Научная статья на тему 'Номенклатурные проблемы в эколого-флористической классификации растительности'

Номенклатурные проблемы в эколого-флористической классификации растительности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛИДИЗАЦИЯ / НОМЕНКЛАТУРА / РАСТИТЕЛЬНОСТЬ / СИНТАКСОН / ЭКОЛОГО-ФЛОРИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ECOLOGIC-FLORISTIC CLASSIFICATION / NOMENCLATURE / SYNTAXON / VALIDIZATION / VEGETATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юрицына Н. А.

В статье обсуждается некорректное использование правил и принципов Международного кодекса фитосоциологической номенклатуры, которое допускается в научных работах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOMENCLATURE PROBLEMS IN ECOLOGIC-FLORISTIC CLASSIFICATION OF VEGETATION

Incorrect use of rules and principles of «International Code of Phytosociological Nomenclature» in scientific practice is discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Номенклатурные проблемы в эколого-флористической классификации растительности»

УДК 581.9

НОМЕНКЛАТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЭКОЛОГО-ФЛОРНСТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

© 2011 H.A. Юрицына

Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти Поступила 27.01.2011

В статье обсуждается некорректное использование правил и принципов Международного кодекса фитосо-циологической номенклатуры, которое допускается в научных работах.

Ключевые слова: валидизация, номенклатура, растительность, синтаксон, эколого-флористическая классификация.

На практике нередко приходится сталкиваться с ошибками и неточностями, которые допускаются при описании, наименовании и валидизации син-таксономических единиц разного ранга. Сам по себе факт наличия ошибок прискорбен, но не криминален, так как классификационно-описательные процедуры часто не отличаются простотой. Но, к сожалению, накапливаемые ошибки и неточности, особенно касающиеся одних и тех же синтинтаксо-нов и «кочующие» из одной публикации в другую, могут сильно осложнять дальнейшую работу с этими единицами, так как масса времени может, в частности, тратиться не на сам процесс анализа особенностей растительных сообществ, а на выверку «паспортных» тонкостей синтаксономического названия. Таким образом, самая обыкновенная идентификация синтаксона оказывается нелегким делом.

В настоящей статье рассматриваются примеры некорректных, на наш взгляд, исправительных процедур для ряда синтаксонов, появившихся недавно и часто повторяющихся в последнее время.

Своим появлением настоящая статья во многом обязана двум недавно вышедшим работам: Лысенко Т.М. «Новые данные о растительном покрове Самарской области» [7] и Лысенко Т.М., Раков Н.С. «Растительность засоленных почв Северного Низкого Заволжья (Ульяновская и Самарская области)» [9], а также некоторым другим, более ранним, публикациям.

В них можно обнаружить немало отклонений от правил и норм, установленных в основополагающем фитосоциологическом документе - Международном кодексе фитосоциологической номенклатуры (International Code of Phytosociological Nomenclature - ICPN [15]).

В статье Т.М. Лысенко [7] автором проведен критический пересмотр 3-х ранее вышедших публикаций с целью устранения для отдельных синтаксонов имеющихся ошибок и несоответствия правилам и положениям Кодекса (ICPN), а также узаконения этих синтаксонов.

Но первое, с чем сталкивается читающий эту статью, - полное отсутствие в списке литературы

Юрицына Наталья Алексеевна, к.б.н, с.н.с., e-mail: natyur@mail.ru

или указание там неверных выходных данных для 2 (!!) из 3 этих «основополагающих» публикаций. И таким образом не только нельзя говорить о декларируемом в ICPN постоянном требовании о «недвусмысленных ссылках» на публикации (см. ст. 2, 6, 43, 46 ICPN), но даже о возможности вообще понять, о каких литературных источниках идет речь и где их искать. Это же одновременно приводит и к невозможности достижения поставленной автором статьи цели - валидизации синтаксонов.

Далее приводятся и другие увиденные нами неточности и ошибки, которые, к сожалению, также препятствуют очередной валидизации ряда синтаксонов.

