Научная статья на тему 'НООНОМИКА В МОНОГОРОДАХ: ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕНДОВ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА'

НООНОМИКА В МОНОГОРОДАХ: ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕНДОВ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОКАЗАТЕЛИ / НООНОМИКА / КОНЦЕПЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ / ПРЕФЕРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пьянкова С.Г.

В статье акцентируется внимание на проблемах монопрофильных территорий, обобщены предложения ученых и исследователей по решению указанных проблем, рассмотрены механизмы институциональной поддержки территорий в России, обосновывается важность индустриального развития и совершенствования институционального потенциала моногорода. Автором предложены структурные положения Концепции развития индустриальной системы и совершенствования институционального потенциала моногорода, включающие аналитическую систему социально-экономического и экологического развития моногорода, структурный порядок формировании и реализации документа стратегического планирования. Представленная Концепция позволит улучшить социальноэкономическое развитие моногорода, повысить производительность труда и благосостояние его населения, более прогрессивно развивать индустриальное и институциональное развитие данной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOONOMY IN MONOTOWNS: FORMING TRENDS OF A NEW INDUSTRIAL SYSTEM AND IMPROVING INSTITUTIONAL CAPACITY

The author focuses on the problems of single-industry areas, summarizes the proposals of scientists and researchers to solve these problems, considers the mechanisms of institutional support for territories in Russia, elaborates the importance of industrial development and improvement of the institutional potential of monotowns. The structural provisions of the Concept for the development of the industrial system and improvement of the institutional potential of a single-industry town are proposed, including an analytical system for the socio-economic and environmental development of a monotown, as well as the structural procedure for the formation and implementation of a respective strategic planning document. The presented Concept contributes to improving the socio-economic development of a monotown, increasing labor productivity and the well-being of its population, and progressively developing the industrial and institutional advancement of these areas.

Текст научной работы на тему «НООНОМИКА В МОНОГОРОДАХ: ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕНДОВ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА»

Пьянкова С.Г.

DOI: 10.37930/2782-618Х-2022-1-4-35-48 С.Г. Пьянкова

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, РФ)

НООНОМИКА В МОНОГОРОДАХ: ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕНДОВ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация: в статье акцентируется внимание на проблемах монопрофильных территорий, обобщены предложения ученых и исследователей по решению указанных проблем, рассмотрены механизмы институциональной поддержки территорий в России, обосновывается важность индустриального развития и совершенствования институционального потенциала моногорода. Автором предложены структурные положения Концепции развития индустриальной системы и совершенствования институционального потенциала моногорода, включающие аналитическую систему социально-экономического и экологического развития моногорода, структурный порядок формировании и реализации документа стратегического планирования. Представленная Концепция позволит улучшить социально-экономическое развитие моногорода, повысить производительность труда и благосостояние его населения, более прогрессивно развивать индустриальное и институциональное развитие данной территории.

Ключевые слова: моногород, индустриальная система, институциональный потенциал, показатели, ноономика, концепция, импортозамещение, институт развития, преференции.

Для цитирования: Пьянкова С.Г. (2022). Ноономика в моногородах: формирование трендов новой индустриальной системы и совершенствование институционального потенциала // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. Т. 1, N0 4, С. 35-48. DOI: 10.37930/2782-618Х-2022-1-4-35-48

Svetlana G. Pyankova

Ural State University of Economics (Ekaterinburg, RF)

NOONOMY IN MONOTOWNS: FORMING TRENDS OF A NEW INDUSTRIAL SYSTEM AND IMPROVING INSTITUTIONAL CAPACITY

Abstract: the author focuses on the problems of single-industry areas, summarizes the proposals of scientists and researchers to solve these problems, considers the mechanisms of institutional support for territories in Russia, elaborates the importance of industrial development and improvement of the institutional potential of monotowns. The structural provisions of the Concept for the development of the industrial system and improvement of the institutional potential of a single-industry town are proposed, including an analytical system for the socio-economic and

übaHKoea C.r.

environmental development of a monotown, as well as the structural procedure for the formation and implementation of a respective strategic planning document. The presented Concept contributes to improving the socio-economic development of a monotown, increasing labor productivity and the well-being of its population, and progressively developing the industrial and institutional advancement of these areas.

Keywords: monotown, industrial system, institutional potential, indicators, noonomy, concept, import substitution, development institution, preferences.

For citation: Pyankova S.G. (2022). Noonomy in monotowns: forming trends of a new industrial system and improving institutional capacity. Noonomy and Noosociety. Almanac of Scientific Works of the S.Y. Witte INID, vol. 1, no. 4, pp. 35-48. DOI: 10.37930/2782-618X-2022-1-4-35-48

S. G.

crn&m, p+^i

шшо

^аав:ттпш s. g. (2022). ^-л^ШПйМш^—

vol. 1, no. 4, pp. 35-48. DOI:

10.37930/2782-618X-2022-1-4-35-48

Введение

В настоящее время в условиях геополитической и санкционной турбулентности и нестабильной мировой социально-экономической ситуации заслуживает пристального внимания развитие каждого города страны, в том числе «монопрофильных», которых на сегодняшний день насчитывается 321 ед.1, или 29 % всех городов России. При этом, по статистической информации, каждый 10-й житель РФ проживает сегодня в моногороде2, в стране в таких городах функционируют 336 градообразующих предприятий [Маврина, 2022].

