Научная статья на тему 'НОМЕНКЛАТУРА НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА'

НОМЕНКЛАТУРА НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
663
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИФИКАТОР / ОТРАСЛЬ НАУКИ / ГРУППА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ / РУКОВОДСТВО ФРАСКАТИ / CLASSIFIER / BRANCH OF SCIENCE / GROUP OF SPECIALTIES / SCIENTIFIC SPECIALTY / HIGHER ATTESTATION COMMISSION / FRASCATI MANUAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габов Андрей Владимирович, Мацкевич Игорь Михайлович

Цель работы: проанализировать категорию «номенклатура научных специальностей» и предложить механизм её разработки и принятия. Метод: дедукции, индукции, контент-анализ, историко-правовой, сравнительно-правовой. Результаты: обоснована необходимость структурного изменения построения современной номенклатуры научных специальностей, которая должна стать системой, помогающей ученым мыслить стратегически, и должна быть направлена на решение задач, способных отвечать глобальным вызовам человечества. Предложен механизм формирования номенклатуры, в том числе с учетом отечественного опыта и зарубежных наработок (Руководство Фраскати).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Габов Андрей Владимирович, Мацкевич Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOMENCLATURE OF SCIENTIFIC SPECIALTIES AS AN ELEMENT OF THE GOVERNMENT SYSTEM OF ACADEMIC PERFORMANCE ASSESSMENT: RAISING THE ISSUE

Purpose of the paper: analysing of the category “nomenclature of scientific specialties” and proposing a mechanism for its development and adoption. Methods used: deduction, induction, content analysis, law history and comparative law methods. Results obtained: a justification is given to a need for structural changes of the modern nomenclature of scientific specialties which should become a system helping scholars to think strategically and should be aimed at solving problems capable to respond to global challenges of the humanity. A mechanism for forming the nomenclature is proposed, considering also the domestic experience and foreign developments (the Frascati Manual).

Текст научной работы на тему «НОМЕНКЛАТУРА НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА»

Номенклатура научных специальностей как элемент государственной системы научной аттестации: к постановке вопроса

Габов А. В., Мацкевич И. М. *

Ключевые слова: классификатор, отрасль науки, группа специальностей, научная специальность, Высшая аттестационная комиссия, Руководство Фраскати.

Аннотация.

Цель работы: проанализировать категорию «номенклатура научных специальностей» и предложить механизм её разработки и принятия.

Метод: дедукции, индукции, контент-анализ, историко-правовой, сравнительно-правовой.

Результаты: обоснована необходимость структурного изменения построения современной номенклатуры научных специальностей, которая должна стать системой, помогающей ученым мыслить стратегически, и должна быть направлена на решение задач, способных отвечать глобальным вызовам человечества.

Предложен механизм формирования номенклатуры, в том числе с учетом отечественного опыта и зарубежных наработок (Руководство Фраскати).

DOI: 10.21681/2226-0692-2020-2-18-28

1. Введение . Номенклатура: общая характеристика

С

\._Улов «номенклатура» — латинского происхождения. В словарях русского языка слово «номенклатура» объясняется как совокупность или перечень употребляемых в какой-нибудь специальности названий, терминов, или (в собирательном значении) как номенклатурные должностные лица, списки соответствующих должностей1. Весьма близки к первому из указанных объяснений те, которые даются в философских словарях. В них о номенклатуре говорится как о сводке терминов, названий, основных понятий, употребляемых в какой-либо отрасли знания, причем специально подчеркивается, что в основе любой правильно построенной номенклатуры всегда лежит определенная система классификации2 (здесь и далее курсив наш — А.Г., И.М.). Слово «номенклатура» (в первом из указанных значений) используется очень широко для обозначения различных совокупностей явлений в разных сферах жизни. В географии номенклатура — это названия стран, городов, рек и других гео-

1 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999.С. 421.

2 См.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/6931/HO-МЕНКЛАТУРА (дата обращения — 24 мая 2020 г.).

графических объектов; в химии — названия химических веществ и соединений; в бухгалтерии номенклатурой называют определенным образом классифицированный перечень продукции, которая производится конкретным предприятием или целой отраслью промышленности; есть номенклатура лекарственных средств, видов исследования и их описание и т. д.3

Сфера права — одна из тех, в которых слово «номенклатура» используется еще с советских времен очень широко. В самом общем виде для права номенклатура — это перечень объектов4, субъектов, юридических фактов, видов деятельности5, видов действий, иных яв-

3 См.: Сиротюк В.А. Объекты стандартизации информационного обеспечения природопользования // Геоинформатика. 2003 № 3. С. 48—51.

4 К примеру, Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (см.: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»).

5 К примеру, см.: Номенклатуру медицинских услуг, утверж-

денную приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 октября

2017 г. № 804н.

* Габов Андрей Владимирович, член-корреспондент РАН РФ, доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации, Институт государства и права Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Мацкевич Игорь Михайлович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

лений (должности6, специальности, документы и иное), имеющих значение для регулирования отдельных сфер общественных отношений.

Такое использование значительно различается в разных сферах — где-то оно может быть весьма распространенным (носить системный характер)7, где-то носить единичный характер (иногда можно говорить и о случайном характере). Какого-то внятного объяснения такой разности использования слова (здесь уже можно говорить и о «понятии») «номенклатура» в праве нет, собственно, нет (что удивительно) и серьезных теоретических исследований этого понятия. Анализируя разные случаи его использования, нельзя не обратить внимания на следующие обстоятельства: чаще всего это понятие используется в тех случаях, когда перед законодателем стоит проблема классификации множества однородных явлений.

Такая классификация — это приведение определенного множества явлений в определенную систему (систематизация); например, совокупность определенных характеристик и требований объединяется в понятие «должность». Это облегчает «работу» субъекта права с явлениями внешнего к нему мира в конкретных ситуациях. Субъекту не надо всякий раз самостоятельно, полагаясь на собственные цели, знания и опыт, осуществлять мыслительную деятельность по созданию нового феномена (путем соединения различных характеристик, качеств), а надо лишь квалифицировать соответствие субъекта, объекта, деятельности, иного явления с точки зрения определенной позиции в утвержденной номенклатуре.

