернадский почти столетие назад (в 1927 г.) начал использовать в своих

работах понятие «ноосфера». Оно прочно вошло в терминологический научный оборот и приобретает в современных условиях все большую мировоззренческую и экзистенциальную значимость. Концепция

ноосферы базируется на представлениях о неразрывном единстве космоса, Вселенной и человека, на идее возможности регулирования человечеством эволюционного хода развития всего окружающего мироздания. Данные представления легли в основу сначала религиозно-философских, а впоследствии и естественно-научных ответвлений авторитетного течения философской мысли — русского космизма.

Помимо В. И. Вернадского и даже несколько опережая терминологическую инициативу российского ученого, понятие ноосферы (в значении «мыслительная оболочка, охватывающая всю планету и связанная с появлением и дальнейшей эволюцией на ней человека и его сознания») применяли Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден. Однако значимость учения В. И. Вернадского состоит, помимо прочего, в том, что он интерпретировал значение этого термина с материалистических позиций, придав ему совершенно новое смысловое наполнение. В духе заложенной В. И. Вернадским традиции под «ноосферой» стала пониматься самая высокая ступень в эволюции биосферы, обусловленная появлением и развитием человечества, успешным познанием и освоением им окружающего природного мира, совершенствованием науки и техники [5]. Последнее имеет решающее значение для всех процессов, совокупно протекающих как на самой Земле, так и в околоземном космическом пространстве, поскольку данные процессы существенно видоизменяются за счет трансформирующей их мыслительно-преобразовательной деятельности человека.

Понятие ноосферы:

некоторые нюансы интерпретации

Если обратиться к этимологии термина, слово «ноосфера» восходит к древнегреческому слову noos — в переводе «разум», — что позволяет трактовать понятие как биосферу, управляемую человеком при помощи уникального ресурса, а именно разума. Ноосфера в этой интерпретации предстает как высшая ступень эволюции биосферы, обусловленная и детерминированная

в своем развитии появлением и становлением внутри нее общества и цивилизации, — она формируется тогда, когда основополагающим фактором развития Земли становится человек, наделенный уникальной способностью к разумной деятельности [7, с. 2]. Интересно, что в работах В. И. Вернадского понятие «ноосфера» употребляется с разными нюансами смысла, хотя все интерпретации термина объединены одной сходной идеей о колоссальной значимости для жизни на Земле человека и его преобразовательной деятельности. В связи с этим ноосфера должна пониматься как особое состояние планеты, которое будет достигнуто тогда, когда человек превратится в особую геологическую силу, наделенную к тому же мощным преобразовательным потенциалом: новый уровень трансформации биосферы, единство культуры и природы, сфера наиболее активного применения потенциала научного мышления и пр.

Следует отметить, что ноосфера, по В. И. Вернадскому, является одновременно и продуктом будущего, и реальностью современности, поскольку сама концепция выстраивается в масштабах геологического времени. Согласно концепции ученого, качественно новые эволюционные состояния уже не раз имели место в ходе эволюции биосферы. Они были связаны, к примеру, с новыми геологическими проявлениями кембрийского периода, когда впервые возникли крупные живые организмы, обладавшие скелетом из кальция, или с меловым периодом, когда постепенно начал формироваться современный степной и лесной ландшафт и появились первые крупные млекопитающие. Сходные по геологической значимости события приходятся и на нашу геологическую современность, т. е. на последние тысячелетия, связанные с активной преобразовательной деятельностью человека. Последняя привела к формированию социума и научного мышления и, как следствие, к созданию в биосфере принципиально новой, ранее не представленной в ней геологической силы. Перерабатываясь научной мыслью социально оформившегося человечества, биосфера постепенно

трансформируется в новое эволюционное состояние, которое, собственно, и является ноосферой.

На основании вышеизложенного можно заключить, что понятие «ноосфера» в своем классическом понимании имеет как минимум два значения: во-первых, это процесс становления новой эры человечества, начавшийся с момента появления на планете человека разумного; во-вторых, это закономерный итог данного процесса — сформированная целенаправленными совокупными усилиями многих людей высокоразвитая стадия эволюции планеты, человека и человечества в целом.