1 Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (2014). Распоряжение Правительства Российской Федерации от № 1398-р (ред. от 21.01.2020). URL: https://mir.midural. ru/sites/default/files/files/1398-r.pdf.

2 Поддержка моногородов (2022) // ВЭБ.РФ. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/podderzhka-monogorodov/.

ноономика и н000бществ0. альманах трудов инир ил с.ю. Витте Том 1, №4. 2022

Пьянкова С.Г.

Главная особенность монопрофильных моногородов (далее - моногорода) - их зависимость от состояния и развития основного предприятия (или цепочки технологически связанных предприятий), которое является градообразующим и обусловливает социально-экономическое развитие данного населенного пункта [Неклюдова, 2005, с. 57].

При этом в данных городах исходя из специфики формирования и развития, особенно в период кризисных явлений, сохраняются проблемы в части как социального, экологического, так и экономического развития: экологические проблемы [Дмитриева, Мост, 2018]; зависимость занятости населения от градообразующих предприятий; низкая инвестиционная активность, низкие доходы бюджета [Дулесов, Бехтерев, 2015, с. 1412]; неблагоприятная социальная обстановка [Шабельникова, 2019, с. 173]; социальные конфликты, преступность, бедность [Маллямова, Осипов, Смирнова, 2021, с. 141] и др.

Методология исследования

Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече 9 августа 2022 года обратил внимание на бедность и высокий уровень алкоголизма в моногородах1 и призвал не «лакировать» эти проблемы. Заместитель председателя Государственной Думы РФ О. Тимофеева на заседании Экспертного совета при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развития и предпринимательству отметила следующее: «Особенно важно держать на контроле ситуацию в моногородах. Здесь остро стоят проблемы безработицы, оттока населения, не хватает средств на социальную сферу и инфраструкту-ру»2. Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д. Азаров подчеркнул следующие проблемы моногородов: зависимость от рыночной конъюнктуры; безработица; загрязнение окружающей среды; неразвитость инфраструктуры, в том числе образования и здравоохранения; отток молодого населения [Азаров, 2022].

Проблемы моногородов особо обостряются в период нестабильной социально-экономической ситуации, установление их контроля и поиск путей решения являются источником более прогрессивного развития таких территорий.

Для решения проблем моногородов учеными предложен ряд механизмов, в частности: взаимодействие власти и бизнеса; работа с подрастающим поколением [Емельянова, Харчикова, 2019, с. 9]; создание механизма управления социально-экономическими процессами в моногородах, адекватного рыночной экономической системе и обеспечивающего возможность адаптации и саморазвития этих населенных пунктов [Тургель, 2014]; модернизация экономики моногорода посредством активизации частных предпринимательских инициатив населения, при условии создания комфортных условий для этого; миграционный вариант, предполагающий переезд работников в другие населенные пункты; создание новых рабочих мест для работников вне предприятий моногородов с использованием экономического потенциала территории; создание инновацион-

1 Путин обратил внимание на проблемы бедности и алкоголизма в моногородах (2022) // TASS.RU. URL: https://tass.ru/obschestvo/15431187.

2 Как привлечь деньги в моногорода. Невинномысск поделился опытом (2021). LENTA.RU. URL: https://lenta. ru/articles/2021/02/18/mono/.

Пьянкова С.Г.

ных центров (кластеров) по внедрению современных технологий, научных исследований в производство (наукограды) [Прищепа, 2019, с. 138]; развитие государственной поддержки моногородов по следующим направлениям: «развитие наиболее значимых - системообразующих предприятий», «всесторонняя поддержка малого и среднего бизнеса», «инвестиции в инфраструктуру сельской местности, в развитие товарного сельхозпро-изводства и фермерства, в индивидуальное жилое строительство» [Фомин, Безвербный, Шушпанова, Микрюков, Лукашенко, Мирязов, 2020, с. 146]; привлечение инвестиций на модернизацию, перепрофилирование и расширение производственных мощностей, а также в объекты общехозяйственной и социальной инфраструктуры; сбалансированное развитие крупного, среднего и малого предпринимательства, в том числе на кооперационных началах, с перспективой формирования на территории кластерных образований [Бухвальд, 2017].

Для содействия региональной власти и местного самоуправления, бизнес-сообществу в инициации и реализации проектов, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в моногородах, в России был создан Фонд развития моногородов, который за период своего существования заключил 59 соглашений о финансировании проектов на сумму более 13,5 млрд рублей, около 11 млрд рублей вложил в строительство или реконструкцию 90 объектов инфраструктуры для запуска новых или расширения действующих проектов. Также Фондом был создан Проектный офис, подразумевающий внедрение системы курирования линейных менеджеров [Макиева, 2022].