Таким образом, номенклатура направлена на унификацию явлений внешнего мира, позволяя структурировать такие явления определенным образом; она препятствует порождению многообразия, вносящего неопределенность в правоотношения. Именно поэтому в абсолютном большинстве случаев номенклатуры в праве характеризуются императивностью, а не рекомендательным характером. Квалификация соответствия явления в праве (субъекта, объекта, действия и иного) той или иной позиции в утвержденной номенклатуре означает возможность получения (получение) право-

6 К примеру, в законодательстве об образовании используется понятие «номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (см.: ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»).

7 В качестве примера широкого использования можно привести ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которая относит к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, вопрос об «утверждении соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование)». Как видно, здесь используется номенклатуры и субъектов, и объектов, и должностей, и специальностей.

вого статуса (положения), применение определенного правового режима8.

Российское законодательство о науке и государственной научно-технической политике также использует понятие «номенклатура». Использование этого и иных понятий, как верно отметил один из ведущих современных российских философов И.Т. Касавин, есть следствие «изменения социальной природы самой науки, ее дисциплинарного характера»; он отмечает, что «наука как социальный институт приобретает все большую системность», а «задаче достижения системности всегда служили классификации»9. И.Т. Касавин, говоря о регулировании современной российской науки, отмечает, что в ней присутствуют разные классификации — одни введены нормативно, а другие, как он отмечает, введены «в рамках частного бизнеса, к примеру, в рамках Thomson & Reuter или Elsevier. Тем не менее, эти последние классификации вышли далеко за пределы компаний и стали практически международными»10.

Понятие «номенклатура» используется в ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»11 (далее — Закон о науке)12. В указанной статье два раза используется понятие «номенклатура»; при этом данное понятие упоминается только применительно к присуждению ученой степени. В частности, установлено, что ученые степени кандидата наук и доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (в настоящее время — Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее — Минобрнауки РФ)); указанная номенклатура признается обязательной для всех ученых степеней, присуждаемых в рамках государственной системы научной аттестации. Отметим, что анализ принятых в развитие Закона о науке подзаконных норматив-

8 К примеру, в соответствии со ст. 19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.

9 См.: Касавин И.Т. Дисциплинарные классификации и нормативное регулирование науки // Epistemology & Philosophy of Science. 2018. № 1. С. 23.

10 Там же. С. 24

11 Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

12 До уровня закона понятие «номенклатура научных специаль-

ностей» впервые было «поднято» только в 2013 г. после принятия Фе-

дерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»

(также см.: Габов А.В. Государственная система научной аттестации как предмет правового регулирования в постсоветское время // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2020. Выпуск 2. С. 76).

ных актов разного уровня показывает, что с понятием «номенклатура» они, помимо присуждения ученых степеней, связывают следующие последствия:

а) в соответствии с номенклатурой присваиваются ученые звания (п. 2 Положения о присвоении ученых званий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. № 1139 (далее — Положение о присвоении ученых званий);

б) номенклатурой определяется соответствие направлений подготовки научно-педагогических работников (п. 4 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 (далее — Положение о присуждении ученых степеней));

в) кандидатские экзамены сдаются в соответствии с научной специальностью (научными специально стя-ми) и отраслью науки, предусмотренными номенклатурой (п. 3 Положения о присуждении ученых степеней; п. 5 Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 28 марта 2014 г. № 247);

г) диссертационные советы создаются по специальностям, предусмотренным номенклатурой (п. 9 Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденного приказом Миноб-рнауки РФ от 10 ноября 2017 г. № 1093).

2 . Номенклатура научных специальностей в советский период

В первых советских нормативных правовых актах, посвященных ученым степеням и званиям, — постановлении СНК СССР от 13 января 1934 г. № 79 «Об ученых степенях и званиях»13 (п. 3), постановлении Совнаркома СССР от 20 марта 1937 г. № 464 «Об ученых степенях и званиях»14 (п. 1) не использовалось ни понятие «номенклатура», ни понятие «специальность», а говорилось об «области определенной научной дисциплины». В инструкции Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК Союза ССР о порядке применения Постановления Совнаркома Союза ССР от 13 января 1934 г. об ученых степенях и званиях, утвержденной СНК СССР 10 июня 1934 г.15, употреблялось понятие «отрасли научных знаний».

В Положении о Высшей аттестационной комиссии по присуждению ученых степеней и званий при Министерстве высшего и среднего образования СССР, утвержденном постановлением ЦК КПСС и Совета Министров (Совмин) СССР от 28 января 1960 г. № 12716, говорилось о полномочии ВАК устанавливать «перечень специальностей, по которым советам высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений предоставляется право приема к защите диссертаций» (п. 1).

13 Собрание законов СССР. 1934. № 3. Ст. 30.

14 Собрание законов СССР. 1937. № 21. Ст. 83.

15 Собрание законов СССР. 1934. № 34. Ст. 270.

16 Собрание постановлений правительства СССР. 1960. № 4. Ст. 20.

Данное понятие — «перечень специальностей, по которым предоставляется право приема к защите диссертаций» — будет использоваться и позднее (см. п. 3 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 18 октября 1974 г. № 825 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров»). В указанном документе мы также встречаем понятие «направления науки, техники, образования и культуры». Это же понятие — «направления науки» — приводится в п. 1 Положения о Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 8 мая 1975 г. № 37517. Ни о какой конкретной номенклатуре в указанном положении о Высшей аттестационной комиссии не говорилось.

Впервые номенклатура как правовая категория появляется в п. 12 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 12 мая 1962 г. № 441 «О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров»18, в котором определено в качестве поручения государственным органам «утвердить номенклатуру специальностей научных работников». Похоже, время и обстоятельства принятия номенклатуры не были эпизодом и простой случайностью19; очевидно, что изменения в подходах к научным исследованиям, общее стремление к систематизации и унификации, рождение основ отечественной наукометрии логично привели и к классификации наук в виде номенклатуры. Первоначальное ее значение состояло в систематизации проводимых научных изысканий. Это было главное и, скорее всего, единственное ее предназначение. Очень важное для того времени, отметим, поскольку наукометрии в мире, по сути, еще не существовало.