Научная мысль как движущая сила ноосферной глобализации

Согласно идеям В. И. Вернадского, в настоящее время ноосфера пока находится в процессе становления: она оформляется постепенно, в ходе вещественного, реального преобразования человеком геологического устроения планеты посредством научного мышления и трудовой деятельности. Ученый был убежден в том, что научная мысль является таким же природным феноменом, закономерно сформировавшимся в ходе естественного эволюционного развития живой материи, как и сам разум человека.

Эволюция разума и научной мысли осуществляется беспрерывно: она не может остановиться или вернуться в прошлые состояния, скрывая в себе потенциал фактически безграничного развития. Подтверждением этой непрерывности является сильное и все более глубокое влияние науки на трансформацию биосферы и складывающиеся в ней энергетические и геологические реалии. «В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, — указывал В. И. Вернадский, — резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние — в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания

ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии» [1, с. 333].

Несмотря на популярность идей В. И. Вернадского, в наше время переживают свой расцвет и концепции антисциентистской направленности, ориентирующие на пессимизм в отношении к потенциалу науки и перспективам ее будущего развития. Популярность антисциентизма отчасти объяснима: в XX — XXI столетии человечество столкнулось с глобальными геополитическими, экономическими [9, с. 567] и экологическими [8, с. 836] кризисами, а ответственность за подобного рода проблемы антисциентисты возлагают, в первую очередь, на научную деятельность и ее подчас противоречивые результаты. Однако следует признать, что кризисные явления и сопутствующие им внутренние перестройки являются неотъемлемыми атрибутами диалектического процесса развития. Подобные тенденции легко прослеживаются в наше время; они также имели место и во времена создания В. И. Вернадским учения о ноосфере, а именно в первой половине ХХ столетия. Осознавая глобальные вызовы разуму и цивилизации, ученый оставался убежденным оптимистом в отношении как возможностей развития науки, так и грядущей судьбы человечества.

По мысли В. И. Вернадского, современный мир вступает в новую эру своего бытия, которая окажет преобразующее воздействие на жизнь планеты в целом. На первый план в качестве планетарной силы выдвинется точная наука: она проникнет во все сферы духовного бытия, видоизменяя качество жизни, области религиозного сознания, философской рефлексии и художественного творчества. Данные трансформации станут закономерным следствием объединения и охвата растущим человечеством всей поверхности планеты, превращения биосферы в ноосферу посредством направляющего воздействия человеческого разума. Именно такими представлял себе В. И. Вернадский объективные основания и следствия становления ноосферной глобализации.

Как видим, модель глобализации, выстраиваемая на основе учения о ноосфере, кардинальным образом отличается от глобализации в ее современном понимании [10], когда процесс планетарного единения осуществляется в геополитических и экономических интересах отдельных государств [3, с. 64]. Данному процессу неизбежно сопутствует усиление экологического кризиса, что связано с дальнейшим разрушением среды естественного обитания человека и общества [4, с. 77, 81].

Антропогенный фактор

в становлении ноосферы

Как уже было указано, исходным пунктом размышлений В. И. Вернадского была его убежденность в неизбежной трансформации биосферы Земли и ее превращении в ноосферу. Отличительной чертой биосферы (сферы жизни) как оболочки нашей планеты ученый считал ее пронизанность всеми формами жизни. Однако деятельность человеческого сообщества закономерно приводит к ее преобразованию в ноосферу, т. е. к приобретению ей принципиально новых свойств: она начинает включать в себя не только жизнь саму по себе, но и результаты преобразующего ее труда человека. Соответственно, человек, по В. И. Вернадскому, есть «...неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет» [1, с. 313].

Охватив своей научной мыслью всю планету, став отправным пунктом и главным актором в познании Вселенной, человек стремится продвинуться дальше, а именно постичь Божественные законы. Если возникновение самого человека было связано с процессом эволюции космического вещества, то для грядущей эпохи разума будет свойственен эволюционный переход сначала от геохимических к биохимическим процессам, а затем — к энергии мысли, т. е. выход на принципиально новый, энергетический уровень бытия и мышления: на этом уровне в полной мере проявит себя диалектическое единство человека и биосферы.