Важность развития моногородов, необходимость государственной поддержки отмечают многие ученые [Пятшева, 2012, с. 46; Землянский, Ламанов, 2014, с. 69; Петрина, 2015, с. 153; Пулявская, Христофоров, 2021, с. 69; Тургель, Божко, Сюй, 2016, с. 25].

На сегодняшний день моногорода в регулярном режиме поддерживаются со стороны органов власти, в частности выделяются бюджетные средства на построение и реконструкцию промышленных и социальных объектов. Распоряжением Правительства РФ от 03 марта 2022 года № 399-р выделено на поддержку развития моногородов 450 млн рублей1. По итогам реализации проектов ожидается не менее 478 новых рабочих мест. Наблюдательный совет ВТБ в сентябре 2022 года одобрил новый пакет мер поддержки моногородов (безвозвратное софинансирование объектов инфраструктуры к инвестпро-ектам - до 750 млн рублей, объектов социальной инфраструктуры для моногородов с численностью населения до 50 тыс. человек - до 750 млн рублей)2.

По мнению Центра стратегических разработок, для сохранения конкурентоспособности градообразующих предприятий в будущем необходимо увеличить расходы на НИОКР, быстрее создавать инжиниринговые центры для производства машин и оборудования и центров реверс-технологий в наиболее рисковых (пострадавших) отраслях промышленности [Маврина, 2022].

Кроме того, вопросы технологического и социального развития моногородов рассматриваются на многих конференциях, например: 21 сентября 2021 года - на научно-практи-

1 Правительство дополнительно выделило почти полмиллиона рублей на развитие моногородов (2022). Распоряжение Правительства Российской Федерации № 399-р // Правительство России. Документы. URL: http:// government.ru/docs/44713/.

2 Правительство РФ утвердило перечень новых мер поддержки моногородов (2022) // AK&M. URL: https:// www.akm.ru/news/pravitelstvo_rf_utverdilo_perechen_novykh_mer_podderzhki_dlya_monogorodov/.

Пьянкова С.Г.

ческой конференции «Социально-экономическое развитие моногородов Урала»1, 24 марта 2022 года - на конференции «Моногорода: стратегия развития»2.

В трудах автора исследованы многогранные аспекты развития моногородов: критерии отнесения города к монопрофильным [Пьянкова, 2012, с. 20]; перспективные направления развития монопрофильных городов [Пьянкова, 2016, с. 48]; механизмы внутренней самотрансформации [Пьянкова, 2018, с. 98]. В ходе изучения вопросов автор акцентирует внимание на совершенствовании и развитии индустриальной системы моногорода.

Ученый М.Р. Скулкин в своей монографии «Индустриальное развитие общественного производства» предложил формулировку и раскрыл основы «индустриального развития»: это «социально-экономический процесс развития крупного машинного производства, оказывающего активное воздействие на различные стороны жизни общества» [Скулкин, 2014, с. 5]. Также в своей работе он указывает, что «в основе индустриального развития лежит развитие крупной машинной промышленности и проникновение машинного производства во все отрасли народного хозяйства» [Скулкин, 2014, с. 5].

Доктор экономических наук, профессор С.Д. Бодрунов в одной из своих работ акцентирует внимание на важности индустриального производства, которое характеризуется следующими чертами: использование не ручных орудий труда, а сложносоставных средств производства; опора не на природные источники энергии (мускульная сила человека и животных, энергия естественного движения воды и ветра), а на универсальные искусственные источники энергии (различные виды паровых двигателей, двигателей внутреннего сгорания, электродвигателей, реактивных двигателей и т.п.); использование технологий, основанных главным образом не на эмпирическом производственном опыте, а на научных знаниях, позволяющих превращать различные природные процессы в контролируемые и направляемые человеком технологические процессы; возможность обеспечивать как массовое производство стандартизированных изделий, так и приспособление их для нужд индивидуального потребления» [Бодрунов, 2022, с. 30].

Нужно отметить, что формирование и совершенствование институциональной системы моногорода является ключевым источником его более эффективного развития и основой повышения производительности труда [Ускова и др., 2012].

Учеными и исследователями предложен спектр механизмов развития институционального потенциала города/моногорода, в частности: развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, материально-финансовая поддержка предпринимателей [Ходорич, 2009, с. 32]; разработка методологии институционального реформирования, обращение особого внимания на процесс определения факторов институциональной устойчивости [Ряховская, Полякова, 2016, с. 60]; разработка мер стимулирования внутренней координации инновационных проектов по принципу «технологических теплиц» Израиля, разработка целевых налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности и механизма активного вовлечения банковского сектора в инновационный процесс [Нигоева, 2019].

1 Социально-экономическое развитие моногородов Урала (2021) // ИДИ ФНИСЦ РАН. URL: https://idrras.ru/ news/2021/september/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-monogorodov-urala.html.

