Научная статья на тему 'Некоторые вопросы исполнительства в классе цифрового синтезатора'

Некоторые вопросы исполнительства в классе цифрового синтезатора Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТЕЗАТОРА / КОНСТРУКЦИОННЫЕ РАЗЛИЧИЯ СИНТЕЗАТОРОВ / НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КЛАССЕ СИНТЕЗАТОРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макарова Светлана Михайловна

Автор анализирует исполнительские художественно-выразительные возможности синтезатора как современного средства музыкально-эстетического развития детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы исполнительства в классе цифрового синтезатора»

№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России " ^ ^

Все виды вторичной номинации базируются на ассоциативном характере человеческого мышления, что обусловливает широкие возможности языкового развития в целом. Значительный номинационный потенциал обнаруживается в индивидуально-авторском языковом творчестве, в котором «вполне сознательно модифицируются или вообще отвергаются стандартные, привычные способы организации текстового пространства, каноны его архитектуры» [5].

Итак, номинация человека неразрывно связана с осмыслением, интерпретацией и оценкой объекта, которому дается имя. В самом выборе (отборе) номинативных средств проявляется авторская языковая личность. Как считает Л. Ю. Буянова, язык творчества / творения того или иного автора-личности, представляя собой уникальный феномен психолого-коммуникативного эмоцио-нально-чувственного состояния, в определенной степени эксплицирует и самого автора, и образ его мыслей, и этапы его внутренней эволюции. Посредством реконструкции психолого-социального портрета автора воссоздается и жизненный контекст его бытия: имплицитно выраженные

жизненная позиция, ценности, ориентации, кредо - словом, все то, что, реализуясь во множестве моделей поведенческих и речевых реакций персонажей, приобретает наглядность, модифицируясь в жизнь языка и язык жизни [6].

Литература

1. Морковкин В. В. Язык, мышление и сознание // Русский язык: энциклопедия. М., 1997. С. 436.

2. Телия В. Н. Номинация // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990. С. 336-337.

3. Кривецкая Е. С. Окказиональная фразеологическая номинация как средство выражения языковой личности автора художественного текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2006. С. 13.

4. Там же. С. 11.

5. Буров А. А. Когниолингвистические вариации на тему русской языковой картины мира. Пятигорск, 2003. С. 67.

6. Буянова Л. Ю. Языковая личность как текст: жизнь языка и язык жизни // Языковая личность' экспликация, восприятие и воздействие языка и речи. Краснодар, 1999. С. 70-72.

L. N. KURYAN. NOMINATION OF THE PERSON AS THE MECHANISM OF FORMING OF THE AUTHOR'S LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD

The author of this article on material of the language of A. I. Solzhenicyn's works investigates the nomination of the person as the major unique cognitive-informative process which is characterised by essential features - anthropocentric and double smoothness of references.

Key words: nomination, anthropocentric; language personality of the author, artistic text, occasionalisation, social pragmatics of the word.

С. М. МАКАРОВА

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КЛАССЕ ЦИФРОВОГО СИНТЕЗАТОРА

Автор анализирует исполнительские художественно-выразительные возможности синтезатора как современного средства музыкально-эстетического развития детей.

Ключевые слова: исполнительские возможности синтезатора, конструкционные различия синтезаторов, начальное обучение в классе синтезатора.

Без исполнителя невозможно представить процесс живого звучания музыки, наполнение эмоциональной силой каждого штриха, скрывающегося в музыкальном шедевре.

Специфика любого инструмента ставит перед исполнителем свои задачи, и синтезатор не исключение. Музыкальный инструмент, так или иначе, отражает свое время и эпоху. Творчество многих композиторов XX столетия в разной степени соприкасалось с электроакустической музыкой. Менялась роль исполнителя, авторы зачастую от него просто отказывались и записывали свои опусы с помощью магнитофонной ленты и генераторов. Роль интерпретатора в звене

композитор - исполнитель - слушатель должна быть переосмыслена. Этот процесс предполагает две противоположные тенденции, отраженные в системе обучения по классу синтезатора. Он уникален тем, что дает возможность познать безграничный потенциал звука. Без преувеличения можно сказать, что в руках исполнителя находится целый оркестр, и вопрос о грамотном управлении им - первое, с чем сталкиваются в методике обучения. Универсальное определение синтезатора как инструмента-оркестра вполне оправданно. Он способен воспроизвести довольно большое количество музыкальных звуков, шумов, но его собственный голос - это звуки, полученные

124 "ЩАьтурыая жизнь Юга России "

т 3 (32), 2009

синтезированным путем с помощью различных эффектов [1].