После 1962 г. номенклатура несколько раз уточнялась. Таким образом, в советский период номенклатур было утверждено несколько. Отметим, что в период СССР не имеется ни одного нормативного правового акта, в которых бы давалось определение номенклатуры или пояснялось бы ее значение для системы подготовки научных и научно-педагогических кадров (работников). В наиболее позднем нормативном правовом акте советского периода — Положении о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, утвержденном постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1989 г. № 118620, с изменениями в номенклатуре в части научных специальностей связывался пересмотр «сети специализированных советов» (п. 6), т. е. диссертационных советов.

17 Собрание постановлений правительства СССР. 1975. № 14.

Ст. 81.

18 Собрание постановлений правительства СССР. 1962. № 7. Ст. 57.

19 Здесь совпали как цели государства, так и ученых, которые активно работали над таким новым направлением как наукометрия (см.: Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса / В. В. Налимов, З. М. Мульченко. М., Наука, 1969. 192 с.; Мульченко З.М. Исследование информационных потоков в науке на основе библиографических ссылок: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Моск. гос. ин-т культуры. М.,. 1970. 27 с.).

20 Собрание постановлений правительства СССР. 1990. № 4. Ст. 26.

Со временем сложился определенный алгоритм составления номенклатуры: табличная форма, включавшая три элемента: «шифр», «отрасль науки, группа специальностей, специальность», «отрасль науки, по которой присуждается ученая степень» (например, см. постановление Государственного комитета СССР по науке и технике (ГКНТ СССР) от 28 июля 1972 г. № 385 «О номенклатуре специальностей научных работников»; постановление ГКНТ СССР от 25 мая 1977 г. № 231 «О номенклатуре специальностей научных работников»)21:

Соответствующие термины использовались и в иных нормативных правовых актах. Так, в п. 6 постановления Совмина СССР от 29 декабря 1975 г. № 1067 «О Положении о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий»22 указывалось, что ВАК СССР определяет количество специализированных советов (диссоветов) по каждой из специальностей (группе специальностей).

Изучение нормативных правовых актов советского периода показывает, что в них «специальность» или «научная специальность» стала минимальной единицей в номенклатуре, на которую «замыкалось» множество вопросов, связанных с открытием и деятельностью диссертационного совета, а также защитой диссертации. Например, в п. 20 упомянутого выше Положения о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1989 г. № 1186, было закреплено, что заключение организации, где выполнялась диссертация, в обязательном порядке должно была включать информацию о «специальности, которой соответствует диссертация». Примечательно, что последствия несоответствия специальности теме диссертационного исследования нигде не оговаривались и были бременем ответственности диссертационного совета и ВАК в лице его экспертных советов. Таким образом, соответствие диссертации специальности научной номенклатуры оценивалось индивидуально и являлось скорее важным для шифра и классификации соответствующего исследования, чем для оценки его содержания.

3 . Номенклатура научных специальностей в постсоветский период

После распада Советского Союза понятие «номенклатура специальностей научных работников» перешло в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Так, в 1993 г. в Положении о Государственном высшем аттестационном комитете Российской Федерации, утвержденном постановлением Совета Министров (Правительством) Российской Федерации от 22 февраля

21 Бюллетень Минвуза СССР. 1977. № 9.

22 Собрание постановлений правительства СССР. 1976. № 3. Ст. 14.

1993 г. № 14523, в п. 8 закреплялось, что ВАК России совместно с заинтересованными организациями проводит работу по совершенствованию номенклатуры специальностей научных работников.

При этом значение номенклатуры в Положении о Государственном высшем аттестационном комитете не прояснялось; сам документ был построен во многом в советских традициях: а) содержалось указание на «перечень научных специальностей, по которым предоставляется право приема к защите диссертаций»; б) большое значение придавалось самой научной специальности как первичному звену, на котором держится вся номенклатура.

Первая полноценная российская номенклатура специальностей научных работников была разработана Государственным комитетом РФ по высшему образованию, Государственным высшим аттестационным комитетом и Академией наук Российской Федерации и утверждена приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 28 февраля 1995 г. № 24 «О номенклатуре специальностей научных работников»24. Номенклатура была принята в форме таблицы и повторяла принцип формирования научной номенклатуры, существовавший в советское время.

Точно также были сформированы ряд более поздних номенклатур:

1. номенклатура специальностей научных работников, утвержденная приказом Министерства науки и технологии РФ от 25 января 2000 г. № 17/425;

2. номенклатура специальностей научных работников, утвержденная приказом Министерства промышленности, науки и технологии РФ от 31 января 2001 г. № 47;

3. номенклатура специальностей научных работников, утвержденная приказом Минобрнауки от 25 февраля 2009 г. № 5926 (первоначальная редакция).

Примечательно, что некоторые из указанных ведомственных нормативных актов, вводивших номенклатуру, не проходили процедуру специальной регистрации.

Для оценки первых современных российских нормативных правовых актов, посвященных номенклатуре, полезно проследить эволюцию развития законодательства о научной специальности (в понимании данного термина, закрепленного в настоящее время в Законе о науке).

Понятия «специальность», «перечни специальностей» в современном законодательстве о науке и государственной научно-технической политике появились только в 2010 г., после принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»27, в соответствии с которым в статье 4 Закона о науке по-

23 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 9.

Ст. 741.

24 Бюллетень Госкомвуза РФ. № 6. 1996.

25 Бюллетень Минобразования РФ. № 10. 2000.

26 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 20.

27 Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4167.

Шифр Отрасль науки, группа специальностей, специальность Отрасль науки, по которой присуждается ученая степень

1 2 3

явилась следующая формулировка: Министерство науки и образования РФ выдает разрешения на создание диссертационных советов по защите диссертаций и определяет перечни специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты.

В Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в настоящее время уже утратившем силу)28 в редакции от 16 июля 2011 г. было закреплено, что перечни направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки или обучающихся в ординатуре, интернатуре, номенклатура специальностей научных работников определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации29.

О номенклатуре в Законе о науке, как уже было отмечено, впервые было сказано только после принятия Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ, которым было закреплено (изменения коснулись все той же статьи 4), что ученые степени кандидата наук и доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, утвержденной министерством. До этого о номенклатуре не говорилось ни в одной из редакций Закона, начиная с момента его принятия и вступления в законную силу (этих редакций до 3 июля 2013 г. было ни много ни мало — 25!). Таким образом, до 2013 г. понятие номенклатуры, в том или ином контексте, использовалось только в подзаконных нормативных правовых актах.