В статье много внимания уделено ассоциации Atriplici laevis-Elytrigietum repentis1 Golub et al. 2001. Но кроме уже указанных проблем с правильным цитированием литературных первоисточников (и нарушением ст. 2, 43 ICPN), возникают и другие вопросы по поводу проводимых Т.М. Лысенко доя этой ассоциации и ее структурных подъединиц (вариантов) операций.

Вполне вероятно, определенная «проблемность» ассоциации связана с ее внутренней многовариантностью. Ей (и ее субассоциациям или вариантам) была посвящена не одна публикация (в том числе и отчасти дублирующие друг друга [1, 3, 4, 8, 10]), о чем указывает и сама Т.М. Лысенко [7], являясь одним из авторов ассоциации.

Она же предлагает и исправить названия этой ассоциации вследствие таксономической ошибки, а именно, заменить его на «Atriplici intracontinen-talis-Elytrigietum repentis Golub, Lysenko, Ruk-hlenko, Karpov 2001 nom. corr. hoc loco». Но что касается вида Atriplex intracontinentalis2 Sukhor., то использование при наименовании синтаксона этого недавно выделенного и не обсуждавшегося другими систематиками, а значит «неустоявшегося» таксона, также нарушает ст. 43 ICPN, которая рекомендует перед переименованием удостовериться,

1 Названия и номенклатура синтаксонов соответствуют правилам 3-то издания «Международного кодекса фитоценоло-тической номенклатуры» - 1СРЫ [15].

2 Названия таксонов приводятся по сводке С.К. Черепанова [11], а отсутствующих там новых таксонов - по соответствующим публикациям.

что таксономическое нововведение («...название вида, описанного в более узком понимании, нежели агрегат») признается в одинаковом ранге многими авторами во многих флористических сводках. Выделение же из агрегации видов, близких к A. laevis С.А. Mey., A. intracontinentalis произведено менее чем за 2 года до предлагаемого переименования ассоциации [14].

Почти тоже самое можно сказать и о ситуации с одним из подвидов вида Suaeda corniculata (С.А. Mey.) Bunge - Suaeda corniculata ssp. corniculata - и связанным с ним предлагаемым Т.М. Лысенко переименованием синтаксонов (включая и один из вариантов асс. Atriplici laevis (в новой версии Atrip-lici intracontinentalis)-Elytrigietum repentis), в которых имяобразующим является название вида Suaeda corniculata. Данные о новых таксонах рода Suaeda Forssk. ex J.F. Gmel. появились только в 2008 г. [13]. Кроме того, в ситуации с видом S. corniculata не совсем понятно, к чему в контексте рассматриваемой статьи относится фраза «Ст. 10а... рекомендует использовать в качестве имяоб-разующих таксонов вид или подвид, а поскольку в данном случае название вида и подвида одинаковы, то на изменение названия синтаксонов выделение новых подвидов не повлияло». Ведь в следующем за этой фразой абзаце приводится название варианта этой ассоциации уже не как вар. Suaeda corniculata, а как «вар. Suaeda corniculata ssp. corniculata» (т.е. оно «уточняется» до подвидового), и таким образом переименование варианта все же произведено [7, с. 111].

Учитывая, что в списке литературы отсутствуют или представлены с ошибками соответствующие публикации, на которые Т.М. Лысенко ссылается при указании номенклатурных типов ассоциации и ее вариантов, сами рассуждения и информация о номенклатурных типах становятся абсолютно излишними.

Кроме того, синтаксоны ранга вариантов ассоциаций не регулируются ICPN (см. Принцип II), и поэтому не было никакой необходимости валиди-зировать их с указанием номенклатурных типов. Надо сказать, что излишняя валидизация вариантов вообще буквально «преследует» эту ассоциацию и эта процедура неоднократно повторяется и другими исследователями [8, 10].

Таким образом, только по одной асс. Atriplici laevis-Elytrigietum repentis опубликована масса излишнего материала (а это также не приветствуется правилами ICPN), что, однако, не привело к узаконению под новым названием ни собственно ее, ни ее вариантов.