2 Конференция «Моногорода: стратегия развития» (2022) // КоммерсантъeventsУрал. URL: https://events. kommersant.ru/ural/events/konferencziya-monogoroda-strategiya-razvitiya/.

Пьянкова С.Г.

Основные результаты и обсуждения

Одним из источников более эффективного развития территории является механизм более качественной подготовки документов стратегического планирования. В частности, к такому выводу пришли участники экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России (далее - ВЭО России), Совета экспертов ВЭО России и «Российской газеты» на тему: «Планирование в реалиях глобальных трансформаций: новые подходы, проблемы и решения». Как указал на встрече член-корреспондент РАН, президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов С.Д. Бодрунов, «планирование как системообразующий экономическую деятельность и социальную жизнь институт становится не просто востребованным, а, безусловно, необходимым инструментом для выбора правильного вектора развития, в том числе технологического, для выбора курса, позволяющего решать глобальные противоречия»1.

Автор исследования считает, что для каждого моногорода должна быть разработана Концепция развития индустриальной системы и совершенствования институционального потенциала города (далее - Концепция). При этом, по мнению автора, Концепция должна:

I - включать следующие пункты:

1) основные положения Концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года [Бодрунов и др., с. 32], такие как развитие мер поддержки приоритетных отраслей и видов производств промышленности (содействие привлечению инвестиций в промышленность, реконструкции промышленности, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития промышленности и др.), совершенствование механизмов стратегического партнерства государства, бизнеса и общества и т.д.,

2) ключевые подходы теории ноономики, основателем которой является доктор экономических наук, профессор С.Д. Бодрунов: тенденции к росту знаниеемкости производства, к росту знаниеинтенсивности его процессов, к снижению материало/фондо/энерго/ресур-соемкости и др. [Бодрунов, 2018а, с. 57; 2018Ь, с. 72],

3) опыт развития моногородов в КНР, где их проблемы решаются в рамках долгосрочных программ «промышленного возрождения» крупных старопромышленных регионов, объединяющих несколько провинций, модернизацию как градообразующих предприятий, так и городов - центров старопромышленных территорий [Котов, 2020],

4) ориентиры по совершенствованию технологического перевооружения предприятий города для решения задачи импортозамещения в условиях санкций2;

II - ориентирована на выполнение:

1) 17 целей в области устойчивого развития, принятых ООН3 (обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства, создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям, и др.),

1 Эксперты ВЭО России: Необходимы новые подходы к государственному планированию (2022) // RG.RU. URL: https://rg.ru/2022/12/16/eksperty-veo-rossii-neobhodimy-novye-podhody-k-gosudarstvennomu-planirovaniiu. html.

2 Справляемся сами: как регионы ПФО решают задачу импортозамещения по поручению Путина (2022). URL: https://www.1tv.ru/shows/situaciya-na-ukraine/publikacii/spravlyaemsya-sami-kak-regiony-pfo-reshayut-zadachu-importozamesheniya-po-porucheniyu-putina.

3 Цели в области устойчивого развития (2015). URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/infrastruc-ture-industrialization/.

Пьянкова С.Г.

2) стратегических документов страны: «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»1, «Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года»2, «Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года»3, «Стратегия научно-технологического развития РФ»4, «Стратегия национальной безопасности РФ»5 и др.;

III - сформирована в соответствии со структурными нормативными документами, регламентирующими порядок формирования документов стратегического планирования6,7 и др.), а также концептуальными подходами к созданию стратегии развития монопрофильного города, разработанными учеными и исследователями [Анимица и др., 2021, с. 70].

На рисунке 1 представлены структурные положения Концепции развития индустриальной системы и совершенствования институционального потенциала моногорода.

В качестве концептуальных положений при разработке Концепции предлагается принять следующие:

1) срок реализации Концепции утверждать на долгосрочный период в соответствии со сроками реализации стратегии региона;

2) цели и задачи Концепции формировать в соответствии с региональными документами стратегического планирования;

3) формировать систему целевых показателей в Концепции на основе разработок Ю.Г. Тюриной, представленных в работе «Механизмы инновационного развития моногородов в современных условиях» [Тюрина, 2019, с. 221], а также на основе критериев оценки экологического состояния городов, предложенных Э.А. Арустамовым [Арустамов, 2017], или целевых индикаторов, представленных в государственной программе Российской Федерации «Развитие моногородов»8.

4) мероприятия Концепции должны быть ориентированы на достижение значений ее целевых показателей.

Одними из мероприятий по развитию индустриальной системы моногорода могут быть следующие:

1. Индустриальное развитие градообразующих предприятий и промышленных предприятий моногорода: строительство новых и реконструкция действующих технологических комплексов; внедрение кластерных технологических систем; переход на автома-

1 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года (2020). Указ Президента РФ № 474 // Президент России. http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.

2 Об утверждении Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года (2019). Распоряжение Правительства РФ № 207-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72074066/.

3 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (2017). Указ Президента РФ № 208. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/.

4 О стратегии научно-технологического развития РФ (2016). Указ Президента РФ № 642. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/.