При становлении ноосферы будет наблюдаться не только качественное преобразование окружающего природного мира, но и трансформация самого человека как субъекта мышления и деятельности. Главной задачей последнего станет не просто непосредственное приложение накопленных знаний при высоком уровне научно-технического развития (такое явление может быть обозначено понятием «техносфера»). На стадии ноосферы активная деятельность человека по преобразованию природных процессов и явлений приобретет подлинно рациональный, научный характер и, что самое важное, будет выстраиваться с учетом «интересов природы», т. е. станет природо-сообразной и эколого-ориентированной.

В настоящее время под ноосферой обычно понимается такое взаимодействие общества и природы, в рамках которого разумная деятельность человека является определяющим фактором развития природы и цивилизации. При этом в качестве структурных компонентов ноосферы предстают и само человечество, и комплекс созданных им научных знаний, социальных систем, технологических решений и технических изобретений в единстве с вмещающей все вышеперечисленные элементы биосферой. Считается, что основой устойчивого развития понимаемой таким образом ноосферы должна выступать гармоничная взаимосвязь всех входящих в ее состав структурных элементов.

В концепции В. И. Вернадского представлен несколько иной подход к сущности рассматриваемого феномена. В его учении биосфера как внешняя оболочка нашей планеты включает в свой состав все живое; в то же время активизирующееся вмешательство человека в природный мир превращает человечество в основную геолого-образующую силу планетарного масштаба. Осознание последнего необходимо для элементарного выживания человечества: хаотичность привносимых в мир антропогенных изменений может сделать биосферу непригодной для жизни. В связи с этим возрастающие потребности человечества должны обязательно соотноситься с возможностями самой

биосферы. Антропогенное воздействие должно быть рациональным, разумно ориентированным, что обеспечит гармоничное взаимодействие человека, общества и биосферы.

Биосфера трансформируется в ноосферу, когда ее развитие приобретет не хаотичный, а рационально направляемый и регулируемый характер. Именно в этом заключается основная сложность появления ноосферы, учитывая предшествующую ей непростую стадию поиска разумного баланса во взаимоотношениях общества и природы, а также определения роли и места в этом процессе человека.

Учение о ноосфере

как мировоззренческое основание концепции устойчивого развития

В. И. Вернадский специально подчеркивал тот факт, что современное человечество пока только приближается к состоянию ноосферы. Для ее создания необходима реализация совокупности условий: объединение человечества в планетарных масштабах; качественное преобразование средств связи и способов информационного обмена; достижение равенства людей; повышение их общего жизненного уровня; открытие новых видов энергии и развитие энергетики; исключение войн из жизни общества и др. Очевидно, что некоторые из этих условий — в основном, технические и технологические — успешно реализованы уже в наше время (появление сети Интернет, интенсивная добыча полезных ископаемых, полеты в космос, развитие атомной энергетики и пр.), другие же — в основном, гуманитарно ориентированные (искоренение войны, равенство людей и пр.) — по-прежнему далеки от своего осуществления, хотя человечество и предпринимает определенные шаги в направлении их реализации.

Говорить о ноосфере как о начавшейся эре цивизационного бытия, на наш взгляд, сегодня пока преждевременно: можно констатировать лишь наличие устойчивой разумной деятельности человека. Однако по своей содержательной направленности

идеи В. И. Вернадского о ноосфере можно считать мировоззренчески родственными весьма актуальной сегодня модели устойчивого развития [2, с. 17]. Устойчивое развитие предполагает нахождение разумного баланса между потреблением природных ресурсов и их дальнейшим воспроизводством, а также обеспечение гарантий роста на этом фоне социальной защищенности, благосостояния и гармоничного развития каждого человека.

Устойчивое развитие связано с прогрессирующим, ускоряющимся экономическим ростом, но без пагубных последствий для окружающей среды: негативные для биосферы тенденции нивелируются за счет восстановления человечеством нарушенных в ней свойств и связей. Такой подход предоставляет возможности для эффективного развития, отвечающие запросам и потребностям текущего времени, но без ущерба для будущего, что предполагает сохранение возможности удовлетворения собственных потребностей всем последующим поколениям. Иными словами, устойчивое развитие ориентировано на бережное отношение и защиту природных ресурсов: современный экономический рост должен быть экологически устойчив, что означает сохранение потенциальной возможности использования не меньшего количества природных ресурсов, чем те, которыми располагаем мы сегодня, и для будущих поколений.