В соответствии с п. 7 Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 октября 1994 г. № 118530, ВАК России мог контролировать и пересматривать сеть диссертационных советов по каждой научной специальности «с учетом изменений, вносимых в номенклатуру специальностей научных работников»31.

Намного больше внимания, да и значения тоже, номенклатуре было уделено в Едином реестре ученых степеней и ученых званий и Положении о порядке присуждения ученых степеней, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 7432. В первом из указанных документов ученая степень доктора и кандидата наук, а также ученое звание профессора и доцента по специальности, устанавливались согласно номенклатуре специальностей научных работников. А во втором документе (п. 16) среди обязательной информации в тексте объявления при принятии к защите упоминался «шифр специальности и отрасли науки (в

28 Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

29 Российская газета. 21 июня 2011 г.

30 Собрание законодательства РФ.1994. № 27. Ст. 2898.

31 Как видно, здесь, по существу, вновь воспроизведена норма из советских нормативных правовых актов. При этом подчеркивается формальная сторона вопроса — по сути, задача состоит в фиксировании вносимых изменений в номенклатуру и контроле за соблюдением шифра диссертационными советами.

32 Собрание законодательства РФ. 2002. № 6. Ст. 580.

соответствии с номенклатурой специальностей научных работников)».

По существу, впервые именно с указанного нормативного правового акта, т. е. с 2002 г., категория «номенклатура специальностей научных работников» стала приобретать определяющую роль в современном российской науке и системно «встраиваться» в регулирование государственной научной аттестации.

Принятие Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ33 имело особенно важное значение для изменения названия номенклатуры — от «номенклатуры специальностей научных работников» перешли к «номенклатуре научных специальностей» (изменения все той же ст. 4 Закона о науке).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это изменение отразилось и в тексте Положения о порядке присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 84234 (в п. 3 прямо сказано о номенклатуре научных специальностей).

Соответствующее изменение непосредственно коснулось названия номенклатуры — приказом Миноб-рнауки России от 20 февраля 2015 г. № 114 были внесены изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59 «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников», в результате чего название «Номенклатура специальностей научных работников» было изменено на название «Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени»35.

Таким образом, действующая научная номенклатура имеет законодательное определение — Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденная приказом Миноб-рнауки России от 23 октября 2017 г. № 102736.

При этом структурно и содержательно номенклатура не изменилась: мы по-прежнему видим три элемента:

Шифр Наименование групп Наименование отраслей

научных специальностей, науки, по которым

наименование научной присуждается ученая

специальности степень

Одной из проблемных «зон» в современной номенклатуре являются паспорта специальностей. В последний раз о паспортах научных специальностей говорилось в Положении об экспертном совете ВАК, утвержденном приказом Минобрнауки РФ от 13 сентября 2006 г. № 22637. Тогда на экспертные советы возлагалась обязанность участвовать в подготовке номенклатуры научных специальностей, паспортов научных специальностей и программ кандидатских экзаменов.

В настоящее время легитимность паспортов научных специальностей утрачена, хотя они продолжают

33 Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.

34 Собрание законодательства РФ. 2013. № 40 (часть III). Ст. 5074.

35 Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 23.04.2015.

36 Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 21.11.2017.

37 Бюллетень нормативных актов федеральных органов испол-

нительной власти. 2006. № 45.

разрабатываться экспертными советами ВАК и рассматриваться на научно-отраслевых сессиях Президиума ВАК. Произошло это по причине механического отнесения аспирантуры и вообще всего, что касается подготовки и защиты диссертации, к уровню образования. Соответственно, все вопросы, связанные с аспирантурой, а заодно и с докторантурой, были изъяты из компетенции ВАК. Хотя что мешало даже при таком решении (о пагубных последствиях данного решения говорилось много раз, в том числе и много лишнего, так что в настоящее время этот вопрос совершенным образом запутан) оставить за экспертными советами ВАК возможность определять содержание кандидатских экзаменов, непо-

нятно38.

4. Номенклатура научных специальностей: содержание и форма

Возникает вопрос, являются изменения в названии номенклатуры лингвистическим упражнением или несут в себе более содержательные моменты? Полагаем, что изменения касаются, прежде всего, содержания, несмотря на кажущуюся внешнюю однотипность таблиц номенклатуры.

Номенклатура специальностей научных работников предполагала определенную систематизацию сферы их деятельности. Название защищенной диссертации и научной специальности, таким образом, было вторичным. Номенклатура научных специальностей предполагает ее определяющее значение для подготовки соответствующего исследования. Как было сказано выше, понятие «научная специальность» становится определяющим элементом, главным звеном всей номенклатуры. Если научное исследование выходит за рамки конкретной научной специальности, ученый будет вынужден искать диссертационный совет под эту специальность. Таким образом, научная специальность стала «довлеть» над научным исследованием.

Хуже того, изменение приоритетов в номенклатуре привело к дроблению научных специальностей, вплоть до их необоснованной детализации («мельчания»). Ученые испугались, что отсутствие прямой фиксации конкретной научной специальности, которой они занимаются, в списке номенклатуры приведет к закрытию не только соответствующего направления в науке, но и лаборатории, кафедры, а то и целого института. При этом следует отметить, что ни в одном нормативном правовом акте это не прописано и по содержанию эти процессы между собой не связаны.

Исходя из изложенного, можно сделать промежуточный вывод, что, несмотря на довольно долгую эволюцию номенклатуры специальностей в отечественной науке, до сих пор нет точного понимания, что представляет собой понятие «номенклатура специальностей», что оно в себя включает и почему. По существу, нет понимания и того, что представляет его основной и мини-

38 См. более подробно: Власенко Н.А., И.М. Номенклатура и паспорт научных специальностей по юриспруденции. М., Проспект. 2019. 184 с.

мальный элемент — «специальность», а ведь именно на этот элемент сегодня «завязано» присуждение ученых степеней. Почему формируется та или иная специальность, как она формируется, какие «специальносте-об-разующие» элементы должны быть, чтобы полагать, что назрел вопрос о выделении новой специальности? Все эти вопросы остаются без ответа. В номенклатуре традиционно выделяется понятие «группа специальностей», но что это такое — тоже неясно. Более того, группа научных специальностей и научная специальность находятся в одном столбце таблицы, прописаны через запятую и, следовательно, формально означают одно и то же39.