5 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2021). Указ Президента РФ № 400. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/.

6 О стратегическом планировании в Российской Федерации (с изм. и доп.) (2014). Федеральный закон № 172-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/70684666/.

7 Об Основах стратегического планирования в РФ (2009). Указ Президента РФ № 536. URL: https://crystalbook. ru/wp-content/uploads/2021/06/Указ-президента-Об-основах-стратегического-планирования-в-рф.pdf.

8 Государственная программа Российской Федерации «Развитие моногородов» (2019) // Форум-совещание по развитию моногородов Российской Федерации, Тольятти, 15 июля 2019, технопарк «Жигулевская долина». 81 с. URL: https://econom22.ru/territorii-operezhayushchego-razvitiya/rezidenti/PasportGPmonogorod.pdf.

Пьянкова С.Г.

Рис. 1. Структурные положения Концепции развития индустриальной системы и совершенствования институционального потенциала моногорода

Пьянкова С.Г.

тизированное цифровое производство; внедрение цифровых двойников; роботизация производства; машинное обучение; строительство индустриальных парков; переход к модели «умного продукта»; внедрение технологий, направленных на анализ масштабных баз данных; формирование многофонкциональной цифровой платформы, которая обеспечит анализ спроса и предложения, глобализацию рынка испытаний, интеллектуальный подбор заказчиков и исполнителей; технологическое перевооружение предприятий в целях снижения выборов в атмосферный воздух и сброса неочищенных сточных вод; внедрение прочих цифровых инструментов.

2. Импортозамещение: производство технологических циклов по производству запасных частей; информационная, консультационная и организационная поддержка предприятий, осуществляющих деятельность, направленную на импортозамещение; актуализация перечня приоритетных инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению; формирование в моногороде доступной инфраструктуры для размещения производственных объектов импортозамещающих предприятий.

Среди мероприятий по совершенствованию институционального потенциала моногорода предлагается выполнить:

1) совершенствование деятельности институтов развития: создание условий для реализации новых институциональных проектов; введение критериев эффективности их деятельности; развитие системы адресной поддержки инвестиционных и инновационных проектов моногородов;

2) создание системы преференций: установление особых правовых режимов осуществления предпринимательской и иной деятельности в моногородах; создание механизма возмещения инвестору части затрат на реализацию проекта в пределах объема уплаченных им налоговых платежей; оказание мер нефинансовой поддержки для обеспечения устойчивого социально-экономического развития моногорода; поддержка градообразующего предприятия в целях развития производства; предоставление льготных кредитов из региональных и федеральных Фондов моногородов для реализации проектов в сферах ЖКХ и социальной инфраструктуры.

Автор исследования считает, что ключевым источником эффективного формирования и реализации Концепции является привлечение представителей бизнеса, науки, власти и общественных структур.

Мониторинг эффективности реализации Концепции необходимо выполнять на основе сводной интегральной оценки показателей социального, экономического и экологического развития моногорода.

Предложенная Концепция позволит улучшить социально-экономическое развитие моногорода, повысить производительность труда и благосостояние населения, более прогрессивно развивать индустриальное и институциональное развитие данной территории.

Список источников

Азаров Д. (2022). Инструменты развития моногородов // Российская муниципальная политика // Российская муниципальная практика (РМП). URL: http://www.russmp.ru/stat17-2-

4.php.

Пьянкова С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анимица Е.Г., Бочко В.С., Пешина Э.В., Анимица П.Е., Татаркин А.И., Федоров М.В. (2010). Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города // Международный журнал экспериментального образования. № 11. С. 56-57.

Арустамов Э.А. (2017). Рейтинги и критерии оценки экологического состояния городов и регионов России // Науковедение. Т. 9, № 4. 8 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ reytingi-i-kriterii-otsenki-ekologicheskogo-sostoyaniya-gorodov-i-regionov-rossii/viewer.

Бодрунов С.Д., Карлик А.Е., Мейксин М.С., Ткаченко Е.А. (2013). Основные положения Концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года // Экономическое возрождение России. № 4 (38). С. 27-39.

Бодрунов С.Д. (2018a). Стратегия прорыва: ресурсы и возможности // Научные труды Вольного экономического общества России. № 6 (214). С. 52-70.

Бодрунов С.Д. (2018b). Ноономика. М.: Культурная революция. 432 с.

Бодрунов С.Д. (2022). Научно-технический прогресс и трансформация общества: ноономика и общество. Часть 1 // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С.Ю. Витте. Т. 1, № 1. С. 24-42. DOI: 10.37930/2782-618Х-2022-1-1-24-42.

Бухвальд Е.М. (2017). Моногорода в системе стратегического планирования в России // Теория и практика общественного развития. № 12. 4 с. DOI: 10.24158/tipor.2017.12.16. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/monogoroda-v-sisteme-strategicheskogo-planirovaniya-v-rossii.