Мировоззренческим основанием концепции устойчивого развития, связанным с рациональным природопользованием и сбалансированным экономическим ростом, можно считать учение о ноосфере В. И. Вернадского. Преобразования, осуществляемые на пути продвижения к ноосфере, требуют от человечества способности к рациональному мышлению и научному предвидению. Сегодня человеческая цивилизация уже достигла поворотного пункта, после которого одинаково возможными сценариями являются и выход на качественно новый, более совершенный уровень развития, и глобальная планетарная катастрофа [6]. При этом главным инструментом

продвижения к ноосферной эре становится человеческий разум, поставленный перед экзистенциальным выбором парадигмы решения геополитических, экономических, экологических глобальных проблем цивилизации.

Заключение

Итак, ноосфера, по В. И. Вернадскому, выступает высшей ступенью в эволюции биосферы, обусловленной появлением и дальнейшим развитием внутри нее человека, общества и цивилизации. Причем усиливающееся антропогенное воздействие на биосферу должно быть рациональным, разумно ориентированным, что обеспечит гармоничное взаимодействие общества и природы.

По своей содержательной направленности идеи В. И. Вернадского о ноосфере оказываются вовлеченными в контекст модели устойчивого развития. Устойчивое развитие предполагает нахождение разумного баланса между потреблением природных ресурсов и их дальнейшим воспроизводством. Оно связано с прогрессирующим, ускоряющимся экономическим ростом, но без пагубных последствий для окружающей среды: негативные для биосферы тенденции нивелируются за счет восстановления человечеством ее нарушенных свойств и связей.

Мировоззренческим основанием модели устойчивого развития выступает учение о ноосфере: устойчивое развитие немыслимо без рационального регулирования, вне реализации ноосферных принципов и идей. В свою очередь, становление ноосферы предполагает осуществление устойчивого развития, нацеленного на рациональное природопользование и сбалансированный экономический рост.

Список литературы и источников

1. Вернадский В. И. О науке: [в 2 т.]. Т. 1: Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна: Феникс, 1997. 576 с.

2. Грачев В. А. Учение В. И. Вернадского о ноосфере как основа устойчивого развития // Юг России: экология, развитие. 2015. Т. 10. № 3. С. 16—23. https://doi.org/10.18470/1992-1098-2015-3-16-23

3. Гурьянов Н. Ю., Гурьянова А. В. Цифровая глобализация в контексте развития цифровой экономики и цифровых технологий // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 3. С. 63—69. https://doi.org/10.18384/2310-7227-2020-3-63-69

4. Гурьянова А. В., Жданова В. В. Экофило-софия как мировоззренческое основание глобализации и цифровизации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 1. С. 76—84. https://doi.org/10 18384/2310-7227-2022-1-76-84

5. Пашкова Н. В., Куземина Е. Ф. Философское осмысление понятия «ноосферы» в эпоху технизации: возможности и проблемы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. № 6. С. 62—68. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-6-62

6. Субетто А. И., Шанти Дж.-П. (Махатма Шанти), Лукоянов В. В. Ноосферизм — новая парадигма выживания человечества на Земле: научный доклад на XIII Всемирном научном конгрессе (Санкт-Петербург — Женева — Париж, 2021 г.) / науч. ред. В. В. Се-микин. СПб.: Астерион, 2021. 60 с.

7. Урсул А. Д. Феномен ноосферы: Глобальная эволюция и ноосферогенез: [монография]. М.: URSS: Ленанд, 2015. 336 с.

8. Global Crisis: Overcoming the uncertainty of the concept in the philosophical paradigm of globalization / A. Guryanova, N. Astafeva, N. Filatova et al. // Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS). 2019. Vol. 57: The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony. P. 836—843.

9. Guryanova A. V., Petinova M. A., Gury-anov N. Yu. Socio-economic problems and perspectives of globalization in the context of coro-navirus Pandemic // Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS). 2021. Vol 160: Economic Systems in the New Era: Stable Systems in an Unstable World. P. 567—573.