При этом важное, если не сказать — определяющее значение стал иметь элемент номенклатуры, который называется отраслью науки. Минобрнауки РФ в соответствии с делегированными ему полномочиями утверждает перечень отраслей науки, в рамках которых организациям, которым предоставлено право самостоятельного присуждения ученых степеней, предоставляются права, предусмотренные Законом о науке (ст. 4). Другими словами, отрасль науки является тем важнейшим критериальным показателем, по которому научные и научно-образовательные организации получают право самостоятельной параллельной работы в системе государственной научной аттестации.

В то же время ученые степени продолжают присуждаться по научным специальностям. Более того, в п. 16 Положения о порядке присуждения ученых степеней научная специальности и отрасль науки ставятся в зависимость друг от друга — научная специальность (научные специальности) и отрасль науки, по которым выполнена диссертация, должны соответствовать научной специальности (научным специальностям) и отрасли науки, по которым диссертационному совету предоставлено право проведения защиты диссертаций.

Далее по тексту Положения везде говорится одновременно о научной специальности и отрасли науки. Например, диссертационный совет может отклонить представленную к защите диссертацию, если работа не соответствует научной специальности и отрасли науки (п/п «б» п. 20). Получается, что несоответствие только научной специальности или отрасли науки недостаточно для отклонения диссертации. В чем в таком случае принципиальная разница между этими двумя понятиями? При этом, в отличие от подзаконного регулирования, в Законе о науке совершенно определенно говорится, что ученые степени кандидата наук, доктора наук присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой (ст. 4). Об отрасли науки ничего не говорится!

Между тем имеет существенное значение то, в каком порядке должна утверждаться номенклатура науч-

39 Интересно, что в документах Федеральной службы государственной статистика (Росстат), в частности, в приказе от 18 июля 2019 г. № 410 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий» (см.: Вестник образования России. 2019. № 17) со ссылкой на номенклатуру появляется классификация областей наук (отметим, что понятием «область науки» номенклатура не оперирует). С одной стороны, можно сказать, что документ Росстата не имеет самостоятельного значения, с другой, все равно неясна причина различия подходов в группировке научных специальностей.

ных специальностей. Прямое указание в Законе о науке на то, что ученые степени присуждаются по научным специальностям в соответствии с номенклатурой, предполагает регистрацию соответствующего нормативного правового акта в Минюсте РФ40.

В настоящее время процедура регистрации приказа об утверждении номенклатуры в Минюсте РФ имеет важное функциональное назначение — обеспечение ее стабильности. При сложившихся реалиях и часто узкокорпоративных, увы, субъективных подходах, только за счет дополнительной опции в виде регистрации соответствующего приказа можно замедлить или даже остановить принятие заведомо обреченных на невостребованность научных специальностей. Такой подход имеет как свои несомненные плюсы (устойчивость научных специальностей), так и минусы, заключающиеся в относительно долгой процедуре изменения каждой отдельно взятой научной специальности. Парадоксально, но та самая «устойчивость научных специальностей» одновременно является минусом, поскольку тормозит развитие новых направлений. Например, в действующей номенклатуре есть целый ряд научных специальностей, по которым за последние несколько лет не было проведено ни одного научного исследования и не состоялось ни одной защиты диссертации. Более того, есть несколько научных специальностей, по которым не создано ни одного диссертационного совета. Убрать их, несмотря на очевидность подобного решения, из номенклатуры — дело довольно сложное, прежде всего из-за процедуры и последующей регистрации приказа. В то же время принять новую научную специальность так же непросто, как ликвидировать ненужную старую. Опасаясь, что взамен действительно ненужной и неактуальной научной специальности не удастся утвердить новую научную специальность, ученые предпочитают вообще ничего не менять. При этом в целях искусственного сохранения научных специальностей под ту или иную из них в последнее время специально подводятся защиты диссертаций. Получается, что диссертации создаются ради защиты. Наблюдается известный (часто неизбежный, но по другим причинам) разрыв между наукой и научным произведением в виде диссертации.

Номенклатура специальностей в современном виде как минимум не способствует современному развитию науки. Она как бы живет своей жизнью рядом с наукой.

Посмотрим внимательнее на «Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации» — ОКСВНК, который входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации. ОКСВНК гармонизирован с Международной стандартной классификацией образования (МСКО-2011) — Standard Classification of Education, утвержденной Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры от 5 сентября 2011 г. № 36 С/19, путем

40 Здесь следует обратить внимание на приказ Минюста Рос-

сии от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»

(Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 23).

установления соответствия объектов классификации ОКСВНК и объектов классификации МСКО-2011.

По форме заполнения ОКСВНК, как нетрудно убедиться, полностью соответствует номенклатуре. Сравним:

ОКСВНК

Наименование Отрасли науки, Код по МСКО-2011

Код КЧ отрасли науки, группы специальностей, по которым присуждается

специальности ученая степень

Номенклатура

Шифр Наименование групп Наименование отраслей

научных специальностей, науки, по которым

наименование научной присуждается ученая

специальности степень

ОКСВНК используется при решении следующих

задач:

1. планирования выпуска и приема специалистов в докторантуру;

2. статистического учета в РФ приема, выпуска и трудоустройства специалистов высшей научной квалификации;

3. интеграции системы подготовки специалистов высшей научной квалификации РФ в соответствующие международные образовательные структуры;

4. проведения международных статистических сопоставлений; д) статистического учета по линии ЮНЕСКО.

В декабре 1988 г. ЮНЕСКО утвердила документ, который называется Proposed International Standard Nomenclature for Fields of Science and Technology. Судя по всему, этот документ был принят под определенным влиянием советского опыта стандартизации системы научной аттестации. Здесь важно соблюсти все нюансы перевода. По нашему мнению, на русском языке документ звучит так — Рекомендованный ЮНЕСКО международный стандарт номенклатуры специальностей в области науки и техники. Обратим внимание, что номенклатура ЮНЕСКО не менялась более 40 лет.

