Научная статья на тему 'Номинация человека как механизм формирования авторской языковой картины мира'

Номинация человека как механизм формирования авторской языковой картины мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОМИНАЦИЯ / АНТРОПОЦЕНТРИЧНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ОККАЗИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАГМАТИКА СЛОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курьян Лидия Николаевна

На материале языка произведений А. И. Солженицына автор рассматривает номинацию человека как важнейший универсальный когнитивно-информационный процесс, который характеризуется существенными признаками антропоцентричностью и двуплановостью референции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Номинация человека как механизм формирования авторской языковой картины мира»

"Культурная жизнь Юга России " М 3 (32), 2009

Л. Н.КУРЬЯН

НОМИНАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОРСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

На материале языка произведений А. И. Солженицына автор рассматривает номинацию человека как важнейший универсальный когнитивно-информационный процесс, который характеризуется существенными признаками - антропоцентричностью и двуплановостью референции.

Ключевые слова: номинация, антропоцентричность, языковая личность автора, художественный текст, окказионализация, социальная прагматика слова.

Номинация как важнейший универсальный когнитивно-информационный процесс характеризуется такими существенными признаками, как антропоцентричность и двуплановость референции. Выступая фактором образования семиотических единиц с номинативной функцией, этот процесс членит окружающий мир на специфические с когнитивной точки зрения фрагменты, в которых отражается познавательный опыт человека. Применительно к глобальности номинации как процесса необходимо отметить суждение В. В. Морковкина о том, что «главная функция языка по отношению к мышлению заключается в дискретизации информационного континуума, т. е. в представлении его в виде совокупности информационных сгущений разного объема и содержания» [1].

В. Н. Гелия определяет номинацию, во-первых, как «образование языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, т. е. служащих для называния и вычленения фрагментов действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме слов, сочетаний слов, фразеологизмов и предложений. Этим термином обозначают и результат процесса номинации - значимую языковую единицу». Во-вторых, номинация - «совокупность проблем, охватывающих изучение динамического аспекта актов наименования в форме предложения и образующих его частей, рассматриваемых в теории референции» [2]. Это определение, как и ряд других, свидетельствует о том, что проблема номинации является одной из наиболее актуальных и широких по объекту изучения в современной лингвистике.

Субъектом номинации всегда выступает особая языковая личность, а в номинативных единицах как результате этого процесса отражается совокупность ее представлений не только об объекте номинации, но и о целостной картине мира. Особую этико-эстетическую функцию выполняет номинация в художественном тексте, когда ее субъектом является языковая личность - автор текста, создающий виртуальный мир, пропущенный через призму собственных знаний и опыта.

Как отмечает Е. С. Кривецкая, «художественный текст специфичен тем, что он обязатель-

но субъективно организован, личностно маркирован, и поэтому языковая картина мира в нем неизбежно трансформируется <...> Языковая личность автора художественного текста выступает <„,.> в роли регулятора динамического равновесия традиционной формы и нового содержания как свободный в своем выборе регуляций этих отношений творец номинационного пространства» [3].

По нашим наблюдениям, осуществление номинации в пространстве художественного текста напрямую связано с процессом семантической и прагматической окказионализации. Это определяется тем, что языковая личность автора текста фиксирует и передает особое видение существенных свойств внешности или черт характера героев посредством специфических знаков, в которых заключаются «новые способы выражения денотативной связи, адекватные той необычной, нестандартной грани, стороне обозначаемого, которая и определяет соответствующую внутреннюю форму номинации» [4].

Например, в языке творчества А. И. Солженицына номинация человека выступает важнейшим фактором отражения социально-культурных, идейно-политических, идеологических и когнитивно-прагматических аспектов авторской языковой картины мира. Тематический анализ наименований человека, функционирующих в текстах писателя, свидетельствует о многообразии социальных и культурно-интеллектуальных типов персонажей, о яркой выраженности авторской позиции и об отношении Солженицына к каждому из персонажей. Кроме того, он демонстрирует явную дифференциацию героев по возрастным, тендерным, национальным, профессиональным, эмоциональным, поведенческим, речевым, внешним, личностным и т. п. особенностям, например: «обтрепыш», «недобитыши», «повторники», «дармоеды», «серые зэки», «чертеныш», «электросварщик», «жердь кривая», «горюня», «первый секретарь обкома», «баптист», «худой да долгий сержант черноокий», «дежурняк», «длинный латыш», «бригадники», «начкар», «помнач-кар», «неумелец», «сапожник-дезертир»,, «ненасытный старик» и др.