Желание исправить названия синтаксонов из-за неправильного или невыбранного номенклатурного типа и валидизировать их затронуло еще нескольких ассоциаций в рассматриваемой нами публикации [7]. В них входят Poo pratensis-Lepidietum lati-folii Lysenko et al. 2003, Puccinellio tenuissimae-Camphorosmetum songoricae Lysenko et al. 2003 и

Cirsio esculenti-Lotetum zhegulensis Golub et Lysenko 1999 с субассоциациями Cirsio esculenti-Lotetum zhegulensis agrostietosum Golub et Lysenko 1999 и Cirsio esculenti-Lotetum zhegulensis festuce-tosum Golub et Lysenko 1999.

Но для двух первых синтаксонов предпринятые исправления оказываются невалидными из-за уже названного ранее ошибочного указания выходных данных более ранней публикации с описанием этих ассоциаций и их номенклатурных типов [10].

Что касается асс. Cirsio esculenti-Lotetum zhegulensis, то не было никакой необходимости исправлять ее название, поскольку уже в 1999 г. она опубликована валидно (хотя и без выделения субасс. typicum), в том числе и с указанием номенклатурного типа (оп. 10. табл. 2 [2]), который являлся одновременно и номенклатурным типом ее субассоциации С. е. -L. zh. agrostietosum. Статья 5 ICPN (на которую ссылается Т.М. Лысенко при рассмотрении этой ассоциации) не требует обязательного выделения субасс. typicum, а тем более делать это специально и вновь валидизировать ассоциацию при условии, что номенклатурный тип ассоциации уже был выбран из описаний, входивших в ранее валидно опубликованную субассоциацию. В этом случае теряет смысл и соответствующая ссылка на ст. 4 (а) - для двух уже существовавших ранее субассоциаций асс. Cirsio esculenti-Lotetum zhegulensis. Таким образом, практически вся информация по этой ассоциации, приводимая в статье, включая повторную валидизацию уже легитимных субассоциаций С. &-L. zh. agrostietosum и С. &-L. zh. festucetosum, излишня. Кроме того, при существующей стилистике и грамматике текста статьи [7] может появиться мнение, что номенклатурным типом самой ассоциации является субасс. С. e.-L. zh. typicum, а не определенное описание, как об этом говорят ст. 16 и Определение VIII ICPN.

Таким образом, только в одной публикации [7] практически ко всем синтаксонам, предложенным к валидизации после якобы исправления ошибок и неточностей, можно предъявить претензии по поводу того, что предлагаемая «коррекция» не соответствует ICPN.

Еще одна не совсем логичная, на наш взгляд, попытка переименования ассоциаций предпринята в 2010 г. в публикации Т.М. Лысенко и Н.С. Ракова [9]. Она касается валидной асс. F estuco valesiacae-Artemisietum austriacae Karpov et al. in Karpov et Yuritsyna 2006.

Авторы публикации меняют порядок видов в названии этой ассоциации, предлагая его уже в версии «Artemisio austriacae-Festucetum valesiacae Karpov. Lysenko, Golub nom. invers, propos, et ass. nov. hoc loco». Объяснение этой перемены сводится к тому, что такая последовательность таксонов лучше отражает «прогрессивную сукцессию», наблюдаемую в природе. Но подобное переименование нарушает ст. 29 ICPN, налагающую ограниче-

ния на случаи «субъективного» отвержения или исправления названий синтаксонов.

Аргументация в пользу перестановки таксонов с использованием понятий «ярусность» и «доминанты», а также привлечением ст. 3 и 10 ICPN неуместна. Сами же авторы публикации указывают, что в «старой» ассоциации из Оренбургской области (10 описаний) оба имяобразующих таксона (Artemisia austriaca, Festuca valesiaca) «являлись равнозначными доминантами» [9, стр. 36]. К этому стоит добавить, что при ее первоописании [6] травостой характеризуется по высоте как однородный (т.е. безъярусный), но при этом, в принципе, мало чем отличающийся по амплитуде высоты (25-35 см) от двухъярусного травостоя «новой, переименованной» ассоциации из Ульяновской области (всего 6 описаний!): 1 «подъярус» (Festuca valesiaca) - 3540 см, 2 «подъярус» (Artemisia austriaca) - 20-30 см.