Ориентируясь в той или иной степени на собственную номенклатуру, в 2011 г. ЮНЕСКО приняла Международный стандарт классификации образования, в котором есть 8-й уровень — докторантура или ее эквивалент. На этом уровне разрабатываются так называемые «продвинутые» классификации в области научных исследований. Строго говоря, система классификации науки, так называемый классификатор OECD (Organization for Economic Co-operation and Development — в русском сокращении ОЭСР), принятая в 2007 г. (о ней подробнее чуть ниже), стала естественным продолжением номенклатуры ЮНЕСКО, и в нее вписаны правила международной классификации образования, которые позже были стандартизированы в МСКО-2011.

Следовательно, научная номенклатура ЮНЕСКО остается действенным ориентиром для развития системы классификации и не меняется не потому, что она хо-

роша или плоха, а потому, что она — определенный этап международной стандартизации. Ее существование — это фактор преемственности.

Поговорим предметно об отечественном научном классификаторе. В ОКСВНК используется 3-х уровневая классификация: 1) отрасль науки; 2) группа специальностей; 3) специальность.

И, таким образом, дается (впервые) определение отрасли науки, группе специальностей и научной специальности.

Отрасли науки характеризуются наличием:

1. конкретного предмета исследований;

2. сферой интересов ученых;

3. организационных форм их кооперации;

4. научной периодики и других изданий;

5. системы подготовки кадров соответствующего профиля.

Классификация отраслей науки строится по их предметным, методологическим и функциональным признакам.

Группа научных специальностей «привязана» к понятию работников высшей квалификации и представляет собой более детализированную дифференциацию отдельных объемных отраслей наук, осуществляемую с той же целью — максимально точно охарактеризовать существенные отличия в направлениях творческой деятельности специалистов в пределах данной отрасли науки.

Наконец, научная специальность также прямо относится к понятию научных работников высшей квалификации и рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных на базе высшего образования в результате проведения самостоятельной творческой работы по постановке и решению определенных профессиональных задач в рамках конкретной отрасли наук, заканчивающейся публичной защитой диссертации соискателем ученой степени на заседании диссертационного совета.

Получается, что научная специальность нужна только для защиты диссертации.

ОКСВНК основан на номенклатуре специальностей. При этом ОКСВНК41 использует номенклатуру специальностей научных работников, хотя, как было показано выше, в настоящее время существует номенклатура с другим названием — номенклатура научных специальностей. Значит, ОКСВНК работает по старой номенклатуре. Разработку изменений к ОКСВНК обеспечивает Минобрнауки РФ в соответствии с Правилами стандартизации, определенными в приказе Росстандарта от 14 декабря 2005 г. № 311-ст42. И, хотя по своим основным количественным и качественным характеристикам старая научная номенклатура мало отличается от новой, примечательно, что для ОКСВНК критерием является не научная специальность, а специальность научных работников. При этом на протяжении 7 лет от этого несоответствия никто не пострадал. Более того, этого никто даже не заметил.

41 Принят и введен в действие приказом Росстандарта от 17 декабря 2013 г. № 2255-ст.

42 Правила стандартизации. Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов.

Вернемся к двум понятиям, которыми оперирует ОКСВНК: специальность высшей научной квалификации и научный работник высшей квалификации.

Ни то, ни другое понятие не встречается ни в одном другом нормативном правовом акте. Действует приказ Минобрнауки РФ с длинным названием «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации...», из которого понятно, что речь идет об обучении в аспирантуре и адъюнктуре43. Но здесь, как и в ряде других документов рангом значительно ниже (информационные письма, например), не говорится о научных работниках высшей квалификации. Следовательно, ОКСНВК ввел совершенно новые виды учета, по которым собирается информация; т. е. как научных работников высшей квалификации, так и специальности высшей квалификации — нет, но информация об этом — имеется.

Таким образом, мы подходим к главному: что такое номенклатура научных специальностей, и как она соотносится с другими видами классификаций, а если говорить определенно, — как она соотносится с общероссийским классификатором научных специальностей (научным классификатором)?

Как мы уже отметили выше, номенклатура специальностей, как и любая иная научная номенклатура и любая номенклатура в праве вообще, основана на классификации; по существу, это имеющий определенное правовое значение классификатор. Из-за того, что на определенном этапе научной номенклатуре стали придавать гипертрофированное значение, она стала жить по собственным законам и влиять на научные процессы, что, по меньшей мере, странно.

В результате — чего быть не должно — мы получили эффект, когда научная номенклатура определяет развитие научных направлений. Хотя, по логике вещей, всё должно быть как раз наоборот. Научные изыскания в той или иной области, по идее, должны приводить к их фиксации в виде неких задокументированных названий. Не хвост же, в конце концов, виляет собакой. Нельзя с помощью классификатора манипулировать наукой. Как мы отметили выше, задача номенклатуры (классификатора) — облегчить взаимодействие с явлениями внешнего мира, но не поставить рамки; в этом смысле любая номенклатура (классификатор) должна иметь определенную степень гибкости. Эта гибкость, очевидно, зависит от сферы, в которой применяется номенклатура (классификатор).

В этой связи возникает резонный вопрос: насколько нужна номенклатура специальностей?

При ответе на поставленный вопрос нельзя обойти такое явление, как FOS-классификатор — «Пересмотренная область классификации науки и технологий, руководство Фраскати»44. Нет необходимости останав-

43 Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 3 ноября 2016 г.

44 В 2002 г. во Фраскати (Италия), начала свою работу группа экспертов по науке и индикаторам технологий во главе с голландским ученым Яном К. Г. Ван Стееном. В рабочую группу входили не только эксперты, но и представители ЮНЕСКО и статистической службы Ев-ростат. Была поставлена задача пересмотреть FOS-классификатор (а

ливаться на общих принципах FOS-классификатора. Важно отметить следующее. Согласно позиции самих разработчиков, научный классификатор необходим для систематизации исследований в области науки и технологии. Научный классификатор следует использовать для расходов на исследования на государственном, частном уровне и на уровне финансирования со стороны коммерческих предприятий. Разработчики призывают проводить различие между национальными и международными целями при использовании научного классификатора. При этом конкретные названия научных областей и специальностей направлены не на механическое согласование данных, а на достижение минимального уровня сопоставимости результатов научных исследований на международном уровне. Кроме того, задача научного классификатора состоит в достижении баланса между потребностями исследователя (ученого) и необходимостью минимизировать административную нагрузку на него, связанную со статистическими отчетами. Поэтому при составлении научного классификатора был принят максимально прагматичный подход, и была предпринята попытка сделать все для того, чтобы количество и значение двухзначных категорий научных областей и специальностей было низким, а не высоким. Как видно, несмотря на отсутствие строгих ограничений при написании и защите диссертаций, связанных с научной специальностью, ведущие страны не могут обойтись без классификации области научных исследований.