№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России " ^ ^

Все виды вторичной номинации базируются на ассоциативном характере человеческого мышления, что обусловливает широкие возможности языкового развития в целом. Значительный номинационный потенциал обнаруживается в индивидуально-авторском языковом творчестве, в котором «вполне сознательно модифицируются или вообще отвергаются стандартные, привычные способы организации текстового пространства, каноны его архитектуры» [5].

Итак, номинация человека неразрывно связана с осмыслением, интерпретацией и оценкой объекта, которому дается имя. В самом выборе (отборе) номинативных средств проявляется авторская языковая личность. Как считает Л. Ю. Буянова, язык творчества / творения того или иного автора-личности, представляя собой уникальный феномен психолого-коммуникативного эмоцио-нально-чувственного состояния, в определенной степени эксплицирует и самого автора, и образ его мыслей, и этапы его внутренней эволюции. Посредством реконструкции психолого-социального портрета автора воссоздается и жизненный контекст его бытия: имплицитно выраженные

жизненная позиция, ценности, ориентации, кредо - словом, все то, что, реализуясь во множестве моделей поведенческих и речевых реакций персонажей, приобретает наглядность, модифицируясь в жизнь языка и язык жизни [6].

Литература

1. Морковкин В. В. Язык, мышление и сознание // Русский язык: энциклопедия. М., 1997. С. 436.

2. Телия В. Н. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990. С. 336-337.

3. Кривецкая Е. С. Окказиональная фразеологическая номинация как средство выражения языковой личности автора художественного текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2006. С. 13.

4. Там же. С. 11.

5. Буров А. А. Когниолингвистические вариации на тему русской языковой картины мира. Пятигорск, 2003. С. 67.

6. Буянова Л. Ю. Языковая личность как текст: жизнь языка и язык жизни // Языковая личность' экспликация, восприятие и воздействие языка и речи. Краснодар, 1999. С. 70-72.

L. N. KURYAN. NOMINATION OF THE PERSON AS THE MECHANISM OF FORMING OF THE AUTHOR'S LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD

The author of this article on material of the language of A. I. Solzhenicyn's works investigates the nomination of the person as the major unique cognitive-informative process which is characterised by essential features - anthropocentric and double smoothness of references.

Key words: nomination, anthropocentric; language personality of the author, artistic text, occasionalisation, social pragmatics of the word.

С. М. МАКАРОВА

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КЛАССЕ ЦИФРОВОГО СИНТЕЗАТОРА

Автор анализирует исполнительские художественно-выразительные возможности синтезатора как современного средства музыкально-эстетического развития детей.

Ключевые слова: исполнительские возможности синтезатора, конструкционные различия синтезаторов, начальное обучение в классе синтезатора.

Без исполнителя невозможно представить процесс живого звучания музыки, наполнение эмоциональной силой каждого штриха, скрывающегося в музыкальном шедевре.

Специфика любого инструмента ставит перед исполнителем свои задачи, и синтезатор не исключение. Музыкальный инструмент, так или иначе, отражает свое время и эпоху. Творчество многих композиторов XX столетия в разной степени соприкасалось с электроакустической музыкой. Менялась роль исполнителя, авторы зачастую от него просто отказывались и записывали свои опусы с помощью магнитофонной ленты и генераторов. Роль интерпретатора в звене

композитор - исполнитель - слушатель должна быть переосмыслена. Этот процесс предполагает две противоположные тенденции, отраженные в системе обучения по классу синтезатора. Он уникален тем, что дает возможность познать безграничный потенциал звука. Без преувеличения можно сказать, что в руках исполнителя находится целый оркестр, и вопрос о грамотном управлении им - первое, с чем сталкиваются в методике обучения. Универсальное определение синтезатора как инструмента-оркестра вполне оправданно. Он способен воспроизвести довольно большое количество музыкальных звуков, шумов, но его собственный голос - это звуки, полученные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.