10. Guryanova A. V., Shestakov A. A., Tikhonov V. A. Digital globalization as a result of the modern economic and technological development // Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development (GCPMED) 2020 (Samara, 15—16 December, 2020): proceedings / Samara State University of Economics. Samara, 2021. P. 787—792. (European Proceedings of Social and Behavioural Sciences = EpSBS, vol. 106).

References

1. Vernadsky V. I. Scientific Knowledge. Scientific creative work. Scientific Thought. Dubna: Feniks, 1997. 576 p. (In Russian). Vol. 1 of Vernadsky V. I. On Science. 2 vols. 1997-2002.

2. Grachev V. A. "Vernadsky's V. I. Theory of Noosphere as the Basis for Sustainable Development". Yug Rossii: ekologiya, razvitiye = [The] South of Russia: Ecology, Development 10.3 (2015): 16-23. (In Russian). https://doi. org/10.18470/1992-1098-2015-3-16-23

3. Guryanov N. Y., Guryanova A. V. "Digital Globalization in the Context of Digital Economy and Digital Technologies Development". Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo univer-siteta. Seriya: Filosofskiye nauki = Bulletin of the Moscow State Regional University. Series Philosophy 3 (2020): 63-69. (In Russian). https://doi. org/10.18384/2310-7227-2020-3-63-69

4. Guryanova A. V., Zhdanova V. V. "Ecophilos-ophy as a worldview basis of globalization and digitalization". Vestnik Moskovskogo gosudarst-vennogo oblastnogo universiteta. Ser. Filosofskiye nauki = Bulletin of the Moscow State Regional University. Series Philosophy 1 (2022): 76-84. (In Russian). https://doi.org/10 18384/23107227-2022-1-76-84

5. Pashkova N. V., Kuzemina E. F. "Philosophical Understanding of the Concept of 'Noosphere' in the Era of Technization: Opportunities and Problems". Intellekt. Innovacii. Investicii = Intellect. Innovations. Investments 6 (2022): 62—68. (In Russian). https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-6-62

6. Subetto A. I., Shanti Dz. P. (Mahatma Shan-ti), Lukoyanov V. V. "Noospherism as a New Paradigm of Mankind Survival on Earth", scientific report. XIII World Congress of Science, 2021 (St Petersburg — Geneva — Paris). Sci. ed. V. V. Semikin. St Petersburg: Asterion, 2021. 60 p. (In Russian).

7. Ursul A. D. The Phenomenon of the Noosphere: Global Evolution and Noospherogenesis, [monograph]. Moscow: URSS — Lenand, 2015. 336 p. (In Russian).

8. Guryanova A., Astafeva N., Filatova N., Kha-fiyatullina N., Guryanov N. "Global Crisis: Overcoming the Uncertainty of the Concept in the Philosophical Paradigm of Globalization". Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS) 57 The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony (2019): 836—843.

9. Guryanova A. V., Petinova M. A., Guryanov N. Yu. "Socio-Economic Problems and Perspectives of Globalization in the Context of Coronavirus Pandemic". Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS) 160 Economic Systems in the New Era: Stable Systems in an Unstable World (2021): 567—573.

10. Guryanova A. V., Shestakov A. A., Tikho-nov V. A. "Digital Globalization as a Result of the Modern Economic and Technological Development". Proceedings of Global Challenges and Prospects of The Modern Economic Development (GCPMED 2020), Samara, Russian Federation, December 15—16, 2020. Samara: Samara State University of Economics, 2021. 787—792. Vol. 106 of European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS).

Информация об авторах

Гурьянова Анна Викторовна — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории права и философии, Самарский государственный экономический университет (Россия, 443090, Самарская область, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 141).

Тимофеев Александр Вадимович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, Самарский государственный технический университет (Россия, 443100, Самарская область, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244).

Information about the authors

Anna V. Guryanova — Dr. Sci. (Philos.), Prof., Head of the Theory of Law and Philosophy Department, Samara State University of Economics (Russia, 443090, Samara Region, Samara, Sovetskoi Armii str., 141).

Aleksandr V. Timofeev — Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. at Department of Information Technologies, Samara State Technical University (Russia, 443100, Samara Region, Samara, Molodogvardeyskaya str., 244).

Статья поступила в редакцию 06.02.2023.

The article was submitted 06.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.