Кроме того, в рассматриваемой статье опять проведена ненужная валидизация вариантов («Ко-chio laniflorae-Puccinellietum distantis ass. nov. hoc loco»).

Несколько слов хочется сказать о ссылках на авторство. Несмотря на то, что ICPN жестко не оговаривает указание авторства для ранее невалидно опубликованных синтаксонов и не всегда требует перечисления в их названии авторов, впервые описавших данную единицу, все-таки научная практика считает неэтичным при наименовании синтаксона забывать ссылку на фамилии авторов-первоописателей. Но тем не менее это нередко происходит, что можно наблюдать, в частности, даже в ряде упомянутых в настоящей статье работ. Так, в коллективных публикациях [9, 10] при вали-дизации ранее невалидных по причине опубликования только в депонированной статье [1] синаксо-нов, впервые установленных В.Б. Голубом и Т.М. Лысенко, авторство последних (Golub et Lysenko 1997) в новом названии почему-то опускается (это касается, к примеру, ассоциаций Leontodonto аи-tumnalis-Cichorietum intybus, Poo pratensis-Lepidietum latifolii, Puccinellio tenuissimae-Camphorosmetum songoricae). Также непонятно исчезновение первоописателей-соавторов Д.Н. Карпова у целого ряда синтаксонов в работе В.Б. Голуба с соавторами [12] (в частности, у ассоциаций Festuco pseudovinae-Artemisietum santonicae, Festuco valesiacae-Galatelletum tataricae, Limonio gmelinii-Festucetum valesiacae, Festuco valesiacae-Artemisietum austriacae и др.). Кроме того, «Conspectus» «грешит» и повторной валидизацией уже легитимных единиц (причем как низшего, так и высшего ранга).

Конечно же, инициируя валидизацию, переименование или любую другую номенклатурную процедуру, каждый из исследователей преследует определенные «благие» цели, что должно было бы облегчить многим синтаксонам существование в синтаксономическом пространстве, а работающим

с ними ученым - различные операционно-аналитические процедуры. Но, к сожалению, зачастую нововведения лишь усугубляют путаницу и отнимают время на дополнительные разбирательства.

Если принять во внимание ряд обстоятельств, а именно:

- сам Кодекс (ICPN) является достаточно сложным документом, регулирующим множество правил, и поэтому он не лишен своих собственных недостатков;

- даже работающие в одной области исследователи не всегда имеют доступ и хорошо информированы о выходящих публикациях своих коллег;

- в настоящее время уже существует огромное количество синтаксонов разного ранга;

- как показывает практика, у геоботанического сообщества (как российского, так и интернационального), к сожалению, не хватает сил для организации эффективного функционирования специальных комиссий, которые бы отслеживали соблюдение всех номенклатурных тонкостей. Например, многие намерения Номенклатурной комиссии Международной ассоциации науки о растительности по доработке текста Кодекса и опубликованию дополнительной информации в соответствующих Приложениях к нему (в частности, по инвертированным названиям, которые требуют обязательного одобрения этой Комиссии) за 10 лет существования 3-ей версии ICPN так и не были воплощены в жизнь;

то хотелось бы, чтобы номенклатурные (и особенно исправляющие ошибки) процедуры были менее поспешными и более тщательно выверенными и не приводили бы, в свою очередь, к серии корректирующих публикаций.

На наш взгляд, лучше применить принцип «Семь раз - отмерь, один раз - отрежь», чем порождать на «генеалогическом синтаксономическом древе» сомнительных отпрысков с непонятными и громоздкими именами, блуждающих по его многочисленным ветвям в поиске своего «места в жизни».

Автор благодарит C.B. Саксонова и В.Б. Голуба (ИЭВБ РАН, г. Тольятти) за консультации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голуб В.Б., Лысенко Т.М. К характеристике растительных

сообществ Ставропольской депрессии (Самарская область). Тольятти. 1997. 51 с. Деп. в ВИНИТИ. № 3362-В97.