Дмитриева Е.О., Мост Е.С. (2018). Экологические проблемы устойчивого развития моногорода Чапаевск и пути их решения на современном этапе // Вестник Евразийской науки. № 6. 12 с. URL: https://esj.today/PDF/73ECVN618.pdf.

Дулесов А.Н., Бехтерев Д.В. (2015). Решение проблем развития монопрофильных территорий // Фундаментальные исследования. № 11 (7). С. 1410-1414.

Емельянова Е.В., Харчикова Н.В. (2019). Проблемы моногородов в России и перспективы их развития // Научные записки ОрелГИЭТ. № 3 (31). С. 9-11.

Землянский Д.Ю., Ламанов С.В. (2014). Сценарии развития монопрофильных городов России // Вестник Московского университета. Сер. 5, География. № 4. С. 69-74.

Зинчук Г.М. (2012). Формирование стратегии развития в системе муниципального управления моногорода // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. № 4. С. 96-102.

Котов А. (2020). Инвестиционная активность в моногородах Татарстана выше среднероссийской // Реальное время. Промышленность. URL: https://realnoevremya.ru/articles/166941-ekonomist-aleksandr-kotov-o-problemah-monogorodov-v-rossii.

Маврина Л. (2022). Градообразующие предприятия рискуют рабочими местами. Какая поддержка им нужна // RG.RU. URL: https://rg.ru/2022/10/27/cherpaiut-vozmozhnosti.html.

Макиева И. (2022). Мы вместе с моногородами прошли долгий путь, и теперь они готовы идти в новую повестку развития // ВЭБ.РФ. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/press-tsentr/52293/.

Маллямова Э.Н., Осипов А.В., Смирнова Н.В. (2021). Социально-экономические проблемы моногородов // Международный научно-исследовательский журнал. № 4 (106). С. 140143. D0I:10.23670/IRJ.2021.106.4.132.

Неклюдова Т.А. (2005). Социально-экономическая инфраструктура как условие взаимодействия «Город - градообразующее предприятие» // Вестник Челябинского государственного университета. Т. 8. № 1. С. 56-58.

Пьянкова С.Г.

Нигоева И.О. (2019). Институциональный механизм модернизации региональной инфраструктуры поддержки инновационного развития: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Орел, 24 с.

Петрина О.А. (2015). Государственная поддержка моногородов России // Вестник Университета. № 6. С.151-156.

Прищепа Е.В. (2019). Модели развития моногородов в Республике Хакасия: социально-экономические перспективы и роль малого предпринимательства // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». Т. 17. № 4. С. 138-148.

Пулявская В.Л., Христофоров А.А. (2021). О стратегическом планировании в промышленных моногородах // Развитие территорий. № 2 (24). С. 69-73.

Пьянкова С.Г. (2012). Критерии отнесения города к монопрофильной территории // Сибирская финансовая школа. № 3 (147). С. 14-21.

Пьянкова С.Г. (2016). Перспективные направления социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований // Управленец. № 2 (60). С. 44-49.

Пьянкова С.Г. (2018). Социально-экономическое развитие монопрофильного города на основе механизма внутренней самотрансформации // Экономическое возрождение России. № 1 (55). С. 91-104.

Пуляевская В.Л., Христофоров А.А. (2021). О стратегическом планировании в промышленных моногородах // Развитие территорий. № 2 (24). С. 69-74. DOI: 10.32324/2412-89452021-2-69-73.

Пятшева Е.Н. (2012). Устойчивое развитие моногородов как фактор стаблизации экономики России // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». № 12 (92). С. 46-53.

Ряховская А.Н., Полякова А.Г. (2016). Модернизация российских моногородов: стратегические ориентиры институционального реформирования // Стратегические решения и риск-менеджмент. № 4. С. 54-65. doi:10.17747/2078-8886-2016-4-54-65.

Скулкин М.Р. (2014). Индустриальное развитие общественного производства. Екатеринбург: УрГЭУ. 517 с.

Тургель И.Д. (2014). Монофункциональные города России: от выживания к устойчивому развитию. Екатеринбург: Изд-во УрАГС. 765 с.

Тургель И.Д., Божко Л.Л., Сюй Л. (2016). Государственная поддержка развития моногородов России и Казахстана // Финансы: теория и практика. № 20 (2). С. 22-32. DOI: 10.26794/25875671-2016-20-2-22-32.

Тюрина Ю.Г. (2019). Механизмы инновационного развития моногородов в современных условиях // Вопросы инновационной экономики. Т. 9. № 1. С. 219-236. DOI:10.18334/ vinec.9.1.39795.

Ускова Т.В., Иогман Л.Г., Ткачук С.Н., Нестеров А.Н., Литвинова Н.Ю. Моногород: управление развитием (2012) // Проблемы развития территории. № 2 (58). 114 с.

Фомин М.В., Безвербный В.А., Шушпанова И.С., Микрюков Н.Ю., Лукашенко Е.А., Мирязов Т.Р. (2020). Моногорода Сибири и Дальнего Востока России: потенциал и перспективы развития // Вопросы государственного и муниципального управления. № 1. С. 137-165.