На сегодняшний день синтезатор можно уверенно определить как самостоятельный инструмент с собственными возможностями. Одна из проблем исполнительства - размер и объем клавиатуры. Существуют синтезаторы, где клавиши максимально приближены по размеру и туше к фортепианным, хотя лишены такой же глубины погружения.

Вопрос о туше всегда был острым, поскольку синтезатор считался производным прикладного назначения и часто сравнивался с его предшественником - фортепиано. Основные возможности синтезатора заключены, конечно, не в клавиатуре, а в цифровых ресурсах. И здесь каждая модель инструмента своеобразна.

Любой синтезатор имеет уникальную по силе клавиатуру, подобрать две одинаковые так же невозможно, как и оттенки тембра или насыщенность звука. Школа электронных инструментов (в частности, синтезатора) находится еще в процессе становления и формирования.

Поскольку все учащиеся не могут иметь в распоряжении одинаковую модель синтезатора, существует много трактовок одной пьесы. Каждый раз она звучит по-новому, даже на одной модели инструмента произведение может исполняться в разных вариантах [2].

В классе синтезатора ученик впервые соприкасается с понятиями сопровождение, ак-

компанемент, ансамбль разных инструментов. Звучание музыки, которое можно было услышать только на концерте, сосредоточено в одном инструменте.

Составление аранжировки для синтезатора зависит не только от навыков и знаний, но еще и от богатства опыта слуховых ощущений. Во многом именно модель синтезатора подсказывает методологическое направление. В обычной методике возникает опасность сводить обучение к освоению полного аккорда, в то время как универсальный режим для аккордов в левой руке - логичный выход к их плавному освоению. Поэтому есть основание считать данные режимы игры в обучении условными [3].

Таким образом, в связи с существованием различных моделей электронного инструмента вопрос о звукоизвлечении в классе клавишного синтезатора является одним из самых актуальных. Сегодня существуют разнообразные методики трактовки, многообразные подходы к освоению синтезатора. Все это формирует четкое направление в музыкальной педагогике, призванное раскрыть цифровые возможности инструмента.

Литература

1. Соловьева Л. А. Синтезатор: Техника автоаккомпанемента. М., 2000.

2. Харъкин В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М., 1992. С. 159.

3. Соловьева Л. А. Синтезатор ...

S. M. MAKAROVA. SOME ASPECTS OF PERFORMANCE IN THE CLASS OF DIGITAL SYNTHESIZER

The author analises performance artistic expressive potential of synthesizer as modern means of children's musical-aesthetic education.

Key words: performance potential of synthesizer, difference in constructions, the first stage of training in the class of synthesizer.

Э. В. НАЧКЕБИЯ

МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ЯЗЫКА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Статья посвящена постановке проблемы ментальности как лингвистической категории. Анализ определений и корреляций фундаментальных лингвистических понятий и терминов показывает генетическое единство и функциональный изоморфизм мыслительно-ментальных и языковых феноменов.

Ключевые слова: концепт, культура, язык, лингвистическая категория, менталитет, ментальность, семантика.

В конце XX века в теории языка активизировались исследования проблемы ментальности и менталитета как необходимых составных частей национального самосознания, отраженного в языке и тексте. Термин ментальность прочно занял одно из центральных мест в понятийной системе лингвистического аппарата изучения

различных языковых феноменов. Проблема ментальности наиболее плодотворно разрабатывается при изучении процессов языковой концептуализации и системы концептов русского и иных языков [1].

По определению В. А. Масловой, «ментальность - это миросозерцание (курсив наш. - Э. Н.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.