На самом деле, именно эти задачи должна выполнять отечественная номенклатура специальностей — научный классификатор. Превращение ее в нечто большее, чем она должна быть (из классификатора в стратегию), приводит к нерациональным результатам, необоснованной трате сил и средств, защите диссертаций ради самой диссертации и многим другим последствиям, некоторые из которых по уровню и характеру своей невостребованности даже не поддаются определению.

Например, отечественный перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций (так называемый перечень ВАК), утверждается приказом Минобрнауки,45 который должен быть зарегистрирован в Минюсте (регистрация, как мы полагаем, нужна для тех же целей, для чего регистрируется приказ о научной номенклатуре). При этом одно из требований к отечественным научным изданиям состоит в указании научной специальности, по которой в них будут публиковаться научные статьи (в соответствии с научной номенклатурой, разумеется) — п.7, п/п «в» п. 11 и другие пункты Правил формирования перечня рецензируемых научных изданий. Одновременно в этом же приказе говорится, что научные журналы (не только и даже не столько отечественные, сколько зарубежные), которые входят хотя бы в одну из международных баз данных (Web of Science, Scopus и ряд других) освобождаются от

«Field of Science» classification), т. е. научный классификатор. Спустя 5 лет 26 февраля 2007 г. под эгидой ОЭСР, о чем говорилось выше, был принят FOS-классификатор — «Пересмотренная область классификации науки и технологий, руководство Фраскати».

45 Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru, 28.04.2017.

этой обязанности, т. е. научные статьи в них можно публиковать по любой научной специальности (п. 5 указанных выше правил).

Таким образом, в современной отечественной номенклатуре специальностей введено непонятное с точки зрения развития науки ограничение (искусственно ставится затруднение для публикации статей на междисциплинарные темы или на темы, которые могут вообще не укладываться в конкретные научные специальности). Более того, отечественные научные издания ставятся в заведомо невыгодное (даже с точки зрения коммерческих рисков) положение по сравнению с зарубежными научными изданиями. Таким образом, номенклатура используется для целей, для которых она совершенно не предназначена, или, во всяком случае, не на эти цели должна быть направлена; ее жесткость и детализация предопределяет подобные перекосы ее применения.

В FOS-классификаторе говорится: неправильно думать, что можно разработать научную классификацию, которая удовлетворит все возможные потребности всех участников научной деятельности. Это связано, с одной стороны, с разными взглядами ученых, в том числе, на одни и те же проблемы, с административной системой организации науки в разных странах, с субъективным восприятием научного классификатора отдельными его пользователями. С другой стороны, динамика самой науки, например, появление междисциплинарных наук предопределяет несовершенство любой классификации. Таким образом, как обоснованно утверждают разработчики FOS-классификатора, окончательная классификация представляет собой компромисс между различными точками зрения и потребностями ее пользователей.

В FOS-классификаторе практически во всех областях научных знаний последним элементом значится понятие — «другие науки». Представляется, что разработчики FOS-классификатора тем самым хотели подчеркнуть неопределенность собственной системы стандартизации; сделано это для того, чтобы новые научные направления и даже области научных знаний не чувствовали себя ущемленными, не вписываясь в ту или иную графу классификатора.

5 . Ignoramus (вместо заключения)

Существующая номенклатура специальностей входит в естественное противоречие с одним из основополагающих подходов к развитию современной науки — каждое новое знание свидетельствует о том, что мы еще крайне мало знаем, и еще меньше пониманием то, о чем мы знаем.

Современная наука разрушила условности и границы. Едва ли не любые исследования связаны с решением научных задач одновременно по нескольким направлениям. Именно поэтому номенклатура научных специальностей должна быть гибкой. Не номенклатура должна определять зависимость ученого от нее, а ученый должен определять необходимость введения, коррекции научной специальности, ровно так же, как и отказ от

научной специальности, подтвердить значимость которой ученому не удалось. С одной стороны, она должна предельно точно показывать генеральные направления развития науки, чутко отзываясь на потребности науки с учетом мировых тенденций и практических задач современности46. С другой стороны, механизм функционирования научной номенклатуры должен предполагать возможность коррекции научных специальностей. При этом, номенклатура не должна мешать появлению новых научных специальностей.

При таких условиях возрастает роль и значение паспортов научных специальностей. Именно здесь должны быть сосредоточены все нюансы конкретной научной специальности, здесь должны иметь место пересечения научных направлений, дублирование предмета исследований с другими смежными научными специальностями. Если говорить условно и упрощенно, в паспортах научных специальностей должны проявиться в максимальном объеме (при этом концентрированно) научные фантазии и иллюзии ученых.

На наш взгляд, для пользы дела необходимо «легализовать» научные паспорта в качестве элемента номенклатуры в Законе о науке и подзаконных актах, регулирующих вопросы государственной системы научной аттестации. Для создания гибкой номенклатуры, для паспортов необходимо:

1. создать легитимный «мягкий» режим их принятия (принимаются рекомендацией ВАК при Минобрнауки РФ);

2. обеспечить максимально широкий спектр их обсуждения (разрабатываются экспертными советами ВАК на основе поступивших из научных и научно-образовательных организаций предложений);

3. организовать их общественное принятие (паспорта проходят рецензирование всех экспертных советов ВАК);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. разработать прозрачный механизм их функционирования (паспорта публикуются в Вестнике ВАК и на сайте ВАК);

5. иметь возможность быстро дорабатывать и менять их редакцию в случае необходимости.

Вытекающим из нового подхода к формированию номенклатуры специальностей будет вопрос финансирования науки в целом и научных изысканий в конкретной области в частности. Поскольку финансирование прямо связано с научными отраслями, группами научных специальностей и специальностями, полностью отказаться от такого принципа его формирования не удастся, и, наверное, в этом нет необходимости. В то же время следует пересмотреть отдельные подходы в этом направлении.