Ходорич И.А. (2009). Основные направления совершенствования институциональной среды экономики города // Гуманитарные и социальные науки. № 4. С. 29-38.

Шабельникова С. (2019). Особенности развития моногородов на Дальнем Востоке // Федерализм. № 1. С. 172-182.

ñbaHKoea C.r.

References

Azarov D. (2022). Instruments for the Development of Monotowns. Rossiyskaya munitsipal'naya praktika [Russian Municipal Practice (RMP)]. URL: http://www.russmp.ru/stat17-2-4.php. (In Russ.).

Animitsa E.G., Bochko V.S., Peshina E.V., Animitsa P.E., Tatarkin A.I., Fedorov M.V. (2010). Conceptual approaches to the development of a strategy for the development of a single-profile city. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. No. 11. Pp. 56-57. (In Russ.).

Arustamov E.A. (2017). Ratings and Criteria for Evaluation of the Ecological State of Cities and Regions of Russia. Naukovedenie [Naukovedenie]. Vol. 9, no. 4. 8 p. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/reytingi-i-kriterii-otsenki-ekologicheskogo-sostoyaniya-gorodov-i-region-ov-rossii/viewer. (In Russ.).

Bodrunov S.D., Karlik A.E., Meyksin M.S., Tkachenko E.A. (2013). Main Provisions of the Concept for the Development of St. Petersburg's Industrial Complex for the Period Until 2020. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [Economic Revival of Russia]. No. 4 (38). Pp. 27-39. (In Russ.).

Bodrunov S.D. (2018a). Strategy of Breakthrough: Resources and Opportunities. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific Works of the Free Economic Society of Russia]. No. 6 (214). Pp. 52-70. (In Russ.).

Bodrunov S.D. (2018b). Noonomy. M.: Kul'turnaya revolyutsiya. 432 p. (In Russ.).

Bodrunov S.D. (2022). Scientific and Technological Progress and Transformation of Society: Noonomy and Noosociety. Part 1. Noonomika i noooobshchestvo. Al'manakh trudov INIR im. S.Y. Witte. [Noonomy and Noosociety. Almanac of Scientific Works of the S.Y. Witte INID]. Vol. 1, no. 1. Pp. 24-42. DOI: 10.37930/2782-618Kh-2022-1-1-24-42. (In Russ.).

Bukhvald E.M. (2017). Mono-Company Towns Within the Strategic Planning System in Russia. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development]. Vol. 12. 4 p. DOI: 10.24158/tipor.2017.12.16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ monogo-roda-v-sisteme-strategicheskogo-planirovaniya-v-rossii. (In Russ.).

Dmitrieva E.O., Most E.S. (2018). Environmental Problems of Sustainable Development of The Chapaevsk Monotown and Ways to Solve Them at the Present Stage. Vestnik Evraziyskoy nauki [Bulletin of the Eurasian Science]. No. 6. 12 p. URL: https://esj.today/PDF/73ECVN618. pdf. (In Russ.).

Dulesov A.N., Bekhterev D.V. (2015). Solution to the Problems of the Single-Industry Territories' Development. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research]. No. 11 (7). Pp. 14101414. (In Russ.).

Emelyanova E.V., Kharchikova N.V. (2019). Problems Of Monotowns in Russia and Prospects for Their Development. Nauchnye zapiski OrelGIET [Scientific Journal of OrelSIET]. No. 3 (31). Pp. 9-11. (In Russ.).

Zemlyanskiy D.Yu., Lamanov S.V. (2014). Development Scenarios for Monotowns in Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. Seriya 5, Geografiya. No. 4. Pp. 6974. (In Russ.).

Zinchuk G.M. (2012). Formation of a Development Strategy in the System of Municipal Management of a Monotown. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova [Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov]. No. 4. Pp. 96-102. (In Russ.).

nbawwea C.T.

Kotov A. (2020). Investment Activity in Tatarstan Monotown Is Higher Than the National Average. Real'noe vremya. Promyshlennost [Real time. Industryv] URL: https://realnoevremya.ru/ articles/166941-ekonomist-aleksandr-kotov-o-problemah-monogorodov-v-rossii. (In Russ.).

Mavrina L. (2022). City-Forming Enterprises Risk Jobs. What Kind of Support Do They Need. RG. RU. URL: https://rg.ru/2022/10/27/cherpaiut-vozmozhnosti.html. (In Russ.).

Makieva I. (2022). Together With Monotowns We Have Come a Long Way and Now They Are Ready to Embark on a New Development Agenda. VEB.RF. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/ press-tsentr/52293/. (In Russ.).

Mallyamova E.N., Osipov A.V., Smirnova N.V. (2021). Socio-Economic Problems of Monotowns. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Research Journal]. No. 4 (106). Pp. 140-143. D0I:10.23670/ IRJ.2021.106.4.132. (In Russ.).

Neklyudova T.A. (2005). Socio-Economic Infrastructure as a Condition for the Interaction "City -City-Forming Enterprise". Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. Vol. 8, no. 1. Pp. 56-58. (In Russ.).