2. Голуб В.Б., Лысенко Т.М. Травянистая растительность нижней части поймы р. Тишерек (Самарская область) // Бюл. «Самарская Лука». 1999. № 9/10. С. 119-142.

3. Голуб В.Б., Лысенко Т.М. Галофитные растительные со-

общества Майтуганской депрессии (Самарская область, Россия) // Экология, фитоценология и оптимизация экосистем/ Тр. Никит, бот. сада - Нац. НЦ. 2004. Т. 123. С. 114-120.

4. Голуб В.Б., Лысенко Т.М., Рухленко И.А., Карпов Д.Н. Внутриконтинентальные галофитные сообщества с пре-

обладанием гемикриптофитов в СНГ и Монголии // Бюл. МОИП. Отд. биол. 2001. Т. 106, вып. 1. С. 69-75.

5. Карпов Д.Н., Юрицына Н.А. Растительность засоленных

почв Южного Урала и сопредельных территорий / Под ред. В.Б. Голуба, C.B. Саксонова. Тольятти, 2006. 124 с.

6. Карпов Д.Н., Лысенко Т.М., Голуб В.Б. Растительные со-

общества на солонцовых и засоленных почвах Южного Урала // Растительность России. 2003. № 4. С. 29-41.

7. Лысенко Т.М. Новые данные о растительном покрове Самарской области // Поволж. экол. журн. 2009. № 2. С. 107-114.

8. Лысенко Т.М., Митрошенкова А.Е. Фитоэкологическая характеристика галофитных сообществ одной из охраняемых территорий Самарской области - Майтуганской депрессии // Изв. Самар. НЦ РАН. Спецвып. «Природное наследие России». 2004. Ч. 2. С. 255-268.

9. Лысенко Т.М., Раков Н.С. Растительность засоленных почв Северного Низкого Завожья (Ульяновская и Самарская области) // Растительность России. 2010. № 16. С. 27-39.

10. Лысенко Т.М., Карпов Д.Н., Голуб В.Б. Галофитные растительные сообщества Ставропольской депрессии (Са-

марская область) // Растительность России. 2003. № 4. С. 42-50.

11. Черепанов С.К Сосудистые растения России и сопредельных государств. СПб.: Мир и семья, 1995. 992 с.

12. Golub V.B., Karpov D.N., Nikolaychuk L.F., Sorokin A.N., Bazhanova N.B. Conspectus of Communities of the Class Festuco-Puccinellietea So6 ex Vicherek 1973 in the Territory of the Commonwealth of Independent States // Бюл. «Самарская Лука». 2006. № 17. С. 28-51.

13. Lomonosova М., Brandt R., Freitag H. Suaeda corniculata (Chenopodiaceae) and Related New Taxa from Eurasia II Willdenowia. 2008. V. 38. P. 81-109.

14. Suchorukow A.P. Zur Systematik und Chorologie der in Russland und den benachbarten Staaten (in den Grenzen der ehemaligen USSR) vorkommenden Atriplex-Arten (Chenopodiaceae) II Ann. Naturhist. Mus. Wien. 2007. Bd. 108. S. 307-420.

15. Weber H.E., Moravec J., Theurillat J.-P. International Code of Phytosociological Nomenclature. 3rd ed. // J. Veg. Sei. 2000. V. 11, № 5. P. 739-769.

NOMENCLATURE PROBLEMS IN ECOLOGIC-FLORISTIC CLASSIFICATION OF VEGETATION

© 2011 N.A. Yuritsyna

Institute of Ecology of the Volga-river Basin of Russian Academy of Sciences, Togliatti

Incorrect use of rules and principles of «International Code of Phytosociological Nomenclature» in scientific practice is discussed in the article.

Key words: ecologic-floristic classification, nomenclature, syntaxon, validization, vegetation.

Yuritsyna Natal'ya Alekseevna, Candidate of Biology, senior researcher, laboratory of phytodiversity problems, e-mail: natyur@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.