46 Как отмечают исследователи, вводя новые специальности, и, группируя те из них, которые устоялись в науке, благодаря номенклатуре создаются предпосылки для концентрации усилий научного сообщества на развитие перспективных научных исследований (см.: Пахомов С.И., Фомин Г.Б., Аристер Н.И. Изменение номенклатуры специальностей научных работников и перерегистрация сети советов по защите докторских и кандидатских диссертаций // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 2. С. 39).

В Законе о науке необходимо полностью пересмотреть подход к номенклатуре; требуется, в том числе, указать в законе все случаи ее использования.

Процесс утверждения номенклатуры в настоящее никак не регламентирован. Такой порядок должен быть формализован в Законе о науке и принятых в его развитие подзаконных нормативных актах. Мы полагаем, что здесь следует придерживаться следующих подходов.

Во-первых, в силу значения номенклатуры для развития науки ее утверждению должна предшествовать качественная научная экспертиза. В ходе ее проведения требуется тщательное обсуждение всех отраслей и всех научных специальностей при активном участии ведущих ученых в соответствующей области знаний. Приоритетами при этом должны стать не личные амбиции, а, прежде всего:

1 выполнение стратегических задач, поставленных государством;

1 востребованность конкретной специальности наукой и практикой; 1 стимулирование междисциплинарных исследований;

1 очевидность критериального выделения специальности;

1 интеграция с международными классификаторами и прежде всего с FOS-классификатором.

Номенклатура специальностей должна обеспечить, чтобы никакая научная специальность не мешала научному творчеству, чтобы автор диссертации мог сосредоточиться на ее содержании, а не на критериях отнесения выполняемой работы к узкому формальному определению научной специальности.

Во-вторых, проект номенклатуры должен разрабатываться ВАК и утверждаться Минобрнауки РФ в рамках специальной процедуры, при участии ведущих специалистов из числа председателей экспертных советов ВАК, а также ученых, представляющих отраслевые сессии Президиума ВАК.

Итоговый документ Минобрнауки РФ о номенклатуре научных специальностей (приказ) должен состоять из трех неравных по объему и значению частей: 1 первая часть приказа определяет области знаний и группы научных специальностей; именно эта часть приказа должна регистрироваться в Минюсте РФ; 1 вторая часть приказа устанавливает конкретные научные специальности, на основании рекомендаций ВАК; эта часть приказа в Минюсте РФ не регистрируется;

1 третьей частью номенклатуры становятся паспорта научных специальностей, которые действуют на основании рекомендации отраслевой научной сессии Президиума ВАК. Паспорта согласовываются с Минобрнауки РФ, но приказом не оформляются. Это позволяет придать номенклатуре нужную гибкость, поскольку уточнить редакцию паспорта можно в любой момент, как по инициативе соответствующего экспертного совета ВАК, так и по инициативе Ми-нобрнауки РФ.

Предлагается рассмотреть следующий порядок принятия номенклатуры научных специальностей (ал-

горитм действий), который должен найти отражение в

изменениях в Закон о науке:

1. Минобрнауки РФ определяет отрасли науки и группы научных специальностей на достаточно отдаленную перспективу (научные специальности 1 и 2 уровня) во взаимодействии с ВАК (принимает соответствующие рекомендации для Минобрнауки РФ) и Российской академией наук (проводит научную экспертизу и дает по его результатам научное экспертное заключение и рекомендации);

2. научные специальности 1 и 2 уровня утверждаются отдельным приказом Минобрнауки РФ и регистрируются в Минюсте РФ как научные специальности высшей научной квалификации (отрасли науки и группы научных специальностей);

3. ВАК с помощью экспертных советов разрабатывает научные специальности 3 уровня, основанные на утвержденном приказе по научным специальностям 1 и 2 уровня;

4. научные специальности 3 уровня (научные специальности) принимаются на заседании ВАК в виде рекомендаций для Минобрнауки РФ, которое их утверждает своим приказом Минобрнауки РФ; этот приказ не требует регистрации в Минюсте РФ;

5. на основании указанных двух приказов Миноб-рнауки РФ и ВАК с помощью экспертных советов

разрабатывают паспорта научных специальностей, которые принимаются Президиумом ВАК на научно-отраслевых сессиях, с последующим их утверждением на общем заседании;

6. Минобрнауки РФ готовит для направления в Рос-стандарт итоговый документ, в котором будут объединены научные специальности 1,2 и 3 уровня под единым названием — «номенклатура научных специальностей»;

7. Росстандарт совместно с Минобрнауки РФ на основании международных стандартов определяет классификацию представленных научных специальностей и издает приказ об утверждении Общероссийского классификатора специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК — научный классификатор).

Предложенный механизм принятия номенклатуры специальностей позволит решать стратегические задачи, поставленные в сфере науки государством, и предоставит больше возможностей для решения задач национального проекта «Наука» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) по всем определенным в нем направлениям.

Литература

1. Власенко Н.А., Мацкевич И.М. Номенклатура и паспорт научных специальностей по юриспруденции. М., Проспект. 2019. 184 с.

2. Габов А.В. Государственная система научной аттестации как предмет правового регулирования в постсоветское время // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2020. Выпуск 2. С. 48—88.

3. Драчук М.А. Роль профессиональных стандартов в построении современной нормативной модели рынка труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 50—53.

4. Касавин И.Т. Дисциплинарные классификации и нормативное регулирование науки // Epistemology & Philosophy of Science. 2018. № 1. С. 23—30.

5. Мульченко З.М. Исследование информационных потоков в науке на основе библиографических ссылок : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Моск. гос. ин-т культуры. М., 1970. 27 с.

6. Налимов В.В., Мульченко З.М. Наукометрия. Изучение развития науки как информационного процесса. М., Наука, 1969. 192 с.

7. Пахомов С.И., Фомин Г.Б., Аристер Н.И. Изменение номенклатуры специальностей научных работников и перерегистрация сети советов по защите докторских и кандидатских диссертаций // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 2. С. 39—45.

8. Сиротюк В.А. Объекты стандартизации информационного обеспечения природопользования // Геоинформатика. 2003. № 3. С. 48—51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.