Nigoeva I.O. [2019]. Institutional Mechanism for the Modernization of the Regional Infrastructure for Supporting Innovative Development. Author's abstract of the dissertation for PhD in Economics. Oryol. 24 p. (In. Russ.).

Petrina O.A. (2015). State Support for Russian Monotowns. Vestnik GGU [Vestnik GSU]. No. 6. Pp. 151-156. (In. Russ.).

Prishchepa E.V. (2019). Models for the Development of Monotowns in the Republic of Khakassia: Social and Economic Prospects and the Role of Small Business. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika» [Bulletin of the Omsk University. Series "Economics"]. Vol. 17, no. 4. Pp. 138-148. (In Russ.).

Pulyaevskaya V.L., Khristoforov A.A. (2021). On Strategic Planning of Industrial Monotowns. Raz-vitie territoriy [Development of Territories]. No. 2 (24). Pp. 69-73. (In Russ.).

P'yankova S.G. (2012). Criteria for Classifying a City as a Single-Industry Area. Sibirskaya finanso-vaya shkola. [Siberian Financial School]. No. 3 (147). Pp. 14-21. (In Russ.).

P'yankova S.G. (2016). Promising Directions of Socio-Economic Development of Single-Industry Municipalities. Upravlenets [Manager]. No. 2 (60). Pp. 44-49. (In Russ.).

P'yankova S.G. (2018). Socio-Economic Development of a Monotown Based on the Mechanism of Internal Self-Transformation. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [Economic Revival of Russia]. No. 1 (55). Pp. 91-104. (In Russ.).

Pulyaevskaya V.L., Khristoforov A.A. (2021). O strategicheskom planirovanii v promyshlen-nykh monogorodakh. Razvitie territoriy [Territory development]. No. 2 (24). Pp. 69-74. DOI: 10.32324/2412-8945-2021-2-69-73. (In Russ.).

Pyatsheva E.N. (2012). Sustainable Development of Monotowns as a Factor in Stabilizing the Russian Economy. Vestnik RGGU. Seriya "Ekonomika. Upravlenie. Pravo" [Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series "Economics. Management. Law"]. No. 12 (92). Pp. 46-53. (In Russ.).

Ryakhovskaya A.N., Polyakova A.G. (2016). Modernization of Russian Monotowns: Strategic Guidelines for Institutional Reform. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment [Strategic Decisions and Risk Management]. No. 4. Pp. 54-65. DOI: 10.17747/2078-8886-2016-4-54-65. (In Russ.).

Skulkin M.R. (2014). Industrial Development of Public Production. Ekaterinburg: UrGEU. 517 p.

TOM 1, № 4. 2022

H00H0MMKA M H000BIUECTB0. AflbMAHAX TPYflOB MHMP hvi C.IO. BMTTE

Пьянкова С.Г.

Turgel' I.D. (2014). Monofunctional Russian Cities: From Survival to Sustainable Development. Ekaterinburg: UrAGS Publ. 765 p. (In Russ.). Turgel' I.D., Bozhko L.L., Syuy L. (2016). Government Support for the Development of Monotowns in Russia and Kazakhstan. Finansy: teoriya ipraktika [Finance: Theory and Practice]. No. 20 (2). Pp. 22-32. DOI: 10.26794/2587-5671-2016-20-2-22-32. (In Russ.). Tyurina Y.G. (2019). Mechanisms of Innovative Development of Monotowns in Modern Conditions. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. [Issues of Innovative Economics]. Vol. 9, no. 1. Pp. 219-236. D0I:10.18334/vinec.9.1.39795. (In Russ.). Uskova T.V., Iogman L.G., Tkachuk S.N., Nesterov A.N., Litvinova N.YU. (2012). Monotown: Development Management. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory development]. No. 2 (58). 114 p. (In Russ.).

Fomin M.V., Bezverbnyy V.A., Shushpanova I.S., Mikryukov N.Yu., Lukashenko E.A., Miryazov T.R. (2020). Monotowns of Siberia and the Russian Far East: Potential and Prospects for Development. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Issues of State and Municipal Management]. No. 1. Pp. 137-165. (In Russ.). Khodorich I.A. (2009). The Main Directions for Improving the Institutional Environment of the City's Economy. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Humanities and Social Sciences]. No. 4. Pp. 29-38. (In Russ.).

Shabelnikova S. (2019). Peculiarities of Development of Monotowns in the Far East. Federalizm [Federalism]. No. 1. Pp. 172-182. (In Russ.).

Информация об авторе Пьянкова Светлана Григорьевна

Профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления Уральского государственного экономического университета, д.э.н., доцент (620144, Свердловская обл., Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62/45) E-mail: silen_06@list.ru

Information about the author Svetlana G. Pyankova

Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management of the Ural State Economic University, Doctor of Economics, assistant professor (62/45 8 Marta ul., Ekaterinburg 620144, Sverdlovsk Oblast) E-mail: silen_06@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.